Пришвин моя мать еще молодая. Детские сказки онлайн

Причиной войны явилось нарушение Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от блокады Англии, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Франция присоединила герцогство Ольденбургское, и Наполеон посчитал оскорбительным требование о выводе французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Военное столкновение двух великих держав становилось неизбежностью.

12 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. Располагая армией около 240 тыс. человек, русские войска вынуждены были отступать перед французской армадой. 3 августа под Смоленском соединились первая и вторая русские армии, было дано сражение. Наполеону не удалось одержать полной победы. В августе главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Талантливый стратег, обладающий большим военным опытом, он имел огромную популярность у народа и в армии. Кутузов решил дать сражение в районе села Бородино. Была выбрана удачная позиция для войск. Правый фланг защищала р. Колочь, левый защитили земляными укреплениями - флешами, их обороняли войска П.И. Багратиона. В центре встали войска генерала Н.Н. Раевского и артиллерия. Их позиции закрывал Шевардинский редут.

Наполеон намеревался прорвать русское построение с левого фланга, а затем направить все усилия в центр и прижать армию Кутузова к реке. На флеши Багратиона он направил огонь 400 орудий. Французы предприняли восемь атак, начавшихся в 5 часов утра, понеся в них огромные потери. Лишь к 4 часам дня французам удалось продвинуться в центр, временно захватив батареи Раевского. В разгар сражения отчаянный рейд в тыл французов совершили уланы 1-го кавалерийского корпуса Ф.П. Уварова и казаки атамана М.И. Платова. Это сдержало атакующий порыв французов. Наполеон не решился ввести в бой старую гвардию и потерять костяк армии вдали от Франции.

Сражение закончилось поздно вечером. Войска понесли огромные потери: французы - 58 тыс. человек, русские - 44 тыс.

Наполеон считал себя победителем в этом сражении, но впоследствии признался: «Под Москвой русские завоевали право быть непобедимыми». В Бородинской битве русская армия одержала великую моральную и политическую победу над европейским диктатором.

1 сентября 1812 г. на совещании в Филях Кутузов принял решение оставить Москву. Отступление было необходимо для сохранения армии и дальнейшей борьбы за независимость отечества.

Наполеон вошел в Москву 2 сентября и пробыл там до 7 октября 1812 г., ожидая мирных предложений. За это время большая часть города была сожжена. Попытки Бонапарта заключить мир с Александром 1-м не имели успеха.

Кутузов остановился на калужском направлении в селе Тарутино (80 км к югу от Москвы), прикрыв Калугу с большими запасами фуража и Тулу с ее арсеналами. В Тарутинском лагере русская армия пополняла резервы и получала снаряжение. Тем временем разгорелась партизанская война. Крестьянские отряды Герасима Курина, Федора Потапова, Василисы Кожиной громили продотряды французов. Действовали специальные армейские отряды Д.В. Давыдова и А.Н. Сеславина.

Покинув в октябре Москву, Наполеон пытался пройти к Калуге и перезимовать в неразоренной войной провинции. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление по разоренной смоленской дороге, гонимая морозами и голодом. Преследуя отступающих французов, русские войска частями уничтожали их соединения. Окончательный разгром армии Наполеона произошел в сражении у р. Березины 14-16 ноября. Из России смогли уйти лишь 30 тыс. французских солдат. 25 декабря Александром 1-м был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

В 1813-1814 гг. состоялся заграничный поход русской армии за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражений, крупнейшей стала «битва народов» под Лейпцигом. Парижский договор 18 мая 1814 г. лишил Наполеона престола и вернул Францию к границам 1793 г.

Уже находясь в Москве, что эта война обернётся для него не блестящей победой, а позорным бегством из России обезумевших от ужаса солдат его некогда великой армии, покорившей всю Европу? В 1807 году, после поражения русской армии в битве с французами под Фридландом, император Александр I был вынужден подписать с Наполеоном невыгодный и унизительный Тильзитский мирный договор. В тот момент никто и не думал о том, что уже через несколько лет русские войска будут гнать наполеоновскую армию до Парижа, а Россия займёт ведущую позицию в Европейской политике.

Вконтакте

Одноклассники

Причины и ход Отечественной войны 1812 года

Основные причины

  1. Нарушение и Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия саботировала невыгодную для себя континентальную блокаду Англии. Франция в нарушение договора разместила войска в Пруссии, аннексировав герцогство Ольденбургское.
  2. Политика в отношении европейских государств, проводимая Наполеоном без учёта интересов России.
  3. Косвенной причиной можно также считать то, что Бонапарт дважды делал попытки жениться на сёстрах Александра Первого, но оба раза ему было отказано.

Начиная с 1810 года обе стороны активно ведут подготовку к войне, накапливая военные силы.

Начало Отечественной войны 1812 года

Кто, как не Бонапарт, покоривший Европу, мог быть уверен в своём блицкриге? Наполеон надеялся разбить русскую армию ещё в приграничных сражениях. Рано утром 24 июня 1812 года Великая армия французов перешла русскую границу в четырёх местах.

Северный фланг под командованием маршала Макдональда выступил по направлению Рига - Санкт-Петербург. Основная группа войск под командованием самого Наполеона выдвинулась в сторону Смоленска. Южнее основных сил наступление развивал корпус пасынка Наполеона, Эжена Богарне. На киевском направлении наступал корпус австрийского генерала Карла Шварценберга.

После перехода границы Наполеону не удалось сохранить высокий темп наступления. Не только огромные российские расстояния и знаменитые русские дороги были тому виной. Местное население оказало французской армии несколько другой, чем в Европе, приём. Саботаж поставок продовольствия с оккупированных территорий стал самой массовой формой сопротивления захватчикам, но, конечно, серьёзное сопротивление им могла оказать только регулярная армия.

До вступления в Москву французской армии пришлось участвовать в девяти крупных сражениях. В большом количестве боёв и вооружённых стычек. Ещё до занятия Смоленска Великая армия потеряла 100 тысяч солдат, но, в общем, начало Отечественной войны 1812 года сложилось крайне неудачно для русской армии.

Накануне вторжения наполеоновской армии русские войска были рассредоточены в трёх местах. Первая армия Барклая де Толли находилась под Вильно, вторая армия Багратиона — около Волоковыска, а третья армия Тормасова — на Волыни. Стратегия Наполеона заключалась в том, чтобы разбить русские армии порознь. Русские войска начинают отступать.

Усилиями так называемой русской партии вместо Барклая де Толли на должность главнокомандующего был назначен М. И. Кутузов, которому симпатизировали многие генералы с русскими фамилиями. Стратегия отступления не пользовалась популярностью в российском обществе.

Тем не менее, Кутузов продолжил придерживаться тактики отступления, выбранной Барклаем де Толли. Наполеон стремился навязать русской армии основное, генеральное сражение как можно скорее.

Основные сражения Отечественной войны 1812 года

Кровопролитная битва за Смоленск стала репетицией генерального сражения. Бонапарт, надеясь, что русские сконцентрируют здесь все свои силы, готовит главный удар, и подтягивает к городу 185 тысячную армию. Несмотря на возражения Багратиона, Баклай де Толли принимает решение оставить Смоленск. Французы, потеряв в бою более 20 тысяч человек, вошли в пылающий и разрушенный город. Русская армия, несмотря на сдачу Смоленска, сохранила свою боеспособность.

Весть о сдаче Смоленска настигла Кутузова недалеко от Вязьмы. Тем временем Наполеон выдвинул свою армию по направлению к Москве. Кутузов оказался в очень серьёзной ситуации. Он продолжал отступление, но перед оставлением Москвы генеральное сражение Кутузов должен был дать. Затянувшееся отступление наводило на русских солдат гнетущее впечатление. Каждый был полон желания дать решающий бой. Когда до Москвы оставалось чуть более ста вёрст, на поле у села Бородино Великая армия столкнулась, как позже признал сам Бонапарт, с армией Непобедимой.

Перед началом сражения русские войска насчитывали 120 тысяч, французов было 135 тысяч. На левом фланге построения российских войск оказались семёновские флеши и части второй армии Багратиона . На правом — боевые порядки первой армии Барклая де Толли, а старую смоленскую дорогу прикрывал третий пехотный корпус генерала Тучкова.

На рассвете, 7 сентября, Наполеон произвёл осмотр позиций. В семь часов утра французские батареи подали сигнал начала битвы.

Тяжесть первого удара приняли на себя гренадеры генерал-майора Воронцова и 27 пехотная дивизия Немеровского у деревни Семёновская. Французы несколько раз врывались на семеновские флеши, но под напором русских контратак оставляли их. При проведении основной контратаки здесь был смертельно ранен Багратион. В итоге французам удалось захватить флеши, но преимуществ они не получили. Левый фланг им прорвать не удалось, а русские организованно отступили к семёновским оврагам, заняв там позицию.

Тяжёлая обстановка сложилась в центре, куда был направлен основной удар Бонапарта, где отчаянно сражалась батарея Раевского . Чтобы сломить сопротивление защитников батареи, Наполеон уже был готов ввести в бой свой главный резерв. Но этому помешали казаки Платова и кавалеристы Уварова, которые по приказу Кутузова совершили стремительный рейд в тыл левого фланга французов. Это примерно на два часа остановило наступление французов на батарею Раевского, что позволило русским подтянуть некоторые резервы.

После кровопролитных боёв русские организованно отошли от батареи Раевского, и вновь заняли оборону. Сражение, продолжавшееся уже двенадцать часов, постепенно стихало.

Во время Бородинского сражения русские потеряли чуть ли не половину своего личного состава, но продолжали держать позиции. Двадцать семь лучших генералов потеряла русская армия, четверо из них погибли, а двадцать три были ранены. Французы потеряли около тридцати тысяч солдат. Из тридцати выбывших из строя французских генералов восемь погибли.

Краткие итоги Бородинского сражения:

  1. Наполеон не смог разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России.
  2. Кутузов, хотя и сильно ослабил армию Бонапарта, не смог отстоять Москву.

Несмотря на то, что русские формально не смогли одержать победу, Бородинское поле навсегда осталось в российской истории полем русской славы.

Получив сведения о потерях под Бородином, Кутузов понял, что второе сражение будет губительным для русской армии, и Москву придётся оставить. На военном совете в Филях Кутузов настоял на сдаче Москвы без боя, хотя многие генералы были против.

14 сентября русская армия покинула Москву. Император Европы, наблюдая с Поклонной горы величественную панораму Москвы, ждал городскую делегацию с ключами от города. После военных тягот и лишений солдаты Бонапарта нашли в оставленном городе долгожданные тёплые квартиры, продовольствие и ценности, которые не успели вывезти москвичи, в массе своей покинувшие город вместе с армией.

После повальных грабежей и мародёрства в Москве начались пожары. Из-за сухой и ветреной погоды заполыхал весь город. Наполеон в целях безопасности был вынужден переехать из Кремля в загородный Петровский дворец, по дороге, заблудившись, чуть не сгорел сам.

Бонапарт разрешил солдатам своей армии грабить то, что ещё осталось не сожжено. Французская армия отличалась вызывающим пренебрежением к местному населению. Маршал Даву устроил свою спальню в алтаре Архангельского храма. Успенский собор Кремля французы использовали под конюшню, а в Архангельском организовали армейскую кухню. Старейший в Москве Свято-Данилов монастырь оборудовали под бойню скота.

Такое поведение французов до глубины души возмутило весь русский народ. Все горели мщением за поруганные святыни и осквернение русской земли. Теперь война окончательно приобрела характер и содержание отечественной .

Изгнание французов за пределы России и окончание войны

Кутузов, выводя войска из Москвы, совершил манёвр , благодаря которому французская армия уже до конца войны утратила инициативу. Русские, отступая по рязанской дороге, смогли марш-броском выйти на старую калужскую дорогу, и закрепились близ села Тарутино, откуда смогли контролировать все направления, ведущие из Москвы на юг, через Калугу.

Кутузов предвидел, что именно по калужской земле, незатронутой войной, Бонапарт начнёт отступление. Всё время, пока Наполеон находился в Москве, русская армия пополнялась свежими резервами. 18 октября, у села Тарутино, Кутузов атаковал французские части маршала Мюрата. В результате боя Французы потеряли более четырёх тысяч человек, и отступили. Потери русских составили около полутора тысяч.

Бонапарт осознал тщетность своих ожиданий мирного договора, и уже на следующий день после тарутинского сражения спешно вышел из Москвы. Великая армия теперь напоминала варварскую орду с награбленным имуществом. Совершив сложные манёвры на марше к Калуге, французы вошли в Малоярославец. 24 октября русские войска решили выбить французов из города. Малоярославец в результате упорного сражения переходил из рук в руки восемь раз.

Это сражение стало поворотным пунктом в истории отечественной войны 1812 года. Французам пришлось отступать по ими же разорённой старой смоленской дороге. Теперь некогда Великая армия считала победами свои удачные отступления. Русские войска применили тактику параллельного преследования. После вяземского сражения, и особенно после битвы у села Красного, где потери армии Бонапарта были сопоставимы с её потерями при Бородино, эффективность такой тактики стала очевидна.

На оккупированных французами территориях активно действовали партизаны . Бородатые крестьяне, вооружённые вилами и топорами, внезапно появляясь из леса, чем приводили французов в оцепенение. Стихия народной войны захватила не только крестьян, но и все сословия российского общества. Сам Кутузов направил в партизаны своего зятя, князя Кудашева, возглавившего один из отрядов.

Последний и решающий удар был нанесён армии Наполеона у переправы через реку Березина . Многие западные историки считают березинскую операцию чуть ли не триумфом Наполеона, который сумел сохранить Великую армию, а вернее — её остатки. Березину смогли перейти около 9 тысяч французских солдат.

Наполеон, не проигравший, по сути, ни одного сражения в России, проиграл кампанию. Великая армия перестала существовать.

Итоги Отечественной войны 1812 года

  1. На просторах России была почти полностью уничтожена французская армия, что повлияло на расклад сил в Европе.
  2. Необычайно усилилось самосознание всех слоёв русского общества.
  3. Россия, выйдя из войны победителем, укрепила свои позиции на геополитической арене.
  4. Усилилось национально-освободительное движение в европейских странах, покорённых Наполеоном.

Цели:

1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор и словарный запас детей.

5.Воспитывать любовь к Родине. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 4 КЛАССЕ

М.Пришвин «Моя Родина»

УМК «Гармония»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Литвинова А.З.

февраль, 2013 г.

С. Александрия

Тема: М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели:

1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор и словарный запас детей.

5.Воспитывать любовь к Родине. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы.

Учебник 4 класса по литературному чтению.

Часть 3.-Смоленск: Ассоциация XXIвек,2006г.

2.Печатная карточка с текстом- рассказом о жизни

Писателя.

3.Тест по произведению.

4. Презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент. Слайд-заставка

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте мысленно пожелаем всем хорошего настроения.

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами.Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

II.Определение темы урока. Постановка учебных задач.

1 Самоопределение к деятельности. Слайд

  1. И я хочу его начать со слов одного французского писателя - философа Дени Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

- Согласны вы с этим выказыванием?

Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.

Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения?

Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?(Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность, желание получить новые знания .)

На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

2. Актуализация знаний. Слайд

Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл.

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.» А.П.Чехов

О каком куске земли идёт речь?

Как называется та земля, на которой мы живём?

Что такое Родина? Назовите возникшие ассоциации. (составление кластера совместно с учителем: дети называют устно, учитель пишет на доске)

Выберите самые красивые на ваш взгляд слова и зачитайте (учитель подчеркивает)

Слайд. -Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Что значит «сделал бы всё что может?»

А если человек делает всё что может для кого-то или для чего –то, значит он ………дополните моё предложение.(ЛЮБИТ)

Итак, давайте сделаем вывод: чтобы наша планета – Земля была прекрасна …………(каждый должен любить и беречь свою родину)

Как называется наша с вами Родина?.Россия,

У каждого человека есть своя малая родина, то место, где он родился. Как называется наша с вами малая родина? Слайд: с Александрия

III Постановка учебной задачи

Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?

1.-У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)

– Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему? Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?

Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках?(Родина, природа родного края). Какой мы сделаем вывод? (Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны ).

Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Его фамилию вы узнаете, разгадав шифр.

Слайд: е ж п р и з ш в н

1 2 3 4 5 6 7 8 9 код 3457859

Имя этого писателя – М. Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА» Слайд

III. Работа по теме урока.

Слайд Константин Паустовский писал.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

Что уже можете сказать об этом человеке, прочитав эти строки. (Любил природу)

2. Самостоятельная работа

Чтобы лучше понять произведение, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором. И сейчас я предлагаю сделать вам это, но самостоятельно. (Работа по группам.)

Текст для 1 группы:

Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:

Текст для 3 группы

Где побывал Пришвин М.?

Учитель

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.

В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете из произведения « Моя Родина»

  1. Словарная работа. Отработка навыков чтения.

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

Читай плавно, по слогам, затем-целыми словами.

Со-кро-ви-ща- сокровища

Кла-до-ва-я-кладовая

Встре-чал-ся-встречался

Про-буж-да-ет-ся-пробуждается

Читай целыми словами : покрывалось, кипятилось, вставанию.

  1. Работа над произведением.

Слушайте внимательно, следите.

Проверка первичного восприятия текста.

В чём же особенность охоты М.Пришвина?

От чьего имени ведётся повествование?

Какое по жанру произведение? Докажите.

Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре.

Слайд: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».

ФИЗМИНУТКА (Слайд ) Посмотрите на слайд. Какое произведение М.Пришвина он вам напоминает? (Золотой луг)

Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем. Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно. Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох - выдох. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая? Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели. Какой вы представили луг?

VII Вторичное закрепление

Учитель: С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
Учащиеся: Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.
Учитель: Чем угощала мать будущего писателя?
Учащиеся: «Мать угостила меня чаем с молоком».
Учитель: Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
Учащиеся: Научился вставать рано, до солнца.
Учитель: Как можно назвать первую часть очерка?
1.«Вкусный чай».

Учитель: Всегда ли Пришвин жил в деревне?
Учитель: В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
Учащиеся: «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда

Весь животный и растительный мир пробуждается и тоже

Начинает по-своему работать.)
Учитель: Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

О чём это говорит?
Учащийся: Он очень любил природу.
Учитель: Какое значение он придаёт раннему подъёму?
Учащиеся: «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья,

Радости жизни и счастья!»
Учитель: Как можно озаглавить вторую часть?
2.«Восход солнца».

Учитель: Куда уходил Пришвин после чаю?
Учащийся: «После чаю я уходил на охоту».
Учитель: В чём заключалась охота писателя?
Учащиеся: «Моя охота была тогда и теперь – в находках».
Учитель: Что это за находки?
Учащиеся: «Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».
Учитель: Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».

Учитель: Что значит «охранять природу»?
Учащиеся: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Учитель: Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
Как можно озаглавить часть?

4. Обращение к молодым друзьям.

Учитель: К кому же обращается писатель?
Учащиеся: Писатель обращается к детям, которые читают его книги.
Учитель: Что значит «кладовая солнца»?
Учащиеся: Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.
Учитель: Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
Учащиеся: «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.
Учитель: К чему призывает Пришвин?
Учащиеся: Пришвин призывает охранять Родину.


Учитель: Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
Учащиеся: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы. Слайд: охранять

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.

Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. (Природа на латинском языке – натура).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.

Подведение итогов.

Какие задачи ставили для изучения?

(- Биография Пришвина - Произведения- Жанр произведения, которое будем изучать.)

Добились мы их выполнения (да).

Выполнение теста.

Самостоятельная работа.

Тема: Пришвин М.М. Тестирование. (Раздаются каждому ребёнку)

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

а) с драгоценными камнями;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского К.Г.;

в) Чарушина Е.И.

  1. Проверьте свою работу с ответами на экране.

Домашнее задание. Слайд

  1. На «3» Читать выразительно.
  1. На «4» Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.
  1. На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.
  1. МИНИ- СОЧИНЕНИЯ
  2. Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить своими словами свою позицию, свое представление о своей малой родине.

Рефлексия

Учитель читает, ученики шагают, а затем выполняют движения.

  1. В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помни об этом ! «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись, они же тебе сродни...»

- Перед вами «мишень» , оцените свою работу на уроке.

Тема: Пришвин М.М. Тест.

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского К.Г.;

в) Чарушина Е.И.


Михаил Пришвин «Моя родина» (Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем!

Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина.

И охранять природу — значит охранять родину.

Моя мама всегда вставала рано. Мне тоже нужно было встать пораньше, чтобы поставить ловушки на птиц. Вдвоем мы пили чай с молоком. Чай был необыкновенным на вкус. Аромат придавало топленое молоко в горшочке. Я специально просыпался с восходом, чтобы попить этого чая. Подъем вместе с солнцем вошел у меня в привычку. Каждый день я видел, как поднимается светило. Если бы каждый человек просыпался вместе с солнышком, сколько прекрасного на земле прибавилось бы.

Попив чая, я шел на охоту на разных птичек и насекомых. Оружие мне не требовалось. Я не хотел никого убивать, главное, найти какое - нибудь интересное событие. То, что могло бы удивить. Перепелиная самка должна быть лучшей зазывалой, а самец – лучшим певцом. Соловушку мне надо было накормить яйцами муравьев. А попробуй это сделать! Хозяйство у меня необъятное, а тропинок в нем – бесчисленное количество.

Дорогие юные друзья! Матушка - природа складывает сокровища жизни в закрома для нас, а мы как хозяева, должны распоряжаться этим. Но мы не должны их прятать. Мы должны осторожно и бережно использовать их. Рыбкам необходимо жить в чистых водоемах, значит надо создавать и охранять водоемы. Для зверей нужны степи, горы и леса. Сбережем для них среду обитания. Сохраняя природу для братьев наших меньших – мы бережем свою отчизну. Рассказ учит любви к родине.

Картинка или рисунок Моя родина

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Екимов Говори мама говори

    Сюжет Бориса Екимова в рассказе «говори мама говори» происходит в далёком от шумного города хуторе, где живёт старенькая мать. Её дочь подарила ей мобильный телефон, чтобы иметь постоянную связь с ней

  • Краткое содержание Пушкин Каменный гость

    ​Это произведение является третьей маленькой трагедией, его действие представлено в четырёх сценах. Первая сцена начинается с того, что в Мадрид приезжает Дон Гуан, вместе со своим слугой Лепорелло

  • Краткое содержание Тургенев Бурмистр (Записки охотника)

    Прогрессивный помещик, о котором все в свете хорошо говорят, вызывает неприязнь автора. Показной кроткий и веселый характер Аркадия Павловича на деле скрывает за собой жестокость и равнодушие

  • Краткое содержание Маршак Кошкин дом

    Однажды к богатой кошке пришли её два племянника-сироты, и стали к ней проситься поесть и погреться. Когда дворник Василий стал гнать котят прочь, тогда кошка выглянула, и спросила, с кем он разговаривает.

  • Краткое содержание Вонлярлярский Большая барыня

    Все действия описанные в этом великолепном романе начитаются в глухой провинции, где вся жизнь протекает медленно и очень скучно. Все дела идут своим чередом на и на фоне этого начинают происходит сложные психологические изменения в характере героини.




Top