Пример сочинения по тексту Ф.А.Вигдоровой. Аргументы для сочинения Проблема малодушия и страха аргументы из литературы

В центре нашего внимания текст русского советского писателя Даниила Александровича Гранина. Автор поднимает очень важную проблему малодушия, эгоизма и страха человека перед самим собой.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает читателям историю людей, которые на войне потеряли своих друзей. Они чувствуют вину перед родственниками погибших. « Всегда чувствовать себя виноватым. А в чем? Что остался жив?» - такие вопросы возникают в голове. Навещать тех, кто нуждается в помощи и поддержке, очень важно, так как неотъемлемый долг каждого человека.

Очень важно делать все вовремя. Так, два друга, проявив страх и некий эгоизм, много лет не были у матери своего погибшего товарища – Галины Осиповны.

Только когда они набрались смелости и пришли туда, женщина уже умерла. Этот шаг был важен для них самих, пусть даже поздно, но они смогли преодолеть себя и готовы были посмотреть ей в глаза после долгого отсутствия. « Странно, чего нас потянуло? – Жалеешь? – Нет. Когда – нибудь мы должны были прийти», - я думаю, что это самые важные слова, которые все – таки были произнесены.

Автор считает, что трудные обстоятельства в жизни не являются оправданием для человека, невнимательного по отношению к другим, проявляющего малодушие и страх. Но все же И. А. Гранин, осуждая героя, считает, что он прав, хотя бы в том, что решился побороть самого себя и прийти к человеку, перед которым виноват.

Я согласна с мнением автора. Действительно, порой, когда человек сильно нуждается в чьей – либо помощи и бездействие одних, усугубляет ситуацию у других. Но человек, который сделал то, чего боялся, пусть этим ничего уже не изменить в жизни других, достоин уважения и понимания.

Похожие вопросы часто встречаются в литературе. Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» - наглядный пример этого. Девушка долго откладывала поездку в деревню к своей пожилой матери, которая больна. Были постоянные заботы, дела, но когда женщина умерла, эти мелочи оказались настолько пустыми, что не могло быть никаких оправданий совершенному поступку. Только осознав всю тяжесть последствий, она понимает насколько была не права, но уже становится поздно. Её малодушие и эгоизм не позволили ей в последний раз увидеться с матерью.

Еще одним примером служит стихотворение Александра Яшина « Спешите делать добрые дела!». Лирический герой много обещает, много хочет сделать и помочь близким людям, но его эгоизм побеждает. Он теряет всё, что было так дорого – свою семью, понимая, что он не сделал всего того, что было возможно. Поэт напоминает, что лучше делать все важное сейчас, чем потом жалеть о несделанном.

Таким образом, произведение Д. А. Гранина заставляет нас задуматься над очень важной проблемой малодушия, страха и эгоизма человека.

Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая .

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.
  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества. Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Смелость и трусость". Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать нет?


Некоторым людям свойственна робость. Такие люди очень часто не умеют отказывать, чем пользуются окружающие. Таким примером может служить героиня рассказа А.П. Чехова « ». Юлия Васильевна работает гувернанткой у рассказчика. Ей свойственна стеснительность, но это ее качество доходит до абсурда. Даже когда ее откровенно притесняют, несправедливо лишают заработанных средств, она молчит, потому что характер не позволяет ей дать отпор и сказать «нет». Поведение героини показывает нам, что смелость нужна не только в экстренных ситуациях, но и в повседневной жизни, когда нужно постоять за себя.

Как проявляется смелость на войне?


Экстремальные условия, как правило, раскрывают истинную сущность человека. Подтверждение этому можно найти в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Во время войны Андрей Соколов оказался в плену у немцев, его морили голодом, держали в карцере за попытку побега, но он не потерял своего человеческого достоинства, не повел себя как трус. Показательна ситуация, когда за неосторожные слова комендант лагеря вызвал его к себе, чтобы расстрелять. Но Соколов не отказался от своих слов, не показал немецким солдатам своего страха. Он был готов достойно встретить смерть, за это ему сохранили жизнь. Однако после войны его ждало более серьезное испытание: он узнал, что его жена и дочери погибли, а на месте дома осталась только воронка. Его сын выжил, но счастье отца было недолгим: в последний день войны Анатолий был убит снайпером. Отчаяние не сломило его духа, он нашел в себе смелость продолжать жизнь. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Таким образом, Андрей Соколов показывает замечательный пример того, как сохранить достоинство, честь и остаться смелым в самых сложных жизненных ситуациях. Такие люди делают мир лучше и добрее.


Как проявляется смелость на войне? Какого человека можно назвать смелым?


Война – страшное событие в жизни любого человека. Она отнимает друзей и любимых, делает детей сиротами, разрушает надежды. Одних людей война ломает, других – делает сильнее. Ярким примером смелой волевой личности является Алексей Мересьев – главный герой «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого. Всю жизнь мечтавший стать профессиональным летчиком-истребителем Мересьев в бою получает тяжелое ранение, и в госпитале ему ампутируют обе ноги. Герою кажется, что его жизнь кончена, он не может летать, ходить, лишается надежды на создание семьи. Находясь в военном госпитале и видя пример мужества других раненых, он понимает, что должен бороться. Каждый день, превозмогая физическую боль, Алексей делает упражнения. Вскоре он уже может ходить и даже танцевать. Всеми силами Мересьев старается добиться приема в летную школу, ведь только в небе он чувствует себя на своем месте. Несмотря на серьезные требования к пилотам, Алексей получает положительный ответ. Девушка, которую он любит, не отказывается от него: после войны они женятся, и у них рождается сын. Алексей Мересьев – пример человека с несгибаемой волей, храбрость которого не смогла сломить даже война.


«В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость – все равно что стена» Г.С. Крисп
Согласны ли вы с утверждение Л. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении».


В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием - приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность? Смелость признать неправоту. Чем отличается истинная смелость от ложной? Какая разница между смелостью и рискованностью? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Кого можно назвать труса?


Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.


Как связаны понятия смелость и рискованность, самоуверенность, глупость? В чем разница между наглостью и смелостью?


Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.


Смелость в любви. Может ли любовь вдохновлять людей на подвиги?

Любовь вдохновляет людей на подвиги. Так, главные герои рассказа О.Генри « » показали пример смелости читателям. Ради любви они пожертвовали самым дорогим: Делла отдала свои прекрасные волосы, а Джим –часы, доставшиеся ему от отца. Для того, чтобы осознать, что действительно важно в жизни, необходимо недюжинное мужество. Еще больше мужества необходимо, чтобы жертвовать чем-либо во имя любимого человека.


Может ли смелый человек бояться? Почему не следует бояться признаться в своих чувствах? Чем опасна нерешительность в любви?


А. Моруа в рассказе « » показывает читателям, чем опасна нерешительность в любви. Главный герой рассказа Андре влюбляется в актрису по имени Женни. Он носит ей фиалки каждую среду, но даже не решается к ней подойти. Страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Он считает свою страсть к актрисе «безнадежной» и возвышает Женни до недостижимого идеала. Однако назвать этого человека «трусом» нельзя. В его голове возникает план: уйти на войну, чтобы совершить подвиг, который "приблизит" его к Женни. К сожалению, там он погибает, так и не успев сказать ей о своих чувствах. После его смерти Женни от его отца узнает о том, что он написал много писем, но так и не отправил ни одного. Если бы Андре хотя бы раз подошел к ней ближе, то узнал бы, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Этот пример доказывает, что нерешительность в любви опасна тем, что не дает человеку стать счастливым. Вполне вероятно, смелость Андре могла бы осчастливить двух людей, и никому не пришлось бы оплакивать ненужный подвиг, который так и не приблизил его к главной цели.


Какие поступки можно назвать смелыми? В чем заключается подвиг врача? Почему важно быть смелым в жизни? Что значит быть смелым в повседневной жизни?


Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.


К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Чем опасна трусость? Какова разница между страхом и трусостью? Кого можно назвать трусом? Может ли смелый человек бояться? Можно ли утверждать, что от страха до трусости один шаг? Трусливость – это приговор? Как экстремальные условия влияют на смелость? Почему важно иметь смелость при принятии своих решений? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов.Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят с самого начала, он предстает перед читателями как герой, который не позволяет обижать слабых, защищает животных, стремится к независимости и любит труд. Во время похода Дима спасает Лену от одноклассников, которые начали ее пугать, надев "морды" зверей. Именно по этой причине в него и влюбляется Леночка Бессольцева.


Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.

Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.

Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми? Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?

Лена Бессольцева - это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».


Нужно ли отстаивать правду, бороться за справедливость? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему люди бояться высказать свое мнение? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Чтобы бороться с несправедливостью, нужна храбрость. Герой повести Васильев видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны, поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как и трусость - дело выбора.

Согласны ли вы с высказыванием: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»? Как мнительность связана с трусостью? Чем опасен страх? Может ли страх мешать человеку жить? Как вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний»? Как вы понимаете устойчивое выражение: « у страха глаза велики»? Можно ли утверждать, что человек страшится того, чего не знает? Как вы понимаете высказывание Шекспира: « Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?


"Премудрый Пискарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пискарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так Пискарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?


Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции Отреченных, чтобы стать Бесстрашной. Она боится реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе Бесстрашных, ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ее пугают мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.


Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, за справедливость, за мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Нужна ли смелость в любви? Согласны ли вы с утверждением Рассела: «Бояться любви – значит бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мертвым»?


А.И. Куприн "Гранатовый браслет"
Георгий Желтков – мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит.



Может ли человек бояться счастья? Нужно ли иметь смелость, чтобы изменить свою жизнь? Нужно ли рисковать?


Вера Шеина боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.



Как вы понимаете высказывание Твена: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»?Как сила воли связана со смелостью? Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в самых разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонов в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения она борется со своими страхами, делает то, чего боится. Уже взрослая Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын, кажется, что вот страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание. Начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, за сына, за будущее страны. Но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы хоть как-то помочь. К сожалению, ее муж погибает, и Гуля вынуждена продолжать бороться в одиночестве. Она уходит на фронт, не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет четвертую высоту, она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но она преодолевает все свои страхи, такого человека, несомненно, можно назвать храбрецом.




Top