Презентация на тему сказка 12 месяцев маршака. Презентация к уроку литературы по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

Цели урока:

– расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;

– учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

– развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь;

– способствовать обогащению словарного запаса детей;

– способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;

– воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологическая гимнастика.

– Отгадайте мою загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце).

– Как ласково называем его? (Солнышко).

– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

(Расслабление.)

– Подул холодный ветер, вам холодно.

(Напряжение.)

– Опять засверкало солнышко.

(Расслабление.)

– С таким солнечным настроением мы проведём наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.

Ребята подготовили сообщения о С.Я. Маршаке. Послушаем ребят.

2. Выставка книг С.Я. Маршака (носит ознакомительно-рекомендательный характер).

Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг.

3. Восприятие текста.

– С каким произведением С.Я. Маршака вы познакомились дома. (Сделать модель обложки).

– Назовите произведение. (Двенадцать месяцев)

– К какому жанру относится? (сказка)

– Докажите, что это произведение является сказкой. (Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве).

– Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка.

– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

– Назовите действующих лиц пьесы.

– Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия.

III. Словарная работа.

(Толкование лексического значения слов)

– КАНЦЛЕР … и другие слова (читаем в учебнике)

На доске: МАЧЕХА – неродная мать

ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов

ПОДСНЕЖНИК – травянистое растение с цветками светлой окраски,

распускающимися сразу после таяния снега.

(Сначала своими словами: это первоцвет)

– Какие первоцветы вы знаете? (Мать и мачеха, медуница, первоцвет весенний, ветреница, одуванчик, ландыш, иван-чай)

– Один из них ГАЛАНТУС (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе.

IV. Работа с произведением.

Понимание прочитанного.

1. Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.

– Скажите, где происходит действие? (Дворец…)

– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы?

На доске:

– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).

– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).

– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)

(2 ученика в образе глашатых зачитывают со свитков указ.)

(Звучат фанфары)

V. Физкультминутка.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до мысочков.

Раз – цветок, два – цветок.

А потом сплетём венок.

VI. Работа с произведением. (Продолжение)

1. Дифференцированная работа. (Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)

1 ряд – Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.

2 ряд– 12 месяцев сидят вокруг костра

3 ряд– Картинка с изображением зимнего месяца

ПРОВЕРКА

– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).

– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).

– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)

2 ряд. (ремарка)

– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)

– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)

2. Прослушивание аудиозаписи.

– А сейчас прослушаем аудиозапись “Февраль” из цикла “Времена года”, великого композитора П.И. Чайковского. Какую картину увидите?

– Что вы представили, слушая музыку? (ветры, метель, вьюга) – Музыка быстрая.

– Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)

– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)

– А теперь давайте посмотрим фрагмент м/ф 12 месяцев, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора. А вы озвучьте его, найдя описание подснежников в тексте.

А теперь давайте на листочках нарисуем подснежники, которые собирала падчерица и сами побываем в роли художников-мультипликаторов.

(Дети рисуют под музыку).А теперь давайте представим, что мы в театре. И сейчас на нашу сцену мы пригласим наших артистов.

– Посмотрите слова из сцены “Встреча месяцев и падчерицы у костра”

(Инсценирование с использованием реквизита)

VII. Итог.

– Назовите произведение, с которым работали?

– К какому жанру относится?

VIII. Дом. задание.

В библиотеке возьмите книгу и познакомьтесь с этой сказкой целиком.

Тетрадь стр. 32-33.

Литература

  1. Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 3., Вентана – Граф, 2007.
  2. Рабочая тетрадь: Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 2., Вентана – Граф, 2010.
  3. Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Методическое пособие Вентана – Граф, 2005.

Сказка «Двенадцать месяцев» - одноиз самых пленительных произведений классика детской литературы Самуила Маршака.

  • 3. По одной из версий о происхождении сюжета, повес ть была авторским переложением греческой народной сказки, хотя в повести Маршака действиеБогемия. Чехия происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII-XIX вв.
  • 4. По более правдоподобнойверсии - Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Её «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Н. Лескова.
  • 5. Маршак говорил:"...О первом прозаическом варианте "Двенадцать месяцев" могу сказать, что когда я писал сказку "12 месяцев" впрозе, я еще не знал сказки Немцовой, а только задолго дотого слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче. Только впоследствии мне стало известно о существовании сказки Немцовой.Еще дальше отошел я от богемской (или чешской) легенды в пьесе "Двенадцать месяцев"
  • 6. Но много писатель добавил от себя, поэтому эта сказочная история засияла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезнымипроблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. С. Маршак использовал в своей пьесе художественные детали.
  • 7. Сравним эти две сказки.Божена Немцова Самуил Маршак1. - Иди ты мне, Морушка, иди 1.Дочка. Ну что, отдохнула, обогрелась? принеси мне с горы (из леса) Надо тебе еще кое-куда сбегать. букет фиалок; я заложу их за Падчерица. Куда же это, далеко? пояс и буду их нюхать, - Старуха. Не так уж близко, да и так кричала она сестре. недалеко.- Ай, Боже, сестра моя милая, что Дочка. В лес! это тебе на ум пришло? Я никогда Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту не слыхивала, чтобы росли под много привезла, на неделю хватит. снегом фиалки! - убеждала ее Дочка. Да не за несчастная девушка. хворостом, а за подснежниками! Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками -в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено - так и
  • 8. Божена Немцова Самуил Маршак2. В сказке главную героину 2. На протяжении всей сказки авторзовут Моруша. называет главную героиню – Падчерица.3. Мачеха и сестра сами посылают Морушу в лес. 3. Появление нового персонажа – И не один раз. Сначала за Королевы, которая издает приказ фиалками, ягодами, а потом о подснежниках. за красными яблоками. 4 Обе быстро одеваются, переругиваясь.4. Небо трепещет, на земле Поторопилась! Собачью шубу буря, человека не видно. Утром выпросила! ждала их с завтраком, ждала и с обедом, но не дождалась ни Дочка. Вам собачья как раз к лицу! Елены, ни мачехи. Обе на Лаетесь, как собака! горе замерзли. Остались доброй Старуха. Сама ты собака! Моруше и хата, и коровка, и кусок Их голоса постепенно превращаются поля, нашелся к этому и хозяин, и в лай, и обе они, надев хорошо было им жить в покое. шубы, превращаются в собак. Старуха- в гладкую черную с
  • Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой, является одним из средств создания или раскрытия образа Подснежники, - в сказке они используются как завязка. Четырнадцатилетняя Королева издает приказ: обещает большую наградутому, кто принесет во дворец корзину подснежников.
  • 10. Колечко.
  • 11. Введя в пьесу историю маленькой Королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием.Пьеса-сказка тесно связана с фольклором. У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются их прекрасные человеческие качества.
  • 12. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы – Падчерицы. Не случайно, что встреча в лесу Королевы и Падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Сама природа активно помогает ей.Исключительного мастерства достигает Маршак в индивидуализации речи героев. Так, в речи Падчерицы чувствуется народнопоэтическая основа с ее напевностью, мелодичностью.
  • 13. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности.Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость - эти их качества делает поэт предметом сатирического изображения. Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека.
  • 14. Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях – со злостью, скрытностью, бесчеловечностью. Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым солдатом. Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках Королевы свои, а в еестремлении подчинить себе весь мир - свое стремление подчинить своим капризам родных и близких.
  • 15. В 1956 году на студии «Союзмультфильм »(Москва) был выпущен одноимённый мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации.


  • Цель урока:

    1. Обобщить знания о жизни и творчестве

    С.Я. Маршака.

    2. Расширить представление о драме как роде литературы.

    3. Развить навыки анализа текста.


    С. Я. МАРШАК-

    ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ДРАМАТУРГ, ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ.


    СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки».





    пьеса- литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. сказка

    сказка

    бытовая волшебная о животных



    Власть не ведает законов.

    Маленькая капризница желает издавать свои законы природы.

    Продолжите ряд: своенравная избалованная…

    По- ми- ло – вать … каз- нить…Напишу «казнить» - это короче.




    Домашнее задание:

    • Подготовиться к домашнему сочинению

    Добро и зло в пьесе С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев»


    Подснежникам в марте пора просыпаться, Навстречу весне открывая глаза. Непросто в морозы им было дождаться, Когда посветлеет небес бирюза. Откроют они свои сонные глазки, Как только растает рыхлеющий лед, И вновь ручейки пропоют свои сказки, И птицы готовят блокноты для нот… С сайта http://www.inpearls.ru/ http://www.inpearls.ru/

    Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив… М. Алигер



    Выберите настроение

    Желаю удачи!


    Самуил Яковлевич Маршак

    Добрую сказку помню я с детства,

    Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

    Пусть подкрадётся к самому сердцу

    И зародится зерно доброты


    Из биографии С.Я. Маршака

    Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно.


    Из биографии С.Я. Маршака

    Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.

    Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя появились в 1923 году.


    • Январь году начало, зиме середина.
    • Февраль силён метелью, а (март) капелью.
    • Апрель с водою, а (май) с травою.
    • Июнь с косой по лугам прошел, а (июль) с серпом по хлебам побежал.
    • Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
    • Сентябрь пахнет яблоком, (октябрь) капустой.
    • Ноябрь ворота зимы.
    • Декабрь год кончает, зиму начинает.

    Правила поведения в театре

    1. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители.

    Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля.

    Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя. 2. В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. 3.Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд. 4.Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

    Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси капельдинера уладить это недоразумение.

    Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.



    Мать –и- мачеха

    медуница

    Первоцвет

    Подснежники






    Рефлексия

    Что нового я узнал на уроке?

    В чем я испытал трудности?

    Что мне больше всего понравилось?



    Словарная работа

    Мачеха- жена отца, неродная мать.

    Падчерица- дочь мужа, приемная дочь.

    Канцлер- высшая государственная должность.

    Глашатай- человек, объявляющий королевские указы.

    Мантия- накидка, одеваемая поверх платья.

    Астролог- гадатель по звездам, предсказатель.

    Рескрипт- распоряжение.

    Резолюция- решение, постановление.

    Ход атайство- просьба.



    
    Top