Притчи соломона все и на случаи. Притчи царя соломона


1

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания; и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.


Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.


Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.


Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.


В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души.


Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.


Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?


Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.


Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли.


За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.


Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.


За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.


Потому что упорство невежд убьет их и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

2

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.


Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.


Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.


Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.


Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.


Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

3

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.


Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.


Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой.


Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.


Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.


Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.


Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.


Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.


Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.


Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!


Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.


Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.


Тогда безопасно пойдешь по пути твоему и нога твоя не споткнется.


Когда ляжешь спать – не будешь бояться; и когда уснешь – сон твой приятен будет.


Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет, потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.


Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.


Не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.

[Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]

Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.


Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.


Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его, потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.


Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.


Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.


Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

4

Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.


Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои и живи.


Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.


Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.


Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.


Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.


Слушай, сын мой, и прими слова мои – и умножатся тебе лета жизни.


Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.


Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.


Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.


Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения, ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.


Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.


Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.


Сын мой! словам моим внимай и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.


Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.


Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.


Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.


Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.


Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]

5

Сын мой! внимай мудрости моей и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.


Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны и ты не узнаешь их.


Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.


И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, и скажешь: «Зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»


Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.


Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.


Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.


И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?


Ибо пред очами Господа пути человека и Он измеряет все стези его.


Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления и от множества безумия своего теряется.

6

Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.


Сделай же, сын мой, вот что и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.


Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.


Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]


Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?


Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]


Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.


Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.


Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.


Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.


Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.


Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими, потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.


Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?


Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?


То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.


Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.


Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

7

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]


Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.


Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.


Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» – и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.


Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.


И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы1
К о в ы – тайные, коварные умыслы, козни (устар. ).


Она схватила его, целовала его и с бесстыдным лицом говорила ему: «Мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя; коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».


Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.


Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки и не знает, что они – на погибель ее.


Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.


Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

8

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?


Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!


Научитесь, неразумные, благоразумию и, глупые, – разуму.


Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.


Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с нею.


Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.


Страх Господень – ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу.


У меня совет и правда; я разум, у меня сила.


Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи земли.


Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.


Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]


Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.


Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.


Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.



Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.


Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!


Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от Него .


Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

9

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».


Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.


Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.


Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум, потому что чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни.


Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими, ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]


Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда!» – и скудоумному сказала она: «Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен».


И он не знает, что мертвецы там и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней, ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

10

Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.


Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.


Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.


Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных – обогащает.


Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.


Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.


Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.


Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.


Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.


Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.


Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.


Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.


В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.


Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.


Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.


Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.


Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.


Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.


При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.

depositphotos.com

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:
— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?
Он улыбнулся и сказал:
- Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. БЫТЬ - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.



- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.



- Как достичь совершенства жизни?

Живите в гармонии! Будьте собой!

В данной статье мы обсудим с вами Притчи Соломона - почему это важно?

Царь Соломон был пророческим образом нашего Господина Христа (Сына Давида), - и на это указывают многие места Писания (2Цар.7:8,12-14. Исаия.53:10,4,5. Псал.71:2-13,17. Евр.1:5). Наш Учитель Христос в Своё время сказал фарисеям: ""Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона"" (Матф.12:42.). Далее, в Писании повествуется: ""и приступивши ученики сказали Ему; для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ; для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат"" (Матф.13:10,11,16.). "" ... прочим в притчах, так - что они видя не видят и слыша не разумеют "" (Луки.8:10.). И как Сын Божий, Христос, в котором сокрыта вся мудрость (Колос. 2:3) - т ак и обладающий мудростью от Всевышнего, Соломон, в учениях использовали притчи ... Но, Притчи Соломона - это и есть притчи , их нельзя воспринимать буквально. И сам Соломон предупреждал об этом в начале своей книги: ""послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы уразуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их"" (Прит.1:5,6).

Что общего было между Соломоном и Христом, и их притчами? (Матф.12:42.).


Читая книгу, составленную мудрейшим человеком дохристианских времён, и воспринимая её буквально, мы можем и не заметить, что в ней заложены какие-то особые сокровища знаний. При поверхностном чтении, может казаться, что подобное, способны, написать немало талантливых людей, и некоторые места этой книги, могут смотреться, в общем даже банально. Но, когда мы понимаем суть притч, (так же, как и суть притч нашего Учителя и Господа Христа), мы начинаем понимать то, что Соломону, в самом деле, была дана гениальная и пророческая мудрость.

Итак, приглашаем вас в этот удивительный мир, и предлагаем вашему вниманию некоторые из примечательных мест книги: Притчи Соломона.

Притчи1:10-19

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу;13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", -15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

- данная притча говорит О главах Израиля:

У Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! ... И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер (3Цар.21:1-3,11-13).

Это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол.2:17).

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили (Матф.21:33-39.).

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. ... Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак.5:1,4-6).

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. ... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником (Матф.23:14,15,29-35).

Притчи1:20-33

Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. 24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. 26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. 28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. 29 За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. 32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

На самом деле, притча говорит о Христе и Его противниках:

Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:6,3).

Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Иоан.12:19). ... и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его (Иоан.11:47-53).

Некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лук.13:1-5). ... а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (Дан.9:26(б)).

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Матф.7:24-29).

Притчи 2:1-12
1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. 6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; 7 Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; 8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. 9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. 10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

О правде:

Марк4:23-25. Матф.5:3. Матф.6:9,13. Матф.24:24. 2Фес.3:3-5.

Притчи 4:10-19
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни. 11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. 12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. 13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя. 14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; 15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; 16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. 18 Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. 19 Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

О Сыне Давида и отступниках Израиля:

Исаия.29:13,14. Исаия.8:16-18,14,15. Матф.13:10-17. Матф.15:10-14. Матф.23:14,15,33-36.

Притчи 5:3-14
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. 6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. 7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. 8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. 11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, -12 и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, 13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: 14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!"

Откр.17:3-6. Откр.18:4,23. Иерем.51:17,6,7,52,45,46.

Притчи 5:15-23
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. 18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. 20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? 21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. 22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

О святости тела и духа:

1Кор.6:15-20. 2Кор.6:14-18. Ефес.5:25-32.

Притчи 6:24-35
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. 25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из-за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. 27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? 28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? 29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. 30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. 32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

О блуднице Израиль, блуднице Вавилон:

Притч.7:7,10-27. Иезек.16:2,8. Иезек.23:43,49. 1Кор.10:6. Псал.1:1. Откр.17:1-4. Откр.18:2(в). 2Кор.6:14-17.

Притчи 7:4-27
4 Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим, 5 чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои. 6 Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, 7 и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, 8 переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, 9 в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке. 10 И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, 11 шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: 12 то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. 13 Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: 14 "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; 15 поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и - нашла тебя; 16 коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; 17 спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; 18 зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, 19 потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; 20 кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния". 21 Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. 22 Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень - на выстрел, 23 доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они - на погибель ее. 24 Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. 25 Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, 26 потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: 27 дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

О блуднице Израиль, блуднице Вавилон:

Втор.31:16. Втор.32:15,28,32-35. Исаия.1:10,21,27-29,31. 1Кор.10:11. Иуды 4. 2Петр.2:1-3,14,18. Откр.17:3-5. Откр.18:4,23. (Притч.22:14. 2Фес.3:4,5.)

Притчи 8:1-36
1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? 2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! 5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. 6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. 10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. 12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. 13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. 14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила. 15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. 17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. 20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. 22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27 Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими. 32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! 33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте [от] [него]. 34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! 35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

О Христе, как воплощении мудрости:

Колос.1:12,13,15,16. Колос.2:3. Евр.1:1-5,8-10.

Притчи 23:26-35
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, 27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; 28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников. 29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? 30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного. 31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 35 [И скажешь]: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

О духовных прелюбодеях и пьяницах:

Исаия.1:10,21. Исаия.28:1,8-18. 1Кор.10:6. Матф.25:13,14. Матф.24:48-51. Откр.17:1,2. Откр.18:1,2,11,15. (Откр.14:1,4,5)

Притчи 26:23-28
23 Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. 24 Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. 25 Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. 26 Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. 27 Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. 28 Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.

О противостоянии сыновей Бога и сыновей дьявола, о предательстве соверующих:

Лук.20:1,20. Псал.40:10. Псал.54:13-16,20-22. Псал.108:17,16,6,7,13,20. Рим.15:4. Матф.10:16,17,21,24-26. Михей.7:5-10.

Итак, мы рассмотрели с вами суть того, о чём писал царь Соломон под вдохновением Всевышнего. Не редко бывает так, что жители, даже самых экзотических и красивых мест нашей планеты, не замечают того, что их окружает, - небо, земля и всё что на ней. И это лишь потому, что они не стремятся увидеть это.
В книге Бытие 1:31 написано; - ""и увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой"". Но ведь всё то лучшее и прекрасное, что мы можем видеть, является всего лишь отражением славы Великого Яхве. Эта вселенная без границ, показывает сущность Его величия (Рим.11:33. Исаия.40:26. Евр.1:10-12). И если шесть дней творения значимы, - то, на сколько более значим день седьмой, духовный! (Вспомним, например закон о Субботе: Исход. 31:12-16. Еккл.12:8,13. Евр.4:9,10). Именно эта тема седьмого дня созидания и является одной из наиболее важных *** . Соломон в книге Притч 2:3-5,9,10 писал о том, что познав насколько возможно, Истину, о которой говорится в Писании, мы по настоящему сможем увидеть, как удивительно и красиво то, что делает Бог для нас сегодня, - в день седьмой (Марк.4:10-13,23-25).

Сноска: ***Именно, по причине того, что первые люди были созданы в день шестой,(вместе с животными), - они согрешили. Тем самым, потеряв райскую землю, не войдя в ""покой Бога"" (Бытие 1:24-28,31). Но как понимать то, о чём пишется в Бытие 1:26 ?.. Ведь там говорится о том, что они созданы по образу Бога?.. -На это нам даёт ответ Псалом 8:6-9. Первые люди были созданы ""по образу и подобию"" в том смысле, что они должны были владычествовать на земле, так же, как Бог на небе. Но в покой Бога, им предстояло ещё войти, - в день седьмой (смотри Бытие 1:31. Бытие 2:1-3. Евр.4:1-11. Еккл.3:18-20. Римл.8:19-21). У первых людей, несмотря на их совершенное здоровье и тело, - не было духовных качеств, так же, как и у тех евреев, которые не вошли в обетованную землю (см. Второзаконие 29:2-4). Эти качества, являются духовным даром Всевышнего Яхве, так как спасает не плоть, - но Дух! .. (Матф.16:16,17. Иоан.6:63. 1 Коринф.15:45. 1 Коринф.2:14).
Сергей Иаковлев.


Притчи царя Соломона написаны, как обращение отца, учащего сына мудрости жизни, какие поступки могут считаться угодными Богу, а какие плохими. Наставление сыну, как наследнику, самому дорогому для настоящего отца человеку покоряют своей любовью и заботой. Никто не может упрекнуть родителя в нравоучениях, соблюдая которые его родимый сын достигнет людского уважения и Божьего благословения.

Притчи Соломона объединяются в 31 главу, в которых перечисляются все мыслимые ситуации жизни и дается совет, как лучше поступить в каждом случае. Но если рассматривать их в целом, то смысл наставлений аналогичен 10 Божьим заповедям, которые необходимо соблюдать всем, кто хочет жить в мире и благополучии.

Советы Соломона можно скачать в интернете бесплатно, чтобы без помех слушать и изучать их в домашних условиях. Также многочисленные сайты предлагают изучать Библию онлайн, помогая разъяснением непонятных мест. Священники толкователи библейских текстов помогают новичкам и просто интересующимся религией пропустить через сердце и душу священную Книгу, чтобы не осталось недомолвок и недосказанностей.

Соломон в переводе означает миролюбивый. За 40 лет своего царствования Соломон не вступал ни в одну серьезную войну, оправдывая свое имя. Страна под управлением мудрого царя достигла расцвета и богатства. О мудрости Соломона ходили легенды: все люди, которые не могли решить свои проблемы самостоятельно, обращались к мудрому царю за помощью, и все соглашались с царским решением.

Чему учат притчи израильского царя


Притчи Соломона – итог его жизненного опыта, который он передает не только своему наследнику, но и всем людям, желающим жить в мире и согласии со своей совестью. Страх Господень, который многие читающие притчи Соломона воспринимают буквально, обозначает уважение и почитание Божественного завета о том, как следует жить всем людям на земле.

Книга притчей Соломоновых актуальна и в наши дни. С развитием сети интернет читать наставления древнего царя можно самостоятельно онлайн или скачать видео на компьютер или диск. Многие христианские сайты дают возможность слушать премудрые заповеди Соломона онлайн.

Исторически не найдено подтверждения жизни Соломона в реальности. Все данные о третьем царе Израиля взяты из Библии. Считается, что царь Соломон построил Иерусалимский храм, невиданной прежде красоты и пышности.

Легенда о царе Соломоне



Бог подарил Соломону кольцо, с помощью которого человек обретает власть над демонами. Соломон сумел обезвредить всех демонов, чтобы они не смогли помешать строительству Храма, который не успел закончить его отец Давид. Но главный демон царь Асмодей не подчинился воле Соломона, который не смог понять истоки силы демона.

Обманом и хитростью Соломон сумел заманить Асмодея в ловушку и взять его в плен. Поселил царь демона в саду, опутав цепью с выгравированным именем Бога. Не мог сбежать Асмодей и исполнял все приказы Соломона, подчиняясь кольцу с божественной печатью. Вынужден демон был отдать свою колдовскую книгу и поведать тайну червя Шамир, который мог обточить камень любого размера и использовался при строительстве Храма.

Но овладело царем Соломоном любопытство, какая сила у демона и в чем ее причина. За открытие тайны сбросил властитель Израиля цепь с демона и снял с пальца свое кольцо. В тот же миг стал Асмодей гигантских размеров, соединив своими крыльями Божий мир и преисподнюю. Вырвал перстень Бога из рук Соломона и забросил его в море, а самого царя закинул в дальнюю страну. Сам же принял облик Соломона и стал править вместо него в Иерусалиме.

Долгих 3 года скитался Соломон в чужой стране, не отрекаясь от Бога, приняв заслуженное наказание за чрезмерную гордость, самоуверенность, любопытство. Но однажды в чреве рыбы нашел он свой перстень и смог вернуться во дворец. Асмодей в тот же миг сгинул, а Соломон стал снова править Израилем. Но навсегда запомнил он свои злоключения и сделал выводы, чтобы не ошибаться в дальнейшем.

Поучая сына и всех, кто читает притчи мудрого царя, Соломон предостерегает будущие поколения от происков злых демонов. Только именем Бога можно победить свои страсти, одержав в конце концов победу над происками князя Тьмы.
Книга притчей Соломоновых учит живущих слушать свой внутренний голос прежде, чем поступать опрометчиво, сожалея позже о неправедном поступке.

Нравоучение Соломона разделено на несколько тем, посвященных образованию молодых людей, зрелых мужчин, женщин и правителей. Притчи похожи на стихи о моральном облике живущих на земле людей, трактующих, как следует поступать верующему в Бога человеку в том или ином случае.

После смерти царя в народе распространились многочисленные истории о мудрости Соломона, разрешении им трудных житейских ситуаций. Сейчас трудно разграничить фантазию народа и то, что было в действительности, но история о кольце – одна из самых известных легенд о Соломоне.

В наше время советы Соломона положены на музыку, песнопение можно смотреть по видео роликам, слушать посредством плеера, скачать себе на диск.

Легенда о кольце Соломона



Притча про Соломона и его кольцо представлена в интернете в нескольких вариантах, которые можно читать или слушать онлайн. Также желающие могут скачать информацию с православного сайта.

Легенда повествует о страшном голоде в стране, которой правил Соломон. Видя, как люди умирают жестокой смертью, царь начал продавать золото и драгоценности, чтобы купить провизии и спасти свой народ. Видя бессмысленность своих действий, царь обратился к жрецу с просьбой помочь ему. Жрец подарил кольцо, которое в древности считалось символом власти, магическим знаком бесконечности и единства. Жрец посоветовал юному царю держать постоянно при себе это кольцо и в минуты душевного волнения просто подержать его в руках.

Придя домой, Соломон рассмотрел надпись снаружи на кольце, сделанную на древнем языке, который, впрочем, Соломон понимал: «Все пройдет». В эту минуту молодой правитель понял сокровенный смысл фразы и приобрел спокойствие, которое так необходимо при решении дел государственной важности. Без сомнения мудрость восторжествовала, и Соломон принял решение, единственно возможное в этой ситуации.

Прошли годы, царь женился и вырастил детей. Кольцо, как верного советника, он постоянно носил при себе. Но однажды преждевременная смерть любимой выбила его из колеи. И слова, что все пройдет, вызвали протест и возмущение. С яростью царь бросил кольцо, но успел разглядеть на внутренней стороне еще одну надпись, которую не видел прежде: « и это пройдет тоже».

Прошло еще много времени, прежде чем царь Соломон состарился. На смертном одре его уже не утешали обе надписи на кольце. Перед смертью пора подводить итоги прожитой жизни, чего смог достичь, и что каждый оставляет потомкам. К изумлению царя на ребре кольца обнаружилась еще одна фраза: «ничто не проходит».

Каждый человек, прожив жизнь, оставляет в ней след. А вот плохой или хороший, зависит от того, что сделал человек при жизни, какими словами будут вспоминать его потомки.

Историю можно посмотреть на видео онлайн в интернете и скачать. Также можно слушать эту и другие притчи о царе Соломоне на христианских сайтах.

По преданию царь Соломон был похоронен вместе со своим кольцом. Многие кладоискатели желают найти царский атрибут, приписывая кольцу магическую силу и власть. Но где находится захоронение мудрого царя, никто не знает.

Легенда о настоящей матери



Еще одна жизненная ситуация, которую якобы рассудил Соломон, история о ребенке. Рассказ можно без проблем скачать в интернете совершенно бесплатно, прочитать или посмотреть ее онлайн.

Две женщины пришли к Соломону с просьбой выяснить, чей ребенок остался жить. Разродились роженицы с разницей в 3 дня, но одна из них случайно задавила во сне малыша. Недолго думая, женщина подменила младенца. Когда утром вторая мать решила покормить ребенка, она увидела, что младенец мертв и ей не принадлежит. Споры, чей же ребенок умер, ни к чему не привели. Дело дошло до драки, но отступать ни одна из женщин не хотела.

Царское решение повергло в ужас одну из рожениц – царь велел принести меч и, разрубив живого малыша пополам, отдать половинки обеим претенденткам, чтобы никому не было обидно.

Истинная мать пала к ногам правителя и умоляла отдать ребенка ее соседке, сохранив жизнь малышу. Вторая женщина была удовлетворена царским решением и соглашалась принять половину ребенка, зная, что ее малыш уже мертв.
Соломон признал право настоящей матери на малыша – родная мать сделает все, чтоб ее ребенок остался жить, пусть даже с чужой женщиной.

Историю можно смотреть онлайн в интернете по видео, или скачать себе на компьютер и внимательно слушать в домашних условиях. Все рассказы о Соломоне поражают справедливостью решения вне зависимости от материального положения, должностного чина просителей.

Лжесвидетельство большой грех и рано или поздно становится явным. Поэтому рекомендуется в любых ситуациях говорить правду, чтобы не прослыть вруном среди окружающих людей.

Легенда о выборе



Однажды некий человек пришел к царю Соломону за советом: что делать, если перед каждым жизненно важным выбором, человек не может спокойно спать, так как постоянно думает, как выбрать правильное решение. Страх ошибиться отнимает у него покой и сон. И чем больше он размышляет, тем больше сомнений вызывает у него предстоящее решение.

Соломон спросил посетителя, как бы он поступил, если бы увидел тонущего в реке ребенка? Бросился бы спасать чужого малыша или прошел бы мимо, оправдывая свой поступок, что все равно не успеет помочь малышу.

Посетитель без тени сомнения и, не раздумывая, ответил, что несмотря ни на что, сразу бы бросился спасать ребенка из водного плена.

Царь спросил, изменилось бы решение спасти ребенка, если бы событие произошло вчера или в будущем. Получив отрицательный ответ, Соломон сказал, что человек выбирает ситуативно единственно правильное решение. Поэтому ему не надо мучиться, правильно ли он поступает. Пока поступки его согласуются с совестью и Божьим учением, у человека есть только один вариант поступков – верный и правильный. Поэтому выбор, как таковой, отсутствует.

Однако в привязанности к другому человеку следует действовать по сердцу. И выбор появится только тогда, когда человек изменится – другие привычки, другие приоритеты.

Посетитель пошел домой успокоенный и больше бессонница его не мучила.
Многие люди мучительно долго раздумывают, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации. А между тем правильное решение зависит от моральных ценностей, исповедуемых каждым гражданином. И поступает человек соответственно своему образованию и воспитанию, на подсознательном уровне, разделяя добро и зло.

Говорят, что однажды приснился Соломону Бог и спросил его о самом заветном желании, обещая его тотчас же исполнить. Иудейский царь попросил Господа дать ему ума и мудрости, чтобы править страной. Желание было исполнено, и слава о самом мудром правителе распространилась по разным странам.

Позднее Соломон научился понимать язык зверей и птиц, говорить с животными, живущими на суше и в воде. Эти знания отразились в рассказах о царе Соломоне, которые передавались из уст в уста. Сегодня эти истории можно скачать в интернете бесплатно.

О Змее и крестьянине



Бог доверил Змее хранить клад, повелевая жалить в пятку всех, кто покусится на сокровище. Но случилось так, что настала засуха, змея умирала от жажды. В это время мимо проходил человек с кувшином молока. Змея попросила напиться и пообещала в награду рассказать, где спрятан клад.

Крестьянин дал напиться молока, и она показала камень, под которым спрятан клад. Но когда человек захотел унести сокровища, Змея вспомнила о своем предназначении – стеречь драгоценности – и обвилась вокруг шеи благодетеля.

Крестьянин возмутился и предложил пойти на суд к царю Соломону, чтобы тот определил, кто из них прав. Змея согласилась, но с шеи не слезла. Так они и пришли к Соломону.

Соломон заставил Змею слезть с шеи крестьянина, потому, что сначала должен наказывать царь, и лишь потом его подданные решают проблемы между собой.

Змея слезла с шеи, царь, между тем, не переставал внимательно слушать рассказанную историю их встречи и дальнейших действий. На словах Змеи о необходимости кусать каждого, кто позарится на вверенный ей клад, Соломон сказал, что каждый человек при встрече со змеей должен разбить ей голову. При этом изречении крестьянин схватил камень и размозжил голову коварной змеи.

От этой истории пошла поговорка: «и лучшей из змей голову размозжи». Притча учит соблюдать договор и, если пришлось нарушить свои обязанности, не следует хитрить и спихивать вину на другого, предавая невиновного наказанию.
Скачать бесплатно можно эти и другие притчи о мудром решении царя Израиля, заставляющие поверить в справедливость судейского приговора.

Чем полезны притчи Соломона сегодня



Эти и другие истории подчеркивают моральную высоту царя Соломона. Прежде, чем выложить на бумаге свои наставления будущим поколениям, сам правитель выстрадал и понял Божьи заповеди, почему в одних ситуациях следует поступать так, а в других иначе. И поэтому притчи Соломона нельзя рассматривать, как пустые нравоучения. Только большая любовь, забота о будущих поколениях своих наследников могла подтолкнуть человека на написание подобного труда.

Человек не застрахован от ошибок в суждениях и поведении, но лучше слушать советы старшего поколения, чем набивать свои шишки, проверяя правдивость учения Соломона.

Многочисленные сайты в интернете помогают изучить Библию всем желающим развиваться духовно. Можно слушать толкование ученых богословов отдельных глав притчей Соломона, можно скачать материал для самостоятельного изучения, в свободную минутку слушать или прочитать текст онлайн.

Книга притчей Соломоновых – яркий образец мудрого отношения правителя – отца к своему народу в настоящем и будущем.

Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.


I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., гл. 8 и 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (3:5,6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;


2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3Цар 4:29-31; 2Пар 1:7-12) . Согл. 3Цар 4:32 , Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;

3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Еккл 12:8-10) , она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1) . Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей см. Агура (Притч 30) и см. Лемуила (Притч 31) ; впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;

4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Притч 10:1 - 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26) . Кр. того, читателю предлагаются уподобления (Притч 6:27-29) и загадки (Притч 30:4) . Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч 30:10-33 . Т.о., в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;


5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим 12:20; 1Пет 4:18; 2Пет 2:22) .

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ

Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С. (Притч 1-24) , второе собрание П.С., составленное при Езекии (Притч 25-29) , а также притчи Агура и Лемуила (Притч 30-31) . Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - 9:18; 10:1 - 22:16; 22:17 - 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16 и след.; 5:1-23; 6:24 - 7:27; 9:13-18) . В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч 25:24=21:9; 26:22=18:8; 27:11=23:15; 27:13=20:16) . Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;


2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19) и упорядочившем его (ст. 20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6) , Который наставляет человека на пути, угодные Ему (4:14). Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10) . Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч 21:1 и след.,30) . При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13) и научиться ей (Притч 24:14; 30:3) ; мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; 23:23) . Мудрость надо искать у людей разумных (Притч 10:13; 14:33) , у праведных (Притч 10:31) , к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч 11:2) . Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Притч 2:2; 5:1) , с к-рой следует принимать полезные советы (Притч 13:10) . Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10) . Кощунствующий (в Синод. пер. - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч 14:6) . Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч 24:7) . Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9) . Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч 28:26) : подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Мф 12:42) . Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49) . Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54) . Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1Кор 12:8) . Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Притч 1:7) . Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5,6) . Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; 14:26 и след.; 19:23) , ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; 8:13; 14:2; 16:6) . Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31) . Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17) . Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22) и в стремлении к власти (Притч 19:13; 21:9; 27:15) . Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; 12:4; 14:1; 19:14) . В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч 5:18) , он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; 6:26; 23:33) . Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23) . И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч 10:4; 20:13) , указаны ее последствия (Притч 10:15) . Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Притч 14:31; 22:22) . Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч 13:7; 19:1,22) . Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч 30:7-9) . Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч 22:2; 29:13) . Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч 1:19; 15:27; 17:8; 23:6-8; 28:8,22) , ложь (Притч 6:17; 8:13; 12:19-22; 13:5; 21:6; 29:12) , лень (Притч 6:6-11; 10:4, 26; 12:11,24,27; 13:4; 21:25; 24:30 и след.; 26:14) . Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч 3:9 и след.; 11:17,24 и след.; 14:21,31; 21:3) и многое др.


У важаемые посетители сайта! Выберите пожалуйста нужную главу для чтения


Top