Презентация л н толстой святогор богатырь обобщение. Презентация на тему богатырь

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Богатыри земли русской

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович

Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Добрыня Никитич Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка ». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Илья Муромец Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.

Памятник Илье Муромцу в г. Муроме и во Владивостоке

Святогор Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.

Никита Кожемяка Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.

Вольга Святославич ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, « похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.

Микула Селянинович Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне


«Народное творчество» - Цели исследования: Ученики нашего класса отвечали на следующие вопросы: Задачи исследования: Погружение в проект.1урок. Что из элементов народного творчества заинтересовало учеников больше? Таким образом, возрос интерес к русскому народному творчеству. Андриянова Катя и Горина Лиза провели анкетирование.

«Русские былины» - Садко и царь морской. Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Добрыня особождает Забаву от змия. Рождение Дуная. Святогор. Вольга Всеславьевич. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Святогор передает меч Илье Муромцу. Авдотья-рязаночка. Алёша Попович и красна девица. Вольга и Микула Селянинович. Святогор и кузнец судьбы.

«Русские народные песни» - М узы к а м о е г о народа. Гармонь. Как в народе создавалась музыка? Туда европейская культура проникала гораздо раньше и глубже, чем в деревню. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещенных цензурой. Многие народные песни слагались ещё в то далёкое от нас время. Музыка моего народа.

«Портреты писателей» - Александр Сергеевич Пушкин. Заболотский П.Е. Портрет поэта М.Ю.Лермонтова, 1837. Афанасий Афанасьевич Фет. Михаил Евграфович Салтыков. Перов В.Г. Портрет писателя Ф.М.Достоевского, 1872. Федор Михайлович Достоевский. Крамской И.Н. Портрет поэта М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1879. Репин И.Е. Портрет поэта а.А.Фета, 1882.

«Русские писатели» - Сергей Александрович Есенин. Самуил Яковлевич Маршак. Михаил Юрьевич Лермонтов. Антон Павлович Чехов. Александр Сергеевич Пушкин. Павел Петрович Бажов. Корней Иванович Чуковский. Николай Алексеевич Некрасов. Владимир Владимирович Маяковский. Лев Николаевич Толстой. Иван Андреевич Крылов. Агния Львовна Барто.

«Устное народное творчество» - Устное народное творчество. Фольклор – народная мудрость. Мифы и мифология Что такое фольклор? Поэтическая автобиография народа. Содержание. Фольклор народов России. Устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях. Отличительные черты фольклора: Вымысел, выдумка, нечто фантастическое, нереальное, неправдоподобное.

Всего в теме 10 презентаций

Cлайд 1

Богатырь Презентацию подготовил Ученик 6А класса МБОУСОШ №28 Станицы Тамань Попов Кирилл

Cлайд 2

Содержание Богатырь (общее значение) – слайд№4,5 Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8 Происхождение слова Богатырь – слайд№9 Богатыри в былинах – слайд№10

Cлайд 3

Содержание «Старшие» Богатыри – слайд№11 «Младшие» Богатыри – слайд№12,13 Святогор – слайд№14,15 Микула Селянович – слайд№16,17 Илья Муромец – слайд№18,19 Алёша Попович – слайд№20,21,22 Добрыня Никитич – слайд№23,24 Синонимы – слайд№25 Источники – слайд№ 26 Спасибо за внимание!!! – слайд№ 27

Cлайд 4

Богатыри (общее значение) Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Cлайд 5

Богатыри (общее значение) Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Cлайд 6

Воинские доблести Богатырей Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер.

Cлайд 7

Воинские доблести Богатырей Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Cлайд 8

Воинские доблести Богатырей Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, по мнению Майкова, придать богатырям более идеальный характер.

Cлайд 9

Происхождение слова Богатырь Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор, баатар. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

Cлайд 10

Богатыри в былинах Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому. Первый привёл к двум взглядам: 1) что богатыри суть мифологические существа (Орест Миллер, Марте и др.) и 2) что они являются отражением типов чужестранных литератур (Стасов); второй метод привёл к заключению, что богатыри служат отражением действительно живших лиц или персонификацией бытовых и исторических явлений в жизни русского народа (Бессонов).

Cлайд 11

«Старшие» Богатыри К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.

Cлайд 12

«Младшие» Богатыри Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.

Cлайд 13

«Младшие» Богатыри С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича.

Cлайд 14

Святогор Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.

Cлайд 15

Святогор На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря Самсона, но вообще былины о Святогоре мало ещё разработаны. Все, не исключая даже Миллера, признают, что в создании его образа сильно сказалось библейское влияние, но не умеют объяснить происхождения других, небиблейских черт характера.

Cлайд 16

Микула Селянинович Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. На него смотрят тоже различно: Миллер в своём «Опыте» говорит, что он своей умелостью выступает из ряда старших богатырей; он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

Cлайд 17

Микула Селянович Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим божеством. В другом месте («Илья Муромец») Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.

Cлайд 18

Илья Муромец Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.

Cлайд 19

Илья Муромец Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных.

Cлайд 20

Алёша Попович Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.

Cлайд 21

Алёша Попович Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение.

Былина- Святогор и илья муромец

Учитель русского языка и литературы Скляр Л.Е.


Илья Муромец

Илья Муромец- один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.


Святогор

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов.Святогор является огромным великаном, «выше леса стоячегоего» его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Былина рассказывает о…

Том, что проезжая по полю Илья Муромец встречает богатыря, дремлющего на коне. Илья наносит удар богатырю, но тот не просыпается. Но вот, с третьего удара могучий воин проснулся. Святогор берет Илью вместе с конем и, положив его в карман увозит с собой. Но богатврскому коню святогора тяжело возить двух богатырей, и тогда Святогор вытащил Илью Муромца.

Богатыри решили побрататься, обменявшись нательными крестами. Они продолжают своё путешествие вместе и встречают по пути гроб. Подумали они, кому может предназначаться этот гроб? Первым в него лёг Илья, гроб оказался слишком велик. Потом Святогор ложиться вместо Ильи, и говорит: «Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».

Проходит время, Святогор говорит: «Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать то нечем, да тошнешенько,Ты открой ка крышечку дубовую,Ты подай ка мне да свежа воздуху».

А крышка у гроба никак не открывается, тут понял Святогор, что конец его пришел. Говорит Илье Муромцу: «Ты схорони меня да во сыру землю,Ты бери ка моего коня да богатырского,Наклонись ка ты ко гробу ко дубовому,Я здохну тебе да в личко белое,У тя силушки да поприбавится».

Говорит Илья да таковы слова :«У меня головушка есть с проседью,Мне твоей то силушки не надобно,А мне своей то силушки достаточно.Если силушки у меня да прибавится,Меня не будет носить да мать сыра земля.И не надо мне твоего коня да богатырского,А мне ка служит верой правдоюМне старой Бурушка косматенький».

И остался Святогор в сырой земле лежать, а Илья муромец в город Киев направился .



Главная мысль

Главная мысль былины: «Никогда не переведутся богатыри на земле русской. Новое время родит новых героев, а сила и мудрость ушедших переходит к ним по наследству…»





Top