Про Илью Муромца: Три поездки Ильи Муромца. Урок "ильины три поездочки" Былины про ильины три поездочки поэтический вариант

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем...», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    Первый подвиг богатыря.
    Второй подвиг богатыря.
    Третий подвиг богатыря.
    Илья Муромец - защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.




В. Васнецов. Богатыри, холст, масло,295,3x446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3


О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4







БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.






Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»


Ученые классифицируют богатырей -на старших и - младших. К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.






ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца это чувство справедливости и сознание своего долга стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он герой общенародный, общерусский. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».








Словарная работа Облатынивать- Заподваливать- Не простофильтесь- Башлыки- Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19


Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!




В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто- тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»


В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри" 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23
Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25




Домашнее задание: с выр. чт., раздел. на части, найти послов., поговор., загадки о богатырях (ж.) 27

«Три поездки Ильи Муромца» – старинная русская былина, главным героем которой стал настоящий богатырь - честный, отважный, мужественный силач, защитник земли русской, Илья Муромец.

Краткое содержание «Три поездки Ильи Муромца» для читательского дневника

Название : Три поездки Ильи Муромца

Число страниц : 7. «Русские былины и сказки. Илья Муромец». Издательство «Вагриус». 1996 год

Жанр : Былина

Год написания : 1871 год

Главные герои

Илья Муромец - невероятной силы русский богатырь, добрый, честный, справедливый.

Сюжет

Однажды Илья Муромец выехал в чистое поле, где увидел большой камень Алатырь, лежавший на перекрестке трех дорог. Прочитав надпись на камне, богатырь узнал, что если поехать прямо – быть убитому, поехать направо – быть богатому, поехать налево – женатому быть. Поразмыслив, Илья Муромец решил, что богатство ему совсем не нужно, раз нет семьи. Жениться также поздно, ведь молодость давно прошла. И решил тогда отважный богатырь двинуться прямо - в том направлении, где, согласно надписи на Алатыре, его ждала верная смерть.

Проехав какое-то время, оказался Илья Муромец в топях Смоленских, где увидел сорок тысяч разбойников. Заметив одинокого всадника, разбойники обрадовались - они считали, что Илья Муромец станет для них легкой добычей. Богатырь сразу признался, что нет у него никакого богатства, а есть только верный конь, седло, уздечка, да шлем весом под сорок пудов. И тут Илья принялся размахивать своим тяжелым шлемом, и перебил всех разбойников. Вернувшись к пророческому камню, он написал, что прямая дорога теперь чиста.

Илья Муромец решил отправиться по той дороге, что пророчила женитьбу. Добравшись до белокаменных палат, он встретил девицу-красавицу, которая принялась его расспрашивать. Однако богатырь сказал, что ему сейчас не до расспросов - отдохнуть вначале нужно. Отвела девица его в спальню, и принялась на кровать укладывать. Вдруг Илья Муромец резко схватил девицу поперек туловища и бросил на кровать. Она упала в подвал, где Илья увидел двенадцать богатырей. Выпустил он их на волю, вернулся к камню и исправил вторую надпись.

Отправился Илья Муромец в третью сторону, где нашел три погреба с серебром и золотом. Раздал он все богатство сиротам, бездомны и нищим, после чего вернулся к Алатырю, и исправил третью надпись.

План пересказа

  1. Камень Алатырь.
  2. Илья Муромец выбирает прямую дорогу.
  3. Победа над разбойниками.
  4. Встреча с коварной девицей и освобождение богатырей.
  5. Третий путь, раздача золота беднякам.

Главная мысль

Для настоящего богатыря семья - это не жена, а его родная земля, которую он должен защищать от врагов.

Чему учит

Былина учит храбрости, мужеству, справедливости, честности. Она учит не бояться трудностей и идти до конца ради достижения поставленной цели.

Отзыв

В этой былине Илья Муромец представлен отважным, смелым, невероятно сильным и абсолютно бескорыстным богатырем. Именно такими должны быть народные герои, на которые нужно равняться всем людям.

Пословицы

  • Славна богатырями русская земля.
  • Богатырская рука однажды бьет.
  • И один в поле воин.

Что понравилось

Понравилось, что Илья Муромец был абсолютно бескорыстным, щедрой души человеком. Он не гнался за богатством или счастьем в личной жизни, и точно следовал своему предназначению - служить Родине.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 22.

На этой странице можно прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» в различных вариантах изложения. Как известно, былина является одной из форм народного творчества. С древних времен люди передавали из уст в уста истории, о которых слышали. А поэтому не удивительно, что одну и ту же историю мы находим в разных вариантах изложения. Для удобства воспользуйтесь навигацией по статье.

Оригинал былины «Три поездки Ильи Муромца» из сборника «Онежские былины», записанные Гильфердингом А.Ф.

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил‑гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь‑камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать‑тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую‑то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил‑погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати‑подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы‑товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь‑ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить‑трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять‑то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться‑ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы ‑
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал‑сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь‑ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь‑ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил‑прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ‑
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй‑кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи‑тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ‑то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка‑то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай‑хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют‑то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке‑то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
Златом‑серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑е. В 3‑х тт. М. – Л., 1950, т. 2. №171.

Три поездки Илья Муромца (в пересказе А. Нечаева)

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи, призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей–подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.

Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать - убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, вела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, улещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать. В дороге небось умаялся!
Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное.
Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку - красну девицу - в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.

После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
- В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.


Переложение былины «Три поездки Ильи Муромца»

Ездил старый казак Илья Муромец по Руси великой, да наехал на чудо чудное. Лежит на дороге бел горюч камешек, Алатырь называется, а на камне том три надписи. Написаны в тех надписях таковы слова:

«Налево поедешь - богатым будешь,
Прямо поедешь - женатым будешь,
Направо поедешь - убитым будешь»

Стал Илья думать думу крепкую:

На что мне, старому, богатым быть? Своего богатства у меня никогда не было, а чужое мне на старости лет не надобно. Да на что мне, старому, женатым быть? Молодую взять - чужая корысть, а старую я и сам не возьму. Поеду туда, где убитым быть.

Поехал Илья Муромец направо. Доехал Илья до леса тёмного, выскочили на него из тёмного леса сорок разбойников. Говорил им Илья, приговаривал:

Ай же вы, страннички-разбойнички! Вам убить-то меня, старика, славы нет, а отнять у меня нечего - вам и корысти нет. Всего-то у меня денег в карманах семь тысячей, да тесьмяная узда на коне в одну тысячу, да седло кованое в десять тысячей. А коню своему я и цены не знаю: в гриве у него скатен жемчуг, а промеж ушей горят камни самоцветные, не для красы-басы, а ради тёмной ночки осенней, чтоб видеть куда идёт мой добрый конь.

Отвечали ему на то разбойники:

Ах ты, старая собака, насмехаешься! Что с тобой долго разговаривать!

Да набросились на Илью Муромца.

Соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт - там улица, назад отмахнёт - переулочек, разметал он все сорок разбойников.

Поехал Илья назал к Алатырь-камешку, стирал он надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил направо Илья Муромец, а убит не бывал».

Поехал Илья дорожкой прямою, где женатым быть. Долго ли, коротко ли, видит: стоит посреди чиста поля широкий двор, на том дворе высокий терем - палаты белокаменные, в те палаты ведёт резное крыльцо узорчатое. На том крыльце стоит красна девица, коса русая до пояса, говорит Илье таковы слова:

Ай же ты, удалой добрый молодец! Ты пожалуй ко мне во высокий терем, напою-накормлю тебя хлебом-солью.

Сходил Илья с добра коня, оставлял он коня непривязанного, поднимался на крыльцо узорчатое, заходил с красной девицей в высокий терем. Садились они за столы дубовые, ели-пили весь долгий день до вечера.

Под вечер выходит душечка красна девица из-за стола, говорит старому казаку Илье Муромцу:

Ай же ты, удалой добрый молодец! Не пойдешь ли ты в спаленку тёплую, на кровать тесовую, на перину пуховую - спать-почивать после дальней дороженьки.

Повела девица Илью Муромца в спальню тёплую, подвела к кровати тесовой, говорит:

Ты ложись, добрый молодец, к стеночке, а я-то лягу с краешку.

Отвечает ей Илья Муромец:

Нет, ложись-ка ты, краса-девица к стеночке, а мне, старику, с краешку удобней спать.

Схватил он девицу да кинул на перину мягкую. А кровать та оказалась подложная, провалилась она в погреба глубокие, а с нею и обманщица красна девица.

Выбегал тут Илья на улицу, нашел двери того погреба: колодьем-то они завалены, песками-то они засыпаны. Илья колодья ногами распихивал, пески руками распорхивал, пинал он двери кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей. А той обманщице красной девице рубил с плеч буйну голову.

Садился тут Илья Муромец на добра коня, возвращался к Алатырь-камешку, стирал надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил прямо Илья Муромец, а женат не бывал».

Поехал тогда Илья по последней дороженьке - где богатым быть. Долго ли, коротко - наехал на три погреба глубокие. Пошёл Илья в те погреба, видит - в них злата да серебра, да белого скатного жемчуга несметные сокровища. Раздарил Илья красно золото нищей братии, чисто серебро раздал каликам да богомольцам, на круглый скатный жемчуг понастроил церквей да монастырей, а себе ничего не оставил.

Вернулся он к Алатырь-камню, стирал надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил налево Илья Муромец, а богат не бывал».

На том поездки Ильи Муромца и закончились.

Ильины три поездочки (поэтический вариант)

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:

«Прямо ехать - убитому быть!
Влево ехать - женатому быть!
Вправо ехать - богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »

Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что - судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »

Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью темною-растемною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремневеньких
Выглядали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пес-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
«Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью! »

Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Вот тут-то разбойнички
На богатство и обзарилися,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
«Мы убьем его, пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко! »
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака,
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калену стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.

Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычеркивал,
Надпись новую надписывал:
«Богатырь Илья Муромец
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую! »

Источник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях. Ч.1.


Былина «Ильины три поездочки» (прозаический вариант) в пересказе И. В. Карнауховой

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».


«Витязь на распутье» - картина Виктора Васнецова, 1882

Призадумался Илья Муромец:

— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

— Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»

— Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

— Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».

— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    Первый подвиг богатыря.
    Второй подвиг богатыря.
    Третий подвиг богатыря.
    Илья Муромец - защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

  • Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.




Top