Презентация на тему "расскажу про балалайку". Презентация для детей "балалайка" презентация по музыке на тему История балалайки презентация

История этого необыкновенного инструмента драматична - в ней были взлеты и были падения.

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов настоящих мастеров балалаечного исполнительства.

Одними из первых были выдающийся скрипач И. Е. Хандошкин и придворный музыкант, бас Петербургской оперы Лавровский...

Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький...

А история её триумфа началась в середине19 века со старой балалайки, купленной знаменитым Андреевым на масленичной ярмарке за тридцать копеек.

Ныне она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

А какая балалайка теперь, вы узнаете, посмотрев вот эту ПРЕЗЕНТАЦИЮ, а так же прослушав песню

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БАЛАЛАЙКА

Предварительный просмотр:

Песня "Балалайка" .

Текст: Е.Астахова, муз: К. Дерр

Я вам на балалайке Сыграю песнь свою

Танцуйте на лужайке, А я вам подпою.

У балалайки дивной, Всего лишь три струны.

А для веселья видно Нам больше не нужны.

Проигрыш:

Была я на Ямайке Весёлый там народ.

Слайд 2

Балалайка.В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп,В руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. Из дерева вырубается, а в руках плачет. В лесу выросла, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут.

Слайд 3

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.

Слайд 4

Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть.

Слайд 5

Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки.

Слайд 6

Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Так что же такое балалайка?

Слайд 7

Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Балалайка по В.Далю

Слайд 8

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Этимология

Слайд 9

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. История

Слайд 10

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Когда же она появилась?…

Слайд 11

Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Так вот дела какие

Слайд 12

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Сколько это будет продолжаться?

Слайд 13

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Возвращение балалайки

Слайд 14

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент А дальше то, что было

Слайд 15

Слайд 16

Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Андреев и балалайка

Слайд 17

Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.

Слайд 18

Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Что же задумал Андреев?

Слайд 19

Балалайка Балалайка, балалайка!Ну-ка, песенку сыграй-ка!Топ-топ-топотушки,Пляшет зайка у ворот,Ходят ушки на макушке,Глазки смотрят в огород.

Слайд 20

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра.

Слайд 21

Великорусский оркестр

  • Слайд 22

    Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др)

    Слайд 23

    На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души. Возьму я в руки балалайку

    Слайд 24

    Балалайка будет радовать ваш слух, и тех людей, которые будут слушать эту великолепную музыку в вашем исполнении.

    Слайд 25

    Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Звуки настоящей балалайки прямо сейчас. Это здорово

    Посмотреть все слайды

    История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».

    Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого.

    В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

    Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

    Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

    Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

    Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

    И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа.

    Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

    Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить.

    Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка,

    и, уходя из армии военные забирали инструмент

    с собой.

    Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

    2 слайд

    Описание слайда:

    Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в 18-19 веках также овальным) деревянным корпусом. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Заглянем в словари и книги… «...Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно…» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 1891 г.) «Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах». (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.) «Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом». (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

    4 слайд

    Описание слайда:

    Когда и откуда пришла к нам балалайка? Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Есть ряд предположений: родоначальницей русской балалайки является казахская домбра или русская домра; балалайка – исконно русский инструмент; балалайка-инструмент татарского происхождения.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Учёные считают, что своим появлением балалайка обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент). Заболотский П.Е. Мальчик с балалайкой 1 предположение: домбра и домра – родоначальницы балалайки. Домбра

    6 слайд

    Описание слайда:

    Домра и домбра До́мра - украинский народный трёхструнный или четырёхструнный музыкальный инструмент. Домбра Домра Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В период своего младенчества балалайка имела форму домры, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении». Народный исполнитель с балалайкой, имеющей круглый кузов. Начало 19 в.

    8 слайд

    Описание слайда:

    2 предположение: балалайка – исконно русский инструмент Учёные полагают, что балалайку придумали еще в конце 17 века народные умельцы. Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика. Сцены из русского народного быта начала 19 века

    9 слайд

    Описание слайда:

    Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. Корень слова «балалайка» давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами «балакать», «балагурить», «балабонить», что значит на народном наречии болтать, пустозвонить. Народная балалайка конца 19 века Литография 1820

    10 слайд

    Описание слайда:

    Некоторые учёные приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. Они считают, что слова «балакать», «балагурить», «балабонить», очевидно, произошли от татарских слов бала - ребёнок, балалар - дети. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. 3 предположение: балалайка – инструмент татарского происхождения.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Первые упоминания о балалайке Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…». Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

    12 слайд

    Описание слайда:

    «Сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». К концу 18 века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Балалаечка играет, слышу – милый мой идёт, А моё сердце замирает - про меня песни поёт.

    13 слайд

    Описание слайда:

    14 слайд

    Описание слайда:

    К середине 19 века балалайка стала очень популярной во многих местах России. Балалаечка стала главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням. А скоморохи, играя на балалайке, веселили народ на ярмарках и в кабаках. Соколов П.П. У ворот.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Народная любимица На популярность балалайки во второй половине 18 века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». На балалайке играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804) – русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в. Хандошкин славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза.

    16 слайд

    Описание слайда:

    «Голосистые соперницы» В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар. В России распространилась семиструнная гитара и гармошка, которые постепенно её вытеснили. Тульская гармонь В.И.Суриков. С гитарой

    17 слайд

    Описание слайда:

    Второе рождение балалайки Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником. Василий Васильевич Андреев 1861-1918

    18 слайд

    Описание слайда:

    На балалайке Андреев научился играть у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева в 1883 году. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков». Антип Васильев

    19 слайд

    Описание слайда:

    Изучение балалайки Молодой музыкант-энтузиаст знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России. Его поражает многообразие форм народных балалаек. В особенности заинтересовали Андреева балалайки Вятской губернии. Там, в глуши Вятских лесов, сохранились еще традиции, восходящие чуть ли не к концу 18 века. Вятские балалайки своим круглым, вернее, полушаровидным кузовом очень напоминали Андрееву мандолины. Однако играли на них обычным народным балалаечным приемом - бряцанием.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Усовершенствованный инструмент Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. В 1880-х годах Андреев вместе с мастерами Францем Станиславовичем Пасербским (инструментальный мастер) и Семеном Ивановичем Налимовым (столяр) усовершенствовали балалайку: Изменили форму Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Улучшили резонансные свойства. Струны у балалайки заменили на скрипичные и гитарные. Добавили третью струну. Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Кружок любителей игры на балалайке 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки. Звучание одной балалайки уже не удовлетворяет Андреева. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного исполнения на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С.Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор.

    Существует несколько версий происхождения . Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от . Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.


    Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.


    Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом . Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь , балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.


    В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.


    До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

    Балалайка сегодня

    К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.


    Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.


    Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?


    Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.



  • 
    Top