Презентация образ праведницы в рассказе матренин двор. Рассказ Солженицына «Матрёнин двор






ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? НА КАКИХ ПОРТРЕТНЫХ ДЕТАЛЯХ СОСРЕДОТОЧЕНО ВНИМАНИЕ ПИСАТЕЛЯ? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ СОЗДАЮТ КАРТИНУ БЫТА МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


КАК РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В РАССКАЗЕ ТЕМА ПРОШЛОГО ГЕРОИНИ? «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


КАКОЙ ПРЕДСТАЕТ МАТРЕНА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ОБРАЗОВ РАССКАЗА, КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор- повествователь и те, кого можно назвать «Нематрена», её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.




Основополагающий вопрос Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». «Матренин двор»


Список литературы Солженицын А. «Матренин двор». СПб.: Азбука- классика, Агеносов В. и др. «Русская литература XX века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, Княжицкий А. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Русская словесность», 5, Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». Журнал «Литература в школе», 3, 1994.

    Слайд 1

    «Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

    Слайд 2

    Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

    Слайд 3

    Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

    Слайд 4

    Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

    Слайд 5

    Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

    Слайд 6

    В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

    Слайд 7

    В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

    Слайд 8

    В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

    Слайд 9

    «Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

    Слайд 10

    Слайд 11

    «Не дело- между бабами счастливую искать»?

    Слайд 12

    «Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

    Слайд 13

    Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

    Слайд 14

    Фикусы– разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

    Слайд 15

    « …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

    Слайд 16

    «Мне почти не слышались её утренние хлопоты». А. И. Солженицын «… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело… Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест».



  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.

  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?



  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…



«Деревенская проза» 20 века.

«Матрёнин двор»

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)


  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.

  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.


  • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
  • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.




  • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
  • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.


  • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
  • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.

  • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
  • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.

  • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
  • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.


  • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
  • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.


  • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
  • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
  • Чему учит нас этот рассказ?
  • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
  • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.

О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».



1 из 32

Презентация - Матренин двор А.И. Солженицын

Текст этой презентации

Александр Исаевич Солженицын 1918–2008 гг.

Таисия Захаровна
Исаакий Семёнович
Кисловодск, 1918 г.

Ростов-на-Дону, 1924 г.
Ростовский университет, 1941 г.

1942 г. – фронт, командир батареи звуковой разведки.

1945 г. Арест А.И. Солженицына
1945-1953 г. – годы заключения

«В круге первом» «Архипелаг ГУЛАГ»
В своём исцелении Солженицын усмотрел проявление божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.
1959 г. «Щ-854 (Один день одного зэка)»
«Один день Ивана Денисовича» 1962 г.

1963 г. «Матрёнин двор»
«Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила».

После 1966 года сочинения писателя не печатались на родине более двадцати лет.
1969 г. - исключение из Союза писателей.

1970 г. - лауреат Нобелевской премии.

1974 г. - выдворение из Советского Союза.

1994 г. - возвращение на Родину.

Glavkom NN
«Я пишу правду о русской истории».

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России».
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А. Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.

Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая … А.И.Солженицын

Нравственным можно считать человека:
С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

Лексическое значение слов:
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими

«Матренин двор» (1963 г.)
Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?
Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

.
Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Матрёнин двор

Портрет Матрёны
«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

История жизни Матрёны
Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она - праведница

Матрёнин дом
СНАРУЖИ: четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону изгнившая щепа посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка
ИЗНУТРИ: русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды
Здесь не было ничего злого, не было лжи

Один день из жизни Матрёны Васильевны
Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому? В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

Один день из жизниМатрёны Васильевны
Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому
Бескорыстно помогать всем
Кормить козьих пастухов, вгоняя себя в большой расход
Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд
Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой с доброй улыбкой
Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

Художественная деталь:
Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

Прошлое Матрёны
Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Праведник - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?
История с горницей

Что стало причиной смерти Матрены? Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
Прощание с Матрёной
Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью? Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Причины смерти Матрёны
Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых. «Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Cлайд 1

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008) «Матренин двор» (1963 г.) Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию.

Cлайд 2

В рассказе «Матренин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт. А на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Соцтруда.

Cлайд 3

Авторский стиль – устойчивые принципы организации художественного текста, свойственные тому или иному автору. Стиль рассказа «Матренин двор» отличается авторскими ремарками по поводу какого-либо события, публицистичностью, просторечной лексикой, лаконичным синтаксисом, весьма ограниченным использованием изобразительных средств, обычно употребляемых в жанрах художественного стиля.

Cлайд 4

Язык рассказа «Матренин двор» Автобиографический герой – особый тип литературного героя, которого автор наделяет своей биографией и чертами своего характера. Просторечная лексика – слова и грамматические формы, не входящие в норму литературной речи. Диалектизмы – слова из разных диалектов, нередко используются в языке художественной литературы со стилистической целью (для создания местного колорита, для речевой характеристики персонажей). Топонимы – географические названия какой-либо определенной территории. Устаревшая лексика – слова, вышедшие из активного употребления.

Cлайд 5

Вопросы к тексту 1. Кем является героиня рассказа по социальному происхождению? 2. Почему герой-рассказчик снял квартиру в деревне Тальново, а не в поселке Торфопродукт? 3. Как называется в литературе описание быта и домашней жизни героев? 4. «Просторная изба и особенно приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами…» Каким термином определяется описание жилища героя? 5. «…Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны…» Какое средство изобразительности использует автор?

Cлайд 6

Поселок назывался Торфопродукт. «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Высокое Поле Торфопродукт Тальново «Сельмаш» Шестимирово «Химпром» Часлицы облпотребсоюз Овинцы облоно Спудни сельмаг Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым.


Top