Презентация на тему мигель де сервантес. Презентация на тему "мигель де сервантес сааведра"

БЕССМЕРТНЫЙ АВТОР БЕССМЕРТНОГО РОМАНА (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МИГЕЛЯ СЕРВАНТЕСА ДЕ СААВЕДРА) Сервантес вечно жив в памяти людей, так же как живы и бессмертны его герои – рыцарь и оруженосец, по-прежнему странствующие в поисках добра, справедливости и красоты по необъятным равнинам своей многострадальной родины. Ф. Кельин

Первые годы Родился 29 сентября (9 октября) 1547 г. , в городе Алкала-де-Энарес Отец, идальго Родриго де Сервантес Мать - донья Леонор де Кортина

Юношество 1569 – 1570 гг. – служба у кардинала Аквавивы. 1570 – 1575 гг. — служба в испанской армии. 7 октября 1571 г. — сражение при Лепанто.

1575 г. – Сервантес с братом был захвачен алжирскими пиратами 1575 – 1580 гг. – в плену у алжирского повелителя Гассан Паши

Ходатайство отца Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“ (la Galera del Sol), под командой Каррильо де Кесада» , и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться» . У отца не было средств на выкуп Мигеля, в связи с ранее осуществленным выкупом из плена другого своего сына, также находившегося на том корабле.

Жена и дети Брак с Каталиной де Салазар в 1585 году, когда Сервантесу было 38 лет. У писателя была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса.

ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В 1585 году он выпустил пасторальный роман «Галатея» («La Galatea»). В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.

Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады» . В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота» , все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда» . Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи.

23 апреля 1616 г. окончилась жизнь Мигеля Сервантеса де Сааведра (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд» .

Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г. ; на пьедестале латинская надпись: «Мигелю Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов» .

ДОН КИХОТ - герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г. , второй - 1615 г.); он же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же - идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый. Имя Дон Кихот в буквальном переводе означает «Дон Набедренник с клочка земли»

Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.

Образ героя О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом» . В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.

В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

Слайд 1

Мигеля де Сервантеса Сааведры
Подборку материала подготовила Учитель русского языка и литературы Буторина И.Р. Гимназия №2 Г.Раменское Московской области

Слайд 2

биография
Великий испанский писатель родился в г. Алькала-де-Энарес в семье врача, обедневшего дворянина. Когда Сервантесу было 24 года, он принял участие в морском сражении между испанским флотом и турецкой эскадрой при Лепанто; после ранений он перестал владеть левой рукой. В 1575 году, возвращаясь из Италии, попал в плен к алжирским пиратам. Только через пять лет Сервантеса выкупили, и он вернулся в Мадрид.

Слайд 3

В должности заготовителя продовольствия для флота, а затем чиновника по сбору налоговых недоимок Сервантес объездил всю Испанию, По ложному обвинению в растрате он дважды был заключен в тюрьму, где начал писать роман «Дон Кихот».

Слайд 4

Знакомясь с испанской провинцией, Сервантес наблюдал тяжелую жизнь народа при короле Филиппе II. В условиях испанского абсолютизма, поддерживаемого католической церковью и инквизицией, борьба за гуманистические идеалы, которую вел Сервантес, была очень трудной. Великий писатель умер в нужде 23 апреля 1616 года.

Слайд 5

Главные герои романа - хитроумный идальго Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Дон Кихот - это мечтатель, который верит в чудо, в добро и справедливость. Он считает, что справедливость должна торжествовать в Испании и во всем мире. Когда роман опубликовали, все в один голос признавали Дон Кихота очень необычным и интересным персонажем.

Слайд 6

Дон Кихот Ламанчский
Решив стать рыцарем, защищающим честь и справедливость, идальго стал совершать «героические поступки». Дон Кихот Ламанчский - это человек, который читал много рыцарских романов, Популярных в ту пору. Ему захотелось стать таким же благородным рыцарем, как герои этих романов, и прославиться на всю страну: «один хитроумный идальго вообразил себя рыцарем и отправился в путь, задавшись целью искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет».

Слайд 7

в Дон Кихоте сочетаются фантазерство и реализм
он совершает какие-то нереальные поступки: он сражается с ветряными мельницами, пытается вызвать на бой свирепых львов, бросается верхом на своем верном коне в самые опасные авантюры. Ему кажется, что он заступается за всех униженных и обездоленных, что за это его все будут уважать. Но на самом деле это не так: люди смеются над рыцарем, считают его помешанным.
Дон Кихот - человек рационального ума, образованный и понимающий жизнь. Когда его верный оруженосец становится губернатором, он дает ему полезные советы.

Слайд 8

Дон Кихот - человек добрый, щедрый, он всегда готов прийти на помощь. И.С. Тургенев сказал о нем: «Он весь живет... вне себя, для других, для братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам, волшебникам, великанам - то есть притеснителям». Но мне жаль Дон Кихота - в современной жизни ему не было бы места.

Слайд 9

Санчо Панса
Санчо Панса - полная противоположность своему господину. Он трезвомыслящий и прагматичный крестьянин, который выручает Дон Кихота из многих передряг. Они даже внешне совершенно различны: Дон Кихот - высокий и худой, а Санчо Панса - низкий и толстый. Они смотрятся комично, но они прекрасно понимают друг друга и хорошо дополняют. Почему друг без друга они бы пропали?

Слайд 10

Санчо Панса - преданный друг и помощник, в нем воплощены все лучшие качества простого человека. Он надежный, добросердечный, веселый. Если бы не он, Дон Кихот бы не выпутался из своих неприятностей, а иногда бы не смог избежать смерти. Санчо Панса удерживал своего «рыцаря» от ненужных подвигов, а также быстро спускал его на землю после «великих побед»

Слайд 11

он сообразителен, остроумен, всегда что-то делает и не падает духом. Потом все эти качества пригодились ему, когда он стал губернатором. Преданность и все положительные качества Санчо Пансы делают его любимым героем этого произведения у многих читателей.

Слайд 12

«Битва с ветряными мельницами» - теперь нарицательное выражение Как вы его понимаете?

Слайд 13

В его бурных фантазиях ветряные мельницы - это «чудовищные великаны», которых надо «перебить всех до единого». Эта битва с ветряными мельницами представляется ему величайшей «святой» битвой Добра со Злом. Во всем он видит происки злого волшебника, которого ему надо обязательно победить, чтобы «стереть дурное семя с лица земли».

Слайд 14

И даже когда его ударяет крыло мельницы, и он падает раненый, он не видит реальности. Он думает, что это другой волшебник помог ему. «Битва с ветряными мельницами» - теперь нарицательное выражение. Это значит, что человек борется с придуманными, несуществующими трудностями.

Слайд 15

Главного героя романа многие критики называли самым великим мечтателем всех времен. Это так и есть: он живет в придуманном мире рыцарства и благородства, его взгляд на вещи искажен. сюжет произведения: Дон Кихот и Санчо Панса ездят по стране и совершают подвиги. Но читателям эти «подвиги» кажутся безумными и смешными, потому что нормальный человек не поедет биться с ветряными мельницами. В этом как раз и проявляется ирония автора: он показывает, что рыцарские идеалы были оторваны от реальной жизни

Слайд 16

Почему Дон Кихот –рыцарь?

Слайд 17

Дон Кихот ведет себя так, как вели себя рыцари в книгах. У него есть Прекрасная дама - Дульсинея Тобосская, чье имя он прославляет своими подвигами, он совершает добрые дела, а также бьется с другими рыцарями.

Слайд 1

Мигель де Сервантес Сааведра

Жизнь и творчество.

Слайд 2

Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

Слайд 3

Военная служба.Ранение.Семья.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

Слайд 4

Литература

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Слайд 5

Дон Кихот…

Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

Слайд 7

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

Слайд 8

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Слайд 9

Творчество после тюрьмы

Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

Слайд 10

Некоторые факты Дон Кихота.

Дело в том, что в "Дон Кихоте" немолодой уже литератор Сервантес пошел на смелый эксперимент с непредвиденными последствиями и возможностями: он поверяет рыцарский идеал современной ему испанской действительностью, и в результате его рыцарь странствует по пространству так называемого плутовского романа.

Слайд 11

Определение

Плутовской роман, или пикареска - повествование, возникшее в Испании в середине XVI века, претендующее на абсолютную документальность и описывающее жизнь плута, мошенника, слуги всех господ (от исп. picaro - плут, мошенник). Сам по себе герой плутовского романа неглубок; его носит по свету злосчастная судьба, и его многочисленные приключения на большой дороге жизни представляют главный интерес пикарески. То есть материал пикарески - подчеркнуто низкая действительность. Возвышенный идеал рыцарства сталкивается с этой действительностью, и Сервантес как романист нового склада исследует последствия этого столкновения.

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

УРОК № 52

Тема. Мигель де Сервантес Сааведра - автор романа «Дон Кихот»

Цель: вызвать сочувствие к судьбе писателя и уважение к его мужеству; ознакомить с историей создания романа «Дон Кихот»; учить участвовать в интервью с «писателем»; воспитывать внимательность, милосердие.

Оборудование: портрет М. де Сервантеса, разные издания романа «Дон Кихот».

Где-то на небесах Сервантес, создатель «Дон Кихота»,

с грустной улыбкой ожидает того,

кто родится, чтобы понять его.

Хосе Ортега-и-Гассет

«Четвертое лишнее»

1. Сонет, поэма, канцона, роман.

2. «Божественная комедия», «Канцоньере», «Песня о Роланде», «Дон Кихот».

3. Данте, Петрарка, Джауфре Рюдель, сервантес.

Вы узнали, что сегодня мы будем говорить о романе «Дон Кихот» и его автора - Мигеля де Сервантеса Сааведра.

II. Изучение нового материала

1. Интервью с Сервантесом (в роли Сервантеса - ученик)

Журналист. Уважаемый Мигелю де Сервантесе, расскажите, будь ласка, о своем детстве.

Сервантес. Я родился 29 сентября 1547 г. в городе Алькала-де-Энарес в семье обедневшего идальго (дворянин). Отец мой был врачом, но не имел работы. Наша семья часто переезжала из города в город, но родители всегда заботились о том, чтобы все дети в нашей семье (а нас было семеро) получили образование.

Журналист. Правда ли то, что Вы служили у кардинала Аквавіви?

Сервантес. Да, я учился в Вальядолиде, а затем поступил на службу к кардиналу Аквавіви в Мадриде. Когда кардинал уехал в Италию, я сопровождал его. Пять лет я провел в Риме, изучая итальянский язык, знакомясь с культурой итальянского Возрождения.

Журналес т. Какие последствия имела для Вас служба в испанской армии?

Сервантес. в 1571 году я вступил в ряды испанской армии и принимал участие в знаменитой морской битве с турецким флотом при Лепанто. На родину я решил вернуться после тяжелого ранения в грудь и левую руку, которая навсегда осталась неподвижной.

Журналист. Что помогло вам пережить алжирский плен? Сервантес. Это были очень нелегкие времена для меня и моего брата Ро - дріго. В 1575 году на галере «Солнце» мы отплыли в Испанию, но были захвачены в плен алжирским правителем Гасан-пашой. Рекомендательные письма, что нашли при нас, ввели в заблуждение пиратов: они подумали, что имеют дело с членами богатой и знатной семьи, следовательно, начали требовать большой выкуп. Нашей семье было не просто собрать нужную сумму. Когда поступила первая часть денег, я настоял на том, чтобы первым освободили моего брата. Впоследствии был выкуплен и я. А помогли мне пережить эти 5 лет в плену мой брат, вера в освобождение и сила духа.

Журналист. Как сложилась Ваша жизнь после плена?

Сервантес. Вернувшись в Испанию, я еле нашел работу сборщика налогов. Не имея опыта такой работы и будучи от природы человеком добрым и наивным, я попал в переплет: меня обвинили в каВНОкрадстве. Это было неправдой, но все же я оказался в тюрьме.

Журналист. Как вы чувствовали себя в тюрьме?

Сервантес. Конечно, я был ужасно расстроен. Но моя обыденная жизнь, полная хлопот и унизительной бедности, тоже не привлекало меня. А однажды в тюрьме мне привиделся образ смешного долговязого всадника на еле живом кляче. Так появился замысел романа «Хитроумный Дон Кихот Ламанчский». В тюрьме я и работал над этим произведением. Наконец я мог немного отдохнуть и посвятить свое время любимому делу.

Журналист. Какие еще произведения принадлежат Вашему перу?

Сервантес. Это роман «Галатея», драма «Нумансия», «Назидательные новеллы». Но самым знаменитым стал, конечно, роман о Дон Кихоте.

Журналист. Спасибо Вам за рассказ о своей жизни.

2. Рассказ учеников-литературоведов о интересные факты из жизни писателя и его знаменитой книги

В 2002 году, подводя итоги прошлого тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в состав которого вошли 100 известных писателей из 54 стран мира. их попросили определять лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времен и народов» был назван «Дон Кихот» Сервантеса.

Современные исследователи предполагают, что прототип Дон Кихота существовал на самом деле: это был родственник жены Сервантеса Алонсо Кіхада, житель Еківіаса, о котором было известно, что он был большим поклонником рыцарских романов и со временем стал августинським монахом.

Рассказывают такую историю: однажды испанский король Филипп III увидел с балкона дворца студента, который читал на ходу книгу и громко смеялся; король решил, что студент или сошел с ума, или читает «Дон Кихота». Слуги выяснили это и убедились, что студент действительно читал роман Сервантеса.

В Испании существует дом-музей Дульсинеи, расположенный в городке Тобосо под Мадридом. Создавая его, местная власть отблагодарила Сервантесу, который, сам того не зная, спас их город от безжалостного артиллерийского обстрела. Произошло это в начале XIX ст., когда наполеоновская армия оказались на территории Испании. Войско французского генерала Дюрона подошло к Тобосо и подготовился к штурму. Артиллеристы зарядили пушки, однако команда «огонь» так и не прозвучала. Когда генералу Дюпону доложили, что перед ним то же Тобосо, где жила возлюбленная Дон Кихота, он отказался от обстрела, не пожелав войти в историю как военачальник, что разрушил родной город большой литературной героини.

Мигель Сервантес

3. Слово учителя

История создания романа

Как вы уже узнали, работа над романом «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» началась еще во время пребывания Сервантеса в тюрьме. Первый том романа вышел в свет в 1605 году. Он имел огромный успех, о чем свидетельствует шесть (!) изданий книги только за один год. Правда, это не облегчило жизнь автора книги: до конца своей жизни он так и не освободился от бедности.

За год до смерти Сервантес написал вторую часть романа о Дон Кихоте.

Интересно!

«Дон Кихот» по количеству языков, которыми он был переведен, уступает лишь Библии.

Роман был задуман как пародия на средневековые рыцарские романы.

В произведении 660 персонажей.

В центре романа - путешествие идальго Дон Кихота вместе с оруженосцем Санчо Пансой Испанией XVI века с целью защиты всех бедных и обездоленных.

Повторение литературоведческих терминов.

Роман - это большое по объему эпическое произведение,в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.

4. Чтение первого раздела романа (I части)

Что больше всего любил делать Алонсо Кіхада? (Читать рицарськіромани)

Какая идея возникла в голове идальго? (Сделаться странствующим рыцарем.)

Что считал необходимым подготовить Кіхада?

III. Обобщение и систематизация изученного

Какие факты из биографии Сервантеса вас поразили?

Какие качества характера, присущие писателю, можно сделать вывод?

«Продолжите предложение»

1. Роман «Дон Кихот» был задуман как...

2. Роман Сервантеса состоит из...

3. В романе «Дон Кихот» много персонажей:...

4. «Дон Кихот» по количеству языков, на которые был переведен, уступает лишь...

IV. Итоги урока

Работа с эпиграфом

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет считал, что «где-то на небесах Сервантес, создатель “Дон Кихота”, с грустной улыбкой ожидает того, кто родится, чтобы понять его».

Почему, по вашему мнению, замысел писателя может быть понятным не всем?

(От самого начала романа автор выражает свое отношение к главному герою как к человеку помешанной, причем это подчеркивается ним неоднократно. Это удивляет читателя, потому что главный герой произведения, как правило, носитель определенной авторской идеи, а не просто сумасшедшим.)

Чтобы понять замысел писателя, нужно продолжить чтение романа.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616), испанский писатель. Пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическая трагедия "Нумансия", "Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615), любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубликован 1617). Главное произведение — роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Дон Кихот", ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (29 сентября 1547, Алькала де Энарес — 22 апреля 1616, Мадрид), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель "Дон Кихота", к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа — "роман сознания" или "метароман".

На пути к "Дон Кихоту"

Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса — "Сааведра", стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы, возможно, выходец из мосарабов. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.

В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.

С конца 1580 до 1587 жил в Мадриде, в Толедо и в селении Эскивиас, близь Толедо, откуда была родом Каталина де Паласиос: Сервантес вступил с ней в брак в декабре 1584 (в том же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса — Исабель де Сааведра, жившая после смерти матери в доме отца). Став отставным солдатом, занялся сочинительством пьес, не имевших успеха на сцене (из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия "Нумансия" и "комедия" "Алжирские нравы"). Публикация пасторального романа "Галатея" (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

Рождение "Дон Кихота"

В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого), по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Сервантес создавал "Дон Кихота" на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо.

Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Первоначально "Хитроумный идальго" был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания "1605". Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).

Последнее десятилетие

В 1606 (или 1608?) Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник "Назидательные новеллы" (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру "Путешествие на Парнас" (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу "Восемь комедий и восемь интермедий" (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом "Странствия Персилеса и Сихизмунды", наконец, приступает к написанию второй части "Дон Кихота", скорый выход которой обещает читателю в прологе к "Назидательным новеллам".

В 1614 — в разгар работы над ней Сервантеса — появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом "Алонсо Фернандес де Авельянеда". В Прологе к "Лже-Кихоту" содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В "Лже-Кихоте" содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть "Дон Кихота" переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой).

"Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского" издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и "Дон Кихот" издания 1605. Впервые обе части "Дон Кихота" увидели свет под одной обложкой в 1637.

Незадолго до смерти писатель перебрался в Мадрид. Находясь на смертном одре Сервантес диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману "Странствия Персилеса и Сихизмунды", опубликованному уже после смерти автора в 1617. За несколько дней до смерти писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Сервантеса неизвестно. Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

"Дон Кихот" как художественное целое

Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя "Дон Кихота" оказал "эразмизм" или "христианский гуманизм" — учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор "Оружия христианского воина" противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе "мистического тела Христова".

Сервантес, писавший "Дон Кихота" в эпоху католической Контрреформации, в годы полного запрета "эразмизма", зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда — метафорическое отождествление на страницах "Дон Кихота" "мистического тела Христова" и "тела" странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом "Дон Кихота" на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник "первого снопа" (Дон Кихота молотят "как сноп", Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как "сбор урожая странствующего рыцарства", а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, — это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно. Сервантес, использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная "Интермедия о романсах" (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую "одноходовую" ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущества остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики. Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор "Дон Кихота" создает не литературную пародию как таковую (самое слово "пародия" он нигде не использует), а радикально новый тип повествования. Трансформируя мотив карнавальной "свихнутости" героя в его сакральное безумие, восходящее к посланиям апостола Павла, писавшего о единоверцах как о безумных "Христа ради", Сервантес представляет "рассудительное сумасшествие" Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста. Это открывает писателю-романисту путь к изображению самой структуры сознания героя. Интерпретация "Дон Кихота" как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не может охватить роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций. Процесс рождения и становления самосознания героя как жанрообразующая тема романа выходит на первый план в "Дон Кихоте" 1615 года. Особую роль во второй части играет Санчо, образ которого начинает конкурировать по значимости с образом его господина. В основе развития сюжета второй части лежит изобретательная выдумка Санчо, который, вполне освоив стиль мышления своего хозяина, внушает ему, что крестьянка на ослице, встреченная ими на дороге, и есть Дульсинея, превращенная в уродливую поселянку злыми волшебниками. В ряду ключевых эпизодов второй части (встреча Дон Кихота со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, кукольное представление в балаганчике Маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо и др.) особое место занимает рассказ о правлении Санчо на Острове Баратария. В нем Санчо демонстрирует всю глубину своей карнавально-шутовской "дурацкой мудрости", контрастно дополняющей "мудрое безумие" Дон Кихота. В финале второй части, в момент смерти Дон Кихота-Алонсо Кихано, образ Санчо приобретает особую символическую значимость: он воплощает бессмертие народа, его неумирающее телесное целое и становится (по точному наблюдению М. де Унамуно) духовным наследником своего господина, живым носителем донкихотовского отношения к миру. Сервантес представил драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство "слов" и "вещей"
, "духа" и "материи", помысла и деяния. Реальность в "перспективистской" композиции "Дон Кихота" оказывается раздробленной во множестве индивидуальных точек зрения, в игре "мнений" и "суждений, что открывает простор для самых разных трактовок сервантесовского романа.




Top