Презентация по истории "богатыри земли русской". Презентация на тему богатырь Он брал-то ведь сошку одной рукой

Презентацию на тему Богатырь можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1

Богатырь

Презентацию подготовил Ученик 6А класса МБОУСОШ №28 Станицы Тамань Попов Кирилл

Слайд 2

Богатырь (общее значение) – слайд№4,5 Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8 Происхождение слова Богатырь – слайд№9 Богатыри в былинах – слайд№10

Слайд 3

«Старшие» Богатыри – слайд№11 «Младшие» Богатыри – слайд№12,13 Святогор – слайд№14,15 Микула Селянович – слайд№16,17 Илья Муромец – слайд№18,19 Алёша Попович – слайд№20,21,22 Добрыня Никитич – слайд№23,24 Синонимы – слайд№25 Источники – слайд№ 26 Спасибо за внимание!!! – слайд№ 27

Слайд 4

Богатыри (общее значение)

Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Слайд 5

Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Слайд 6

Воинские доблести Богатырей

Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер.

Слайд 7

Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Слайд 8

Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, по мнению Майкова, придать богатырям более идеальный характер.

Слайд 9

Происхождение слова Богатырь

Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор, баатар. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

Слайд 10

Богатыри в былинах

Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому. Первый привёл к двум взглядам: 1) что богатыри суть мифологические существа (Орест Миллер, Марте и др.) и 2) что они являются отражением типов чужестранных литератур (Стасов); второй метод привёл к заключению, что богатыри служат отражением действительно живших лиц или персонификацией бытовых и исторических явлений в жизни русского народа (Бессонов).

Слайд 11

«Старшие» Богатыри

К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.

Слайд 12

«Младшие» Богатыри

Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.

Слайд 13

С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича.

Слайд 14

Святогор

Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.

Слайд 15

На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря Самсона, но вообще былины о Святогоре мало ещё разработаны. Все, не исключая даже Миллера, признают, что в создании его образа сильно сказалось библейское влияние, но не умеют объяснить происхождения других, небиблейских черт характера.

Слайд 16

Микула Селянинович

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. На него смотрят тоже различно: Миллер в своём «Опыте» говорит, что он своей умелостью выступает из ряда старших богатырей; он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

Слайд 17

Микула Селянович

Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим божеством. В другом месте («Илья Муромец») Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.

Слайд 18

Илья Муромец

Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.

Слайд 19

Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных.

Слайд 20

Алёша Попович

Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.

Слайд 21

Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение.

Слайд 22

Самого Тугарина Орест Миллер считает мифическим существом, Веселовский склонён признать в нём половецкого хана Тугархана, Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев; он тоже признаёт в Тугарине мифическую основу, затемнённую заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие.

Слайд 23

Добрыня Никитич

Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. Халанский видит в нём отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс; таким образом в лице Добрыни былинного слились две летописные личности, одна южно-русская, другая северно-русская. Характерные черты, приписываемые Добрыне в былине, воспевающей его молодость, по Волльнеру, перенесены на него от Вольги.

Слайд 24

Стасов считает Добрыню отражением Кришны, воплощения Вишну, воспеваемого в Харивансе, против чего протестует О. Миллер, указывая на Добрыню и Алёшу как на мифические, унаследованные русскими по традиции, древнеарийские типы, соответствующие не Кришне, а Индре, и изображающие собою солнце; он сопоставляет тоже Добрыню с Одином. Волльнер, указывая на имя матери Добрыни (Амельфа или Мамельфа) сближает его с именем Μεμφις, жены Пентефрия; этот учёный рассматривает Добрыню в трёх эпизодах его жизни: как борца со змеем, как воюющего с Мариной и как долго отсутствующего мужа.

Слайд 25

Синонимы

Атлет витязь силач Геркулес герой Самсон исполин здоровяк АНТОНИМЫ Хиляк Заморыш слабак

Слайд 26

Источники

Интернет - Википедия

Слайд 27

Спасибо за внимание!!!

Святогор-богатырь – особо почитаемый народом былинный герой – старейший из всей дружины богатырской. Святогор принадлежит к древнейшему, мифологическому поколению героев русского эпоса. О нем можно сказать, что это богатырь-стихия.

Святогор силен настолько, что сила тяготит его самого: «Грузно от силушки, как от тяжкого бремени». Сила Святогора существует сама по себе, не имея ни цели, ни применения, она прибывает день тот дня, а растратить ее некуда: нет на свете богатыря, с которым мог бы Святогор померяться силой.

В былине, в которой встречаются Святогор с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, рассказано, что Святогор не смог поднять сумку Микулы, а в сумке той была таинственная тяга – сила земли. В этой былине русский народ-пахарь воспел мощь и силу мирной, трудовой жизни, бывшей ему милее кочевой воинской, которая постепенно уходила в прошлое.

На смену Святогору приходит плеяда богатырей во главе с Ильей Муромцем. Илья Муромец – представитель новой, уже исторической «богатырской» эпохи. Его сила качественно иная – человеческая, и он отказывается принять противоречащую его природе стихийную силу Святогора. Когда Святогор, почуяв свою кончину, хотел вдохнуть свою непомерную силу в Илью, тот ему ответил: «Не надо мне больше силы, а то не будет носить меня Мать сыра земля».


Андрей Мазин

«Святогор»

Святогор обладает невиданной силой и мощью. Хорош был Святогор, да не

нужен ему был никто. Не защищал

он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»



С.Рерих

«Святогор»


Георгий Юдин

Святогор и Микула


К.Васильев

«Святогор передаёт Илье силу»


  • Илья Муромец и Святогор у гроба

История о Святогоре стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной..

Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими


К. Васильев «Вольга»

Богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотни-честву разными зверями и умение понимать язык птиц и животных. Благодаря этому он завоевывает Индийское царство.


Георгий Юдин

«Волх Всеславич»

Обернулся гнедым туром-

золотые рога,

побежал он ко царству Индейскому,

он первый скок за целу версту скочил,

а другой скок не могли найти,

он обернулся ясным соколом,

полетел он ко царству

Индейскому…


Былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий "тягу земную", олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как "весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля". Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те "сумочки переметные", в которых обретается "тяга земли".

Микула Селянинович

Художник П. П. Соколов-Скаля


К.Васильев Вольга и Микула

И.Билибин

Вольга

Микула


Дружина Вольги

у сошки .

П. Соколов-Скаля

Г.Юдин Микула и Вольга

А я пива наварю да мужичков напою,

- А тут станут мужички меня похваливати:

Молодой Микула Селянович!

В былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

Тут оратай – оратаюшко

На своей кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Илья Муромец –

любимый народный богатырь

(отрывок из былины « Илья Муромец и Святогор »).

Урок литературного чтения

ОС «Школа 2100»





  • Кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

«…его земля через силу носит. »


  • – Как встретились Илья Муромец и Святогор?
  • – Что произошло?
  • – Чем закончилась эта встреча?
  • – Как называется приём преувеличения силы богатыря?

  • Зычным голосом – звонким громким голосом.
  • Шелепуга – плеть, кнут.
  • Сыть – еда, пища.

  • – Что подумал Илья, увидев Святогора?
  • – Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам черниговским?

2-я часть

– Как Илья решил разбудить Святогора?

– Прочитайте, как Илья будил Святогора.

– Что из этого вышло?

– Сколько это – 40 пуд?

– Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?


  • – Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть

  • орда – вражеское войско (или лагерь);
  • попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться .

4-я часть

  • – Что предложил Святогор Илье?
  • – Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
  • – Что значит побрататься ?

  • О чём говорит имя Святогор?
  • Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?
  • Зачем же Илья его будит?
  • С чем сравнивает Святогор удары Ильи Муромца?
  • Нет ли у Ильи каких-либо преимуществ перед Святогором?

Как одно-то на небе красно солнышко. А один-то на Руси Илья Муромец…



Использованные источник и :

  • 1.Картинки - http://www.yandex.ru
  • http://900igr.net/kartinki/istorija/Russkie-byliny.files/013-Svjatogor.html
  • 2. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/

Презентацию выполнила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с.Сергиевка

Калининского района Саратовской области»

Лохматова Людмила Викторовна.

Былина- Святогор и илья муромец

Учитель русского языка и литературы Скляр Л.Е.


Илья Муромец

Илья Муромец- один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.


Святогор

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов.Святогор является огромным великаном, «выше леса стоячегоего» его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Былина рассказывает о…

Том, что проезжая по полю Илья Муромец встречает богатыря, дремлющего на коне. Илья наносит удар богатырю, но тот не просыпается. Но вот, с третьего удара могучий воин проснулся. Святогор берет Илью вместе с конем и, положив его в карман увозит с собой. Но богатврскому коню святогора тяжело возить двух богатырей, и тогда Святогор вытащил Илью Муромца.

Богатыри решили побрататься, обменявшись нательными крестами. Они продолжают своё путешествие вместе и встречают по пути гроб. Подумали они, кому может предназначаться этот гроб? Первым в него лёг Илья, гроб оказался слишком велик. Потом Святогор ложиться вместо Ильи, и говорит: «Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».

Проходит время, Святогор говорит: «Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать то нечем, да тошнешенько,Ты открой ка крышечку дубовую,Ты подай ка мне да свежа воздуху».

А крышка у гроба никак не открывается, тут понял Святогор, что конец его пришел. Говорит Илье Муромцу: «Ты схорони меня да во сыру землю,Ты бери ка моего коня да богатырского,Наклонись ка ты ко гробу ко дубовому,Я здохну тебе да в личко белое,У тя силушки да поприбавится».

Говорит Илья да таковы слова :«У меня головушка есть с проседью,Мне твоей то силушки не надобно,А мне своей то силушки достаточно.Если силушки у меня да прибавится,Меня не будет носить да мать сыра земля.И не надо мне твоего коня да богатырского,А мне ка служит верой правдоюМне старой Бурушка косматенький».

И остался Святогор в сырой земле лежать, а Илья муромец в город Киев направился .



Главная мысль

Главная мысль былины: «Никогда не переведутся богатыри на земле русской. Новое время родит новых героев, а сила и мудрость ушедших переходит к ним по наследству…»





Top