Проблема любви в рассказе солнечный удар. «Солнечный удар»: беспамятство любви и память чувства

Множество произведений И. Бунина - гимны настоящей любви, в которой есть все: и нежность, и страсть, и ощущение той особой связи между душами двух любящих. Такое чувство описано и в рассказе «Солнечный удар», который писатель считал одним из лучших своих произведений. Ученики знакомятся с ним в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись анализом произведения, представленным ниже. Разбор также поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1925 г.

История создания - На написание произведения И. Бунина вдохновила природа Приморских Альп. Рассказ был создан в период, когда писатель работал над циклом произведений, связанных любовной тематикой.

Тема - Главная тема произведения - настоящая любовь, которую человек чувствует и душой, и телом. В завершающей части произведения появляется мотив разлуки с любимым человеком.

Композиция - Формальная организация рассказа несложная, однако есть определенные особенности. Элементы сюжета размещены в логической последовательности, но начинается произведение завязкой. Еще одна особенность - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

«Солнечный удар» был написан И. Буниным в 1925 году. Стоит отметить, что год написания совпал с периодом, когда писатель работал над рассказами, посвященными теме любви. Это один из факторов, объясняющий психологическую глубину произведения.

Об истории создания И. Бунин рассказывал Г. Кузнецовой. После разговора женщина написала в своем дневнике следующее: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А. (Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»

Тема

В «Солнечном ударе», анализ произведения следует начать с характеристики главных проблем. В рассказе отобразился мотив , очень распространенный как в мировой, так и в отечественной литературе. Тем не менее, автор сумел раскрыть его оригинально, углубившись в психологию героев.

В центре произведения тема искренней, пылкой любви, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, разлуки влюбленных, внутреннего противоречия, вызванного несовместимостью чувств и обстоятельств. Проблематика произведения основана на психологизме. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях - поручике и прекрасной незнакомке.

Начинается рассказ описанием обеда на палубе корабля. Именно в таких условиях познакомились молодые люди. Между ними сразу же пробежала искра. Мужчина предложил девушке сбежать от посторонних. Сойдя с корабля, они направились в гостиницу. Когда молодые люди остались наедине, пламя страсти сразу же охватило их тела и разум.

Время в гостинице пролетело незаметно. Утром поручик и прекрасная незнакомка вынуждены были расстаться, но сделать это оказалось очень сложно. Молодые люди раздумывают, что же с ними произошло. Они предполагают, что это был солнечный удар. В этих рассуждениях кроется смысл названия произведения. Солнечный удар в данном контексте - символ внезапного психического потрясения, любви, затмевающей разум.

Возлюбленная уговаривает поручика проводить ее на палубу. Здесь мужчина, кажется, снова поражается солнечным ударом, ведь позволяет себе поцеловать незнакомку при всех. Герой долго не может оправиться после разлуки. Его терзают мысли о том, что у его возлюбленной, скорее всего, есть семья, поэтому им не суждено быть вместе. Мужчина порывается написать возлюбленной, но потом понимает, что не знает ее адреса. В таком мятежном состоянии герой проводит еще одну ночь, недавние события понемногу отдаляются от него. Тем не менее, они не проходят бесследно: поручику кажется, что он постарел лет на десять.

Композиция

Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий - ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация - сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка - вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.

Жанр

Жанр произведения И. Бунина «Солнечный удар» - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия влюбленных, главных героев всего два. Направление рассказа - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 107.

Произведения 19 века в основном были посвящены теме любви, но легкая романтическая любовь была неинтересна писателям, необходимо было, чтобы главные герои проверили свои чувства, пройдя ряд испытаний. Писатели в рассказах пытались ответить на главный вопрос о том, что такое любовь, как она влияет на жизнь человека, губит ли она его или же это спасение, как долго это чувство может продолжаться.

Иван Бунин показывает в своих рассказах всю трагичность любви: она прекрасна, но губительна для человека. Обычно любовь у бунинских героев не переходит в семейное русло, где обыденность и быт смогут эти чувства занизить или совсем уничтожить. Вот такую любовь показывает писатель в произведении «Солнечный удар », где главные герои переживают сильнейшие чувства, они влюблены.

У персонажей рассказа нет имен, есть только он, она и их переживания. Такая общность позволяет каждому, кто читает этот рассказ, испытать какие-то свои чувства и воспринимать сюжет по-своему. Несмотря на то, что главная героиня женщина, автор все-таки смотрит на все происходящее глазами героя-мужчины. Традиционное начало в рассказе: главные герои путешествуют на теплоходе, и случайная их встреча оказывается вспышкой нового чувства.

Их влечение настолько сильно, что они решают вступить и в более реальную связь. Не зная имен, они уединяются в одном из номеров. Но уже новый день не приносит им ничего хорошего: после мгновенно вспыхнувшей любви появляется разочарование. Оба они пытаются не вспоминать, что с ними произошло. Они расстаются, так и не познакомившись. Герои не переживают из-за расставания, делая равнодушный вид.

И только через несколько месяцев поручик понимает, что любит и страдает, но он ничего о ней не знает, даже имени. Пройдя через нравственные страдания, герой снова оказывается на корабле. Но теперь нет и следа его веселью, его душа постарела, да и он сам говорит о том, что чувствует себя намного старше, чем есть на самом деле.

Интересно название, которое писатель дал своему рассказу. Солнечный удар ассоциируется с молнией, вспышкой, которое сражает, сбивает человека с ног, но когда исчезает, то человек страдает и мучится. Природа становится еще одним действующим лицом в бунинском рассказе. Она по сюжету присутствует всегда, создавая определенный эмоциональный настрой. Темная ночь накануне близости столь хороша, что они, герои, не могут не оказаться вместе. Рассвет - это зеркальное отражение того чувства, которое внезапно испытали герои: заря потухала, продолжая еще кое-где светится.

Бунин использует окружающий мир, чтобы показать счастье, которое ждет героев впереди. Но огоньки, уплывающие вдаль, - это символ монотонности и рутинности жизни, где не может существовать яркое чувство. Детали, воссозданные автором, помогают более точно показать, как возникает это тонкое чувство, как возникает взаимное влечение молодых тел. Руки у девушки миленькие и сильные, а тело крепкое и смуглое.

Любовь, показанная Буниным, не описывается автором духовно, она лишь физическая. И дальше в текст писатель вставляет много глаголов, чтобы показать реальность картины и то, насколько поступок основных персонажей необдуман. Сама героиня их роман назвала солнечным ударом. Молодая женщина ведет себя рассудительно, показывая своему возлюбленному, что это был легкий роман, в котором не нужно никакого продолжения.

Главный герой ведет себя по-другому. Он тоже не думает о продолжении романа, пока не начинает понимать, что влюблен. Поручик после этого романа уже не может сказать, что оно стало забавным. Воспоминания о том, что произошло - это уже мучения и страдания для главного героя. Не понимая, как дальше жить, он не видит цели в своей жизни, она ему кажется бессмысленной. Его сердце поразил страшный солнечный удар.

В конце рассказа автор показывает читателю и внешний облик героя, чтобы сопоставить его внутренний мир и основные черты его облика. Лицо героя серое от загара, голубые глаза и выгоревшие усы. Иван Бунин опять показывает читателю детали, которые позволяют понять чувства героя. Но автор упорно показывает и доказывает, что у этой любви нет будущего, она не может развиться. Счастье и любовь не могут продолжаться вечно, утверждает автор, они мимолетны, но полны страданий.

«Солнечный удар»: беспамятство любви и память чувства

Михайлова М. В.

Притяжение душ, взаимопонимание, духовная общность, сходство интересов всегда были важнее, чем тяготение тел, стремление к физической близости. Последнее - в согласии с христианскими догмами - даже осуждалось. Над Анной Карениной Л.Толстой вершит строгий суд, что бы там ни говорили различные критики. В традициях русской литературы было и изображение женщин легкого поведения (вспомним Сонечку Мармеладову) как чистых и непорочных созданий, чья душа никак не затронута "издержками" "профессии". И уж никоим образом не могла приветствоваться и не оправдывалась кратковременная связь, спонтанное сближение, плотский порыв мужчины и женщины друг к другу. Женщина, вступившая на этот путь, воспринималась как существо или легкомысленное, или отчаявшееся. И, конечно, никогда такие отношения не назывались любовью. Страсть, влечение в лучшем случае. Но не любовь.

Бунин принципиально переосмысливает эту "схему". Для него чувство, внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, вызывающее ассоциацию с солнечным ударом. Он убежден в этом. "Скоро выйдет, - писал он своему знакомому, /.../ рассказ "Солнечный удар", где я опять, как в романе "Митина любовь", в "Деле корнета Елагина", в "Иде", - говорю о любви".

Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе - основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе, т.к. переворачивает человека, резко меняет течение его жизни. Многое сближает в этом отношении Бунина с Тютчевым, который тоже считал, что любовь не столько вносит гармонию в человеческое существование, сколько проявляет "хаос", таящийся в нем. Но если Тютчева все же привлекал "союз души с душой родной", выливающийся в конечном счете в роковой поединок, если в его стихах мы видим неповторимые индивидуальности, которые изначально, даже стремясь к этому, не в состоянии принести друг другу счастье, то Бунина не волнует союз душ, скорее его потрясает союз тел, рождающий в свою очередь особое понимание жизни и другого человека, чувство неистребимой памяти, которое и делает жизнь осмысленной, а в человеке проявляет его индивидуальность.

Можно сказать, что весь рассказ "Солнечный удар", выросший, как признавался сам писатель, из одного мысленного "представления о выходе на палубу /.../ из света в мрак летней ночи на Волге", посвящен описанию этого погружения во тьму, которое переживает поручик, потерявший свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти "умопомрачение", происходит на фоне нестерпимо душного солнечного дня, наполняющего все вокруг пронизывающим зноем. Обжигающими ощущениями буквально переполнены все описания: номер, где проводят ночь случайные попутчики, "горячо накален за день солнцем". И следующий день начинается с "солнечного, жаркого утра". И позже "все вокруг было залито жарким, пламенным /.../ солнцем". И даже к вечеру в комнатах распространяется жар от нагретых железных крыш, ветер поднимает белую густую пыль огромная река блестит под солнцем, даль воды и неба ослепительно сияет. А после вынужденных скитаний по городу погоны и пуговицы кителя поручика "так нажгло, что к ним нельзя было прикоснуться. Околыш картуза был внутри мокрый от пота, лицо пылало...".

Солнечность, слепящая белизна этих страниц должны напоминать читателям о настигшем героев рассказа "солнечном ударе". Это одновременно и безмерное, острейшее счастье, но это все же удар, хотя и "солнечный", т.е. болезненное, сумеречное состояние, потеря рассудка. Поэтому если вначале эпитет "солнечный" соседствует с эпитетом "счастливый", то потом на страницах рассказа возникнет "радостное, но здесь как будто бесцельное солнце".

Бунин очень осторожно раскрывает неоднозначный смысл своего произведения. Он не дает участникам кратковременного романа сразу понять, что с ними произошло. Первой слова о каком-то "затмении", "солнечном ударе" произносит героиня. Позже он в недоумении повторит их: "В самом деле, точно какой-то "солнечный удар". Но она еще говорит об этом не задумываясь, больше обеспокоенная тем, чтобы сразу прекратить отношения, так как ей может быть "неприятно" их продолжение. Если поручик поедет опять вместе с ней, "все будет испорчено", предполагает она. При этом героиня неоднократно повторяет, что подобного с ней никогда не происходило, что случившееся – для нее самой непонятно, непостижимо, уникально. Но поручик как бы мимо ушей пропускает ее слова (потом он, правда, со слезами на глазах, может быть, только для того, чтобы воскресить ее интонацию, повторит их), он легко соглашается с нею, легко довозит ее до пристани, легко и беззаботно возвращается в номер, где только что они были вдвоем.

А вот теперь-то и начинается главное действие, потому что вся история сближения этих двоих людей была только экспозицией, только подготовкой к тому потрясению, которое свершилось в душе поручика и в которое он сразу не может поверить. Сначала речь идет об странном ощущении пустоты комнаты, которое его поразило, когда он вернулся. Бунин смело сталкивает в предложениях антонимы, чтобы заострить это впечатление: "Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею - и пуст. /.../ Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было". И в дальнейшем этот контраст - присутствия человека в душе, в памяти и его реального отсутствия в окружающем пространстве - будет усиливаться с каждым мгновением. Нарастает в душе поручика ощущение дикости, неестественности, неправдоподобности произошедшего, нестерпимость боли от потери. Боли такой, что от нее надо во что бы то ни стало спасаться. Но спасения нет ни в чем. И каждое действие только приближает к мысли, что ему не "избавиться от этой внезапной, неожиданной любви" никаким способом, что вечно будут преследовать его воспоминания о пережитом, "о запахе ее загара и холстинкового платья", о "живом, простом и веселом звуке ее голоса".

Когда-то Ф.Тютчев умолял:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь по ней.

Героям Бунина не надо заклинать: "мука вспоминанья" всегда при них. Писатель великолепно рисует то страшное чувство одиночества, отторжения от других людей, какое испытал поручик, пронзенный любовью. и увидеть в ее измене мужу порыв к свободе и протест против гнета вообще Достоевский считал, что такое чувство может испытывать человек, совершивший страшное преступление. Таков его Раскольников. Но какое преступление совершил поручик? Только то, что он оказался поражен "слишком большой любовью, слишком большим счастьем"!? Однако именно это сразу же выделило его из массы обыкновенных людей, живущих обыденной, ничем не примечательной жизнью. Бунин специально выхватывает из этой массы отдельные человеческие фигуры, чтобы прояснить эту мысль. Вот у подъезда гостиницы остановился извозчик и просто, беспечно, равнодушно, спокойно сидя на козлах, курит цигарку, а другой извозчик, отвозящий поручика на пристань, весело говорит что-то. Вот бабы и мужики на базаре энергично зазывают покупателей, нахваливая свой товар, а с фотографий смотрят на поручика довольные новобрачные, хорошенькая девица в заломленном картузе, и какой-то военный с великолепными бакенбардами, в украшенном орденами мундире. И в соборе церковный хор поет "громко, весело, решительно".

Конечно, веселье, беззаботность и счастье окружающих увидены глазами героя, и, наверное, это не совсем так. Но в том-то и дело, что отныне он видит мир именно таким, проникаясь к людям, не "ударенным" любовью, "мучительной завистью" - ведь они действительно не испытывают той нестерпимой муки, то неимоверного страдания, которое не дает ему ни минуты покоя. Отсюда его резкие, какие-то конвульсивные движения, жесты, порывистые действия: "быстро встал", "торопливо пошел", "в ужасе остановился", "стал напряженно смотреть". Писатель особое внимание уделяет именно жестам персонажа, его мимике, его взглядам (так в поле его зрения неоднократно попадает неубранная постель, возможно еще хранящее тепло их тел). Важны также его впечатления от бытия, ощущения, произнесенные вслух самые элементарные, но потому и ударные фразы. Только изредка получает читатель возможность узнать о его мыслях. Так выстраивается бунинский психологический анализ - одновременно и тайный, и явный, какой-то "сверхнаглядный".

Кульминацией рассказа можно считать фразу: "Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах, во всем этом незнакомом городишке и в этой старой уездной гостинице была она, эта радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части". Известно даже, что в одной из редакций рассказа было сказано, что у поручика "зрела упорная мысль о самоубийстве". Так прочерчивается водораздел между прошлым и настоящим. Отныне существует он, "глубоко несчастный" и некие они, другие, счастливые и довольные. И Бунин согласен с тем, что "дико, страшно все будничное, обычное" сердцу, которое посетила великая любовь - то, "новое... странное, непонятное чувство", которое этот ничем не примечательный человек "даже предположить в себе не мог". И свою избранницу мысленно герой обрекает в дальнейшем на "одинокую жизнь", хотя прекрасно знает, что у нее есть муж и дочь. Но муж и дочь присутствуют в измерении "обычной жизни", как в "обычной жизни" остались простые, незатейливые радости. Поэтому для него после расставания весь мир вокруг превращается в пустыню (недаром в одной из фраз рассказа – совсем по другому поводу – упоминается Сахара). "Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, и казалось, что в них нет ни души". В номере веет зноем "светоносного (а значит, бесцветного, ослепляющего! - М.М.) и совершенно теперь опустевшего, безмолвного... мира". Этот "безмолвный волжский мир" приходит на смену "безмерному волжскому простору", в котором растворилась, навеки исчезла она, любимая, единственная. Этот мотив исчезновения и одновременно присутствия в мире человеческого существа, живущего в людской памяти, очень напоминает интонацию бунинского рассказа "Легкое дыхание" о сумбурной и неправедной жизни юной гимназистки Оли Мещерской, обладавшей этим самым необъяснимым "легким дыханием" и погибшей от руки своего любовника. Он заканчивается такими строчками: "Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре".

В полном соответствии с контрастом единичного существования человека-песчинки (такое определение напрашивается само собой!) и беспредельного мира возникает столь значимое для концепции жизни Бунина столкновение времен: теперешнего, настоящего, даже сиюминутного времени и вечности, в которую перерастает ВРЕМЯ БЕЗ НЕЕ. Слово никогда начинает звучать рефреном: "он уже никогда не увидит ее", "никогда уже не скажет" ей, что за чувство поселилось в нем. Хочется написать: "Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба ваша...", но не можешь ей отослать телеграмму, т.к. неизвестны имя и фамилия; готов хоть завтра умереть, чтобы сегодня провести вместе день и доказать свою любовь, но ее невозможно вернуть... Сначала поручику кажется невыносимым прожить без нее лишь бесконечный, но единичный день в забытом богом пыльном городишке. Потом этот день обернется мукой "ненужности всей дальнейшей жизни без нее".

Рассказ имеет по сути кольцевую композицию. В самом его начале слышен удар о причал приставшего парохода и в конце слышны те же самые звуки. Между ними пролегли сутки. Одни сутки. Но они в представлении героя и автора отделены друг от друга по меньшей мере десятью годами (эта цифра дважды повторяется в рассказе - после всего случившегося, после осознания своей потери поручик чувствует себя "постаревшим на десять лет"!), а на самом деле вечность. Вновь едет на пароходе уже другой человек, постигнувший какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее тайнам.

Поразительно в этом рассказе ощущение вещности, материальности происходящего. Действительно, может создаться впечатление, что такой рассказ мог написать человек, только реально переживший нечто подобное, запомнивший и одинокую шпильку, забытую возлюбленной на ночном столике, и сладость первого поцелуя, от которого перехватило дыхание. (Ведь единственные слова, которые "от себя" произносит автор рассказа, – это слова о том, что они "много лет вспоминали эту потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой". Герои же, которым не суждено более увидеть друг друга, не могут знать, что будет происходить с ними в той "жизни", которая возникнет за пределами повествования, что они будут чувствовать впоследствии. Об этом дано знать только автор!) Бунин резко возражал против отождествления со своими героями. "Никогда моих собственных романов я не рассказывал...и "Митина любовь", и "Солнечный удар" - все это плоды воображения", - возмущался он. Скорее, в Приморских Альпах, в 1925 году, когда писался этот рассказ, мерещилась ему сияющая Волга, ее желтые отмели, встречные плоты и розовый пароход, плывущий по ней. Все то, что уже не суждено было ему увидеть вовеки!

В сугубо "плотной", материальной манере повествования (недаром кто-то из критиков назвал выходящее из под его пера "парчовой прозой") выразилось именно мировоззрение писателя, жаждущего через память, через прикосновение к предмету, через оставленный кем-то след (когда-то посетив Ближний Восток, он радовался, что увидел в каком-то подземелье "живой и четкий след ступни", оставленный пять тысяч лет назад), противостоять разрушительному действию времени, одержать победу над забвением, а значит, и над смертью. Именно память в представлении писателя делает человека подобным Богу: "Я человек: как бог, я обречен // Познать тоску всех стран и всех времен". Человек в художественном мире Бунина, узнавший любовь, может считать себя божеством, которому открываются новые, неизвестные чувства – доброта, душевная щедрость, благородство. Писатель говорит о таинственности токов, что пробегают между людьми, связывая их в нерасторжимое целое, но при этом настойчиво напоминает о непредсказуемости результатов наших поступков, о том "хаосе", который скрывается под благопристойным существованием, о трепетной осторожности, которую требует хрупкая организация человеческая жизнь.

Бунинское творчество, особенно в преддверии катаклизма 1917 года и эмиграции, пронизано чувство катастрофизма, подстерегающего и пассажиров "Атлантиды", и беззаветно преданных друг друга возлюбленных, которых, тем не менее, разводят жизненные обстоятельства. Но не менее громко будет звучать в нем гимн любви и радости жизни, которые могут быть доступны людям, чье сердце не состарилось, чья душа открыта творчеству. Но и в этой радости, и в этой любви, и в самозабвении творчества Бунин видел опасность страстной привязанности к жизни, которая иногда может быть настолько сильна, что его герои выбирают смерть, предпочитая острой боли наслаждения вечное забвение.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Меню статьи:

Читатель, искушенный в литературных шедеврах, привык к изысканному, элегантному стилю Бунина. Этот писатель, перу которого принадлежит прекрасный текст «Солнечный удар», уж точно знает, как писать о любви. В произведениях этого автора чувствуется много нежности, страсти, а также искренней, теплой любви – той самой, которая связывает родственными узами две души.

Иван Бунин сел за работу над этим текстом в 1820-х, и к 1825-му году произведение вышло в печати. Как ни странно, работая над рассказом, писатель вдохновлялся природой: именно Приморские Альпы отразились на будущей атмосфере «Солнечного удара». Кроме того, в этот период автора занимала тема любви в литературе, и новый текст как раз попал в струю этой тематики. В это же время Бунин написал и некоторые другие произведения – тоже о любви. Бунин рассказывает не просто о любви, но о взаимном, теплом, душевном чувстве. Однако каждая любовь, каждые отношения почему-то сопряжены с горечью. Так, в этом произведении, например, ощущается боль разлуки.

Чувственность, телесная ощутимость бунинского шедевра, возможно, связана с реалистическим направлением произведения. В композиционной структуре текста присутствует некоторая специфика. К примеру, начало произведения – это не привычная читателю экспозиция, а завязка. О других деталях мы поговорим в более глубоком анализе «Солнечного удара», который представлен ниже.

Выдержки из истории написания текста

Итак, как мы уже отметили выше, датой рождения этого шедевра является 1825 год. Тот факт, что автор уже был занят работой над другими текстами, посвященными любовной тематике, объясняет глубину психологизма «Солнечного удара». По мере написания рассказа, автор иногда делился подробностями и новостями с друзьями. Так, Г. Кузнецова после бесед с писателем, отмечала, что Бунин вдохновляется, прежде всего, природой. Иван Алексеевич может увидеть какую-то картину, которая потом будет постоянно вспоминаться ему, крутиться в воображении. Причем – по большей части – это даже бывали не целостные картины, а лишь фрагменты. Из какой же картины, из какого образа родился «Солнечный удар»? Все до банальности просто: Бунину вдруг вспомнилось, как приятно прогуляться по палубе в послеобеденное время, когда глаза еще с болью чувствуют ярко солнце после мрака корабельной ночи. Это – путешествие Волгой. На дворе – лето, жара. А вот чем закончится «Солнечный удар», писатель придумал намного позже.

О тематических нюансах произведения

Обращаясь к анализу этого произведения, стоит, прежде всего, поразмышлять о ключевых проблемах. При характеристике этих проблем особенно ярко прослеживаются мотивы, которые – и в российской, и в европейской литературе – приобрели огромную популярность. Это, конечно, любовь, боль, разлука. К раскрытию этих мотивов автор подходит с позиции тонкого и мастерского психолога. Поэтому – из-за своего подхода – в каком-то смысле Бунин все-таки оригинал, потому что автору удалось окутать свое творение атмосферой, которая воплотилась даже в художественных фильмах по мотивам «Солнечного удара».

Бунин интересуется искренностью, открытой, пылкой любовью, а также проблемами, которые, в конце концов, порождает любовь. Взаимоотношения, особенно если речь идет о чувствах между мужчиной и женщиной, всегда параллельны определенным проблемам и конфликтам. Вспоминается французская философия, в частности Жак Лакан, который считал, что другой человек («Другой») всегда будет для нас темным. То есть другого человека невозможно познать. Поэтому взаимоотношения наполнены внутренними противоречиями, потому что чувства и обстоятельства жизни часто несовместимы. Иван Алексеевич демонстрирует, что любовь возникает по внутренним причинам, но продолжает жить и развиваться именно по причинам внешним.

Художественные и сюжетные особенности произведения

Как мы отметили выше, основный акцент автор делает на психологизме. Иван Алексеевич выстраивает лабиринт из образов, но какой бы запутанной ни была картина, в центре повествования все равно остается пара людей. Речь идет о главных героях бунинского шедевра: это поручик и незнакомка, которую этот мужчина встречает на корабле.

Повествование открывают события, развернувшиеся в послеобеденное время на палубе. Люди вышли на прогулку после жары и мрака корабельной ночи. Так, гуляя, здесь же знакомятся двое молодых людей. Нетрудно заметить, что между поручиком и незнакомой красавицей мгновенно возникла симпатия. Страсть оказалась настолько сильной, что мужчина предлагает незнакомке сойти с корабля на ближайшей станции и провести ночь в гостинице. Отметим, что отношения эти строились не только на платоническом притяжении. Здесь присутствовало и телесное взаимодействие. Ночь, полная страсти, пролетела совсем незаметно. На утро пришло время расставания. Как ни странно, несмотря на то, что молодые люди познакомились лишь вчера и почти не знали друг друга, разлука оказалась делом не из легких.

Что такое солнечный удар?

Мужчина и женщина поражены произошедшим. По их мнению, куда более вероятным объяснением событий, этой внезапной и всепоглощающей страсти является солнечный удар, чем чувства.

Именно здесь Бунин прячет комментарий к выбранному для текста названию. Вероятно, автор подразумевает в этом контексте метафору: происходит некое уподобление солнечного удара внезапному психическому потрясению, нагрянувшей без предупреждения страсти, которая затмевает любые рациональные доводы.

Эта страсть просто отказывается принимать во внимание внешние обстоятельства:

«Что за черт! – подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. – Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! И главное, как же я проведу теперь, без нее, целый день в этом захолустье?»…

– Нет, нет, милый, – сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, – нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…

Незнакомка просит мужчину, чтобы тот проводил ее до причала. И снова, кажется, солнечный удар поражает поручика, потому что мужчина, забыв о правилах приличия, публично целует возлюбленную. Разлука сильно ударила по герою. Мужчина бродит по городу, в попытках оправиться, выздороветь после солнечного удара. Постепенно герой возвращается в гостиницу, с тоской осматривает постель, которую до сих пор не убрали. Ощущение пустоты невыносимо для поручика. Герой размышляет о том, кто была та незнакомка. Вероятно, девушка уехала к семье, к мужу. Может быть, к детям. И эта любовь обречена, потому что изначально они не могли быть вместе.

Герой проводит время в метаниях. У мужчины возникает желание написать незнакомке письмо. Однако вдруг поручик осознает, что не знает ни адреса девушки, ни имени. Постепенно, забываясь в прогулках по улицам захолустья, мужчина приходит в себя. Но посмотрев в зеркало обнаруживает: теперь он выглядит старше на десяток лет. Так, Бунин показывает, что любовь, и правда, иногда плюет на внешние обстоятельства. Это чувство внезапности и непредсказуемости – по своей природе. Но стоит ли мгновение счастья десятка лет страданий?

Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет…

Композиционные особенности «Солнечного удара»

Для своего произведения Бунин выбирает простую композицию. Но все же и в этой простоте кроются некоторые сюрпризы. Структура текста линейна, события расположились диахронно, то есть все элементы логически следуют один за другим. Но привычной читателям экспозиции, вступления, здесь не найти: дело сразу же начинается завязкой. Вероятно, Иван Алексеевич применил такой прием, чтобы еще сильнее подчеркнуть центральную идею текста.


Первое значимое событие произведения – знакомство молодых людей на палубе парома. Постепенно автор приоткрывает все больше и больше деталей о героях текста. Второе событие писатель выводит на сцену, когда мужчина и женщина останавливаются на ночь в захолустной гостинице. Наконец, третье событие, одновременно являющееся кульминацией, – это эпизод разлучи новоиспеченных влюбленных. В качестве развязки Бунин предлагает осознание поручиком своих чувств к незнакомой красавице, любовь, которая, как рана, постепенно заживает, затягивается, забывается. Но эта рана, тем не менее, оставила глубокий шрам. Но если раны оставляют следы на коже, то любовь ранит саму душу. Таким образом, вводя подобный финал в свой рассказ, автор предлагает читателям сделать выводы самостоятельно.

Одним из наиболее знаменитых произведений Ивана Бунина является рассказ “Легкое дыхание”. Предлагаем читателям

Наконец, в тексте присутствует еще одна композиционная особенность – это использование автором обрамления. Речь идет о том, что события завязываются на палубе корабля и заканчиваются там же, когда поручик оставляет любимую на пристани, и та садится на корабль.

«Солнечный удар» как изгой русской литературы

Конечно, бунинское произведение по праву занимает почетное место в пантеоне русской литературы. Однако кое-что здесь все же выбивается из ее традиций. Например, литература России всегда славилась такой чертой, как целомудренность. Потому что для писателей любовь представлялась – прежде всего – чувством возвышенным, платоническим. Это было именно духовное, а не телесное явление. Однако Бунин, видимо, считает несколько иначе. Иван Алексеевич уже акцентирует внимание не только на взаимопонимании, притяжении душ, духовной общности, сходстве интересов и т. д., но на притяжении тел, на физическом влечении. Как мы помним (в той же «Анне Карениной» Толстого, например), раньше в русской литературе телесное влечение, а тем более на стороне, строго осуждалось. И герои получали по заслугам. Впрочем, поручик Бунина тоже получает – в каком-то смысле – по заслугам, но этот мужчина наказывается скорее за то, что вовремя не разглядел искреннего и сильного чувства. А вовсе не за связь с женщиной на стороне:

И поручик как-то легко согласился с нею. В легком и счастливом духе он довез ее до пристани, – как раз к отходу розового «Самолета», – при всех поцеловал на палубе и едва успел вскочить на сходни, которые уже двинули назад. Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что-то уж изменилось. Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею – и пуст. Это было странно!..

Героиня Бунина не кажется легкомысленной или отчаявшейся. Писатель даже подчеркивает, что женщина казалась смущенной лишь слегка, но выглядела хорошо, улыбалась, радовалась:

Спали мало, но утром, выйдя из-за ширмы возле кровати, в пять минут умывшись и одевшись, она была свежа, как в семнадцать лет. Смущена ли была она? Нет, очень немного. По-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна…

Эта связь поначалу принесла героям ощущение легкости, однако потом стала напоминать (по крайней мере, одному из любовников) о том, что привязанность не проходит легко. В отличие от Достоевского, Толстого и, пожалуй, Добролюбова, Бунин не видит в таком сюжете ничего предосудительного. Наоборот, такой поступок придает героине загадочности и интеллектуальности.

Понимание Эроса

Возможно, Бунин увлекался новыми философскими веяниями, или же пристрастился к европейскому искусству… Как бы там ни было, но русский писатель в этом рассказе поднимает проблему Эроса. Иван Алексеевич переосмысливает отношение к любви. Эрос – это некая могущественная, стихийная сила, близкая к страсти. На самом деле, если мы обратимся к древнегреческой культуре, то увидим, что у греков не было одного слова для обозначения любви. Таких слов – как минимум пять. Сторге, например, понималось как возвышенное, родственное отношение, как любовь родителей к детям. Мания – нечто наиболее низкое, как привязанность, близкая к зависимости. Агапе – это самый высокий тип любви, потому что так люди любят Бога. Филия – надежная, спокойная семейная любовь, а также чувства между друзьями. Наконец, Эрос – это то, с помощью чего происходит творение порядка (космоса) из хаоса. Возможно, по этой причине – из-за сложности Эроса – именно этот тип любви наиболее занимал умы писателей, философов, художников…

Повесть «Деревня» стала одним из самых выдающихся произведений писателя И. Бунина. Предлагаем читателям

Эрос своей силой поднимает молодых людей, бунинских героев, над внешними обстоятельствами. Парадоксально, но читатель почти ничего не знает об этих героях. Автор не описывает в деталях внешность, не приводит возраст, даже имена остаются скрытыми во тьме. Бунин дает лишь необходимый минимум: штрихи, намеки, эскизы.

Читателю сказано, что мужчина – поручик. Кое-что говорится о внешности героя – самый минимум. Девушка – и правда, замужем, более того, у незнакомки есть дочка трех лет. Героиня возвращается из Анапы, где была на отдыхе. Бунин, однако, становится детальнее в описании характера: женщина веселая, простая, для героини свойственно естественное поведение и жесты.

Но реальность, сиюминутные события – это меньшая часть рассказа. Большая часть – это воспоминания, которые мучают героя, когда тот бродит по захолустному городку. В памяти мужчины бесконечно возникают образы жестом, повадок, улыбок, слов, деталей внешности незнакомки. Важная деталь – обжигающий мотив этой встречи и связи. Иван Алексеевич изображает это метафорически – через образ горячей щеки и ладони, которая прикладывается к ней. Такой образ в тексте повторяется два раза:

Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом…
Она опять приложила тыл руки к горячей щеке…

Повторения только усиливают жжение ссадин от воспоминаний.

Лабиринт, о котором мы говорили в начале этой статьи, связан со скитаниями мужчины по городу – в надежде забыться. И действительно, в конце повествования события перестают казаться такими уж сумасшедшими, превращаясь в простое – пусть и вспоминающееся, яркое, как вспышка, – приключение. Садясь в карету извозчика и отправляясь на пристань, чтобы тоже покинуть город, в котором все пропитано воспоминаниями о незнакомке, поручик, шаг за шагом, возвращается к обыденности. Что было вчера? Просто солнечный удар.

В творчестве И. А. Бунина, пожалуй, ведущее место занимает тема любви. Бунинская любовь – это всегда трагическое чувство, которое не имеет надежды на счастливый конец, это тяжёлое испытание для влюблённых. Именно таким оно предстаёт перед читателями в рассказе «Солнечный удар».

Наравне со сборником рассказов о любви «Тёмные аллеи», созданный Иваном Алексеевичем в середине 1920-х г. «Солнечный удар» является одной из жемчужин его творчества. Трагизм и сложность того времени, в течение которого жил и писал И. Бунин, в полной мере были воплощены писателем в образах главных героев этого произведения.

Произведение было опубликовано в «Современных записках» в 1926 году. Критики приняли работу настороженно, скептически подмечая акцент на физиологической стороне любви. Однако не все рецензенты были столь ханжески настроены, среди них нашлись и те, кто горячо приветствовал литературный эксперимент Бунина. В контексте поэтики символистов его образ Незнакомки воспринимался, как мистическое таинство чувства, облаченное в плоть и кровь. Известно, что автор, создавая свой рассказ, находился под впечатлением от творчества Чехова, поэтому вычеркнул вступление и начал свою историю со случайного предложения.

О чём?

С самого начала рассказ интригует тем, что повествование начинается с безличного предложения: «После обеда вышли…на палубу…». Поручик встречает на корабле прекрасную незнакомку, имя которой, как и его имя, остаётся неизвестным для читателя. Их обоих словно поражает солнечным ударом; между ними разгораются страстные, пылкие чувства. Путешественник и его спутница сходят с корабля в город, а на следующий день она уезжает на пароходе к своей семье. Молодой офицер остаётся совсем один и через некоторое время осознаёт, что больше не может жить без той женщины. Заканчивается рассказ тем, что он, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет.

Главные герои и их характеристика

  • Она. Из рассказа можно узнать о том, что у этой женщины была семья – муж и трёхлетняя дочка, к которым она возвращалась на пароходе из Анапы (вероятно с отдыха или лечения). Встреча с поручиком стала для неё «солнечным ударом» – мимолётным приключением, «помутнением рассудка». Она не называет ему своего имени и просит не писать ей в её город, так как понимает, что то, что было между ними – лишь минутная слабость, и её настоящая жизнь заключается совсем в другом. Она красива и обаятельна, ее шарм заключается в загадочности.
  • Поручик — пылкий и впечатлительный мужчина. Для него встреча с незнакомкой стала роковой. По-настоящему осознать то, что с ним произошло, ему удалось лишь после отъезда своей возлюбленной. Он хочет отыскать ее, вернуть, ведь всерьез увлекся ею, но уже слишком поздно. Тем несчастьем, что может случиться с человеком от переизбытка солнца, для него стало внезапное чувство, настоящая любовь, которая заставила его мучиться от осознания потери возлюбленной. Эта утрата сильно отразилась на нем.

Проблематика

  • Одной из основных проблем в рассказе «Солнечный удар» этого рассказа является проблема сущности любви. В понимании И. Бунина любовь приносит человеку не только радость, но и страдания, заставляя его чувствовать себя несчастным. Счастье недолгих мгновений в дальнейшем выливается в горечь разлуки и мучительное расставание.
  • Отсюда же вытекает и другая проблема рассказа – проблема кратковременности, зыбкости счастья. И для таинственной незнакомки, и для поручика эта эйфория была недолгой, но в будущем они оба «много лет вспоминали эту минуту». Короткие мгновения восторга сопровождаются долгими годами тоски и одиночества, но И. Бунин уверен, что именно благодаря им жизнь обретает смысл.
  • Тема

    Тема любви в рассказе «Солнечный удар» — это чувство, полное трагизма, душевных терзаний, но в то же время оно наполнено страстью и горячностью. Это великое, всепоглощающее ощущение становится одновременно и счастьем, и горем. Бунинская любовь подобна спичке, которая стремительно вспыхивает и затухает, и в то же время она внезапно поражает, словно солнечный удар, и уже не может не оставить своего отпечатка на человеческой душе.

    Смысл

    Смысл «Солнечного удара» заключён в том, чтобы показать читателям все грани любви. Она возникает внезапно, длится немного, проходит тяжело, как болезнь. Она одновременно прекрасна и мучительна. Это чувство может, как возвысить человека, так и окончательно уничтожить его, но именно оно способно подарить ему те яркие мгновения счастья, которые раскрашивают его безликие будни и наполняют его жизнь смыслом.

    Иван Александрович Бунин в рассказе «Солнечный удар» стремится донести до читателей свою главную мысль о том, что пылкие и сильные эмоции не всегда имеют будущее: любовная лихорадка скоротечна и подобна мощному потрясению, но именно это и делает ее самым прекрасным чувством на свете.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Top