Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?). Кому доступно постижение искусства? Проблема восприятия человеком искусства

По А. .П. Чехову. На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке… Проблема восприятия искусства

Исходный текст

(1)На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке.

(2)Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни одной выставки. (3)Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него замечательный вкус и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. (4)Дома у него были картины всё больших размеров, но плохие; хорошие же дурно повешены. (З)Случалось ему не раз платить дорого за вещи, которые потом оказывались грубою подделкой. (6)И замечательно, что, робкий вообще в жизни, он был чрезвычайно смел и самоуверен на картинных выставках. (7)Отчего?

(8)Юлия Сергеевна смотрела на картины, как муж, в кулак или в бинокль и удивлялась, что люди на картинах как живые, а деревья как настоящие; но она не понимала, ей казалось, что на выставке много картин одинаковых и что вся цель искусства именно в том, чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и предметы выделялись, как настоящие.

(9) - Это лес Шишкина, - объяснял ей муж. (10) - Всегда он пишет одно и то же... (11)А вот обрати внимание: такого лилового снега никогда не бывает... (12)А у этого мальчика левая рука короче правой.

(13)Когда все утомились и Лаптев пошёл отыскивать Костю, чтобы ехать домой, Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. (14)На переднем плане речка, за ней бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костёр: должно быть, ночное стерегут. (15)А вдали догорает вечерняя заря.

(1б)Юлия вообразила, как она сама идёт по мостику, потом тропинкой, всё дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. (17)И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного.

(18) - Как это хорошо написано! - проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна. (19) - Посмотри, Алёша! (20)3амечаешь, как тут тихо?

(21)Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали её. (22)Она всё смотрела на пейзаж с грустною улыбкой, и то, что другие не находили в нём ничего особенного, волновало её. (23)Потом она снова начала ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин. (24)Когда она, вернувшись домой, в первый раз за всё время обратила внимание на большую картину, висевшую в зале над роялем, то почувствовала к ней вражду и сказала:

(25) - Охота же иметь такие картины!

(26)И после того золотые карнизы, венецианские зеркала с цветами и картины вроде той, что висела над роялем, а также рассуждения мужа и Кости об искусстве возбуждали в ней чувство скуки, досады и порой даже ненависти.

(По А.П. Чехову)

Информация о тексте

Сочинение

Вы замечали, что бывает так, что одна картина оставляет вас равнодушными, а перед другой вы замираете в благоговейном молчании, какая-то мелодия звучит, нисколько не задевая ваши чувства, а другая заставляет вас грустить или радоваться. Почему это происходит? Как человек воспринимает искусство? Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к миру прекрасного? Над проблемой восприятия искусства заставил меня задуматься отрывок из повести А. П. Чехова «Три года».

А. П. Чехов рассказывает о том, как семья Лаптевых посещает картинную выставку. Глава знает фамилии всех известных художников, не пропускает ни одной выставки, иногда сам пишет пейзажи. Жена его в начале отрывка «смотрела на картины, как муж», ей казалось, что цель искусства в том, чтобы «люди и предметы выделялись, как настоящие». Муж замечает в картинах только негативное: то «такого лилового снега никогда не бывает», то у нарисованного мальчика левая рука короче правой. И лишь однажды Юлии Сергеевне открылась подлинная суть искусства. Перед ней был обычный пейзаж с речкой, бревенчатым мостиком, тропинкой, лесом и костром, но вдруг она увидела, что «там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного». Ей на минуту открылось подлинное назначение искусства: будить в нас особенные чувства, мысли, переживания.

А. П. Чехов из тех писателей, которые не дают нам готовых решений, он заставляет их искать. Вот и я, размышляя над отрывком, поняла, как мне кажется, его позицию по проблеме назначения искусства, его восприятия. Искусство многое может сказать чуткому человеку, заставляет его задуматься о самом таинственном и сокровенном, будит в нём лучшие чувства.

Я согласна с такой трактовкой воздействия искусства на человека. Мне, к сожалению, не довелось ещё побывать в больших музеях, на концертах классической музыки, поэтому я позволю себе сослаться на мнение писателей, ведь есть немало произведений, в которых авторы пытаются разгадать тайну восприятия искусства человеком.

Одна из глав книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» названа «Понимать искусство». В ней автор говорит о великой роли искусства в жизни человека, о том, что искусство – это «удивительное волшебство». По его мнению, искусство играет великую роль в жизни всего человечества. Лихачёв утверждает, что надо учиться понимать искусство. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее, потому что награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

О том, как может воздействовать искусство на душу человека, пишет А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившим жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что услышит то бетховенское

произведение, послушать которое завещал ей Желтков. Она слушает музыку и чувствует, что душа ее ликует. Она думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет, в уме ее слагались слова, и они совпадали в ее мысли с музыкой. “Да святится имя твое”, - будто говорила ей музыка. Удивительная мелодия будто бы подчинялась ее горю, но она же и утешала, как утешал бы её Желтков.

Да, велика сила настоящего искусства, сила его воздействия. Оно может влиять на душу человека, облагораживает её, возвышает мысли.

Ещё аргументы.

В небольшом рассказе В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка» повествуется о том, как рождается музыка, какое влияние она может оказывать на человека. Маленьким мальчиком услышал рассказчик скрипку. Играл скрипач композицию Огинского, и эта музыка потрясла юного слушателя. Скрипач рассказал ему, как родилась мелодия. Композитор Огинский писал её , прощаясь родиной, сумел передать свою печаль в звуках, а теперь она будит в людях лучшие чувства. Нет самого композитора, умер скрипач, подаривший слушателю чудесные мгновения постижения прекрасного, вырос мальчик… Однажды на фронте он услышал звуки органа. Звучала та же музыка, тот самый полонез Огинского, но в детстве он вызывал слёзы, потрясение, а теперь мелодия звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли пожары войны, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнем.

К. Г. Паустовский повествует в рассказе «Корзина с еловыми шишками» о композиторе Григе и его случайной встрече с маленькой девочкой Дагни. Милая малышка удивила Грига своей непосредственностью. «Я подарю тебе одну вещь, - обещает композитор девочке, - но это будет через десять лет». Прошли эти десять лет, Дагни выросла и однажды на концерте симфонической музыки услышала своё имя. Великий композитор сдержал своё слово: посвятил девочке музыкальную пьесу, ставшую знаменитой. После концерта Дагни, потрясённая музыкой, восклицает: «Слушай, жизнь, я люблю тебя». А вот последние слова рассказа: «…ее жизнь не пройдет даром».

6. Гоголь «Портрет». Художник Чартков в молодости обладал неплохим талантом, но ему хотелось получить от жизни всё и сразу. Однажды ему попадает портрет старика с удивительно живыми и страшными глазами. Ему снится сон, в котором он находит 1000 червонцев. На следующий день этот сон сбывается. Но деньги не принесли художнику счастья: он купил себе имя, дав взятку издателю, стал писать портреты сильных мира сего, но от искры таланта у него уже ничего не осталось. Другой художник, его друг, искусству отдал всё, он постоянно учится. Долго живёт в Италии, часами простаивая у картин великих художников, пытаясь постичь тайну творчества. Картина этого художника, увиденная Чартковым на выставке, прекрасна, она потрясла Чарткова. Он пытается писать настоящие картины, но талант его растрачен. Теперь он в скупает шедевры живописи и в припадке безумия уничтожает их. И только смерть останавливает это разрушительное сумасшествие.


По И. Бунину. По рассказу Книга. Лежа на гумне в омете, долго читал… О назначении искусства

(1)Лежа на гумне в омете, долго читал - и вдруг возмутило. (2)Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! (3)И так изо дня в день, с самого детства! (4)Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пеласгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! (5)И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? (6)Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?

(7)Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью. (8)И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.

(9)Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. (10)Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. (11)В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. (12)Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. (13)В саду поет одна иволга.

(14)По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. (15)На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. (16)Лицо помолодевшее, ясное. (17)Шапка сдвинута с потного лба.

(18)- На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго здоровья. (19)Все читаете, все книжки выдумываете?

(20)Он счастлив. (21)Чем? (22)Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

(23)В саду поет иволга. (24)Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. (25)Одна она поет - не спеша выводит игривые трели. (26)Зачем, для кого? (27)Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? (28)А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения?

(29)«На своей девочке куст жасмину посадил». (30)А разве девочка об этом знает? (31)Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. (32)Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? (33)А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.

(34) «Все читаете, все книжки выдумываете». (35)А зачем выдумывать? (36)Зачем героини и герои? (37)Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? (38)Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! (39)И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

Сочинение

Какой удивительный рассказ у А. П. Чехова! Как всегда у этого писателя не сразу поймёшь, что хотел он сказать своим произведением, над какими вопросами предлагает задуматься.

Летний день. Лирический герой читает книгу, которую вдруг с возмущением отбрасывает: «Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными…» Ему кажется, что он очнулся от книжного наваждения и новыми глазами смотрит на «глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни». Вокруг чудесная природа, постоянно меняющийся пейзаж. Появляется новое лицо: мужик, у которого ясное, помолодевшее лицо. «На своей девочке куст жасмину посадил» , - говорит он. Мы понимаем, что этот куст он посадил на могилке дочери. Так чего же радоваться? Мы недоумеваем вместе с героем. И тут приходит понимание: девочка об этом кусте не узнает, но он будет цвести «недаром, а для кого-то и для чего-то». И опять возвращение к прежним мыслям: зачем писать романы, повести? И вот тут-то и наступает озарение: проблема, которая так волнует и героя Чехова, и самого писателя, - это проблема назначения искусства. Почему человеку необходимо выразить себя в книгах, в стихах, в музыке, в картине? Вот так бы я сформулировал вопрос, вытекающий из размышлений лирического героя.

А ответ на него – в последнем предложении текста: «И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!» Авторская позиция, если её выразить другими словами, такова: назначение творчества, цель искусства - сказать людям то, что волнует тебя, выразить чувства, которые ты испытываешь, оставить на земле «след воплощения».

Вопрос о назначении искусства волновал многих писателей. Вспомним

А. С. Пушкина. В стихотворении «Пророк» «Бога глас» воззвал к поэту:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

«Глаголом жечь сердца людей» - значит будить в них жажду лучшей жизни, борьбы. А в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном незадолго до смерти, поэт утверждает величие поэтического памятника по сравнению с другими способами увековечить заслуги.

Человек, которому Бог дал талант сказать что-то своё людям, не может молчать. Его душа требует оставить след на земле, воплощения и сохранения своего «я» в слове, в звуке, в картине, в скульптуре…


Художник создает произведение искусства в результате эстетического освоения и творческого переосмысления действительности. Мысли, настроения и мировоззрение автора, воплощенные в нем, обращены к обществу и могут быть поняты другими людьми не иначе, как в процессе эстетического восприятия. Эстетическое восприятие произведений искусства (или художественное восприятие) есть особая форма творческой познавательной деятельности, характеризующаяся эмоциональным осмыслением художественного произведения посредством постижения специфического образного языка искусства и формированием определенного эстетического отношения, выражающегося в оценке.

Художественное произведение является продуктом духовно-практической деятельности и несет в себе определенную информацию, выраженную средствами данного вида искусства. В процессе восприятия человеком произведения искусства в сознании его на основе этой информации формируется своеобразная модель познаваемого предмета - «вторичный» образ . Одновременно возникает эстетическое чувство , определенное эмоциональное состояние. Произведение искусства может вызвать у человека чувство удовлетворения, наслаждения даже в том случае, когда изображаемые в нем события носят трагический характер или в нем действуют отрицательные персонажи.

Восприятие человеком, например, несправедливости или зла, изображенного художником, конечно, не может вызвать положительных эмоций, но сам способ художественного выражения отрицательных черт характера людей или действительности может породить чувство удовлетворения и даже восхищения. Это объясняется тем, что при восприятии произведения искусства мы способны оценить не только его содержательную сторону, но и сам способ организации этого содержания, достоинство художественной формы.

Художественное восприятие предполагает различные способы истолкования произведений искусства, различную их интерпретацию. Индивидуальное восприятие того или иного произведения у всех людей происходит по- разному, даже один и тот же человек, читая, например, литературное произведение несколько раз, получает от уже известного новые впечатления. Когда между произведением искусства и воспринимающей его публикой существует историческая дистанция, которая, как правило, сочетается с дистанцией эстетической, т. е., изменением системы эстетических требований, критериев оценки искусства, встает вопрос о необходимости правильного истолкования произведения искусства. Здесь речь идет об отношении целого поколения к памятнику культуры прошлого. Истолкование его в этом случае во многом зависит от того, как оно исполнено, прочитано современным нам художником (особенно в исполнительских видах искусства: музыке, хореографии, театре и др.).



При восприятии художественных произведений человек, как уже отмечалось, совершает определенную мыслительную деятельность . Структура произведения способствует направленности этой деятельности, ее упорядоченности, концентрации внимания на наиболее существенных и значимых сторонах содержания и таким образом оказывает значительное влияние на организацию процесса восприятия.

Любое творение художника отражает характерные для современной ему эпохи черты и противоречия реальной жизни, общественные настроения и тенденции. Образное отражение в искусстве типических событий и характеров делает художественное произведение особым средством познания действительности. Произведение искусства есть результат не только деятельности художника, но и влияния социальной среды, эпохи, народа - продукт исторического развития общества. Социальная природа искусства находит свое выражение не только в социальной обусловленности творческого процесса художника, его мировоззрения, но и в определяющем влиянии общественной жизни на характер восприятия и оценки произведений публикой. Искусство как продукт общественного развития играет значительную роль в формировании у человека способности к активному творческому освоению художественных ценностей. Тем не менее художественное произведение как объект восприятия далеко не единственный фактор, влияющий на способность освоения и осмысления искусства.

Эстетическое восприятие формируется под влиянием разнообразных условий, к числу которых относятся: индивидуальные особенности человеческой психики, установка на активное общение с искусством, общий культурный уровень и мировоззрение, эмоционально-эстетический опыт, национальные и классовые особенности. Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных факторов.

Духовные потребности, объективно возникающие на данном этапе исторического развития общества, находят свое выражение в общественных интересах, которые проявляются в социальной установке. Установка - это готовность воспринимать явления определенным образом, психологический настрой, создавшийся у человека в результате предшествующего, в данном случае эстетического, опыта. Установка есть та основа, на которой происходит истолкование, понимание художественного произведения. Внутренняя настроенность человека на определенный вид или жанр искусства, специфические особенности, присущие произведению, с которым ему предстоит познакомиться, в значительной мере будут способствовать правильности и полноценности его восприятия. В свою очередь и само восприятие формирует в человеке новое отношение к искусству, изменяет сложившуюся ранее установку, и, таким образом, здесь имеет место взаимное влияние установки и восприятия.

Другим важным моментом, детерминирующим характер эстетического восприятия искусства, является культурный уровень человека, который характеризуется способностью к объективной оценке действительности и искусства, умением объяснить художественное явление, умением выразить свое понимание этих явлений в форме эстетических суждений, широкой художественной образованностью. Повышение культурного уровня народа является одним из важнейших условий эстетического воспитания. Постоянное общение с искусством развивает у человека способность высказывать определенные суждения о нем, оценивать, сравнивать произведения различных эпох и народов, обосновывать свое мнение. Воспринимая художественные ценности, человек приобретает эмоциональный опыт, обогащает себя, повышает духовную культуру. Следовательно, восприятие и уровень подготовленности к нему оказывают взаимное влияние, стимулируют и активизируют друг друга.

Учет вышеуказанных факторов позволяет известным образом воздействовать на процесс восприятия произведений искусства, развивать в человеке способность к творческому, активному осмыслению искусства. Рассмотрим, чем характеризуется эта ступень восприятия и каким путем она достигается.

В результате взаимодействия человека с произведением искусства в сознании его, как уже отмечалось, формируется «вторичный» художественный образ, более или менее адекватный тому, который возникал в представлении художника при создании данного произведения и который зависит от степени и глубины проникновения воспринимающего субъекта в творческий замысел этого художника. Немаловажную роль здесь играет способность к ассоциативному мышлению - фантазия, воображение. Но целостное восприятие произведения как особого объекта возникает не сразу. На первой фазе происходит как бы «опознание» его жанра, творческой манеры автора. Здесь восприятие еще в известной мере пассивно, внимание сосредоточено на одной из черт, каком-либо фрагменте и не охватывает произведения в целом. Далее происходит более глубокое проникновение в структуру воспринимаемого произведения искусства, в выраженный в нем замысел автора, постижение системы образов, понимание основной идеи, которую художник стремился передать людям, а также тех закономерностей реальной жизни и тех противоречий, которые нашли отражение в произведении. На этой основе восприятие становится активным, сопровождается соответствующим эмоциональным состоянием. Эту ступень можно назвать «сотворчеством».

Процесс эстетического восприятия носит оценочный характер . Другими словами, осознание воспринятого произведения искусства и вызванных им чувств порождает его оценку. При оценке произведения искусства человек не только осознает, но и выражает в словах свое отношение к его содержанию и художественной форме; здесь имеет место синтез эмоционального и рационального моментов. Оценка художественного произведения - это сопоставление изображенного и выраженного в нем с определенными критериями, с эстетическим идеалом, сложившимся в сознании человека и той социальной среды, к которой он принадлежит.

Общественный эстетический идеал находит свое проявление в идеале индивидуальном. У каждого художественно образованного человека складывается определенная система норм, оценок и критериев, которые он ис- пользует, высказывая эстетическое суждение. Характер этого суждения во многом определяется индивидуальным вкусом. И. Кант определял вкус как способность судить о красоте. Эта способность не является врожденной, а приобретается человеком в процессе практической и духовной деятельности, в процессе эстетического освоения действительности, общения с миром искусства.

Эстетические суждения отдельных людей относительно одного и того же произведения искусства могут быть разнообразными и проявляться в форме оценок - «нравится» или «не нравится». Выражая свое отношение к искусству подобным образом, люди ограничивают свое отношение только сферой чувственного восприятия, не ставя перед собой задачу осознания причин, породивших эти эмоции. Суждения такого рода имеют односторонний характер и не являются показателем развитого художественного вкуса. При оценке произведения искусства, как и любого явления действительности, важно не только определить, положительным или отрицательным является наше отношение к нему, но и разобраться в том, почему данное произведение вызывает именно такую реакцию.

В отличие от суждений и оценок публики профессиональная художественная критика дает научно обоснованное эстетическое суждение. Она опирается на знание закономерностей развития художественной культуры, анализирует связь искусства с явлениями реальной жизни, отраженные в нем коренные проблемы общественного развития. Своей оценкой искусства критика воздействует на людей, публику, обращая ее внимание на наиболее достойные, интересные, значительные произведения, ориентирует и воспитывает ее, формирует развитый эстетический вкус. Критические замечания в адрес художников помогают им правильно выбрать направление своей деятельности, выработать свой индивидуальный метод, стиль работы, тем самым оказывают воздействие на развитие искусства.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Первые компьютеры, создававшиеся как устройства для вычислений, позволяли проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе. (2)Очень скоро оказалось, что компьютеры могут обрабатывать и другие виды информации - ______ практически вся информация может быть представлена в числовой форме. (3) Именно это позволило превратить компьютер в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Благодаря возможности представлять практически любую информацию в числовой форме компьютер, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня - универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

2. Принципиальное отличие сегодняшнего компьютера от первоначально созданного состоит в том, что он позволяет проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе.

3. Компьютер, представляющий любую информацию в числовой форме, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня является универсальным средством для обработки всех видов информации.

4. Компьютеры превратились в средства для обработки некоторых видов информации, используемых человеком, потому что проводят сложные вычислительные операции по заранее заданной инструкции.

5. Современные компьютеры могут обрабатывать без участия человека некоторую информацию, которая представлена в числовой форме.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста?

2. наоборот,

5. во-первых,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО , -а, ср.

1. Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н.(ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целен, успеха; неодобр.).

2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4. мн.Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5. мн.Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

диспАнсер

красИвее

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Известны многие АДРЕСАНТЫ лирики Владимира Маяковского: Лилия Брик, Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.

2. ИСКУССТВЕННЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, отдельных архитектурных элементов, при облицовке цоколей, столбов, заборов, а также может применяться при внутренней отделке помещений.

3. Эти страны давно и плодотворно сотрудничают в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

4. Его всегда выручала какая-то неведомая сила, он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

5. Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, прекрасных.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

ПОМАШИТЕ отъезжающим

петь ещё ЗВОНЧЕ

все ИНЖЕНЕРЫ

ИХ заботы

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В этих замечательных книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, вы найдёте ответы на многие интересующие вас вопросы. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

несг..раемый

ст..рожить

обж..гающий

к..нфорка

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р..спорядиться, с..гласив

чере..чур, бе..кровно

пр..образовать, пр..ходящая (няня)

без..нициативный, по..скать

поз..вчера, нед..варила

10

окольц..вать

недогадл..вый

слаб.нький

алюмини..вый

хитр..нький

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид..нный

крикн..шь

реша..мый

потон..шь

независ..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

2. Говорят, вы далеко (НЕ)МОЛЧАЛИВЫЙ человек.

3. Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

4. Случилось так, что мне НЕ(С)КЕМ было поговорить о своих сомнениях, а мой лучший друг Василий был очень далеко от меня.

5. Сохранение культурной среды - задача (НЕ)МЕНЕЕ существенная, чем сохранение природы.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) приобрести телевизор, пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени пожить более экономно.

2. Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

3. 3.(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки в пути мы вынуждены были выехать достаточно поздно, почти (В)ПОТЁМКАХ.

4. (НЕ)СМОТРЯ на наши усилия, ошибки всё-таки терзали нас, раскаяние НА(ДОЛГО) заняло наши чувства.

5. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ ночи перед поединком я не спал даже (ПОЛ)МИНУТЫ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка не торопясь сворачивает папиросу из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат и идёт к морю.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Талант писателя позволяет сочетать и правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.

2. В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз.

3. После смерти старого хозяина наследник вырубил последние берёзы в парке и сбыл по частям всю пахотную землю.

4. Каждое лето мы с ребятами с удовольствием собирали землянику в лесу да бегали на поля за клубникой.

5. Русский литературный язык существует как в устной так и в письменной формах.

16

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сердце его сильно билось от переполнявших эмоций и чувств (1) и (2) чтобы успокоиться (3) доктор стал вспоминать (4) каким удачным было начало этого сумасшедшего во всех отношениях дня.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы увидеть своё потерянное время, достаточно вести хронометраж времени два-три дня.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!» (25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

Мигель де Сервантес однажды заметил, что «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца». Думается, автор «Дон-Кихота» был абсолютно прав в этом высказывании. Сердце человеческое необыкновенно чутко отзывается на все проявления прекрасного - в природе, в живописи, в музыке, в архитектуре. Но как постичь все это не умом, но самой душою? Именно об размышляет в своем тексте В. Солоухин. Основная проблема, поставленная писателем, - проблема постижения человеком прекрасного.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни с ее неуемным ритмом, суетой, бытовыми заботами. Порой у нас просто нет времени на то, чтобы полюбоваться красивым закатом или ночными звездами, испытать радость от первого выпавшего снега.

В. Солоухин в своем тексте размышляет о восприятии человеком искусства. Он пишет о том, что, пробежав по картинной галерее, можно увидеть лишь внешние сюжеты картин. Но, чтобы открыть для себя душу художника и полностью погрузиться в эту атмосферу, нужно время, спокойствие, созерцательность. Только в этом случае произведения искусства - картины, старинные соборы и церкви - становятся частичкой нашей души, помогают нам по-новому взглянуть на мир.

Этот текст очень яркий, образный, эмоциональный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: риторические вопросы («Что же можно увидеть, что же можно постичь? Названия картин? Рамы? Внешний сюжет?»), ряды однородных членов («В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению»), фразеологизм («поставили галочку в уме»).

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Восприятие человеком прекрасного - это особый процесс, тонкий, одухотворенный, требующий от человека особой сосредоточенности. Только в этом случае мы способны испытать нравственное просветление, очищение, катарсис. И тогда мы изменяемся, становимся добрее, терпимее к окружающим, по-новому смотрим порой на собственную жизнь. Когда-то наш гениальный поэт писал: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво...». Вот, думается, таким же должно быть и наше постижение мира красоты - неторопливым, умиротворенным.

Об этом размышляет С. Львов в своем публицистическом сборнике «Быть или казаться?». Он рассказывает о выставке шедевров из знаменитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престижно и модно, для галочки. Однако автор надеется, что когда-нибудь привычка посещения престижных выставок перейдет у людей в истинный интерес к искусству. А он способен возникнуть лишь при особом постижении этого мира, отрешении человека от суеты.

О восприятии музыки пишет Б.Ш. Окуджава в стихотворении «Музыкант». «Пенье скрипки» наставляет героя на путь, вселяет в него надежду, дарует ему высшую радость. Гениальный музыкант у Окуджавы счастлив, потому что смог проникнуть в человеческую душу:

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

Таким образом, процесс постижения нами красоты - это загадка, священнодействие, таинство. Это всегда новое открытие себя и мира вокруг.

Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.

Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. Она заключается в том, что знание всех смежных областей искусства - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе.

Сочинение

Прочитано множество книг. Но почему-то некоторые из них забылись, потерялись в сознании, не оставив ничего ни уму, ни сердцу? Может быть, авторы этих произведений не сумели отразить жизнь ярко и правдиво? Именно такую проблему поставил в своём тексте К.Г.Паустовский.

Писатель, говоря о тех, кто не может создать живой образ, использует такие эпитеты: «Причина этой тоскливости … в его вялом, рыбьем глазе». Обратим внимание, какой ёмкостью обладает это описание: здесь и отсутствие интереса к происходящему вокруг, и эмоциональная холодность, и ограниченность сознания, и леность мысли, и духовная слепота.

Эта слепота становится предметом особых размышлений писателя: он отмечает нелепость появлений книг, написанных «слепыми для зрячих». Свои рассуждения Паустовский заканчивает такой мыслью: «Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит». Вот и секрет всякого успеха, и причина всех неудач – любовь или её отсутствие. Только любящее сердце способно воспринимать мир во всех его красках и образах.

Автор определяет свою позицию, основываясь на причинах «стёртости и бесцветности прозы». Следствие ли «омертвения» или всё дело в недостатке культуры? Если в душе есть ростки любви к миру и к людям, и она ещё жива, тогда все можно поправить: для этого надо учиться у настоящих мастеров – у художников. В пример Паустовский приводит себя: как он научился у знакомого живописца смотреть на всё так, будто «это обязательно надо написать красками». В нескольких словах можно определить мнение писателя так: хотите быть хорошим писателем – любите мир и учитесь видеть его в красках.

С этим невозможно не согласиться, ведь гениальнейшие писатели создавали свои бессмертные творения именно так. Почему мы помним, как Петруша Гринёв пожаловал встречному бродяге заячий тулупчик? Ведь во многом потому, что этот пресловутый тулупчик «явился». Он не брошен небрежно, не подан щедрою рукой, он именно «явился», возлежа на вытянутых руках Савельича, светясь своим белоснежным пушистым мехом. С какой нежностью и умилением рисуется эта сцена! А чёрные, как чернослив, тараканы в щелях комнаты, занятой Чичиковым? Разве можно о них забыть? И вот они ворочаются и шевелятся в сознании, пока не поймёшь: а ведь не зря же Гоголь впустил этих тараканов в пространство своей поэмы. И догадаешься: какая только мерзость и гадость не привлекает нас по дороге жизни, сбивая с истинного пути.

К.Г.Паустовский, говоря о «глупо потраченном времени», стремится показать нам, как создаются настоящие произведения искусства, способные пробудить ум и сердце. Нельзя тратить драгоценное время, отпущенное нам судьбой, на создание и чтение того, в чём нет любви к людям и к жизни.




Top