Прием рисование на черном листе мелками. Нетрадиционная техника рисования граттаж

Хотите увлечь ребенка необычным видом искусства? Предлагаем вам научить его нетрадиционной техники рисования - граттографии.



Определение понятия

Граттаж - это графический рисунок, который наносят на бумагу с помощью острого инструмента. Только не спешите думать, что нужно будет вырезать фигуры из бумаги. Рисунок наносится на специальную основу. С этой целью картон или простой лист бумаги покрывают тушью и дают краске высохнуть. Только после этого острой «кистью» процарапывают рисунок.

Такую технику изображения уже достаточно давно преподают в художественных школах и детских студиях рисования. Однако дети крайне редко применяют ее на практике. А зря. Созданные с помощью граттографии рисунки получаются объемными и, главное, уникальными. В созданном, таким образом, произведении присутствует какая-то загадка.

Важные аспекты

В художественной школе преподаватели подробно объясняют, как создать картину с помощью техники граттаж. Но что делать, если ребенок не посещает такого рода заведение? Вы можете сами обучить его данному методу рисования. Итак, граттаж, техника рисования.

В первую очередь для создания рисунка следует подготовить основу. Для этого лучше всего использовать картон. В зависимости от пожеланий основу можно оставить белой либо окрасить ее в произвольный цвет. Обратите внимание, что если не раскрашивать картон, то рисунок на выходе получится черно-белым.

Второй важный момент - это используемый инструмент. В качестве «кисти» может выступать вязальная спица, скальпель, деревянная маникюрная палочка или шариковая ручка.

Для создания основы рисунка используются преимущественно акварельные краски, акрил или гуашь. Однако допустимо применение восковой пастели или масляного фона.

Граттаж, Мастер-класс

Творческий процесс начинается с закрашивания картона. По вашему желанию можно использовать один цвет либо внести в картину несколько сочных красок. Когда основа высохнет можно переходить ко второму этапу рисования - затирки.

Этот момент крайне важен. Следует тщательно натереть основу парафином или воском. Обратите внимание, что эту работу необходимо выполнить качественно. Парафиновый слой должен покрывать каждый миллиметр картона. Обязательно проверьте качество проделанной работы. Для этого поднесите лист к источнику света. На свету отчетливо видно пропущенные места.

Третий этап работы - нанесение черной краски. Здесь лучше использовать тушь, акрил или гуашь. Обратите внимание, что для каждого материала используется индивидуальный метод нанесения. Так, для нанесения туши понадобиться дополнительно жидкое или обычное мыло. В отельной тарелочке разведите мыльную воду и периодически макайте в нее кисть. Гуашь же разводят жидким мылом в отдельной баночке, без добавления воды.

Данная хитрость позволяет равномерно распределить краску по парафиновой поверхности. Теперь следует дождаться полного высыхания основы. Эта процедура должна проходить при естественных условиях. Не следует ускорять процесс высыхания подручными средствами (к примеру, феном). За счет нагрева, нанесенный на картон воск, начнет плавиться и впитается в бумагу. В результате верхний слой невозможно будет процарапать.

Заключительный этап работы - нанесение рисунка. Этот процесс очень кропотлив. И самое главное, если линия была проведена, избавиться от нее уже не получиться. Ввиду этого мы рекомендуем вам для начала нарисовать рисунок на простом листе бумаги. Затем наложить его на черную основу и вновь прорисовать очертания рисунка с помощью шариковой ручки. В результате на черной основе отмечается ваш рисунок и вам останется только процарапать его острым инструментом. Вот и все, граттаж - картина готова.

Видео. Как рисовать в технике граттаж

Рисунки в технике граттаж

(Граттаж)

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения.

Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом - пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем)

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам готовлю исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

1 этап: грунтовка листа воском (так-как эта работа сложная, грунтовку проводит воспитатель. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной).

2 этап: Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: Острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.

Этапы работы с детьми.

1 этап: Знакомство.

Знакомлю детей с техникой «граттаж», рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике и в технике «граффити».

Техника «граттаж» обладает мощными графическими характеристиками. Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике
(линия, штрих, пятно, контраст).

2 этап: Подготовительный.

Для развития точности и уверенности движения руки, дети выполняют штриховку(параллельные линии в определенном направлении, прямые линии, косые линии, зигзаги, волнистые линии). Этому способствуют игры.

Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Задания по образцу.

Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала.

Цель: развитие внимания, двигательной координации.

Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.

Знакомство с пиктограммами, зарисовка

Основной этап

Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.

Что можно изобразить?

Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.

Конечно же, напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)

3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.

4. Мотивация задания.

5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Приложение

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Предлагаю конспект НОД в технике «Граттаж» в подготовительной группе.

Тема: «Космический пейзаж»

Цель : инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.

Задачи:

Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассмотрении репродукции, чтении литературы о космосе.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент (острую палочку), как того требует техника «гратажа».

Расширить представление детей о космосе;

Развивать внимание, восприятие, воображение, мышление;

Интеграция образовательных областей:

Познание;

Чтение художественной литературы;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Словарная работа:

Активизация слов: космос, ракета, космонавт, гермошлем, полет, звезды, планеты, спутники, земляне, невесомость, космический корабль, иллюминатор.

Подготовка к НОД:

  • Оформление музыкального зала в соответствии с темой занятия:

Музыкальное сопровождение;

Магнитная доска, элементы ракеты, выполненные из картона;

Модуль космического пространства;

Игрушечный телескоп, глобус, игрушечная рация;

  • Подборка и выставка литературы
  • Иллюстрации о космосе, проведение познавательных занятий
  • Беседа по космической тематике
  • Слушание музыки космической тематики с музыкальным руководителем
  • Материал для детей:

Альбомные листы с готовой основой под граттаж,

Деревянные палочки для выполнения рисунка.

Ход НОД:

1. Организационная часть

Педагог: - Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:

Он черен как ночь

И звезд в нем не счесть

Планет и созвездий

В нем множество есть

Что же это за место,

Возникает вопрос

И каждый ответит

Ведь это же............................(космос)

Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят - очень много звезд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и тд,).

Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе

Игра: «Космическое путешествие»

Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.

Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени. Пять, четыре, три, два, один.... Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идем на посадку.

Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.

Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!

Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?

Ответ детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету и др.

Внимание!!!

Ракета идет на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что уведете, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).

Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчет времени: Пять, четыре, три, два, один.... Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)

Педагог: Вот вернулись из полета.

Наши храбрые пилоты.

Понравилось вам путешествовать?

Вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. - Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)

2. Практическая часть:

Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребенка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».

3. Итог занятия

Выставка рисунков.

Педагог: О чем вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребенком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучшую выберу звезду

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песенку о Земле родной!

Используемый материал:

1. http://festival.1september.ru/articles/533240/
2. http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/
3. http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119
4. http://www.liveinternet.ru
5. http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm
6. http://www.openclass.ru/node/184846

Наталия Смирнова

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер - класс по нетрадиционной технике рисования граттаж . Граттаж- рисунок гравюра , изображение выцарапывается на специально подготовленном листе острой деревянной палочкой. Сегодня я расскажу о том, как сделать цветной граттаж . Работы в такой технике мы традиционно делаем ко Дню космонавтики (дети их называют "космические ")

Итак, нам потребуется : восковые мелки, гуашь черного цвета (можно черную тушь, капля жидкого мыла, лист акварельной бумаги, деревянная зубочистка или деревянная шпажка, мягкая кисточка.

Закрашиваем лист акварельной бумаги восковыми мелками. Закрашивать надо плотно, желательно, в несколько слоев, что бы белого листа совсем не было видно.


Цвета можно расположить в произвольном порядке


А можно изобразить "космическую радугу "



Кстати, по окружности воск с мелков ложится ровнее, мелки не так крошатся.

Когда весь лист закрашен восковыми мелками, приступаем к нанесению черного слоя. Для этого в классической версии используют тушь, но подойдет и черная гуашь. В гуашь надо добавить каплю жидкого мыла (что бы краска не стекала с воска) и осторожно перемешать.


Теперь мягкой кисточкой аккуратно наносим черную краску на восковой рисунок.


Кисточку перед работой надо смочить и промокнуть салфеткой (она должна быть влажной, но не мокрой, теперь вода нам понадобится только для того, что бы помыть кисточку в конце работы. О кисточке : я пользуюсь плоскими кисточками из синтетического материала, они более ровно наносят краску, но можно использовать и простые мягкие кисти.


Закрашиваем лист целиком, если понадобится- в несколько слоев. Цветной слой просматриваться не должен.


Лист должен хорошо просохнут и только после этого можно приступить собственно к рисунку.

Берем деревянную зубочистку или шпажку (кому что удобнее) и начинаем наносить рисунок процарапывая черный фон.


Т. к. тема у нас "космическая ", космические объекты и будем рисовать.

Ближе к центу листа нарисуем "звезду по имени Солнце", лучи от него пусть тянутся через весь лист (так будет проще ориентироваться где какой цвет под черной краской ).


Понятное дело, что без Сатурна и Земли нам никуда не деться


"Караваны ракет" можно нарисовать по трафарету, а можно и самим.


Дорисовываем кометы и прочие космические тела (как фантазия подскажет)





Работа готова.

Дети старшей группы уже могут подготовить лист до нанесения черного слоя самостоятельно, но черную краску лучше наносить взрослому.

При процарапываие рисунка черная краска осыпается, поэтому я не рекомендую делать крупные работы на мольберте, но стол надо подстелить клеенку.

Ближе к Дню космонавтике я размещу конспекты занятий для разных возрастных групп по технике граттаж .

Благодарю за внимание.

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

Первый этап.

Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.

Второй этап.

Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.


Третий этап.

Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Четвёртый этап.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Пятый этап.

Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.

В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

    информационный;

    исследовательский;

    практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец воспитателя;

    показ воспитателя.

словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.

практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.

На стол ты лист бумаги положи,

Его красиво распиши,

Свечой, как следует, натри

И краской спрячь все, что внутри.

Фантазию свою включи,

Её на лист перенеси.

Волшебной палочкой своей

Ты нацарапай поскорей:

Звезду, волну, портрет, пейзаж -

Вот и вся техника – граттаж.

Лилова О.А.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж…
Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

Познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;

Изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Граттаж – это удобная и простая техника рисования.

При этом используется особый способ нанесения рисунка путем процарапывания острым предметом верхнего высушенного слоя краски, нанесенного на картон. Слово «Граттаж» имеет французские корни и в дословном переводе означает «скрести». Такая техника нанесения рисунка имеет и другие названия, например, воскография или царапка.

Из этой статьи вы узнаете

Способ изображения рисунка для любого возраста

Любой ребенок может научиться рисовать, что мало зависит от его природных возможностей и способностей. Прежде всего, необходимо правильно подойти к процессу обучения. В этом и состоит задача взрослых: развить творческий потенциал ребенка. Хотите заинтересовать начинающего художника – ознакомьте его с нетрадиционными техниками рисования.

Одним из таких способов является граттаж. С этой техникой рисования можно ознакомить детей любого возраста, так как она удобна и интересна в исполнении. Для ребят младшего возраста основа для рисования делается взрослыми, более старшие дети могут выполнять ее самостоятельно.

Весь процесс делится на три основных этапа. Каждый из них будет интересен для детей. Такие занятия развивают у малышей воображение, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Работа над рисунками позволяет познавать детям окружающий мир и расширять кругозор, ребенок в несколько раз ускоряет развитие мелкой моторики и внимательности. Граттаж – это хороший способ для самовыражения детей старшего возраста, развития интеллектуальных возможностей.

Подготовительные этапы рисования

Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:

  • картон (предпочтительнее белый);
  • свечка или воск;
  • кисточка (желательно толстая натуральная);
  • восковые мелки;
  • туш или гуашь;
  • кусочек поролона;
  • острый предмет (зубочистки, крючок для вязания, ручка с закончившейся пастой).

Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.

Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.

Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.

Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность. Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить.

Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его. В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.

Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.

Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж.

Нанесение рисунка

Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:

  • Палочки для суши. Для рисования ими один конец необходимо заострить. Они легкие и удобные для детских ручек.
  • Обыкновенная шариковая ручка – это более удобный предмет для детей, поэтому ее можно использовать для рисования. Техника граттаж подразумевает использование ручки с закончившейся пастой. Тогда не останется следов, и рисунок будет иметь необходимые тона.
  • Зубочистки можно использовать, но для маленьких детских ручек это не очень удобный предмет для рисунка, выполненного в технике граттаж.
  • Спицы для вязания также подходят для детей более старшего возраста, так как металлическая поверхность этого предмета может скользить в руках, и не очень удобна для использования.

Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.

Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.

После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.

Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.

Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.




Top