Презентация по произведению матренин двор. Рассказ Солженицына «Матрёнин двор


Солженицын: Матренин двор

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой, жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальково) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. Матрена, по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно». Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую Матрена пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж Матрена вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась Матрена одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила Матрена, что его уже нет в живых. У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и Матрена взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее. Пенсию Матрена не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому Матрена не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить. Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

Матрене была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться дза помощью? На фоне смерти Матрены проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село». Рассказчик - автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в «пыльной, горячей пустыне», он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Талькове, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь. Игнатьич болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора. С Матреной они сразу поладили - с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, - до того она была тихая и услужливая. Но и Игнатьич, человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену, и оценил ее по-настоящему лишь после смерти.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/



  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.

  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?



  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…



«Деревенская проза» 20 века.

«Матрёнин двор»

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)


  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.

  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.


  • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
  • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.




  • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
  • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.


  • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
  • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.

  • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
  • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.

  • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
  • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.


  • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
  • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.


  • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
  • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
  • Чему учит нас этот рассказ?
  • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
  • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.

О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».






Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Д.И.Фонвизин …линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и черезо все человеческие сердца… А.Солженицын




История создания «Матрёнин двор» второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской» литературы назвал это произведение литературовед Андрей Синявский. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника». Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года: «Название не должно быть таким назидательным», аргументировал Твардовский. «Да, не везёт мне у вас с названиями», отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын. Сопоставьте оба названия. В чём вы видите главное отличие?


Смысл названия рассказа Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Нравственные начала имеют чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто очень сильно отличаются от неё. «Не стоит село без праведника» «Матрёнин двор» Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)


Автобиографический характер рассказа Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль. Истинное название деревни Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Как вы думаете, исключает ли автобиографичность рассказа восприятие образа главной героини как типического характера?




Судьба главной героини В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Лоб её недолго оставался омрачённым...: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.


Идея и проблематика рассказа подчинены одной цели - раскрыть красоту души Матрёны Идея: на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей Проблематика: 1.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы. 2.Взаимоотношения власти и человека-труженика. 3.Карающая сила любви. 4.Особая святость помыслов героини.




Не стоит село без праведника… Прав ли Солженицын, называя отнюдь не идеальную Матрёну праведницей? ПРАВЕДНИК - человек с чистой совестью и душой (В.И.Даль«Толковый словарь живого великорусского языка»); праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»); тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности («Академический словарь русского языка»)




Не стоит село без праведника… Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли:...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;...и глупая, помогала чужим бесплатно, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша....


Нравственный идеал писателя Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя. По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.




Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным Белым светом, Я клянусь, Душа моя чиста... Пусть она Останется чиста До конца, До тихого креста! Заклинание Н.Рубцов До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Скромной, Захолустной Стороной Болотистой моей, Перед жнивой Прелестной и грустной В дни осенних Горестных дождей,


ТЕСТ Прочитайте текст Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!" Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрёны и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога.


ТЕСТ Выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа: А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман. А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия. А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.


ТЕСТ Выполните задание В1 - В5 с развёрнутым ответом: В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»? В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили…» и далее. В4. Напишите название любимого растения героини. В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны? Использованный материал Источники иллюстраций: penza.ru/images/stories/artpenza/Hudogniki/Chumak/Postupleniya_24_12_09/I MG_0694.jpg Википедия свободная энциклопедия Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. - М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. - М.: Вако, Анализ рассказа:

Слайд 1

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008)
«Матренин двор» 1956 год

Слайд 2

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе - «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини - Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
История создания и публикации рассказа

Слайд 3

Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название - «Матренин двор» - несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.
Смысл названия

Слайд 4

Род, жанр, творческий метод
Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно - случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В. Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», высказал мнение, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.

Слайд 5

Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у её колченогой кошки (та давила мышей)»).
Жанр

Слайд 6

Тематика
Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть - из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

Слайд 7

Идея
Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдание только ярче проявляют меру человеческого в каждом. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Слайд 8

Матрена
Главная героиня рассказа - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила племянницу Киру. Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать другим в радости и в горе. Она бескорыстна: помогая соседям копать картошку, искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песчаном неудобренном огороде его никогда не бывает. Все богатство Матрены - грязно-белая коза, хроменькая кошка да фикусы в кадках.

Слайд 9

Матрена - средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому что не на заводе, не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно только за мужа, то есть по потере кормильца (муж не вернулся с войны). Жить приходится чрезвычайно трудно. Она добывает траву для козы, торф для тепла, собирает старые, вывороченные трактором пеньки, собирает в лесу бруснику, сажает картошку.

Слайд 10

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь - житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни. Двор Матрены - один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красою Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.
182

Слайд 11

Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.

Слайд 12

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти матери один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. В третьей части дается описание похорон и поминок. Они показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.
Сюжет и композиция

Слайд 13

Художественные особенности
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно - в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь

Слайд 14

со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Слайд 15

Матрена
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткому, летостъ, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками - от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки.

Слайд 16

Образ рассказчика
Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта - в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её.

Слайд 17

Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Все мы жили рядам с ней /и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город. /Ни вся земля наша». Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

Слайд 18

Значение произведения
«Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С. Лесков, праведность - это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.

Слайд 19

Значение произведения
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» - на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.

Слайд 20

Точка зрения Анна Ахматова Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. В. Сурганов В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях. (Из книги «Слово пробивает себе дорогу». Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)

Слайд 21

Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») - был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы - в мещерской деревне Мильцево. Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.

Слайд 22

Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу - она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Что они могли знать, что я мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации - просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых - дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи. Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику - дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.

Слайд 23

На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал. И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, - говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). - Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич - надо ему варить, печку топить». И обратно домой». Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу. Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе. (Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)

Слайд 24

Матренин двор беден, как прежде Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба - племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», - сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери - самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Миль-цево (в рассказе Солженицына - Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына - Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски. В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо». Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, - жалуется она. - Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста - основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены. Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад. Леонид Новиков, Владимирская область (http://12-03.mysob.ru/news/culture/12445.html)
189

Слайд 25

Советуем прочитать Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. - 1995. № 24. Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. - 1993. № 2. Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - Абакан: издательство ХГУ, 1997. МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. - 1995. № 5. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991. СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2009. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978. ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. - М., 1994. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. - М., 2003.
190

Слайд 26

Пособие
Ж.Н. Критарова Анализ произведений русской литературы К учебникам В. Я. Коровиной и др. «Литература. 8 класс. В двух частях», Т.Ф. Кудрюмовой и др. «Литература. 8 класс. В двух частях», А. Г. Кутузова и др. «Литература. 8 класс. В двух частях»

Слайд 27

О номере 1 – 1963 журнала «Новый мир»
7.1. 1963. Подписан к печати № 1. В номере: А. Солженицын. Два рассказа («Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»). И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Кн. 5. Стихи Анны Ахматовой, М. Луконина. Статьи И. Забелина («Человек коммунизма, природа и наука»), Т. Бачелис («Режиссер Станиславский»), Ю. Манна («Художественная условность и время»). Рецензии Е. Стариковой, А. Берзер, Б. Зингермана и др. 10.1. 1963

Слайд 28

Из дневника цензора B.C. Голованова
8. II. 1963 Думал о том, что за последние полгода-год сформировалось и выявилось особое течение в прозе: A. Яшин, Алексей Некрасов, В. Войнович, Е. Дорош сочинения в чем-то друг другу близкие – и, конечно, Солженицын, стоящий впереди всех, но близкий этому роду литературы. Устав от лжи и приспособлений «вымысла», литература обратилась к правде почти документальной, «очерковой», самой, по видимости, не связанной «условиями», достоверной. Вспоминается, что Толстой говорил о близком конце, гибели романа: стыдно придумывать, что могло случиться с вымышленными героями, а надо рассказывать честно, то, что видел и знаешь. Недурная тема для статьи: «О честной прозе».

Слайд 29

Фрагменты отзывов и рецензий о рассказе

Слайд 30

ВОКРУГ РАССКАЗОВ
О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» Константин Лагунов НАШЛИСЬ люди, которые поспешили расставить вехи не вдоль широкой столбовой дороги развития советской литературы, а вдоль извилистой тропинки, ведущей в гиблое болото формализма, субъективизма, худосочного схематизма. Что за вехи расставили они? Это «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «По обе стороны океана» В.Некрасова, «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» В.Аксенова, «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» А.Солженицына, «Бабий яр» Е.Евтушенко. Что роднит эти произведения, разные по содержанию и форме? Они искажают нашу действительность, нарочито выпячивая ее теневые негативные стороны. <...> Как-то недавно мне довелось беседовать с одним любителем литературы. Защищая «Матренин двор», он воскликнул: «Но ведь это правда. Солженицын написал то, что видел». Не спорю. Больше того, я тоже уверен, что Солженицын видел все это. Но все ли увиденное есть правда? И всякая ли правда является правдой жизни? Из статьи «Вехи в щти >> («Тюменская правда», 17марта 1963 года).
125

Слайд 31

Семен Бабаевский <...> В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное и грязное значительно легче, чем воспевать хорошее, светлое и чистое. Легче показать опустошенность души, нежели ее величие и красоту. Всегда легче очернять, нежели обелять, легче разрушать, отрицать, нежели строить и утверждать новое. Чего проще взять, скажем, старуху Матрену, как это сделал А.Солженицын в рассказе «Матренин двор», и нарисовать ее жизнь сплошь черными красками, и представить дело так, будто тут всему вина колхозный строй. Не видеть тех удивительных перемен, которые произошли в деревне благодаря колхозному строю, значит быть человеком слепым, значит обижать колхозников и колхозниц, таких, как Надежда Григорьевна Заглада, а их в стране миллионы. Но писателю в данном случае, надо полагать, нет дела до того, кого он радует и кого обижает и оскорбляет. Из статьи «Партия и литература» («Советская Кубань», Краснодар, 19 марта 1963 года). B.Панков Недавно в устном выступлении на собрании критиков один из них, А.Македонов, теряя чувство реальности, провозгласил гениальным писателя, только что опубликовавшего повесть и два рассказа. Из статьи «От первой книги - только вперед!» («Комсомольская правда», 21 марта 1963 года).
126
ВОКРУГ РАССКАЗОВ

Слайд 32

Слайд 33

Виктор Полторацкий Автор с глубоким сочувствием изобразил в этом рассказе горькую жизнь и слепую бессмысленную гибель своей квартирохозяйки Матрены Васильевны. <...> Но в рассказе получилось как-то так, что вообще уклад деревенской жизни направлен к тому, чтобы причинять праведнице Матрене страдания и в конце концов привести ее к гибели. <...> И вот, хотел того или не хотел А.Солженицын, но, усугубив страдания своей героини, он создал образ безропотной «Матрены-великомученицы», который вполне естественно вписался бы в бунинскую «Деревню» с ее беспросветностью бессмысленного и скудного бытия. Да и в самой сегодняшней деревне писатель как бы не заметил черт нового времени. Думается мне, что тут дело в позиции автора - куда глядеть и что видеть. И очень жаль, что именно талантливый человек выбрал такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. Выгляни он за этот забор, и в каких-нибудь двадцати километрах от Тальнова увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам праведников нового века - людей, вдохновенно преображающих землю, утверждающих новые коммунистические отношения в общественной жизни. Конечно, у каждого писателя есть право изображать то, что он хочет; но у него есть также и обязанности перед тем, к кому он обращается, для кого он пишет. Он должен понимать свое время, чувствовать его дух, его устремление и идеалы. Из статьи «Матренин двор и его окрестности» («Известия», 29 марта 1963 года).
127
ВОКРУГ РАССКАЗОВ

1 слайд

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда Николаевна МОУ Хрещатовская сош

2 слайд

Эпиграф: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.» С.Залыгин

3 слайд

Цель: Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.

4 слайд

Задачи: доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе; расширить у учащихся знания произведений современной литературы; обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

5 слайд

Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; магнитофон; аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый звон»; компьютер. Подготовительная работа учащихся. Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор» 1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?» 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску. 4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына

6 слайд

Нравственным можно считать человека: С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

7 слайд

8 слайд

Лексическое значение слов: Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.

9 слайд

Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

10 слайд

Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор.

11 слайд

Художественная деталь: Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

12 слайд

История «колотной житёнки» Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она -праведница.




Top