Предыстория массовой культуры древний рим. Художественная культура древнего рима кратко

Культура Древнего Рима существовала с 8 в. до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Некоторые известные культурологи (О. Шпенглер, А. Тойнби) полагали, что Рим не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Более обоснованным, однако, представляется взгляд, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского, подчинив себе практически все Средиземноморье. Следствием этого стали веками длившиеся войны с соседями, в которых участвовало подряд несколько поколений римских граждан.

Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. В них сообщалось, что после гибели Трои (Малая Азия, территория современной Турции) некоторые троянцы во главе с царем Энеем бежали в Италию. Там Эней основал город. Другое предание гласит, что царь был свергнут своим братом. Новый царь, боясь мести со стороны детей и внуков Энея, принудил его дочь Сильвию стать весталкой (жрицей богини Весты), которые давали обет безбрачия. Но у Сильвии от бога Марса родились сыновья-близнецы - Ромул и Рем. Их дядя приказал бросить мальчиков в р. Тибр. Однако волна выбросила близнецов на берег, где их вскормила молоком волчица. Затем их воспитывал пастух, а когда они выросли и узнали о своем происхождении, то убили коварного дядю, вернули царскую власть своему деду и основали город на Палатинском холме на берегу Тибра. По жребию город получил название от имени Ромула. Позже между братьями возникла ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, разделил граждан на патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), создал войско. Днем основания Рима римляне считали 21 апреля 753 г. до н. э., именно от него римляне вели свое летоисчисление.

В действительности имя «Ромул» было образовано от названия города, а не наоборот. Территория Апеннинского полуострова со 2 тыс. до н. э. была заселена индоевропейскими племенами, пришедшими из Центральной Европы (италики, сабины, латины и др.), позже в область современной итальянской Тосканы пришли этруски (расены, туски) - племя неевропейского происхождения, споры о происхождении которых ведутся до сих пор. Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Этруски были как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками. Именно от них римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, «римские» цифры, одежду-тогу и мн. др. (характерно, что даже «Капитолийская волчица», вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

В культуре Рима выделяются 2 периода:

  • 1) культура царского и республиканского времени (от основания Рима в 8 в. до н. э. до 30 г. до н. э.);
  • 2) культура императорского Рима (с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э.).

В отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и расцвета римской культуры. У древних римлян существовал обычай переманивать богов враждебных племен с помощью определенной формулы и учреждать им культ. Так, в Рим перешли многие боги италийских и этрусских городов, а позднее - антропоморфные боги древних греков, которых римляне переименовали, сохранив их функции: так Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Посейдон - Нептуном, Гермес - Меркурием, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Дионис - Вакхом и т. д. Исконно римскими богами, указанными в жреческих книгах, были божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, первого крика ребенка и др. Римляне верили также в души умерших, покровительствующих своему роду (маны), в непогребенные души, не находящие себе покоя (ларвы или лемуры), в божества, охраняющие дом и семью (лары), в хранителей домашнего очага (пенаты). Хранителем человека, формирующим его характер и сопутствующим ему всю жизнь, был Гений, которому посвящался день рождения римского гражданина. Своего Гения-покровителя имели города, общины, семьи. Древнейшим италийским богом, принявшим у себя свергнутого Сатурна, отца Юпитера, бога земледельцев и урожая, считался Янус. Его изображали двуликим.

К своим богам римляне относились небескорыстно. Но главными для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности.

С ранних лет римскому гражданину внушались идеи конкора - согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемой в ходе развития римского права, и его покровительницы - богини Юстиции, верности нравам предков, доблести. Реальные исторические деятели раннего Рима стали образцами для подражания. Так история становилась мифом, а миф - историей.

В первый период римской истории и культуры - эпоху правления семи царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) произошел переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу. В 510 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого, Рим стал городом-государством (цивитас), которым управлял сенат в количестве 300 человек, народное собрание (комиции), во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на 1 год.

Образованная в 510 г. до н. э. аристократическая рабовладельческая Римская республика просуществовала до 30-х гг. н. э. Затем наступил период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера или драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки» как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Одним из высших достоинств римлян была воинская доблесть. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к 1-му веку до н. э. после завоевания эллинистической Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов, и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись. Следует, однако, отметить, что в отличие от греческой, римская культура является гораздо более рациональной, прагматичной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же - чтобы измерять земельные участки».

Греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Основные принципы римской архитектуры использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Произошло это благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Сначала возводились 2 параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (75-80 гг. н. э.), в его амфитеатре (отличался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно возвышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной) одновременно могли разместиться 50 тыс. зрителей. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Зрелища занимали в жизни римлян очень большое место. Римские зодчие обращались к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой воплощали идеи могущества государства и императорской власти: форумы (от лат. «fora» - центр города), триумфальные арки, базилики, цирки, термы, амфитеатры. В императорский период каждый из императоров, следуя примеру Юлия Цезаря, строил свой форум, украшенный триумфальными арками, мемориальными колоннами и памятниками, прославлявшими деяния императора. В ансамбль форума входили также храмы и библиотеки, площади для массовых собраний. Создаются и новые типы жилища: виллы (загородные дома для патрициев), домусы (городские дома для богатых римлян), инсулы (многоэтажные дома для римской бедноты).

Одним из самых посещаемых мест в Риме, особенно во времена Римской империи, были термы (бани). Это комплекс построек, окруженных садами, стадионами, аллеями для прогулок, библиотеками; в термах выставлялись произведения искусства, выступали риторы и поэты. Из 11 терм императорского Рима прославились своей роскошью, стенными росписями и мозаиками термы императоров Тита и Каракаллы.

Велики достижения римского художественного гения и в области скульптурного портрета, ведущего свое начало от этрусков, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом (канопа), а также от восковых масок умерших римлян. В отличие от греков, стремившихся к типизации, римские скульпторы стараются не льстить своим моделям даже тогда, когда создают идеальный образ, точно передавая самые примечательные особенности внешнего облика. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

Римская наука имела прикладной характер. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Менелай Александрийский, Гален, Диофант. Своеобразной энциклопедией, обобщившей естественно-научные познания о мире и человеке, стало огромное сочинение Плиния Старшего (23-79 г. н. э.) «Естественная история» в 37 книгах.

Одной из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры является римское право. С одной стороны, оно поставило в центр правоотношений интересы индивида-собственника, а с другой - выработало ценностную основу правопорядка, содержание которого составили:

  • - справедливость, равенство;
  • - целесообразность;
  • - добросовестность;
  • - добрые нравы.

Римскому праву были свойственны точные формулировки, оно достигает совершенных правовых форм, его решения обоснованы, а термины и понятия составляют основу современной юриспруденции. Анализ случаев из древнеримской правовой практики и сегодня способствует развитию юридического мышления, оттачивает аргументацию «за» и «против», систематизирует логические обобщения.

В 1-м в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика, или искусство политического и судебного красноречия, что явилось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом.

Риторика становится ступенькой на пути вхождения в римскую элиту. Самым ярким оратором Рима был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Для населения империи был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю и высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Развитие римской литературы прошло несколько этапов. Во время царского и частично республиканского периодов литературное творчество существовало в виде культового песнопения, родового эпоса, примитивной драмы, юридических текстов. Первым известным римским писателем, имя которого дошло до нас был Аппий Клавдий Цек (ок. 300 г. до н. э.). Ливий Андроник, греческий раб, вольноотпущенник (конец 3 в. до н. э.), перевел «Одиссею» и тем самым положил начало созданию римской литературы по греческому образцу. Заметного развития позже достигла драматургия (комедии Плавта и Теренция). Первым римским прозаиком считается Катон Старший, написавший на латинском языке историю Рима и италийских племен. Цицерон своей писательской и ораторской деятельностью открыл эпоху, которую принято называть эпохой «золотой латыни». Во времена первого римского императора Октавиана Августа (1 в. до н. э.) расцвет литературы, названный «золотым веком римской поэзии», был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Знаменитая поэма Вергилия «Энеида» о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа (царе Энее) возвеличивала особую историческую миссию Рима, прославляла римский дух и римское искусство. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

В конце 2 в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. С 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Жестоко гонимое и преследуемое на первых порах христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в 4 в. н.э. стало официальной религией Римской империи.

С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, вандалов, франков, гуннов, германцев и др. Восточная часть Римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

Греко-римская античность (9 в. до н. э. - 5 в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:

богатейшее мифотворчество;

опыт демократического устройства общества;

систему римского права;

непреходящие произведения искусства;

законы истины, добра и красоты;

многообразие философских идей;

обретение христианской веры.

Персоналии: Геродот, Эзоп, Аристотель, Платон, Сократ, А. Македонский, Ю. Цезарь.

Контрольные задания

  • 1. Рассмотрите отличия между греческой и римской архитектурой.
  • 2. Почему греческую культуру называют «культурой философов», а римскую «культурой риторов»?
  • 3. Перечислите 7 чудес света в представлении античного общества.
  • 4. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки древнегреческой культуры, сопроводите свой рассказ характеристикой их произведений.
  • 5. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки римской цивилизации, сопроводите рассказ характеристикой их творений.
  • 6. Подготовьте презентацию по любому из аспектов данной темы.
  • 7. Что сделало возможным «греческое чудо»? Изложите Вашу версию.

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.


Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери – волчице . Рим это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь , который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут»; и благородный Тит , который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

Культура Древнего Рима формировалась в VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.Рим – это государство, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в 753 г. до н. э , и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии . Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже – провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки.

Характерные черты и особенности древнеримской культуры. Характерными отличительными особенностями культуры Древнего Рима являлось то, что римляне:

· Создали свою систему идеалов и ценностей , главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как о высшей ценностии т. д.;

· Всячески возвышали роль и ценность закона , непреложность его соблюдения. Политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений . В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к “правовому государству”. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527–565 гг.). Для римлян общественные интересы были выше интересов индивида;



· Усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства ;

· Римляне, в отличие от эллинов, были гораздо более воинственными. Воинская доблесть являлась главным средством и основанием для успеха в политике, для занятия высокого положения в обществе.*

* В римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях гражданин воевал. Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (res publica – общественное дело).

Благодаря завоевательным войнам Рим превратился из городка в мировую империю. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Однако войны обеспечивали римлянам не только защиту колоний (как это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

· В отличие от греческой римская культура является гораздо более рациональной и приземленной , направленной на практическую пользу и целесообразность. Римляне ничего не уважали, считал Т. Моммзен, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. По словам Цицерона «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне – чтобы измерять земельные участки»;

· В области духовной культуры можно отметить особое место так называемого «римского мифа», выступавшего как «Римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город»;

· В философии и науке для римлян были важны не теоретические изыскания, а обобщение и систематизация знаний , создание многотомных энциклопедий.

· В скульптуре римляне придавали своим произведениям неповторимые индивидуальные черты . Римские писатели создали новый жанр – жанр романа , римские зодчие – прекрасные памятники архитектуры. Римляне овладели разнообразными приемами строительства . Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры.

В культуре Древнего Рима принято выделять следующие периоды :

1. Культура монархического (царского) или архаического периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода Республики(V - I вв. до н. э.).

3. Культура периода Империи (I - V вв. н. э.).

На формирование римской культуры заметное влияние оказали:

· Соседние италийские города в некоторых обычаях, ритуалах, прикладном искусстве;

· Этруски – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов и других обычаях;

· Греки – в религиозных обычаях и ритуалах, в искусстве, философии и науке.

Культура царского периода. С момента основания Рима начинается первый, царский период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа.

Начальную историю монархического, или «царского» Рима связывают с реформами рекса (выборного вождя) Сервия Туллия . Во главе государства стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял Сенат . Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв. до н. э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый . Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. При них произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера . Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом - в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака , которая служит “вечному городу” и поныне. Возведен первый цирк для гладиаторских игр . От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры , способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога , форма дома с атрием - внутренним двориком - и т. д.

Культура эпохи Республики . В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права . В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты .

С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.) или Цезаря (100-44 до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.

Религия. Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков, семейных божеств, божеств-духов. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), хранившиеся в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус , изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала.

При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные (личностные), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов, прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны, выполнят просьбы молящегося. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Архитектура. От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее. В V-IV в. до н. э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф . В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор . Во II в. до н. э. римскими строителями был изобретен бетон , что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера (прямоугольного здания с четырех сторон окруженного колоннами), в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды , т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным элементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колонн. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея , первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н. э.).

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны , воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках (от лат. aqua - вода и duco - веду) - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка , получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н. э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки (например, базилика Цезаря (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви)).

Скульптура. С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета . Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Римлянами были созданы тип статуи тогатус , изображавший оратора в тоге, и бюсты. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря . Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.

Литература. Наряду с народным италийским творчеством на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме , причем преимущественно жанру комедии . Власти боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драма­тических авторов не жаловали.

В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия . Одним из первых римских поэтов был отпущенник Ливий Андроник , грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами - масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Плавта и Публия Теренция (III-II вв. до н. э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Плавту принадлежат слова: «Человек человеку - волк, до тех пор, пока он не поймет своей сущности».

Классиком римской литературы III - II вв. до н.э. был Квинт Энний , воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк КатонСтарший (II в. до н.э.). В отличие от многих своих современников, Катон враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Катулла . Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба и любовь.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический . Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н. э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”, точнее, историю римских войн и побед.

В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые лучше других отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей («Заговор Катилины»). Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру. Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Варрон (I в. до н. э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды.

Во II-I вв. до н. э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии . Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков .

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист. Поэма насыщена афоризмами, например: «Что пища для одного, отрава для другого». Лукреций Кар писал о естественном, т. е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика , искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира , литературный жанр чисто римского происхождения . Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н. э.).

Культура Империи. В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август, ставший первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом ). Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огром­ную империю, включающую в себя восточное Средиземномо­рье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим стано­вится мировой столицей.

Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров , объявлявшихся после смерти божественными , и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи.

Философия. В период Римской империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм и стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главными фигурами эпикуреизма были Лукреций и Цицерон . Эпикуреизм призывал наслаждаться жизнью, ибо после смерти не будет главного источника наслаждений - самой жизни. Среди знати особенно популярен был стоицизм , основными представителями которого в это время были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоицисты проповедовали учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья.

Наука. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея , создавшего всемирно известную геоцентрическую систему мира. Плиний Старший создал «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Литература. Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Этот период римской литературы представлен именами замечательных писателей: Апулей , автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы», или «Золотой осел» ; Плутарх знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий, философы и историки Сенека,Плиний Младший и др. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный первого римского императора Августа - Гай Меценат , чье имя стало нарицательным.

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Вергилий Марон Публий , к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. Вергилию принадлежит произведение «Буколики» (пастушеские песни), поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Самое прославленное произведение поэта - это героическая поэма «Энеида» , провозглашавшая идею мирового господства Рима, прославлявшая победы и величие Августа и ставшая самым популярным памятником римской литера­туры.

Поэзия Горация стала образцом для европейской лирики. Не менее знаменит римский поэт -Овидий. Особенно славятся его «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев.

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию принадлежит труд «История Рима». Крупный римский историк Тацит -автор работ «Анналы», «История», «Германия», Светоний - “Жизнь двенадцати цезарей”.

В Риме появился жанр романа , который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни раз­ных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях ге­роев.

Архитектура. Ориентация на греческое классическое наследие была характерна и для архитектуры. Но, в отличие от греков, вытесывавших все элементы де­кора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кир­пича и бетона, а затем навешивали на них мраморную обли­цовку. Известные слова Августа о принятии Рима кирпичным, а оставлении потомкам мраморным, отражают именно этот новый метод строительства.

Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов , создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т. д. Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей , или амфитеатр Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.

Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита , воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н. э.

По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон , сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским , он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Храм освещался через отверстие в купо­ле диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В даль­нейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.

Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях и Геркулануме, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

Скульптура. Период Империи в художествен­ной культуре Рима был ознаменован расцветом неоаттической школы в скульптуре, мастера которой вновь об­ратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Сложилось новое направление в скульптуре, кото­рое получило название августовский классицизм . Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий и монументальность, скупые ли­нии и крупные формы. В лице выделялось самое характерное. Иногда выразительно­сть доходила до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта, отмечая, т. о., холодную жестокость деспота.

Искусство мозаики. Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики . Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда там, в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Римляне также заимствовали это искусство у греков.

В эпоху Империи римская художественная культура продолжала развиваться. Однако в духовной культуре уже в I в. н. э. появились симптомы наступающего кризиса. К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Неслучайно уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели обще­ство было обречено на гибель.

Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превраща­ется в исторически первую форму общества потребления. Зна­менитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ гру6ых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения.

Культура Поздней Империи. В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы . Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль.

Установление в конце III в. н. э. в Римской империи неог­раниченной монархии домината, предполагавшей отношение к императору, как к божеству, сформировало новые особенности скульптуры этого периода. Так, например, мо­нументальная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия , стала воплощением идеала гражданственности, без­различия к славе и богатству.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики . Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Однако новая религия уже не смогла спасти римскую культуру, так как ее кризис был слишком глубоким и не обратимым. В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). А в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская Империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.

Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды:

1. Царский период (753 - 510гг. до н.э.);

2. Период Республики (510 - 31гг. до н.э.);

3. Период Империи (31г. до н.э. - 476г. н.э.).

Эллинистические государства, возникшие в IX в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II - I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

Этрусская культура

В начале I тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки - на юге, финикийцы - на острове Сицилия. Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. Этруски создали федерацию городов - государств. Каменные стены и здания с купольным сводом, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированным по странам света. Многочисленные памятники культуры этрусков - гробницы, украшенные многоцветными росписями со сценами повседневной жизни и религиозными мотивами. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты. Высокого уровня достигала и керамика - это «зачерненные» при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Пантеон богов в основном соответствовал греческому. Жрецы проводили особые ритуалы гадания: по печени приносящихся в жертву животных, полету птиц, по направлению удара молнии и т.д. Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII - VI вв. до н.э.).

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753г. до н.э. - времени основания города Рима. Город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры. Религия была анимистической - признавала существование возможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшееся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Культура Рима в период республики

Этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи (бритье бороды, короткая стрижка волос). Происходит замена старого этрусского алфавита греческим. Вводится медная монета по греческому образцу. Возникло ораторское искусство. Римские боги отождествляются с греческими, в богах римляне персонифицировали природные и общественные явления. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Среди многих поэтов того времени особое место занимают Лукреций и Катулл . Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой культур. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Широко применялись арки, своды и купола, наряду с колоннами использовались столбы и пилястры. Начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Происходит активное возведение акведуков, мостов. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве.

Культура Рима в период Империи

Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Для религии характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными. Больших успехов добилась медицина, врач Гален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Два самых известных римских архитектурных памятника того времени: Колизей (самый большой амфитеатр античного мира) и Пантеон (храм во имя всех богов). Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных улиц украшались росписью или мозаикой. Особое распространение получила портретная скульптура. В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в конце III в. охватывает все государство. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. В это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. В 395г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Восточная Римская империя существовала до 1453г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности.




Top