Приглушать открытую третью струну. Основные приемы игры слайдом: развитие умения играть чисто

Продолжительность урока около 50 мин. Самостоятельная работа 4 часа.
Настройка гитары – внизу страницы. .Напоминаю названия пальцев: на правой руке -pulgar (большой), index- (указат.), medio(средний), anular(безымянный). На левой – 1, 2, 3, 4. Еще раз про индекс: испанское indice в русском языке звучит непривычно, я его заменил на привычное латинское слово. Пусть меня осудят.
Поиграли упражнения на удар апояндо из пятого урока. Поставили себе руку. Не забываем чередовать пальцы. Проверили посадку. Чуть поджали пальцы, на 5-7 мм. Поиграли ударом тирандо, следя за руками. Не забывайте о рабочих зонах пальцев. Играем и читаем.

Вы учитесь не тогда, когда читаете урок. Вы учитесь, когда работаете сами, заставляя свои пальцы выучить то, что поняли Вы. Поэтому если Вы забыли что-то играть регулярно из того, что было раньше, Вы это потеряли. Время от времени просматривайте предыдущие уроки. Я через урок-другой сведу все упражнения в Главную Разминку, на все, что должны уметь делать. Нет времени идти дальше – поиграйте то, что было.

Продолжаем заниматься ударом тирандо (tirando).
Задача урока: набрать в Вашу копилку десяток штампов, которыми Вы будете чаще всего пользоваться. Насчет копилки не улыбайтесь, – совершенно серьезно. Видите, Оппонент молчит. Даже кивнул. Относитесь к этим штампам точно так же, как к содержимому своего кошелька или бумажника: расходуйте и пополняйте. Тем более, что их можно отрабатывать без гитары. При нормальном отношении полное заучивание каждого штампа занимает 15-20 минут. Скажем, 4 раза по 4 минуты. Громко, медленно, четко, со вкусом, будто малосольный огурчик надкусываешь. В метро, например. Каждое упражнение – от станции до станции. Итак, задача этого урока – начать набивать свою гитарную копилку.
Как и на прошлом уроке, пальцы отвечают за свои струны:
Пульгар отвечает за басы: 6-я, 5-я, 4-я струны. Не сразу, по очереди. И помедленней.
Индекс занимается 3-й струной,
Медио занимается 2-й струной,
Ануляр занят на 1-й струне. Полный порядок.

Теперь внимание!

Рисунок пальцев из прошлого урока выглядел так: p – i – m – a , p – i – m – a… Бас, третья, вторая, первая…
Изменим этот рисунок: бас, первая, вторая, третья, следующий бас и т.д. Вот и вся премудрость.
Получилось вот что: p – a – m –i, p – a – m –i, и так далее, пульгар ударяет то 6-ю, то 5-ю, то 4-ю. Ноты выглядят так:

Выглядит страшновато, согласен, а на самом деле – легкота. Кстати, на этом рисунке построен один из самых знаменитых этюдов Джульяни.
Играйте медленно, четко, не торопитесь, эти шаблоны Вам – на долгие годы. Следите за рукой.
Вы можете сказать, что под нотным примером нет названий нот. Это – ноты открытых струн. Их давно пора знать, да и внизу страницы они лежат. Раньше надо было учить.

В этом уроке будет еще много шаблонов, но давайте обсудим один вопрос. В гитаре есть довольно трудный прием для левой руки, называется барре. Так вот, когда Вы играете шаблоны, струны гремят. Давайте положим поперек струн указательный палец левой руки, но прижимать не будем. Палец не согнут, не скрючен, не напряжен, лежит себе ровно, плоско, не боком, поперек струн, уши Ваши предохраняет. Посмотрите на рисунки, там достаточно понятно. Результат? – И струны не гремят, и левая рука привыкает к барре. Только не прижимайте струны, пожалуйста, ПОЖАЛУЙСТА, иначе зажмете левую руку. Наоборот, положив на струны эту имитацию барре, надо левую руку расслабить, а всеми пальцами, кроме большого и указательного, можно даже чуть-чуть пошевелить, демонстрируя их свободу и готовность к работе. Они должны быть в ленивом ожидании невысоко над грифом, чтобы в нужный момент ринуться в бой.
Договорились?

Плохо, палец согнут

Плохо, палец лежит боком

Плохо, косо лежит

Плохо, большой согнулся

Положили указательный палец левой руки поперек струн. Поиграли. Струны звучат глухо, в голове не звенит. Продолжаем изучать штампы.

А давайте-ка я Вам все штампы в табличку сведу. Названия пальцев Вы знаете, ноты уже представляете себе, разберетесь. Звук дам. Если что, послушать можно. Только не забудьте, индекс – для третьей, медиа для второй, ануляр для первой, пульгар – басы.
Сначала идут те шаблоны, что Вы уже проходили.
Да, один из звуков в каждом такте штампа громче остальных. Угадали! Первый, конечно. Он же бас, по странному совпадению.
Табличку сию советую распечатать и заучить. В дороге, за телевизором, даже на ходу.

Комментарий

p-i-m-a-

Бас, третья, вторая, первая.

Потом- следующий бас…

p-a-m-i

Бас, а потом наоборот,

1-2-3-я струна.

Следующий бас..

p-i-m-a-m-i

Бас, а потом туда-сюда.

p-i-m-i

Первая струна здесь не играет. Кстати, когда все время звучит первая струна, это здорово надоедает слушателям.

p-m-i-m

Почему-то очень часто встречается. Видимо, легко учится.

p-m-a-m

Здесь надо обратить внимание на четкость. Средний и безымянный – гораздо труднее, чем указательный и средний.

p-a-m-a

Те же трудности. За один день не преодолеваются. Спешить здесь нельзя, здесь надо спокойно и твердо.

p-i-m-i-a-i-m-i

Роскошный готовый аккомпанемент или вступление к романсу. И тоже этюд Джульяни.

p- i- ma – i

средний и безым. вместе, 2-я и 1-я стр. одновременно
p-ima-ima-ima ima

все три пальца вместе, все три струны одновременно, 1-я, 2-я,3-я.
p-ma-i-ma

– 2-я и 1-я звучат вместе

Вот. Большое дело делаем.

Вы можете усомниться в своих силах, но три штампа мы уже проходили, остальные – не спеша и не сразу разберете. Это Ваш капитал, Ваш багаж, готовые заготовки для аккомпанемента. Если Вы не заучите все, считайте, что обворовали сами себя. Все равно, что выкинуть из бумажника пачку банкнот (денег, попросту говоря) из-за того, что рисунки и надписи на них сложные. Найдете такого – Вам повезло. Как пользоваться штампами – в следующих уроках. Ведь есть еще штампы, где бас и струна звучат вместе. Добавка будет.

Короче, заучить медленно и громко, отполировать до блеска, и только после этого – на следующий урок.

Ну вот, забыл сказать… Короче, чтобы заучить эти рисунки, и гитара-то не нужна. Подносишь правую руку к ремню на брюках, (на своих брюках, не на чужих, конечно), пульгаром по нему сверху, остальными снизу. Рука круглая, не вывернута. И отрабатываешь на макете. Две поездки на метро – упражнение отполировано. И руке практика, и штаны не съедут. Только руку не выворачивайте, рука все равно круглая, свободная. Главное есть главное. Улыбочку…

Обратите на аппликатуру правой руки. Большой палец здесь должен извлекать две ноты одним скользящим движением. Когда эти ноты находятся не на соседних струнах, то большой палец может играть без опоры. Если две ноты на соседних струнах, то естественно, большой палец должен играть с опорой.

Разбор по тактам

1 и 2 такты

Сразу есть соблазн поставить весь аккорд С и уже не думать о том, куда там ставить пальцы. В начале произведения это допустимо, если мы поставим только первый аккорд ничего страшного не произойдёт, ведь там нет никаких переходов, да и временем мы не ограничены, можем спокойно выставить все пальцы.

Но наша задача выработать правильную привычку, научить руку "шагать" по грифу, поэтому с самого начала выставляем пальцы по мере продвижения вперёд. Сначала ставим третий палец на бас До. Играем первую двойную ноту. После этого ставим второй палец на Ми и тут же играем. И через ноту ставим последнюю До. Таким образом установка аккорда С у нас произошла в три этапа. Все струны что прижали ранее не отпускаются, это важный момент. Мы не переходим с пальца на палец, отпуская предыдущие ноты, а добавляем новые к уже прижатым нотам.

При последующем повторе аккорда заново устанавливать пальцы не надо, они должны стоять на своих местах. Переустанавливать их нет никакого смысла. Акцентирую на этом внимание, потому что некоторые ученики пытаются переустанавливать пальцы заново при повторе аккорда.

Естественно, после того как мы поставили все пальцы, их нужно держать весь такт, до самого конца.

При переходе на второй такт все пальцы нужно снять, потому что ни нота Ми, ни нота До, не входит в состав следующего аккорда G. Между аккордами C и G только одна общая нота - Соль. То есть, открытая третья струна. Которая и так будет звучать, если её случайно не заглушить, чего делать не следует.

Обратите внимание на стык первого и второго тактов. Частая ошибка начинающих - обрыв последних нот в такте при смене позиции. Последнюю ноту До нужно держать и слушать до последнего, она должна плавно перейти в Соль. Звучание не должно прерваться ни на мгновение.

3 и 4 такты

В третьем такте на первой восьмой такта две открытые струны. Ничего прижимать не надо. Просто играем две открытые струны. К этому моменту, все ноты из предыдущего такта должны быть уже сняты, так как общих нот между аккордами G и Am нет.

После того, как две открытые струны сыграны можно поставить второй палец на Ми, сыграть, после этого третий палец на Ля, сыграть, и в конце первый палец на До. К четвёртой восьмой такта мы закончим установку аккорда. И не раньше! Все прижатые ноты держим до конца такта.

При переходе между 3 и 4 тактами, ноту Ми на четвёртой струне, прижатую вторым пальцем, снимать не следует. Она входит в состав следующего аккорда Em. Получается что Ми на четвёртой струне нужно держать на протяжении трёх тактов. Почему трёх? Да потому что нота Ми входит в состав и аккорда С, который играется следующим после Em при повторе упражнения.

Глушение струн является одной из самых важных техник, применяемых для игры на гитаре. Если Вы хотите достичь чистого звука, избавиться от ненужных помех и шумов, которые возникают при извлечении звуков, то Вам необходимо научиться правильно глушить струны.

Обозначение на табулатуре

На табулатуре глушение ладонью обозначается «Р. М. » или «РМ», пунктирная или штриховая линия – длительность глушения. В случае если высоты приглушенных нот можно различить, пишутся номера ладов, иначе ставится символ «Х». Если данный символ стоит, но отсутствует обозначение глушения ладонью, то необходимо данную струну приглушить рукой, зажимающей лады. Для глушения посторонних звуков на электрогитаре советуем использовать ручку или педаль громкости. В крупных паузах более 8-10 секунд этот способ поможет избежать посторонних шумов.

Глушение струн на гитаре правой рукой

Palm muting – техника глушения струн во время звукоизвлечения ребром ладони правой руки, позволяющая снизить количество посторонних шумов в исполняемых партиях. Также данная техника используется в небольших паузах для избегания обратной связи . Глушение ладонью применяется в исполнении как на классической, так и на электрогитаре. Данная техника гитаристами очень часто используется в любом жанре, в котором на электрогитаре используется эффект перегрузки.

Глушение струн на электрогитаре позволяет воспроизвести тёплый, глухой тембр, похожий на звук контрабаса.

Играя высокие ноты пассажей можно надёжно заглушить струны, положив на них большой палец или ребро ладони. При смене позиции левой руки, струны необходимо глушить полностью правой рукой у бриджа. Для этого прислоняйте ребро ладони к струнам при palm mute, охватывая большую площадь. Пальцы перемещайте одновременно и стремитесь не касаться струн пальцами левой руки при перемене позиций.

Как правильно глушить струны ладонью

В первую очередь имеет значение приложено давление ладони. Чем сильнее оно, тем сильнее глушение, появляется -эффект, перкуссия, ноты менее узнаваемы. При слабом давлении во время касания создается легкое глушение.

Наиболее распространен метод глушения струн ребром у бриджа. Чем дальше рука от бриджа, тем глушение жестче. Однако есть у данного метода игры на гитаре и недостатки:

  • Необходимо для глушения струн совершать лишние движения, что является препятствием для некоторых техник;
  • Руки гитариста во время игры часто потеют, вследствие чего пот ускоряет коррозию металлического бриджа;
  • Также давление на бридж иногда может повлиять на строй гитары.

Глушение струн левой рукой

Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.

Дэмпинг

Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре , потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.

Пауэр-аккорды с глушением струн

(power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.

Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.

Упражнение на технику глушения струн

Предлагаем Вам ряд упражнение на развитие техники palm muting. Выполняйте их неспешно, уделяйте внимание постановке рук, поскольку глушение струн на гитаре – одна из важнейших основ гитарной игры.

Упражнение 1. Играйте даунстроком.

Упражнение 2. Играйте переменным штрихом.

Упражнение 3. Первые две ноты – даунстрок, третья – апстрок.

Упражнение 4. Здесь главное — правильная техника игры.

Упражнение 5.

Упражнение 6.

Упражнение 7.

Упражнение 8. Пробуйте сами расставлять штрихи.

Упражнение 9. Все ноты играйте даунстроком.

Друзья, наконец-то найден один аккорд, с помощью которого можно сыграть все песни. А если серьезно, то сегодня речь пойдет о Powerchord или квинтовом аккорде. И обозначается он так: G5.

Powerchord заменяет любой аккорд как в роковых песнях, так и любых других.

Он такой универсальный потому, что в нем отсутствует терция, то есть третья ступень.

Соответственно, в нем всего две ноты: тоника и пятая ступень. И как раз терция и придает характер аккорду: делает его мажорным или минорным. Так как в Powerchord нет терции, он звучит нейтрально и способен заменить любой аккорд. Настоящие рокеры обожают его, так как он звучит максимально сильно и мощно даже на самом сильном перегрузе на электрогитаре.

Существует несколько вариантов, чтобы взять Powerchord:

Е5 - на втором ладу мы зажимаем пятую и четвертую струны, и шестая открытая.

А5 - начинаем с пятой струны, четвертую и третью зажимаем на втором ладу.

D5 - третью струну зажимаем на втором ладу, а вторую струну на третьем ладу, четвертая струна открытая.

Чтобы применить Powerchord в песнях, нужно выучить расположение нот на шестой и на пятой струнах гитары. Тоника в Powerchord находится там, где стоит первый палец.

Powerchord отлично сработает, если у вас одни и те же аккорды в припеве и в куплете, а хочется, чтобы они звучали по разному.

Пробуйте, находите новые аккорды, экспериментируйте.

Многие гитаристы рано или поздно сталкиваются с проблемой, когда струны на гитаре начинают издавать совершенно посторонние противные звуки, иными слова, струны начинают дребезжать, звенеть, трещать и т.д. Причем, случается это чаще всего с какой-то конкретной струной, да и к тому же, на каких-то определенных ладах. Новички сразу вдаются в панику, спешат нести гитару мастеру, взрывают интернет запросами а-ля «Хелл, пипл, гитара сломалась», многие вообще думают о замене гитары и т.д. Поэтому во избежание подобных конфузов предлагаю выяснить основные причины нарушения звука струн и способы их устранения.

Откуда звук?

Для того чтобы решить данную проблему, сначала нужно понять, где именно находится источник искажения звука. Чаще всего, в ТОП данного поиска попадают следующие элементы устройства гитары:

Первые лады грифа. Струны дребезжат исключительно на первых ладах, ближе к барабану гитары проблема не ощущается.
Последние лады грифа. Здесь ситуация выглядит с точностью да наоборот по сравнению с проблемой выше. Первые лады гитары звучат чисто, а по мере приближения к барабану начинает дефектный звук.
Колки. Очень часто гитаристы винят во всем струны, хотя на самом деле проблема в нарушении работы колков.

Решаем вопрос!

Если струны цепляют первые лады, значит проблема, скорее всего, заключается в регулировке анкера (металлического стержня внутри грифа гитары). Для того чтобы исправить этот момент, сначала нужно ослабить струны, затем отыскать на гитаре гайку анкера (чаще всего она находится на конце грифа внутри резонаторного отверстия гитары либо же рядом с колками на головке грифа), взять шестигранный евро-ключ и поворотными движениями ключа ослабить анкер примерно на четверть оборота. После этого нужно подождать минут 10−15, пока гриф примет настроенную форму и проверить, не решилась ли проблема. Проводить данную операцию до желаемого результата.
Другой причиной дребезжания струн на первых ладах является слишком низкое положение верхнего порожка. В качестве временного устранения дефекта можно что-либо подложить под струны, но в идеале
лучше заменить его на более высокий.
Если струны задевают последние лады, то причина, скорее всего, заключается либо в нижнем порожке, либо в подставке для струн, который расположен на барабане гитары. Здесь решение аналогично предыдущему: можно подложить под струны какой-либо твердый предмет, но лучше всего заменить проблемное устройство.
Ну а если проблема заключается в колках, то нужно проверить, не разболтались ли они на головке грифа. Если да, то подтянуть отверткой или ключом. Если колки уже износились, то лучше заменить их на новые.

Стоит заметить…

Причин дребезжания струн на гитаре довольно много. Я выделил лишь основные, те, которые наиболее часто встречались мне как в процессе обучения игры на гитаре, так и в жалобах других гитаристов. На самом деле струны могут дребезжать по абсолютно разным причинам, не ограничиваясь вышеуказанными тремя пунктами. Главное, всегда придерживаться вышеописанного алгоритма: сначала узнаем, откуда идет проблема, затем уже пытаемся ее решать.




Top