Проблематика произведения война и мир кратко. Вечные темы, поднятые в романе Л.Н

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Не только социальные и сословные проблемы нашли отражение в эпопее Толстого «Война и мир», велика роль философских размышлений автора на вечные темы: проблемы человека и общества , личности и истории , самореализации и христианства .

Как и многие его современники, Толстой пытался найти образ «героя нашего времени». Им сталАндрей Болконский , принадлежащий к высшему дворянскому сословию, но отрицающий его . Первоначальные мучительные раздумья Болконского, равно как описанные желания вкусить славы Наполеона , рождены отвращением к бессмысленной и порочной «светской» жизни. Тем не менее столь тяжелое чувство возникает, растет под влиянием фальшивых отношений с женой Лизой , «маленькой княгиней», как ее все называли. Ложь этих отношений во многом обусловлена тоже «светскими» устоями. Но для самого Андрея непереносимой оказывается мысль о том, что он ошибся в себе, что его любовь к Лизе оказалась мнимой. Подчеркивая редкое внешнее очарование «маленькой княгини», Толстой раскрывает ее внутреннюю бессодержательность. Слишком поздно понимает Андрей, что оказался игрушкой собственной плотской страсти. Он вынужден терпеть около себя пустое и жалкое существо. Когда Лиза умирает при родах, в душе Андрея созревает новое, болезненное ощущение вины перед нею. Отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыл об обязанностях мужа и отца .

Так в семейной ситуации конкретизируется восприятие Андреем (несомненно, близкое автору) аристократического мира. Бесконечно сильнее, однако, гнетет Андрея сознание своей двойственности, слабости и эгоизма. В сопереживании герою созревают всегда нелегкие размышления о том, что такое истинное чувство , почему люди нередко ошибаются в своем избраннике или избраннице, каким должен быть их союз... В процессе не просто прочтения, а вживания в произведение очень существенным моментом становится доверие к князю Андрею, ощущение правды его состояния, нравственной чистоты личности. Он близок каждому, так как совершает общие для всех людей ошибки . Но в то же время он бесконечно выше других по глубине мысли, ответственности за свои и чужие поступки.

Все, что происходит далее с князем Андреем, так или иначе связано с пережитым им. Наташа Ростова привлекает Болконского именно тем, чего была лишена Лиза: искренностью, поэтичностью, свежестью и живостью чувств. А разрыв с Наташей , совпадая с грозными событиями 1812 года, предельно обостряет его одиночество, разочарование в возможности личного счастья . Начинается поиск иных ценностей, иных деяний. Князь Андрей едет на фронт и здесь осознает себя частью большого, а не узкоинтимного мира . Так формируется новое отношение к войне: восхищение сплоченностью, нравственной силой солдат , стремление слиться с ними. Возникшее тяготение к народной жизни ощущается в сокровенных переживаниях князя Андрея.

Смертельно раненый Болконский встречается и с Наташей, и с Курагиным. Собственные мучения только вначале гасят разум. Едва боль отступает, в пробужденном сознании князя Андрея возникает светлая картина детства, некогда пережитых радостей, а среди них главное – встреча с Наташей . Память доносит ее юный облик, восхитившие его при первом знакомстве – на бале. Сама жизнь, ее нетленные ценности противостоят страданиям смерти . Поэтому у Болконского «любовь и нежность к ней (Наташе) еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». С освобождением от суетного, наносного князь Андрей и в Курагине (оказавшемся в той же операционной избе) видит прежде всего несчастное существо, бесславно умирающее после долгих лет лжи и обмана. «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

В этой сцене нередко усматривали христианское всепрощение (возлюби врага своего). Толстой вложил в нее иной смысл. Жалость-любовь (народное отождествление этих чувств) проявилась к тому, кто бездумно отнял у себя красоту чистого, осмысленного бытия. Князь Андрей неожиданно понимает эту драму Курагина, в страстном порыве сочувствуя ему.

Внутренняя метаморфоза Болконского происходит при небывалом подъеме духовной энергии (упадке телесной) . В отрыве от всего материального он постигает высшее («божье» , по его слову) предназначение сущего – единение человеческих сердец. С лихорадочным восторгом (это состояние «подчеркнуто» в тексте) он отдается жажде разделить горести и ошибки тех, кто томиться в одиночестве . Так выражаются морально-этические идеалы автора . Они волнуют, как сама не лишенная призрачности мечта о гармонии мира, мгновенном возрождении личности . Герой будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия. И только смерть уносит радостную, светлую любовь, наступает тьма . Трудно переоценить впечатление от этих страниц романа. Приходит иное ощущение наших истинных возможностей, перспектив жизни и ответственности перед нею, краткой, быстротекущей, но единственно прекрасной. Параллель юность-смерть обладает редкой емкостью и силой воздействия.

Но несомненно, что наиболее яркой из затронутых Толстым проблем является проблема роли личности в истории . По Толстому, в историческом процессе осуществляется скрытая ведущая целесообразность. Для каждого человека деятельность в ее субъективных целях является сознательной и свободной, но в сложение итогов многих и разных деятельностей получается не предусматриваемый и не сознаваемый людьми результат, осуществляющий волю «провидения». Чем более отдельные люди связаны в своей деятельности с другими людьми, тем более они служат «необходимости», то есть более их воля переплетается, сливается с волею многих других людей и через то становится менее субъективно свободной. С этой точки зрения общественные деятели являются наименее субъективно свободными и наиболее вынужденными сообразовываться с общими обстоятельствами и подчиняться необходимости.

В огромном большинстве этот закон люди выполняют неведомо для себя , слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей. И лишь «великие люди» оказываются способными в некоторой мере отрешиться от узколичного, проникнуться целями понятой ими совершающейся общей необходимости и, таким образом, стать в своей деятельности сознательными проводниками высшего общего смысла истории.

Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории» . Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра I в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова . Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий , в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа , то есть он может быть сознательным проводником хода истории . Кутузов сам близок народу , он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии).

Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории . Образ наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм . Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек , он не может определять нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. Новаторство Толстого состояло в том, что он внес в историю нравственный критерий .

Что же Толстому кажется ведущим в изображаемом им потоке жизни? Вопреки всему, Толстой придает громадное и активное значение субъективному началу жизни, человеческому «я» . Он создавал «Войну и мир» в эпоху бурного демократического движения, сильно подчеркнувшего роль самой личности в собственных ей судьбах.

В этом романе нашли отражение философические воззрения автора на жизнь и его понимание жизни . Толстой фаталист , но не в том целом, восточном значении этого слова, которое усвоено верой слепой, чуждой всякого рассуждения. Фатализм графа Толстого – это чадо времени, фатализм резонирующий, фатализм, выражающий собою не сплошную веру, а итог несчетного множества сомнений, недоумений и отрицаний . Если бы он убежден был просто, что история, как наука, бессмыслица, потому что разумных явлений в ней нет, а есть только один немой и совершенно непостижимый рок, который понять невозможно, потому что декреты его совершенно не сходятся с нашими человеческими понятиями о правде и справедливости, то сказали бы только, что не разделяем этого верования. Но автор не идет так далеко. Он убежден, что исторические явления нельзя объяснить научным путем; но он не решается допустить, чтобы их уже вовсе ничем нельзя было объяснить. Напротив, он думает, что все станет ясно для нас, если мы допустим предназначение . Далее, он отвергает инициативу личную как фактор, имеющий свою долю участия в событиях исторических. Он говорит, что так называемые великие люди суть ярлыки, дающие только имя событию, но меньше всего имеющие с ним связи, потому что их действия только кажутся им произвольными, а в сущности они вынуждены роковым ходом истории и определены предвечно . Но он не решается идти до конца и сказать, что человек совершенно лишен инициативы, что все его действия вынуждены законом строгой необходимости и имеют неотвратимый, роковой смысл. Напротив, он полагает, что в мелкой среде личного интереса человек пользуется свободой для достижения своих целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но, прибавляет он, как только действие сделано, так оно становится невозвратимо и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение . Вывод такой, что действие человеческое свободно, пока он не сделал его, но после того, как сделал, оно становится вынужденным, определенным задолго до его совершения, определенным предвечно ... Этого, признаемся, мы не можем понять, и мы предпочли бы вовсе не объяснять ничего, чем объяснить таким способом. Это крайний и самый отчаянный скептицизм. Он отнимает смысл у всего, что для нас может иметь какой-нибудь смысл, и переносит его с отрицательным знаком на место, для нас совершенно чуждое и непостижимое. Он отнимает у человека всякую веру в себя и в других людей , всякое уважение к какой бы то ни было, доступной ему, полезной, общественной деятельности, заставляя его смотреть на эту деятельность как на смешное усилие муравья сдвинуть гору. Всякая жертва, приносимая человеком в порыве сердечного увлечения, всякая славная цель впереди, побуждающая его у тяжелому подвигу, - все с такой точки зрения должно показаться ему ребячеством, глупым задором. К счастью, автор «Войны и мира» не всегда смотрит на жизнь с такой точки зрения . К счастью, он поэт и художник в десять раз более, чем философ. И никакой скептицизм не мешает ему как художнику видеть жизнь во всей полноте ее содержания , - со всеми ее роскошными красками, - и никакой фатализм не мешает ему как поэту чувствовать энергетический пульс истории в теплом, живом человеке, в лице, а не в скелете философического итога.

Он любит людей , им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а естественною и безотчетной любовью русского к русскому, сына к отцу , участием зрелого и высокоразвитого человека к молодому повесе, который напоминает ему молодость.

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

39. нравственная и философская проблематика романа «война и мир». Философская проблематика романа . Философская проблематика романа. Основные фило­софские темы романа: человек и его место в мире, место человека в истории (проблема личной свободы воли и исторической необходимости: проблема роли отдельной личности в истории, взаимосвязь личной судьбы и исторической перспективы), смысл истории (первопричина исторических событий, в первую очередь войны; оценка деятельности тайных обществ, в том числе декабристов), экзистенциальные проблемы (смысл человеческой жиз­ни), концепция этики: определение нравственных импе­ративов, вытекающих из такой картины мира (герои раз­мышляют о том, как стать «вполне хорошим» (чье это выражение?), как обрести гармонию жизни). Эти про­блемы в романе обнаруживаются на всех уровнях сюже­та («война» и «мир», частные судьбы и судьба России, мысли и поступки вымышленных героев и деятельность реальных исторических лиц) и на надсюжетном уровне (философские рассуждения Толстого).Поскольку в романе конструируется очень четкая этическая система, то на каждом из вышеназванных уровней сюжета легко можно обнаружить отрицатель­ный и положительный «полюса», воплощаемые в героях (Кутузов и Наполеон, Наташа и «злая» Вера и т. д.).Мир и человек. Место человека в мире. Мировое «все­единство». Картину мира у Толстого полезно сравнить с картиной мира у Достоевского. Достоевский воссозда­ет христианскую персоноцентрическую модель мира: отдельная личность равноценна целому миру, человек воссоединяется с Богом через Богочеловека - Христа. Главный герой произведения Достоевского - личность как таковая, в ней отражается Мир. Поэтому герои Достоевского - это в какой-то степени символические фигуры, воплощающие духовные, метафизические нача­ла. Толстой воссоздает пантеистическую модель мира: человек - лишь один из элементов бесконечного эволю­ционного процесса, он - песчинка в огромном мире-космосе. Здесь нет понятия «Богочеловек», а Бог - это философский синоним понятий «вся жизнь», «приро­да», «история», «мир как целое», «всеединство». Итак, на первом месте Мир, потом уже человек. Формула, ус­лышанная Пьером Безуховым в его московском сне («Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Жизнь - это непре­рывное самосознание Божества»), отсылает к восточным религиозно-философским традициям (для христианства мир - не непрерывное самосознание Бога, а его едино-кратное творение). Можно сказать, что Достоевский изображает скорее «мир в человеке», а Толстой - «чело­века в мире». Человек у Толстого - прежде всего части­ца большого Мира - семьи, народа, человечества, при­роды, невидимого исторического процесса. Обратим внимание, например, что в «Преступлении и наказании» сравнение человечества с муравейником предполагает уничижительный характер, а в философских отступле­ниях Толстого сравнение человеческих сообществ с ро­ем, ульем или стадом возникает совершенно естественно и не предполагает никакого отрицательного смысла.Если сравнить два близких по времени написания романа - «Преступление и наказание» и «Война и мир», то мы увидим сходную проблематику, но рассмотренную с принципиально разных сторон. Оба названия заключа­ют в себе идею полярности, антитезы положительного и отрицательного начал, но название романа Достоев­ского указывает на индивидуальный внутренний мир ге­роя, а название романа Толстого указывает на мировой масштаб изображаемого, на общность и связь многих человеческих судеб. «Наполеоновская» тема также по-разному выглядит в этих романах: для Достоевского это этический вопрос, обращенный к отдельному человеку («Имеешь ли ты право быть Наполеоном?»), а для Тол­стого это скорее историософский вопрос, обращенный к человечеству («Был ли Наполеон великим челове­ком?»). Поэтому Наполеон становится персонажем Тол­стого, а Достоевский никогда не писал ничего похожего на исторический роман.Все это не означает, что Толстой принижает ценность отдельной человеческой личности: ведь подразумевает­ся, что каждый человек - необходимая частица мира, без которой мир был бы неполным.В романе Толстого часто используется символика час­ти и целого (ступени лестницы и звенья цепи в «масон­ском» монологе Пьера на пароме в Богучарове; гармо­ническое слияние музыкальных голосов в видении Пети Ростова; состоящий из отдельных капель водяной шар в сновидении Пьера, где шар символизирует мир, а кап­ли - человеческие судьбы; рассуждение о «личной» и «роевой» жизни человека в одном из авторских фило­софских отступлений; метафоры, связанные с ульем, роем, стадом (найдите их в тексте романа); рассуждение о том, что невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль»). Все эти символы выражают идею мирового «всеединства», в толстовском его понимании. Каждый элемент большого целого является неотъемле­мым.В соответствии с этой картиной мира в романе рас­сматривается вопрос о роли и месте отдельного человека в истории, природе, обществе, государстве, народе, семье. Это и есть философская проблематика романа.Смысл исторического процесса. Роль личности в ис­тории. Эта тема в романе впервые подробно рассмат­ривается в историософском рассуждении о причинах войны 1812 г. (начало второй и начало третьей частей третьего тома). Рассуждение это полемически направле­но против традиционных концепций историков, кото­рые Толстой считает стереотипом, требующим переос­мысления. Согласно Толстому, нельзя объяснить начало войны чьей-то отдельной волей (например, волей Напо­леона). К этому событию Наполеон объективно причастен также, как любой капрал, отправляющийся в этот день на войну. Война была неизбежна, она началась со­гласно невидимой исторической воле, которая складыва­ется из «миллиардов воль». Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с дру­гими, тем более они служат «необходимости», т. е. их воля переплетается с другими волями и становится ме­нее свободной. Поэтому общественные и государствен­ные деятели являются наименее субъективно свободны­ми. «Царь - раб истории». (Как эта мысль Толстого проявляется в изображении Александра?) Наполеон заблуждается, когда думает, что может влиять на ход со­бытий. «...Ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участ­вующих в этих событиях, и... влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное» (гл. XXVIII второй части третьего тома). Кутузов прав в том, что предпочитает четко следовать объективному процессу, а не навязывать свою линию, «не мешать» то­му, что должно произойти. Заканчивается роман форму­лой исторического фатализма: «...необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую; нами зависимость».Отношение к войне. Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или с Кутузовым, это поеди­нок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармо­нического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фи­гурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война - противное всему человеческому событие, с другой - это объектив­ная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицатель­ное (антивоенный пафос чувствовался уже в автобиогра­фических ранних военных рассказах). Для сравнения:

Достоевский осуждал только гражданскую («братоубий­ственную») войну, но в международных войнах усмат­ривал положительный смысл: укрепление патриотизма, героического начала (см.: Ф. М. Достоевский. «Дневники писателя», глава «Парадоксалист»). Обратим внимание, что Достоевский, в отличие от Толстого, никогда лично не принимал участия в военных событиях. В мирной жизни тоже происходит своеобразная «вой­на»: между «войной» (агрессивное начало) и «миром» (позитивное, гармоническое начало). Осуждаются герои, представляющие светское общество, карьеристы - сво­его рода «маленькие наполеоны» (Борис, Берг), а также те, для которых война - место реализации агрессивных побуждений (дворянин Долохов, крестьянин Тихон Щер­батый). Эти герои принадлежат к сфере «войны», в них воплощается наполеоновское начало.«Личная» и «роевая» жизнь человека. Может пока­заться, что такое видение мира глубоко пессимистично: отрицается понятие свободы, но тогда жизнь человека теряет смысл. На самом деле это не так. Толстой разде­ляет субъективный и объективный уровни человеческой жизни: человек находится в малом круге своей биогра­фии (микрокосм, «личная» жизнь) и в большом круге всеобщей истории (макрокосм, «роевая» жизнь). Чело­век субъективно сознает свою «личную» жизнь, но не может видеть, в чем состоит его «роевая» жизнь. На «личном» уровне человек наделен достаточной свободой выбора и способен отвечать за свои поступки. «Роевой» жизнью человек живет бессознательно. На этом уровне он сам ничего решить не может, его роль навсегда останется той, которую отвела ему история. Этический принцип, вытекающий из романа, состоит в следующем: человеку не следует сознательно относить­ся к своей «роевой» жизни, ставить себя в какие-либо отношения с историей. Любой человек, который пытает­ся сознательно участвовать в общеисторическом процес­се и воздействовать на него, заблуждается. В романе дискредитируется Наполеон, ошибочно полагавший, что судьба войны зависит от него - на самом деле он был игрушкой в руках неумолимой исторической необходи­мости. Реально он оказался лишь жертвой процесса, затеянного, как он думал, им самим. Все герои романа, пытавшиеся быть наполеонами, рано или поздно расста­ются с этой мечтой или плохо кончают. Один из при­меров: князь Андрей преодолевает иллюзии, связанные с государственной деятельностью в кабинете Сперанско­го (и это правильно, независимо от того, насколько «прогрессивен» Сперанский). Закон исторической необходимости люди выполняют неведомо для себя, слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей, и лишь подлинно (а не в «наполеонов­ском» смысле) великие люди оказываются способными отрешиться от личного, проникнуться целями историче­ской необходимости, а это единственный способ стать сознательным проводником высшей воли (пример - Кутузов). Идеальное бытие - состояние гармонии, согласие с миром, т. е. состояние «мира» (в смысле: не война). Для этого личная жизнь должна быть разумно согласова­на с законами «роевой» жизни. Неправильное бытие - вражда с этими законами, состояние «войны», когда ге­рой противопоставляет себя людям, старается навязать миру свою волю (это путь Наполеона). Положительные примеры в романе - Наташа Росто­ва и ее брат Николай (гармоничная жизнь, вкус к ней, понимание ее красоты), Кутузов (умение чутко реагиро­вать на ход исторического процесса и занять в нем свое разумное место), Платон Каратаев (у этого героя личная жизнь практически растворяется в «роевой», у него как бы нет своего индивидуального «Я», а только коллектив­ное, народное, общечеловеческое «Мы»). Князь Андрей и Пьер Безухов на разных этапах сво­его жизненного пути то уподобляются Наполеону, ду­мая, что могут своей личной волей повлиять на истори­ческий процесс (честолюбивые планы Болконского; ув­лечение Пьера сначала масонством, а потом тайными обществами; намерение Пьера убить Наполеона и стать спасителем России), то обретают правильный взгляд на мир после глубоких кризисов, душевных потрясений, разочарований. Князь Андрей после ранения в Бородин­ском сражении умер, пережив состояние гармониче­ского единства с миром. К Пьеру подобное состояние просветления пришло в плену (обратим внимание, что в обоих случаях герои наряду с простым, эмпирическим опытом получают также и мистический опыт посредст­вом сна или видения). (Найдите это в тексте.) Однако можно предположить, что честолюбивые планы снова вернуться к Пьеру, он увлечется тайными обществами, хотя Платону Каратаеву это, возможно, не понравилось бы (см. разговор Пьера с Наташей в эпилоге). В связи с представлением о «личной» и «роевой» жиз­ни показателен спор Николая Ростова с Пьером о тай­ных обществах. Пьер сочувствует их деятельности («Тугендбунд - это союз добродетели, любовь, взаимная по­мощь; это то, что на кресте проповедовал Христос»), а Николай считает, что «тайное общество - следова­тельно, враждебное и вредное, которое может породить только зло, <...> составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни бы­ло, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хо­чешь». Этот спор не получает однозначной оценки в романе, он остается открытым. Можно говорить о «двух прав­дах» - Николая Ростова и Пьера. Мы можем сочувство­вать Пьеру вместе с Николенькой Болконским. Эпилог заканчивается символическим сном Николеньки на тему этого разговора. Интуитивное сочувствие делу Пьера сочетается с мечтами о славе героя. Это на­поминает юношеские мечты князя Андрея о «своем Тулоне», которые когда-то были развенчаны. Таким об­разом, в мечтах Николеньки есть нежелательное для Толстого «наполеоновское» начало - есть оно и в поли­тических идеях Пьера. В связи с этим важен диалог Наташи и Пьера в гл. XVI первой части эпилога, где Пьер вынужден признать, что Платон Каратаев (чело­век, с которым для Пьера связаны главные нравствен­ные критерии), «не одобрил бы» его политической дея­тельности, зато одобрил бы «семейную жизнь». Подлинный смысл жизни. Заключительная фраза в ро­мане провоцирует читателя сделать пессимистический вывод о бессмысленности жизни. Однако внутренняя логика сюжета «Войны и мира» (в котором не случайно воссоздается все многообразие жизненного опыта чело­века: как сказал А. Д. Синявский, «сразу вся война и весь мир») говорит об обратном. Смысл жизни существует, но многие его не понимают, продолжая жить по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Наиболее умные, мыслящие герои романа (и вместе с ними сам автор) говорят о том, что смысл жизни открывается при условии гармонических отношений (единения, прими­рения) человека с миром (с народом, с природой, с «во­лей истории»). Можно привести следующий пример: ко­гда Пьер рассказывает князю Андрею о масонстве и зна­комит его с символикой «ступеней лестницы», «звеньев цепи» и т. д. (разговор в Богучарове), Болконский отве­чает, что это всего лишь книжное «учение Гердера», ко­торое слишком абстрактно: «Жизнь и смерть - вот что убеждает». Можно было бы возразить князю Андрею: то, что он говорит, тоже довольно абстрактно. Однако всем ходом сюжета Толстой дает читателю возможность по­нять, что подразумевается под этим выражением Бол­конского. Речь идет о том, что смысл жизни можно воспринять спонтанно и непосредственно, через конкретный жиз­ненный опыт. Прежде всего это переживания, свя­занные с ключевыми моментами человеческой жизни («коренные ситуации бытия») - любовью, рождением, смертью. Так, смерть жены и рождение сына, любовь к Наташе составляют неотъемлемый жизненный опыт для князя Андрея, но окончательно смысл жизни ему открывается только перед смертью. Болконский испытал близость смерти дважды - сначала под Аустерлицем (и это тоже стало важной вехой в его жизни), а потом - под Москвой. (Перечитайте главы, в которых говорится о последних днях жизни князя Андрея. Обратите внима­ние на символику «двери» и на сравнение смерти с «пробу­ждением» (понимание реальности как сна, а смерти как пробуждения характерно прежде всего для восточных ре­лигиозно-философских систем.) Для многих героев пере­живание близости смерти оказывается важной вехой личностного роста (первый бой Николая Ростова, пре­бывание Пьера на батарее Раевского и в плену). Однако момент откровения не обязательно связан с близостью смерти. Толстой показывает весь драматизм человеческого опыта и все его многообразие: многое от­крывается в ситуациях повседневной жизни (карточный проигрыш Николая Ростова), при общении с природой (вспомним описание охоты, знаменитый дуб в Отрад­ном, обратим также внимание на частые ситуации, когда герой смотрит на небо и размышляет о вечном: Пьер и комета, князь Андрей и небо Аустерлица, Наташа и звездная ночь в Отрадном), при общении с людьми (жизнь Николая Ростова в полку). (Сопоставьте две сюжетные линии: история разоча­рования князя Андрея в Наполеоне и история разочарова­ния Николая Ростова в Александре. Чем отличаются чувства Болконского и Ростова по отношению к «куми­ру»? Как при этом каждый из них воспринимает самого себя? Какие у них возникают мысли о родных и близких? Как происходит разочарование? Каковы психологические последствия разочарования в «кумире» для каждого из ге­роев? Сделайте выводы о характерах Болконского и Рос­това.) Для людей эгоцентрического типа жизнь в конечном счете обесценивается, сводится к суетливому служению своим прихотям (пример этого - семейство Курагиных). Некоторые герои способны ощутить полноту бытия, наполненность жизни глубоким смыслом в самых про­стых, повседневных ситуациях - прежде всего таковы Наташа и Николай Ростовы (см. описание бала, сцены охоты). Другие герои приходят к такому ощущению только через посредство исключительных (экстремаль­ных, кризисных, «пороговых») ситуаций, или как пишет Толстой, «коренных ситуаций бытия» (по выражению князя Андрея: «Жизнь и смерть - вот что убеждает»). Для князя Андрея примером такой встречи с «жизнью и смертью» служит Аустерлиц, смерть жены Лизы, и осо­бенно Бородино. Для Пьера это дуэль с Долоховым, Бо­родино и особенно пребывание в плену после казни поджигателей, поразившей героя. Именно пережив та­кие сложные моменты, князь Андрей и Пьер начинают лучше понимать смысл жизни или, скорее, ощущать на­полненность жизни смыслом. «Путь Наполеона». Наполеон - воплощение волюн­таризма и крайнего индивидуализма. Он стремится навя­зать миру (т. е. огромным массам людей) свою волю, но это невозможно. Война началась в соответствии с объек­тивным ходом исторического процесса, но Наполеон ду­мает, что он начал войну. Проиграв войну, он чувствует отчаяние и растерянность. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротескно-сатирических оттенков. Для Напо­леона характерно театральное поведение (см., например, сцену с «римским королем» в гл. XXVI второй части третьего тома), самолюбование, тщеславие. Выразитель­на сцена встречи Наполеона с Лаврушкой, остроумно «домысленная» Толстым по следам исторических мате­риалов. Наполеон - основная эмблема волюнтаристическо­го пути, но этим путем идут в романе и многие другие герои. Их тоже можно уподобить Наполеону (ср. «ма­ленькие наполеоны» - выражение из романа). Тщесла­вие и самоуверенность свойственны Бенигсену и другим военачальникам, авторам всевозможных «диспозиций», обвинявшим Кутузова в бездействии. Многие люди светского общества также духовно подобны Наполеону, потому что всегда живут как бы в состоянии «войны» (светские интриги, карьеризм, стремление подчинить других людей собственным интересам и т. д.). Прежде всего это относится к семейству Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать свою волю, использовать остальных для выполнения собственных желаний. Некоторые исследователи указывали на сим­волическую связь любовного сюжета (вторжение веро­ломного Анатоля в мир Наташи) с историческим (втор­жение Наполеона в Россию), тем более, что в эпизоде на Поклонной горе используется эротическая метафора («И с этой точки зрения он [Наполеон] смотрел на ле­жавшую перед ним, невиданную еще им восточную кра­савицу [Москву], <...> уверенность обладания волновала и ужасала его» - гл. XIX третьей части третьего тома). Истинное и ложное в жизни человека. Одно из важ­ных идейных противостояний для Толстого в романе «Война и мир» - Истина и Ложь. Противопоставление истинного (подлинного, естественного) и ложного (мни­мого, искусственного) - сквозной мотив романа. Это противопоставление имеет следующие важные аспекты. Истинное и ложное общение между людьми. Истин­ное общение предполагает естественность и непосредст­венность («простоту»). Это свойственно прежде всего семейству Ростовых, а также некоторым другим персо­нажам (Денисов, Марья Дмитриевна, капитан Тушин, Кутузов и др.). «Простота» сближает их и с народом. Ложное общение подразумевает искусственность, это общение по правилам, оно наигранно, театрально, в ко­нечном счете неискренне и лицемерно. Так принято об­щаться в великосветском обществе (салон Анны Пав­ловны Шерер, семейство Курагиных) и в политических кругах (Сперанский). Князь Андрей Болконский перво­начально склонен жить по правилам светского общест­ва, но постепенно эти правила для него обесцениваются. Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светско­го общества после дуэли с Долоховым. Для него «раз­врат» и «зло» света воплощены в его жене Элен, дочери Василия Курагина и сестре Анатоля. В дальнейшем во­площением «простоты, добра и правды» для него стано­вится солдат из крестьян Платон Каратаев, с которым Пьер познакомился в плену. Истинный и ложный патриотизм. Толстой развенчи­вает традиционные эмблемы патриотизма (например, «знамена»), подразумевающие отождествление родины с государством и его официальной политикой. Не вызы­вает сочувствия псевдопатриотическая риторика Растопчина: этому персонажу противопоставляется сдержанно-мудрый Кутузов, не говорящий красивых слов о Москве и России, но действительно всерьез задумывающийся о том, как поскорее «прогнать» французов. Истинная и ложная красота. Здесь основное проти­вопоставление - живая (естественная, «теплая») и мерт­венная (искусственная, «холодная») красота. Другое важ­ное противопоставление - красота внутренняя (душев­ная) и внешняя (телесная). Рассмотрим портрет Элен. Изображая «красавицу», Толстой использует метафоры, отсылающие к неживой материи («мраморные» плечи, на которых был словно лак от взглядов, и т. д.). Ей про­тивопоставляется Наташа, чья красота естественна и по­этому хороша (кроме того, у Наташи сочетается внешнее обаяние и внутренняя, душевная красота). Обратите внимание также на портрет княжны Марьи («некрасивое лицо», но «лучистые глаза») и на портрет Кутузова (фи­зическая немощность, но при этом внутренняя сила духа). Вообще, создается впечатление, что Толстой не­высоко ценит внешнюю (телесную) красоту, словно не доверяет ей. Примечательно, что Наташа Ростова в эпи­логе романа теряет свою девичью живость, но автор при этом упрямо любуется ею. Такое отношение к теме красоты связано с важным для Толстого конфликтом этического и эстетического начал, идеалов Красоты и Добра. Высказывание Дос­тоевского о том, что «красота спасет мир», невозможно у Толстого. Советуем прочитать позднюю статью Толсто­го «Что такое искусство?», в которой писатель со своих этических позиций анализирует историю понятия красо­ты в европейской культуре и философии. Истинное и ложное величие. Эта тема возникает в связи с Наполеоном. «Для нас, с данною нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет ве­личия там, где нет простоты, добра и правды».

Война и мирЕсть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная,
которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее
интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек
неизбежно использует предписанные ему законы.
Л.Н. Толстой «Война и мир».
Что означает название романа-эпопеи?
«Война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и
воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и
нравственными барьерами.
Слово «Мир» имеет большое количество значений. Это и жизнь народа, не
находящегося в состоянии войны, будничные интересы, ближайшее окружение
человека, и конечно же «Мир» - это весь свет, Вселенная.

Л.Н. Толстой удивительно точно смог передать
истинную духовную сущность людей. В этом
романе-исследовании мы можем найти целую
палитру нравов, характеров, поведений,
стремлений героев. Духовная красота некоторых
героев Толстого проявляется в постоянном поиске
смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной
для всего народа, в жизненном пути каждого,
ведущего к правде и добру.

Проблема Соотношение личности и общества

Одна из важных проблем "Войны и мира" - это
противопоставление личности и общества,
руководителя и массы, жизни частной и жизни
исторической. Толстой отрицал хоть скольконибудь значительную роль личности в истории. Он
отказывался признать силой, руководящей
историческим развитием человечества какую бы то
ни было "идею", а также желания или власть
отдельных, пусть даже и "великих" исторических
деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска",
утверждал, что существуют законы, управляющие
событиями. Эти законы неизвестны людям.

Почему погиб князь Андрей Болконский?

Счастье человека - в любви ко всем, и вместе с тем
Андрей Болконский понимает, что на земле не
может быть такой любви.(?) Князю Андрею
нужно было или отказаться от этих взглядов, или
умереть.(?) В первых вариантах романа он
оставался жить. Но тогда умирала бы философия
Толстого. Писателю его миросозерцание было
дороже героя, поэтому он много раз
подчеркивал, что тот, кто вмешивается в ход
событий и с помощью разума пытается
изменить их, ничтожен.

Проблема величия и счастья человека

Обратимся к описанию внутреннего состояния Пьера:
«Выражение глаз было твердое, спокойное и
оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не
имел взгляд Пьера". Теперь он нашел истину, которую
искал в масонстве, в светской жизни, в вине, в
самопожертвовании, в романтической любви к
Наташе. Он искал ее с помощью мысли и, как и князь
Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о
безнадежности поисков счастья «путем мысли». В
чем теперь нашел счастье Пьер? «Удовлетворение
потребностей - хорошая пища, чистота, свобода - ...
казались Пьеру совершенным счастьем...»

Проблема свободы и необходимости

По-своему и оригинально решает Толстой этот
вопрос. Он говорит, что свобода человека,
исторического деятеля - кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти
наперекор событиям, не навязывать им свою
волю, а просто соответствовать истории,
меняться, расти и таким путем влиять на ее
ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек
тем менее свободен, чем ближе он поставлен
к власти.

Проблема роли женщины в обществе

Л.Н. Толстой отрицательно относился к эмансипации
женщины. Он считал, что идеал женщины – это
женщина, заботящаяся о семейном очаге,
воспитывающая детей, т.е. домохозяйка и ничего
больше.
В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает
духовное единение людей, составляющее основу
семейственности. Создавалась новая семья, в которой
соединялись, казалось бы, разные начала - Ростовых
и Болконских.
"Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме
жило вместе несколько совершенно различных миров,
которые, каждый удерживая свою особенность и делая
уступки один другому, сливались в одно
гармоническое целое".

Тема Любви

Испытанию любви подвергаются практически
все герои "Войны и мира". К истинной любви
и взаимопониманию, к нравственной красоте
они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя
через ошибки и искупающее их страдание,
развивающие и очищающие душу. Любовь,
как чудо, возрождает героев Толстого к
новой жизни. (Пример князя Андрея не стал
для него "наукой", Пьер на своем опыте
убедился, что не всегда красота внешняя
является красотой внутренней - душевной).

Тема патриотизма и героизма на войне

Во время войны 1812 года, описанию которой посвящены
многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное
объединение русского народа, независимо от сословной
принадлежности, пола, возраста, потому что Россия
оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены
единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой
патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и
высокопарных лозунгах, а в по истине героических
поступках, каждый из которых по-своему приближал
победу. Центральная, вершинная часть романа -
Бородинская битва. Именно здесь с наибольшей силой и
яркостью проявились народный патриотизм и героизм,
потому что именно здесь каждый осознал и понял весь смысл
и все значение этой войны как священной, освободительной
войны. В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине
«народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу.
Эта война велась без знания правил военного искусства.

Проблема милости к врагу

Война 1812г. – война за Отечество, поэтому, с
одной стороны, мы видим, что русский народ
не испытывал сострадание к своему
противнику, а наоборот был жесток.
Например, Князь Андрей сказал Пьеру перед
Бородинским сражение, что французов нужно
казнить. Но с другой стороны, при отступлении
французов, Кутузов взывал к милости к
врагам, он понимал, что наши враги ничего не
имели против России, они лишь следовали за
Наполеоном и желанием наживы.

Проблема вечного мира

На начальных страницах романа Пьер Безухов вступает в
беседу с аббатом Марио, который убеждает Пьера в том,
что «есть возможность навсегда избавить человечество от
всех зол деспотизма и злейшего из зол, родоначальника
всех других – войны». На вопрос Пьера «о средствах» аббат
отвечает, что «европейское равновесие» способно спасти и
обеспечить мир. Такой ответ заинтересовал Пьера, вызвал
крайнее изумление князя Андрея…
В эпилоге опять возникают споры о мире и войне. Ключевой
момент сцены - обсуждение слов аббата Марио о
вечном мире. Хотя аббат больше не появляется на
страницах "Войны и мира", главное слово произнесено, и
великая книга открывается и заканчивается спором о
возможности вечного мира. Такой проект, конечно, в
идеале возможен, - проблеме вечного мира и посвятил
свое творение Лев Толстой.

Проблема истинных жизненных ценностей

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Война и мир, т. VI, стр. 62
«Всего яснее, нам кажется, этот смысл выражается в тех словах автора, которые
мы поставили эпиграфом: "Нет величия, - говорит он, - там, где нет простоты,
добра и правды ". Истинное величие должно совмещать в себе эти три
незаменимых компонента.
Задача художника состояла в том, чтобы изобразить истинное величие, как он его
понимает, и противопоставить его ложному величию, которое он отвергает.
Эта задача выразилась не только в противопоставлении Кутузова и Наполеона,
но и во всех малейших подробностях борьбы, вынесенной целою Россиею, в
образе чувств и мыслей каждого солдата, во всем нравственном мире русских
людей, во всем их быте, во всех явлениях их жизни, в их манере любить,
страдать, умирать. Художник изобразил со всею ясностью, в чем русские люди
полагают человеческое достоинство, в чем тот идеал величия, который
присутствует даже в слабых душах и не оставляет сильных даже в минуты их
заблуждений и всяких нравственных падений. Идеал этот состоит, по формуле,
данной самим автором, в простоте, добре и правде. Простота, добро и правда
победили в 1812 году силу, не соблюдавшую простоты, исполненную зла и
фальши. Вот смысл "Войны и мира".»
Н.Н.Страхов, сочинение гр. Л. Н. Толстого

Дополнение

«Убежавши с Бородинского поля, Безухов размышлял так: "Как ужасен
страх, и как позорно я отдался! А они... они все время до конца были
тверды, спокойны... Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые
были на батарее, и те, которые его кормили, и те, которые молились
на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе, они ясно и
резко отделялись в его мысли от других людей. Затем во сне ему
видится масон-благодетель, говорящий о добре, о возможности быть
тем, чем были они. "И они со всех сторон, с своими простыми,
добрыми лицами, окружили благодетеля". Так образ народа с
неизгладимою силою отпечатлелся в душе Пьера на Бородинском
поле. Но это впечатление еще раз с большею силою, в более
конкретных формах повторилось для Пьера тогда, когда он всего
способнее был его принять, - в плену, среди величайших страданий.
"Платон Каратаев, - говорит автор, - остался навсегда в душе Пьера
самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего


Top