Причин возникновения стиля босанова. Что такое босанова Что такое босанова

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova) - стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим

Исполнители

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova) — стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим. В качестве первой босса-новы обычно называют пьесу «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, которая была сочинена Жобимом и исполнена Жуаном Жилберту. Наиболее известна босса-нова «Девушка из Ипанемы», которую впервые исполнили Жуан (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), А. К. Жобим (фортепиано) и Стэн Гетц (саксофон).

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись: Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл. Они быстро добились всеобщего признания.

Босса-нова вызывает достаточно споров относительно того, где зародился этот вид латиноамериканского джаза. Точно известно только одно – свои истоки босса берет в ритмах самбы, но покачивающие движения телом – это еще не все, чем может гордиться этот подвид латиноамериканского джаза. Не менее прекрасные вокальные и инструментальные босса-нова альбомы явили миру выдающиеся джазовые исполнители. Шесть из них мы представляем вам как самые знаменитые и обязательные к прослушиванию.

Лучшие босса-нова альбомы

O Amor, o Sorriso e a Flor – João Gilberto (1960)

O Amor, o Sorriso e a Flor – João Gilberto

Альбом в стиле босса-нова O Amor, o Sorriso e a Flor бразильского гитариста, композитора и поэта-песенника Жуана Жилберту вышел в 1960 году. По-русски название звучит как «Любовь, улыбка и цветок».

Обозреватель портала AllMusic Ричард Гинелль так описал пластинку Жилберту: «Это жизненно важная запись в стиле босса-нова, сделанная Жуаном Жилберту и Антонио Карлосом Жобимом. Некоторые стандарты – One Note Samba, Corcovado или Meditation – впервые услышали в Северной Америке именно на этом альбоме».

Quincy Jones – Big Band Bossa Nova (1962)


Quincy Jones – Big Band Bossa Nova

Альбом Big Band Bossa Nova является признанным шедевром в дискографии Куинси Джонса. Композиция Soul Bossa Nova американского джазового импресарио стала хитом и заглавным саундтреком ко многим фильмам и телепередачам, включая современные программы.

Пластинка увидела свет вслед за популярной Desafinado, на волне успеха к которой подогрела увлеченность публики босса-новой. При этом распространено мнение, что альбом получился танцевальным и больше подходит для американских коктейльных вечеринок, чем для прогулки по бразильскому побережью.

Soul Samba – Ike Quebec (1962)


Soul Samba – Ike Quebec

Американский саксофонист Айк Квебек записал альбом Soul Samba в 1962 году и выпустил его на лейбле Blue Note. Этот релиз стал последним с дискографии Квебека до его смерти в январе 1963-го.

Историк джаза Скотт Яноу назвал этот альбом «тонким сочетанием мягких джазовых оттенков и ненавязчивых ритмов, характерных для босса-новы». Альбом записан в период, когда музыканты сами начинают проявлять интерес к боссе. Речи о том, чтобы эта музыка звучала в каждом баре, пока даже не шло.

Примечательно, что все исполнители 1960-х годов, записывавших босса-нова альбомы, участвовали в популяризации жанра. Легкая музыка, интересная молодым людям, распахнула дверь в большой мир направлениям латиноамериканского джаза.

Samba Esquema Novo – Jorge Ben Jor (1963)


Samba Esquema Novo – Jorge Ben Jor

Альбом Samba Esquema Novo – это дебют бразильского гитариста Жоржи Бен Жора, сочетающего самбу, босса-нову и фанк-рок в своем творчестве. В эту пластинку вошла оригинальная запись всемирно известного хита Mas, que Nada. По версии Rolling Stone в Бразилии, Samba Esquema Novo вошел в список 100 лучших альбомов в истории бразильской музыки.

Альбом Бен Жора изобилует латиноамериканскими ритмами и захватывает слушателя своим ритмом элементов рока и мелодий на перкуссии. Слушание этого релиза 1963 года напоминает музыкальное приключение, в котором каждая композиция – это остановка с новым настроением и событиями.

Getz/Gilberto – Antonio Carlos Jobim and Stan Getz (1964)


Getz/Gilberto – Antonio Carlos Jobim and Stan Getz

Лучшие босса-нова альбомы представляет также, пожалуй, самая знаменитая пластинка бразильского гитариста Антонио Карлоса Жобима и американского саксофониста Стэна Гетца Getz/Gilberto, записанная в 1964 году. Союз этих двух музыкантов уже сам по себе заставляет мурашки пробежать по телу. Джазовые критики называют альбом Getz/Gilberto символом возрождения интереса к босса-нове в США.

Кроме того, этот релиз стал первым, завоевавшим «Грэмми», с исполнении не-американских музыкантов. Большинство песен на альбоме написал Жобим. Пластинка Getz/Gilberto стала самой продаваемой в истории жанра, а Аструд Жилберту, которая спела знаменитую «Девушку из Ипанемы» (The Girl from Ipanema) – прославленной певицей бразильского джаза.


Herb Alpert Presents Sergio Mendes & Brasil ’66

Бразильский пианист Сержио Мендес экспериментирует с фанком, джазом и босса-новой на пластинке 1966 года. Этот релиз был введен в Зал славы «Грэмми» в 2011 году как значимое культурное наследие бразильского джаза.

Сержио Мендес представляет на этом альбоме удивительно мелодичную «музыкальную формулу». Дуэт женских голосов, поющих на английском и португальском языках, и мужское вокальное трио сочетаются с джазовыми аранжировками бережно отобранных лирических мелодий.

Новая шишка или Несколько слов о босса-нове

Если вы спросите меня, что такое босса-нова, я, пожалуй, отвечу вопросом на вопрос: "А что такое мечта?" В самом деле, как рассказать о музыке, в которой, словно в зеркале, отражаются все наши романтические бредни о дружбе без задних мыслей, успехе без предоплаты и любви без оглядки на общественное мнение? Я не говорю о мечте побывать в Чудесном городе - да-да, именно так (Cidade maravilhosa) бразильцы называют свою прежнюю столицу! - пройтись по залитой тропическим солнцем avenida Atlântica 1) , позагорать на Cabo frio 2) , где песок почти такой же белый, как русский снег, пригласить подружку в одно из бесчисленных летних кафе, где всегда полным-полно народу: Oi, pessoal! Calor, né? Tá bom, pra mim um chope, e pra minha amiga ...hmmm... o que quer, Luisinha?.. 3) Думаю, для начала не помешало бы обратиться к истории…

Итак, заполним небольшую анкету. Прежде всего, Имя: босса-нова, - что оно означает? Общеизвестно, что португальское bossa переводится на русский язык как "шишка", "холмик" или, не побоюсь этого слова, "горб". Вот только какое отношение имеют все эти понятия к таким всемирно известным мелодиям, как "Девушка из Ипанемы" и "Живу мечтая"? Оказывается, самое непосредственное: в конце 1950-х годов bossa была модным жаргонным словечком, приблизительно соответствовавшим нашей родимой "фишке". Когда про кого-нибудь говорили: он, дескать, tem bossa (имеет шишку), подразумевалось, что он умеет водить машину, играть на гитаре или чинить радиоприёмники лучше, чем все остальные. Таким образом, Bossa Nova буквально означает "Новая шишка", а по существу, - новое музыкальное направление, самое яркое, самое авангардное и вообще самое-самое из всех возможных.

Пойдём дальше. Место рождения. Босса-нова появилась на свет в Рио-де-Жанейро, том самом городе, где "полтора миллиона человек ходит в белых штанах", точнее говоря, в Ипанеме, ослепительно красивом жилом районе с довольно-таки обеспеченным населением. Первоначально это была просто диковинная смесь традиционных ритмов бразильской самбы с мотивами классического американского джаза, исполнявшаяся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Как, наверное, приятно было слушать эту немного грустную лирическую музыку в какой-нибудь роскошной квартире на десятом этаже, медленно потягивая пиво из холодильника (в Бразилии не слишком уважают водку - климат не тот) и вполглаза наблюдая, как за распахнутым настежь окном медленно гаснут сочные краски южного вечера и прямо из океана, который плещется совсем рядом, в сотне метров от дома, волной накатывает горячая лилово-чёрная ночь. Впрочем, босса-нова вскоре перестала быть "музыкой для избранных" и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Том Жобим, Луис Бонфа, Жоау Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

И наконец, Дата рождения. Считается, что первым успешным образцом босса-новы была пластинка "Canção do Amor Demais", записанная Элизет Кардозу и Жоау Жилберту в 1958 году. Первым же настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была незабываемая "Garota de Ipanema" Тома Жобима и Винисиуса ди Мораиса. Мировыми хитами стали также "Insensatez" ("Безрассудство") и "Corcovado" 4) ("Корковаду"). Внезапно свалившись на голову западного обывателя, "новая шишка" раскрыла ему глаза на то, что помимо рок-н-ролла на свете есть много другой замечательной музыки. Уже в 1962 году ей рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл, тогда же появились первые диски в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала, можно сказать, визитной карточкой бразильской поп-музыки (MPB) и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. Помню, с каким восхищением я впервые услышал один из шедевров Жобима - "Я любил однажды" - в исполнении Николая Громина и Алексея Кузнецова на двух электрогитарах. Было это в 1981 или 1982 году, точно не помню; советская критика тогда считала многие жанры западной музыки идеологически вредными, однако для босса-новы, по-видимому, делала исключение. В самой же Бразилии, несмотря на то, что "девушке из Ипанемы" сегодня, должно быть, уже под 60, босса-нова по-прежнему звучит на концертах, по радио, по телевидению, и звучит, надо сказать, вполне современно: вспомним хотя бы тему "Корковаду", выбранную в качестве заставки к сериалу "Семейные узы".

Примечания

1) Проспект Атлантика, одна из самых импозантных улиц Рио-де-Жанейро неподалёку от моря.
2) Холодный мыс.
3) "Общий привет! Жарко, да? Ладно, для меня - кружку пива, а для моей подруги … хм … что тебе, Луизинья?"
4) Холм в Рио-де-Жанейро, на котором установлена гигантская статуя Христа-искупителя работы П. Ландовски (1931).

Олег Андреев, июнь 2004 г.

Босса-нову ошибочно считают афробразильским «изобретением», тогда как специфика босса-новы сформировалась благодаря творческой работе белых бразильских музыкантов. Основоположниками босса-новы считаются композитор Антониу Карлос Жобин и гитарист Жуан Жилберту . В качестве первой босса-новы называют песню Жобина «Довольно грустить» («Chega de saudade»), которую первоначально (1958) спела Элизет Кардозу , но всемирную известность песня получила в позднейшей (1959) интерпретации Жуана Жилберту. Мировой эмблемой босса-новы стала (сочинённая также Жобином) песня «Девушка из Ипанемы », которую впервые (1962) исполнила певица Аструд Жилберту .

Босанова / Босса-нова
Направление популярная латиноамериканская музыка
Истоки самба , байау
Место и время возникновения Бразилия
1950-е
Годы расцвета 1960-е
Медиафайлы на Викискладе

История

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный певицей Элизет Кардозу и гитаристом Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, стала песня «Девушка из Ипанемы » (порт. Garota de Ipanema , англ. The girl from Ipanema ) А. К. Жобина. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez»), «Desafinado » и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл ; грампластинки с записями босс-ановы появились и в Европе . К началу 1970-х годов босс-нова стала эмблемой популярной бразильской музыки. В наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, босса-нова не утратила значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира (в том числе, в России).

Стилевые особенности

С точки зрения специфики стиля босса-нова обычно рассматривается как жанр, в котором сочетаются ритмика бразильской городской самбы и гармония американского джаза (т.е разновидность расширенной хроматической тональности). Ритмика босса-новы проявляет себя не в мелодии (обычно незамысловатой, состоящей из остинатных и/или секвенцируемых коротких мотивов), а в аккомпанементе. Специфический аккомпанемент разработал в 1950-х гг. бразильский эстрадный гитарист, певец и композитор-песенник Жуан Жилберту. Суть его - в синкопированных ритмоформулах , охватывающих обычно два такта (размером 4/4).

На слух такой аккомпанемент воспринимается как постоянное «непопадание» в сильные доли основной метрической сетки, отсюда распространённое в Бразилии его метафорическое обозначение violão gago , букв. - заикающаяся гитара. Единой и узнаваемой ритмоформулы (как, например, у сортсико , сицилианы , болеро) у босса-новы нет, можно говорить скорее о наборе синкопированных двухтактовых формул, более или менее стабильно повторяющихся у отдельных аккомпаниаторов (см. нотный пример 1). То же касается ритмоформулы ударных (см. нотный пример 2).

В реализации гармонии босса-новы наиболее часто используется приём перегармонизации (одна и та же небольшая мелодико-ритмическая фраза несколько раз повторяется, при этом её гармонизация меняется). При повторении фраза также может секвенцироваться (секвенция диатоническая либо хроматическая). Такая техника используется, например, в популярных босса-новах Жобина («Мартовские воды» , «Девушка из Ипанемы», «Самба на одной ноте», «Безрассудство»), Менескаля («Ah! Se eu pudesse», «Barquinho») и др. Сама гармонизация реализуется в технике, типичной для американского джаза: используются септ- и нонаккорды (простые трезвучия избегаются), альтерации , тритоновые замены, добавленные (особенно секста и большая секунда) и заменные (терция на кварту) тоны , и т. п.

Двутактовая ритмоформула имеет двуплановую полиметрическую структуру. Основной метр проводится в размере четыре четверти, который контрастирует с метром, проводимым на уровне восемь восьмых 3+3+ 2+2 +3+3, где простые метры, в свою очередь, соотносятся по принципу ракохода [ ] .

Музыкальный ритм (ритмоформула) "BOSSA NOVA" впервые сформулирован в 2011 году [ ] (Авторское свидетельство № 641 от 25 мая 2012 года Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан).

Босса-нову надлежит исполнять в стиле прохладного джаза эмоционально сдержанно, исключая активную ритмическую экспрессию, грациозно и проникновенно, вызывая самые светлые, лучшие и приятные человеческие чувства, даря сердцу и вниманию слушателя, обволакивающие теплом, безмятежную радость и душевный комфорт, желание уютно помечтать о мире, благоденствии и любви [ ] . Ритм босса-новы отражает специфическую черту культуры и национального характера бразильцев -

что такое босанова и получил лучший ответ

Ответ от Cheery[гуру]
Босано́ва (также бо́сса-но́ва, порт. bossa nova) - стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых - байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением» , тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами - последователями идей битников. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту.
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка» , «холмик» , «горб» ; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка») , а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль» .
Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема - месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним - «Том Жобим») , Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.
Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.

Ответ от Пользователь удален [новичек]
пРоСтО хОрОшА пІсНя, а сПіВаЄ "ПЕЛАГЕЯ".
WIKIPEDIA тОбІ В дОпОмОжЕ!!!


Ответ от Коул Тёрнер [новичек]
Стиль бразильской музыки или точнее ритм) Обрёл популярность в джазовой музыке.


Ответ от Ван ван [новичек]
Главарь месной банды бандитов у игре Tales From the Borderlands. А также он
музыкант, мотоциклист, убийца.




Top