Проблемы в общении между людьми разных национальностей. Проблемы межнационального общения

О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и Руководитель сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.

Напомним, что в Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. Поводом стал вызвавший большой резонанс в обществе и в СМИ случай в одной из школ Ставропольского края, в которой учащейся мусульманке запретили посещать занятия в хиджабе. Как сообщило вчера агенство РИА Новости , президент России Владимир Путин также высказал свое мнение о ношении хиджабов в российских школах и предложил ввести для учащихся форму единого образца.

Иерей Андрей Постернак: В нашей стране нет традиции носить особую «конфессиональную» одежду

Директор традиционной гимназии, кандидат исторических наук, декан исторического факультета ПСТГУ иерей Андрей ПОСТЕРНАК, считает, что обсуждение в Думе ношения конфессиональной одежды в школах уведет дискуссию о российском образовании в сторону от настоящих проблем:

«Если бы я был директором светской школы, меня бы смутило появление в школе детей в хиджабах, ведь мы живем в исторически православной стране, а не в мусульманской. Вопрос обозначать или не обозначать свою конфессиональную принадлежность в школе, должен согласовываться с теми культурными традициями, которые существуют в стране. Если в стране нет традиции, носить определенную одежду, выдающую конфессиональную принадлежность, то может быть, и не стоит настаивать на ее изменении.

Проблема состоит в том, что об этом чаще всего рассуждают люди, которые никакого представления не имеют о том, что должно являться главным атрибутом вероисповедания, и что означает религия для человека. Сейчас аналогичный закон принят в Европе. Не удивительно, что и у нас эти законы обсуждаются и их готовы принять.

Это связано, с одной стороны с антиклирикализацией, а с другой стороны с всеобщей секуляризацией. Другой вопрос, что в наших условиях этот законопроект скорей всего не самое главное, по поводу чего сейчас следует ломать копья. Есть масса других вопросов, связанных с образованием и воспитанием, которые государство никак не решает. Я вообще не считаю, что это принципиальный вопрос, который надо решать на уровне Думы. Лучше было бы обсудить вопрос о воспитании молодежи».

Радик Амиров: Хиджаб – не показатель истинности веры
сотрудник РИА Новости, исполнительный секретарь Союза мусульманских журналистов Радик Амиров рассказал о своем отношении к проблеме:

«В московском метро в вагон заходит девушка в хиджабе – и тут же вокруг нее образуется громадное пространство. Люди сторонятся ее, косятся, многие выходят на следующей же станции. Это объективная картина. Российское общество не готово к полной «хиджабизации», будем откровенны.

Я – мусульманин. Например, мои дети ходят без хиджаба. Я не буду им это насаждать. Но они, повторюсь, – мусульмане. Они знают про ислам, они знают религиозные праздники, быт. Но в хиджаб я своих трех дочерей не «загоню». Решения все равно останутся за ними. Почему одни, ведя себя слишком вычурно (чего раньше и в помине не было) не понимают, что тем самым лишают себя возможностей: общения, карьеры, может быть даже учебы.

Мы живем в светской стране, где русских, а значит, православных, - большинство. Давайте учтем этот фактор. Очень важно не вызывать раздражения, не надо лишний раз подчеркнуто, по пижонски эпатажно говорить о своей религиозной принадлежности. Хиджаб – единственный способ «прописать» себя в мусульманстве?! Иных путей нет? Во время хаджа я видел, как богатые паломники покупали национальные арабские платки в дорогих супермаркетах, напяливали себе на голову и шли, не замечая ничего и никого: «У меня «арафатовка» от Giorgio Armani». Но при этом ни цента не давали нищим у этих супермаркетов. Спрашивается, твое мусульманство в этой куфие («арафатовке от Армани»?). Если ты истинный мусульманин, веришь в единого Бога, то, наверное, не нужно акцентировать свой образ жизни только атрибутами одежды. Разве только в хиджабах дело?! В таком случае, есть и обычные платки, которые носят в нашей стране на Северном Кавказе, в Поволжье и в Москве. Ведь главное не то, носить или не носить хиджаб. Главное не ходить с открытыми волосами. Проще, не опростоволоситься, как в народной пословице.

Конечно, для многих рьяных ревнителей веры было бы радостно, если в школах девушкам подросткам позволили ходить в хиджабе, но зачем же вызывать раздражение? Неужели не может быть компромиссов? Дело в том, что в нашей большой стране сложно увязать традиции религиозные, национальные и светские. Мусульмане, настроенные радикально, говорят: «Моя дочь не пойдет в школу, потому что там нельзя носить хиджаб». Им, по-моему, в таком случае надо найти для обучения какие-то специальные исламские религиозные школы. Возможности для этого есть».
Протоиерей Максим Первозванский: Самое мудрое – не выносить вопрос хиджабов на уровень парламента
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский связывает эту дискуссию с поиском национальной идентичности после интернационального «плавильного тигля» эпохи советской империи:

«Самым грамотным и мудрым было бы не выносить этот вопрос на уровень Госдумы. Советы школ наделены достаточными полномочиями, чтобы принимать такие решения самостоятельно. Уточню, не администрация школы в лице ее директора, а именно Совет школы, в который входят родители учеников. Так, сейчас этим органом самоуправления успешно решаются вопросы о том носить или не носить школьную форму, и какой она должна быть.

Вообще решение о том может или не может внешний вид учащихся обозначать их религиозную идентичность не является вопросом глобальным. Он, скорее, тактический вопрос. Дело в том, что любая большая многонациональная страна, а Россия - это многонациональная страна, нормально и стабильно существует только тогда, когда она устроена по типу империи. А империя существует только тогда, когда общие имперские ценности в глазах жителей империи превосходят ценности национальные. То есть, когда человеку важно быть татарином, узбеком или русским, но еще более важно быть россиянином. Такая страна является «плавильным тиглем наций». Таким был Советский Союз. Для советского человека более важным было «Достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза: смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза!». При этом этот гражданин мог быть русским, турком, чеченцем и кем угодно. Но проблема формирования такой идентичности в Советском Союзе была в насильственном характере ее насаждения. Поэтому, когда Советский Союз пошатнулся, и рухнул ореол святости империи, каждый человек начал искать для себя новую идентичность. На этой почве поражения и возросли национальные идентичности. То же самое можно сказать и про религиозные идентичности.

Хотя империя не модное слово, но многонациональное государство Российская Федерация существует не по принципу конфедерации. А раз не конфедерация, значит империя. Пусть это не модное слово и стало носить характер «тяжкого имперского наследия», но если из него убрать популистскую шумиху, то, безусловно, Российское государство существует по типу империи: с центрами, провинциями, префектурами. Империя – прекрасная форма существования государства, народы в нее входящие, живут спокойно, без локальных войн и конфликтов, пользуясь теми преимуществами, которые предоставляет общее государство (транспортная сеть, армия, беспошлинная торговля, образование и многое, многое другое).

В настоящий момент большинство «многонациональных» стран теряют наднациональную и надрелигиозную привлекательность. Мы видим это и в Испании и в Соединенном королевстве. Поэтому и поднимаются сейчас эти вопросы о допустимости публичного проявления религиозных или национальных идентичностей. И крайне важно государству в целом заботиться о значении наднациональных ценностей внутри страны. Тогда все будет работать. И ни у кого не возникнет вопроса, почему в школе тот или иной ребенок соблюдает пост, отказываясь от мяса, или, например, носит те или иные элементы религиозной одежды».

2060

Глава Чечни Рамзан Кадыров вступил в полемику с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой по поводу ношения хиджабов в школах. Хиджабы снова оказались в центре внимания после того, как учительницам и ученицам школы в мордовском селе Белозёрье, в котором живут преимущественно татары, запретили надевать на занятия мусульманские платки.

Власти объяснили это профилактикой экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Запрет поддержала глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая, что Россия – светское государство и хиджабу не место в учебном заведении. «Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются своё отношение к вере подчеркнуть», – добавила она.

В ответ на это Рамзан Кадыров заявил, что Васильева навязывает обществу своё личное мнение. По его словам, «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки». Чеченский лидер полагает, что эта тема искусственно поддерживается, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем в российских школах. «Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», – подчерк­нул он, добавив, что его дочери будут ходить в хиджабах.

В Кремле решили дистанцироваться от споров о мусульманской одежде в школах. «Мы не хотели бы становиться стороной в этой дискуссии в настоящий момент», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В свою очередь, в президентском Совете по правам человека предложили отдать решение этого вопроса на усмотрение субъектов РФ.

Вопрос ношения хиджабов в российских школах поднимается не впервые. Ещё в 2013 году Верховный суд рассматривал обращение жителей Ставрополья, которые требовали разрешить их дочерям посещать уроки в хиджабах, отменив ранее введённый местный запрет. Тогда ВС отклонил жалобу, а спустя два года подтвердил своё решение по аналогичному обращению, поступившему как раз из Мордовии. К слову, у руководства республики есть свои резоны для принятия жёстких мер. По данным местных СМИ, как минимум два десятка жителей того самого села Белозёрья сейчас воюют в Сирии в рядах террористов.

Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги:

– Этот вопрос нужно отдать в распоряжение регионов, где мусульман подавляющее большинство. Всё зависит не от какого-то глобального решения. Есть Чечня – пусть там у них будет референдум, пусть они примут это решение. Только чтобы тогда был выбор: я хочу носить хиджаб – я ношу, я не хочу – я не ношу. Это, я бы сказал, какая-то должна быть рекомендация. А законы принимать по этому поводу – смешно. Не раздувать – вот и всё.

Константин КАЛАЧЁВ, политолог:

– Эта история будет скоро позабыта. Вряд ли Министерство образования сможет что-либо навязать Чечне. Есть моноэтническая Чечня со своими мусульманскими традициями, а что касается министра образования, то не нужно подходить к субъектам Федерации с одним лекалом.

Михаил САЛКИН, учредитель Московского правозащитного центра:

– Позиция РФ по данному вопросу заключается в том, что государственные школы существуют на деньги налогоплательщиков, и поэтому они хотят соблюдать абсолютный нейтралитет. Если девочка придёт в школу в хиджабе, не будет никаких законных оснований отстранить её от обучения, отправить домой переодеваться. Из-за этого запретить вам посещать школу не могут.

Виктория Назарова

Отредактировано: 05.02.2017 14:56

Комментарии 25

    Valerii Ffff 09.02.2017 09:50

    Опять поднимают вопрос о хиджабах.По версии читателей (Россия - светское государство и хиджабу не место в учебном заведении) ,а по версии экспертов (В России есть моноэтнические субьекты, их власти сами должны принимать такие решения) ,я склоняюсь к мнению экспертов.Но считаю форма единого образца решила бы этот вопрос.

    Тимур Манухин 09.02.2017 09:54

    Школьная форма необходима. Она поможет уровнять всех детей. В школе не должно быть той или иной религии, богатых и бедных и т.д.

    Тимур Манухин 09.02.2017 09:57

    Школьная форма поможет сосредоточить внимание деток именно на учёбе.

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 10:04

    У любого принятого закона есть как согласные,так и недовольные,и закон о принятие единой формы одежды для учеников не будет исключением. Но до тех пор пока его не примут в школах будут насмешки и ущемления детей,отличающихся от большинства..

    Irina Savelieva 09.02.2017 10:09

    Каждая религия имеет свои особенности, которые касаются в том числе и одежды. И зачастую эти особенности противоречат светским законам. Свобода вероисповедания не подразумевает ношения всех религиозных атрибутов в светских заведениях.

    Mariy Barzunova 09.02.2017 10:50

    Товарищи, безусловно, каждый регион мог бы решать сам, если б ни одно НО!!! Мы живём в многонациональной стране, где дети должны быть равны, особенно в школе. Форма станет компромиссным решением в данном вопросе!!!

    Valerii Ffff 09.02.2017 11:19

    Посмотрел что считает Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги,и полностью с ним согласен.А вот с политологом Константином Калачёвым не соглашусь, эта история скоро позабыта не будет,ее обсуждают уже лет 6-7 если не больше.Михаил Салкин ни чего не сказал,кроме того что озвучил позицию РФ.А какое ваше мнение по этому вопросу?

    Irina Savelieva 09.02.2017 11:19

    Заходя в мечеть, требуют снять обувь, так почему же удивляются, что в светском заведении также требуют соблюдать дресскод?

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 11:34

    Тот из родителей который сталкивался с разделением детей в школах по разным уровням обеспеченности или религиозных взглядов,непременно поддержит ввод единой формы одежды. А негодующие,или никогда ребёнка в школу не отдавали,или собственные убеждения им дороже психики и образованности своего чада.

    Тимур Манухин 09.02.2017 11:37

    Совершенно не согласна, что глупо принимать закон о ношении школьной формы. А формулировка хочу ношу хиджаб, хочу не ношу вообще не меняет нынешнего положения вещей. Все внимание ребёнка должно быть полность направлено на обучение, а т.к. наши дети не привычны к хиджабам это будет их отвлекать, да и не думаю, что девочка в хиджабе будет в восторге от повышенного внимания. Поэтому именно форма поможет избежать эти моменты

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 12:38

    Те кто противится введению единой формы,не представляют с чем приходится сталкиваться девочке носящей хиджаб в школе где она такая одна. Дома давят религией, в школе требуют ясвоения знаний,а одноклассники не принимают в свой круг общения убивая в ней личность. Ребёнок зацикливается в себе,начинает считать себя неполноценным,как следствия мысли далеки от образования,с родителями отношения натянутые.

    Андрей Жуков 09.02.2017 14:30

    Люди. Послушайте. Во многих европейских странах уже запретили ношения хиджабов, потому что из-за большого потока мигрантов, из-за утопического мультикультурализма, толерантности Европа трещит по швам из-за мигрантов. В России эта угроза также есть. И государству не нужно идти на поводу у агрессивного меньшенства. Что не ясного сказали? Хиджабов в школах нет!

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 14:37

    Не будет в школе хиджабов и прочих "показушных" религиозных атрибутик, правительство высказало своё отношение к этому вопросу. и сколько бы не махали руками недовольные,факт остаётся фактом-с единой формой гораздо лучше,чем без неё ,проверено опытом!!!

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:07

    Нет. Все таки и так много позволено моноэтническим субъектам. Закон должен быть для всех одинаковый. И в Мордовии живет много русских, которые не хотят смотреть на одноклассниц в платках.

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:11

    Вот именно, что там, где мусульман большинство, там немусульман меньшинство. А с ним тоже нужно считаться. Многим же может не понравится, что соседка за партой сидит в каком-то платке и на каждой перемене молится Аллаху. Школа - светское место!

    Irina Savelieva 09.02.2017 16:14

    Школьная форма ведь для того и создана, чтобы никто не выделялся из среды учащихся. Бесплатное обучение в России предоставляется именно на таких условиях. Думаю, есть специальные мусульманские школы и домашнее обучение для тех, кому хиджаб так уж принципиален. А требовать изменений в законодательстве из-за особенностей своей веры - это недопустимо. Школьная форма и так предусматривает скромность и закрытие почти всех частей тела.

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:15

    Получается, что те, кто придумали школьную форму были недальновидными и тупыми? Форма как раз и была создана для того, чтобы дети приходили в школу учиться, а не показывать свою религиозную принадлежность, финансовое состояние или хороший вкус в одежде

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:19

    При СССР все ходили одинаково и все было хорошо. Никто не возмущался, потому что знали - если пикнут, то до добра это не доведет. Тогда была цензура. А сейчас ее нет и одни страдания. Национальное меньшинство качает свои права...

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 16:21

    Вообще,конечно, очень много неправильных заголовков в СМИ,которые освещают вопрос с единой формой в школах,пишут "кому помешали хиджабы" или "запрет на хиджабы" и проч. Сами масло в огонь подливают,а мусульмане читают и думают,что суть всей этой предстоящей огромной работы в том чтобы их в чем-либо ограничить...не понимая,какие благие цели государство хочет добиться!

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:24

    Да, и еще мусульмане думают, что весь мир крутится вокруг них. А СМИ этому способствуют, подкидывая горячих темок с мнениями экспертов и прочьей лобуды. Сказали же ясно: хиджабам в школах не место

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

К сожалению, проблема хиджаба время от времени поднимается и в таких регионах России, как Башкортостан и Татарстан, где со времени массового принятия Ислама живущими здесь народами прошло более 1000 лет. Вот, к примеру, в Башкирии тоже наблюдаются попытки некоторых руководителей образовательных учреждений запретить девушкам-мусульманкам находиться на занятиях в платках. Обратите внимание, речь идет не о кофтах, юбках или длинных платьях (ведь никому даже в голову не приходит запрещать женскую одежду по ее фасону, цвету, длине и т.п.), а невинном женском головном уборе!

Пройдемся по Конституции

Хорошо еще, что пока представителям общественности удается решать этот вопрос, не доводя страсти до административных или иных конфликтов. А ведь под пеплом соблюдения пресловутого гражданского равноправия продолжают тлеть горячие угольки фактической религиозной нетерпимости, и, как мне думается, здесь нельзя оставаться безучастным наблюдателем. Именно поэтому я хотел бы довести до соотечественников свои размышления о правомерности и законности ношения мусульманками хиджаба в любом публичном месте, будь это улица, магазин, кафе или даже государственное учреждение.

Начнем с главного нашего правового документа – Конституции Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 19 нашего Основного закона запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Но, как бы это не выглядело странным, запрет ходить в простом платке в публичном месте нынешние ревнители равноправия граждан пытаются обосновать требованием не подчеркивать свою религиозную принадлежность ношением символики или одежды. Это разве не прямое нарушение вышеуказанной конституционной нормы? Так тогда впрямь можем дойти до запрета носить нательные крестики – христианам, кипу – иудаистам, тюбетейки – мужчинам-мусульманам из башкир, татар и других тюркских народов.

Далее. Статья 28 Конституции РФ всех наших граждан наделяет правом свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Если женщина свободно приняла Ислам, считает себя мусульманкой и исповедует определенные убеждения, в том числе по соблюдению хиджаба, то она вправе действовать в соответствии со своим убеждением, это ее конституционно защищаемое право! А тот, кто пытается это оспорить, сам становится нарушителем прав человека по признакам религиозной принадлежности.

Теоремой по домыслам

Теперь попытаюсь подойти к вопросу о праве мусульманок на публичное ношение хиджаба, используя аналогию логико-математического доказательства.

Итак, дано: часть 3 ст. 17 Конституции РФ гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц . Работница государственного учреждения – убежденная мусульманка, и она желает ходить на работу в хиджабе, в частности, не снимать платок в присутствии посторонних мужчин. Вопрос: нарушает ли каким-либо образом ношение этой работницей хиджаба в госучреждении права других лиц, работающих в этом учреждении или приходящих туда по своим вопросам?

Доказательство. Хиджаб – это женская одежда, соответствующая нормам исламской морали, а женский головной убор – платок – является ее частью. Может ли накинутый на голову работницы платок нарушить какое-либо право находящихся рядом, или каким-либо образом оскорбить их чувства? Конечно, не может, так как платок как предмет одежды никак не может помешать кому-либо обратиться к работнице по деловым вопросам, или затруднять исполнение ею своих трудовых функций. Обычный женский платок не может вызвать каких-либо отрицательных чувств у нормальных людей, независимо от их пола, возраста, национальности, языковой или религиозной принадлежности. Более того, с точки зрения исламской нравственности принуждение снимать платок на рабочем месте звучит для мусульманки так же оскорбительно, как и требование надевать короткую юбку. Таким образом, ношение хиджаба в целом и платка в частности никоим образом не может нарушать чьих-либо прав.

И последнее. Конституция РФ каждому гражданину гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания. Согласно конституционно-правовому смыслу ст.55 Конституции РФ общепризнанные права и свободы человека и гражданина не могут быть отменены или умалены, а их ограничение федеральными законами допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поэтому очень хочется получить от противников хиджаба в России ответы на следующие вопросы:

Угрожает ли хиджаб основам конституционного строя?

Препятствует ли ношение хиджаба нравственному поведению девушек и женщин в России?

Ухудшает ли хиджаб физическое или психическое здоровье женщин и мужчин?

Противоречит ли ношение мусульманками хиджаба правам и законным интересам других лиц?

Обеспечит ли запрет хиджаба в России обороноспособность и безопасность государства?

Если кто-нибудь сможет положительно ответить на эти вопросы и сумеет доказать свою правоту, то мне придется признать, что координаты истины в России не соответствуют мировым реалиям.

Валиахмет Бадретдинов, публицист, общественный деятель.

Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.

На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.

Что это такое

Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.

Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.

Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.

Причины межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

  • социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
  • экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
  • географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
  • политические формы поведения властей;
  • культурно-языковые претензии народов;
  • историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
  • этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
  • борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
  • религиозные и конфессиональные.

Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

Стадии

Любой конфликт народов проходит следующие стадии:

  1. Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
  2. Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
  3. Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
  4. Развитие конфликта.
  5. Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
  6. Разрешение конфликта может быть различным:
  • устранение причин и угасание противоречий;
  • принятие компромиссного решения, договорённость;
  • тупиковая ситуация;
  • вооружённое столкновение, террор.

Виды

Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:

  1. Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
  2. Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
  4. Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.

В чем опасность: последствия

Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.

Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.

Пути преодоления

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

Видео: Межнациональные конфликты




Top