Презентация "мотив сна в русской литературе". Урок по русской литературе на тему А.С.Пушкин романЕвгений Онегин образы главных героев Синквейн евгений онегин

Закрепление урока. « Графический тест ».

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург
Б) Москва
В) Киев
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике Пушкина?

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”
Б) “Воспоминания в Царском Селе”
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин
Б) А.Дельвиг
В) В.Кюхельбекер
Г) П.Чаадаев

7. В каком году было написано стихотворение «Я помню чудное мгновение» ?

А)1825

Б)1820

В)1818

Г)1824

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву”
Б) “Вольность”
В) “Поэт”
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт”
Б) “Поэт и толпа”
В) “Пророк”

Г) “Я памятник себе…”

10. Жанр произведения «Евгений Онегин» ?

А ) повесть

Б) рассказ

В) поэма

Г) роман в стихах

Ответы.

1-в, 2-б, 3-в, 4-г, 5-б, 6-г, 7-а, 8-а, 9-в, 10-г

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

Тема: Роман «Евгений Онегин». Обобщающий урок

Цели урока:

    способствовать обобщению знаний учащихся по роману «Евгений Онегин»; повторить стихотворения А.С. Пушкина;

    продолжить работу над характеристикой образов главных героев, проследить их взаимоотношения, помочь определить их жизненные ценности, сходства и различия между ними;

    развивать устную и письменную речь, умение выразительно рассказывать наизусть, способствовать развитию критического мышления, умения работать с текстом, работать в группе.

Ожидаемый результат: Развивать навыки работы с текстом, редактирования; развивать речевую культуру учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.

презентации

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Приветствие. Пожелания.

I. Актуализация знаний

Минута поэзии- учащиеся читают понравившиеся стихи А.С.Пушкина.

Тест (по лирике А.С.Пушкина). оценивание учащимися.

Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин»

(Запись на доске)

Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

Чья позиция ближе и понятнее вам? Объясните.

I . Стадия «Осмысление»

Работа в группах.

Найдите в тексте отрывки описания ваших героев, выпишите ключевые слова и составьте постер

1 группа: Онегин и Ленский
2группа: Татьяна и Ольга
3 группа: Ольга и Ленский
4 группа: Онегин и Татьяна

(После 5-минутного обсуждения и подготовки каждая группа готовит коллективный ответ

и защищает постеры).

Стратегия «Диаграмма Венна»

10 мин.

IV. Закрепление урока.

Стратегия «Синквейн»

(работа индивидуальная, в парах, в группе)

Например:

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

    Чтение письма Татьяны и его обсуждение в группах (Гаухар).

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения.

Карточка 1.

Неожиданно вспыхнувшая любовь Татьяны к Онегину – истинное чувство или книжная романтика?

Карточка 2.

Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину?

Карточка 3.

В чем сомневается Татьяна и в чем она уверена?

Карточка 4.

Письмо Онегину – необдуманный и опрометчивый шаг со стороны героини?

Обсуждение ответов. Обмен мнениями.

Вывод: Татьяна, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга. доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она мечтательная личность.

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.

Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассни

ков.

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Сочинение-эссе.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание.Формативное и суммативное. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, ИКТ. Связи с ценностями

рефлексия.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Проводит рефлексию.

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Оценивание

Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы , ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО»

Синквейн на уроках и во внеклассной работе

В 2006 году на курсах повышения квалификации узнала об одном из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо – синквейне. Прежде всего обратила внимание на его определение. «Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Сразу предположила, что ученикам такой прием создания текста понравится. Во-первых, потому что короткий, во-вторых, появляется возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». Да и существительные, прилагательные, глаголы все знают. Сначала познакомила школьников с этим интересным приемом во время проведения общешкольного праздника – Дня науки. По итогам работы секции «Литературное творчество» в этот день был создан буклет, где ученики расположили свои первые синквейны. Дети заинтересовались подобной работой, и мы продолжили совместную деятельность по созданию синквейна на классных часах, при подготовке к творческим конкурсам. Вот некоторые примеры.

Овгорт.

Родной, таежный.

Манит, притягивает, не отпускает.

Мой дом – моя крепость.

Моя родина.

Сыня.

Чистая, журчащая.

Течет, зовет, пробивается.

Вода есть все живое на земле.

Источник жизни.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Согревает, развивается, объединяет.

Дом мой – Ямал, спокойный и сильный.

Сердце России.

Лонгортова Лена

Россия.

Большая, могучая.

Растит, учит, гордится.

Россия – священная наша держава.

Большая Родина.

Лес.

Богатый, разнообразный.

Дает, питает, выращивает.

Самое красивое место в природе.

Кладовая.

Анагуричи Галя

Овгорт.

Любимый, дорогой.

Трудится, учит, развивается.

Малая родина.

Сыня.

Чистая, богатая.

Течет, поит, кормит.

Река – источник чистой воды.

Кормилица.

Ямал.

Развитый, богатый.

Живет, заботится, не забывает.

Лучшее место в России.

Добытчик.

Лонгортов Илья

Родной край.

Процветающий, красивый.

Растет, богатеет, учит.

Где родился, там и пригодился.

Малая родина.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Растет, расширяется, объединяет.

Маленький полуостров на карте земли.

Родной край.

Недошовенко Юля

Итог внеклассной работы – создание презентации «Край, в котором я живу».

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет.

К таким формам и относится синквейн.

Синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Синквейн я использую в качестве интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. Приведу примеры создания синквейна на уроках литературы.

Герои «Капитанской дочки» А.С. Пушкина в синквейне :

Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Швабрин.

Бесчестный, безнравственный.

Лжет, мстит, изменяет.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Предатель.

Маша Миронова.

Скромная, стойкая.

Привлекает, любит, спасает.

Любимый женский образ Пушкина.

Победительница.

Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в синквейне

Евгений Онегин.

Модный, избалованный.

Развлекается, влюбляется, хандрит.

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Герой романа.

Владимир Ленский.

Наивный, простодушный.

Верит, любит, мечтает.

«Он сердцем милый был невежда».

Красавец.

Татьяна Ларина.

Задумчивая, нежная.

Читает, скучает, мечтает.

Пришла пора, она влюбилась.

«Милый идеал».

Синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Как показала практика, данный методический прием помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

Литература:

Литература. Учебник для 8, 9 кл. М., Просвещение, 2010

Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5 – 9-е кл. Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995.

«Первое сентября. Русский язык», 2006, № 18

Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе: "И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2. Тема эпизода.

3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

– через обстоятельства;

– через конфликт;

– через описания;

– через монолог;

– через диалог;

– через поступки и психологию героев.

6. Ключевые слова.

7. Особенности языка.

8. Средства художественной выразительности.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ

И летаратуры ОСМ им С. Сифуллина

ЮКО, Ордабасинский район

Тема урока: « А счастье было ли возможно?... Онегин и Татьяна »

Продолжить формирование знаний учащихся по роману, выявить причины несчастья героев романа и в ходе исследования узнать, была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми.

Развитие устной и письменной речи учащихся, способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом;

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды» ,«Фишбоун», «Синквейн».

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Ход урока

1.Организационный момент. Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Деление на 2 группы (метод «Мозаика»)

Психологический настрой. (Видеоролик «Вальс дождя »)

I. Стадия «Вызов»

Вступительное слово учителя

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души... Ведь она о любви...

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои...


Итак, что же такое счастье? Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. (схема «Кластер»)

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству. А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа? Что было ценно для него? Как он относился к любви?

А что есть любовь для вас? (чувство, которое одухотворяет, сближает сердца, дает силы, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Смогли ли герои романа А. Пушкина выдержать испытание любовью?

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливым?

Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

II. Стадия «Осмысление»

Классу была предложена работа в группах над заданием: проследить движение образов Онегина и Татьяны от первой главы до последней, при этом использовать план характеристики, вопросы, текст художественного произведения, собственные наблюдения и рассуждения.

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

Ее мечтательность, его «мечтам невольная

преданность».

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Простота, доверчивость, неумение обманы -

вать у Татьяны и жизненный опыт у

Ему «труд упорный был тошен»,

И «ее изнеженные пальцы не знали игл».

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

В книгах.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел

Этого сделать.

История любви в таблице:

Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

Комментарий

Я выбрал бы другую, когда б я был,

как ты, поэт?

Прав. Татьяна поразила его глубиной

душевногомира, поэтичностью, замк-

нутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне

С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел.

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Того, по ком она вздыхала

Поняла, что Онегин эгоистичен, над-

менен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих

недостатков, одинокий, нуждающий-

ся в любви и опоре человек. Но разлюлюбить его она не в силах.

для бедной Тани

Все были жребии равны..

«Меня слезами заклинаний молила мать».

Нет, поминутно видеть вас.

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами...

Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь. В

Татьяну как дитя влюблён...

Я вас люблю(чего лукавить)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Признается в любви к Онегину, но для нее важнее честь

Поэтическая минутка. 1.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны».


Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете? Какие чувства переданы в письме?

2. Чтение монолога Онегина.

Почему Онегин отверг любовь Татьяны?

3.Чтение письма Онегина.

Почему Онегин отверг любовь «уездной барышни» и так страстно

полюбил Татьяну в Петербурге?

Спасительна или губительна любовь к Татьяне?

Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

(Зрелому человеку труднее любить. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

Проблемный вопрос для групп:

Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

III. Рефлексия. Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание.

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин»

Домашнее задание:

· Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина

· Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?




Top