Презентация на тему эпос калевала. Изучение карело-финского эпоса "калевала"

  • познакомить с историей создания эпоса «Калевала», с главным героем произведения – Вяйнемёйненым, с основными сюжетными линиями, связанными с образом главного героя.
  • развивать навыки работы с текстом (выразительное чтение, пересказ, характеристика героя)
  • воспитывать интерес к культуре Карелии, к литературе в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков.

Ход урока

  1. Как звали мать Вяйнямёйнена?
  2. Как объясняется в «Калевале» происхождение мира?
  3. Как объясняется происхождение природы?
  4. Как был рождён Вяйнямёйнен?
  5. Какие слова, выражения характеризуют героя? (работа с лексикой)
  6. Что вам показалось в этой истории необычного, интересного?

Чтение текста «Рождение огня». Беседа по содержанию

  1. Вам, конечно, известен древнегреческий миф об обретении огня людьми. Вспомните и расскажите (миф о Прометее)
  2. Что мы узнали из карельского эпоса о том, как наши предки представляли появление на земле огня?
  3. Как Илмаринену и Вяйнямёйнену удалось поймать пламя?
  4. В этой руне очень подробно описывается процесс обработки льна. Что нового вы для себя узнали? Какова роль этого описания?
  5. Сравните эту руну с древнегреческим мифом. В чем вы увидите отличие?

8. Обобщение

Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое «Калевала»?
Отгадаем кроссворд, проверим, что вы запомнили (слайд 20)

9. Итог урока (слайд 21–22)

10. Домашнее задание (слайд 23)

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема урока: КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА»

С нынешнего дня вовеки

По утрам вставай ты, солнце,

Каждый день приветствуй счастьем,

Чтоб росло богатство наше,

Чтобы шла добыча в сети,

Чтобы в руки шла удача!

Совершай благополучно

Свой урочный путь по небу,

В красоте кончай дорогу,

Отдыхай с отрадой ночью!

«Калевала»

Цели урока:

- познакомить учащихся с финно-угорским эпосом «Калевала», заинтересовать

семиклассников чтением этого эпоса и историей предков карел, финнов и других финно-угорских

народов, живущих на территории современной России;

- раскрыть перед школьниками художественное своеобразие эпоса «Калевала»;

- закрепить знания учащихся о содержательных и художественных отличиях мифов и

легенд;

- формировать воссоздающее воображение учеников;

- работать над умением учащихся образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное

и услышанное, устно создавать картину или портрет.

Форма урока: урок с творческими заданиями, словом учителя и беседой по прочитанному.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Работа с эпиграфом.

- Нравится ли вам эпиграф к уроку? Как вы полагаете, почему?

- Что он вам напоминает?

(Конечно же, это часть песни-восхваления богу Солнцу.)

- Какие художественные приемы мы можем выделить в этом отрывке?

Олицетворение: «По утрам вставай ты, солнце,/ Каждый день приветствуй

счастьем...»‚ «росло богатство», «шла добыча» и т. д.

Олицетворение, прозопопея от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю) - особый вид

метафоры: перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.

В данном эпиграфе к уроку перед нами явное отождествление явлений природы, реалий

быта с деятельностью людей по принципу сходства. Олицетворение - это целый образ,

складывающийся из отдельных словесных метафор. Этот образ в художественном произведении имеет самостоятельное предметное значение. Обращение к солнцу как живому существу предполагает, что солнце может вставать, ходить по небу и заходить вечером за горизонт, после чего отдыхать «с отрадой ночью». Метафорические словосочетания складываются в единый, полновесный и как бы ощутимый образ.

Итак, мы с вами вспомнили хорошо нам известное теоретико-литературное понятие -

прием олицетворения. Запишем его в наши тетради по литературе и будем использовать при дальнейшей работе с текстом:

Изображение явлений природы и неживых предметов как живых существ называется

олицетворением .

Давайте еще раз выразительно прочитаем эпиграф к уроку и проанализируем его.

- Для чего древние сказители использовали именно этот художественный прием?

(Картина Мира оживала, а зрители видели все, о чем пелось, ярко, образно и объемно.)

- Верили и сказители, и слушатели или нет в то, о чем пелось, в то, что Солнце

действительно живое и ходит по небу?

Безусловно, перед нами фрагмент обрядовой песни какого-то древнего народа. Народ этот

явно исповедовал многобожие, поэтому олицетворял все вокруг. Следовательно, и прием

олицетворения не был тогда чисто художественным приемом: люди именно так и воспринимали жизнь, окружающий мир.

- Можно ли по данному тексту определить, чей это эпос, какого народа и примерно

когда был создал?

Перед нами перевод, перевод на русский язык, поэтому он сделан по образу и подобию

языческих песнопений древних русичей и славян. Но можно сделать общий вывод.

Вывод

Мировосприятие древних народов во многом сходно, так как эти народы жили в едином

мифологическом пространстве, олицетворяя все сущее, обожествляя явления природы, животный и растительный мир. Мы помним, что «язычество - это комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий », и эти верования, часто заимствовались близкородственными и соседствующими народами, переплетались между собой. Из сохранившихся эпических повествований, мифов и легенд мы часто черпаем сведения о тех народах, чьи мифы до нас не дошли. Так, из древнего финно-угорского эпоса «Калевала» мы узнаем много интересного и о скандинавских народах, чей эпос сохранился, и о славянах, жавших на территории современной России, чьи мифы до нас не дошли, а легенды трансформировались в богатырский эпос - былины.

2. Слово учителя.

Предки карел и финнов жили в древности по соседству с предками русичей, племенами

иж рой и водью, и потомками варяжских завоевателей, осевших на северных землях. Эти земли тогда назывались Ингерманландией или, позднее, Ингрией. Ингрия - это Ижорская земля русских летописей (показываем на современной географической карте примерные границы этой земли), вошедшая в состав Новгородского государства. Поэтому с полным правом можно сказать, что многое в мировосприятии финно-угорских и русских народов было сходно. Мифы и легенды славянских и финно-угорских народов дополняли друг друга, более того, они были понятны и близки соседям, не вызывали у них чувства отторжения.

В течение многих столетий народ Финляндии и Карелии складывал эпические и

лирические песни, известные теперь всему миру, - карело-финский эпос «Калевала ». Из века в век пели в народе руны - отдельные песни с завершенным сюжетом, из которых и состоит весь эпос - о Сотворении мира, об изначальном океане, из которого все мы вышли, о Космосе, частью которого мы являемся. Таковым было мировоззрение древних финно-угорских народов. Таковым оно долго оставалось и в Финляндии, и в Карелии, и на территории России. Еще на рубеже ХIХ-ХХ веков на праздниках и народных сходках садились двое певцов друг против друга и, взявшись за руки, заводили песнь о происхождении Земли, страны Калевалы, ее сынов и дочерей. Дети слушали эти руны, запоминали их, а потом передавали своим детям, как память народную, как истинную историю, как красивую сказку о том, что было или могло быть.

3. Чтение рун из финно - угорского эпоса «Калевала» .

    «О том, как родился Вяйнемейнен»,

    «На полях Калевалы вырастает хлеб»,

    «И лмаранен выковывает чудесную мельницу Са мп о».

4. Беседа по прочитанному, слово учителя и словесное рисование .

- Слышали ли вы раньше о «Калевале»? Читали ли ее?

- Как вы думаете, был ли похожим взгляд на мир двух соседних народов - финно-

угорских и славянских? Объясните почему.

- Почему, несмотря на территориальную близость, мифы древних славян и предков

карело-финнов отличались друг от друга, были самобытными ?

- Расскажите, чем миф отличается от реальности. Почему до сих пор в Карелии и

Финляндии, на севере Российской Федерации, в Республике Коми и на Волге (мордва, чуваши и другие народы) любят слушать старинные руны, не отражающие реальную действительность? Древние предки угро-финского народа пришли на Карельский перешеек в I тысячелетии нашей эры. Затем они продвинулись на север и северо-запад Европы, а часть племен добралась до Скандинавии. Некоторые угро-финские племена осели на севере теперешней России (карелы, коми, мордва), а другие - на Волге (мордва, чуваши). Суровый климат этой древней земли наложил свой отпечаток на быт и нравы народа, до сих пор славящегося своим сдержанным характером и немногословием. О суровой красоте этого края и рассказывает нам эпос «Калевала».

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Жива довольно далеко друг от друга, финно-угорские народы ощущают свою генетическую и историческую общность прежде всего благодаря общей, единой памяти народа - своему эпосу.

- Первое повествование - « О том, как родился Вяйнемейнен » - является мифом или

легендой? Какие черты мифа вы можете выделить в этом повествовании?

- Есть ли черты сходства между Илматар, праматерью карело-финского народа, и

славянской Макошью? Аргументируйте свой ответ.

- Вспомните, какие существуют виды мифов. К какому из них можно отнести только что

прочитанные руны из «Калевалы»? Если к нескольким видам, то аргументируйте свой ответ

цитатами из текста самого эпоса.

- Какие особенности устного народного поэтического творчества ярко проступают в

этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.

- Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее можно отнести и почему?

- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, присущие устному

поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их.

- Попробуйте пересказать миф о том, как родился Вяйнемейнен, сохраняя не только его

содержание, но и стиль речи.

- Давайте мы с вами попробуем составить слов есный портрет Вяйнемейнена. Какие

черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие - второстепенными? Какие

черты его характера обязательно надо отобразить в словесном портрете?

- Можно ли утверждать, что Вяйнемейнен - это собирательный образ целого народа?

Докажите это. Сформулируйте своими словами понятие собирательный образ .

- Легендарный кузнец Илмаринен тоже образ собирательный. Как вы думаете, какие

черты финно-угорского племени он олицетворяет и почему?

- Какие силы олицетворяет собой образ кузнеца Илмаринена? Докажите это.

Кузнец Илмаринен - собирательный образ трудового и духовно богатого угро-финского

народа, издавна стоящего на стороне светлых сил - «светлого мира». Именно поэтому кузнец и выковывает волшебную мельницу Сампо, которая должна осчастливить весь народ. Ведьма

Лоухи, будучи представителем «темного мира», присваивает мельницу, чтобы обездолить

финский народ. Борьба темных и светлых сил характерна для всего эпоса «Калевала», постоянно демонстрирующего победы сил добра.

- Если вы читали эпос «Калевала» самостоятельно, то подготовьте устный рассказ о

прочитанном: что понравилось и запомнилось; что показалось странным или неприемлемым; что особенно впечатлило и почему; какие герои показались знакомыми, узнаваемыми, на кого

хотелось бы походить.

5. Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о расселении финно-угорских и славянских народов в древности,

об их быте и нравах.

Разработка уроков

по изучению карело-финского эпоса

«Калевала».

(из опыта работы учителя

начальных классов МКОУ «ЛСОШ »

Степаненко Валентины Ивановны)

1 урок.

Тема.

Цель:

  • возрождение и сохранение интереса младших школьников к истории и культуре своей малой родины;
  • познакомить учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом;
  • обогащать словарный запас;
  • расширять кругозор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа (приложение).

3.Изучение нового материала.

Чтение 1 главы «О том, как родился Вяйнемейнен» (учителем).

Чей сын Вяйнемейнен? (Илматар).

Кем была Илматар? (дочь воздуха).

Кто учил Вяйнемейнена мудрости жизни? (семизвёздная Медведица)

Записать в тетради.

Год рождения эпоса - 1835г.

Вяйнемейнен - мудрый старец.

Словарная работа.

Эпос - (греч. epos) слово, повествование.

4. Итог урока.

Что нового узнали?

Кого заинтересовал эпос «Калевала»? Почему?

Домашнее задание.

Чтение 2 главы «На полях Калевалы вырастает хлеб» (стр. 9-13).

Выразительное чтение песни Вяйнемейнена при посадке зерна в золу (стр. 13)

Ответить на вопрос: - Почему в Карелии подзолистые почвы?

2 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»; познакомить с рунопевцами Карелии;

Учить работать с текстом;

Учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость;

Обогащать словарный запас;

Формировать умения передавать впечатления от прочитанного с помощью рисунка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Кто помогал Вяйнемейнену? (Сампса Пеллервайнен)

Рассказать об истории с дубом.

Какие почвы в Карелии? (подзолистые). Почему?

3. Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с рунопевцами Карелии (приложение).

Чтение 3 главы «Йоукахайнен вызывает Вяйнемейнена на состязание» (учителем и подготовленными учениками).

Кто были друзья у Вяйнемейнена?

Где пел Вяйнемейнен?

Кто повторял его песни?

До кого дошли песни Вяйнемейнена?

Каким был Вяйнемейнен? (мудрым)

Каким был Йоукахайнен? (глупым, хвастливым)

Что предложил Йоукахайнен? (показать друг другу свою мудрость).

На какое предложение Йоукахайнена согласился Вяйнемейнен оставить его живым?

Как вы понимаете выражение «Чужой хлеб горек »?

Словарная работа.

Руны - (фин., ед. ч. runo), эпические песни карелов и финнов.

Рунопевцы - исполнители рун.

Записать в тетради.

Руны - эпические песни карел.

Карельские рунопевцы - Архип Перттунен и Мария Михеева.

Похъёла - страна тьмы и холода.

Йоукахайнен - сын Похьёлы.

4. Итог урока.

Что нового узнали?

Что взволновало вас?

Подготовить выразительное чтение песни Айно (по желанию - наизусть).

Нарисовать рисунки к этой главе.

3 урок

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала; продолжить знакомство с героями эпоса;

Обогащать словарный запас;

Формировать умение передавать содержание прочитанного;

Учить сопереживать, сочувствовать.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков. Чтение отрывков из 4 главы, которые соответствуют этим рисункам.

Чтение наизусть песни Айно (спросить, почему решили выучить).

Вопросы: - Какую новость сообщил Йоукахайнен матери?

Как отнеслась к этому Айно?

Какую песню услышала мать со дна моря?

Как отнёсся старый Вяйнемейнен о смерти невесты?

Кого вытащил Вяйнемейнен со дна моря?

Что ответила ему рыбка?

Что вы чувствовали при чтении этой главы?

Прочитайте отрывок, который больше всего вас взволновал.

3. Изучение нового материала.

Работа с иллюстрациями к эпосу «Калевала».

Кого мы видим на титульном листе?

Кого они нам напоминают? (трёх русских богатырей).

Дать сведения о художнике Н. Кочергине (приложение)

Чтение 5 главы «Вяйнемейнен едет свататься к красавице Похъёлы» (цепочкой).

Спросить, какие встретились непонятные слова.

Вопросы: - К кому решился свататься Вяйнемейнен?

Кто ему об этом подсказал? (кукушка). Зачитать это отрывок (стр. 27).

Кто решил погубить Вяйнемейнена?

Как готовился Йоукахайнен к этому?

Смог ли он погубить Вяйнемейнена?

Словарная работа

Лук - холодное оружие для метания стрел, состоящее из пружинящей дуги (деревянной, иногда с костяными и роговыми накладками) и тетивы.

Стрела - метательный снаряд для стрельбы из лука — острый каменный, костяной, металлический наконечник на деревянном или тростниковом древке, иногда с оперением. Колчан - (тат. kolcan), сумка или футляр для хранения стрел.

Записать в тетради.

Художник «Калевалы» Н. Кочергин.

4. Итог урока. Какие мысли, чувства пробудила эта глава?

Подготовить рассказ о том, как чувствовал Вяйнемейнен в чужой стране Похъёле? (стр. 30)

4 урок

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Учить различать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы: - Сколько дней и ночей был Вяйнемейнен в море?

Кто его спас и почему? Зачитайте об этом.

Как звали хозяйку Похъёлы? (злая старуха Лоухи)

О чём рассказал старухе Лоухи Вяйнемейнен?

Где он жил? (в зелёных дубравах Вяйнелы)

Что Вяйнемейнен говорит о Родине? Нет радости тому, кто покинул родину. Как это вы понимаете?

Что предложила старуха Вяйнемейнену? (выковать сампо)

Что такое сампо?

Что ответил Вяйнемейнен?

3. Изучение нового материала.

Чтение 7 главы «Вяйнемейнен делает для красавицы Похъёлы лодку и ранит себя топором».

Вопросы: - Выполнил ли Вяйнемейнен завещание старухи Лоухи? Почему?

Какие задания давала красавица? Зачитайте слова красавицы.

Кто такой Хийси?

Какая беда приключилась с Вяйнемейненом?

Кто помог ему?

Словарная работа.

Веретено - приспособление для ручного прядения.

Хийси - в карело-финской и прибалтийской мифологии дух леса, представлявшийся как призрак или великан; ему были посвящены огромные каменные валуны, груды которых назывались «садами Хийси».

Записать в тетради.

Хийси - великан, дух леса.

Лоухи - хозяйка Похъёлы.

Сампо - волшебная мельница, символ вечного изобилия.

4. Итог урока.

О чём заставила вас задуматься эта глава?

Кто доволен своей работой?

Составить по 3 вопроса к содержанию 8 главы.

Выписать непонятные слова.

5 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжать работу над эпосом «Калевала»;

Учить работать над иллюстрациями;

Работа над развитием речи;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Поверка домашнего задания.

Выбрать самые удачные вопросы.

Уточнить значение непонятных слов.

Рассмотреть иллюстрацию с изображением Илмаринена (стр. 45) в исполнении Н. Кочергина и в исполнении Г. Стронка (Презентация «Иллюстрации художников к карело-финскому эпосу «Калевала»). Сравнить.

3. Изучение нового материала.

Чтение 9 главы «В Похъёлу приезжает новый жених - весёлый Лемминкайнен»

Назвать имя нового героя эпоса.

Рассмотреть иллюстрации с его изображением (Презентация).

Куда собрался Лемминкайнен?

Что ему советовала старая мать?

Послушался ли Лемминкайнен?

Прочитайте песню матери.

Кто сидел в доме хозяйки Похъёлы, когда подъехал Лемминкайнен?

Как встретила его Лоухи?

Что сделал Лемминкайнен с колдунами?

Словарная работа.

Меч - холодное колющее и рубящее металлическое оружие с длинным, до полутора метров, прямым обоюдоострым клинком.

Ножны - футляр для холодного клинкового оружия; обычно изготавливаются из дерева, металла, кожи.

Знахарь в узком значении — лекарь, применяющий травы, заговоры.

Записать в тетради.

Лемминкайнен - весёлый охотник.

Илмаринен - божественный кузнец.

4. Итог урока.

С какими новыми героями вы сегодня познакомились?

6 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель:

Учить работать с текстом;

Орфоэпически произносить и правильно записывать слова;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение песни Лемминкайнена. Отметить лучшее чтение.

Вопросы по содержанию 10 главы:

О чём сообщил Лемминкайнен старухе Лоухи?

Какое условие она поставила Лемминкайнену?

Кто смастерил лыжи Лемминкайнену (лыжный мастер Люуликки)

Какая беда приключилась с жителями Похъёлы?

А какая с Лемминкайненом?

3. Изучение нового материала.

Чтение 11 главы «Лемминкайнен гибнет в тёмных водах Маналы».

Объяснить значение слова Манала - (Мана, эст. Туонела, Туони), в финской мифологии загробный мир, расположенный на далеком севере, под землей. Также называется и река, отделяющая мир мертвых от мира живых, а также хозяева загробного царства. Манала-река течет в глубоком ущелье, а воды ее — поток мечей и копий.

Вопросы: - Выполнила ли обещание старуха Лоухи?

Какое задание дала Лоухи?

Кто помог Лемминкайнену? (Укко - властелин неба).

Какое новое задание даёт Лоухи?

Выполнил ли Леммминкайнен это задание?

Что случилось с нашим героем?

Словарная работа.

Копьё - холодное, колющее или метательное, оружие.

Рассмотреть иллюстрации героев эпоса (Презентация) в исполнении художника Г. Стронка.

Работа в тетради. Игра «Напишите правильно имена героев эпоса» (Илмаринен, Вяйнемейнен, Лемминкайнен)

4. Итог урока.

Что было трудным на уроке? Почему?

Что взволновало?

Что узнали нового?

Подготовить рассказ о том, как пчёлка помогла матери Лемминкайнена (стр. 64-65).

7 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом;

Учить работать с текстом;

Работать над развитием речи и мышления;

Учить понимать глубину содержания произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитав название главы, что вы решили, найдёт ли мать своего сына?

Почему вы решили, что найдёт?

У кого спрашивала мать Лемминкайнена про своего сына? (у дороги, месяца и пчёлки)

Рассказать, как помогла пчёлка матери?

Предложить вспомнить случаи из своей жизни, когда мама приходила на помощь.

3. Изучение нового материала.

Чтение главы 13 «Вяйнемейнен делает себе лодку».

Обмен впечатлениями по прочитанному:

Какой эпизод особенно взволновал?

Предполагали ли вы такое окончание?

В какой главе мы уже встречали Сампсу Пеллервойнена? (во 2 главе). Кто он такой?

Словарная работа.

Мачта - судовая, вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. На парусных судах мачты — служат для постановки парусов.

Руль — устройство для удержания судна на курсе, а также для поворота на ходу; обычно — пластина, поворачивающаяся вокруг вертикальной оси.

Парус судна - это полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна.

Работа в тетради.

Нарисовать лодку Вяйнемейнена по описанию (стр. 73)

4. Итог урока.

Что больше всего произвело на вас впечатления?

Подготовиться к чтению по ролям отрывок (стр.75-77) - разговор Вяйнемейнена и Анникки.

Дорисовать начатый рисунок с изображением лодки, построенной Вяйнемейненом.

8 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель:

Учить работать с текстом;

Развивать творческое воображение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Организовать выставку рисунков.

Чья работа больше понравилась и почему?

Чья лодка больше соответствует описанию?

Чтение по ролям.

Задать вопрос:

О чём договорились Вяйнемейнен и Илмаринен?

Задать вопрос:

Как вы думаете, кого выберет себе в мужья красавица?

Чтение 15 главы (учителем и хорошо читающими детьми)

Вопросы по содержанию:

Кого выбрала красавица Похъёлы себе в мужья?

Почему отказала она Вяйнемейнену? (стр. 82)

Зачитайте, какие испытания пришлось выполнять Илмаринену, чтобы получить в невесты красавицу (стр. 83).

Спросить:

Кто ему помог выполнить эти задания?

Словарная работа.

Узда (часть упряжи)— ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади или верблюда, мула, осла и др.

Упряжь (сбруя), приспособление для управления лошадью, волом, оленем, собакой и другими животными и для использования их силы на работах (под седлом, вьюком, в повозке, с сельскохозяйственными орудиями). Одноконная дуговая упряжь состоит из хомута, дуги, седелки с подпругой, чересседельника, подбрюшника, шлеи, узды и вожжей. Основная часть сбруи верховой лошади — седло.

4. Итог урока.

Можно ли предположить, как будут развиваться события дальше?

Какое впечатление осталось от урока?

Подготовить рассказ о том, как старуха Лоухи готовилась к свадьбе.

9 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: -

Учить работать с текстом;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Спросить, испытывали ли затруднения учащиеся при подготовке домашнего задания

Если да, то, какие.

Рассказать, как готовилась старуха Лоухи к свадьбе (вызвать 3-4 учащихся)

Кого не позвали на свадьбу? Почему?

3. Изучение нового материала.

Чтение 17 главы «Встреча жениха» цепочкой, 18 главы «Невеста покидает дом» - учителем, 19 главы «Молодая жена входит в дом кователя Илмаринена»- самостоятельно.

Какие слова старуха Лоухи сказала при прощании с дочкой?

Как встретила мать Илмаринена его молодую жену? (зачитать)

Найдите описание красавицы Похъёлы. С чем сравнивает её свекровь? Зачитайте (стр.101)

Сравнить с обстановкой во время свадьбы в Похъёле (стр. 94).

4. Итог урока.

Что больше всего понравилось, произвело впечатления?

С каким настроением уходите с урока?

Соотнести иллюстрации к главе с текстом.

10 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: продолжить работу над «Калевала»;

Чтение по ролям;

Развивать творческое воображение;

Учить сопереживать, отличать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какие трудности были при выполнении домашнего задания? Значение каких слов непонятно?

Соотнести иллюстрации с текстом.

Как вы думаете, чем может закончиться это состязание?

Рассмотреть иллюстрацию. Сравнить Лемминкайнена и хозяина Похъёлы.

Чтение учителем до слов «Обернулся он быстрым орлом и улетел за облака» (стр. 111-114). Далее разговор Лемминкайнена с матерью - по ролям.

Какой совет дала мать Лемминкайнену?

Составить в тетради 3-4 вопроса по содержанию 21 главы.

4. Итог урока.

О чём заставил задуматься?

Подготовить рассказ о том, как Лемминкайнена встретила добрая хозяйка на острове - 1 вариант, о том, как жилось ему на острове - 2 вариант.

11 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: продолжить работу над «Калевала»;

Учить работать с текстом, соотнесение иллюстраций с отрывками из рассказа;

Развивать творческое воображение;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказ о жизни Лемминкайнена на острове (вызвать 4-5 учащихся).

3. Изучение нового материала.

Можно ли по заглавию и по иллюстрации предположить, о чём пойдёт речь в следующей главе?

Словарная работа.

Куллерво - в финской и карельской мифологии богатырь, сын Калевы, мстящий Унтамо за гибель своего рода.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе.

Чтение 23 главы «Илмаринен берёт к себе в дом пастуха Куллерво».

Кто такие Калерво и Унтамо?

Из-за чего они враждовали?

К чему привела их вражда?

Расскажите, каким вырос Куллерво?

Почему Унтамо продал Куллерво?

Как сложится у Куллерво жизнь в доме Илмаринена?

Работа в тетради.

Куллерво - карельский богатырь.

4. Итог урока.

Какие чувства пробудил в вас урок?

Что нового узнали?

Выписать в тетрадь незнакомые слова.

Отметить тот отрывок, который больше всего взволновал?

12 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Воспитывать чувства патриотизма;

Учить сопереживать, отличать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Уточнить значение непонятных слов, которые встретились в тексте.

Задать вопросы:

Как жилось бедному Куллерво в семье Илмаринена?

Почему Куллерво решил отомстить жене Илмаринена?

Ожидали ли вы такого наказания? Почему, если, да?

Почему, живя в семье Илмаринена, его молодая жена не изменилась?

Как погиб Куллерво?

О чём попросил Куллерво свой меч?

Как вы понимаете выражение: «Не хочу я умирать от злых вражьих рук».

Спросить: «Чем взволновал?»

3. Изучение нового материала.

Чтение 26 главы «Илмаринен делает себе новую жену из серебра и золота» (самостоятельно)

Задать вопросы:

Что посоветовал мудрый Вяйнемейнен Илмаринену, когда увидел его золотую жену? (Не должен герой склоняться перед золотом, не должен льститься на серебро).

Как это вы понимаете?

Чтение 27 главы «Вяйнемейнен и Илмаринен отправляются в Похъёлу за Сампо» (учителем).

Составить по 3 вопроса в тетради по содержанию прочитанной главы.

Задать их классу. Отметить самые интересные (ответы на вопросы не должны быть односложными).

4.Итог урока.

Что взволновало на уроке?

Как вы думаете, смогут ли наши герои похитить Сампо?

Подготовиться к выразительному чтению песни Вяйнемейнена (стр. 144).

13 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Обогащать словарный запас;

Учить сопереживать, отличать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы по содержанию:

Кого взяли с собой в дорогу Илмаринен и Вяйнемейнен?

Почему лодка приросла ко дну?

Кто и как убил щуку?

Что сделал Вяйнемейнен из щучьих костей?

Выразительное чтение песни Вяйнемейнена.

Уточнить, что такое кантеле, короб, колки.

Найти в тексте, из чего делал Вяйнемейнен короб, колки, струны для кантеле? (стр. 146).

Как отреагировали животные на пение Вяйнемейнена?

Чем одарил Вяйнемейнен утку? (блестящими крыльями) За что?

Записать в тетради.

Хозяин моря - Ахто.

Дополнить предложения (стр. 128).

Хозяйка леса … .

Сын лесов … .

Краса лесов Отсо … .

(Нюрикки, медведь, Мимеркки.)

4. Итог урока.

Чем запомнился урок?

Какие впечатления остались?

Ответить на вопрос: «Почему герои Калевалы увозят Сампо от хозяйки Похъёлы?».

14урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Обогащать словарный запас;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Задать вопросы:

Почему герои Калевалы увозят Сампо от хозяйки Похъёлы?

Куда решили увезти они Сампо?

Отчего проснулась Лоухи?

Кого звала на помощь старуха Лоухи? (туманы, сына вод, хозяина ветра).

Что случилась с кантеле?

Как вы понимаете слова Вяйнемейнена:

Не поможет плач в несчастье

И печаль - в годину бедствий.

3. Изучение нового материала.

Чтение 31 главы «Хозяйка Похъёлы снаряжает погоню за лодкой Вяйнемейнена»,

32 главы «Вяйнемейнен делает из берёзы новое кантеле».

Вопросы по содержанию:

Какими вы представляете героев Калевалы?

Почему, потеряв Сампо, злое сердце Лоухи радовалось? (Уж лучше пусть пропадёт Сампо, чем достанется людям Калевалы)

Пропала ли чудесная мельница? Какие слова произнёс Вяйнемейнен, когда закопал её обломки в землю?

Сбылась ли его мечта? Зачитайте (стр. 163).

Какая ещё печаль была у Вяйнемейнена?

Из чего Вяйнемейнен сделал кантеле? (стр.164)

Что приносит его песни людям?

Рассмотреть иллюстрацию с изображением Вяйнемейнена (стр. 165).

Словарная работа.

Година - время, ознаменованное важными (обычно напряжёнными, трудными) событиями.

Бедствие - большое несчастье. Несчастье - горестное событие.

Печаль - чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи.

Услада - то (тот), что (кто) услаждает, доставляет наслаждение.

4. Итог урока.

Какие у вас остались чувства?

Как вы думаете, закончились ли на этом беды калевальцев?

Составить по 3 вопроса к 33 главе.

Отметить незнакомые слова.

15 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Обогащать словарный запас;

Учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Уточнить значение незнакомых слов.

Задать вопросы к содержанию 33 главы, подготовленные дома.

Отметить самые лучшие и удачные вопросы.

3. Изучение нового материала.

Чтение 34 главы « Герои Калевалы освобождают небесные светила из заточения».

Вопросы по содержанию:

От кого узнал Вяйнемейнен, куда делись месяц и солнце? (от огня в очаге)

Смог ли он их освободить?

Как вы понимаете слова Вяйнемейнена: « Не герой тот, кто с полпути возвращается».

Работа с иллюстрацией (стр.174).

4. Итог урока.

О чём заставил задуматься этот урок.

Домашнее задание.

Выразительное чтение песни Вяйнемейнена (стр. 175). По желанию выучить наизусть.

16 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: -

Развивать связную речь;

Проверить, как поняты и усвоены учениками основные понятия;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть (по желанию).

Выразительное чтение.

3. Заключительная беседа (приложение).

4.Предложить посмотреть презентацию «Калевала».

5. Итог урока.

Понравился ли эпос?

Домашнее задание.

Подготовить рассказ «За что мне понравился эпос «Калевала».

Нарисовать рисунок к «Калевале» к любому эпизоду.

17 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель:- обобщить и систематизировать знания учащихся;

Развивать связную речь;

Учить представлять себе изображаемого героя;

Развивать логическое мышление.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Организовать выставку рисунков. Соотнести рисунки с содержанием.

Рассказать, за что мне понравился эпос «Калевала».

3. Новый материал.

Работа над образами главных героев. Сегодня на уроке мы начнем разговор о главных героях эпоса — богатырях страны Калевалы.

Назовите главных героев «Калевалы»

Посмотреть слайд с их изображением (презентация).

Кого они нам напоминают в русских былинах? (Илью Муромца, Алёшу Поповича, Добрыню Никитича).

Нарисованы все герои страны Калевалы в эпосе одинаково?

(Нет, герои не все одинаково нарисованы. Они очень разные и по внешности и по характеру, отличаются друг от друга и по возрасту).

«Он пел, чтобы весельем начиналось утро. Чтобы ясным был долгий день т радостным тихий вечер. Его песни повторяли и деревья, и цветы на лугах, их распевали весёлые птицы, их разносил по земле вольный ветер» (стр.15).

О ком идёт речь?

Как вы догадались?

Кто такой Вяйнемейнен?

Какие подвиги он совершил? Во имя чего?

Вяйнемейнен любимый герой в эпосе «Калевала», потому что он любое дело делал для счастья народа. Он готов был даже жизнь отдать за него. Он хотел мира и сча- стья для всех людей на земле.

Подвиги калевальцев - это, прежде всего подвиги трудового творчества и созидания на

благо народа: кажется, нет ничего на свете, что было бы не под силу героям эпоса.

«Каким именем зовут тебя, герой? Каким подвигом прославился ты, богатырь? Видно, велико твоё могущество, если даже мой косматый пёс тебя не тронул» (стр. 41).

Он трудится, забыв обо всем на свете... У него могучее сложение... Он похожна богатыря, такой он сильный и трудолюбивый...

Продемон-стрировать иллюстрацию художника Кочергина, изображающую Илмаринена за работой (презентация).

Могучий и великолепный, стоит он во весь свой богатырский рост, опираясь молотом на наковальню.

Переключить внимание на иллюстра-цию, выполненную художником Г. А. Стронком для «Калевалы» (презентация).

Как художник Стронк изобразил Илмари-нена?

О чем нам рассказывает эта иллюстрация?

Каким изображен Илмаринен во время труда?

Обратите внимание на выражение его лица, глаз, на положение рук, егобогатырской фигуры.

Какое впечатление на васпроизводит Илма-ринен?

Какие чувства зрителя стремится вызвать ху-дожник?

Какие преобладают краски и почему?

На каком фоне изображен Илмаринен?

Удивительно красив Илмаринен художника Г. А. Стронка! Для Илмаринена труд источник вдохновения. Он видит в тру-де радость и высокий смысл. Он трудится во имя мира, во имя жизни. Самый замечательный трудовой подвиг Илмаринена - создание чудо-мельницы Сампо.

Какие мечты народа нашли свое воплощение в чудесной мельнице Сампо?

Какими качествами обладает чудо-мельница?

Сампо — это как бы чудесный сплав, соединивший все качества этих вместе взятых вещей. Сампо — плод фантазии трудо- вого народа, мечтающего о счастье и довольстве, о том, чтобы облегчить свой тяжелый труд.

Продолжите фразу: «Жил в Калевале смелый рыбак, удалой охотник, весёлый парень …» (Лемминкайнен).

Какой по характеру Лемминкайнен?(весёлый, обаятельный, воинственный, жизнерадостный, вспыльчивый, легкомысленный).

Вспомнить лыжную погоню за лосем Хийси (глава10) и другие приключения Лемминкайнена.

Но, несмотря на это, он является достойным товарищем мудрого Вяйнемейнена и мужественного Илмаринена.

Домашнее задание.

Составить рассказ о любимом герое.

В своём рассказа отметить внешний вид, черты характера, поведение, чем понравился.

Cлайд 1

«Калевала» «Калевала» - это карело – финский эпос. Сложился он, по мнению ученых, 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии. Название эпоса происходит от имени создателя прославленной в нем земли Калева.

Cлайд 2

«Калевала» Неповторимые сюжеты из финского сказания известны сегодня благодаря Элиасу Лённроту (1802-1884), врачу, неутомимому собирателю народных песен. В 1835 году, собрав и переработав их, он опубликовал их в едином сборнике и разделив их на 32 руны. Позже, в 1849 году, в «Калевалу» вошло уже 50 рун.

Cлайд 3

«Калевала» Руна – это отдельная песнь в карело – финском эпосе. Руны, как и былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента.

Cлайд 4

«Калевала» Кантеле - щипковый инструмент карельского и финского народов с многовековой историей. Кантеле - это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Cлайд 5

Герои «Калевалы» Вяйнямёйнен - главный герой, богатырь - колдун, вещий рунопевец, сеятель и мудрец: Песни пел он на полянах, Заклинания слагал он. Его песни создают все живое на земле, сеют добро, наказывают зло и несправедливость.

Cлайд 6

Герои «Калевалы» Ильмаринен – брат Вяйнямёйнена, богатырь – колдун, вековечный кователь (кузнец). Именно он выковал из пушинки Сампо – мельницу, дающую благополучие и счастье.

Cлайд 7

Герои «Калевалы» Лемминкяйнен – самый молодой богатырь – колдун, веселый балагур, ловкий рыбак и охотник. С ним связаны наиболее яркие истории.

Cлайд 8

Содержание «Калевалы» В карело-финском эпосе рассказывается о противостоянии северной, темной и злобной стороны – Похъёлы и южной, светлой и доброй – Калевалы. При этом имеется в виду север и юг Карелии, северной области нашей страны.

Cлайд 9

Содержание «Калевалы» В Похъёле царствует грозная Лоуха, а в Калевале – мудрый Вяйнямёйнен. С появлением чудо-мельницы Сампо, дающей счастье и благополучие, их противоборство обостряется.

Cлайд 10

Содержание «Калевалы» «Калевала» насыщена увлекательными сюжетами, тонким лиризмом, яркими героями, колоритными описаниями.

Cлайд 11

Cлайд 12

Художественные особенности «Калевалы» Состоит из 50 рун (песен), связанных между собой общей идеей – противоборства добрых сил Калевалы и злых сил Похъёлы. Многие из рун можно читать по отдельности, т.к. они не имеют тесной взаимосвязи (как, например, гомеровский эпос «Илиада»). Героями являются мифические существа, объединяющие в себе качества былинных богатырей и мифологических колдунов. Невероятный колорит придают повествованию сочетание картин северной природы и описание самобытного уклада людей, зависимость людей от природы – матери.

Cлайд 13

Значение «Калевалы» «Калевала» дала пищу для многих произведений искусства: живописи А.Галлена – Каллела, композиций Я.Сибелиуса. Знаменитая эпопея Толкиена «Властелин колец» была составлена на основе рун «Калевалы». В 2002 году выпущена юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Э.Лённрота.

«Биографии писателей» - Любящий герой прекрасен, духовно окрылён… Эффективные формы работы с биографическими данными: Знакомясь с фактами жизни литератора, мы получаем: Любовь, по Тургеневу, трагична. У И.С. Тургенева – особое чувство времени. Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения: Биография. Конкретное представление о взаимоотношениях личности и среды, конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

«Героический эпос народов мира» - Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Калевала – карело – финский поэтический эпос. Средневековый европейский эпос. 1 Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш и Энкиду. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине 8 век доНЭ.

«Древнерусские жития» - 1417. 2012. Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского. «Русской литературе без малого тысяча лет. Написание жития Кирилла Белозерского. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Историческая шкала. Житие Евфросина Синозерского. Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник.

«Биография личности» - Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Включение в более сложную систему отношений с миром. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Главное, самому себе не лгите. Содержание программы по изучению биографического материала.

«Былина» - Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Садко в гостях у морского царя. Киевский. Морская царевна слушает пение Садко. В. М. Васнецов «Богатыри» На страже русской земли. Во всем облике всадника чувствуется богатырская сила и мощь. Былины делятся на два цикла: Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской.

«Устное народное творчество» - Развивать речь учащихся. Что значит «устное»? Устное народное творчество. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки. Бежит – бежит, шумит – шумит, А все никак не вытечет. Учитель русского языка и литературы: Овчинникова Н.В. МОУ «Степановская СОШ». Несется. Гриб – старожил леса, «старичок».

Всего в теме 27 презентаций




Top