Проблема любви в литературе. Произведения о любви и верности

Объемные отношения газов при химических реакциях.

Цель: закрепить знания о газах, уметь вычислять объемные отношения газов, по химическим уравнениям используя закон объемных отношений, применять закон Авогадро и понятие молярного объёма при решении задач.

Оборудование: Карточки с задачами, на доске закон Авогадро.

Ход урока:

I Орг. момент

Повторение

1.Какие существуют вещества в газообразном состоянии?

(Н 2 , N 2 , О 2 , СН 4 , С 2 Н 6 )

2.Какое понятие характерно для этих газов? («Объем»)

3.Какой ученый предположил, что в состав газов входят 2 атома и какие?

(А.Авогадро, Н 2 , О 2 , N 2 )

4. Какой закон был открыт Авогадро?

(В равных объемных различных газов при одинаковых условиях(t и давления) содержится одинаковое число молекул)

5. По закону Авогадро 1 моль любого газа занимает объем равен (22,4 л/моль)

6.Каким законом обозначается объем газа? (V м – объем молярный)

7. По каким формулам мы находим: V , V м, количества вещества?

V м = V v = V V = V м ∙ v

v V м

II . Изучение материала

Когда вступивший в реакцию реагент и полученный продукт находится в газообразном состоянии, то по уравнению реакции можно определить их объемные отношения.

Например, рассмотрим взаимодействие водорода с хлором. Например уравнение реакции:

Н 2 + CI 2 = 2НС I

1 моль 1 моль 2 моль

22,4 л/моли 22,4 л/моли 44,8 л/моли

Как видим, 1 моль водорода и 1 моль хлора, вступив в реакцию, образуют 2 моль хлороводорода. Если сократить эти числовые значения объемов на 22,4, то получим объемное отношения 1:1:2. Таким способом можно определить и объемные отношения газообразных веществ при нормальных условиях.

Закон Авогадро, играющий важную роль в химических расчетах газообразных веществ, формируется следующим образом:

В равных объемах при одинаковых внешних условиях ( t и давление) содержится одинаковое число молекул.

Из этого закона вытекает следствие, что 1 моль любого газа при нормальных условиях всегда занимает один и тот же объем (молярный объем газа). Равный 22,4 л.

Коэффициенты в уравнениях реакции показывает число молей и число объемов газообразных веществ.

Пример: Рассчитайте, какой объем кислорода расходуется при взаимодействии с ним 10м³ водорода.

Запишим уравнение реакции

10 м³ х м³

2Н 2 + О 2 = 2Н2О

2 моль 1 моль

2 м³ 1 м³

По уравнению реакции известно, что водород и кислород вступают в реакцию в объемных отношениях 2:1.

Тогда 10:2 = Х:1, Х = 5 м³. Следовательно, чтобы 10м³ водорода вступили в реакцию необходимо 5 м³ кислорода.

Расчеты с применением закона Авогадро.

I тип задач.

Определение количества вещества по известному объему газа и вычисление объема газа (н.у.) по производству количеству вещества.

Пример 1. Вычислите количество молей кислорода, объем которого при н.у. занимает 89,6 л.

По формуле V = V м ∙ v находим количество вещества v = V

V м

v (O 2 ) = _____89,6л___ = 4 моль

22,4 л/моль Ответ: v (O 2 ) = 4 моль

Пример 2. Какой объем при нормальных условиях занимает 1,5 моль кислорода?

v (O 2 ) = V м ∙ v = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л.

II тип задач.

Вычисление объема (н.у.) по массе газообразного вещества.

Пример. Вычислите, какой объем (при н.у.) занимают 96 г кислорода. Сначала находим молярную массу кислорода О 2 . Оно равно М (О 2 ) = 32 г/моль.

Теперь по формуле m = M v находим.

v (O 2 ) = m = 96 г____ = 3 моль.

М 32 г/моль

Вычислите объем, занимаемый 3 моль кислорода (н.у), по формуле V = V м ∙ v :

V (O 2 ) = 22,4 л/моль ∙ 3 моль = 67,2 л.

Ответ: V (O 2 ) = 67,2 л.

III . Закрепление урока

1. работа с упр. стр 80 (8,9)

2. д/з: параграф 29 стр. 80 упр. 10

Химия
Общая химия

Основные понятия, законы и теории химии

Объемные отношения газов в химических реакциях. Закон Авоґадро

Закон объемных отношений Гей-Люссака
Газы реагируют между собой в определенных объемных соотношениях. В 1808 г. Ж. Л. Гей-Люссак установил такую закономерность:
Объемы газов, вступающих в реакцию, относятся друг к другу и газообразных продуктов реакции как небольшие целые числа .
Открытый ученым закон известен в химии как закон объемных відношен ь. Для его соблюдения необходимо, чтобы объемы газов, участвующих в реакции, измерялись при одинаковых температур и давления.
Отношение объемов газов, вступающих в химическую реакцию, соответствуют коэффициентам уравнения, например: .
В данном случае 3 объемы водорода реагируют с 1 объемом азота в результате чего образуются 2 объема аммиака, то есть выдерживается соотношение .
Задача. Какой объем водорода необходим для реакции с 2 м 3 азота?
Решение
Из уравнения реакции видно, что объем водорода должен быть в 3 раза больше объема азота:
объем водорода м 3 .
Закон Авоґадро
Для объяснения простых соотношений между объемами газов, что реагируют, используют закон Авоґадро: В равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температура и давление) содержится одинаковое число молекул.
Из закона Авоґадро вытекают два никогда не давала и:
1) Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объем.
При нормальных условиях (н. у.), то есть при температуре 273 К и давлении 101,3 кПа (1 атм), 1 моль любого газа занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называют молярным объемом газа и обозначают как л/моль.
Молярный объем можно рассчитать по формуле
.
2) При постоянном давлении и температуре плотность газа определяется только его молярною массой.
Это позволяет ввести понятие относительной плотности первого газа по второму:
,
где D - относительная плотность, которая показывает, во сколько раз первый газ тяжелее второй при одинаковых условиях.
Чаще всего используют относительную плотность газа по водороду. Тогда:
; .
Можно рассчитать относительную плотность по любым газом.

Цели урока:

Просмотр содержимого документа
«Химия 9 класс Объемные отношения газов в химических реакциях. Вычисление объемных соотношений газов по химическим уравнениям.»

Урок химии по теме «Объёмные отношения газов в химических реакциях. Вычисление объёмных соотношений газов по химическим уравнениям»

Урок № 3 по методике критического мышления

Цели урока: формировать знания учащихся о законе объёмных отношений для газообразных веществ на примере химических реакций органических веществ; формировать умение применять закон объёмных соотношений для расчетов по химическим уравнениям. Совершенствовать умения учащихся решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций. Развивать умение учащихся составлять химические задачи. Развивать критическое мышление. Формировать положительное отношение к изучению предмета, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Оборудование: карточки- задания.

Ход урока.

I .Разминка (Учащиеся привлекаются к высказыванию собственных мыслей)

А. Франс «Когда человек мыслит, он имеет сомнение, но он уверен, когда…»

Как бы вы закончили эту фразу?

Учащиеся работают в группах. Записывают предложенные варианты. Выбирают те, которые по их мнению подходят больше.

Вывод: «Когда человек мыслит, он имеет сомнение, но он уверен, когда действует».

Я надеюсь, что дело, которым мы будем заниматься на уроке, вас заинтересует и вы проявите свои способности и умения.

ІІ. Мотивация познавательной деятельности.

Объявление темы и задач урока.

Ш. Степень актуализации

По диаграмме Вена вспомнить химические свойства алкенов и алкинов.

Чему равен молярный объём любого газа при н.у.

Ответ: 22,4 л/ моль

Как формулируется закон Авогадро?

Ответ: В одинаковых объёмах разных газов при одинаковых условиях (t,p) содержится одинаковое число молекул.

Вывод: объёмы газообразных реагентов и продуктов реакции соотносятся как их коэффициенты в уравнениях реакции. Эта закономерность используется для химических расчетов.

Творческое задание: (Дает возможность убедиться в стойких знаниях учащихся по теме)

В трех пронумерованных пробирках, закрытых пробками, находятся: метан, этилен, ацетилен. Как распознать, где какой газ находится?

IV . Степень осознания (доведение до сознания учащихся материала, который опирается на проблемность, поиск истины).

Усиленная лекция («Карусель»: сначала даются основные понятия по решению задач; по окончании учащиеся объединяются в пары, решают подобные задачи; составляют подобные задачи, которые решает соседняя пара и т.д.)

Объём хлора (н.у.), который вступит в реакцию с 7 л пропена, равен:

а) 14 л; б) 10 л; в) 7 л; г) 22,4 л.

3. Вычислить объём воздуха, который понадобится для сжигания смеси,

которая состоит из 5 л этилена и 7 л ацетилена (н.у.).

    Укажите, какой объём водорода необходим для полного гидрирования 7 л этилена в соответствии с уравнением реакции:

С 2 Н 4 + Н 2 = С 2 Н 6 а) 7 л; б) 6 л; в) 14 л; г) 3,5 л.

Работа в парах. Учащиеся, объединившись в пары, составляют подобные задачи, которые решает соседняя пара:

    Объём водорода, необходимый для полного гидрирования 15 л бутина, равен: а) 15 л; б) 30 л; в) 7,5 л; г) 3.5 л.

    Какой объём хлора присоединится к 5 л ацетилена в соответствии с уравнением реакции С 2 Н 2 + 2Cl 2 = С 2 Н 2 Cl 2:

а) 5 л; б) 10 л; в) 2,5 л; г) 22,4 л.

3. Вычислить объём воздуха, который необходимо потратить на сжигание

10 м 3 ацетилена (н.у.).

V . Рефлексия

Выполнение задания по карточке.

Вычислить объём водорода, который необходим для полного гидрирования вещества Х.

(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, после окончания работы сверяют ответы).

Объём вещества Х,л

Формула вещества Х

Уравнение гидрирования

водорода,л

V І . Выводы по уроку

Формулируются задания на следующий урок.

V І I . Итоги урока

VIII . Домашнее задание

Проработать параграф 23, выполнить упражнения 206, 207 на стр. 149




Top