Пробное егэ по истории онлайн. Тесты по истории

Главная > Документ

ТРЕНИНГ «Российская империя при Александре I »

1. Работа с хронологией. Заполните таблицу.
«Семеновская история»
Союз благоденствия
Союз спасения
Дарование конституции Польше
I

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

Совет в Филях (точная дата)

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Тилъзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом): -

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):

2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, ко-торые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

А.А. Аракчеев

А.П. Тормасов

Д.В. Давыдов

Даву, Мюрат, Ней

Дорохов, Сеславин, Фигнер

К.Ф. Рылеев

Курин, Четвертаков, Кожина

М.Б. Барклай де Толли

М.И. Кутузов

М.М. Сперанский

Н.М. Муравьев

Н.Н. Раевский

Новосильцев, Строганов, Чарторыйский

П.И. Багратион

П.И. Пестель

Ф. Лагарп

3. Работа со схемой. Заполните схему «Основные органы власти при Александре I ». Подчеркните те из них, которые возникли при Александре I .

Законосовещательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Местная власть

4. Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения Рос-сии в начале XIX в.: Финляндия, Бессарабия, Грузия, Северный Азербайджан, Централь-ная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий на-кануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и фран-цузских войск во время войны 1812 г., место Бородинской битвы, Тарутинского ма-невра, Малоярославец, реку Березину.

5. Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Министерства -

2. Вольные хлебопашцы -

3. Разделение властей -

6. Работа с источниками.

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастли-вого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое на-значение, а Чичагов, назначенный главноко-мандующим, начал действовать уже насту-пательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы непри-ятеля и преградить ему дорогу». (Из воспо-минаний штабного офицера 3-й армии.)

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старин-ные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с ма-лолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.)

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тог-да не ручаюся, что, может быть, должен ид-ти и стать позади Можайска, где все сии до-роги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузо-ва Александру I.)

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море ог-ня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны реду-ты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и пе-редохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)

5. «Сей день есть один из знаменитей-ших в сию кровопролитную войну, ибо по-терянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, долж-но быть генеральное сражение...» (Из доне-сения М.И. Кутузова.)

6. «Вставай Русс! - смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохота-ли, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, поч-ти везде двойное количество неприятеля гу-бит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Ме-шетича.)

7. «Я, заметя большую убыль и рас-стройство в батальонах после столь крово-пролитного сражения и превосходства сил

неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежа-щую. По вернейшим известиям, к нам до-шедшим, и по показаниям пленных, непри-ятель потерял убитыми и ранеными 42 ге-нерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое на-кануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьян-ские избы везде были ими переполнены, ре-ка была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые броси-лись в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)

9. «В четвертом часу пополудни фран-цузская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, от-нятый князем Багратионом, остался за на-ми, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)

7. Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы исто-рика В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубо-кие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопро-тивления им?

«Александр вступил на престол с запа-сом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водво-рять свободу и благоденствие в управляе-мом народе, но не давал отчета, как это сде-лать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, ка-ким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препят-ствия; не привыкнув одолевать затрудне-ний, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Не-привычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать ру-ки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уста-вал раньше, чем принимался за работу».

ОТВЕТЫ ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией.

«Семеновская история»

Союз благоденствия

Союз спасения

Бородинская битва (точная дата)

Венский конгресс, создание Священного союза

Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)

Дарование конституции Польше

Дворцовый переворот и убийство Павла I

Деятельность Северного и Южного обществ

Заграничные походы русской армии

Изгнание Наполеона из России (месяц)

декабрь 1812

Начало создания военных поселений

Образование Негласного комитета

Окончательное включение Восточной Грузии в состав России

Пребывание французов в Москве (месяцы)

сентябрь - начало октября 1812

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

август 1812

Совет в Филях (точная дата)

Создание Государственного совета

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом

Тильзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Последовательность важнейших событий внутриполитической истории:

8-13-24-28-23-15-7-12-3-2-1-9

Последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории:14-25-26-27-6-21-4-22-16-11-10-5

Работа с персоналиями.

Исторический дея-тель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

А.А. Аракчеев

Фаворит Александра I пос-ле окончания наполеонов-ских войн

1. Проводил реакционный курс, созда-вал военные поселения

А.П. Тормасов

Военачальник

1. Командовал Третьей русской армией в начале Отечественной войны

Д.В. Давыдов

Военачальник, поэт

1. Организатор первого армейского пар-тизанского отряда

Даву, Мюрат, Ней

Маршалы Наполеона, уча-стники похода в Россию

Дорохов, Сесла-вин, Фигнер

Командиры армейских Партизанских отрядов

К.Ф. Рылеев

Поэт, участник Северного декабристского общества

Курин, Четверта-ков, Кожина

Командиры крестьянских партизанских отрядов

М.Б. Барклай де

Военачальник, военный министр

1. Командовал Первой русской армией в начале Отечественной войны

М.И. Кутузов

Военачальник

1. Командовал русской армией в войне с Францией в 1805 г.

2. Командовал русскими войсками в Русско-турецкой войне 1806-1812 гг., разбил турок под Рущуком.

3. По требованию общества назначен командующим русской армией после Смоленского сражения, победитель в войне 1812 г.

М.М. Сперанский

Реформатор

1. Разработал проект реформ, осущест-вил некоторые из них.

2. Отправлен в отставку в начале 1812 г.

Н.М. Муравьев

Декабрист, член Северного общества

Н.Н. Раевский

Военачальник

1. Оборонял центральную позицию в Бородинской битве

Новосильцев, Строганов, Чарто-рыйский

Члены Негласного комитета

П.И. Багратион

Военачальник

1. Командовал Второй русской армией в начале Отечественной войны.

2. Оборонял левый фланг в Бородин-ской битве, смертельно ранен

П.И. Пестель

Декабрист, один из лидеров Южного общества

Ф. Лагарп

Швейцарец, воспитатель Александра I

3. Работа со схемой.

1 - император; 2 - Государственный со-вет; 3 - министерства; 4 - Сенат; 5 - губерна-торы.

5. Работа с понятиями.

1. Министерства - отраслевые органы управления, основанные на принципе еди-ноначалия.

2. Вольные хлебопашцы - крестьяне, от-пущенные на волю с землей (за выкуп) по указу 1803 г. и образовавшие новое со-словие.

3. Разделение властей - принцип органи-зации власти, при котором ее различные «ветви» имеют четкое разделение функций и взаимно сдерживают друг друга.

4. Законосовещательный орган власти -

орган власти, наделенный правом обсуждать законопроекты, но не принимать законы.

6. Работа с источниками.

2 (Смоленск) -* 3 (подготовка к Боро-динской битве) -*■ 9 (бой за Шевардинский редут) -* 6 (бой за Багратионовы фле-ши) -*7

Цели занятия:

  • Показать взаимосвязь между двумя эпохами: эпохой Возрождения и нынешней реальностью, через анализ социокультурной ситуации, через выявление ценностных ориентиров преобладавших и преобладающих в эти периоды.
  • Закреплять знания ребят по обществознанию: основные сферы жизни общества, бинарная сущность человека.
  • Развивать коммуникативные компетенции у учащихся для приобретения ими опыта сотрудничества. Развивать умение отстаивать свою точку зрения и соотносить свою позицию с мнением других, умение строить монолог, конструктивный диалог и полилог, способность запрашивать и получать помощь. Развивать учебно-познавательные и общекультурные умения.
  • Построение универсальной модели социально-эффективной, общественно-значимой и успешной личности.
  • Настраивать на вдумчивое отношение ребят на место и значимость человека, его личностных качеств в историческом процессе.
  • Способствовать формированию у учащихся убеждений о собственной значимости в жизни общества, формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Показать примеры влияния перемен в социальной, экономической, политической сферах жизни общества на мировоззрение, мироощущение и жизненные приоритеты людей.
  • Развитие умения выстраивать причинно-следственные связи.
  • Развитие умения сопоставлять собственную точку зрения с мнением других.
  • Выявление сущностных отличий во взглядах на человека Ренессанса через анализ и сравнение мнений мыслителей Средневековья и эпохи Возрождения о предназначении человека на земле.
  • Развитие навыка работы в микрогруппе, умения отстаивать своё мнение, приходить к общему решению.
  • Выстраивать модель человека Возрождения через его ценностную характеристику.
  • Закрепление представлений посредством описания.
  • Развитие умения абстрагироваться.
  • Провести аналогию между эпохой Возрождения и Современным миром через ценностную характеристику человека, личности.

Основные вопросы:

  • Специфика и характерные черты эпохи Возрождения.
  • Основы мировоззрения людей Ренессанса и Средневековья.
  • Ценностные ориентиры человека эпохи Возрождения.
  • Ценностные ориентиры современного человека.
  • Роль личности в истории.

Словарь урока: ценность, титан, нобилет, пополанство, аскетизм, парадигма, патрициат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети рассаживаются в круг.Им раздаются информационные листы со словарём и материалами к уроку, тетради для записей, маркеры для работы, ручки.

II. Энергизатор “Какой я?”

Учащиеся встают в круг. Каждый кидает одному из круга мяч, называя своё имя и характеристику себе, которая начинается с первой буквы имени (например, Валя – весёлая, Ульяна – умная)

III. Открытие занятия

Слово учителя. Cсегодняшняя встреча с вами является завершающей в серии занятий посвящённых яркой странице истории человечества – странице получившей название эпохи Возрождения или Ренессанса. Все исследователи согласны с тем, что Ренессанс состоялся и, выведя Европу из Средневековья, определил собой её дальнейшую историю. Однако он отсутствует в периодизации, которой пользуется научная историография. Здесь до 1600 г. длятся Средние века, затем сразу начинается Новое время. Но мало кто сомневается в том, что с началом великого поворота искусства к человеку, от которого ведёт отчет эпоха Возрождения, европейское человечество сбросило с себя свои старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие одежды, что это был поистине значимый поворот, вехой в истории человечества. И где как не на уроках обществознания можно говорить о значимости такого рода события, анализировать роль человека в историческом процессе, проводить аналогии между современным миром и веками прошлыми, рассуждать о перспективах общественного развития.
В этой связи стоит обозначить цель сегодняшнего тренинга: в ходе анализа, сопоставления объективных и субъективных причин изменений, происходивших во времена Ренессанса и в настоящее время провести аналогии, связи между ними. Сделать попытку создать в результате совместного рассуждения универсальную модель социально эффективной личности, успешной и значимой в обществе, ответить на вопрос: “Какой он, человек мира, человек истории, способный влиять на жизнь общества, направлять его на прогрессивные изменения?”. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас сегодня задумался над своими жизненными приоритетами, а со временем, пришёл к осознанию собственной значимости.

Принципы работы в кругу. (Чтение принципов помещённых на доске).

  • Каждый имеет право на личное мнение
  • Безоценочность
  • Важно уметь слушать и слышать
  • Доброжелательность и уважение к мнению других
  • Отвергая, предлагай
  • Не говорить “Не знаю”

IV. Моделирование навыка

Упражнение 1. “Ассоциации”

Раздать учащимся по 5 полосок бумаги форматом 10 Х 5 см.

Задание 1: На каждой полоске записать ассоциацию, которая возникнет после того как учитель произнесет слово.

Учитель каждый раз произносит одно и то же слово ВОЗРОЖДЕНИЕ.
После того как ученики записали свои ассоциации, они зачитывают их по кругу без комментариев. Затем они оставляют данные ассоциации в общей коробке,затем наугад выбирают по 5 других полосок, оставляют их у себя на стульях.

Задание: Пройдите по кругу, ещё раз прочтите ассоциации, выберите из предложенных ассоциаций ту, которая, на ваш взгляд наиболее ёмко или значимо для вас отражает представления об эпохе Возрождения. Каждый представляет кругу своё мнение.

Cлово учителя (обобщение) : Эпоха Возрождения – время зарождения капиталистических отношений, развитие мировых торговых связей, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах.

Упражнение 2 “Вопрос по кругу”

– Какое место в истории занимает эпоха Возрождения?

Ребята высказываются по кругу.

Слово учителя. Многие историки связывают возникновение новой культурной парадигмы с кардинальными изменениями общественных отношений в Европе во всех сферах жизни общества. Перечислите основные сферы.

– Родиной Возрождения является Италия. Во многом это было связано с ростом городов-республик (городов-коммун), ростом их промышленности, их политической самостоятельности в результате освобождения от власти феодалов, Поскольку на уроках обществознания мы неоднократно говорили о взаимосвязи всех сфер, то в данном случае мы можем увидеть как изменения в социальной, политической, экономической сферах могли повлиять на духовную сферу жизни общества.

Упражнение 3

Учащиеся делятся на 4 микрогруппы (по 3 чел), рассчитавшись на: “дученто, треченто, кватроченто, чиквеченто”.
Каждая микрогруппа получает набор карточек “Сдвиги в общественных отношениях в Итальянских городах-коммунах в XIV– ХVвв.” (см. Приложение 1 ). В ходе обсуждения ребята заполняют таблицу, отвечают на вопрос “Какие изменения в мироощущении могли произойти вследствие данных преобразований, что менялось в...”:

Итог обсуждения (на доске) записывается в столбик.

V. Энергизатор “Фруктовый салат”

VI. Тренировка навыка

Слово учителя. Итак, в мироощущении, миропонимании людей происходили глубокие перемены, характерные для всего Ренессанса, произошедшие, прежде всего, в сознании людей, связанные с духовным ростом, так необходимым для того времени.
Художественное творчество теперь становится универсальным языком, позволяющим познать тайны “божественной природы”.
Закономерно, что время придавшее центральное значение “богоравному” человеческому творчеству, выдвинуло личностей, которые – при обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целой эпохи в культуре (личностей – “титанов”, как их романтически именовали позднее).

ЦИТАТА: “Возрождение – это эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности”.

Ф. Энгельс

Упражнение 4 (резервное) “Биографии”

Детям раздаются описание жизни известных деятелей эпохи, угадать о ком идёт речь.

Упражнение 5 “Два трактата”.

Раздатются карточки с текстами – фрагментами двух трактатов. Один, отражающий взгляд средневековой церкви на место и предназначение человека (отрывок из трактата папы Иннокентия III), другой – мнение известного гуманиста (Поджо Браччоллини) на ценность человека (см. Приложение 2 ).

Задание: Сравните два отрывка, в чем, по-вашему, существенные отличия данных фрагментов?

Ребята высказывают своё мнение по кругу.

Поблагодарить и подвести итог:

1-й отрывок из трактата папы Иннокентия III, который призван укрепить в народе “непогрешимые” догматы католической церкви. Здесь ярко выражена мысль о ничтожестве человека, неспособного якобы познать даже простую истину, осуждается его стремление к знаниям и откровенно проповедуется аскетизм.
Во втором изложено мнение гуманиста Поджо Браччолини об истинной ценности человека и выражен протест против притязания знати на особую роль в обществе. Он отстаивает новую, по своему характеру, культуру, выступавшую за свободу человека и признававшую за ним только его собственные заслуги.

По сути они отражают взгляды на человека из двух эпох – Средневековой и Возрождения.

Упражнение 6 “Развести высказывания”

Данное упражнение продолжает работу на сравнение взглядов на человека средневекового и человека Ренессанса.

Разделить учащихся на пары. На отдельных вырезках раздать учащимся мнения, изречения, характеризующие человека средневекового и человека эпохи Возрождения (см. Приложение 3 ). За 3–5 мин ребятам необходимо развести изречения на 2 столбика.Затем соседние пары сравнивают мнения, обосновывают свою точку зрения.

Вывод: Данные умонастроения отражают взгляды гуманистов, которые выступали в сфере философии, филологии, права литературы против феодально-церковного миропонимания. Как вы помните, гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию. Основной нравственной нормой гуманисты считали virtu – доблесть, добродетель, которой должен обладать каждый человек (но не церковью внушаемая добродетель, а наоборот – неукротимая энергия, стремление к действию, ловкость и сноровка, смелость и даже дерзание, проявляемые в преследовании своих целей).

Упражнение 7 “Жизненные ценности”

Каждому из учащихся необходимо за 1–2 минуты записать по 5 ценностей важных для человека эпохи Возрождения.
После выполнения разделить на микрогруппы по 3 человека. Каждая микрогруппа после обсуждения отбирает только 3 ценности.
Ответы ребят фиксируются на полосках бумаги форматом 8Х20 см. Затем ученики размещают предложенные ценности на схеме человека (Леонардо да Винчи “Пропорции человеческого тела” – Приложение 4 ), отвечая на вопросы:

  • Что ценно и важно для ума?
  • Что ценно и важно для души?
  • Что ценно и важно для дела?
  • Что ценно и важно для?

Таким образом на доске появляется “Модель человека эпохи возрождения”.

Упражнение 8 (резервное)

Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”. После просмотра ученики по кругу отвечают на вопрос “Кто из героев более всего подходит к эпохе Возрождения?”
По итогам высказываний задание.

– Дайте определение “ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ”. Каждый фиксирует определение в тетрадь, затем по кругу зачитывают.

VII. Энергизатор

VIII. Закрепление навыка

Упражнение 9 “Подмена”

Задание: Попробуйте заменить слова “Человек эпохи Возрождения” на слова “Современный человек”. Будет ли определение соответствовать действительности? Что по-вашему останется неизменным? Что следует убрать или добавить?

Высказывания по кругу.

Задание: Можете ли Вы себя назвать современным человеком исходя из этого определения?

Упражнение 10 (резервное) “Модель человека”

Слово учителя: Все СМИ, вся современная общественность отмечает сложность нынешних времён. Задумываются над вопросом куда приведут перемены происходящие в нашем обществе. Нужен ли? Оправдан ли? Риск, связанный с разрывом с покорностью судьбе?

– Прежде чем говорить о субъективных чертах личности современного человека, давайте обозначим объективные факторы, которые в настоящее время влияют на каждого из нас.

Задание: Из предложенных стихотворений выберите одну-две строчки, характеризующие современность, современный мир. Затем объединившись в группы по 6 человек выберите 4 признака нынешней эпохи из тех, что нашли в стихах. После обсуждения запишите на листах бумаги и поместите эти признаки вокруг схемы “Современный человек”.

Упражнение 11

– Итак, в этих условиях приходится действовать человеку 21 века. Однако, как вы думаете, какие ценности мы должны выдвигать сегодня на первый план, чтобы способствовать направлению исторического процесса в русло позитивных переме, чтобы мы могли говорить о возрождении духовности в наше время?

Итоги обсуждения записываются на полосках бумаги и помещаются на схему современного человека(на самого человека).

IX. Рефлексия

Каждый ученик по кругу высказывается, продолжая фразу:

  • “Я думаю, что современный человек…”
  • “Я знаю, что современный человек…”
  • “Я надеюсь, что современный человек…”

Часть 1

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу :

1) Потсдамская (Берлинская) конференция

2) Ялтинская конференция

3) открытие Второго фронта в Европе

Ответ: 3,2,1

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца :

СОБЫТИЯ ГОДЫ

за Москву

за Москву 1942г.

1942г.

Ответ: А- 3

Б - 5

В -1

Г -4

3.Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) Великой Отечественной войны:

1) антигитлеровская коалиция; 2) блицкриг; 3) перестройка; 4) план Барбаросса; 5) власовцы; 6) план «Ост».

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: 3

4.Запишите термин, о котором идет речь .

Как фашисты называли советских летчиц, которые совершали знаменитые ночные рейды.

Ответ: «Ночные ведьмы»

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) вопрос об открытии Второго фронта 1) созыв Ялтинской

на юге Франции конференции

Б) выработка условий вступления СССР 2) созыв Потсдамской

в войну против Японии (Берлинской) конференции

В) арест и предание суду нацистских 3) созыв Тегеранской

военных преступников конференции

Г) раздел сфер влияния между Москвой 4) подписание Договора о

и Берлином в Восточной Европе ненападении между

СССР и Германией

5) увеличение бюджетных

Ассигнований на оборону

6)введение 8ч. рабочего дня

Ответ: А-3; Б-1; В-2; Г-4

6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

« Когда история завершит свой мучительный процесс оценки, когда отсеются зерна истинных достижений от плевел известности, тогда над всеми остальными военачальниками засияет имя этого сурового, решительного человека, полководца полководцев в ведении войны массовыми армиями. Он поворачивал течение битв против нацистов, против Гитлера не раз, а много раз».

«Конечно, на нас - военных, лежит ответственность за то, что мы недостаточно требовали приведения армии в полную боевую готовность и скорейшего принятия необходимых мер. Очевидно, мы должны были это делать более решительно, чем делали… Конечно, надо было реально себе представлять, что значило тогда пойти наперекор Сталину в оценке общеполитической обстановки».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) данное высказывание о Г.К. Жукове

2) из книги Л.И. Брежнева «Малая земля»

3) из книги американского публициста Гаррисона Е. Солсбери «Великие битвы маршала Жукова»

4) размышления о событиях кануна и начала Великой Отечественной войны

5) из книги Н.А. Островского «Как закалялась сталь»

Ответ: Фрагмент А Фрагмент Б

1,3 4,6

7. Факторы, обусловившие победу советских войск под Сталинградом . Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) мужество и героизм советских воинов

2) просчеты немецкого командования

3) внезапность при проведении контрнаступления

4) деморализация войск противника

5) предательство фельдмаршала Паулюса

Ответ: 1,3,4

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента:

А) 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за операцию по ………………

Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвел советский летчик ……………….., сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у …………………..

Пропущенные элементы:

  1. героическая оборона Севастополя
  2. Н.Ф. Гастелло
  3. форсирование Днепра
  4. станция Прохоровка
  5. освобождение Орла
  6. героическая оборона Брестской крепости

Ответ: А-3

Б-2

В-4

9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) героическая оборона 1) Н.Ф. Гастелло

Брестской крепости

Б) воздушный таран 2) Г.К. Жуков

В) укрепление обороны Ленинграда 3) П.М. Гаврилов

Г) героические бои на подступах к 4) В.Г. Клочков

Москве

5) Ф.С. Октябрьский

6) И.В. Сталин

Ответ: А-3

Б-1

В-2

Г-4

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора:

« В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 120 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена дыма и пыли висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных проекторов не могли ее пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами…

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами…появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия … открыла огонь … Начался исторический штурм…»

Ответ: Г.К. Жуков

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента:

СОБЫТИЕ

МЕСЯЦ, ГОД

УЧАСТНИК (-И)

Операция «Багратион»

______________ (А)

И.Х. Баграмян

И.Д. Черняховский

Сталинградская битва

______________ (Б)

_______________ (В)

________________ (Г)

Июнь 1944г.

Дуайт Эйзенхауэр

Бернард Монтгомери

Московская битва

______________ (Д)

_______________ (Е)

Пропущенные элементы:

  1. М.А. Егоров, М.В. Кантария
  2. сентябрь 1941г. – апрель 1942г.
  3. Я.Ф. Павлов
  4. капитуляция группировки итало-немецких войск в Северной Африке
  5. открытие Второго фронта во Франции
  6. июнь – август 1944
  7. июль 1942 г. – февраль 1943г.
  8. И.В. Панфилов
  9. май 1942

Ответ: 6,7,3,5,2,8

12. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника:

« В кольце … оказалось двадцать две дивизии … Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

1) в отрывке идет речь о Сталинградской битве

3) дан отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского

4) в отрывке идет речь о Курской битве

6) операция «Цитадель» завершилась успешно

Ответ: 1,3,6

Ответы: Задания 13-16

13 задание - Сталинград

14 задание - Калач (или Калач – на Дону)

15 задание - Коренной перелом (начало коренного перелома)

16 задание – 3,4,6

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца :

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Б) песня « В землянке» М.В. Исаковский

Г) песня «Темная ночь» дев-Кумач

Ответ: А-2

Б-4

В-1

Г-3

18.Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Какие суждения о скульптуре, изображенной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

2) этот курган представляет собой возвышенность на волжском правобережье в Центральном районе Волгограда

3) во времена Московской битвы здесь проходили ожесточенные бои советских войск с фашистскими оккупантами

5) «Высота 102,0» - так обозначали этот курган на военных топографических картах, здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны

Ответ: 2,5

19.Какой из исторических памятников, памятников-композиций представленных ниже, был посвящен битве, в честь которой возник памятник-ансамбль на волжском правобережье в Центральном районе Волгограда? В ответ запишите цифру, под которой указано это здание.

1) Ответ: 1


2)

3)

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Речь И.В. Сталина на Красной площади


"Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!
От имени Советского правительства и нашей большевистской партии приветствую вас и поздравляю с 24-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции.

Товарищи! В тяжелых условиях приходится праздновать сегодня 24-ю годовщину Октябрьской революции. Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны. Мы потеряли временно ряд областей, враг очутился у ворот Ленинграда и Москвы. Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, - вся наша страна, - организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Бывали дни, когда наша страна находилась в еще более тяжелом положении. Вспомните 1918 год, когда мы праздновали первую годовщину Октябрьской революции. Три четверти нашей страны находились тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, - мы ее только начали создавать, - нехватало хлеба, нехватало вооружения, нехватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу страну. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. Дух великого Ленина вдохновлял нас тогда на войну против интервентов. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы.

Теперь положение нашей страны куда лучше, чем 23 года назад. Наша страна во много раз богаче теперь и промышленностью, и продовольствием, и сырьем, чем 23 года назад. У нас есть теперь союзники, держащие вместе с нами единый фронт против немецких захватчиков. Мы имеем теперь сочувствие и поддержку всех народов Европы, попавших под иго гитлеровской тирании. Мы имеем теперь замечательную армию и замечательный флот, грудью отстаивающие свободу и независимость нашей Родины. У нас нет серьезной нехватки ни в продовольствии, ни в вооружении, ни в обмундировании. Вся наша страна, все народы нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая им разбить захватнические орды немецких фашистов. Наши людские резервы неисчерпаемы. Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас теперь на Отечественную войну так же, как 23 года назад.

Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить немецких захватчиков?

Враг не так силен, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики. Не так страшен чорт, как его малюют. Кто может отрицать, что наша Красная Армия не раз обращала в паническое бегство хваленые немецкие войска? Если судить не по хвастливым заявлениям немецких пропагандистов, а по действительному положению Германии, нетрудно будет понять, что немецко-фашистские захватчики стоят перед катастрофой. В Германии теперь царят голод и обнищание, за 4 месяца войны Германия потеряла 4 с половиной миллиона солдат, Германия истекает кровью, ее людские резервы иссякают, дух возмущения овладевает не только народами Европы, подпавшими под иго немецких захватчиков, но и самим германским народом, который не видит конца войны. Немецкие захватчики напрягают последние силы. Нет сомнения, что Германия не может выдержать долго такого напряжения. Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть годик, - и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

20. Укажите дату произнесения речи.

21. Укажите событие, на котором была произнесена речь.

22. В последнем абзаце найдите предложение, описывающее миссию советского народа. А в предыдущих абзацах – предложения, доказывающие выполнимость этой миссии. Найдите не менее двух доказательств.

21- Парад Красной Армии на Красной площади в Москве

22 – в ответе должно быть указано предложение:

«Великая освободительная миссия выпала на вашу долю».

Могут быть указаны следующие предложения-доказательства:

  1. У вас есть теперь союзники, держащие вместе с нами единый фронт против немецких захватчиков.
  2. Мы имеем теперь замечательную армию и замечательный флот, грудью отстаивающие свободу и независимость нашей Родины.
  3. У нас нет серьезной нехватки ни в продовольствии, ни в вооружении, ни в обмундировании.
  4. Вся наша страна, все народы нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая им разбить захватнические орды немецких фашистов.
  5. Мы имеем теперь сочувствие и поддержку всех народов Европы, попавших под иго гитлеровской тирании.
  6. Германия истекает кровью, ее людские резервы иссякают.

23 . 23 августа 1939г . СССР заключил с Германией договор о ненападении сроком на 10 лет. Объясните, в чем состояли преимущества заключения этого договора (приведите три объяснения).

Ответ: - СССР выиграл время для укрепления обороны страны;

Получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи;

Отодвинул свои западные границы.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Окружение и разгром советскими войсками вражеской группировки под Сталинградом справедливо признается решающим событием, предопределившим ход истории».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны;

2) изменение военно-стратегической обстановки в пользу стран антигитлеровской коалиции.

Аргументы в опровержение:

1) в современной литературе контрнаступление под Сталинградом (операция «Уран») предлагается рассматривать в общем контексте наступательных замыслов Ставки ВГК;

2) внимание историков привлечено к сражениям на Центральном направлении, а именно 2-ой Ржевско-Сычевской операции (операция «Марс»), проводившейся войсками Западного и Калининского фронтов в ноябре - декабре 1942 г., т. е. операции «Марс» предписывается самостоятельное значение и она рассматривается как равнозначная по масштабу и значению операции «Уран» (монография американского историка Д. Глэнца «Крупнейшее поражение маршала Жукова»).





Top