Приложение, позволившее менять пол, стало хитом в сети. Приложение, позволившее менять пол, стало хитом в сети Факты на тему искусство в опасности

Тыква Яёи Кусамы

Bill O"Leary/The Washington Post via Getty Images

Меньше чем через неделю после открытия в вашингтонском Музее Хиршхорн выставка Яёи Кусамы «Бесконечность зеркал» попала в сводки новостей. Причиной стало повреждение одной из знаменитых тыкв художницы. Произведение искусства пострадало от рук зрителя, который решил сделать селфи, сообщила The Washington Post . Не удержав равновесие, он упал на тыкву, стоимость которой оценивается более чем в полмиллиона долларов. Зеркальную комнату с экспонатом пришлось закрыть, а в других выставочных залах было решено увеличить число сотрудников. Стоит отметить, что выставка японки, которую портал Artnet ранее самой дорогой из ныне живущих художниц, пользуется большой популярностью. Билеты на экспозицию проданы на несколько недель вперед.

Знак Hollywood


Gabriel Olsen/Getty Images

В новогоднюю ночь 2017 года знаменитая надпись Hollywood , созданная в 1923 году и ставшая фирменным знаком киноиндустрии США, была атакована. Вандал, которым, как выяснилось позднее, оказался художник Зак Фернандес под псевдонимом «Руки Иисуса» , закрасил две буквы в слове. В итоге надпись поменялась на Hollyweed , что можно перевести как «святая трава». Свои действия художник объяснил. Во-первых, он захотел повторить аналогичную акцию 1976 года. Тогда буквы знака поменял Дэниэл Файнгуд. А во-вторых, Фернандес назвал акцию актом любви и мира. «2016 год был тяжелым для многих людей. Но надо расти. И 2017-й прекрасный повод для этого», — отметил художник.

«Грязный уголок» Аниша Капура


Chesnot/Getty Images

Летом 2015 года Версальские сады украсила скандальная работа Аниша Капура «Грязный уголок» . Сам автор описывал ее как «вагину приходящей к власти королевы». Прятать скульптуру в дальнюю часть парка не стали, а расположили прямо на центральной аллее Версальских садов . И несмотря на скандал и даже протесты некоторых посетителей Версаля , «Грязный уголок» Капура из парка не убрали. Правда, спустя меньше месяца вандалы распылили на инсталляцию баллончик с желтой краской. Поймать злоумышленников тогда не удалось, а сотрудникам Версаля пришлось отмывать работу.

Ваза Ай Вэйвэя


Joe Raedle/Getty Images

В мае 2014 года посетитель выставки китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя в Майами разбил один из экспонатов — расписанную вазу стоимостью $1 млн. Сделал он это намеренно, а позднее объяснил причину своего поступка. Уроженец Доминиканы Максимо Каминеро заявил, что сам является художником, и своим актом хотел выразить протест музею, выставляющему только неамериканское искусство. «Мы все платим налоги. А Музей Переса потратил $200 млн общественных денег на свое строительство и выставил Вэйвэя на открытии, чтобы привлечь к себе внимание, при этом продолжая игнорировать местных художников», — отмечал Каминеро. Любопытно, что сам Ай Вэйвэй в начале девяностых прославился перформансом «Роняя вазу династии Хань» , в рамках которого китайский художник разбивал древний сосуд об землю.

Статуя «Похищение Поликсены»


Alinari/Alinari Archives, Florence/Alinari via Getty Images

Знаменитая флорентийская статуя «Похищение Поликсены» итальянского скульптора Пио Феди — «любимица» вандалов. Злоумышленники нападали на произведение искусства в общей сложности трижды. В последний раз, в 2015 году, статуя лишилась пальца левой руки. Его отбили не у самой Поликсены, а у скульптурного изображения ее убитого брата Полита. Сработали вандалы быстро и тихо, а повреждение работы XIX века обнаружилось лишь день спустя. В 2013 году статуя также лишилась одного пальца, а в 2012-м вандалы отрубили ей сразу целую пятерню.

Подпись на картине Марко Ротко


AP Photo/Lefteris Pitarakis

В 2012 году нападению вандала подверглось полотно Марка Ротко «Черное на темно-красном» . На картине, висевшей в галерее Тейт Модерн и оцениваемой в $100 млн, подпись оставил художник и основатель течения йеллоуизм Владимир Уманец. В правом нижнем углу полотна он написал маркером свое имя, фразу «потенциальное произведение йеллоуизма», а также цифру 12. Изданию The Guardian Уманец тогда сообщил, что его подпись сделает полотно Ротко только лучше и ценнее. А также отметил, что хотел показать разницу между искусством и желтизной, изначально планируя оставить «автограф» на картине Пабло Пикассо. За акт вандализма Уманец был осужден на два года лишения свободы. И столько же времени потребовалось полотну Ротко, чтобы вернуться на свое место в Тейт Модерн . Работы по восстановлению длились 18 месяцев, и реставраторам пришлось обновлять все слои краски.

Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] Луначарский Анатолий Васильевич
Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Опасности Помимо неприятностей, грозящих тем, кто не располагает ни картами, ни компасом, ни константами четырех основных штурманских координат, а ориентируется лишь по форме некогда виденных берегов и положению Большой Медведицы, моряки всерьез боялись всего того, о

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги В тени побед. Немецкий хирург на Восточном фронте. 1941–1943 автора Киллиан Ханс

Армия в опасности К югу от озера Ильмень наши дивизии непрерывно наступают. Они останавливаются перед Старой Руссой. Говорят, за город разгорелись ожесточенные бои. Наша медико-санитарная часть в Александрове оказалась глубоко в тылу. Нужно переместиться ближе к линии

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Ирландия в опасности После 836 года викинги стали действовать по-другому. Они впервые совершили рейд в глубь острова, на территорию, управляемую южными Уи Нейлами, и взяли в рабство много людей. Согласно местным анналам, этот набег - «самый жестокий из всех, что совершали

Из книги КГБ - ЦРУ- Секретные пружины перестройки автора Широнин Вячеслав Сергеевич

МИФ О «РУССКОЙ ОПАСНОСТИ» Возвращаясь к изначальным американским планам мирового господства, напомню, что в них отдельным разделом стояла Россия. План предусматривал ее изоляцию, а в дальнейшем искусственное подогревание ее агрессин* ности в целях сплочения всего

Из книги Закат Америки. Уже скоро автора Капхен Чарльз А.

Опасности спекулятивных операций На оценку здоровья американской экономики понятным образом влияет экономическое развитие страны. И оценки эти - дело настроения. Во время кризисов аналитики, кажется, ищут проявления болезни в каждом факте. На подъеме же экономика

Из книги В поисках христиан и пряностей автора Клифф Найджел

Глава 12 Опасности и удовольствия Солнце садится на Малабарском берегу огромным огненным шаром, величественно погружающимся в Индийский океан. Небо одевается оранжевыми и лимонными, кремовыми и голубыми сполохами. Закатные лучи ложатся и на кучевые облака над морем,

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

Беды и опасности Впрочем, слух о том, что ученые нашли сокровища, с быстротой молнии разнесся сначала по Кингстону, а вслед за тем по всему острову. Стоимость находки, как это часто бывает, людская молва увеличила десятикратно и стократно. Говорили о миллионах долларов,

Из книги Британская империя [Разделяй и властвуй!] автора Сили Джон Роберт

Лекция 15 Внутренние и внешние опасности Для оценки стойкости любой империи существуют известные простые критерии, которые изучающему политику следует знать как свои пять пальцев. Некоторые из них касаются внутренней организации империи, другие – внешних условий ее

Из книги Бабье царство [Дворянки и владение имуществом в России, 1700–1861] автора Маррезе Мишель Ламарш

Опасности раздельного наследования В отличие от большинства дворян Западной Европы, русские дворяне с энтузиазмом занимались разделом наследства. Конечно, не только русская знать распределяла семейное имущество между своим потомством: все европейские системы

Из книги Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде автора Кранц Ганс-Ульрих фон

Новая Швабия в опасности! О приближении вражеской эскадры Гесс получил сообщение по своим каналам еще до того, как она вышла из гавани. Нацистская разведка действовала безупречно. Реакция главы Новой Швабии была вполне адекватной. 7 января 1947 года появляется его

Из книги Национальная Россия: наши задачи автора Ильин Иван Александрович

Опасности и задания русского национализма Все то, что я высказал в оправдание и обоснование национализма, заставляет меня договорить и признать, что есть больные и извращенные формы национального чувства и национальной политики. Эти извращенные формы могут быть сведены

Из книги История Советского Союза: Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 - 1964 гг. автора Боффа Джузеппе

Хрущев в опасности XX съезд высвободил в советском обществе драгоценную человеческую энергию, которая была подавлена или утрачена. Однако сталинский аппарат был еще жив и обладал действенными орудиями контроля, хотя и опасался, что начатый съездом процесс будет

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

В редакцию позвонил член Национального союза художников Украины, доцент Одесской государственной академии строительства и архитектуры Юрий Письмак и попросил уделить сугубое внимание инциденту, разыгравшемуся в пятницу, 3 августа: салон-галерея «Художник» на улице Екатерининской, 18 с утра был захвачен неизвестными лицами в камуфляже, называющими себя судебной исполнительной службой, но не предъявившими удостоверений. В зале заперлись некие «новые владельцы», а там, в залах, - многочисленные работы наших художников, вернуть которые собравшимся снаружи членам НСХУ неизвестные отказались...

ЕЩЕ НА ПАМЯТИ скандал десятилетней давности. Наша заметка от 14 февраля 2008 года: «11 февраля Высший хозяйственный суд Украины решил тяжбу между одесским ЧП «Мерф» и Одесской организацией Национального союза художников Украины в пользу последней» .

Ну, что? В Багдаде всё спокойно? Да: в год 70-летия галереи «Художник», а именно 28 февраля 2018 года, Хозяйственный суд Одесской области удовлетворил иск американской фирмы WEST 16 STREET LLC о передаче помещения галереи в собственность фирмы. О чем служители муз узнали поутру 3 августа от неизвестных в камуфляже.

То есть, дожали наивных «мытцив». И юридической невнятицы в этом деле предостаточно. Сразу возникает вопрос: если в Одесском областном отделении Национального союза художников Украины (ООО НСХУ) «не знали», то кто был ответчиком в суде? Или дело «порешали заочно»?

«Гнобят культуру». Да не культуру гнобят, а прибирают к рукам то, что плохо лежит. И, видимо, помещение галереи «Художник» таки лежало не очень прочно...

Я нанесла визит в Главное управление национальной полиции в Одесской области. Посетовала на бездействие полицейских во время инцидента, поплакалась на пропажу произведений, которые, вообще-то, собственность их авторов: ведь никто же не отчуждал в пользу американской фирмы предметы, находящиеся внутри помещения? Понимаете, сказал мне компетентный специалист, пожелавший остаться анонимным, тут ведь еще вопрос, а полномочна ли полиция вмешиваться в сферу гражданско-правовых отношений и имущественных споров? Вы опишите, сказали мне, в газете этот эксцесс в подробностях, а у нас прочтут и примут к сведению. Собственно, и вопрос возвращения художникам их произведений должна бы разрулить исполнительная служба.

Пишу. И как, со слов художников, оно всё было, и как судебные исполнители рулили. Как раз 7 августа в пресс-центре «Одесса-Медиа» состоялась пресс-конференция «проигравшей» стороны...

ЗАСЛУЖЕННЫЙ художник Украины Сергей Савченко, заместитель председателя правления ООО НСХУ, рассказал следующее. В 2007 году мэрия вдруг передала помещение галереи «Художник» компании «Аркадия 2000»...

Вот тут - обратитесь к нашей публикации от 14.02.2008: «Есть еще деталь, настораживающая и, по моему мнению, говорящая о том, что художники и впредь не защищены от рейдерства.

Но... далее всё невнятнее. Суд не признает прав на помещение галереи «Художник» за фирмой «Аркадия 2000» - отказывает ей в рассмотрении дела о праве на помещение, - но фирма почему-то передает помещение обществу «Мерф». Фирме «Мерф» тоже суд отказывает в правах, тем не менее, последняя передает эти права вышеупомянутой американской фирме WEST 16. В 2013 году - новая рейдерская атака. В 2018 году суд впервые «проникся» влюбленностью коммерческой фирмы в галерею «Художник» и принял сторону фирмы, подтвердив ее свидетельство о праве собственности на спорный объект, которое, со слов Сергея Савченко, неведомо как получено. По его же информации, по инициативе Генеральной прокуратуры было открыто уголовное производство Одесской областной прокуратурой, в производстве фигурировало и помещение галереи. На помещение был наложен арест. В 2017 году начались судебные заседания, прокуратура же признала художников «потерпевшей стороной».

Вот как рассматривает ситуацию Анатолий Базелюк, юрист ООО НСХУ. Нарушено, сказал он, право собственности частных лиц, причем - исполнительной службой и при попустительстве полиции. Галерея «Художник» - самостоятельное юридическое лицо: то есть, галерея и ООО НСХУ не отвечают по обязательствам друг друга. С 1999 года помещением владеет и пользуется художественная галерея на основании свидетельства о регистрации юридического лица, выданного исполкомом Одесского горсовета 6.11.1999 года. Означенное юридическое лицо - художественная галерея - почему-то не было участником судебного процесса. Решение о выселении ООО НСХУ из помещения на Екатерининской, 18 не может быть исполнено, потому что помещение числится за другим юридическим лицом. И: 3 февраля 2017 года было открыто уголовное производство по факту мошеннических действий, совершенных должностными лицами предприятия «Аркадия 2000» в 2007 году, затем работниками фирмы «Мерф» и затем - общества WEST 16 STREET LLC, - что суд не принял во внимание. Кроме того, в решении суда говорится о выселении с площади в 90 квадратных метров, в то время как действительная площадь помещения 151 кв. метр.

Исполнительный документ о принудительном выполнении судебного решения: выселению подлежит ООО НСХУ. В ответ - заявление от правления ООО НСХУ: организация лишена возможности выполнить судебное решение, поскольку помещение галереи занято иным юридическим лицом. Заявление не было рассмотрено исполнительной службой по сути.

Закон Украины о культуре, статья 21, часть 4, запрещает выселение учреждений культуры, в том числе художественных галерей и выставочных залов, без предоставления им другого помещения.

Виктория Нестеренко, адвокат, выступая на пресс-конференции, отметила, что, начиная с пятницы, 3 августа, судьба собственности художников - их произведений - не известна. «Художники в опасности, искусство под угрозой», - было заявлено на пресс-конференции; ну, это, как по мне, чересчур пафосно, а вот с «майном» у творческих союзов, увы, давно уже запутанные отношения: непрактичный в союзах народ.

Апелляционный суд, по словам Сергея Савченко, подтвердил решение первой инстанции.

Когда мы просили правоохранителей вернуть наши картины, полицейские не реагировали, лишь говорили, что мы мешаем их работе, - описал в ходе пресс-конференции инцидент художник Петр Нагуляк.

Одесская областная организация Национального союза художников Украины обжаловала постановление о выселении галереи в Верховном суде Украины, а также подала жалобу на бездействие полиции прокурору Одесской области Олегу Жученко.

Словом: «Живописцы... отложите ваши кисти»! Предстоит борьба. За «детей» в том числе: «Ведь произведение художника - его детище», - говорит наш читатель Юрий Письмак, звонок которого на «горячий телефон» оказался в это дежурство самым важным.

В понедельник, 13 августа, на «горячем телефоне» «Вечерней Одессы» 64-96-39 с 10.00 до 12.00 дежурит Анатолий Васильевич МАЗУРЕНКО.

Дежурила на «горячем телефоне» Валентина Левчук

Недавний акт вандализма в Третьяковской галерее по отношению к картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван» потряс всех. Оказалось, и в XXI веке творения великих художников по-прежнему беззащитны перед психической неуравновешенностью, депрессией и глупостью. Если на такое способен обычный несчастный приезжий из глухой провинции, измученный однообразным трудом по уходу за престарелыми родителями, что говорить о более изощрённых психопатах.

Третьяковская галерея показала поврежденную картину Репина

Современные вандалы калечат произведения искусства из сумасбродства, по политическим мотивам, желая приобрести внезапную славу «герострата». Мотивом воронежского вандала вполне могли стать публицистические брошюры, популярно объясняющие необразованным гражданам, что к чему в искусстве. Вандалом «героическим», видимо, мнит себя житель Литвы Бронюс Майгис, который в июне 1985 года чуть не уничтожил величайший шедевр Рембрандта «Даная» в Эрмитаже. Напомним, что литовец поинтересовался у смотрителей, какая картина самая ценная, затем плеснул на холст серную кислоту и дважды нанёс удары ножом. Холст несколько часов промывали водой, пока не удалось приостановить химическую реакцию.

Житель Литвы Бронюс Майгис в июне 1985 года чуть не уничтожил величайший шедевр Рембрандта «Даная» в Эрмитаже. Фото: www.globallookpress.com

12 лет специалисты возвращали «Данаю» к жизни. Шедевр Рембрандта в Эрмитаже теперь можно увидеть только под бронированным стеклом. Свои действия литовский вандал тогда объяснил политическими причинами и до сих пор «срывает лавры» на почве русофобии.

Эту историю прокомментировал искусствовед, поэт Юрий Кублановский:

Этого прибалта поместили тогда в сумасшедший дом, но когда советская власть рухнула, его отпустили на родину. Он там сейчас ходит чуть ли не в героях и говорит, что таким образом мстил коммунистам за оккупацию. Вот до такого маразма может доходить ситуация. И его ведь там чествуют, чуть ли не как национального героя!»

Страшно даже представить, до чего могут додуматься по идеологическим соображениям другие наши современные недруги. Так что руководству отечественных музеев и Минкультуры предстоит серьёзно подумать над защитой художественного достояния России. И не экономить.

После восстановления картину Ильи Репина защитят специальным бронированным кейсом

Судя по сайту Госзакупок, директор Третьяковской галереи за последние годы как раз сократила расходы на охрану. По сравнению с 2014 годом они уменьшились почти на 10 миллионов рублей. Охранников на квадратный метр территории галереи стало в разы меньше. Руководство Третьяковки поспешило сообщить: после реставрации повреждённую картину Репина упакуют в специальный кейс. Деньги на это пообещали благотворители. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи уже давно хранится под пуленепробиваемым стеклом. Её пытались испортить неоднократно: обливали кислотой, распыляли краску, швыряли в неё камнем и другими предметами. Поэтому сегодня это самый охраняемый шедевр в мировом искусстве. Но бронированное стекло имеет свои отрицательные качества.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи уже давно хранится под пуленепробиваемым стеклом. Её пытались испортить неоднократно: обливали кислотой, распыляли краску, швыряли в неё камнем и другими предметами. Фото: www.globallookpress.com

«Уже замечено, когда шедевр закрыт пуленепробиваемым стеклом, оно может бликовать, менять цвет полотна, — объяснил Царьграду Кублановский. — Шедевр выглядит более тусклым. "Мона Лиза", конечно, упакована сейчас по полной программе. Но кто был в Лувре, тот знает, что к ней не подступишься. Это, конечно, умаляет впечатление от самой таинственной картины в истории мировой живописи».

Сумасброды не раз кромсали ножом и обливали кислотой «Ночной дозор» Рембрандта. Фото: www.globallookpress.com

Сумасброды не раз кромсали ножом и обливали кислотой «Ночной дозор» Рембрандта. Красили в розовый цвет «Русалочку» и отвинчивали ей голову в Копенгагене. Обрывали носы у восьмидесяти ценных статуй на знаменитой Вилле Боргезе в Риме. Похитителем носов оказался сумасшедший профессор биологии, утверждавший, что он — НЛО. Кстати, отламывали руку и у нашей «Турандот» возле московского театра имени Вахтангова, думая, что она золотая. Отбивали пальцы левой ноги у статуи «Давида» Микеланджело во Флоренции. Немецкий «кислотный террорист» Больманн «прославился» в 1980-х: облил кислотой в общей сложности 56 картин, в том числе три шедевра Альбрехта Дюрера. Отсидел в тюрьме, вышел, совершил ещё три акта вандализма и только тогда наконец был отправлен на лечение в психбольницу.

Вилла Боргезе в Риме. Фото: www.globallookpress.com

Добавим немного гендерного оттенка в общую палитру. В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон взяла на выставку в Лондоне топор и нанесла удары по изображению «Венеры с зеркалом» Веласкеса. Ричардсон протестовала против ареста лидера движения суфражисток. Но позже призналась: её раздражало, что мужчины пялятся на обнажённую богиню красоты.

И современные дамы-вандалы не отстают: в 2007 году художница из Камбоджи накрасила губы суперстойкой красной помадой и смачно поцеловала картину американского абстракциониста стоимостью около трёх миллионов долларов. Реставраторы, как ни старались, так и не смогли отчистить полотно. Современному искусству трудно навредить — так, видимо, размышляла эта «художница», оставляя свой поцелуй. Но подлинные шедевры мировой живописи продолжают страдать по всему миру. И в этом ряду насилия над искусством полотно «Иван Грозный» Репина — случай особый. Эмоциональная выразительность картины настолько сильна, что продолжает будоражить нервы зрителям до сих пор.

Напомним, полотно уже пытались уничтожить в благополучном 1913 году. Тогда безумец накинулся на него с криками «Довольно крови!». Известно, что и сам великий художник замыслил полотно в тяжёлое время, сразу после цареубийства 1 марта 1881 года. «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности», — писал Илья Ефимович. Репин словно предчувствовал самый кровавый в истории XX век.

В ближайшее время картину «Иван Грозный и сын его Иван» посетители Третьяковской галереи не увидят. Она изъята из экспозиции и перемещена в реставрационные мастерские. Первый этап работ оценивается в 10 миллионов рублей. Надеемся, в ближайшее время российские хранилища сокровищ серьёзно задумаются о том, как обеспечить безопасность шедевров.

Критик уличает лошадь в неумении мяукать, он разоблачает себя, а не лошадь.

Это имеет отношении к тем «наивным» критикам «Энтузиазма», которые измеряют эту сложную звуковую кинохронику аршином озвученной авторской фильмы .

II.
Что должен сделать с собой прокурор-критик, который публично уличил в отсутствии описания Октябрьского переворота до-Октябрьскую энциклопедию? Он должен покаяться и познакомиться хорошо с хронологией.

В процессе работы над фильмой «Энтузиазм» нами были проделаны опыты по зрительно-звуковой съемке на расстоянии. Опыты были поставлены кустарно, но удались.

Опыты по съемке будущего, т. е. по съемке на расстоянии во времени, пока еще не проводились ни нами, ни кем бы то ни было на нашей планете.

Тем не менее, «Энтузиазму», снятому летом 1930 г., был летом 1931 г. предъявлен критикой иск: почему в фильме не показаны изобретения Карташова, Касаурова, Либгардта и т.д., т. е. почему в фильме не показано то, что в дальнейшем, после окончания фильмы, будет изобретено.

О такой критике надо еще сказать, что у нее есть могущественный союзник в лице кинопроката с его негласным постановлением фильмы режиссера В[ертова] выпускать на экран только «хорошо выдержанными», т.е. не раньше, чем через год после окончания их производством.

III.
На палубе океанского парохода, идущего в БУДУЩЕЕ, играла музыка. Поэты декламировали свои стихи. Певицы и певцы исполняли арии и романсы. Сценаристы и режиссеры ставили фильмы. Композиторы сочиняли прелюдии и сонаты. И все эти палубные прелюдии, сонаты, фильмы, стихи и романсы были посвящены капитану, матросам, кочегарам и машинистам, которые вели пароход в БУДУЩЕЕ.

Но однажды какой-то чудак, дикарь или сумасшедший, вздумал этим палубным жителям продемонстрировать то, чему они понаслышке или по книжке посвящают свои доремифасольные произведения. Все видимое, слышимое, обоняемое, осязаемое и т.д. весь жар и грохот машинного отделения и пароходной кочегарки были подняты на палубу и брошены на звуковой экран.

На палубе паника. «Искусство в опасности!» — кричат палубные режиссеры. «Остановите этот ад!» — визжат палубные сценаристы. Актрисы и композиторы, поэты и певицы осадили капитана и требуют то вату для ушей, то ордер на валериановые капли.

Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы несколько десятков пассажиров из бесстрашного племени «Воинствующих прокатчиков» и несколько пассажиров из не менее бесстрашного племени «Критиков» не набросились бы на растерявшегося автора и не надели на него общими усилиями три смирительных рубашки.
После чего, для окончательного успокоения напуганной публики, постановили: «ввиду явной безнадежности больного и во избежание повторения подобных „какофоний“ утопить сумасшедшего изобретателя в море».

— «Какая тема для романса! Для поэмы! Для сценария! Для критики!» — воскликнули оправившиеся от потрясения критик, поэт, сценарист, композитор и певица и... (здесь эпизод начинается сначала).

IV.
Изобретения «Энтузиазма» относятся к марту 1930 г. В ноябре этого года мы спешно готовились к отправке «Энтузиазма» за границу. Ко второму января 1931 г. мы имели уже специальное постановление Правления Союзкино о немедленном экспорте фильмы. Проходили за месяцами месяцы. Сменялись времена года. Но ничего не менялось в положении заграничных экземпляров «Энтузиазма».

Сейчас май 1931 г.

В 1932-33 г. заграничная критика услышит «Энтузиазм» и обвинит его в изобретании изобретенного и даже в заимствовании у тех или других иностранных режиссеров. Придется снова оправдываться разными хронологическими справками.

18/V-31 г.
Москва.

Цит. по: Вертов Д. Из наследия. Том 2: Статьи и выступления. М.: Эйзенштейн-центр, 2008.




Top