Призентация образ матрены в произведении матренин двор. А

Разделы: Литература

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
  2. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  3. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
  4. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  2. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
  • рассказ о прошлом от лица Матрены

Эпиграф к уроку:

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;
  • презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
  • презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
  • презентация учащегося.

Ход урока

1. Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)

Детство и юность будущего писателя. (Приложение 1 , слайд 3)

Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)

В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)

Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)

В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)

Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.

4. Знакомство с историей создания рассказа

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение 2 )

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник” (Приложение 2)

Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

6. Аналитическая беседа

Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна?

В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Проблемные вопросы.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

Можно ли героиню представить счастливой?

Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.

Рассказ ученицы о жизни Матрены.

Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни - уроком добра, совести и человечности.

7. Заключительное слово учителя.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.


  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.

  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?



  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…



«Деревенская проза» 20 века.

«Матрёнин двор»

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)


  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.

  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.


  • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
  • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.




  • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
  • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.


  • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
  • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.

  • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
  • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.

  • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
  • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.


  • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
  • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.


  • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
  • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
  • Чему учит нас этот рассказ?
  • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
  • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.

О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».



Александр Исаевич Солженицын

«Матрёнин двор»


  • Дата рождения
  • Место рождения
  • Место проживания
  • Политические взгляды:

*Кисловодск, терская область, РСФСР

*РСФСР, Швейцария, США, Россия

*диссидент, выступавший в течение 1960-1980гг. против политического строя СССР,

  • Дата смерти

коммунистических идей, политики властей

  • Место смерти
  • Род деятельности

*Академик

*Москва, Российская федерация

*Прозаик, историк-публицист, поэт и общественный деятель;

Российской Академии наук

  • Жанр произведений:

*Повесть, рассказ, роман, публицистика, эссе, «крохотки», лексикография

*Нобелевская премия по литературе (1970)

*Темплтоновская премия

  • Награды:

*Большая премия Французской Академии морально-политических наук

*Орден Отечественной войны 1 степени

*Орден Красной Звезды

*Орден Звезды Румынии



  • На всю жизнь отложились в его памяти длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, где жили тогда Солженицыны; его вступление в комсомол и участие в любительских спектаклях; учёба одновременно в двух институтах: в Ростовском университете на физмате и заочно в Московском институте философии и литературы – мечтал стать писателем.
  • Университет закончил с отличием и был рекомендован деканатом ассистентом или аспирантом.
  • Интересовался театром. Летом 1838 года сдавал экзамены в театральную школу-студию Ю.А.Завадского, но неудачно.

  • 27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской (1918-2003), с которой познакомился в 1936 году.
  • В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.

  • По законам жития судьба принесла ему новые испытания. Наступил 1941 год, и 18 октября Солженицын был призван на фронт. Сначала офицерское училище, затем фронтовой путь от орла до Восточной Пруссии, боевые награды: Орден Отечественной войны 2 степени и Орден Красной Звезды.
  • На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение «ленинизма»»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин.
  • Письма вызвали подозрение военной цензуры.

2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.

  • 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694-45. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму.

В 1945 – Солженицына приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, 5 лет провёл в Москве и Подмосковье, 3 – в Средней Азии.

В 1952 году, пройдя круги тюремного ада, стал свидетелем восстания заключённых в Экибастузе.

Лагерь – отрицательная школа жизни… А.И.Солженицын


  • Сосланный на вечное поселение в Казахстан, сочинивший уже несколько произведений, Солженицын узнаёт, что смертельно болен: диагноз – рак.
  • И снова, как в житии, происходит чудо – рак отступает.

После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области. Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова.


ГУЛАГ И снова, как в Житии, происходит чудо: после лечения, операции - болезнь отступает…



  • Автор создаёт произведения, в которых воплотил свои размышления о смысле жизни, о человечности, о борьбе добра и зла, о жизни и смерти: «Матрёнин двор», «Раковый корпус».
  • Лишь немногие из них появились в советской печати, большинство текстов публиковалось на Западе, печаталось на машинке либо просто переписывалось по ночам, чтобы утром передать кому-то другому.

  • Всё это не могло не раздражать власти, и в 1969 году его исключили из Союза писателей. Травля обострилась, когда в 1970 году ему была присуждена Нобелевская премия. А после публикации на Западе «Архипелага ГУЛАГ» писателя насильственно выслали из страны.

А.И.Солженицын покидает Россию

После недолгих скитаний по Европе он поселяется в штате Вермонт в США


Семья А.И.Солженицына

Он много трудится, пишет книги и публицистические

статьи: «Не обычай дёгтем щи белить – на то сметана», «Великопостное письмо патриарху Пимену», «Бодался телёнок с дубом»



Осенью 1994 года возвращается в Москву

Вернувшись в Россию в 1994 году, пишет и публикует в журнале «Новый мир» философские миниатюры «Крохотки», создаёт «Литературную коллекцию» о творчестве русских писателей.


Снова в России .

  • С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения (в журнале «Новый мир»).
  • Одновременно в «Литературной газете» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства - «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения».

  • Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС ] . Статья вызвала огромное количество откликов.
  • В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в этом же году он получает Госпремию за «Архипелаг ГУЛАГ».

  • В середине 90-х годов личным распоряжением президента Б.Н.Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове.
  • Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты Столыпина и Колчака.
  • В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.
  • В 1998 году был награждён Орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу

Вручение Государственной Премии.

  • 12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
  • Сам писатель вскоре после возвращения в страну учредил Литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».


  • Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове
  • Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.
  • прах Александра Солженицына был предан земле в Некрополе Донского монастыря, рядом с могилой историка Василия Ключевского.

Не стоит село без праведника…

Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу .

А.И.Солженицын.


  • Рассказ «Матрёнин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», во многом автобиографичен.
  • Прототипом главной героини Матрёны Васильевны Григорьевой была Матрёна Васильевна Захарова, женщина, у которой Солженицын жил после возвращения из ссылки.

  • Село Тальково, где разворачиваются события, - это деревня Мальцево Курловского района Владимирской области.
  • Но это не мемуары, а – «чистая литература».
  • Повествование в нём передано рассказчику Игнатьичу, вернувшемуся летом 1957 года из пыльной горячей пустыни (читай: из казахстанской ссылки) и отправившемуся на «поиски живой души» в самую «нутряную Россию»

  • Однако рассказ начинается с небольшого вступления о том, что на 184 км от Москвы поезд по непонятным причинам замедляет ход.
  • Этот зачин предваряет повествование о событиях трагических. Но речь о них впереди.
  • А пока мы узнаём о желании рассказчика учительствовать, о назначении в Торфопродукт, о поисках жилья и о том, что оно было наконец найдено в деревне Тальково у Матрёны, «одинокой женщины лет 60--ти»

  • А.Т.Твардовский сказал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес? Эта женщина не начитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
  • Сплошные НЕ! «У неё не так уборно, в запущи она живёт»; отзывы о Матрёне были неодобрительны: и не чистоплотная она была, и не бережная, и даже поросёнка не держала… Когда болела, «..не жаловалась, не стонала, не пила, не ела и ничего не просила»

  • Матрёну не понимал не только Игнатьич, человек по своему душевному складу близкий героине, но и родственники, односельчане.
  • В конце концов рассказчик постиг суть её характера и суть её жизни, но все остальные остались слепы и глухи.
  • Почему? Об этом размышляет автор на страницах своего рассказа.

  • Лучшие стороны характера Матрёны показывают несколько эпизодов. В первую очередь, это эпизод, когда Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрёны, которую она решила отдать Кире. Автор говорит: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда».
  • И таких эпизодов много: и просьба соседки помочь докопать картошку, и просьба жены председателя помочь колхозу. Она никогда не отказывает никому, даже если больна, и не берёт взамен ни копейки.
  • Она была в «ладах со своею совестью», была чиста, как ребёнок.

  • И эта доброта довела Матрёну до гибели. Люди не могли понять её душу, а использовали её помощь и доброту в корыстных интересах, даже не пытаясь ничего дать взамен.
  • Но ей и не нужны были ни деньги, ни продукты, а внимание, понимание, уважение.
  • А этого-то она и не дождалась!…

  • Муж пропал на войне, она не знала любви, заботы…
  • Матрёна никому не рассказывала о своей тяжёлой судьбе, видимо, боясь показаться слабой или просто не желая никого обременять.
  • Матрёна принимает тяжёлое решение сломать горницу, чтобы строиться приёмной дочери – лесу нет, а участок получен.
  • Она отчётливо понимает: «…было это - конец её жизни всей».

  • Символично, что гибнет она в тот момент, когда помогает перевезти горницу на новое место.
  • И приметы: потеря котелка на водосвятие, исчезновение колченогой кошки и «дуель» - словно предсказывают будущую трагедию.
  • Все её поступки – нарушение всех норм и правил, «канонов».
  • Жизнь её должна закончиться счастливой смертью, а не нелепой гибелью.
  • Матрёна погибает. На прощании лишь два человека искренне горюют о ней: её верная подруга Маша и приёмная дочь Кира.

Всех остальных волнует один вопрос:

кому достанется Матрёнино добро.

Плач по покойнице – это «не просто плач, а своего рода политика», плач-спор о разделе имущества.


Ни город.

Ни вся земля наша».


Рассказ, по существу, закончен пословицей. Но в словаре В.И.Даля она звучит иначе: «Не стоит город без святого, селение без праведника».

Солженицын же, не меняя структуру, усиливает смысл: ведь земля – это страна, родина, мир.

Cлайд 1

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

Cлайд 2

Cлайд 3

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

Cлайд 4

Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Cлайд 5

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

Cлайд 6

В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

Cлайд 7

В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

Cлайд 8

В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

Cлайд 9

«Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

Cлайд 10

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит («ей предстояло готовить избу не к празднику»). «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимофеевна О муже: «Уж будто не колачивал? … Раз только». Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться…» В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «… дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Стару ха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру… сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая… перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в Бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй… удачной». Матре на Васильев на

Cлайд 11

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит «ей предстояло готовить избу не к празднику». «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимо феев на О муже: «Уж будто не колачивал?… Раз только» Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться,…» Пять сыновей. В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «…дай Бог с работой справиться». «…дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Старуха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру…сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая…перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй…удачной». Матре на Васи льев на Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». В колхозе работала за палочки трудодней, «…помогала другим людям бесплатно». «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как- то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «…меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила».

Cлайд 12

«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

Cлайд 13

Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

Cлайд 14

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

Cлайд 15

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

Cлайд 16

«Мне почти не слышались её утренние хлопоты». А. И. Солженицын «… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело… Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест».

Любовь. Вопросы и задания к тексту. Словарная работа. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм. Вступление. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вернемся к эпиграфу урока. История государства Российского. Из жизни Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

«Кондратий Фёдорович Рылеев» - Из приговора по делу декабристов. Заговорщиков допрашивал сам государь. Петербург. Кондратий Федорович Рылеев. Пример обаяния Наполеона. Казнь совершилась. Выпущен прапорщиком в артиллерию. Я не поэт, а гражданин. Принят в члены Северного тайного общества. Победа над Наполеоном. Воспитание и образование. Поэт. Романтическая направленность поэзии. Попытка государственного переворота.

«Детство и юность Пушкина» - Детство. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Детство и Юность. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Происхождение. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Пушкин Александр Сергеевич. Юность.

«Литературная викторина по Пушкину» - Высочайше пожалованное Пушкину звание. Последние годы жизни Пушкина. Наполеон и Байрон –любимые герои романтической молодежи начала 19 века. Юность поёт о любви - муж воспевает тревоги. Ода «Вольность». Пушкин родился в Москве на Немецкой улице. Назовите художника. Орест Кипренский. Самовластительный злодей. По какому поводу обнимал. Первое стихотворение А. С. Пушкина. Южная ссылка. В Стихотворении «К морю» Пушкин называет их «властителями наших дум».

«Славянская мифология» - Cамовилы. Живопись. Влияние на культуру. Происхождение термина. Актуальность сборника, включающего в себя материал о персонажах. Жердяй. Действительные случаи. Tюха Лохматая. Сборник состоит из трех частей. Aнчутка. Славянская мифология. Bолкодлак. Yдельница. Углубить знания о славянской мифологии. Восточнославянская мифология. Сверхъестественные существа в славянской мифологии. Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа.

«Пугачёв и пугачёвщина» - Жизненные позиции Пугачева. Гринёв. Роль образа Пугачева. Борьба двух начал. Эволюция характера. Прочитать повесть. Знакомство. Волк или человек. Портрет. Историчность Пугачева. Пугачев и пугачевщина. Изверг и злодей. Пугачевщина. Деликатность души. Влияние на жизнь героев. Обращение к фольклору. Историческая личность. Традиционный романтический мотив. Две стороны одной медали. Отношение других персонажей.




Top