Презентация биография свиридова георгия васильевича краткое содержание. Презентация на тему «Свиридов Георгий Васильевич

Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964) «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968) «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965) Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Сюита «Время, вперёд!» (1965) - тема заставки программы "Время", выпуска новостей СССР в 21 час. «Маленький триптих» (1966) Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973) «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976) Гимны Родины для хора (1978) 25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979) "Ночные облака", кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) "Ладога", поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) "Песни", концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) "Петербург", вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Cлайд 4

Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.

Cлайд 5

Cлайд 6

По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно-этического содержания - вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г.

Cлайд 7

Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) Соната для фортепиано (1944) Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Партита Ми минор Партита Фа минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)

Cлайд 8

Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее - совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы - это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В.

«Конкурс презентаций «Великие люди России» Номинация: Другие великие люди России Название: Жизнь и творчество Свиридова Георгия Васильевича. Работу подготовила: Панкеева Людмила Анатольевна, учитель истории и Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» обществознания

Слайд 2

Биография Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух,

Слайд 3

Биография С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». «Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 4

Творчество Георгия Васильевича «Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа» Свиридов Георгий Васильевич Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Слайд 5

Самым непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» - Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 6

Произведения В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кинотеатральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» . В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские песни" (на слова А. Блока) .

Слайд 7

Фильмография Георгий Свиридов - автор музыки к тринадцати фильмам.  «Поднятая целина» (1940)  «Пржевальский»(1951)  «Римский- Корсаков»(1952) «Великий воин Албании Скандерберг» (1953) «Полюшко-поле»(1956)  «Красная площадь»(1960) «Воскресенье» (1961)  «Русский лес»(1964)

Слайд 8

Фильмография «Метель» (1964) «Время, вперед!» (1966) «Доверие» (1976) «Царь Федор Иоаннович» (спектакль Малого театра) (1981) «Красные колокола». Фильм 2. «Я видел рождение нового мира» (1982) Композитор некоторое время входил в съёмочную группу «Золотого теленка»: он создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»).

Слайд 9

Последние годы жизни В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. «Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 10

В память о Свиридове… Памятник уроженцу Курска, композитору, Народному артисту СССР Георгию Свиридову (скульпторы – Николай Криволапов и Игорь Минин) появился на пересечении улиц Ленина и Золотой в 2005 году и стал первым «сидящим». На тот момент все монументы в центре Курска были вертикальными. Выбор места неслучаен. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. На нем высечены слова композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Слайд 11

В память о Свиридове… В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

Слайд 12

В память о Свиридове… В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени. В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие » имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. В Тольятти с 1995 года работает МБУ ДО школа искусств, которой в 2006 году было присвоено имя Г. В. Свиридова. В городе Петрозаводске(столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л.Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998). Имя «Георгий Свиридов» носит Airdus A320 (б/н VP-BDK).

Слайд 13

Свиридов Г.В.- великий российский композитор. Творчество Свиридова, как творчество любого подлинного художника, несет в себе некую тайну. Эта тайна - не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. В этой парадоксальной хрупкости музыки Свиридова и кроется та загадка, о которой идет речь. Как бы ни был масштабен, огромен мир образов композитора, сущность его - в пронзительности и нежности лирического переживания. Но это переживание совершенно особого свойства. Оно не может быть описано в терминах субъективного романтического переживания и ни в коем случае не сводимо к нему. Михаил Аркадьев «Лирическая Вселенная Георгия Свиридова»






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Воспитание у школьников любви к Отечеству в процессе изучения музыкального наследия Г.В.Свиридова.
  • Формирование духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Развитие личностной мотивационной направленности интереса к предмету.
  • Внедрение инновационных технологий и разнообразных форм, взаимопроникновения смежных предметов и интеграции знаний.

Задачи:

  • расширить представление о жизни и многогранном творчестве композитора Г.В.Свиридова,
  • раскрыть своеобразие личности и особенности музыкального языка композитора;
  • воспитывать любовь к русской музыке, литературе, истории;
  • воспитывать патриотические качества личности;
  • развивать художественно-эстетический вкус учащихся на основе полученных впечатлений;
  • формировать у школьников гражданскую ответственность и самосознание, инициативность и самостоятельность.

Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты произведений Г.В.Свиридова.

В этом году все жители Курска готовятся принять участие в праздновании 980-летия нашего города. Курск - старейший российский город, принадлежавший сначала Киевской Руси, а затем московскому государству. Много талантливых людей дала наша земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. В Курске жили известные политики и учёные, изобретатели и писатели, артисты и певцы, художники и музыканты. Особое место в их ряду занимает Почетный гражданин Курска, народный артист СССР Георгий Васильевич Свиридов.

Музыка Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий. Кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, прозрачность звучания особенно ценны. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве.

Биография Свиридова

Будущий композитор родился в небольшом городе ФатежеКурской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре на слух научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридовоттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В 1932году Свиридовпоехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля. В то время будущий композиторжил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учился Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией. Под руководством Юдина Свиридоввсего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридовпробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов. Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридовпоступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д.Шостакович. Под руководством своего нового наставника Свиридовзавершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию летом 1941года. Его выпускной работой стали: Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, однако все планы нарушила война. В первые же дни Свиридовбыл зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941года его демобилизовали по здоровью. До 1944 года Свиридовжил в Новосибирске. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, Песня смелых на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей, эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту Раскинулось море широко. Оперетта Свиридовастала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она много лет не сходила со сцены. В 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал “музыкальной иллюстрацией”. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего, цикл, посвященный повести

А. С.Пушкина“Метель”. Но главным жанром, с которыми композитор не расстается никогда, являются песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах “Курские песни” и “Деревянная Русь”. Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридовамолодые музыканты используют в своей учебной практике.Однако Свиридов работал и в популярных жанрах: в оперетте, в кино, в драматическом театре.

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

  • 1946- Государственная премия СССР
  • 1968- Государственная премия СССР
  • 1980 - Государственная премия СССР
  • 1960 - Ленинская премия
  • 1970 -присвоено звание народного артиста СССР
  • 1975 – присвоено звание Героя Социалистического Труда

Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридовасостоялись 9 января в Москве. В тот же день Е. Кретова в газете “Московский комсомолец” писала: ”Официозной панихиды, этого помпезного детища склонной к гигантомании советской эпохи, не было - так решила вдова композитора. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто”. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.

«Курск - столица музыки Свиридова».

К 90-летию со дня рождения классика, в Курске был открыт мемориальный музей

Г.В. Свиридова Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея и расположился в здании старинного особняка, два этажа которого вначале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов. Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Г.В. Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.

В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР

М.К. Аникушина. Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей. Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

В 1968 году впервые в Курске был проведен музыкальный фестиваль по инициативе самого Г. В. Свиридова. Тогда в нем приняли участие симфонический оркестр под управлением К.Кондрашина, хоровая капелла под управлением А.Юрлова, солисты Большого театра А. Ведерников, А. Масленников, а также симфонический оркестр и хор Курского музыкального училища. В первый день зимы 1988года в Курске стартовал 1 музыкальный фестиваль имени Г.В.Свиридова. Торжественное открытие прошло в драматическом театре выступлением Курской хоровой капеллы под управлением профессора КГУ Евгения Легостаева. Перед зрителями выступили певец, друг композитора Александр Ведерников, солисты Большого театра, лауреаты первого Всероссийского конкурса вокальной музыки имени Свиридова, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников (младший), заслуженный деятель искусств РФ, главный дирижер Воронежского театра оперы и балета Юрий Анисичкин.

В музыкальном училище прошли "Свиридовские чтения". Много мероприятий было и на родине гениального композитора в городе Фатеже. В рамках фестиваля проведена презентация книги Г.В.Свиридова "Музыка как судьба".16 декабря, в день рождения композитора, фестиваль завершился большим заключительным концертом творческих коллективов филармонии. С этого года музыкальные фестивали стали проводиться регулярно. В рамках фестиваля проходит множество мероприятий: концерты, романсовые гостиные, хоровые ассамблеи, научно-практические конференции. В докладах участников конференции затрагивается широкий круг проблем: духовные основы русской культуры, осмысление исторической судьбы России в творчестве Г. В. Свиридова, вопросы музыкального языка, жанра, стиля и формы. В дискуссиях принимают участие ведущие музыковеды, молодые ученые, музыкальные деятели различных учебных заведений России и зарубежья: Белорусской государственной академии музыки, Харьковского гуманитарно-педагогического института, Сумского высшего училища искусств и культуры имени Д. С. Бортянского, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова, Красноярской академии музыки и театра, Уфимской государственной академии искусств, Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и другие. В рамках конференции проходит демонстрация выставочных материалов: документов из Курского областного краеведческого музея, работ из фондов галереи «АЯ», воспитанников Курской иконописной школы, Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова. География участников фестиваля широкая - ведущие музыканты России и стран СНГ: народнаяартистка СССР Е. Образцова; народный артист А. Ф. Ведерников; солист Киевской национальной оперы и Большого театра России Тарас Штонда; «Вивальди-оркестр» под управлением народной артистки России С. Безродной; Московского камерный хор под руководством народного артиста СССР В. Минина; ансамбль духовой музыки «Благовест»; хоровая капелла России имени А.Юрлова, дирижер – заслуженный деятель искусств Г.Дмитряк; «Брамс – трио»: Наталия Рубинштейн (фортепиано),Николай Савченко (скрипка), Кирилл Родин (виолончель); Николай Петров, Надежда Пикуль и многие другие. Музыкальный фестиваль направлен и на просвещения молодого поколения. В мероприятиях принимают участие детские хоры, проходят детские хоровые Ассамблеи и мастер-классы известных педагогов.С точки зрения значимости, музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова является одним из самых главных мероприятий культурной жизни Курской области.

Куряне решили увековечить память нашего земляка, 23 сентября 2005 был установлен Памятник "последнему классику". Его установили на перекрестке улиц Ленина и Золотая. Такой выбор обусловлен историческим фактом. Георгий Свиридов не раз бывал именно на этом месте, потому что в 20-е годы прошлого века здесь располагался музыкальный техникум, где учился будущий известный композитор. И тем, что памятник будет хорошо просматриваться с улиц Ленина, Золотой и Можаевской. Внешний вид памятника, одобрен общественным жюри: Свиридов, в задумчивости сидящий на скамье, а рядом с ним - Муза на высокой белой колонне. Авторы этого проекта курские скульпторы Николай Криволапова и Игорь Минин. Это был первый памятник композитору и на нём высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Свиридов очень любил поэзию - это видно из его вокальных циклов. Дружил со многими поэтами и писателями: М.М. Зощенко и М. Дудиным, С.Я. Маршаком и А.Т. Твардовским, А.И. Солженицыным, был знаком с Л. Леоновым и М. Шолоховым, В. Астафьевым и В. Распутиным... В его квартире собрана огромная библиотека - более 2,5 тыс. книг и журналов. Свои размышления о жизни, о музыке он записывал на клочках бумаги, на полях журналов - своеобразные "летучие" записи своих мыслей. С 1972 г. композитор вел дневник, где он анализировал услышанные произведения, стихи, прозу, размышлял о самом сокровенном. Из дневника Свиридова: "Музыка - это Чувство, Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со Словом они раскрывают Истину Мира". "Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Вот встречаюсь с Коняевым, Распутиным, Клюева перечитываю - гигантский поэт! С монументальным народным, христианским ощущением жизни! Все дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет ее, отделяется от нее, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуща русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт!» Композитор определял свое творческое credo как сплав Слова и Музыки. Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX века благодаря своей глубине и гармоничности. Композитора называют русским Бахом. Он так же уникален, творчески обилен и далеко не до конца знаком слушателю. Тем ярче он предстаёт перед нами. Тем интереснее знакомиться с его наследием. Богатство тематики, сквозной идеей которой является любовь к родному Отечеству, разнообразие музыкальных образов и характерный стиль, сочетающий в себе традиции классики, народной и духовной музыки, являются бесценным источником воспитания патриотических и гражданских чувств современных школьников.

Работая учителем более 30 лет, я использую то ценное, что было найдено лучшими педагогами в области музыки: образовательные программы Д. Б. Кабалевского, В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак, Е Д. Критской, Т. В. Надолинской. Стремлюсь найти свои, особые принципы, методы и приемы, которые помогут увлечь детей, заинтересовать их музыкой. Опыт показал, что при глубоком знании материала учителем его увлеченности и умении донести до учащихся смысл и красоту музыки Г.В.Свиридова, она становится для школьников близкой и родной, они пропитываются ее красотой и величием. Благодаря этому их внутренний мир преображается. Музыка композитора побуждает учащихся к размышлениям о главных ценностях жизни – судьбе Отечества, судьбе мира, воспитывает в них чувство патриотизма, формирует гражданскую ответственность.

Изучая творческое музыкальное наследие Г. В. Свиридова, я пришла к выводу, что необходимо включить больше произведений композитора в программу «Музыка» 1-9 класс. Не нарушая основных принципов преподавания, я постаралась, органично вставить их в тематическое содержание программы. Материал распределила по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего и подросткового возраста, учитывая при этом степень трудности восприятия музыкального содержания.

  • 1 класс: «Веселый марш», «Старинный танец», «Перед сном», «Вальс», «Военный марш».
  • 2 класс: «Дождик», «Солнышко», «Песня берёзы», «Романс».
  • 3 класс: «Упрямец», «Попрыгунья», «Зимняя дорога».
  • 4 класс: «На зелёной лужайке» , «Колечушко- сердечушко», «Стрекотунья, белобока».
  • 5 класс: «Звонили звоны», «Наташа», «Весна и осень».
  • 6 класс: «Соловей мой смутный» «Военный марш».
  • 7 класс: «Зимнее утро», «Мери», «Отзвуки вальса» .
  • 8 класс: хоровая кантата «Снег идет», «Пастораль», «Венчание».

(хоровая поэма «Ладога», вокально-хоровой цикл «Пушкинский венок», «Курские песни», музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».)

Предложенные мною произведения будут способствовать воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств (любви к природе, народу, Родине, Отечеству). А любовь к Родине начинается с душевной, нравственной привязанности к отчему краю, родительскому дому. Быть курянином - значит быть воспетым автором «Слова о полку Игореве», быть курянином - значит быть сопричастником славы наших земляков и предков, быть курянином - значит гордиться талантами родной земли, быть курянином - значит жить на прекрасной земле, где поют курские соловьи!

Используемый материал .

Интернет ресурс:

  1. http://www.classic-music.ru/sviridov.html
  2. http://www.belcanto.ru/sviridov.html.
  3. http://kursk-museum.ru/index.php/sviridov.html
  4. http://www.dddkursk.ru/number/573/new/002522/
  5. http://kursk.bezformata.ru/word/sviridovskie-chteniya/1354624/

Литература:

  1. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - 672 с.: ил. - С.488.
  2. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).
  3. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 261 с.: ил.
  4. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критикобиографический очерк. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1956, 157 с.
  5. Сохор А. Георгий Свиридов. - М.: Сов. композитор, 1972. - 319 с.
  6. Георгий Свиридов: Сборник ст. и исслед. / Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с.
  7. Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.

Описание слайда:

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)




Top