Презентация на тему карело финский эпос калевала. Изучение карело-финского эпоса "калевала"

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема урока: КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА»

С нынешнего дня вовеки

По утрам вставай ты, солнце,

Каждый день приветствуй счастьем,

Чтоб росло богатство наше,

Чтобы шла добыча в сети,

Чтобы в руки шла удача!

Совершай благополучно

Свой урочный путь по небу,

В красоте кончай дорогу,

Отдыхай с отрадой ночью!

«Калевала»

Цели урока:

- познакомить учащихся с финно-угорским эпосом «Калевала», заинтересовать

семиклассников чтением этого эпоса и историей предков карел, финнов и других финно-угорских

народов, живущих на территории современной России;

- раскрыть перед школьниками художественное своеобразие эпоса «Калевала»;

- закрепить знания учащихся о содержательных и художественных отличиях мифов и

легенд;

- формировать воссоздающее воображение учеников;

- работать над умением учащихся образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное

и услышанное, устно создавать картину или портрет.

Форма урока: урок с творческими заданиями, словом учителя и беседой по прочитанному.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Работа с эпиграфом.

- Нравится ли вам эпиграф к уроку? Как вы полагаете, почему?

- Что он вам напоминает?

(Конечно же, это часть песни-восхваления богу Солнцу.)

- Какие художественные приемы мы можем выделить в этом отрывке?

Олицетворение: «По утрам вставай ты, солнце,/ Каждый день приветствуй

счастьем...»‚ «росло богатство», «шла добыча» и т. д.

Олицетворение, прозопопея от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю) - особый вид

метафоры: перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.

В данном эпиграфе к уроку перед нами явное отождествление явлений природы, реалий

быта с деятельностью людей по принципу сходства. Олицетворение - это целый образ,

складывающийся из отдельных словесных метафор. Этот образ в художественном произведении имеет самостоятельное предметное значение. Обращение к солнцу как живому существу предполагает, что солнце может вставать, ходить по небу и заходить вечером за горизонт, после чего отдыхать «с отрадой ночью». Метафорические словосочетания складываются в единый, полновесный и как бы ощутимый образ.

Итак, мы с вами вспомнили хорошо нам известное теоретико-литературное понятие -

прием олицетворения. Запишем его в наши тетради по литературе и будем использовать при дальнейшей работе с текстом:

Изображение явлений природы и неживых предметов как живых существ называется

олицетворением .

Давайте еще раз выразительно прочитаем эпиграф к уроку и проанализируем его.

- Для чего древние сказители использовали именно этот художественный прием?

(Картина Мира оживала, а зрители видели все, о чем пелось, ярко, образно и объемно.)

- Верили и сказители, и слушатели или нет в то, о чем пелось, в то, что Солнце

действительно живое и ходит по небу?

Безусловно, перед нами фрагмент обрядовой песни какого-то древнего народа. Народ этот

явно исповедовал многобожие, поэтому олицетворял все вокруг. Следовательно, и прием

олицетворения не был тогда чисто художественным приемом: люди именно так и воспринимали жизнь, окружающий мир.

- Можно ли по данному тексту определить, чей это эпос, какого народа и примерно

когда был создал?

Перед нами перевод, перевод на русский язык, поэтому он сделан по образу и подобию

языческих песнопений древних русичей и славян. Но можно сделать общий вывод.

Вывод

Мировосприятие древних народов во многом сходно, так как эти народы жили в едином

мифологическом пространстве, олицетворяя все сущее, обожествляя явления природы, животный и растительный мир. Мы помним, что «язычество - это комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий », и эти верования, часто заимствовались близкородственными и соседствующими народами, переплетались между собой. Из сохранившихся эпических повествований, мифов и легенд мы часто черпаем сведения о тех народах, чьи мифы до нас не дошли. Так, из древнего финно-угорского эпоса «Калевала» мы узнаем много интересного и о скандинавских народах, чей эпос сохранился, и о славянах, жавших на территории современной России, чьи мифы до нас не дошли, а легенды трансформировались в богатырский эпос - былины.

2. Слово учителя.

Предки карел и финнов жили в древности по соседству с предками русичей, племенами

иж рой и водью, и потомками варяжских завоевателей, осевших на северных землях. Эти земли тогда назывались Ингерманландией или, позднее, Ингрией. Ингрия - это Ижорская земля русских летописей (показываем на современной географической карте примерные границы этой земли), вошедшая в состав Новгородского государства. Поэтому с полным правом можно сказать, что многое в мировосприятии финно-угорских и русских народов было сходно. Мифы и легенды славянских и финно-угорских народов дополняли друг друга, более того, они были понятны и близки соседям, не вызывали у них чувства отторжения.

В течение многих столетий народ Финляндии и Карелии складывал эпические и

лирические песни, известные теперь всему миру, - карело-финский эпос «Калевала ». Из века в век пели в народе руны - отдельные песни с завершенным сюжетом, из которых и состоит весь эпос - о Сотворении мира, об изначальном океане, из которого все мы вышли, о Космосе, частью которого мы являемся. Таковым было мировоззрение древних финно-угорских народов. Таковым оно долго оставалось и в Финляндии, и в Карелии, и на территории России. Еще на рубеже ХIХ-ХХ веков на праздниках и народных сходках садились двое певцов друг против друга и, взявшись за руки, заводили песнь о происхождении Земли, страны Калевалы, ее сынов и дочерей. Дети слушали эти руны, запоминали их, а потом передавали своим детям, как память народную, как истинную историю, как красивую сказку о том, что было или могло быть.

3. Чтение рун из финно - угорского эпоса «Калевала» .

    «О том, как родился Вяйнемейнен»,

    «На полях Калевалы вырастает хлеб»,

    «И лмаранен выковывает чудесную мельницу Са мп о».

4. Беседа по прочитанному, слово учителя и словесное рисование .

- Слышали ли вы раньше о «Калевале»? Читали ли ее?

- Как вы думаете, был ли похожим взгляд на мир двух соседних народов - финно-

угорских и славянских? Объясните почему.

- Почему, несмотря на территориальную близость, мифы древних славян и предков

карело-финнов отличались друг от друга, были самобытными ?

- Расскажите, чем миф отличается от реальности. Почему до сих пор в Карелии и

Финляндии, на севере Российской Федерации, в Республике Коми и на Волге (мордва, чуваши и другие народы) любят слушать старинные руны, не отражающие реальную действительность? Древние предки угро-финского народа пришли на Карельский перешеек в I тысячелетии нашей эры. Затем они продвинулись на север и северо-запад Европы, а часть племен добралась до Скандинавии. Некоторые угро-финские племена осели на севере теперешней России (карелы, коми, мордва), а другие - на Волге (мордва, чуваши). Суровый климат этой древней земли наложил свой отпечаток на быт и нравы народа, до сих пор славящегося своим сдержанным характером и немногословием. О суровой красоте этого края и рассказывает нам эпос «Калевала».

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Жива довольно далеко друг от друга, финно-угорские народы ощущают свою генетическую и историческую общность прежде всего благодаря общей, единой памяти народа - своему эпосу.

- Первое повествование - « О том, как родился Вяйнемейнен » - является мифом или

легендой? Какие черты мифа вы можете выделить в этом повествовании?

- Есть ли черты сходства между Илматар, праматерью карело-финского народа, и

славянской Макошью? Аргументируйте свой ответ.

- Вспомните, какие существуют виды мифов. К какому из них можно отнести только что

прочитанные руны из «Калевалы»? Если к нескольким видам, то аргументируйте свой ответ

цитатами из текста самого эпоса.

- Какие особенности устного народного поэтического творчества ярко проступают в

этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.

- Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее можно отнести и почему?

- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, присущие устному

поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их.

- Попробуйте пересказать миф о том, как родился Вяйнемейнен, сохраняя не только его

содержание, но и стиль речи.

- Давайте мы с вами попробуем составить слов есный портрет Вяйнемейнена. Какие

черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие - второстепенными? Какие

черты его характера обязательно надо отобразить в словесном портрете?

- Можно ли утверждать, что Вяйнемейнен - это собирательный образ целого народа?

Докажите это. Сформулируйте своими словами понятие собирательный образ .

- Легендарный кузнец Илмаринен тоже образ собирательный. Как вы думаете, какие

черты финно-угорского племени он олицетворяет и почему?

- Какие силы олицетворяет собой образ кузнеца Илмаринена? Докажите это.

Кузнец Илмаринен - собирательный образ трудового и духовно богатого угро-финского

народа, издавна стоящего на стороне светлых сил - «светлого мира». Именно поэтому кузнец и выковывает волшебную мельницу Сампо, которая должна осчастливить весь народ. Ведьма

Лоухи, будучи представителем «темного мира», присваивает мельницу, чтобы обездолить

финский народ. Борьба темных и светлых сил характерна для всего эпоса «Калевала», постоянно демонстрирующего победы сил добра.

- Если вы читали эпос «Калевала» самостоятельно, то подготовьте устный рассказ о

прочитанном: что понравилось и запомнилось; что показалось странным или неприемлемым; что особенно впечатлило и почему; какие герои показались знакомыми, узнаваемыми, на кого

хотелось бы походить.

5. Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о расселении финно-угорских и славянских народов в древности,

об их быте и нравах.

«Биографии писателей» - Любящий герой прекрасен, духовно окрылён… Эффективные формы работы с биографическими данными: Знакомясь с фактами жизни литератора, мы получаем: Любовь, по Тургеневу, трагична. У И.С. Тургенева – особое чувство времени. Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения: Биография. Конкретное представление о взаимоотношениях личности и среды, конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

«Героический эпос народов мира» - Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Калевала – карело – финский поэтический эпос. Средневековый европейский эпос. 1 Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш и Энкиду. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине 8 век доНЭ.

«Древнерусские жития» - 1417. 2012. Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского. «Русской литературе без малого тысяча лет. Написание жития Кирилла Белозерского. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Историческая шкала. Житие Евфросина Синозерского. Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник.

«Биография личности» - Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Включение в более сложную систему отношений с миром. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Главное, самому себе не лгите. Содержание программы по изучению биографического материала.

«Былина» - Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Садко в гостях у морского царя. Киевский. Морская царевна слушает пение Садко. В. М. Васнецов «Богатыри» На страже русской земли. Во всем облике всадника чувствуется богатырская сила и мощь. Былины делятся на два цикла: Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской.

«Устное народное творчество» - Развивать речь учащихся. Что значит «устное»? Устное народное творчество. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки. Бежит – бежит, шумит – шумит, А все никак не вытечет. Учитель русского языка и литературы: Овчинникова Н.В. МОУ «Степановская СОШ». Несется. Гриб – старожил леса, «старичок».

Всего в теме 27 презентаций

  • Эпос «Калевала» - замечательный памятник поэтического творчества древних народов, населявших Карелию.
  • Фильм – сказка
Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии- в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек- сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник слышал их от путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед - малым внукам.
  • Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии- в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек- сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник слышал их от путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед - малым внукам.
  • Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания далекой старины. Деревья нашептывали друг другу эти старые песни и сказки, а ветер подхватывал их по всему свету. Они летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн, о них звенели птичьи лесные голоса.
  • И как нитку вяжут с ниткой, так и певцы стали вязать эти песни одну с другой, собирать их, как собирают вязанку хвороста.
  • Встретятся на празднике или народной сходке двое, сядут друг против друга, возьмутся за руки и заведут неторопливый рассказ, затянут негромкую песню. Один начнет - другой подхватит, один припомнит - другой продолжит, и разматывается клубок песен, оживают волшебные преданья.
  • Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы. О солнечной Калевале, о бесстрашных ее героях и рассказывает наш фильм.
  • Вот перед вами один из главных героев «Калевалы» - старый, мудрый Вяйнемейнен.
  • А это славный Илмаринен, кузнец, который мог выковать даже небо.
  • А теперь познакомьтесь с бесстрашным охотником, веселым Лемминкайненом.
  • Склонился над горном кователь Илмаринен, с утра и до вечера кует он чудо-мельницу Сампо. Обладает мельница волшебным свойством, день и ночь мелет она муку, соль и деньги.
  • Весел народ Калевалы. Радуется он новому дню и ясному солнцу. Принесла счастье людям чудесная мельница.
  • Но не радуется злая старуха Лоухи, хозяйка суровой и мрачной Похъёлы, не дает ей покоя радость калевальцев, задумала она завладеть чудесной мельницей.
  • Спрятала Лоухи чудесную мельницу за двенадцатью дверьми, под двенадцатью замками. Никто больше не увидит ее, никто не сможет воспользоваться ее волшебной силой
  • Тогда собрались храбрые мужи Калевалы: мудрый, старый Вяйнемейнен, вековечный кователь Илмаринен и смелый Лемминкайнен. Отправились они вместе отвоевывать сияющее Сампо.
  • Прибыли славные мужи Калевалы в туманную, мрачную Похъёлу, к злой старухе Лоухи, но не захотела жадная Лоухи добром отдать чудесную мельницу.
  • Тогда берет мудрый Вяйнемейнен в руки кантеле, и под дивные его звуки впадают в сладкий сон мужи Похъёлы и сама старуха Лоухи.
  • Тем временем храбрые калевальцы проникли в мрачное подземелье и похитили чудесную мельницу.
  • Первой ото сна пробудилась злая Лоухи. Обнаружив пропажу Сампо, она в ярости посылает вслед калевальцам грозы и молнии, бурные ветры.
  • Смело встречают непогоду храбрые мужи Калевалы, вновь продолжают они свое плавание.
  • Тогда в погоню отправляется сама злобная Лоухи. Настигла она смелых путников, мертвой хваткой вцепилась в Сампо, но не смогла удержать чудесную крышку. Упала в пучину моря чудесная мельница.
  • Но не пропала чудесная мельница, не потонула совсем пестрая крышка. Вынес прибой ее обломки к берегам Калевалы. Увидал их Вяйнемейнен и зарыл в землю на золотистой поляне. С тех пор не покидают калевальскую землю удача и богатство. Не удалось злой старухе похитить месяц и солнце. Вернул их людям старый, мудрый Вяйнемейнен. Весельем теперь начиналось каждое утро на земле калевальцев, ясным был полдень, радостным тихий вечер.
  • Столетиями жили эти чудесные предания о счастье и свободе. И эта заветная мечта сбылась в наши дни.
  • В сценарии были использованы:
  • - Иллюстрации к эпосу «Калевала» художника Н. Кочергина.
  • - «Калевала в школе» под. редакцией З. М. Упорова. Петрозаводск.

Элиас Лённрот (09.04.1802-19.03.1884)

« Финский ученый и писатель,

большой знаток народной поэзии,

неутомимый ее собиратель

и пропагандист»

Э.Г. Карху


" Родиной этих поэм является

Карелия по обе стороны

государственной границы

Финляндии и России "

Э. Леннрот


Интересные факты:

1. 28 февраля отмечается «День народного эпоса Калевалы». Проходит этот день, как костюмированное шествие.

2. Знаменитая эпопея Толкиена «Властилин колец» была составлена на основе рун «Калевалы».

3. 2002 год - юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Элиаса Леннрота.

4. В поселке Калевала открыт музей Рунопевцев.

5. По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой работал Лённрот.

6. Средняя общеобразовательная финно-угорская школа г. Петрозаводска носит имя Элиаса Леннрота.


Викторина «Внимательный читатель»

1.Как называется каждая из песен эпоса «Калевала»?

2. Кто собрал древние руны и составил книгу «Калевала»?

3. Карельский народный струнный инструмент, род гуслей.

4. Кого в эпосе «Калевала» называют «речной собакой»?

руна

Элиас Леннрот

кантеле

щуку


5. Прочитайте отрывок. Кто из героев «Калевалы» мог сказать эти слова?

Так сказал он молодежи,

Молодому поколению, Что теперь лишь подрастает:

Никогда в теченье жизни

Не обидьте невиновных,

Зла не делайте невинным,

Чтоб не видеть вам возмездья…»

6. Почему Вяйнемёйнен наказал Йокахайнена?

7. Хозяйка Похъёлы, главный герой калевальцев?

Вяйнемейнен

за хваставство

старуха Лоухи


8. За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?

9. Что потребовалось для изготовления волшебной мельницы?

10. Сколько дней потребовалось для изготовления Сампо?

11. Какие предметы появились из огня до появления Сампо?

12. Что с ними сделал Илмаринен?

13. Почему?

за обладание Сампо

перышко, молоко,

шерсть, хлеб

лук, плуг, лодка, корова

бросил в огонь


13. Что было ценного в Сампо?

14. Кем была сделана мельница Сампо?

15. О ком эти строки?

«В волосах ношу я ленту…

Я ношу простое платье,

Я ем чёрную краюшку,

Я сижу в отцовском доме

Вместе с матушкой родимой…»

что прикажешь, то она и мелет

Илмаринен

Айно


16. Дочь воздуха, Владычица рек и морей.

17. Хозяин неба, всесильный бог.

18. Что возвратило к жизни Лемминкайнена?

20. Какая главная мысль эпоса «Калевала»?

Илматар

Укко

материнская любовь

Вяйнемейнен

Лемминкайнен

Удалой охотник

Илмаринен

Известный кузнец

Хлебороб, плотник, знаменитый музыкант

материнская любовь

Трудиться на благо Родины






По своему происхождению и содержанию "Калевала" принадлежит к тем памятникам мировой культуры, которые возникли на стыке двух художественных традиций: устной и письменной, фольклорной и книжно- литературной. У разных народов в разное время, в зависимости от их внутреннего развития, происходило слияние этих двух традиций, книжность обогащалась мощным влиянием фольклора, и рождались новые художественные явления.


Элиас Лённрот финский лингвист, фольклорист, по образованию врач; крупнейший представитель культуры Финляндии, профессор финского языка и литературы. Известен прежде всего как выдающийся исследователь карело-финского эпоса «Калевала», который был им воссоздан на основе собранных у народных песнопевцев фольклорных материалов (1835, вторая редакция 1849).


Хотя "Калевала" в виде книги увидела свет сравнительно поздно, в первой половине XIX века, однако по содержанию того фольклорного материала, который она вобрала в себя, "Калевала" даже более архаична, чем самые древние из упомянутых эпосов, получившие письменную форму тысячелетия тому назад.


Герои Калевалы. В "Калевале" героика - мифологическая, борьба ведется еще с мифологическими чудовищами, колдунами и колдуньями, причем с помощью не столько оружия, сколько магических заклинаний. Героями карело-финских народных рун и "Калевалы" являются присущие древним мифам особые «культурные герои» – полубожества.


«Культурные герои» - кто это? Чтобы благоустроить мир, нужен был ум и талант, в том числе дар мага-волшебника, и все это есть у героев "Калевалы". Они создали и обустроили мир, заложили основы жизни. Их называют "культурными героями" потому, что от них ведет свое начало культура, понимаемая как преемственность обычаев и традиций.


Содержание Калевалы. В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни. Содержание её чрезвычайно разнообразно. Трудно указать общую нить, которая связывала бы разнообразные эпизоды Калевалы в одно художественное целое. Некоторые учёные полагали, что основная идея её воспевание смены лета и зимы на Севере. Сам Лённрот признавал, что при соединении им рун в эпопею некоторый произвол являлся неизбежным.


Содержание Калевалы. Характерным для карельского эпоса является полное отсутствие исторической основы: похождения богатырей отличаются чисто сказочным характером; никаких отголосков исторических столкновений финнов с другими народами не сохранилось в рунах. В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и её богатыри совершают подвиги для достижения личных целей, как герои чудесных сказок.


День Калевалы «День народного эпоса Калевалы» национальный праздник, отмечается 28 февраля. Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.






Top