Процарапывание по воску. Граттаж, техника рисования

Евгения Смирнова

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника

14 мар. 2018 г.

Содержание

На сегодняшний день существует множество техник рисования. Одной из интереснейших является граттаж, который привлекает многих любителей рисования своим необычным эффектом и простотой исполнения. Следуя простым инструкциям, даже неопытный человек сможет научиться создавать настоящие произведения искусства. Техника граттаж, иначе называемая воскографией, будет интересна детям и взрослым любого возраста. Произведения, выполненные в граттаже, отличаются контрастом черного фона и белых линий рисунка.

Что такое граттаж

Воскография – это древняя техника нанесения изображений при помощи выцарапывания. Под современным граттажем (фран. gratter - скрести, царапать) понимают процарапывание рисунка на листе бумаги или дощечке, которая покрыта тонким слоем воска и туши. В настоящее время это распространенный профессиональный метод создания графических художественных композиций. С его помощью можно добиться четких штрихов и создать эффектный образ с минимальными усилиями.

Рисунки в технике граттаж приобрели большую популярность в начале прошлого столетия. Тогда в России стали активно практиковать технику гратографии, которую начали использовать для реализации экспрессивных и фантастических произведений. Особую популярность тогда приобрели работы М.В. Добужинского и литовского графика Д.К. Тарабильдене. Последний проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад», используя данную технику.

Выцарапывание рисунка на черном фоне предполагает использование любого острого предмета подходящего диаметра. Традиционно для процарапывания штрихов и изображений применяются гусиные перья, деревянные палочки и незаправленные перьевые ручки. Суть техники современного граттажа следующая: на плотную бумагу или лист картона наносится толстый восковой слой, который затем покрывается тушью черного цвета. Когда острым предметом процарапывается слой туши, на черном фоне образуются штрихи, цвет которых будет соответствовать цвету подложки из воска.

Чтобы создать черно-белое изображение, белый лист бумаги нужно покрыть воском и тушью, а для получения эффектного разноцветного рисунка – подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Допустим еще один вариант – сначала основу следует прокрасить акварелью, задавая цветовой контекст будущего рисунка, после чего покрыть ее воском и покрасить тушью. В итоге получится цветной граттаж.

Не случайно граттаж стал популярным в начале прошлого столетия, ведь тогда ценились такие качества, как простота, неординарность и лаконичность. Создавать рисунки на черном фоне с эффектом полутона посредством граттажа можно было с помощью контуров. Такая техника часто встречается в журналах и газетах того времени. Если качество печати тех работ было посредственным, то среди рекламной продукции встречаются виртуозные примеры, которые показывают мастерство и широкий диапазон возможностей граттажа.

Даже в нынешнее время граттаж является уникальной техникой рисования, которая активно внедряется в программы по дошкольному развитию. Граттаж для детей представляет собой относительно простой способ создания рисунков, которые таит в себе большой обучающий потенциал. Он знакомит малыша с основами композиции, развивает мелкую моторику рук и воображение, дает представление о физических свойствах туши, воска и красок, а также оказывает комплексное воздействие на детское развитие.


Подготовка материала для рисунка в технике граттаж

История использования граттажа весьма долгая, поэтому инструментов и материалов для реализации накопилось много. Для создания рисунка граттажем вам понадобятся:

  • лист картона или плотная бумага;
  • черная тушь или гуашь;
  • плоская кисть (широкая) с мягким ворсом;
  • масляная пастель, восковые мелки или парафиновая свеча;
  • деревянная шпажка (например, зубочистка), гусиное перо, гвоздь, спица и другой удобный инструмент для процарапывания – профессиональные художники используют резаки (специальные резцы).

Создание основы

Решив заняться созданием эффектным рисунков методом царапанья, подготовьте лист плотной бумаги (можно ватмана) или картон. У вас есть несколько вариантов на выбор:

  • Оставьте бумагу белой.
  • Сделайте основу цветной. Нанесите для этого в произвольном порядке акварель.
  • Закрасьте картон простыми восковыми мелками. Можете использовать один цвет или набросать разноцветные полоски, не оставляя пустых пятен.
  • Возьмите в качестве основы для граттажа цветной картон.
  • Подготовьте картон с уже готовым изображением на нем, например, кусок коробки конфет.

Нанесение воска

Подготовив основу для рисования техникой граттаж, нанесите на нее воск. Сделать это можно несколькими способами:

  • Вотрите в основу восковую свечу.
  • Натрите свечу на терке в емкость и поставьте на водяную баню. Как только воск расплавится, нанесите его на картон, используя небольшую кисточку.
  • Зажгите чайную свечу и набирайте воск на кисть прямо из нее, аккуратно переносите на картон.

Если вы уже нанесли на основу восковые мелки, то этап с воском пропустите. Если же нанесение мелками показалось неравномерным, то исправить эту проблему можно как раз на этом этапе. Улучшить ситуацию можно растворителем, например, попробуйте использовать скипидар. Профессиональные мастера для рисования техникой граттаж вместо воска используют яичный желток, мел, специальную глину.

Для закрашивания можно использовать тушь, гуашь или акриловую краску. Первые два средства рекомендуется слегка перемешать с мыльным раствором или раствором с шампунем. За счет этого краска не будет скатываться с жирной восковой поверхности. Подробнее:

  • Один из вариантов предполагает применение туши. В процессе работы она будет скатываться по восковой поверхности, поэтому вам придется нанести несколько слоев. Как вариант – придайте основе цвет губкой или ватным тампоном.
  • Второй способ закрашивания подразумевает использование гуаши. Краску (любую) нужно наносить пятнами. Такая гравюра будет менее долговечной.
  • Для закрашивания техника граттажа предполагает и использование акриловой краски. При этом есть тонкости – акрил застывает пленкой и поэтому процарапывание возможно с небольшими неровностями.

Создание рисунка в технике граттаж

Прежде чем приступить к созданию изображения с помощью граттажа, зафиксируйте лист на фанере или столе, приклеив его скотчем. Далее руководствуйтесь поэтапной инструкцией:

  1. Перед началом работы полностью просушите поверхность. На «нерабочие» участки положите салфетку или чистый лист бумаги.
  2. Закрасьте поверхность, используя масляную пастель разных цветов. Например, для осеннего пейзажа возьмите красные и желтые тона, для изображения подводного мира – фиолетовые и синие.
  3. Чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга, возьмите бумажку и потрите ею поверхность. Масляная поверхность хорошо размазывается, поэтому у вас получится цельное разноцветное пятно.
  4. Закрасьте всю поверхность, воспользовавшись черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня.
  5. Наметьте основные контуры белым карандашом или мелком. Обозначьте только главные очертания, т.к. стереть карандаш с такой поверхности, не нанеся ей повреждения, будет сложно.
  6. Начинайте процарапывать обозначенный контур острым предметом. Давить слишком сильно не стоит – делайте это с таким давлением, чтобы снять черный слой. Перед процарапыванием убедитесь в том, что темный пигмент высушен.
  7. Процарапав основные контуры, займитесь проработкой деталей и завершите свой рисунок.

Граттаж можно сделать негативным или позитивным. В первом случае подложку делают темной, а фон светлым, а во втором (самом распространенном) – светлый рисунок выцарапывается на темном фоне. После покрытия воскового слоя с использованием туши у вас получится полуматовая поверхность черного цвета, с которой нужно обращаться очень аккуратно – не брызгать водой, не трогать руками. На ней сразу остаются отпечатки пальцев, которые потом не получится чем-либо удалить. Полезные советы:

  • Если не досушить восковой картон, то вы не сможете процарапать ровную линию, т.к. материал начнет крошиться.
  • Очень важно работать на абсолютно ровной поверхности, чтобы картон не переламывался и не сгибался. Лучше зафиксируйте рабочий лист на фанере при помощи скотча.
  • Вы можете подобрать материалы для техники граттаж на свое усмотрение. Это может быть плотная бумага, картон, пластик, дерево, старый календарь и даже металл. В случае с металлической и деревянной поверхностью основу можете не тонировать – просто покройте ее воском и процарапайте изображение.
  • Наносить краску необходимо плоской кистью с мягким ворсом – так слой получится равномерным. Если вы будете использовать жесткий ворс, то он «травмирует» восковой слой. Проводить кистью рекомендуется только один раз, в противном случае поверхность переувлажнится и просто набухнет.
  • Промежуточный слой можно будет сделать парафиновой свечкой, яичным желтком или восковыми мелками.
  • Последний красочный слой создается при помощи цветной гуаши или черной туши. Финишный цвет в целом бывает любым – все зависит от вашей композиционной идеи.
  • Чтобы при выцарапывании рисунка гуашь не окрашивала руки, добавьте в краску немного ПВА.
  • Чтобы во время нанесения финишного слоя краска не скатывалась на парафине или воске, покройте поверхность мелом.
  • Если тушь или гуашь скатывается со слоя, обработанного восковыми мелками, то можете сначала обезжирить основу тальком.

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

Первый этап.

Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.

Второй этап.

Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.


Третий этап.

Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Четвёртый этап.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Пятый этап.

Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.

В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

    информационный;

    исследовательский;

    практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец воспитателя;

    показ воспитателя.

словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.

практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.

На стол ты лист бумаги положи,

Его красиво распиши,

Свечой, как следует, натри

И краской спрячь все, что внутри.

Фантазию свою включи,

Её на лист перенеси.

Волшебной палочкой своей

Ты нацарапай поскорей:

Звезду, волну, портрет, пейзаж -

Вот и вся техника – граттаж.

Лилова О.А.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж…
Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

Познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;

Изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер - класс по рисованию - изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер - класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники - воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

Поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

На поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

Лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников - простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы : «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А.Кушнер).

Цель : знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

Воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки - маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Евгения Чёнгина
Мастер-класс «Граттаж. Методы и приемы рисования»

Тема :

«Граттаж. Методы и приемы рисования».

Цель : Познакомить обучающихся с одним из видов графики - граттаж.

Задачи :

Дать понятие о технике граттаж;

Обучать технологии подготовки листа под рисунок и выполнению самого рисунка;

Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Материалы и инструменты .

1. Загрунтованные белые листы плотной бумаги формата А4,

2. Заточенная палочки, стеки, пластиковые вилки, скребки,

3. Детские работы в технике «граттаж», работы педагога.

Актуальность темы

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. Включение в работу нетрадиционных методов рисования позволяет развивать познавательные интересы ребенка: использование предметов по-новому – рисовать своей ладонью, пальцами, использовать вместо кисти различные предметы.

Необычные материалы любопытны детям как игра с неизвестным. Это занимает их и вовлекает в творческий процесс.

Сегодня я познакомлю вас с одной из графических техник, которая называется – граттаж. В этой технике вам предстоит выполнить свои работы. Но сначала давайте вспомним, что же такое графика?

Графика – это вид изобразительного искусства. Это искусство изображения предметов линиями, штрихами, без красок. Это и сами произведения данного искусства.

Существует много видов графики. Например, гравюра. Это рисунок или надпись на каком-либо твердом предмете. Гравюра на дереве называется-ксилография. Офорт-гравюра на металле.

Карандашный рисунок, который может сделать каждый из вас, тоже является видом графики. Но сегодня вы познакомитесь с другим видом графики - это граттаж. Граттаж – техника занимательная и необычная, вас захватывает процесс «проявления» рисунка на картоне.

ГРАТТАЖ – от французского слова «gratter». Это значит скрести, царапать. Многим он известен, как "цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название, и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас, попробовав технику «граттаж» один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова.

Поэтапное выполнение .

Этап первый : лист плотной бумаги (картона) полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечой.

Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла или шампунь (примерно одна капля на столовую ложку туши, и этой смесью широкой кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать черную гуашь, акрил (кому-то такой способ, наверняка, понравится больше).

Этап третий : берем зубочистку (или перо, отточенную палочку, скребок, нож, вязальную спицу, пластиковую вилку) и процарапываем рисунок по туши.

Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Вы можете использовать наконечник любого резака типа скальпеля - для нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно. Можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край инструмента, вы создадите более широкие линии. С приобретением практики вы будете способны варьировать ширину линии в пределах одного движения, постепенно уменьшая угол наклона резака по отношению к поверхности.

Если уменьшать угол наклона к плоскости доски в процессе выполнения надреза, образуется линия с постепенным утолщением.

Граттаж может быть цветным или чёрно-белым. Посмотрите, пожалуйста, вот такие работы можно выполнить в данной технике.

Демонстрация работ.

Я уже сделала подготовительную работу к сегодняшнему мастер-классу и загрунтовала листы бумаги, т. е. натёрла их воском и покрыла чёрной гуашью с добавлением мыльного раствора. Итак, для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность и внимание. Начинайте аккуратно намечать контуры будущей работы. Для этого линии проводите без сильного нажима, штрихами. И только когда убедитесь, что всё намечено верно, начинайте более чётко процарапывать контур. После нанесения основных контуров можно вносить дополнительные штрихи, процарапывания, открывая некоторые участки рисунка полностью, а какие-то частично.

Выполнение работы.

На этом наше знакомство с техникой «граттаж» подошло к концу. Свои работы можно аккуратно вставить в рамки или хранить в файлах.

Подведение итогов. Проводится опрос.

Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Публикации по теме:

Однажды коллега Оксана Александровна"принесла" новое,модное,незнакомое для всех коллег слово граттаж. Прошло время -забыли. Вот как то,зашла.

Теоретическая часть: -Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы с вами окунёмся в мир космоса и нарисуем космический пейзаж в нетрадиционной технике.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

В преддверии дня космонавтики будет актуально поговорить о детских рисунках на тему космоса. Я бы хотела рассказать вам, как нарисовать.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Граттаж - рисунок гравюра, изображение выцарапывается на специально подготовленном листе острой деревянной палочкой. Сегодня я расскажу.

ТЕМА: "НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ."

Дата проведения: 19. 02. 2015 г.

Педагог – мастер: воспитатель Бабушкина Мария Петровна

Продолжительность мастер – класса: 15 минут

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

Содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы : индивидуальная, коллективная.

Раздаточный материал: картонные листы (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, маленькие листы для экспериментирования, салфетки.

Наглядные пособия: презентация «Граттаж»; работы, музыкальные произведения.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть. 3 мин. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Основная часть. 10 мин.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж»

Выбор материала для будущей творческой работы

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 2 мин.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Каждый человек ищет свой путь, и я в том числе, а еще я ищу тропинки.

Тропинки к сердцам ребят, к новым граням мастерства, к различным видам искусства.

Одна из таких тропинок привела меня к нетрадиционным приемам рисования.

В ИЗО немало разных техник,

Я, как воспитатель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Я приглашаю педагогов на мастер- класс.

(7 воспитателей занимают места)

Я познакомлю Вас с техникой рисования граттаж.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова- скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография .

Граттаж -это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты : картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.

Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.

Этапы работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.

Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском . Для этого используем обыкновенную восковую свечу.

Затем берем черную тушь или черную гуашь , добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет : зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, мы с моими ребятами для вас их приготовили. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Например, по шаблону нарисовала рыбку, а дети затем уже начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Рефлексия

Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж».

Подведем итог . Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Продемонстрируйте свои работы.

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать.Чудесные картины останутся Вам на память.

Уважаемое жюри!

Чтоб не забыли технику «Граттаж»

Я подарю картины вам сейчас.

Самоанализ мастер-класса

Тема: " НЕТРАДИЦИОНОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ ."

Провела: Бабушкина М.П.

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», с этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения техники «граттаж».

Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные в технике «граттаж». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.

Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса и его содержания.

В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.

В заключительной части был подведен итог.

Вывод:

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.





Top