Презентация на тему жизнь и творчество гедике. Биография александра федоровича гедике

| дорогие имена:

ГЕДИКЕ Александр Федорович

(1877-1957)

Органист, пианист, ученый, композитор, педагог.


Сын органиста и преподавателя фортепиано Московской консерватории Ф.К. Гедике (1839-1916). Ученик В.И. Сафонова (фортепиано). Пользовался консультациями А.С. Аренского и Г.Э. Конюса (по композиции).

С 1909 профессор Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 - камерного ансамбля, с 1922 вел класс органа и концертировал как органист.

В училище преподавал с начала 20-х до середины 50-х гг. (фортепиано, камерный ансамбль, композиция). Долгие годы являлся руководителем класса камерного ансамбля и был автором первой учебной программы по камерному ансамблю для музыкальных училищ (1946). В качестве ассистента Гедике работал пианист и композитор Л.Л. Солин.

Среди учеников: М.Л. Старокадомский, Н.Я. Выгодский, И.Д. Вейс, В.К. Мержанов, С.Л. Дижур, Г.Я. Гродберг , Л.И. Ройзман .

Автор опер «Виринея» (1916), «У перевоза» (1933), «Жакерия» (1933), «Макбет» (1947); 3 кантат, 3 симфоний; концертов для различных инструментов с оркестром, в т.ч. для органа (1927); камерных ансамблей; органных транскрипций; детских фортепианных пьес и упражнений; романсов и песен.

Лауреат премии по композиции на Международном конкурсе имени А.Г. Рубинштейна (Вена, 1900). Лауреат Сталинской премии (1947, за исполнительскую деятельность).


К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ГЕДИКЕ

4 марта /2002 года - Прим. вебмастера/ исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Гедике - русского органиста, композитора и педагога. Его творческая деятельность на протяжении всей жизни была неразрывно связана с музыкальной культурой Москвы, и прежде всего с Московской консерваторией, в которой он преподавал почти полвека.

Александр Гедике происходил из семьи потомственных немецких органистов. Его дед, обосновавшийся в России еще в начале 19-го века, был органистом московской католической церкви святого Людовика. Там же служил и отец Александра Гедике, под руководством которого маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в стране стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов.

«Органные концерты Александра Гедике, а потом и других органистов, прежде всего его учеников, были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России, - рассказывает профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Елена Сорокина. - Почему? Думается, что орган хотя никогда и не был у нас культовым инструментом, но своим тембром вызывал определенные ассоциации и в какой-то мере заполнял духовный вакуум, который, конечно же, ощущался в те годы. Именно органные концерты отчасти восполняли недостаток храмового общения. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало 20-го века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России, как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии».

Выпускник Московской консерватории Александр Гедике сочинял произведения не только для органа. Его композиторское наследие насчитывает около ста опусов. Это оперы, симфонии, инструментальные концерты, квартеты, трио, скрипичные и виолончельные сонаты. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом. В Московской консерватории он вел класс фортепиано, камерного ансамбля и органа. Среди его учеников известный интерпретатор музыки Фредерика Шопена, пианист Виктор Мержанов, а такие талантливые музыканты как Сергей Дижур и Гарри Гродберг. Они составили цвет российского органного искусства.

Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. А сама его жизнь стала символом бескорыстного и преданного служения делу.

«И я, и мой муж - пианист Александр Бахчиев, который был учеником Гедике по классу камерного ансамбля, помним, что мало кого так любили в консерватории в Москве как Александра Гедике. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность и к ученикам, и к себе. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское» высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю. Бегая детьми в центральную музыкальную школу мимо консерватории, - продолжает Елена Сорокина, - можно было видеть пожилого человека, кормящего голубей. Он отправлялся в учебный корпус, выходя из правого крыла здания, которое изначально строилось для квартир профессоров, и в котором Александр Гедике жил до самой смерти. Каждый его день был заполнен занятиями с учениками, экзаменами, концертами, где он играл сам или слушал любимую музыку. И нам казалось, что этот уклад жизни ничто не могло изменить».

В память об Александре Гедике кафедра органа и клавесина Московской консерватории ежегодно проводит концерты, в которых звучит его музыка. К 125-летию со дня рождения Александра Гедике в фойе Московской консерватории развернута выставка, посвященная его творчеству и педагогической деятельности, где представлены фотографии, документы, рукописи, композитора. К юбилею приурочен и органный фестиваль, который проходит сейчас в Московской консерватории. В концерте, открывшем фестиваль, приняли участие молодые органисты, «внучатые» ученики Александра Гедике.

Александр Фёдорович Гёдике (часто произносится Гедике ; 1877 - 1957) - русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Народный артист РСФСР (1946).

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике многое взял из традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Особенно широко известен Гедике как автор детских пьес.

Биография

Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике - Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Двоюродным братом Гёдике был композитор Николай Карлович Метнер.

Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ей 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками.

По воспоминаниям сестры, в детстве Александр Гедике был сорванцом. В 9 лет он поступил в детскую школу Зубова, в 10 лет в подготовительный класс Третьей московской гимназии. В гимназии, по собственному признанию, учился неважно. Уже в 12 лет стал часто подменять отца за органом на церковных службах. Учился играть в основном самостоятельно. Играл на фортепиано и виолончели в домашнем ансамбле, занимался переложением пьес для домашнего ансамбля. После 4-го класса оставил гимназию и перевёлся на 5-й класс консерватории, где начал заниматься в классе профессора А. И. Галли. Позднее учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции, а также у Н. С. Морозова.

По воспоминаниям Гедике, занятия в консерватории в то время были не интенсивными: например, в шестом классе - лекции по культуре и литературе - 4 часа в неделю, курс эстетики (скульптура и живопись) - 1 час в неделю, 1 час занятий по специальности, 4 часа гармонии, 2 часа хорового пения, - всего лишь двенадцать часов в неделю.

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию. Занимаясь в консерватории, написал скрипичную сонату, марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы.

После окончания консерватории начал давать частные уроки. Работал в Николаевском и Елизаветинском женских институтах.

В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор. В композиторской номинации был удостоен премии (единственной разыгрывавшейся на конкурсе) за Концертштюк для фортепиано с оркестром, скрипичную сонату и фортепьянные пьесы. Также был удостоен почётного отзыва как пианист.

Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой, тёте одной из своих частных учениц. Поселились с женой на Немецкой (ныне Бауманской) улице. Гедике купил для занятий комнатный орган и установил в своём доме.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца), а в 1923 года возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В концертах Гедике часто принимали участие С. Н. Ерёмин, Н. Г. Райский, в последующие годы Н. Л. Дорлиак.

Алевтина Двоскина
Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике - основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы»

Преподаватель :

Двоскина Алевтина Евгеньевна

Р. п. Кузоватово

Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия «Александр Гедике - основатель русской органной школы . Любимые фортепианные пьесы » (к 140-летию со дня рождения) -предназначен для учащихся музыкального отделения ДШИ, а также для учащихся общеобразовательных школ .

Цель – развитие интереса детей к музыке как основе творческого воображения.

Задачи :

1. Образовательные : развитие музыкальных и творческих способностей;

содействие первоначальному развитию музыкального вкуса;

заложение основы для будущего профессионального обучения.

2. Развивающие – развитие творческой активности, интеллекта, памяти, внимания, мышления,воображения, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

3. Воспитательные – воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной мотивации, формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни, развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Методы : Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравстенно-эстетического познания.

Ожидаемый результат : расширение музыкально-слухового опыта и художественного кругозора детей, развитие вкуса и эстетического восприятия, приток и увеличение количества детей в музыкальную школу , повышение престижа музыкальной школы в культурном пространстве поселка и района.

Оборудование : рояль, ноты, портреты, слайды, колонки.

Форма мероприятия - классный тематический час.

Двое ведущих- преподаватель Двоскина А. Е. и выпускница музыкального отделения - Исаева Наталья.

Участники- ученики музыкального отделения по классу фортепиано преподавателя Двоскиной А. Е. Зрители- учащиеся музыкального отделения ДШИ, родители, учащиеся 5-6 классов общеобразовательной школы №3 .

Участники-артисты вечера, посвященного творчеству А. Ф. Гедике .

Ведущие вечера

Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости! Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательного русского композитора , пианиста, ученого, органиста , педагога Александра Федоровича Гедике . Для многих музыкантов, гостей нашего сегодняшнего праздника, будет откровением узнать, что Гедике вообще-то не только «известный детский композитор» , а крупнейший органист -композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России , ее самый бескорыстный и истовый подвижник. Бурные пиаровские акции музыкальных изданий и СМИ миновали скромное имя Гедике…

Может быть и к лучшему? Ведь необычайная скромность Александра Федоровича и при жизни не позволяла ему выпячивать себя, «пробивать» публикации своих многочисленных сочинений (большинство которых остается неизданными и по сей день) и, как говорят сегодня, «раскручиваться» . Он, с его природным аристократизмом, натурой подлинного музыканта и интеллигента считал, что «быть знаменитым некрасиво» . Жаль, что самобытный композиторский и исполнительский талант Гедике , его вклад в историю органной культуры России , благодаря которым орган получил в нашей стране статус самостоятельного инструмента и заставил считаться с фактом своего существования, пребывают в совершенно незаслуженном забвении. Кстати говоря, именно учащиеся детских школ искусств по достоинству оценивают творчество композитора. И сегодня мы посвящаем наш вечер жизни и творчеству Александра Федоровича Гедике ,а учащиеся класса фортепиано подготовили концерт из камерных произведений композитора.

1-ый ведущий : Александр Гёдике (сейчас мы часто произносим –Гедике ) родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович, был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике - Фридрих -Александр- Пауль Гёдике , работал органистом в той же церкви , был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано . Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе . Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом . Благодаря Гедике в нашей стране стала регулярной и очень популярной и в наши дни практика органных вечеров и органных абонементов .

2-ой ведущий : «Органные концерты Александра Гедике , были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России, – рассказывает профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Елена Сорокина. – Почему? Думается, что орган хотя никогда и не был у нас культовым инструментом, но своим тембром вызывал определенные ассоциации и в какой-то мере заполнял духовный вакуум, который, конечно же, ощущался в те годы. Именно органные концерты отчасти восполняли недостаток храмового общения. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало 20-го века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России , как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента : концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии».

В исполнении преподавателя Двоскиной А. Е. прозвучит «Органная прелюдия » ре минор А. Гедике .

1-ый ведущий :. Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду.

«Помню день, – он надолго остался у меня в памяти -вспоминает ученик А. Гедике А . Мильман – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.

Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов : Ге-ди-ке.

Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, в которой преподавал почти полвека, известный композитор, органист и пианист ».

Органные концерты Гедике давал часто . Играл он больше всего любимого им Баха .

"Музыка его, – говорил Гедике , – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".

На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.

Сейчас в исполнении Абрамовой Дарьи прозвучит «Органная прелюдия » до минор И. С. Баха.

А сейчас прозвучат старинные танцы-«Сарабанда» и «Ригодон» А. Гедике в исполнении уч-ся 2 класса Ахтямовой Агили.

2-ой ведущий : С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано , с 1919 заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца, а в 1923 года возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов Н . Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Гарри Гродберг, И. Д. Вейс.

1-ый ведущий : «Многим из Вас, ребята, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже «Танец» , «Тарантеллу»

Об одном впечатлении, связанном с Гедике - композитором , вспоминает ученик А. Гедике , пианист Александр Бахчиев .

«В необычайно торжественной обстановке, в переполненном Большом зале консерватории 19 марта 1957 года шёл концерт, посвященный 80-летию Александра Фёдоровича . Оркестр Филармонии (дирижер Б. Э. Хайкин) играл 3-ю симфонию юбиляра. Солировали в этот вечер К. А. Эрдели, С. Н. Ерёмин, сам Гедике играл на органе - соло и в ансамбле .

«Заинька» - исполняет ученица 1 класса Калиничева Настя.

Во втором отделении - поток поздравлений, бездна адресов; среди массы других - конечно же, от детских музыкальных школ .

И вот в какой-то момент от этой депутации отделился маленький мальчик, не спеша уселся за рояль и в сдержанном темпе заиграл… «Заиньку» . «Заинька» в Большом зале! Представьте себе, что после этого творилось - зал буквально рухнул от аплодисментов : всё выглядело тем более уморительно, что игра ребенка была полна серьезности и достоинства. И, конечно, юбилею Александра Фёдоровича это «происшествие» придало черты абсолютной неповторимости…».

Сейчас прозвучит Р. н. п. «Заинька» в обработке А. Гедике –исполняет ученица 1 класса Калиничева Анастасия.

«Тарантелла» - исполняет ученик 3 класса Ильин Алексей .

Почему же так популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов.? Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом.

А. Гедике . «Миниатюра» - исполнит уч-ся 4 класса Гамкрелидзе Милана.

А. Гедике . «Пьеса » ля минор-прозвучит в исполнении Потаповой Насти. (3класс) .

А. Гедике . «Сонатина» до мажор-исполняет Зубова Ксения, 2 класс.

2-ой ведущий : Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял , занимался на органе , рояле ежедневно. Не ждал «подходящего настроения» ,и этого же требовал от своих учеников.

Он очень много успевал сделать за день.

У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе , а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию ! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.

С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.

– Смотри, – обращался ко мне Гедике ,-(вспоминает его ученик А. Мильман) – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других.

Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка.

Со своими любимцами он разговаривал , как с людьми. Помню один забавный случай.

Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу . Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.

– Шарко, Шарко, перестань!Шарко не унимается.

– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!

Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".

– Шарко! Неудобно, ведь Мильман - доцент!

Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.

1-ый ведущий : Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если ученики во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал : "Не балуй!". Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.

Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал : "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало : во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза.

После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал : "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.

Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг. В программной пьесе «В лесу ночью» композитор образно рисует картину таинственности, слышатся шорохи ночного леса, «уханье» сов.

А. Гедике . «В лесу ночью» – исполняет уч-ся 2 класса Пожарова Екатерина.

2-ой ведущий : Образ разбушевавшейся стихии создает А. Гедике в пьесе «Гроза» .Быстрый бег шестнадцатых, которые вызывают ассоциации с порывами ветра, сменяются раскатами грома. Контрастная динамика, насыщенная педализация- все эти средства музыкальной выразительности как бы рисуют нам образную картину грозы.

А. Гедике . «Гроза» -исполняет Зубова Ксения 2 класс.

После дождя выглянуло солнышко и на небе повисла веселая радуга-дуга.

А. Гедике . «Радуга» -(этюд соль мажор) .-исполняет Родионова Виктория 2класс.

Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике ".

Прозвучит веселая, задорная «Маленькая пьеса » в исполнении уч-ся 3 класса Потаповой Анастасии.

А сейчас прозвучат «Вариации» на тему всем известной шуточной песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик» - ее исполнит уч-ся 4 класса Нуштаев Никита.

1-ый ведущий : Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике , мало кого так любили в консерватории и в Москве, как Александра Гедике . Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории , вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность и к ученикам, и к себе. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское » высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю.

2-ой ведущий : В фортепианной игре Александр Федорович не переносил резкого, «стучащего» звука. Любимое выражение было «мягче, плавнее!» Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам : "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его очень забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом . Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность . Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он ни пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей. Каждый его день был заполнен занятиями с учениками, экзаменами, концертами, где он играл сам или слушал любимую музыку . И всем казалось, что этот уклад жизни ничто не могло изменить.

Александр Фёдорович умер 9 июля 1957 года, прожив 80 насыщенных музыкой и творчеством полных лет. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Его могилу украшает этот скромный памятник.

Список литературы :

М. Мильман. Воспоминания о А. Гедике .

Гедике А . 60 легких фортепианных пьес для начинающих . М, Советский композитор,1978 г.

Будкеев С. М. Гедике органист . Издательство министерства обрнауки РФ.

(1957-07-09 ) (80 лет) Место смерти
  • Москва , СССР
Похоронен
  • Введенское кладбище
Страна Профессии Инструменты орган , фортепиано Жанры опера и классическая музыка Награды

Алекса́ндр Фёдорович Гёдике (часто произносится Ге́дике ; - ) - русский композитор , органист , пианист , педагог , основатель советской органной школы. Народный артист РСФСР ().

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике многое взял из традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов , романсов, обработок русских народных песен. Особенно широко известен Гедике как автор детских пьес.

Биография

Могила А. Ф. Гедике

Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского . Отец, Фёдор Карлович (по метрике - Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра , преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Двоюродным братом Гёдике был композитор Николай Карлович Метнер .

Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии , а по достижении ею 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками .

По воспоминаниям сестры, в детстве Александр Гедике был сорванцом. В 9 лет он поступил в детскую школу Зубова, в 10 лет в подготовительный класс Третьей московской гимназии. В гимназии, по собственному признанию, учился неважно. Уже в 12 лет стал часто подменять отца за органом на церковных службах. Учился играть в основном самостоятельно. Играл на фортепиано и виолончели в домашнем ансамбле, занимался переложением пьес для домашнего ансамбля. После 4-го класса оставил гимназию и перевёлся на 5-й класс Московской консерватории , где начал заниматься в классе профессора А. И. Галли . Позднее учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского , Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции, а также у Н. С. Морозова .

По воспоминаниям Гедике, занятия в консерватории в то время были не особенно интенсивными: например, в шестом классе - лекции по культуре и литературе - 4 часа в неделю, курс эстетики (скульптура и живопись) - 1 час в неделю, 1 час занятий по специальности, 4 часа гармонии, 2 часа хорового пения, - всего лишь двенадцать часов в неделю . В 1898 году Гедике окончил консерваторию. В годы студенчества он написал скрипичную сонату , марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы.

После окончания консерватории начал давать частные уроки. Работал в и женских институтах. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор. В композиторской номинации был удостоен премии (единственной разыгрывавшейся на конкурсе) за Концертштюк для фортепиано с оркестром, скрипичную сонату и фортепьянные пьесы. Также был удостоен почётного отзыва как пианист.

Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой, тёте одной из своих частных учениц. Поселились с женой на Немецкой (ныне Бауманской) улице. Гедике купил для занятий комнатный орган и установил в своём доме.

Внешние изображения
А. Ф. Гедике в кружке П. А. Ламма
Члены кружка П. А. Ламма в его квартире в Белом зале Московской консерватории: С. Е. Фейнберг , С. С. Попов, П. А. Ламм , Д. М. Мелких, А. М. Шебалина (дочь Губе, жена В. Я. Шебалина), В. М. Беляев , Н. Я. Мясковский, Ан. Н. Александров , неизвестный музыкант, А. А. Шиншин, А. Ф. Гедике, А. А. Ефременков, М. М. Губе

В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха , а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В концертах Гедике часто принимали участие С. Н. Ерёмин, Н. Г. Райский, в последующие годы Н. Л. Дорлиак .

После революции А. Ф. Гедике, вместе с матерью, женой, душевнобольным братом Павлом Фёдоровичем, и племянницей переселился в профессорскую квартиру в здании Московской консерватории, где прожил вплоть до своей смерти.

Пианист был частым гостем квартиры П. А. Ламма в Московской консерватории, где по средам проходили музыкальные вечера .

Гедике в жизни

Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, - он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.

Хотя А. Ф. Гедике внешне никогда не суетился, внутри, по утверждению друзей, он был очень беспокойным и впечатлительным человеком. Очень переживал, в особенности за других людей, принимал всё близко к сердцу.

А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он не пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.

Хотя Гедике был приверженцем полифонической музыки, обожал Баха , он всегда, до старости, был открыт для восприятия новых музыкальных идей, ему нравилась музыка Прокофьева , Шостаковича . Не любил только новаторство ради новаторства, не любил вычурность и очень не любил легкомысленность в музыке, высказывался по этой части довольно категорично. В фортепианной игре не переносил резкости.

Гедике, вероятно, огорчало, что его крупные симфонические произведения редко исполнялись, но он никогда не говорил об этом и, будучи скромным человеком, никогда никому не навязывал своих произведений.

А. Б. Гольденвейзер вспоминал забавный случай, когда он уговорил Гедике научить его рыбачить . Гольденвейзер, руководимый Гедике, рыбача в первый раз в жизни, поймал тогда около дюжины мелких рыбёшек; Гедике же, будучи заядлым рыбаком, как ни старался, не поймал ни одной. И хотя он ничего не сказал, этот случай так раздосадовал Гедике, что он больше никогда не рыбачил.

(1877-1957), русский органист, композитор и педагог. Родился в Москве 20 февраля (4 марта) 1877 года. Происходил из давно обосновавшейся в России немецкой семьи, насчитывавшей музыкантов во многих поколениях, в том числе потомственных органистов. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви св. Людовика на ул. Малая Лубянка; отец, Федор Карлович, трудился там же и преподавал в Московской консерватории; двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер. Гедике окончил как пианист Московскую консерваторию у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова (1898), композицией занимался у Аренского , Г. Э. Конюса. Органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт дал на инструменте Большого зала консерватории в 1923 году; всего же на этом органе им было сыграно более 200 концертов. Благодаря Гедике в Москве стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов, которая продолжается до наших дней. В его репертуар входили почти все органные и многие клавирные сочинения Баха , органная музыка романтиков, а также его собственные транскрипции для органа сочинений Листа , Грига , Вагнера , Чайковского . С 1909 года Гедике был профессором Московской консерватории, с 1923 года возглавил органный класс, стал основоположником (вместе с И. А. Браудо в Ленинграде) современной русской органной школы; среди его учеников - выдающиеся музыканты следующего поколения Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг. С 1936 года Гедике преподавал также в консерватории камерный ансамбль.

Наследие Гедике-композитора насчитывает 96 опусов, в том числе четыре оперы, три симфонии, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы, скрипки), два квартета, два трио и квинтет, две скрипичные и виолончельные сонаты, а также произведения для органа и других инструментов, фортепианные пьесы (среди последних более известны пьесы педагогического репертуара). Для стиля Гедике характерны благородный академизм в классическом немецком духе (от Баха до Брамса ), мастерское владение полифоническим письмом. Некоторые его органные композиции иногда исполняются и в наши дни; в 1920-х годах определенным успехом пользовалась его Третья симфония (1922), которая оценивалась современниками как сопоставимая с симфониями Мясковского того периода.


Энциклопедия "Кругосвет"
Комментарии к статье:

К биографии
2018-02-28 23:30:36

Гедике в жизни

Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, - он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.

Хотя А. Ф. Гедике внешне никогда не суетился, внутри, по утверждению друзей, он был очень беспокойным и впечатлительным человеком. Очень переживал, в особенности за других людей, принимал всё близко к сердцу.

А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он не пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.

Хотя Гедике был приверженцем полифонической музыки, обожал Баха, он всегда, до старости, был открыт для восприятия новых музыкальных идей, ему нравилась музыка Прокофьева, Шостаковича. Не любил только новаторство ради новаторства, не любил вычурность и очень не любил легкомысленность в музыке, высказывался по этой части довольно категорично. В фортепианной игре не переносил резкости.

Гедике, вероятно, огорчало, что его крупные симфонические произведения редко исполнялись, но он никогда не говорил об этом и, будучи скромным человеком, никогда никому не навязывал своих произведений.

А. Б. Гольденвейзер вспоминал забавный случай, когда он уговорил Гедике научить его рыбачить. Гольденвейзер, руководимый Гедике, рыбача в первый раз в жизни, поймал тогда около дюжины мелких рыбёшек; Гедике же, будучи заядлым рыбаком, как ни старался, не поймал ни одной. И хотя он ничего не сказал, этот случай так раздосадовал Гедике, что он больше никогда не рыбачил.

Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Ходил с тростью, не спеша, был человеком довольно высокого роста.




Top