Приглушать открытую третью струну. Что делать, если дребезжит или звенит струна? Дребезжит корпус гитары

Глушение струн является одной из самых важных техник, применяемых для игры на гитаре. Если Вы хотите достичь чистого звука, избавиться от ненужных помех и шумов, которые возникают при извлечении звуков, то Вам необходимо научиться правильно глушить струны.

Обозначение на табулатуре

На табулатуре глушение ладонью обозначается «Р. М. » или «РМ», пунктирная или штриховая линия – длительность глушения. В случае если высоты приглушенных нот можно различить, пишутся номера ладов, иначе ставится символ «Х». Если данный символ стоит, но отсутствует обозначение глушения ладонью, то необходимо данную струну приглушить рукой, зажимающей лады. Для глушения посторонних звуков на электрогитаре советуем использовать ручку или педаль громкости. В крупных паузах более 8-10 секунд этот способ поможет избежать посторонних шумов.

Глушение струн на гитаре правой рукой

Palm muting – техника глушения струн во время звукоизвлечения ребром ладони правой руки, позволяющая снизить количество посторонних шумов в исполняемых партиях. Также данная техника используется в небольших паузах для избегания обратной связи . Глушение ладонью применяется в исполнении как на классической, так и на электрогитаре. Данная техника гитаристами очень часто используется в любом жанре, в котором на электрогитаре используется эффект перегрузки.

Глушение струн на электрогитаре позволяет воспроизвести тёплый, глухой тембр, похожий на звук контрабаса.

Играя высокие ноты пассажей можно надёжно заглушить струны, положив на них большой палец или ребро ладони. При смене позиции левой руки, струны необходимо глушить полностью правой рукой у бриджа. Для этого прислоняйте ребро ладони к струнам при palm mute, охватывая большую площадь. Пальцы перемещайте одновременно и стремитесь не касаться струн пальцами левой руки при перемене позиций.

Как правильно глушить струны ладонью

В первую очередь имеет значение приложено давление ладони. Чем сильнее оно, тем сильнее глушение, появляется -эффект, перкуссия, ноты менее узнаваемы. При слабом давлении во время касания создается легкое глушение.

Наиболее распространен метод глушения струн ребром у бриджа. Чем дальше рука от бриджа, тем глушение жестче. Однако есть у данного метода игры на гитаре и недостатки:

  • Необходимо для глушения струн совершать лишние движения, что является препятствием для некоторых техник;
  • Руки гитариста во время игры часто потеют, вследствие чего пот ускоряет коррозию металлического бриджа;
  • Также давление на бридж иногда может повлиять на строй гитары.

Глушение струн левой рукой

Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.

Дэмпинг

Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре , потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.

Пауэр-аккорды с глушением струн

(power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.

Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.

Упражнение на технику глушения струн

Предлагаем Вам ряд упражнение на развитие техники palm muting. Выполняйте их неспешно, уделяйте внимание постановке рук, поскольку глушение струн на гитаре – одна из важнейших основ гитарной игры.

Упражнение 1. Играйте даунстроком.

Упражнение 2. Играйте переменным штрихом.

Упражнение 3. Первые две ноты – даунстрок, третья – апстрок.

Упражнение 4. Здесь главное — правильная техника игры.

Упражнение 5.

Упражнение 6.

Упражнение 7.

Упражнение 8. Пробуйте сами расставлять штрихи.

Упражнение 9. Все ноты играйте даунстроком.

. Перевод Арсена Шомахова.

Почти каждый гитарист, кого я встречал, восторгается звуком слайда. Однако для множества музыкантов техника характерная для этого уникального стиля остается загадкой. Нижеприведенные правила и упражнения чрезвычайно важны для того, чтобы научиться играть слайдом чисто, аккуратно и быстро. Они позволят вам избежать неэффективного метода проб и ошибок.

Зачем играть слайдом?

За исключением приема "бенд", не существует иного способа извлекать ноты "между" ладами. Не существует и никакого другого способа добиться певучего, похожего на голос звука, а также сустейна, характерного для слайда. Звук очень тесно связан с типом слайда, который вы используете.

на фото (слева направо): толстый латунный слайд из магазина, баночка для лекарств (у Дуэйна Оллмана была такая же, но подлиннее), покрытое хромом гнездо для свечи зажигания, стеклянный слайд из магазина, изготовленный вручную боттлнек зеленого стекла, металлический слайд из магазина.

Хотя слайды продаются в магазинах, я предпочитаю слайды, сделанные из горлышка винной бутылки (толщина стенки, по крайней мере, 1/8 дюйма), потому что их вес хорош для игры вибрато, а поверхность очень гладкая, отчего струны шумят значительно меньше). Хотя разные музыканты используют разные пальцы левой руки для игры слайдом, я бы порекомендовал использовать мизинец. Это даст возможность использовать свободные 3 пальца для ладовой игры и для приглушения нежелательного шума струн (больше на эту тему попозже). Из бутылки вина Матеус получаются самые лучшие слайды. Матеус - не самое лучшее из существующих вин, но его бутылка имеет редкое длинное горлышко, достаточно прямое (без расширения) чтобы использовать его для игры на гитаре. В продаже имеются стеклянные слайды, которыми вполне можно пользоваться, но они не достаточно тяжелые и соответственно ими сложнее играть (чем тяжелее слайд, тем лучше звук и тем легче контролировать игру).

Самая сложная часть в изготовлении хорошего стеклянного слайда это обрезание горлышка - иногда его приходится просто откалывать. Стеклорез или ножовку можно использовать для того, чтобы сделать бороздку, перед тем как отколоть горлышко, а затем подровнять неровные края косыми острогубцами. (Осторожно: когда откалываете стекло, обязательно предохраняйте глаза от мелких осколков защитными очками.)

Как только горлышко отделено от бутылки (желаю удачи - приготовьтесь испортить несколько бутылок), место откола необходимо гладко зашкурить. Поскольку этот процесс может занять несколько часов, возможно, вам удастся попить вина. Точильный круг и ванночка с водой лучше всего подходят для завершающей полировки, но помните, что использовать ванночку с водой необходимо - это уменьшит трение и защитит от осколков. Очень важно сделать кромку (ту, что была отколота) круглой и гладкой.

Когда вы закончите изготовление боттлнека, примерьте его на палец. (Я предпочитаю слайд такой длины, чтобы он полностью покрывал мизинец). Боттлнек будет свободно сидеть на пальце, так что вам придется удерживать его, изогнув мизинец, что поможет придать руке правильную полукруглую позицию, для приглушения струн пальцами левой руки. (рис.1)

Прикосновение к струнам

Около 80% игры боттлнеком приходится на первую струну, так что начнем с нее. Держите руку в полукруглом положении и поставьте слайд на 5 лад первой струны. (Помните, чтобы играть без фальши, надо располагать слайд прямо над ладами; если вы задумаетесь, как извлекаются ноты на гитаре, вам станет понятно, что именно лады, а не пальцы определяют длину струны и высоту звука) Как только вы определили, где располагается нужная нота, прикоснитесь слайдом к струне. Не прижимайте! В то же время, позвольте нижней часть указательного пальца левой руки слегка прикасаться к струне позади слайда. Это приглушает струны и отсекает посторонние шумы, позволяя вам добиться чистого, без призвуков звука.


Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.

Начинаем играть

Первое что надо сделать, когда вы установите слайд над 5-м ладом - медленно поскользить вниз и вверх по струне. Слушайте звук, который получается, и постарайтесь довести плавность и звук до максимума, слегка меняя положение руки. Очень важно чтобы рука со слайдом была абсолютно расслаблена! Кроме того, обратите внимание, как игра правой руки влияет на звук, в зависимости от того, насколько близко или далеко от порожка вы извлекаете звук. После того как вам станет комфортно медленно играть слайдом вниз и вверх по струне, можно переходить к простым упражнениям.

Поскольку весь следующий материал затрагивает только первую струну, он применим к любой настройке гитары. В добавление к сказанному, я советую использовать инструмент с верхними струнами средней толщины, и с высотой струн не ниже 1/8 дюйма над 12-м ладом. В противном случае вы будете страдать от посторонних призвуков, незвучащих нот, и от плохого соотношения "сигнал/шум". Вот несколько распространенных вариантов настройки гитары, с которыми можно поэкспериментировать: для игры на электрогитаре я рекомендую строй Ля (Е А Е А С# E, от нижней к верхней) и строй Ми (E B E G# B E от нижней к верхней); поскольку эти тональности очень часто используются в роке и блюзе. Для игры на акустике рекомендую строй Соль (D G D G B D, от нижней к верхней) и строй Ре (D A D F# A D, от нижней к верхней). Сам я использую более низкий строй, поскольку натяжение струн выше стандарта оказывает нежелательное давление на деку и гриф инструмента. Поскольку строй Соль очень широко используется и позволяет играть фразы, ассоциируемые с кантри блюзом, этот строй лучше всего подходит для акустической игры.

От звуков к музыке. При игре слайдом звук и тембр наиболее важны; фразировка - следующий этап. Приведенные далее упражнения разработаны с целью развития хорошего звукоизвлечения и игры без фальши. Хотя используется только первая (Ре) струна, можно достичь совершенного контроля в игре, путем многократного проигрывания этого упражнения и на остальных пяти струнах.

В среднем темпе, играйте очень короткие чистые ноты, начиная от 1-го к 12-му ладу и обратно. Приглушайте струны указательным пальцем левой руки, в то время как вы приподнимаете и опускаете слайд над каждым ладом. Цель - не допустить постороннего шума, приподнимая и опуская боттлнек.


Поочередная игра стаккато/открытая струна. Играйте так же короткими чистыми нотами, как и в предыдущем примере, но в этот раз приподнимайте слайд и приглушающий палец, чтобы сыграть на открытой первой струне между этими нотами. Здесь важно аккуратно приподнимать и возвращать на прежнее место кисть руки (слайд и приглушающий палец), удерживая ее все в той же форме полукруга. Следите за правильным извлечением нот, пытаясь не производить посторонних шумов.


Поочередная игра стаккато/открытая струна

Игра гамм слайдом. Здесь вы должны попытаться играть чисто, аккуратно и осмысленно. Скользите слайдом от заданного места к каждой ноте, и точно извлекайте следующий звук. Хотя полезно глазами следить за левой рукой, в тот момент, когда вы уверенно овладеете техникой, игра не глядя поможет вам более сосредоточенно слушать. Упражнение нужно усложнять, играя слайдом понижение к каждой ноте.


Игра гамм слайдом

Извлечение ноты и скольжение. Здесь надо начинать с ноты соль на пятом ладу и скользить к следующей ноте. Следите за длительностями. Это упражнение также очень полезно для развития умения играть в ритме, без фальши и аккуратно.


Извлечение ноты и скольжение

Длинные прыжки. Последовательно играя ноты аккорда G7 на первой струне, вы учитесь покрывать левой рукой значительные расстояния. Это сложно играть чисто, и нужно упражняться двумя способами: играя стаккато и скольжением к каждой ноте. Чем больше вы будете упражняться, тем более подготовлены вы будете к различным ситуациям в игре.


Длинные прыжки.

Вибрато заставляет слайд петь. Вибрато - это дрожащий, длительный поющий звук, характерный для игры слайдом. Лучше всего начинать учиться этому важному приему на первой струне. Вибрато достигается быстрым движением слайда влево-вправо от нужной ноты. Однако на практике это происходит неосознанно. Кисть вашей руки и слайд должны как бы свисать под своей тяжестью, опираясь на большой палец левой руки, прижатый к грифу. Он создает опору для движения влево - вправо. Лучше всего можно описать прием вибрато, сравнив его с тем, как вы дразните кого-то, покачивая перед его носом тарелочкой с желе. Рука со слайдом должна двигаться очень мягко, медленно, расслабленно, не оказывая чрезмерного давления на струну. Потребуется некоторое время, чтобы развить навык игры этим приемом, так что запаситесь терпением.

Диапазон вибрато: больше чем пол-лада вниз от основной ноты. Если сделать повышение от основной ноты, будет звучать неправильно. Скорость вибрато варьируется, но должна быть достаточно медленной, чтобы играть расслабленно. Если мышцы кисти вашей руки напряжены, ваша игра будет звучать так же напряженно. Требуется время, чтобы научиться играть равномерное, расслабленное вибрато, но без умения играть этим приемом вы можете с тем же успехом просто играть пальцами левой руки.


Рис. 3: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах
Рис.4: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на "внутренней" струне (в данном случае на 3-ей).

Как насчет других струн?

Аккорды для основной блюзовой схемы I IV V можно легко играть в открытом строе СОЛЬ (точно как ЛЯ, только на тон ниже) покрывая слайдом три (или более) струны одновременно. Например, первые три открытые струны, также как и три струны на двенадцатом ладу дают аккорд СОЛЬ (тоника или аккорд I ступени). Первая струна - это пятая ступень аккорда СОЛЬ, вторая струна - третья ступень, а третья струна - тоника. На пятом ладу те же три струны дают аккорд ДО мажор (IV), а аккорд РЕ можно сыграть на 7-ом ладу (V). Можно также добавлять четвертую струну (пятую ступень аккорда) и пятую струну (тоника). В буквальном смысле тысячи блюзовых песен состоят только из аккордов I IV V.

Чтобы извлекать отдельные ноты на других струнах, вам нужно изменить угол наклона боттлнека (продолжая приглушать струны). На рис. 1, 2 и 3 видно три угла позволяющие вам играть только на первой струне, на нескольких струнах одновременно (до шести), и на отдельной "внутренней" струне соответственно. Приглушение струн при комбинировании всех этих позиций задача не из легких, но, все-таки, выполнимая. Играя слайд на нескольких струнах, используйте всю длину указательного пальца для приглушения струн. Играя на одной внутренней струне, используйте кончик указательного пальца для приглушения.

Не могу не сделать ударения на том, насколько важно хорошо изучить гриф, чтобы хорошо играть в разных строях. И не забывайте, что вы можете использовать указательный, средний и безымянный пальцы левой руки для ладовой игры. Существует множество уникальных сочетаний голосов в аккордах, которые можно извлечь только в этих строях, и которые заслуживают изучения. Мне кажется, наиболее интересная игра слайдом в открытых строях характерна для кантри блюз гитаристов, таких как Роберт Джонсон, который одинаково использовал игру пальцами и слайдом. Кроме того следует слушать таких замечательных гитаристов использовавших боттлнек как Мадди Уотерс, Тампа Ред, Сон Хаус, Лоуэлл Джордж, Дуэйн Аллман, Бо Уэвил Джексон, Кокомо Арнольд и Букка Уайт. Если будете слушать до тех пор, пока звуки не польются у вас из ушей, будет значительно проще извлекать эти звуки руками.

Подводя итог, позвольте мне еще раз повторить мысли, связанные с игрой слайдом: выбирайте правильную позицию руки и играйте расслабленно насколько возможно. Играйте главным образом на первой струне в течение недели или около того, пытаясь добиться жирного, мягкого, без призвуков звука, без ударов слайда по грифу и ладам. Позвольте своей руке свободно свисать под собственной тяжестью, опираясь на большой палец, упертый в заднюю часть грифа, и производя рукой и слайдом вибрато. Не принуждайте свою руку двигаться взад - вперед, лишь слегка покачивайте ею, как желе на тарелке. Пробуйте играть каждую ноту под разными углами. Научитесь скользить вниз и вверх к определенной ноте, добиваясь различных оттенков звучания. Играйте расслабленной рукой и не забывайте: чтобы играть без фальши нужно брать ноты над ладами. Не думайте, что сможете овладеть этим стилем за день - быстрых путей нет. Играйте и слушайте до тех пор, пока игра слайдом не будет получаться так же естественно, как пение в ванной комнате.

Боб Брозман - www.bobbrozman.com
Перевод Арсена Шомахова.

Slide Guitar Basics: Developing Clean Technique. - оригинал статьи.
Bob Brozman 1984, 2004
Материал публикуется на сайтах Blues.Ru, BluesGuitar.Ru с любезного разрешения Боба Брозмана. Использование материалов без согласования с Брозманом запрещено.

Одна из тех проблем, с которой сталкивался каждый музыкант. И чаще всего причиной данной проблемы становятся вовсе не дефекты или проблемы с инструментом: в 9 из 10 случаев владелец инструмента просто невнимательно подходит к его отстройке и не знает основных причин возникновения призвуков. Стоит ли говорить, что избавиться от досадного дребезга и добиться чистого звучания инструмента в таком случае несложно - и вам в этом поможет наш краткий гайд об основных причинах звона и лязганья струн.

Что делать, если звенят струны?

В большинстве случаев тусклый звук с минимальным сустейном и отчетливо слышным звоном проявляется не по всей длине струны, а только в определенных позициях. При первых симптомах появления дребезжания рекомендуем тщательно разобраться в его причинах: не стоит забывать, что некоторые из этих причин могут привести к проблемам с гитарой, если на них долго не обращать внимания. В частности это касается неправильной отстройки анкерного стержня, о которой мы поговорим ниже и которая может привести к тому, что гриф «поведет» и его профиль будет испорчен.

Чаще всего звон появляется не только в определенной позиции на грифе, но и на определенных струнах: в подавляющем большинстве случаев дребезжание затрагивает басовые струны из-за наличия на них намотки, большего веса и большей толщины таких струн.

Основным причинами звона могут быть проблемы технического уровня и проблемы отстройки . Со вторыми все понятно: здесь свою роль могут играть и особенности настройки положения бриджа, и то, как высоко струны расположены от грифа, также большой процент случае возникновения случаев связан с неправильной отстройкой анкера грифа. Технические проблемы встречаются реже, но и создают больше проблем владельцу инструмента: из-за некачественной сборки, из-за использования дешевых материалах на отдельных гитарах могут деформироваться отдельные элементы бриджа, верхний порожек, лады и даже сама дека инструмента, что обязательно приводит к возникновению дискомфорта и лишних звуков при игре.

Дочитайте данный материал до конца - и вы научитесь понимать причины дребезжания струн и избавляться от него за считанные минуты.

Этап №1: определяем, из-за чего возник звон струн

Итак, чуть выше мы уже дали вам понять, что причин появления призвуков может быть много - особенно, если мы говорим о недорогом инструменте. Перед тем, как сделать вывод о первопричине появления звона, нужно проверить каждую струну во всех позициях. По мере исследования записываем или запоминаем, в каких позициях дребезжит каждая из струн.

Струны звенят на первом-третьем ладу (т.е. дребезжание наблюдается в основном в начальных позициях)

В данной ситуации самой вероятной причиной является неправильная отстройка анкера или проблемы с ладами. Что касается профиля грифа, то следует убедиться, что в нем есть небольшой прогиб, т.е. гриф слегка вогнут. Чаще всего дребезжание на 1-3 ладу появляется из-за того, что гитарист стремиться сделать профиль грифа идеально ровным или по ошибке добивается выгнутости грифа: в таком случае зажатая на первых ладах струна будет цепляться за 5-7 и более высокие лады.

Второй вариант - износ самих ладов. Если вы часто играете в нижних позициях (ближе к верхнему порожку), то на них ладовые перегородки будут истираться значительно быстрее - соответственно и при зажатии струны ее посадка будет со временем все ниже и ниже. Если на более высоких ладах пластины изношены не так сильно, то рано или поздно струна начнет цепляться за них и мы получим надоедливый звон.

Еще одна из проблем, которая может вызвать звон в начальных позициях - изношенный и проточенный верхний порожек, из-за которого струны также получают более низкую посадку и аналогично могут цеплять более высокие лады.

Решение:

  • Проверьте прогиб грифа, при необходимости ослабьте анкер для получения небольшого естественного прогиба (идеальное значение - ~1.5-3 мм для первой струны в районе 7 лада при зажатии струны на 1-м и 14-м ладу). Если вы никогда этого не делали, то лучше доверить данную работу гитарному мастеру;
  • Проверьте ладовые пластины в начальных позициях: если они изношены, то проконсультируйтесь с гитарным мастером и перебейте лады - данная процедура, как ни странно, не так затратна по времени и финансам, как представляют многие музыканты;
  • Проверьте, не источились ли пропилы в верхнем порожке;
  • Если инструмент новый - отнесите его обратно в магазин и проконсультируйтесь с продавцом, так как это может быть банальный производственный брак.

Струны звенят на высоких позициях (~12 лад и выше)

Большинство начинающих гитаристов могут не заметить данную проблему, так как учатся играть в основном на первых ладах, многие игнорируют данную ситуацию считая лишь незначительным отклонением от нормы. Конечно, небольшой звон, который не влияет на сустейн и частотные характеристики звука - это не проблема, однако дребезжание, которое доставляет дискомфорт музыканту может говорить и о серьезных проблемах с инструментом.

Однако в данном случае с большой вероятностью причина кроется в малом зазоре между струной и 12 ладом, т.е. струны посажены слишком близко к грифу. Такая проблема касается в целом только акустических, а также электро- и бас-гитар.

Решение:

  • Начинаем с проверки профиля грифа: напомним, что он должен иметь небольшой прогиб около 1.5-3 мм в самой вогнутой точке (примерно в районе 7 лада, проверяем с помощью зажатия первой струны на 1 и 14 ладу);
  • Регулируем высоту струны: на электро- и бас-гитарах с помощью настройки высоты сёдел бриджа или тремоло-системы, высоты посадки самого бриджа, на акустической гитары - с помощью регулировки анкерного стержня.

Как настраивается анкер: берем шестигранный ключ, который обычно идет в комплекте с гитарой, ключи также можно приобрести отдельно на нашем сайте в разделе «Ключи для гитары».

ВНИМАНИЕ! За один раз делайте не больше трети оборота стержня, после чего оставьте гитару «отдохнуть» на 15-20 минут. После перерыва проверьте высоту струн, прогиб грифа, обязательно убедитесь в отсутствии звона и оцените комфортность такой настройки грифа. При необходимости повторите процедуру.

Звенят открытые, незажатые струны

Менее распространенная, но не менее удручающая музыканта проблема - звон на открытых струнах с соответствующим ухудшением сустейна и частотных характеристик звучания инструмента. В данном случае причин может быть несколько: катастрофически неправильный прогиб грифа, который необходимо срочно исправить, сильный износ верхнего порожка, неправильный выбор «калибра струн», а также пресловутый брак, если инструмент совершенно новый.

  • Убедитесь, что гриф не имеет выпуклого профиля и анкерный стержень не затянут слишком сильно. Если проблема заключается именно в этом, то немедленно ослабьте стержень, следуя рекомендациям из предыдущего пункта нашей статьи;
  • Проверьте верхний порожек: если причина звона открытых струн состоит в том, что износились пропилы, то купите новый порожек и отдайте на установку гитарному мастеру;
  • Убедитесь в том, что вы верно выбрали толщину струн относительно строя своего инструмента и его особенностей в целом. Узнать о рекомендуемой толщине для каждого из популярных строев вы можете в нашей статье .
  • Если инструмент новый - отнесите его обратно в магазин и проконсультируйтесь с продавцом, так как это может быть производственный брак.

Дребезжит гитарный колок

Данная проблема особо актуальна для бюджетных инструментов и в целом чаще всего встречается при игре на акустических инструментах. Неприятное дребезжание колка почти не слышно на записи и при подзвучке инструмента, однако оно очень сильно мешает самому музыканту и значительно снижает удовольствие от игры.

  • Делаем щипок по открытым струнам правой рукой;
  • Пока струны звучат, поочередно дотрагиваемся до каждого из колков - так мы выявим виновника дребезга;
  • Далее либо самостоятельно затяните колок, который уже не так жестко «сидит» в пазу либо доверьте данную работу мастеру. В крайнем случае проведите замену колковой механики. Очевидно, что лучшим решением будет замена не одного из колков (конечно же, если мы не говорим о замене на абсолютно идентичный колок), а покупка сразу целого набора гитарных колков .

Дребезжит корпус гитары

Достаточно редкая проблема, которая может закончиться тем, что инструмент полностью придет в негодность. Для начала «простучите» деку при первых подозрениях о том, что дребезжит именно она. Для этого не нужно заставлять звучать струны - просто легко постучите рукой по корпусу гитары: появление дополнительных призвуков будет означать то, что проблема заключается именно в корпусе.

Решение:

  • Не тяните с походом к мастеру и не занимайтесь самостоятельной отстройкой: дребезжание деки может говорить о нарушении целостности конструкции корпуса. Если во время не подклеить топ или рейку, то инструмент может прийти в полную негодность.

Выводы

Итак, мы рассмотрели основные причины появления звона и надоедливого дребезжания гитарных струн. Что следует помнить гитаристам:

  • Отличайте негативный звон, «убивающий» звучание струны и сустейн от простого лязганья, которое появляется вследствие сильной атаки. Чтобы лучше понимать разницу, сравните звон своей гитары с приемом игры Слэппинг, популярным среди бас-гитаристов. Заметьте, что звучание каждой ноты во время игры слэпом плотное и полное по частотным характеристикам, сустейн снижен не так сильно, как в случае со звоном о соседние ладовые пластины;
  • В большинстве случае звон появляется из-за неправильной отстройки прогиба грифа и высоты струн: начните поиск причин именно в данной области;
  • Если звон струн наблюдается на новом инструменте без видимых на то причин (отсутствуют заметные дефекты, высота струн и прогиб грифа отстроены, все элементы гитары новые и не изношены), спешите связаться с продавцом и получить консультацию именно у него.

Продолжительность урока около 50 мин. Самостоятельная работа 4 часа.
Настройка гитары – внизу страницы. .Напоминаю названия пальцев: на правой руке -pulgar (большой), index- (указат.), medio(средний), anular(безымянный). На левой – 1, 2, 3, 4. Еще раз про индекс: испанское indice в русском языке звучит непривычно, я его заменил на привычное латинское слово. Пусть меня осудят.
Поиграли упражнения на удар апояндо из пятого урока. Поставили себе руку. Не забываем чередовать пальцы. Проверили посадку. Чуть поджали пальцы, на 5-7 мм. Поиграли ударом тирандо, следя за руками. Не забывайте о рабочих зонах пальцев. Играем и читаем.

Вы учитесь не тогда, когда читаете урок. Вы учитесь, когда работаете сами, заставляя свои пальцы выучить то, что поняли Вы. Поэтому если Вы забыли что-то играть регулярно из того, что было раньше, Вы это потеряли. Время от времени просматривайте предыдущие уроки. Я через урок-другой сведу все упражнения в Главную Разминку, на все, что должны уметь делать. Нет времени идти дальше – поиграйте то, что было.

Продолжаем заниматься ударом тирандо (tirando).
Задача урока: набрать в Вашу копилку десяток штампов, которыми Вы будете чаще всего пользоваться. Насчет копилки не улыбайтесь, – совершенно серьезно. Видите, Оппонент молчит. Даже кивнул. Относитесь к этим штампам точно так же, как к содержимому своего кошелька или бумажника: расходуйте и пополняйте. Тем более, что их можно отрабатывать без гитары. При нормальном отношении полное заучивание каждого штампа занимает 15-20 минут. Скажем, 4 раза по 4 минуты. Громко, медленно, четко, со вкусом, будто малосольный огурчик надкусываешь. В метро, например. Каждое упражнение – от станции до станции. Итак, задача этого урока – начать набивать свою гитарную копилку.
Как и на прошлом уроке, пальцы отвечают за свои струны:
Пульгар отвечает за басы: 6-я, 5-я, 4-я струны. Не сразу, по очереди. И помедленней.
Индекс занимается 3-й струной,
Медио занимается 2-й струной,
Ануляр занят на 1-й струне. Полный порядок.

Теперь внимание!

Рисунок пальцев из прошлого урока выглядел так: p – i – m – a , p – i – m – a… Бас, третья, вторая, первая…
Изменим этот рисунок: бас, первая, вторая, третья, следующий бас и т.д. Вот и вся премудрость.
Получилось вот что: p – a – m –i, p – a – m –i, и так далее, пульгар ударяет то 6-ю, то 5-ю, то 4-ю. Ноты выглядят так:

Выглядит страшновато, согласен, а на самом деле – легкота. Кстати, на этом рисунке построен один из самых знаменитых этюдов Джульяни.
Играйте медленно, четко, не торопитесь, эти шаблоны Вам – на долгие годы. Следите за рукой.
Вы можете сказать, что под нотным примером нет названий нот. Это – ноты открытых струн. Их давно пора знать, да и внизу страницы они лежат. Раньше надо было учить.

В этом уроке будет еще много шаблонов, но давайте обсудим один вопрос. В гитаре есть довольно трудный прием для левой руки, называется барре. Так вот, когда Вы играете шаблоны, струны гремят. Давайте положим поперек струн указательный палец левой руки, но прижимать не будем. Палец не согнут, не скрючен, не напряжен, лежит себе ровно, плоско, не боком, поперек струн, уши Ваши предохраняет. Посмотрите на рисунки, там достаточно понятно. Результат? – И струны не гремят, и левая рука привыкает к барре. Только не прижимайте струны, пожалуйста, ПОЖАЛУЙСТА, иначе зажмете левую руку. Наоборот, положив на струны эту имитацию барре, надо левую руку расслабить, а всеми пальцами, кроме большого и указательного, можно даже чуть-чуть пошевелить, демонстрируя их свободу и готовность к работе. Они должны быть в ленивом ожидании невысоко над грифом, чтобы в нужный момент ринуться в бой.
Договорились?

Плохо, палец согнут

Плохо, палец лежит боком

Плохо, косо лежит

Плохо, большой согнулся

Положили указательный палец левой руки поперек струн. Поиграли. Струны звучат глухо, в голове не звенит. Продолжаем изучать штампы.

А давайте-ка я Вам все штампы в табличку сведу. Названия пальцев Вы знаете, ноты уже представляете себе, разберетесь. Звук дам. Если что, послушать можно. Только не забудьте, индекс – для третьей, медиа для второй, ануляр для первой, пульгар – басы.
Сначала идут те шаблоны, что Вы уже проходили.
Да, один из звуков в каждом такте штампа громче остальных. Угадали! Первый, конечно. Он же бас, по странному совпадению.
Табличку сию советую распечатать и заучить. В дороге, за телевизором, даже на ходу.

Комментарий

p-i-m-a-

Бас, третья, вторая, первая.

Потом- следующий бас…

p-a-m-i

Бас, а потом наоборот,

1-2-3-я струна.

Следующий бас..

p-i-m-a-m-i

Бас, а потом туда-сюда.

p-i-m-i

Первая струна здесь не играет. Кстати, когда все время звучит первая струна, это здорово надоедает слушателям.

p-m-i-m

Почему-то очень часто встречается. Видимо, легко учится.

p-m-a-m

Здесь надо обратить внимание на четкость. Средний и безымянный – гораздо труднее, чем указательный и средний.

p-a-m-a

Те же трудности. За один день не преодолеваются. Спешить здесь нельзя, здесь надо спокойно и твердо.

p-i-m-i-a-i-m-i

Роскошный готовый аккомпанемент или вступление к романсу. И тоже этюд Джульяни.

p- i- ma – i

средний и безым. вместе, 2-я и 1-я стр. одновременно
p-ima-ima-ima ima

все три пальца вместе, все три струны одновременно, 1-я, 2-я,3-я.
p-ma-i-ma

– 2-я и 1-я звучат вместе

Вот. Большое дело делаем.

Вы можете усомниться в своих силах, но три штампа мы уже проходили, остальные – не спеша и не сразу разберете. Это Ваш капитал, Ваш багаж, готовые заготовки для аккомпанемента. Если Вы не заучите все, считайте, что обворовали сами себя. Все равно, что выкинуть из бумажника пачку банкнот (денег, попросту говоря) из-за того, что рисунки и надписи на них сложные. Найдете такого – Вам повезло. Как пользоваться штампами – в следующих уроках. Ведь есть еще штампы, где бас и струна звучат вместе. Добавка будет.

Короче, заучить медленно и громко, отполировать до блеска, и только после этого – на следующий урок.

Ну вот, забыл сказать… Короче, чтобы заучить эти рисунки, и гитара-то не нужна. Подносишь правую руку к ремню на брюках, (на своих брюках, не на чужих, конечно), пульгаром по нему сверху, остальными снизу. Рука круглая, не вывернута. И отрабатываешь на макете. Две поездки на метро – упражнение отполировано. И руке практика, и штаны не съедут. Только руку не выворачивайте, рука все равно круглая, свободная. Главное есть главное. Улыбочку…




Top