Презентация по литературе Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке

План-конспект урока по литературе в 9 классе

по теме «Глубина философских размышлений в произведениях

Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень»

Мухиной Елены Михайловны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г. Шатуры

Московской области

Организационный момент : подготовка учащихся к уроку, настройка оборудования (Интернет).

Тема урока : Глубина философских размышлений в произведениях Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень» (тему урока учащиеся формулируют самостоятельно в конце урока после анализа и обсуждения прочитанных произведений).

^ Тип урока : урок изучения нового материала (комбинированный).

Технология урока : педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение); технология развивающего обучения (система развивающего обучения Л. Занкова).

^ Средства обучения .

Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва. «Просвещение». 2010г.

Презентация «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (домашнее задание к уроку)

Таблица на интерактивной доске «Черты сентиментализма. Особенности русского сентиментализма»

Словарь литературоведческих терминов и понятий.

^ Основные цели урока .

Обучающие:

познакомить с биографией Н. Карамзина, разобрать понятие о сентиментализме, изучить повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», показать глубину философских размышлений автора в этих произведениях.

Развивающие:

выработать способность приобретать новые знания и умение использовать ранее полученные знания; закрепить умения и навыки, позволяющие применить развитие психических функций учащихся (мышление, память, воображение, восприятие).

Воспитательные:

привить любовь к познанию окружающего мира, любовь к родному языку и литературе, воспитать активность, инициативность, любознательность.

^ Ход урока

Проверка домашнего задания .

Знакомство с презентацией «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (бинарное представление материала учащимися)

^ Актуализация опорных знаний (объяснение нового материала).
Перед вами произведения Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень». Вам предстоит не только окунуться в художественную ткань этих удивительных произведений, насладиться их красотой, но и ответить на вопрос, что объединяет эти произведения, почему мы анализируем их вместе.

1.Беседа по содержанию повести «Бедная Лиза», прочитанной дома (формирование ЗУН в процессе анализа прочитанного).

Какие чувства вы испытали?

От какого лица идёт повествование?

Какой мы видим главную героиню в родительском доме?

Чему её смогли научить отец с матерью?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Лизы?

Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Эраста?

Как складывались отношения между молодыми людьми?

Почему они расстались?

Как понимать финальную фразу повести?

О каких общечеловеческих ценностях заставляет нас задуматься Н. Карамзин?

Какой нравственный урок преподносит нам автор?

Как проявляются в повести черты сентиментализма?

Посмотрите на таблицу (она на интерактивной доске). Какие особенности повести как произведения сентиментализма мы не отметили? Подтвердите сказанное примерами из текста.

Важную роль в повести играет пейзаж. Он способствует пониманию эмоционального состояния героев - и не только.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Осень» (индивидуальное домашнее задание).

2. Беседа по стихотворению.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какие чувства вы испытали?

Созвучны ли эти чувства с чувствами, которые вы испытали при чтении «Бедной Лизы»?

В чём смысл стихотворения Н. Карамзина «Осень»?

С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для передачи чувств лирического героя?

Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

^ Подведение итогов урока .

А теперь, пожалуй, главный вопрос. Два произведения Н. Карамзина: «Бедная Лиза» и «Осень». Что объединяет их?

Да, автор размышляет о бренности человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки и перед теми, кого мы любим, и перед теми, кто нам близок. Предложите свои формулировки темы нашего урока (одна из них записывается на доске и в тетрадях).

Домашнее задание .

Ответ на вопрос: чем может быть интересен Н. Карамзин современному читателю? (5-8 предложений).


Цели урока

Воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Образовательные:

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1>; раздаточный материал <Приложение 2>.

Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя - Николай Михайлович Карамзин.

II. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1).

Презентация

III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление кластера (СЛАЙД 2).

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

- (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 - 3 предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

V. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6).

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм.

Сентиментализм - это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII - начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental - чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД7). Автор одного из них - художник-классицист, автор другого - сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

А вот еще три картины XVIII века (СЛАЙД 8). Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”).

VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы (СЛАЙД 9).

Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Время для выполнения этого задания - 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда).

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание (СЛАЙД 10).

Учебник, стр. 210- 211.
Записать ответы на вопросы:

Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?
Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?

Литература.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 512с. - (В помощь школьному учителю).
Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. - Уроки литературы. - №7. - 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.

Похожие образовательные материалы:

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

Урок №1. Тема : Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк.

Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. Понятие о сентиментализме.

Эпиграф : 1. «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» (В.Г.Белинский)

2. «Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти? Отечество вправе того требовать. Карамзин принадлежит истории». (А.С.Пушкин)

Оборудование: тексты, учебники, портрет Карамзина. (1766-1826)

Ход урока:

  1. Записать тему урока. Эпиграфы.
  2. Работа с эпиграфами.
  3. Индивидуальное сообщение: «Карамзин – писатель».

В помощь учителю: Карамзин родился в семье небогатого помещика. Его детство прошло под Симбирском, в имении отца. Трех лет он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки, учился грамоте у сельского дьячка, а немецкому языку - у семейного врача и домашнего воспитателя.

Самые яркие впечатления детства - от прочитанных книг и родной природы. Об этом вспомнит Карамзин в автобиографической повести «Рыцарь нашего времени». Ее герой читает романы, в которых перед ним открывается «множество разнообразных людей <...>, чудных действий, приключений - игра судьбы, дотоле ему совсем неизвестная». В зрелом возрасте писатель не раз вернется к своим детским впечатлениям.

13-летний Карамзин был привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора И. М. Шадена. За три года он стал знатоком немецкой литературы и философии, освоил несколько языков. По настоянию отца будущий писатель переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая прерывается в связи со смертью отца. Вскоре он оставляет ее и целиком отдается литературе.

Карамзин сближается с членами «Дружеского ученого общества», в котором большую роль играл просветитель, книгоиздатель и общественный деятель Н.И. Новиков. Особенно близки Карамзину стали идеи человеколюбия, «братства всех людей», дружбы, нравственного воспитания, проповедуемые «Дружеским ученым обществом». Эти идеи находят отражение в статьях и рассказах журнала «Детское чтение для сердца и разума», который по поручению Новикова редактирует Карамзин. В нем он опубликовал свои первые стихотворения, повесть «Евгений и Юлия», лирический рассказ «Прогулка». Важным в его творчестве становится интерес к внутреннему миру человека.

Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение, Карамзин совершает путешествие в Германию, Швейцарию, Францию, Англию. Он посещает музеи, картинные галереи, встречается с известными писателями, философами, наблюдает народную жизнь. В Париже становится свидетелем первых триумфов Великой французской революции, слушает выступления ее ораторов, видит ее героев.

Путешествие длилось два года, с 1789 по 1790. Он вернулся в Россию спустя три месяца после осуждения Радищева. В 1792 г. по указу Екатерины II арестовали Новикова. Именно на эти годы приходится расцвет литературной деятельности Карамзина. Он издает «Московский журнал», где помещает свои повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирические миниатюры, стихотворения, переводы, статьи философского содержания, рецензии на книги и спектакли. В журнале из номера в номер он публикует произведение нового для России жанра - «Письма русского путешественника», в которых рассказывает о своих заграничных впечатлениях. «Письма русского путешественника» прославили Карамзина. «Московский журнал» имел огромный успех у читателей. По-своему Карамзин продолжил дело Новикова, поместив в журнале в его защиту оду «К милости», обращенную к Екатерине. Царица стала самым недружелюбным читателем Карамзина. Он прекратил издание журнала и уехал в деревню. К литературной работе Карамзин вернется через два года, когда начнет один за другим издавать сборники своих произведений. Большой интерес у читателей вызвали повести Карамзина, которые были, по словам Пушкина, «у нас в диковинку...». Они привлекали внимание к жизни обыкновенных, незнатных людей, утверждали их близость природе, погружали в мир чувств и переживаний, до этого неизвестных русской литературе, пробуждали сочувствие читателей.

В 1802 г., уже во время правления Александра I, Карамзин основывает новый журнал «Вестник Европы», в котором большое место занимают статьи на общественно-политические и исторические темы. Интерес к истории становится главным в этот период творчества писателя. Наибольший успех выпал на долю самого крупного, последнего прозаического произведения Карамзина - повести «Марфа-посадница». В ее центре образ русской женщины, поднявшей новгородцев на борьбу против деспотизма московского царя Ивана III. Главной задачей литературы Карамзин считает патриотическое воспитание. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях», - писал он. В любви к отечеству Карамзин видел счастье каждого гражданина.

4. Работа с портретом Карамзина.

Вот милый всем творец! /Иль сердцем, иль умом/ Грозит тебе он пленом! / В Аркадии б он был/ счастливым пастушком,/ В Афинах - Демосфеном.

Эти стихи были напечатаны в 1803 году, и принадлежат они другу Карамзина, известному поэту и государственному деятелю Ивану Ивановичу Дмитриеву. Мадригал верен: с миниатюры, которая хранится в Государственном Литературном музее, на нас смотрит нежное юное лицо, внимательный и спокойный взгляд устремлен на зрителя и одновременно куда-то вдаль, мягкие кудри темных волос слегка припудрены. По одежде, по манере изображения портрет относится к самому началу XIX века, такие высокие белые галстуки-косынки носили в 1801- 1802 годах. Вероятно, миниатюра предназначалась в подарок невесте: на оборотной стороне серебряными нитями и мелким жемчугом подпись: Amor (то есть по-французски «любовь»):

К 1802 году Николай Михайлович Карамзин уже достаточно известный писатель: «Письма русского путешественника» вышли отдельным изданием и принесли автору заслуженную славу. Его повесть «Бедная Лиза» настолько покорила читателей, что сентиментально настроенные москвичи ходили к пруду Симонова монастыря вздыхать о несчастной судьбе простой девушки, умеющей столь тонко чувствовать, так любить. Однако и его журнальная мистификация не случайна: Карамзин стремился объединить вокруг своего журнала лучших литераторов своего времени, показать читателю, что его журнал наполнен сочинениями разных авторов - в отличие от журналов XVIII века, часто сочиненными одним человеком. Стихотворение носило биографический характер: под именем Эмилии скрывалась его первая жена, Елизавета Ивановна, утрату которой ему суждено было пережить в том же 1802 году - она умерла при рождении дочери Софьи, в будущем друга Пушкина и хозяйки карамзинского салона после смерти отца. Елизавета Ивановна приходилась родной сестрой Настасье Ивановне Плещеевой - с этой семьей Карамзина связывала дружба, Настасье Ивановне и ее мужу Александру Алексеевичу Плещееву посвятил Карамзин свои «Письма русского путешественника», в их доме он встретил свою Эмилию. В юности Карамзин был очень чувствителен. Г.Р.Державин в 1801 году так и характеризовал молодого автора: //Любезных прелестей любезный обожатель / И русских звучных дел правдивый описатель.//

О внешности Карамзина сохранилось несколько высказываний его современников. «Карамзин был красив собою и весьма любезен, - вспоминал Д.П.Рунич, один из тех, кто не одобрял перемены в характере Русского Путешественника, - по возвращении из чужих краев он напускал на себя немецкий педантизм, много курил, говорил обо всем, любил засиживаться далеко за полночь, беседовать, слушать рассказы, хорошо поесть и всласть попить чаю». С этой скептической характеристикой не согласен другой знакомый Николая Михайловича: «Он роста высокого. На его лице написано нечто такое, что привлекает к нему всякого человека. Он говорит много, но приятно и разумно».

Таким мы видим его на портрете работы итальянского художника Ортолани Дамона (1805), работавшего в Москве в начале XIX века. В это время Карамзин живет в Остафьеве, с 1804 года он женат на Екатерине Андреевне Колывановой, побочной сестре князя П.А.Вяземского, и, после смерти отца, фактически становится самым близким другом и опекуном молодого князя. Здесь, в Остафьеве, Карамзин начинает заниматься русской историей. Человек чрезвычайно талантливый, он удивляет не только друзей, но и наших современников, настолько быстро он освоился с умением читать и понимать летописи, разбираться в сложнейшем написании скорописи XVII века, в хитросплетениях боярских родословных, в сложнейших проблемах становления русской государственности. Работал он каждый день с чрезвычайной настойчивостью. Вяземский вспоминал, что вставал Карамзин всегда в 9 утра и сразу отправлялся на пешую или верховую прогулку: «Возвратившись с прогулки, завтракал он с семейством, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и садился за работу вплоть до самого обеда <...>, во время работы отдохновения у него не было, и утро его исключительно принадлежало истории...» В 1811 году Карамзин ездил в Тверь, где при дворе великой княгини Екатерины Павловны читал отрывки из своей «Истории...» посетившему любимую сестру императору Александру Павловичу. «Историю мою слушал он, кажется, с непритворным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить нашего чтения», - писал Карамзин И.И.Дмитриеву.

1812 год потряс Карамзина. «Я рад сесть на своего серого коня и вместе с Московской удалой дружиной примкнуть к нашей армии», - писал он Дмитриеву. До последнего Карамзин оставался в столице. Он не верил, что французы вступят в Москву: «Обстоятельства таковы, что всякий может быть полезен или иметь эту надежду: обожаю подругу, люблю детей; но мне больно издали смотреть на происшествия, решительные для нашего отечества». Здесь слышится голос историка, который хотел бы быть не только старательным летописцем, но и участником событий. И тут же Карамзин с горечью пишет: «Вся моя библиотека обратилась в пепел, но история цела...» Отправляя жену с детьми из Москвы, Карамзин дал ей на сохранение экземпляр своего труда. Он, конечно, глубоко переживал потерю своей библиотеки, но, «как ни жаль наших мирных жилищ и книг, обращенных в пепел», он радовался, «что отечество уцелело и что Наполеон бежит зайцем, пришедши тигром». Лишенный книг и летописей, он не может работать. «Невольная праздность изнуряет душу», - жалуется Карамзин. Только летом 1813 года ему удалось вернуться в Москву и вновь приняться за работу.

Однако Москва разорена, и Карамзин решается перебираться в Петербург. Для этого надо добиться официального статуса историографа, получить оплачиваемую работу, потому что иначе ему, человеку небогатому, очень трудно будет в столице с семьей. В конце января 1816 года, после рождения сына Александра, Карамзин вместе с Жуковским и Вяземским выехал в Петербург. Он надеялся на встречу с императором, хотел хлопотать об издании своей «Истории...», для чего нужны деньги. 2 февраля 1816 года Николай Михайлович прибыл в столицу. Описывая жене свою жизнь в Петербурге, живой интерес, который проявили в обществе к его сочинению, маскарад во дворце и посещение Эрмитажа, Карамзин сообщал ей между прочим и бытовые подробности: «Ты хочешь знать мой туалет: распудрен, причесан славно за 30 рублей в месяц, большей частью в черном фраке, в башмаках - и хоть куда! Находят, что я не так стар. Дай Бог, чтобы ты по возвращении то же обо мне сказала!» В конце марта Карамзин вернулся в Москву.

О том, как выглядел он позднее, читаем в воспоминаниях Ф.В.Булгарина: «Лицо его было продолговатое; чело высокое, открытое, нос правильный, римский. Рот и губы имели какую-то особенную приятность и, так сказать, дышали добродушием. Глаза небольшие, крепко сжатые, но прекрасного разреза, блестели умом и живостью. Вполовину поседелые волосы зачесаны были с боков на верх головы. Физиономия его выражала явственно душевную простоту и глубокую проницательность ума. Отличительные черты его лица были две большие морщины при окончании щек, по обеим сторонам рта». Таким изображен Карамзин на портрете работы А.Г.Венецианова. Перед нами уже не сентиментальный молодой человек, каким он представлен Дамоном; Карамзин изображен в темном сюртуке, с аннинским крестом на шее и звездой ордена Св. Владимира; с плеча спущена шуба, на шее галстук-косынка. Он как-то тихо задумчив, как будто в нем совершается та огромная внутренняя работа, без которой не поднять такого огромного труда, каким была «История государства Российского».. Пушкин называл «Историю...» Карамзина «подвигом честного человека», указывая на то, что он не был политически ангажирован в своем труде; говорил, что Карамзин открыл Россию, как Колумб Америку: никто до него не раскрыл так полно картину становления и развития огромного государства, каким была Россия. (Уроки литературы 2002-№7,смотри портрет позднего Карамзина)

4. Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А.С.Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…». Индивидуальное сообщение: Карамзин – историк.

В помощь учителю: Творческие поиски привели Карамзина к труду по истории России - его он считал делом всей своей жизни. В 1803 г. царь назначил его российским историографом. Двенадцать лет жизни, «уединившись в ученый кабинет во время самых лестных успехов» (А.С. Пушкин), Карамзин посвятил «безмолвным и неутомимым трудам». В 1818 г. вышли первые восемь томов «Истории Государства Российского». Работу над ней Карамзин продолжал до последнего часа жизни. Его «История...» состоит из двух частей: увлекательного рассказа об исторических событиях и их участниках, пронизанного нравственными оценками автора, и примечаний, выписок, ссылок на исторические документы, которые занимают большую часть труда. Это позволило А.С. Пушкину сказать: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». «История Государства Российского» стала одновременно и историческим трудом, и художественным произведением, привлекшим внимание тысяч читателей.

Работа над «Историей...» не уводила писателя от современных проблем и событий. Приближенный к царю, Карамзин пытался высказывать ему свое мнение о современном положении страны. Защитник монархической власти, он боролся против ее злоупотреблений. «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой <...> системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затемнения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные», -записывал он в своем дневнике.

Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение России с Наполеоном. В июне 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию, стала приближаться к Москве. В начале августа 1812 г. Карамзин отправил семью из Москвы, а сам решил вступить в ополчение. Писатель выехал из Москвы с последними отрядами русской армии, твердо уверенный в разгроме врага.

Последние годы жизни он провел в Петербурге. Когда произошло восстание декабристов, Карамзин, будучи противником революционного насилия, назвал это восстание «нелепой трагедией безумных либерал истов». Писатель, однако, пытался спасти его участников от грозящего им наказания. В эти горькие дни он простудился, тяжело заболел и, не дожив до завершения суда над декабристами, умер.

Позиция Карамзина как человека и писателя ярко выражена в словах, сказанных им в беседе с немецким путешественником: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».

  1. Хочу зачитать вам отрывок из статьи «Что нужно автору?» Н.М.Карамзина.

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»

6. Чтобы познакомиться с самим произведением «История государства Российского», вам понадобится много сил и времени. Немного из предисловия к этому произведению.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна...

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!.. На славных играх олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя... История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность...

Пусть греки, римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятник ми и немые предметы красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами...

Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории; но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..

Благодаря всех, и живых и мертвых, коих ум, знания, таланты, искусство служили мне руководством, поручаю себя снисходительности сограждан. Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия... да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой.» Декабрь 7, 181

  1. Карамзин – основатель русского сентиментализма.

Карамзин стал в России главой литературного направления, получившего на Западе название сентиментализм (от французского слова sentiment -- чувство). В основу этого направления был положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Принципы сентиментализма нашли воплощение в повестях и поэзии Карамзина, в его статьях на литературные темы.

Вот несколько высказываний писателя:

  • «Кто думает, что счастье состоит в богатстве и избытке вещей, тому надобно показать многих здешних Крезов, осыпанных средствами наслаждаться, теряющих вкус ко всем наслаждениям и задолго до смерти умирающих душою». («Письма русского путешественника»)
  • «Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен». («Повесть «Чувствительный и холодный: Два характера»)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ

Само название «сентиментализм» (от англ, sentimental - чувствительный, фр. sentiment - чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов. Зародился он в Западной Европе в XV1I1 столетии. Русские читатели познакомились с ним по произведениям Лоренса Стерна, английского писателя, чье "Сентиментальное путешествие" оказало на русскую литературу огромное воздействие.

Представители сентиментализма.

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо -автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).

Сентиментализм как направление в искусстве сложился в эпоху кризиса Просветительства. Как очевидно уже по названию направления, доминантой "человеческой природы", в отличие от классицизма, сентиментализм избирает чувство. В противовес сословному искусству классицизма, избравшего идеалом человека аристократического происхождения, сентиментализм обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир его чувств и переживаний.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. "Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои - «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок - созвучен личному переживанию.

Основная тематика - любовная.

Если основными жанрами классицизма были жанры поэтические, то сентиментализм вводит в литературу прозаические жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы и интонации. Сентиментализм пробудил и интерес к личности писателя, сделав особенно популярными жанры, в которых автор мог с наибольшей полнотой выразить свой взгляд на мир, свои представления о людях, о событиях, рассказать о себе самом. Писатель-классицист, подражая книжным образцам, мог творить, не выходя из кабинета. Для сентименталистов же предпочтительнее путешествие, обогащавшее впечатлениями, дававшее обширное поле наблюдений над нравами и характерами. Неслучайно поэтому особенно широкое распространение в литературе сентиментализма получил жанр путешествия.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике - идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Вершиной русского сентиментализма стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Ниспровергая все каноны классицистической поэтики, героиней своей повести писатель делает "добродетельную поселянку", утверждая идею "естественного равенства людей": его восклицание "И крестьянки любить умеют!" поистине произвело переворот в сознании современников и в литературе.

В центре повествования - образ автора. Н. Карамзин утверждал, что "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей", что всякое произведение - "портрет души и сердца автора". Как в любом произведении сентиментализма, действительность представлена у Н. Карамзина через призму авторского восприятия, авторской эмоции.

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

Ставя своей целью максимально приблизиться к читателю, сентименталисты изменили представления о художественном пространстве произведения. Если в произведении классициста оно было весьма условно, то сентименталисты впервые вводят реальное, легко узнаваемое описание ландшафта. В "Бедной Лизе" - это окрестности Симонова монастыря, ставшие впоследствии местом паломничества пораженных новой художественной реальностью читателей.

Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему.

Впервые в сентиментализме появился эмоционально окрашенный пейзаж. Причем в отличие от классицистического, это не условный, а вполне конкретный и узнаваемый пейзаж средней полосы России. Пейзаж становится лирическим аккомпанементом к происходящим событиям и переживаниям героев, помогает раскрыть их эмоциональное состояние. Не менее важна и языковая практика сентиментализма.

Черты:

Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

Подчеркнутая субъективность подхода к миру;

Культ чувства;
- культ природы;

Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

Сильная дидактическая установка;
- выраженный просветительский характер;

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Более полные представления о сентиментализме вы получите, читая повесть Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Карамзин внес большой вклад в развитие русского литературного языка. Отказавшись от обилия церковнославянизмов и просторечных слов, он обогатил язык лексикой чувства и создал легкую, изящную фразу, правда, далекую от народной речи, но понятную всем, даже читателям из народа. Н.М. Карамзину мы обязаны такими словами, как промышленность, общественность, человечный, образ (применительно к искусству) и др. по словам В.Виноградова, Карамзину удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
  2. Сегодня мы очень много говорили о Карамзине, многое о нем узнали.
  3. Д/З: 1.наизусть Ломоносова, Державина. 2. «Бедная Лиза» - читать.3. стр. уч. 103, вопр.2,

Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новое в русской литературе.

Название урока : «И крестьянки любить умеют…».

Цель: сюжет и композиция повести; стилевые особенности текста; Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания.

Ход урока:

  1. Повторение ранее изученного.

Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.

Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.

Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?

2. Работа над текстом.

  • Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.

В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подражания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измайлова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В конце 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.

Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что повесть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утраты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть читается с интересом. Выскажите свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что - нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.

  • Сравните эти высказывания Карамзина (эпиграфы) . Что говорят они нам о писателе?

Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека. Он наделен добрым сердцем, чувствиельностью.

- Что значит «стенаю»? (Стенать - стонать,кричать со стоном. Стон - от боли душевной.)

  • Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?

-«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут... Станем смело наряду с другими народами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».

-«Как человек, так и народ начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учиться, но горе и человеку, и народу, который будет всегда учеником!»

  • Слово учителя . Повесть «Бедная Лиза» (1792) была с восторгом принята современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все раскрывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.

- От чьего лица ведется повествование ? (От лица рассказчика.)

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыбаются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).

О чем эта повесть?

Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью? Как называла Лизу мать?

Проследим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Прежде всего чувства главной героини повести - Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно выявить внутренние переживания, говорящие о любви Лизы: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).

- Как автор передает то или иное состояние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала...», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его глазами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д. Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе героини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)

Как вы думаете, почему Лиза выражается таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин в повести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благородство чувств своей героини, потому такой язык.)

Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлекла его прежде всего своей внешностью. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу - постоянный мотив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).

Значить, любовь стала испытанием для героя?

(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сентиментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам <...> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <...> одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).

В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения"?

(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своекорыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» - настораживается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» - упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей - возьми их (он положил ей деньги в карман) - позволь мне поцеловать тебя в последний раз - и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)

Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.

(Словарная работа: корыстный - стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный меркантильный - скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)

А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?

(В сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык мой не движется - смотрю на небо и слеза катится по лицу моему») .

Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста ? (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки).

Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да, он понял свои ошибки, «не мог утешиться», жестоко корит себя, ходит на могилу Лизы. Карамзин говорит о встрече и примирении их душ в ином мире) .

Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви.

- В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума...)

Как понимать финальную фразу повести?

Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы происходили возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображением мыслей и настроений человека.

- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята анализируют пейзажные зарисовки, дают толкование символам весны, ландыша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жалобный голос свой с ее стенаниями» и прочие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разумом.

Подведем итоги: как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?

В чем смысл заглавия? (Бедная - несчастная. Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная - эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в заглавие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повествователя, между которыми установлено отношение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морализаторства, но о судьбах людей, один из которых был ему знаком, а могила другой становится излюбленным местом его прогулок и размышлений).

Какие, на ваш взгляд, «чувства добрые» воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)

Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Д/З: 1. Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы.

  1. Напишите сочинение на тему: «Почему свою повесть Карамзин назвал «Бедная Лиза».

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды

Средства художественной выразительности в стихотворение осень Карамзина!!! SOS

Ответ:

Сновной характер поэзии Карамзина, основная задача ее - создание лирики субъективной и психологической, уловление в коротких поэтических формулах тончайших настроений души. Дело шло о построении самого понятия лиризма нового эмоционального типа. В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание. Природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и сам человек слит с нею; точнее, - тема природы для Карамзина слита с темой настроения. Карамзин добивается создания в стихотворении не вещественного материального образа, а определенной лирической тональности, соответствующей настроению, основной теме произведения. Он пишет в статье «Мысли об уединении» (1802): «Некоторые слова имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» . Именно такие слова, вообще такие изобразительные средства старается преимущественно использовать Карамзин. Так, в стихотворении «Осень» он хочет создать общую настроенность тоски, увядания. Все элементы стихотворения подчинены этому эмоциональному лейтмотиву. Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья . Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло - Скрылися птички. .... Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая и т. д. Лирическая тональность стихотворения усилена подбором слов единого тона: осенний, мрачный, сетуют, унылый, бледный, томный, вздыхая и т. д. На первый план выдвигается не предметное слово, а качественное, - эпитет, характеризующий не объективный предмет, а отношение к нему. Бледная осень - это образ, не реализуемый зрительно, конкретно (аллегории здесь явно нет) , а лишь словесная нота, настраивающая душу на «осенний» лад. Слово значимо не своим конкретным значением, а обертонами, лирическими ассоциациями, ему свойственными.

Возможно, вы также захотите заняться опасной заботой о навигации? Когда, убегая перед страшным Орионом, Плеяды бросаются в темную бездну волн, со всех точек неба ветры дуют от ярости. Поместите корабль на берег; закрепите его со всех сторон камнями, чтобы ветры этого влажного сезона не могли поколебать его; вынесите его из страха, что дождь Юпитера не сгниет; возьмите его в свой дом и аккуратно сжимайте его оснастку, легкие крылья, которые заставляют его летать на воде; повесить его руль в дыму вашего очага и ждать возвращения сезона, когда вы плывете.

Похожие вопросы

  • Поставьте слова из скобок в родительном падеже. Ехал из (Москва) в Петербург, отъехал от (Москва), доехал до (Петербурга), ехал из (Ростов) в Тулу, выехал из (Воронеж), дост ал из-под (стол), дежурил вместо (друг), не пошёл в кино из-за (плохая погода), заболел накануне (экзамен), не справился с работой без (поддержка) друга.

Урок познакомит с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, поможет дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Затем вы снова запустите свой лодку; вы будете обвинять его, как и следовало бы, в том, чтобы вернуть с вашего пути разумную выгоду. Мой отец и твой, неразумный брат, плавали на кораблях, чтобы искать счастье, которого ему не хватало. Вот как он приехал сюда из Кумы в Эоли после долгого путешествия на черном лодке, как человек, который не скрывает ни выигрыша, ни богатства, ни изобилия, а нищета, смертельный подарок, который Юпитер делает мужчины. Он поселился возле Геликона, в этой несчастной деревне, Аскра, одиозная зимой, грустная летом, без приятной погоды.

Виноградова Наталья Юрьевна

Описание разработки

Цель : познакомить с личностью и творчеством Н. М. Карамзина , дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Задачи:

Образовательные:

Показать учащимся разносторонность личности Н. М. Карамзина : писатель, историк, реформатор русского языка.

Будьте осторожны, О Перс, чтобы выбрать для всей работы, но особенно для навигации, подходящее время. Чем сильнее груз и тем больше прибыль, которая будет добавлена ​​к вашему кредиту, если ветры удерживают в их пользу их пагубные вдохи. Его великодушные дети предложили множество призов. Ибо Музы наставляли меня в науке о божественных песнях. В течение пятидесяти дней после летнего солнцестояния, когда ошеломляющий и трудный сезон подходит к концу, он в сезон плывет. Вы не рискуете увидеть, что ваш корабль разбит, ваши моряки поглотились, если бог, который потряс землю, Нептун или Юпитер, царь бессмертных, не хочет вашей потери: потому что в их руках есть и товары и зла.

Развивающие:

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история - язык);

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А. Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

3. Работа над новым материалом.

Но будьте старательны, чтобы вернуться в дом. Это еще весной дней, когда человек может плыть. Когда в конце ветвей смоковницы появляются равные по размерам воронки, листья видны, путь покрыт морем: это навигация весны. Не прячьте в корпусе своих кораблей все ваше состояние; оставьте его на земле лучшей частью, покажите только наименьшее. Грустно пробираться по морю, чтобы искать руины. Соблюдайте все меры и выберите момент: во всем, это главное.

Выберите, чтобы привести женщину в свой дом в возрасте, в котором ваша молодежь будет в ее силе, когда у вас будет не меньше или меньше, чем тридцать лет. Это мужчина на свадебный сезон. Для женщины, что она остается четырьмя годами, и женится на пятом. Возьмите ее как девственницу, чтобы тренировать ее манеры; возьмите его по соседству, и прежде, наблюдайте, спрашивайте, боясь жениться на удовольствии для своих соседей. Человек может не лучше, чем женщина, когда она хороша, но ничего хуже, когда это плохо, и что дается праздникам и праздникам, она без факела потребляет крепкого мужа и книгу к жестокой старости.

И летопись окончена моя,

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Правдивые сказанья перепишет,

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Подумайте со страхом перед судьей бессмертных богов: не спешите ставить друга в ранг брата, но если вы это сделаете, остерегайтесь сначала нанести ему вред и никогда не использовать против него лживость. даже развлечь свой язык. Если он начинает и провоцирует вас каким-то словом, какой-то акт вражды, не отказывайте ему в два раза. Если он вернется и предложит вам удовлетворение, не отвергайте его. Несчастный человек, который часто меняет друзей. То, что ваша внешность не предает в вас плохую мысль.

Опасайтесь, что вас не будут обвинять в том, что вы принимаете слишком много гостей или не получаете их. Избегайте прохождения для компаньона нечестивых, для противника, хулителей добрых людей . Никогда не заставляйте сердце упрекать кого-либо за роковую, пожирающую нищету, печальный дар благословенных бессмертных. Для человека величайшее сокровище - внутренний язык слов; это первый из граций, который смягчается. Тот, кто плохо говорит о других, может плохо слышать. Не носите настроение в этих многообеденных приемах, когда речь идет об общих расходах; вы найдете удовольствие без особых затрат.

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н. М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н. М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н. М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача -изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

Когда утром вы выливаете возлияния чистого вина в честь Юпитера и других бессмертных, пусть это не будет, пока вы не вымыте руки: иначе боги откажутся слушать вас и отклонять ваши молитвы. Никогда не удовлетворяйте потребности природы, стоя и смотря на солнце. Скромный и религиозный человек позаботится о том, чтобы сидеть на корточках на попе, или уходить в отставку у стены хорошо закрытого двора. Не ходите в свой дом, оставляя свою жену, все еще мокрый своими ласками, чтобы предложить вам в этом состоянии в пламени очага; избегайте этой профанации.

  1. Карамзин - писатель и поэт.
  2. Карамзин - историк.
  3. Карамзин - реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н. М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением - классицизмом.

Это не конец похоронной трапезы, но, возвращаясь с священных праздников, вам необходимо будет работать, чтобы дать вам наследника. Никогда не входите в постель тех рек, которые текут без отдыха, о которых вы сначала не молились, ваши глаза фиксировали их прекрасные потоки и омывали ваши руки во влажных водах. Тот, кто пересекает реку и, через зло, воздерживается от купания его рук, боги возмущаются против него и налагают на него наказание позже. Сидя за столом богов, не носите железо с пятью пальцами вашей руки, чтобы отрезать зеленую сухую часть.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора - заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Не помещайте на урну, в которой содержится вино, сосуд, который наливает его на пьяниц: к этому приписывается смертельное предзнаменование. Если вы построите себе дом, не оставляйте его незавершенным, чтобы ворона не подошла к ней и не произнесла зловещий крик. Из вазы, которая не была освящена, остерегайтесь удаления пищи или пищи или воды для вашей ванны: это также не делается безнаказанно. Не сиди, ничто более смертоносное, на неподвижном камне гробниц, ребенок двенадцати дней: этот ребенок никогда не станет мужчиной.

Человек, не купайтесь с женщинами, или однажды вы будете сурово наказаны. Если вы встретите жертву на своем пути, не смейтесь над святыми церемониями; божественность раздражает. Избегайте осквернения рек у их ртов и воды из фонтанов с вашим мусором. Следуйте моим советам и бойтесь сделать вас несчастной славой среди людей. Плохая репутация - это бремя, легкое подтягивание, тяжелое для ношения, трудно откладываемое. Слава никогда не гибнет полностью, постоянно поддерживаемая речами толпы: это тоже богиня.

Черты сентиментализма

культ чувства

культ природы

  1. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н. М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

В чем его смысл?

Что касается дней, которые посылает нас Юпитер, примените себя, чтобы знать влияния, и научите их своим слугам. Чтобы осмотреть работы, раздавать еду, день месяца, который наиболее удобен, это тридцатое, что люди заботятся о заботе об отправлении правосудия. Среди других, которые приходят к нам из Юпитера, священны: первый, четвертый, седьмой, где из Латона родился Аполлон золотому мечу, восьмому, девятому. Есть два дня растущего месяца, которые особенно благоприятны для трудов людей: одиннадцатый и двенадцатый; они оба хороши, первый - для стрижки, второй - для сбора урожая; но из двух лучших - двенадцатый.

Какое достижение Н. М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Предмет: литература.

Тема: Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель: познакомить с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Именно в этот день гибкий паук висит в воздухе в час полного света и что предвидящее насекомое расширяет свои запасы. В этот день женщина также создает свою профессию и начинает работать. В первую часть месяца избегайте посеять тринадцатый день; выберите его предпочтительно для посадки. Напротив, шестнадцатый день вовсе не благоприятствует размножению растений, а мужчинам, по крайней мере, мужчинам, потому что для девушки, к сожалению, родиться или пожениться в этот день. Шестой сам по себе не способствует рождению девочек.

Это полезно для кастрирования коз и овец, для прикрытия парков, где хранится крупный рогатый скот; это способствует размножению нашего пола; он любит насмешки, лжи, мягкие разговоры, тайные разговоры. В восьмой день месяца поставьте мальчика и ревущего вола; в двенадцатом, трудолюбивых мулов. Это двадцатый день, имеющий большое значение, ближе к концу, что можно льстить собой, создавая мудрого человека, человека, чей ум в один прекрасный день наполнен смыслом. Десятый год благоприятствует рождению детей-мужчин, а в четырнадцатом - детей другого пола.

Образовательные:

Познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты;

Показать учащимся разносторонность личности Н.М. Карамзина: писатель, историк, реформатор русского языка.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать литературные направления , извлекать важную информацию из данного текста.

В этот день вы будете льстить своей рукой, чтобы приручить их, овцы, волы с гибкими ногами, изогнутыми рогами, собаками с острыми зубами, мулами с неутомимой работой; но остерегайтесь их гнева. Аккуратно избегайте всех четвертых дней месяца, начните или закончите, чтобы вы были поглощены печалью. Это тот день, когда вы приведете жену в свой дом, после консультации с птицами, которые возглавляют этот акт жизни. Но остерегайтесь дней, когда встречается номер пять; они печальны и смертельны. Именно в эти дни говорится, что Эриннии ходят по земле, отдавая свое служение Горкосу, этому богу присяги, которую Эрве создает для потери лжесвидетельства.

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А.Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

На семнадцатый день священные дары Цереры будут осторожно помещены внимательным фермером на сплющенном участке. В тот же день дровосек позаботится о том, чтобы разрезать куски, составляющие брачный ложе, и всех тех, кто входит в конструкцию сосудов. В-четвертых, мы начнем производить светлый неф. Девятнадцать хороша днем. Новое вовсе не нужно бояться, оно подходит для плантаций; он благоприятствует рождению мужчин и женщин; нет ничего смертельного. Что касается двадцати девяти, очень немногие знают, что это лучший день месяца, чтобы запустить на темном море лодку со многими скамейками, проворными веслами.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинает работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке? Какова была задача летописца?

Почему Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом»?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н.М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н.М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

А сейчас подробнее о каждой из этих ролей.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н.М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

    Карамзин – писатель и поэт.

    Карамзин – историк.

    Карамзин – реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н.М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением – классицизмом.

Составление сравнительной таблицы:

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

внутренний мир человека, его частная жизнь , его душа.

3. Герои – государственные люди: чиновники, монархи

3. Герои – простые люди, крестьяне.

4.Требует соблюдения литературных норм и правил

4. Нарушение правил изображения героя, отступление

от строгих литературных норм.

Само название “сентиментализм” указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Черты сентиментализма

уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке

подчеркнутая субъективность подхода к миру

культ чувства

культ природы

культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности

утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

Особенности русского сентиментализма

сильная дидактическая установка

выраженный просветительский характер

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

    Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н.М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Какие чувства вызывает стихотворение?

В чем его смысл?

С чем сравнивается природа в стихотворении?

Используя полученные на уроке знания, докажите, что стихотворение «Осень» относится к сентиментализму?

Какое достижение Н.М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Карамзин – писатель и поэт

Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность. А также открыли в России эпоху сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство. Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза » вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Карамзин изменил отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.

Карамзин – историк

Николай Михайлович Карамзин - поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

В 1803 году в жизни Н. М. Карамзина происходит эпохальное событие: указом императора Александра I он назначается на должность официального историографа. Карамзин начинает масштабную работу по написанию истории России. Перед ним открываются все архивы и библиотеки Российской империи. Карамзин вынужден оставить издание журнала «Вестник Европы» и занятия литературой; он с головой погружается в учёную деятельность.

С 1803 по 1826 года из-под его пера выходят 12 томов «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по отечественной истории.

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом.

Карамзин – реформатор русского литературного языка

Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшем развитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзин отталкивается от «трёх штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей.

«Три штиля», предложенные Ломоносовым, опирались не на живую разговорную речь, а на остроумную мысль писателя-теоретика. Карамзин же решил приблизить литературный язык к разговорному. Поэтому одной из главных его целей было дальнейшее освобождение литературы от церковнославянизмов.

Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синтаксических конструкций.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав.

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».




Top