Проблема взаимоотношений людей разных национальностей. Психология общения с людьми разных национальностей

Монастырь Святой Екатерины расположен у подножия горы Синай и является старейшим в мире.

Мусульмане и христиане вместе составляют на Земле более 50%, и если они будут жить в мире, то мы стоим на полпути к миру во всём мире. Мы можем сделать шаг навстречу по укреплению мусульманско-христианской гармонии - рассказывать и пересказывать позитивные истории и воздерживаться от взаимного порицания.

В этой статье я предлагаю напомнить мусульманам и христианам о пророчестве, которое пророк Мухаммед (да будет мир с ним) сделал для христиан. Знание этого пророчества может сыграть огромную роль в отношении мусульман к христианам. Мусульмане в целом уважают превосходство Пророка и пытаются практиковать его учение в жизни.

В 628 году нашей эры делегация из монастыря святой Екатерины пришла к пророку Мухаммеду просить его защиты. Он ответил, предоставляя им хартию прав, которую я приведу ниже в полном объёме. Монастырь святой Екатерины расположен у подножия горы Синай и является старейшим в мире монастырём. Он обладает огромной коллекцией христианских рукописей, подобная которой есть только в Ватикане, и является мировым наследием. Он также имеет старейшее собрание христианских икон. Это сокровищница христианской истории, которая находилась 1400 лет под мусульманской защитой.

Фирман для обители Святой Екатерины*:

* Фирман Мухаммеда (Ахтинаме) — охранная грамота, данная пророком Мухаммедом монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы. Оригинал документа, написанный на арабском языке и скреплённый отпечатком руки Пророка, хранится с 1517 года в Султанской сокровищнице в Стамбуле - прим. ред.

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника.

Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой.

Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли - пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня».

Первое и последнее предложение в хартии имеют решающее значение. Они делают обещание вечным и универсальным. Мухаммед заявляет, что мусульмане с христианами в значительной степени отказываются в будущем ограничиваться только обещанием, данным обители святой Екатерины. Приказывая мусульманам повиноваться этому до Судного Дня, хартия подрывает любые попытки в будущем отменить привилегии. Эти права неотъемлемы. Мухаммед заявил, что все христиане - его союзники и приравнял жестокое обращение с ними к нарушениям заветов Аллаха.

Значительным аспектом в фирмане является то, что он не налагает никаких обязательств на христиан, которые пользуются его привилегиями. Достаточно того, что они христиане. Они не обязаны менять свои убеждения, не облагаются какими-либо налогами, и не имеют каких-либо обязательств. Это хартия прав, но не обязанностей!

Этот документ не похож на современную Декларацию прав человека, но, несмотря на то, что он был создан в 628 году нашей эры, он защищает право на собственность, свободу вероисповедания, свободу в выборе профессии и личностную безопасность.

Я знаю, большинство читателей подумают, что с того? Ответ прост. Те, кто стремится способствовать разногласию среди мусульман и христиан, сосредотачиваются на проблемах, которые делят и подчёркивают области конфликта. Но когда такие источники, как охранная грамота Мухаммеда христианам, выдвинуты на первый план, это помогает в налаживании отношений. Это помогает мусульманам подняться выше религиозной нетерпимости и рождает хорошие чувства в христианах, которые испытывают благоговейный страх перед исламом и мусульманами.

Когда я смотрю на исламские источники, я нахожу в них беспрецедентные примеры религиозной терпимости и сдержанности. Они заставляют меня становиться лучше. Я думаю, что способность искать хорошее и делать хорошее - в каждом из нас. Когда мы подавляем предрасположенность к хорошему, мы отрекаемся от наших основных человеческих качеств. В сезон отпусков, я надеюсь, все мы сможем найти время, чтобы отыскать что-то хорошее в оценке культур и истории других народов.

Доктор Мухтедар Хан - директор исламских исследований в университете Делавэра и научный сотрудник Института социальной политики и взаимопонимания.

Комментарии:

SAB of the dar all Haarb из Канады 01/01/2010 04:10:33 PM
Мусульмане - обманщики
В исламе существует огромное количество исключений и противоречий. Им предписано быть честными, но при определённых обстоятельствах им дозволено лгать. В заповедях говориться о миролюбии, но есть множество исключений, когда они могут развязать войну. Предполагается, что они должны быть терпимыми, но существует много случаев, когда не обязаны. Если коротко, то когда они говорят, что они честны и миролюбивы, она не лгут, они просто не говорят всей правды. Всего этого необходимо придерживаться относительно таких же мусульман, но не обязательно выполнять заповеди в отношении всех остальных. Ислам - очень удобная религия, его основы изучаешь с сардонической усмешкой. Когда бы Пророк не попадал в ситуацию, в которой ему требовалось совершить действие, противоречащее предыдущим запретам, Аллах тут же преподносил ему другое правило, которое позволяло Пророку нарушить первое. Очень удобно. Отсюда и противоречия в Исламе.

jenny to ME из США 01/01/2010 02:50:13 PM
Ну, хорошо, это доказывает мне, что мусульмане и их последователи должны немедленно прекратить атаковать бóльшую часть мира, извиниться за все последние десятилетия нападений и разрушений, это как минимум, и закрепить результат.

Глобальный мир - это абсолютно правильно!!! Ах, нет, а куда же делся этот священный документ??? Кто-то похитил документ, обязывающий мусульман к миру. Куда же он делся???

Tawiran из Швеции 01/01/2010 06:32:44 PM
«Мусульмане и Христиане вместе составляют более 50% населения во всём мире, и если они будут жить в мире, то мы будем на полпути к миру во всём мире».

Причина мирового конфликта не во взаимоотношении мусульман и христиан, причина кроется во взаимоотношениях между мусульманами и тобой.

«Когда я смотрю на исламские источники, я нахожу в них беспрецедентные примеры религиозной терпимости и сдержанности» , за исключением мечтателей. Если религиозная терпимость будет включать в себя только мечтателей, возможно, мы и достигнем мира во всём мире.

salihu rasheed funsho из Нигерии 01/01/2010 10:49:41 PM
Давайте следовать обещанию Мухаммеда
Если исламское сообщество в современной ситуации сможет приспособить или следовать обещанию, данному христианам нашим Мухаммедом, то проблема терроризма была бы снята, и мир, предписанный Исламом, был бы восстановлен. Вследствие этого, отношения немусульман к Исламу очень бы изменилось. Они бы стали чувствовать, видеть, слышать, обонять и говорить об Исламе только хорошее.

dawg2 изСША02/01/2010 01:32:34 AM
Для Sa из Нигерии
То, что Вы говорите - хорошее начало, но ситуация должна получить развитие, прежде чем мы, последователи Хороших Новостей будем верить в доброту ваших намерений. Вам так же нужно остановить убийства и отношение к вашим женщинам как к имуществу. Нужно прекратить убивать друг-друга из-за ваших же различных сект. Прежде чем заслужить наше доверие, вам нужно сделать и сказать намного больше.

Shaimaa from Egypt 02/01/2010 12:31:33 AM
Спросите Коптов
«Затемнять» (Dim me) -это выражение используется иудеями и христианами, которые живут на исламских землях и платят налоги, кстати, последователи Ислама платят налоги по определённой схеме, те кто стар, беден или инвалид - освобождены от уплаты налогов. Знаете ли вы, что означает «Затемнять»? Это значит, что кому-то дана защита. Это походит на высказывание, что Пророк является их защитником. Спросите коптов, которым Великий Халиф в наказание за отношение к коптам велел побить сына знаменитого командира, завоевавшего Египет и сопровождавшего Пророка. Сын командира ударил одного из коптов, и коптам было приказано ударить сына командира, а потом - и самого отца, потому, что сын воспользовался положением отца, но копты отказались**.

* Копты - египтяне, исповедующие христианство. Живут главным образом в городах АРЕ (Асьют, Ахмим, Каир и др.); небольшие общины имеются в Судане, Турции, Израиле, Иордании, Ираке, Кувейте и др. Общая численность свыше 2 млн. человек. Говорят на арабском языке (распространённый в прошлом коптский язык сохранился лишь как церковный) - прим. переводчика

** Имеется в виду следующая история - однажды сын Амр ибн аль-Аса, наместника Египта, избил копта за то, что лошадь копта обошла его скакуна на скачках. Обиженный копт написал об этом халифу Омару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах). Было это незадолго до наступления времени хаджа. Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) попросил всех троих: самого Амра ибн аль-Аса, его сына и копта явиться в Мекку. Встретив их, он протянул плётку копту, предложив отомстить не только самому обидчику, но и его отцу, наместнику Египта. «Но Амр тут не при чём!» - воскликнул испуганный копт. «Нет, при чём! Ведь если бы его отец не был наместником, он бы никогда такого себе не позволил!» - ответил халиф - прим. ред.

Jarobas из Исландии 02/01/2010 06:20:08 PM
Обещание людям Книги*
Если бы к обещанию относились серьёзно, это было бы неплохо. Но я часто слышу о трудностях и отсутствии свободы по отношению последователей Корана, которые страдают в «Исламских» странах, таких как Египет и многие другие.

* В Коране последователи христианства называются Детьми Книги или Людьми Книги. Согласно Корану мусульманин может убить любого неверного без причины, кроме человека Книги. Мусульманам предписано брать таких людей в плен или не трогать, при необходимости мусульманин может сотрудничать с христианином, однако, это не отменяет того факта, что христианин может оказаться в рабстве у мусульманина, если захвачен во время военного конфликта или набега - прим. переводчика

На синайском полуострове, прямо посреди мусульманского мира вот уже 14 веков стоит православный монастырь святой Екатерины. За это время монастырь ни разу не был ни разрушен ни ограблен, а во время революции бедуины взяли монастырь под свою защиту.

Монастырь святой великомученицы Екатерины, Синай, Египет. Фото Ильи Колпакова

Потомки 200 воинов

В январе 2011 в день национальной солидарности с полицией кто-то предложил устроить день протеста против полицейской жестокости. В пятницу после молитвы на площадь Тахрир вышли тысячи людей, недовольных тем, что в стране уже много лет действует военное положение, а полиция не несет ответственности за свои действия.

«В людях было столько протестного энтузиазма, что после пятничной проповеди они решили собраться на площади Тахрир и начали протестовать против правительства вообще - вот как все началось в Египте», - рассказывает отец Иустин, библиотекарь синайского монастыря св. Екатерины, устроившись на жестком стуле своего рабочего кабинета. По его словам, революция поставила монастырь под угрозу разграбления.

Отец Иустин

В монастырском музее хранятся сокровища мирового значения, в том числе три древнейшие из известных человечеству христианских икон (VI век) и просто множество золотых и серебряных предметов. В разгар беспорядков египетские полицейские перестали выходить на работу, и блокпосты в ущелье по дороге к монастырю опустели. Монастырь остался без охраны. Тогда к монахам с официальной делегацией прибыли бедуины племени Джабалия. Джабалия живут примерно в трех километрах к северу от монастыря в поселке св. Екатерины и не похожи на остальные девять бедуинских племена Синая. (Хотя, по слухам, они точно так же торгуют наркотиками и оружием.) Джабалия являются прямыми потомками 200 воинов, которых вместе с семьями привез на Синай император Юстиниан для строительства екатерининского монастыря и его защиты в VI веке. В конце VII века воины изменили своей вере, обратившись в ислам, но сохранили верность своей службе. И египетская революция еще раз это подтвердила.

Бедуины сказали монахам, что были вместе с ними все эти века, и не собираются оставлять монастырь в это трудное время. В тот же день бедуины заняли брошенные блокпосты в ущелье, перегородив его надежнее, чем спартанцы Фермопилы. Часовые также были выставлены на горных тропах вокруг монастыря. Охрана поддерживалась круглосуточно до тех пор, пока власть в стране не перешла к военным и монастырь не вернулся под защиту государства. «Это меня очень тронуло, - вспоминает отец Иустин. - Я понял, что, несмотря на полторы тысячи лет, отделяющие бедуинов от их предков, это те же самые воины, которых император привез сюда в VI веке. И они продолжают делать то же самое - защищать монастырь». Православный монастырь стоит посреди мусульманского мира уже 14 веков, и за это время ни разу не был захвачен или разорен.

Охранная грамота пророка Мухаммеда

Благодаря сухому климату и труду монахов монастырь обладает ошеломительным собранием рукописей и книг, древнейших икон, богослужебных предметов и церковных облачений. Один из самых важных документов монастыря - знаменитая охранная грамота пророка Мухаммеда (Фирман Мухаммеда). Считается, что ее текст диктовал сам пророк Мухаммед, и бумага скреплена отпечатком его ладони. В грамоте говорится следующее:


Фирман Мухаммеда. Фото Ильи Колпакова

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника. Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесет им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой. Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли — пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня».

В монастыре хранится современная оригиналу копия грамоты. Оригинальный же документ был отдан турецкому султану в 1517 году. Традиционно султаны подтверждали привилегии, даруемые этим документом, вплоть до султана Абдул Хамида II, последнего султана Турции.

«Этот документ заслуживает того, чтобы его лучше знали и больше уважали, как прецедент мирных и конструктивных отношений между мусульманами и христианами, - считает о. Иустин. - Серьезное испытание для мира сегодня - это фундаментализм, который в религиозном контексте становится экстремизмом. Весь арабский мир меняется вместе с тем, что называют арабской весной. Многие страны претерпевают серьезные политические изменения. И вместе с этими изменениями приходят перспективы появления правительства, более считающегося с нуждами народа. Но вместе с тем появляется перспектива и более тоталитарных и фундаменталистских режимов. Монастырю приходится быть очень чутким к происходящим изменениям. С VII века монастырь - это христианский институт, живущий в мусульманском мире, поэтому у нас накопился большой опыт уважения, терпимости и мирного сосуществования, который нужно раз за разом подтверждать в испытаниях, возникающих сегодня».

В монастыре св. Екатерины на Синае хранится охранная грамота пророка Мухаммеда, выданная монахам греческого православного монастыря св. Екатерины, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства:

Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго! Писал писание сие Мухаммед, сын Абд--Аллахов, в радость и увещевание всем людям.

Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет. И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.

Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду. Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман. Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.

Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.

И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким--либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами. Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком. Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета. Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане. Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.

Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд--Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын Абу-Талебов, Абу-Бекр сын Абу--Кахафы, Омар сын Аль--Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль--Вярда, Абу--Горейра, Абд--Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд--Эль--Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд--Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу--Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль--Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд--Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.

Писал завет сей Али, сын Абу-Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3--го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

* то есть не-мусульмане.
** поголовная подать с не-мусульманина.
*** меры хлебныя (примечания А.Уманца).

Охранная грамота христианам от Пророка Мухаммеда

В монастыре св. Екатерины на Синае хранится охранная грамота Пророка Мухаммеда, выданная монахам греческого православного монастыря св. Екатерины, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства:

Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго!
Писал писание сие Мухаммед, сын Абд-¬Аллахов, в радость и увещевание всем людям.
Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет.
И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.
Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду.
Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман.
Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.
Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.
И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким¬-либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами.
Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком.
Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета.
Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане.
Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.
Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд¬-Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся:
Али сын Абу ¬Талебов, Абу ¬Бекр сын Абу¬-Кахафы, Омар сын Аль¬-Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль¬-Вярда, Абу¬-Горейра, Абд¬-Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд-¬Эль-¬Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд¬-Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу¬-Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль¬-Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд-¬Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.
Писал завет сей Али, сын Абу ¬Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети Пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3¬-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

(Отрывок из книги Н.Сологубовского «Сирийское противостояние»)

Книги "Мятеж", "Агрессия" «Триполитанская трагедия» и «Сирийское противостояние» Н.А. Сологубовского, журналиста, свидетеля событий 2011–2015 годов в арабских странах, можно приобрести или заказать в книжных магазинах «Москва», МДК Арбат, Библио глобус, Лабиринт, Фаланстер и в других, а также в интернет-магазине «ОЗОН».
Новые книги серии «АРАБСКИЕ ХРОНИКИ» Издательства «Ключ-С» рассказывают о событиях 2011-2015 гг. в Тунисе, Ливии, Сирии, Алжире, Марокко и других странах.

В книжных магазинах и в интернет-магазине «ОЗОН» также можно заказать книгу Н.Сологубовского «Сахара. Искусство исчезнувших миров» о наскальных рисунках и петроглифах, найденных в Сахаре. (Издательство «Ключ-С»)

Фирма́н Муха́ммеда — охранная грамота, данная Пророком Мухаммедом (Да благо славит его Аллах и приветствует!) христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы.

Происхождение

После победы Пророка Мухаммада (С.А.С.) у Бадра (1 марта 622 года) Синайский монастырь направил к нему в Медину делегацию с дарами. В монастырь монахи вернулись с охранной грамотой, скреплённой отпечатком руки Пророка Мухаммеда (С.А.С.). В качестве причин дарования привилегий архиепископ Констандиус сообщает:

"Мухаммед, будучи доволен приёмом, сделанным ему на Синае, в начале его проповедания, и заметив, что правила Синаитов заключались в тихой и благочестивой жизни, в знак благодарности дал своим наследникам письменное завещание, которым подтвердил прежние привилегии, Юстинианом данные, и добавил к ним ещё и свои".

Синайский монастырь

Исследователи отмечают, что в Средние века «…на благосклонность мусульман к синайским монахам влиял фирман (охранная грамота), который по преданию был дан пророком Магометом Синайскому монастырю … составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан ».

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. Монашеская жизнь ожила лишь в период Крестовых походов когда Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы.

В 1517 году, когда султан Селим I захватил Египет, и безопасность монастыря была под угрозой, монахи предъявили завоевателям фирман пророка Мухаммада (С.А.С.). Султан затребовал документ в Стамбул, где поместил его в султанской сокровищнице, а монахам направил перевод фирмана на турецкий язык. Копия фирмана выставлена в монастырской галерее икон. Об этой истории сообщает архимандрит Арсений в своей «Летописи Церковных событий»:

"…чрез начальника морейского грекоалбанского отряда Черноту, христианина, синайские монахи поднесли в Каире Селиму на серебряном блюде подлинное ахтинаме (грамоту) Магомета, данное их монастырю около 630 года. Султан взял подлинник с собою, а синаитам подтвердил льготы от пошлин в пристанях и таможнях турецких".

Текст

Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Пророка Мухаммада (С.А.С.).

Известно два текста грамоты:

Арабский подлинник (хранится в Стамбуле);

Перевод на турецкий язык, сделанный в XVI веке, с добавленным вступлением и заключением в самых изысканных выражениях в восточном вкусе. Таким образом, данный документ, хранящийся в Синайском монастыре, по своему содержанию больше арабского оригинала.

Арабский текст :

"Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника.

Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой.

Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли — пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня".

Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд­-Аллахов, посланник Аллаха, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын Абу­Талебов, Абу­Бекр сын Абу­-Кахафы, Омар сын Аль­-Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль­-Вярда, Абу­-Горейра, Абд­-Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд-­Эль-­Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд­-Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу­-Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль­-Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд-­Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.

Писал завет сей Али, сын Абу­Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3­-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

Турецкий перевод

Султан Селим I, при котором был сделан турецкий перевод фирмана

В предисловии грамоты сказано кому Пророк Мухаммад (С.А.С.) адресовал её:

Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет.

Среди гарантий Мухаммед устанавливает:

. «Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего»;

. «Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман».

Лицо, нарушившие это уставление фирман называет нарушителем завета Аллаха и противником его Пророка (то есть самого Пророка Мухаммада).

Грамота закрепила ряд налоговых льгот (отмену хараджа) для монахов: «Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу». Дополнительно Пророк Мухаммад (С.А.С.) гарантирует, что в случае повышения цен на продовольствие «да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба».

Отдельно оговорён вопрос податей с имущества: «те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год».


  1. А. Уманец «Поездка на Синай». СПБ, 1850

  2. Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IХ до начала XIII века (842—1204). Опыт церковно-исторического исследования. М., 2003. С. 93. ISBN 5-89740-090-3




Top