Примеры из произведений на тему разум. Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему: Разум и чувство

«Разум и чувство»

Официальный комментарий:

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М. Пришвин

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф. Ларошфуко

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих.

Список литературы по направлению «Разум и чувство»

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    А.Н. Островский «Гроза»

    А.М. Горький «На дне»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Ги де Мопассан «Ожерелье»

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

МАТЕРИАЛЫ к литературным аргументам.

( Введение )

Что такое любовь? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Для меня любовь-это желание всегда находиться рядом, несмотря на ссоры, проблемы, обиды и недопонимание, стремление найти компромисс, умение прощать и поддержать в трудной ситуации. Великое счастье, если любовь взаимна. Но в жизни бывают ситуации, когда возникает безответное чувство. Неразделённая любовь приносит большие страдания человеку. Но самое страшное, когда безответное чувство становится неподвластным разуму и приводит к непоправимой трагедии. (69 слов)

(Аргумент)

Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Многие авторы описывают это великое чувство в своих произведениях. И хочется вспомнить замечательный рассказ Куприна «Гранатовый браслет». На первых страницах произведения нам раскрывается жизнь семьи Шеиных. Любви в супружеской паре уже нет, и Вера Николаевна разочаровывается в своём браке. Она чувствует уныние в душе. Мы можем только догадываться что ей, как и любой женщине, хочется внимания, ласки, заботы. К сожалению, главная героиня не понимает, что всё это совсем рядом. Мелкий чиновник, Георгий Желтков, уже восемь лет любит Веру Николаевну необыкновенно сильной и искренней любовью. Он полюбил её в первого взгляда и был счастлив, потому что Бог наградил его этим чувством. Но главная героиня не обратила внимания на человека, незнатного происхождения. Вера Николаевна выходят замуж, и просит Желткова больше ей не писать. Мы можем только догадываться, какие трудности это принесло нашему герою и поразиться его силе духа. Георгий не имел возможности быть рядом с Верой, быть любимым ею, но он счастлив, потому что она просто есть, потому что Вера живёт на этом свете. Желтков дарит Вере Николаевне на день рождения гранатовый браслет. Он не рассчитывает, что госпожа Шеина будет носить подарок. Но Георгия греет мысль, что его любимая просто прикоснётся к этому украшению. На Веру же этот браслет навевает чувство тревоги, переливы камней напоминают ей капли крови. Таким образом, автор даёт нам понять, что в главной героине начинает зарождаться ответное чувство к Желткову. Она беспокоится за него, чувствует приближение беды. Вера поднимает тему любви в разговоре с другом её родителей, которого считает дедушкой, и она начинает понимать, что любовь Желткова, это та самая настоящая и редкая искренняя любовь. Но вмешивается брат Веры, Николай Николаевич, возмущённый подарком Георгия, и решает поговорить с Желтковым. Главный герой произведения понимает, что ему никуда не деться от своей любви. Ему не поможет ни отъезд, ни тюрьма. Но он чувствует, что мешает своей любимой, Георгий боготворит Веру, он готов сделать всё для её благополучия, но он не может побороть свои чувства, и Желтков принимает решение о самоубийстве. Вот так сильная безответная любовь привела к трагедии. А Вера, к сожалению, слишком поздно поняла, что мимо неё прошла очень редкая и искренняя любовь. Никто и ничто не сможет исправить ситуацию, если человека не стало. (362 слова)

(Вывод)

Любовь – это великое чувство, но очень страшно, когда оно приводит к трагедии. Какие бы сильные не были чувства, нельзя терять разум. Жизнь – это лучшее, что даруется человеку. Так же можно сказать и про любовь. И какие бы испытания не возникали на нашем пути, мы должны держать чувства и разум в гармони. (51 слово)

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» «Разум и чувство»

(Аргумент 132)

Герой повести Куприна «Гранатовый браслет», Георгий Желтков, не смог справиться со своими чувствами. Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил её на всю жизнь. Георгий не ждал взаимности от замужней княгини. Он всё понимал, но ничего не мог с собой поделать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причинённое когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с её братом разыскал Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешение написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью.

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» Любовь или сумасшествие? «Разум и чувство»

(Введение 72) Любовь – одно из самых теплых чувств, которое можно испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюблённому, Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюблённых называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанным чувством и зависимостью?

(Аргумент 160) Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство. Желтков влюбился в Веру. Увидев её всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться её расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в её жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после её замужества, хоть и признавал неприличность своего поведения. Супруг княгини отнёсся к Григорию Степановичу с пониманием. Шеин сказал жене, что Желтков любил её, а вовсе не был сумасшедшим. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришёл к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры ему не быть счастливым и, в то же время, не хотел ей мешать.

(Аргумент 184) Н а страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума поднимается очень часто. Так, например, в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчётливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно из-за избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для неё, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 93) Главная героиня романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», юная Наташа Ростова, нуждалась в любви. Будучи в разлуке со своим женихом, Андреем Болконским, наивная девушка в поисках этого чувства доверилась коварному Анатолю Курагину, который и не думал связывать с Наташей свою жизнь. Попытка побега с человеком дурной славы – рисковый поступок, на который Наташа Ростова решилась, опираясь прежде всего на чувства. Печальный итог этой авантюры известен всем: помолвка Наташи и Андрея расторгнута, бывшие возлюбленный страдают, репутация семьи Ростовых пошатнулась. Если бы Наташа задумывалась о возможных последствиях, она бы не оказалась в таком положении.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 407) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории разум и чувство вынесены на первый план. Они выражаются в двух главных героях: в Андрее Болконском и Наташе Ростовой. Девушка живет чувствами, мужчина – разумом. Андреем руководит патриотизм, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, Андрей не ищет лёгкой карьеры и наград. В жизни Наташи всё основано на чувствах. У девушки очень лёгкий характер, Наташа радуется жизнь. Она освещает и греет своих близких и родных, как солнышко. При знакомстве с Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Наташа стала причиной духовного возрождения Болконского. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла. Рядом с Наташей Андрей почувствовал себя ожившим и помолодевшим. Все ее живые эмоции давали силу ему, и вдохновляли на новые дела и события. После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу. Андрей делает предложение Наташе, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять того, что чувствует Наташа, что ожидание для неё очень болезненно, она не может сдерживать свои чувства, своё желание любить и быть любимой. Это привело к тому, что Наташа изменяет Андрею, и они расстаются. Болконский уходит на войну и получает смертельное ранение. Испытывая тяжелейшие страдания, осознавая, что умирает, он перед порогом смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Только в этот момент Андрей и Наташа смогли понять друг друга, приобрели то, что так им не хватало. Но было уже поздно.

(Аргумент 174) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном прооизведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым человеком всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способен ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением. Героиня стремится к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавла, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но её чувства окзались сильнее, и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» «Разум и чувство»

(Аргумент 246) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к произведению А. Н. Островского «Гроза». Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. В девятнадцатом веке девушек отдавали замуж не по любви, каждый хотел отдать свою дочь в более богатую семью. В такой ситуации оказалась Катерина. Она попадает в мир Кабанихи, где властвует устаревшая патриархальная мораль. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Разумом главная героиня понимает, что она – «мужняя жена», но душа Катерины требует любви. Главная героиня влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное, но только при условии, что об этом не узнают посторонние. Катерина берет ключ от калитки в поместье Кабановых, который ей даёт Варвара, она принимает свой грех, она берется за протест, но обрекает себя на гибель с самого начала. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время хочет познать счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Чувство победили разум Катерины, она изменила мужу, но главная героиня не смогла жить с этим, поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.

(Аргумент232) Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы, как, вопрос об истине и лжи . Размышляя на данную тему , автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука – герои – антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушевить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение. Изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, вселить в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Сатин был резок. Он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права. Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав? Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставит его открытым. Каждый должен решать за себя сам.

М. Горький пьеса «На дне» «Разум и чувство»

(Введение 62) Что лучше – истина или сострадание? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Если бы вопрос звучал, что лучше – правда или ложь, мой ответ был бы однозначным. Но понятия истины и сострадания нельзя противопоставлять друг другу. Нужно искать тонкую грань между ними. Бывают ситуации, когда сказать горькую правду – это единственное верное решение. Но иногда людям требуется сладкая ложь, сострадание для поддержки, для поднятия духа.

(Аргумент 266) В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к пьесе М. Горького «На дне». Дейсвтие происходит в ночлежке у Костылёвых, в которой собрались люди совершенно разные. Вместе их собрала их нелёгкая судьба. И вот в жизни людей, потерявших всё, появляется старец Лука. Он рассказывает им, какая прекрасная жизнь их ждёт, как всё изменится, стоит только лишь этого захотеть. Обитатели этой ночлежки уже не надеются выбиться назад в люди.Они смирились с тем, что их жизнь обречена, им не выбраться из бедности. Но Лука по своей натуре добрый человек, жалеет их вселяет надежду. На каждого человека его утешающие речи сказались по – разному. Двумя самыми яркими примерами являются анна и Актёр. Анна тяжело болела, она умирала. Лука успокаивает ее, говорит, что в загробной жизни её ждёт только хорошее. Старец стал последней родостью в её жизни, она просила посидеть рядом и поговрить ней. Лука своим состраданием помог Анне, он облегчил её последние дни жазни, внёс в них радость, надежду. И Анна ушла на тот свет со спокойной душой. Но с Актёром сострадание сыграло злую шутку. Лука рассказал ему о больнице, в которой организм избавляют от воздействий алкоголя. Актёр очень переживал по поводу того, что его организ отравлен и был рад рассказам Луки, вселяющим в него надежду на лучшую жизнь. Но когда Актёр узнал, что такой больницы не существует, он сломался. Человек поверил в лучшее будущее, а потом узнал, что его надежды обречены. Актёр не справился с таким ударом судьбы и покончил жизнь самоубийством. Чкловек человеку друг. Мы должны помогать друг другу, проявлять сочувствие, сострадание, но не должны вредить этим. Сладкая ложь может принести больше неприятностей, чем горькая правда.

(Аргумент 86) Героем, противоположным Луке, является Сатин. Истории старца раздражали его, ведь он реалист. Он привык к жестокой реальности. Сатин очень резок, он считает. Что нужно не слепо надеяться, а бороться за своё счастье. На помгал ли как-то Сатин своим сожителям истиной? Нужно ли было обитателям ночлежки ещё одно напоминание, что их жизнь находится на дне? Я считаю, что нет. Горький поставил вопрос читателям – кто прав, Лука или Сатин? Думаю, что нельзя на этот вопрос дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым в своём произведении.

(Вывод 70) Каждый человек должен сам выбирать свой путь. Но мы должны помогать друг другу. Сказать правду или проявить сострадание – это выбор каждого. Нужно дейсвтвоать в заисимости от ситуации. Главное – не навредить своим вмешательством. Ведь от нас зависит не только наша жизнь, но и жизнь нашего окружения. Своими словами, поступками мы оказываем влияние на наших близких и знакомых, поэтому в каждой ситуации мы должны задумываться о том, что лучше – истина или сострадание?

(Аргумент205) Венцом творения известного русского писателя А. С. Грибоедова является пьеса «Горе от ума» Именно в данном произведении автор затрагивает такие важные темы. Как вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честность служения отечеству и долгу, самобытность, национальность русской культуры. Также писатель обличает пороки людей, которые и по сей день есть в каждом из нас. На примере центральных героев пьесы, Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воли сердца или холодный расчёт всё-таки лучше? Олицетворением меркантильности, подхалимства, лжи выступает Алексей Степанович Молчалин. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его «таланты» - «умеренность и аккуратность» - обеспечивают ему пропуск в «высшее общество». Молчалин – убеждённый консерватор, зависящий от мнения других и потакающий «всем людям без изъятья». Казалось бы, вот и верный выбор, холодный разум и жёсткий расчёт лучше смутных чувств сердца, но автор высмеивает Алексея Степановича, показывая читателю всю ничтожность его существования. Погрязнув в мире лицемерия и лжи, Молчалин утратил все светлые и искренние чувства, что и привело к полному краху его зловещих планов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что великий русский писатель хотел донести до сердца читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.

А. С Грибоедов пьеса «Горе от ума» «Разум и чувство»

(Аргумент345) Обратимся к пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». В особняк московского помещика-дворянина Фамусова приезжает молодой, блистающий умом и остроумием Александр Андреевич Чацкий. Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву. В недалёком прошлом Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувства не охладели. Он счастлив видеть похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, он не любит Софью. Молчалин хочет подвинуться по карьерной лестнице, используя девушку. Ради этого он не гнушается ни лицемерием, ни подлостью. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он из другого круга. Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Герой рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный её выбором до глубины души. Во всем случившемся Софья винит себя. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Софья старалась жить разумом, извращенным в понятии фамусовского общества, но она так и не смогла отказаться от чувств, это привело к тому, что героиня запуталась, Софья упустила свою любовь, но пострадала от этого не только героиня, сердце Чацкого было разбито.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

Андрий осознавал, что предаёт отца, пошёл на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

1. «Слово о полку Игореве»:

Разум уступил место чувству, и Игорь, вместо разумного решения спасти войско и свою жизнь, после всех предзнаменований, решает погибнуть, но чести не посрамить.

2. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»:

Разум совершенно отсутствует в поступках Простаковой и Скотинина, они даже не понимают необходимости беречь своих крепостных крестьян, так как в них всё благосостояние этих «хозяев жизни». Митрофан являет полную управляемость чувствами: когда нужна матушка, он подлизывается, говорит о том, что любит её, а как только мать потеряла всякую власть, объявляет:

Отвяжись, матушка!

У него нет чувства ответственности, любви, преданности.

3. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»:

Главный герой – Чацкий – на первый взгляд, является образцом разума. Он образован, хорошо понимает своё место, определяет политическую ситуацию, грамотен в вопросах права вообще и крепостного права, в частности. Однако ум отказывает ему в житейской ситуации, он не знает, как вести себя в отношениях с Софьей, когда та говорит, что не он герой её романа. В отношении с Молчалиным, с Фамусовым и всем светским обществом он смел и дерзок и, в итоге, оказывается у разбитого корыта. Чувство досады и одиночества сжимает ему грудь:

Душа моя вот здесь каким-то горем сжата.

Но он не привык подчиняться чувствам и не принимает всерьёз разлада с обществом, а зря.

4. Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»:

Онегин с юношеских лет привык подчинять чувства рассудку: «наука страсти нежной» – уже доказательство этому. Встретив Татьяну, он «привычке милой не дал ходу», не воспринял это чувство всерьёз, решив, что сможет справиться с чувством, как всегда, когда умел «блеснуть послушною слезой». Обратная сторона Татьяна. Она в юности подчинялась только чувствам. Онегин прочитал ей проповедь, в которой рекомендовал: «учитесь властвовать собой». Девушка приняла к сведению данные слова и занялась саморазвитием. К моменту следующей встречи с Онегиным она уже виртуозно владеет своими чувствами, и на её лице Евгений не смог увидеть ни грамма эмоций. Но счастье уже невозможно…

5. Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»:

Главный герой – Печорин – человек, состоящий из рассудка и чувства. Когда он один на один с природой, с дневником или с человеком, с которым не надо притворяться – оно обнажённый нерв, эмоция. Яркий пример в эпизоде, когда он загнал коня по дороге в погоне за Верой. Он плачет от горя. Мгновение длится это состояние. Но мгновение проходит, и другой Печорин поднимается над рыдающим на траве «плачущим ребёнком» и трезво и сурово оценивает его поведение. Торжество разума не даёт счастья этому человеку.

Направление "Разум и чувства"

Пример сочинения на тему: «Должен ли разум брать верх над чувствами»?

Должен ли разум брать верх над чувствами? На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу разума, а в других ситуациях, напротив, нужно поступать в согласии с чувствами. Рассмотрим несколько примеров.

Так, если человеком владеют негативные чувства, следует обуздать их, прислушаться к доводам рассудка. Например, А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними, прислушиваться к разуму, который подсказывает нам правильное решение.

Однако далеко не всегда разум дает верные советы. Иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям. Обратимся к повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика был увлечен своей работой. Ему нравилось проектировать детали машин. Когда он рассказывал об этом, у него блестели глаза. Но в то же время он мало зарабатывал, а ведь мог бы перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминала теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины - тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой принес чувства в жертву разуму: он отказался от любимого дела в пользу заработка. К чему же это привело? Отец Толика чувствовал себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтал он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.

Таким образом, можно сделать вывод: принимая решение, поступить ли соответствии с разумом или чувствами, человек должен учитывать особенности конкретной ситуации.

(375 слов)

Пример сочинения на тему: "Должен ли человек жить, повинуясь чувствам?"

Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу сердца, а в других ситуациях, напротив, не следует поддаваться чувствам, нужно прислушаться к доводам разума. Рассмотрим несколько примеров.

Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм.

Однако порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими. В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.

Таким образом, мы можем прийти к выводу: можно повиноваться чувствам, если они добрые, светлые; негативные же следует обуздывать, прислушиваясь к голосу разума.

(344 слова)

Пример сочинения на тему: "Спор разума и чувства…"

Спор разума и чувства… Это противоборство извечно. Порой в нас сильнее оказывается голос разума, а иногда мы следуем велению чувства. В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм; прислушиваясь к разуму, он будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.

Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию.

Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой - он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна!.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что, размышляя о споре разума и чувства, нельзя однозначно сказать, что должно побеждать.

(399 слов)

Пример сочинения на тему: "Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму". (Теодор Драйзер)

"Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму", - утверждал Теодор Драйзер. Действительно, не только ученого или полвководца можно назвать великим. Величие человека может быть заключено в светлых помыслах, стремлении творить добро. Такие чувства, как милосердие, сострадание, способны подвигнуть нас на благородные поступки. Прислушиваясь к голосу чувств, человек помогает окружающим людям, делает мир лучше и сам становится чище. Попытаюсь подтвердить свою мысль литературными примерами.

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.

Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что порой продиктованные чувством милосердия поступки могут помочь человеку.

Таким образом, мы приходим к выводу: большое сердце так же, как и большой ум, может привести человека к подлинному величию. Хорошие поступки и чистые помыслы свидетельстуют о величии души.

(390 слов)

Пример сочинения на тему: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти». (Шамфор)

«Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», - утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда ум с сердцем не в ладу, когда все его чувства протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.

Обратимся к литературным примерам. А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» рассказывает о мальчике по имени Сергей Емельянов. Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя.

Совсем иная ситуация описана в повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины - тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что человек, следуя советам разума, не будет забывать и о голосе чувств.

(398 слов)

Пример сочинения на тему: «Что правит миром – разум или чувство?»

Что правит миром – разум или чувство? На первый взгляд кажется, что главенствует разум. Он изобретает, планирует, контролирует. Однако человек – существо не только разумное, но и наделенное чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. И именно чувства позволяют ему чувствовать себя счастливым или несчастным. Более того, именно чувства заставляют его творить, изобретать, менять мир. Не будь чувств, разум не создавал бы свои выдающиеся творения.

Вспомним роман Дж. Лондона «Мартин Иден». Главный герой много учился, стал известным писателем. Но что подвигло его работать над собой день и ночь, неустанно творить? Ответ прост: это чувство любви. Сердце Мартина покорила девушка из высшего общества, Руфь Морз. Чтобы добиться ее расположения, завоевать ее сердце, Мартин неустанно самосовершенствуется, преодолевает препятствия, терпит нужду и голод на пути к писательскому призванию. Именно любовь окрыляет его, помогает ему найти себя и достичь вершин. Без этого чувства он остался бы простым полуграмотным матросом, не написал бы своих выдающихся произведений.

Обратимся к другому примеру. В романе В. Каверина «Два капитана» описывается, как главный герой Саня посвятил себя поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Он сумел доказать, что именно Ивану Львовичу принадлежит честь открытия Северной земли. Что побудило Саню много лет идти к своей цели? Холодный рассудок? Вовсе нет. Им двигало чувство справедливости, ведь много лет считалось, что капитан погиб по своей вине: он «небрежно обращался с казённым имуществом». На самом же деле истинным виновником был Николай Антонович, из-за которого большая часть снаряжения оказалась негодной. Тот был влюблен в жену капитана Татаринова и намеренно обрек его на гибель. Саня случайно узнал об этом и больше всего хотел, чтобы справедливость восторжествовала. Именно чувство справедливости и правдолюбие побуждало героя к неустанным поискам и в конечном счете привело к историческому открытию.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: миром правят чувства. Перефразируя известную фразу Тургенева, можно сказать, что только ими держится и движется жизнь. Чувства побуждают наш разум создавать новое, совершать открытия.

(309 слов)

Пример сочинения на тему: «Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)

Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.

Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

(388 слов)

Направление "Честь и бесчестие"

Пример сочинения на тему: "Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»?

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

(610 слов)

Пример сочинения на тему: "В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?"

В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти не прийти к выводу: оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Так, в военное время солдат может оказаться перед лицом смерти. Он может принять смерть с достоинством, сохранив верность долгу и не запятнав воинской чести. В то же время он может попытаться спасти свою жизнь, ступив на путь предательства.

Обратимся к повести В.Быкова «Сотников». Мы видим двух партизан, захваченных полицаями. Один из них, Сотников, ведет себя мужественно, выдерживает жестокие пытки, но ничего не рассказывает врагу. Он сохраняет чувство собственного достоинства и перед казнью, принимает смерть с честью. Его товарищ, Рыбак, во что бы то ни стало пытается спастись. Он презрел честь и долг защитника Отечества и перешел на сторону врага, стал полицаем и даже участвовал в казни Сотникова, собственноручно выбив у того из-под ног подставку. Мы видим, что именно перед лицом смертельной опасности проявляются истинные качества людей. Честь здесь – это верность долгу, а бесчестие – синоним трусости и предательства.

Понятия чести и бесчестия раскрываются не только во время войны. Необходимость пройти испытание на моральную прочность может возникнуть перед каждым, даже ребенком. Сохранить честь – значит попытаться защитить свое достоинство и гордость, познать бесчестие – значит терпеть унижение и издевательства, боясь дать отпор.

Об этом повествует В.Аксёнов в рассказе «Завтраки сорок третьего года». Рассказчик регулярно становился жертвой более сильных одноклассников, регулярно отбиравших у него не только завтраки, но и любые другие вещи, приглянувшиеся им: «Он отобрал у меня её. Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. И не только у меня, но и у всего класса». Герою не просто было жаль потерянного, нестерпимым было постоянное унижение, осознание собственной слабости. Он решился постоять за себя, оказать сопротивление. И хотя физически он не мог одолеть трех великовозрастных хулиганов, но моральная победа была на его стороне. Попытка отстоять не только свой завтрак, но и свою честь, преодолеть свой страх стала важной вехой в его взрослении, становлении личности. Писатель подводит нас к заключению: надо уметь отстаивать свою честь.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы в любой ситуации будем помнить о чести и достоинстве, сумеем преодолеть душевную слабость, не позволим себе морально пасть.

(363 слова)

Пример сочинения на тему: "Что значит идти дорогой чести?"

Что значит идти дорогой чести? Обратимся к толковому словарю: «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека». Идти дорогой чести значит отстаивать свои нравственные принципы, невзирая ни на что. Верный путь может быть сопряжен с риском потери чего-то важного: работы, здоровья, самой жизни. Следуя путем чести, мы должны преодолеть страх перед другими людьми и непростыми обстоятельствами, порой многим пожертвовать ради того, чтобы отстоять свою честь.

Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти. На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он отвечает отказом и соглашается выпить лишь за собственную погибель как избавление от мук. Соколов ведет себя уверенно и спокойно, отказывается от закуски, несмотря на то, что был голоден. Он так объясняет свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага. Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство.

Идти путем чести должен не только солдат во время войны. Каждый из нас должен быть готов отстаивать свое достоинство в непростых ситуациях. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в страхе всех остальных. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в издевательстве над слабыми. Что делать тому, кто постоянно сталкивается с унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства? Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки». Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков. Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Савватей специально «дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку. Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил. Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.

Идти дорогой чести значит вставать на защиту других. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой. Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого. Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести.

(582 слова)

Пример сочинения на тему: "Честь дороже жизни"

В жизни нередко возникают ситуации, когда мы оказываемся перед выбором: поступить в соответствии с нравственными правилами или заключить сделку с совестью, поступиться моральными принципами. Казалось бы, каждый должен был бы выбрать правильный путь, путь чести. Но это зачастую не так просто. Особенно, если цена верного решения – жизнь. Готовы ли мы идти на смерть во имя чести и долга?

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает о захвате Белогорской крепости Пугачёвым. Офицеры должны были либо присягнуть на верность Пугачеву, признав его государем, либо закончить жизнь на виселице. Автор показывает, какой выбор сделали его герои: Петр Гринев так же, как комендант крепости и Иван Игнатьевич, проявил отвагу, готов был умереть, но не опозорить честь мундира. Он нашел в себе мужество в лицо сказать Пугачеву, что не может признать его государем, отказался изменить воинской присяге: «Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Со всей прямотой Гринев сказал Пугачеву, что, возможно, станет сражаться против него, исполняя свой офицерский долг: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?» Герой понимает, что его честность может стоить ему жизни, но чувство долго и чести преобладает в нем над страхом. Искренность и мужество героя настолько поразили Пугачева, что тот сохранил Гриневу жизнь и отпустил его.

Порой человек готов защищать, не щадя даже собственной жизни, не только свою честь, но и честь близких людей, семьи. Нельзя безропотно сносить оскорбление, даже если оно нанесено человеком, более высоко стоящим на социальной лестнице. Достоинство и честь превыше всего.

Об этом рассказывает М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Опричнику царя Ивана Грозного приглянулась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Зная, что она замужняя женщина, Кирибеевич все равно позволил себе домогаться ее любви. Оскорбленная женщина просит мужа о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, //Злым охульникам в поругание!» Автор подчеркивает, что купец ни секунды не сомневается в том, какое решение ему принять. Конечно, он понимает, чем грозит ему противоборство с царским любимцем, но честное имя семьи дороже даже самой жизни: А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москва-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил…
И действительно, Калашников выходит сражаться против Кирибеевича. Для него это бой не ради потехи, это бой за честь и достоинство, битва не на жизнь, а на смерть:
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, -
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
Он знает, что правда на его стороне, и готов умереть за нее:
Постою за правду до последнего!
Лермонтов показывает, что купец одержал победу над Кирибеевичем, кровью смыв нанесенное оскорбление. Однако судьба готовит ему новое испытание: Иван Грозный велит казнить Калашникова за убийство любимца. Купец мог бы оправдаться, рассказать царю, по какой причине убил опричника, но не стал делать этого. Ведь это значило бы принародно опозорить честное имя своей супруги. Он готов идти на плаху, отстаивая честь семьи, принять смерть с достоинством. Писатель хочет донести до нас мысль, что нет ничего важнее для человека, чем его достоинство, и нужно защищать его, несмотря ни на что.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: честь превыше всего, даже самой жизни.

(545 слов)

Пример сочинения на тему: "Лишать чести другого - значит лишаться своей"

Что такое бесчестие? С одной стороны, это отсутствие достоинства, слабость характера, трусость, неспособность преодолеть страх перед обстоятельствами или людьми. С другой стороны, бесчестие навлекает на себя и внешне кажущийся сильным человек, если он позволяет себе порочить других, а то и просто издеваться над более слабыми, унижать беззащитных.

Так, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, получив отказ от Маши Мироновой, в отместку клевещет на нее, позволяет себе оскорбительные намеки в ее адрес. Так, в разговоре с Петром Гриневым он утверждает, что добиваться расположения Маши нужно не виршами, намекает на ее доступность: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег. Кровь моя закипела.
- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.
- А потому, - отвечал он с адской усмешкою,- что знаю по опыту ее нрав и обычай».
Швабрин, не задумываясь, готов запятнать честь девушки только потому, что она не ответила ему взаимностью. Писатель подводит нас к мысли, что человек, поступающий подло, не может гордиться незапятнанной честью.

Другим примером может служить повесть А.Лиханова «Чистые камушки». Персонаж по кличке Савватей держит в страхе всю школу. Ему доставляет удовольствие унижать тех, кто слабее. Хулиган регулярно обирает учеников, издевается над ними: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Любимым его приемом было провести по лицу жертвы «грязной, потной лапой». Даже своих «шестерок» он постоянно унижает: «Савватей зло посмотрел на парня, взял его за нос и сильно дернул вниз», он «стоял рядом с Сашкой, облокотясь о его голову». Покушаясь на честь и достоинство других людей, он сам становится олицетворением бесчестья.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: человек, унижающий достоинство или порочащий доброе имя других людей, сам себя лишает чести, обрекает на презрение со стороны окружающих.

(313 слов)

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств?

Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.




Top