Приложение. Урок русского языка

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завучу:
(10) – Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет. 12)Голос у завхоза тусклый, ровный. 13)Ни волнения, ни сомнения в нем нет. 14)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 15)Только и всего. 16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на Нину Петровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:
23) – Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 24)Постыдись. 25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:
29) – Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро. 31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:
36) – Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает. 40)Только попробуй еще. 41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. 43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад. 47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной… 48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо. 51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. 54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек. 57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. (по тексту Ф.А. Соколовой)

Ответ:

В предложенном тексте Ф.А.Соколова затрагивает проблему воспитания подрастающего поколения. Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к успешной жизни в обществе. Во все времена воспитание являлось отнюдь не легким делом и сопровождалось многими проблемами. В тексте поставлен очень важный вопрос: как следует воспитывать подрастающее поколение?

Как бывший директор детского дома, Ф.А.Сололова с глубокой заинтересованностью размышляет о том, как трудно приходится честным, порядочным молодым людям устраивать жизнь в современном обществе. Её глубоко волнует вопрос о том, как сделать воспитанников по-настоящему счастливыми. Не случайно она формирует вопросы от лица воспитанников. Несмотря на то, что никто не прислал в детский дом писем с упреками, что их не так воспитали, жизненный опыт подсказывает Соколовой, что подобные вопросы у них не раз возникали поскольку именно хорошие качества иногда мешают человеку устроиться в жизни. Фаина Андреевна благодарна своим воспитанникам за то, что «никто из них не попрекнул нас в том, что мы учили их «не тому добру»». Она считает, что прожила свою жизнь не зря, воспитывая в детях доброту и честность.

В литературе есть немало примеров, когда родители внушали своим детям ложные ценности, что ни к чему хорошему не приводило. Вспомним гоголевского Чичикова, которому отец дал наставление беречь каждую копеечку, что в итоге развило в нем жадность и стяжательство. Целью всей жизни для него стало накопительство. Для него не важны друзья, знакомые – главное деньги. Неоднократно предавая, он сам был предан и отброшен к началу пути. Но так не смог обрести истинного понимания настоящих ценностей.

В рассказе Р.Брэдреби «Вельд» главными героями являются Венди и Питер, которые совершают чудовищный поступок: убивают собственных родителей. И это убийство не случайно, долгие годы дети жили, получая только то, что они хотят, никогда не задумываясь об источнике их благ. Проанализированный текст Ф.А.Соколовой заставляет понять: пусть часто побеждают расчетливость, обман и жестокость, вера в добро не должна исчезать; не нужно бояться добрым и порядочным людям противостоять плохому: «Гордость и чистота делают человеку честь»

Урок №9

Класс: 9А,Б

Дата: 9А - 9Б-

Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту, содержащему проблемный вопрос

Образовательная : продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждений на основе прочитанного текста.

Развивающая : развитие у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, выделение главного, обобщение.

Воспитывающая : содействовать развитию умения уважать мнения других, общаться между собой; воспитывать потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Вам уже знаком алгоритм работы. Напомните его.

1. Внимательно читаем текст и определяем его тему, тип и стиль речи.

2. Формулируем проблему.

3. Комментируем проблему.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

6. Приводим аргументы.

7. Работаем над заключением.

I . Задание: прочитайте текст Ф.Соколовой. Определите тему текста, тип и стиль речи.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к заведующей учебной частью:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор, выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуйте ещё.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за спиной… Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

О чём этот текст? (О равнодушии)

К какому стилю речи он относится? (Художественному)

Тип(ы) речи данного текста? (Повествование с элементами описания и рассуждения)

II. Учитель: Особую трудность для анализа представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

Сформулируйте проблему текста.

Учитель: Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. В этом вам поможет пункт А28.

Сформулировать проблему можно, отталкиваясь и от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

(Может ли равнодушие людей породить зло?)

Итак, проблема сформулирована. Вступление к сочинению можно начать с рассуждения о заглавии, которое вы могли бы дать данному тексту. Тогда обязательно в заглавии должна прозвучать тема текста.

Можете написать диалог с воображаемым собеседником о проблеме (теме) данного текста. Иногда уместно начать рассуждение с ключевого слова (именительный темы), с ряда риторических вопросов или одного вопроса, созвучных или созвучного теме (проблеме).

Задание: напишите самостоятельно вступительную часть к сочинению, учитывая рекомендации.

Прочтите ваши варианты вступления.

III. - Перечитайте центральные абзацы текста.

Проследите за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Обратите внимание на диалоги, используемые в тексте, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Задание: подчеркните ключевые слова и фразы. (То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит!)

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! …что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

Учитель: Возможен такой

П Р И Л О Ж Е Н И Е

1.Текст

На дворе стоял 1940год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области . До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к завучу:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит? Очень живо себе представляю, как встанет она и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хоть сам. Тебе ещё девочку подавай, постыдись!

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор. Выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом. Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда это вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуй ещё!.. На щеках у меня красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит. Берёт из Лидиных рук ведро, возвращается и подрагивающими руками послушно ссыпает сахар назад. Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной - невидимой, но выматывающей нервы повседневной борьбы. Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом . Словно только того и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть не хорошо. Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв! Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели наши, вобщем-то честные люди, предпочитали ничего не замечать? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна полагать, что молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий был он человек. Поймай он хоть раз чей-нибудь укоряющий взгляд, услышь слово осуждения из уст свих коллег , ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

По Ф. Соколовой

Известная русская писательница Фаина Соколова задаёт вопрос: « Почему же воспитатели наши, вообще-то честные люди, предпочитали ничего не замечать?» Именно проблема равнодушия к окружающему миру встречается в данном тексте.

Можно привести ряд примеров из телевидения, подтверждающих высказанную точку зрения. Так, например, вспоминается фрагмент из телепередачи

« Пусть говорят», когда двое подростков избивают пенсионера, ветерана , и не задумываются, что может именно этот дедушка спас жизни многим гражданам, а думают только о том, где « хранятся ценности». Это и есть равнодушие к окружающему миру.

Ещё вспоминается случай из жизни когда шёл я из школы домой впереди меня шла женщина, к ней подбежал молодой человек схватил сумку и убежал, потом я узнал, что женщина даже не подала заявление в полицию.

Всё зло в мире от молчания. Именно потому нам следует больше делать замечаний, и ни в коем случае не бояться злодеев.

К1 Основная проблема - нравственная оценка равнодушия - понята и достаточно чётко сформулирована………………………………………….1балл

К2 Комментарий к проблеме очень узок. Отсутствует сюжет текста, его « объект»(кратко: о чём он?)(Требование: до 12 предложений)

Цитата не выделена кавычками: «молчание - это даже худшее зло, чем воровство недобросовестного завхоза» …………………….1балл

К3 Отсутствие логической связи: о телевидении в тексте не говорится. ???

Об этом Ф. Соколова не говорит(не пишет)

……….2 балла

К5 Допущены нарушения связности высказывания: 2и 3 абзацы никак не связаны.

…………о баллов

К6 По качеству речи сочинение неоднородно:

5-ый абзац достаточно выразителен, а в остальных автор демонстрирует бедность словаря.4, 7 абзацы написаны одинаковыми словами: « следует делать больше замечаний»

……..1 балл

К8 пунктуационные ошибки:абзац 2 перед то , 6 абзац перед когда и др……………. 0 баллов

К9 грамматические ошибки: 6 абзац слишком длинный, требует членения на простые предложения. ….0 баллов

К10 речевые ошибки: « кроме того, как отмечает автор, что…» ..0 баллов

К11 этические нормы: не нарушены ….1 балл

К12 фактические ошибки: 5 абзац « ряд примеров» « Ряда» нет……………… 0 баллов

6 баллов из 24

Проверка учащимися

1. Варианты работ (БЕЗ ПРАВКИ) Пробное сочинение(ч. С) учени - 11 кл. ВАЧ.

Пробное сочинение(ч. С) учени ___ 11 класса 2012г. КАГА

« Равнодушие – это паралич души». Так почему- же люди иногда стараются не замечать чего-то несправедливого?

Именно проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

О таких людях, мы узнаём из текста Фаины Соколовой. О ворующем завхозе, о детях не имеющих право сказать что-то вопреки, и, о равнодушных ко всему этому учителях.

К примеру, в рассказе С. Довлатова, о метро, явно выражено равнодушное отношение людей к проблемам других. Ситуация которая произошла в нью-йоркском метро, показывает, что хулиганы, ведущие себя некультурно, ещё не самое страшное, самое страшное, это равнодушие людей к их поведению, за что автор себя очень корит.

К сожалению, многие современные люди живут по пословице « Знать не знаю и ведать не ведаю». Это наверное самый ужасный порок человечества, быть равнодушным к глухому горю, но при этом требовать от других неравнодушное отношение к собственным проблемам - это высшая степень эгоизма.

Хочется верить, что люди всё-таки не такие чёрствые, или хотя - бы не все. Ведь ещё писал: « Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего»

Молчание - золото. Да… но не в данном случае. Обычно молчат те, кому нечего сказать или наоборот, те кто боится, но имеет, что сказать. А чего бояться? Потерять работу? Поругаться с кем-то? Глупости…

Надо бояться быть равнодушным. Представим на секунду мир, в котором все люди равнодушны к окружающему. И что мы видим: на улицах разгром, никто не наказан за свои преступления. И все молчат. Всем всё равно. Разве так можно?

Именно проблему равнодушия затрагивает Фаина Соколова.

Поскольку текст художественного стиля, автор прямо не выражает свою позицию, но как бы наталкивает на её понимание, используя такие средства художественной выразительности, как парцелляция: « Сижу в учительской. Входит завхоз» .Ирония: « Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. Только и всего». Риторический вопрос: « Неужели даже не укорит?», « Почему же воспитатели наши предпочитают ничего не замечать?» Именно они помогают понять авторскую позицию: «… молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза».

Мне вспоминается текст С. Довлатова. Там описывается случай, который также заставляет задуматься о проблеме равнодушия.

СОЧИНЕНИЕ 3
Равнодушие - вот проблема, над которой рассуждает автор.
Ф. Соколова рассказывает о случае из детского дома , где завхоз воровал сахар, в то время когда все об этом знали и молчали, никто его не упрекал. Хорошо, что нашлась учительница, которая посчитала нужным сделать замечание и заставить(кого?) вернуть сахар. Героиня была удивлена, она пришла к выводучто-то здесь лишнее) ]: равнодушие этих людей хуже, чем воровство завхоза, ведь оно сделало их пусть не жуликами, но соучастниками.
Авторскую позицию определить не сложно: равнодушие – это зло, которое тоже считается преступлением. Оно может обернуться против нас самих же , сделать нас соучастниками недобросовестных поступков. Поэтому с ним необходимо бороться.
Я согласна с мнением автора: равнодушие- это зло, которое приносит много плохого, которому необходимо противостоять. Об этом не раз писали классики и публицисты.
Вспомним главного героя рассказа А.П.Чехова «Тоска» Иона Потапова, совсем недавно похоронившего своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания. Равнодушие этих людей сделало его одиноким.
И в наше время можно встретить равнодушие , так например, у прохожих, которые не спешат помочь лежавшему на земле человеку, думая, что он просто пьян. И с этим необходимо бороться! Ведь не сложно просто вызвать скорую и помочь человеку.(Переделай весь абзац: речевые и грамматические ошибки).

Таким образом, могу сказать, что равнодушие- это худшее зло, с которым необходимо бороться.

Настя, спасибо за сочинение: просто, лаконично... Конечно, много баллов не наберешь за эту работу, но ее можно переделать, вычистить, углубить. Жду новый вариант сочинения.

Доработанное сочинение

К чему ведет равнодушие людей - вот проблема, над которой рассуждает Ф. А.Соколова.
Автор рассказывает о случае в детском доме, где завхоз воровал у детей продукты, в то время когда все об этом знали и молчали, не упрекая преступника. Хорошо, что нашлась учительница, посчитавшая нужным сделать замечание и заставить вора вернуть сахар. Ф.А.Соколова уверена: равнодушие этих людей хуже, чем воровство завхоза, ведь оно делает их пусть не жуликами, но соучастниками.
Позицию известного в стране педагога определить не сложно: равнодушие – это зло, с которым необходимо бороться.
Я согласна с мнением автора. Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия безразличных людей как раз и творятся все злодеяния. Об этом не раз писали классики и публицисты.
Вспомним главного героя рассказа А.П.Чехова «Тоска» Иона Потапова, совсем недавно похоронившего сына, ищущего поддержки и понимания людей. С какой детской открытостью пытается Иона увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания. Безразличие этих людей делает его одиноким.
И в наше время можно встретить равнодушных людей, так, например, прохожих, которые не спешат помочь лежащему на земле человеку, успокаивая себя тем, что он просто пьян, а не болен. Казалось бы, разве сложно просто вызвать скорую помощь? Нет, проще всего пройти мимо!
Таким образом, могу сделать вывод, что равнодушие ведет человека к соучастию в преступлении или делает его безразличным и недобрым.




Top