Процесс мумификации. Мумии и обряд мумификации

Предположим, у вас есть труп. И вы по каким-то причинам хотите сохранить его в приличном состоянии на долгие годы. На первый взгляд такое желание кажется довольно странным, однако подобная идея одолевает миллионы людей, а порой и целые народы уже несколько тысячелетий. В общем, мы решили приоткрыть энтузиастам секреты мастерства

Светлана Тортунова

Ледяной человек

Самый доступный способ долговременного хранения трупа — морозильник. Древнейшие неразложившиеся останки, дошедшие до наших времен, сохранились именно в толще льда. Лед мгновенно замораживает тело и прекращает процессы разложения. Именно в районах Крайнего Севера, в зоне вечной мерзлоты, периодически находят останки мамонтов, порой довольно хорошо сохранившиеся. В Европе случайно удалось найти даже ледяную мумию человека. «Ледяной человек», или, как его еще называют, Отци, был обнаружен в итальянских Альпах в 1991 году. Судя по всему, Отци, внезапно застигнутый непогодой, остался на ночлег в горах. Выбрал небольшую пещерку, которая и стала его последним приютом: он замерз и умер во сне. После этого тело сохранялось в идеальном состоянии 5300 лет, до тех пор, пока на него случайно не наткнулись туристы. Прибывшие на место полицейские передали находку археологам. Отци был изучен вдоль и поперек: его рост составлял 158 см, вес — около 50 кг. Одежда состояла из широкой набедренной повязки и кожаной рубахи. На голове «Ледяного человека» красовалась сплетенная из травы шляпа, а на плечах — накидка из соломы. Кожаная обувь Отци для тепла была плотно набита соломой и мхом.

Сублимация

Другой хорошо известный способ — сублимация, то есть быстрое обезвоживание продукта. Лет 10 назад в магазинах продавали приготовленное таким образом мясо — оно не портится, почти ничего не весит и сохраняет питательные свойства практически неограниченное время. Правда, вкус этого продукта сильно подкачал, и поэтому сейчас такое мясо можно встретить разве что в наборах питания для экстремального туризма.

Прекрасными сублимирующими свойствами обладает сухой жаркий климат и раскаленный песок. Тело человека на 90% состоит из воды, и именно она является «виновницей» разложения. Лед связывает воду, горячий песок ее испаряет. Народы, жившие в жарком климате и хоронившие своих покойников в песке, обеспечивали их телам долгую загробную жизнь.

Об этих свойствах песка прекрасно знали древние египтяне. В неглубоких могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего хорошо сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который быстро впитывал в себя влагу и буквально высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усложнялся, появились более богатые гробницы, разнообразный погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью.

Смерть или сон

А зачем египтянам нужны были хорошо сохранившиеся трупы? Жители Древнего Египта представляли себе смерть как особое состояние, характеризующееся потерей сознания, остановкой дыхания, прекращением движения, разложением и, наконец, постепенным исчезновением тела. Однако на начальной стадии это состояние сходно со сном, обмороком, гипнозом, после которых человек приходит в себя и живет по‑прежнему. Самое существенное отличие смерти от сна — это разложение. Египтяне верили, что дыхание и движение рано или поздно вернутся к усопшему, если суметь предохранить его тело от тления. Весь сложнейший процесс мумификации был направлен именно на сохранение тела покойного. Очень хорошо процедуру мумифицирования в V веке описал Геродот.

Мумификация по Геродоту

«Когда к ним [бальзамировщикам] приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родственников], за какую цену те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, мастера принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Промыв брюшную полость пальмовым вином, мастера вновь прочищают ее растертыми благовониями.

Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Дольше оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого срока, обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника.

Гроб с телом хранят в семейной усыпальнице, где ставят его стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны приходится выбирать второй способ бальзамирования, то поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника влитое туда масло. Оно действует столь сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родственникам], больше ничего с ним не делая. Третий способ, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Тело мастера боится

В целом Геродот был довольно точен, однако некоторые сохранившиеся тексты и изображения позволяют предположить, что процесс бальзамирования был куда более сложным, чем египтяне позволили увидеть и описать «отцу истории». Позже изъятые при мумификации внутренности стали также пропитывать натроном (природной содой из озера Вади Натрун), маслами и смолами и класть в специальные сосуды — канопы. Сосуды эти имели крышки в форме головы человека, павиана, шакала и сокола и соответствовали определенным органам человеческого тела. Для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали тканью, пропитанной маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна телу и лицу придавался облик живого человека, для чего иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение тело покрывалось тонким слоем горячей смолы, окрашивалось красной или желтой охрой, украшалось листочками тонкой золотой фольги. В течение последних 15 дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. Иногда родственники приносили ткань из дома, что приводило к курьезным случаям: в 1985 году, при изучении мумии неизвестного мужчины, хранящейся в Музее естественной истории города Лиона, выяснилось, что пелены, в которые завернули тело при бальзамировании, на самом деле когда-то были парусом — на нем сохранились даже фрагменты деревянного такелажа.

С эпохи Среднего царства голову и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком (смесью извести с песком и известняком), — ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. О том, какие ювелирные шедевры когда-то закрывали лица большинства царских мумий, свидетельствует знаменитая погребальная маска фараона Тутанхамона, по праву считающаяся одним из самых уникальных памятников древнеегипетской истории.

Копчение

Не только египтяне сохраняли тела своих предков от тлена. Древняя цивилизация инков тоже владела искусством мумификации. На окраине Лимы археологи обнаружили один из самых массовых «складов» мумий. На сегодняшний день откопали уже более 2000, а всего, по оценкам археологов, в этом захоронении не меньше 10 000 мумий.

На Филиппинах использовали наиболее жестокий метод изготовления мумий. Вожди и знать готовились к мумификации еще при жизни. Как только шаманы приходили к выводу, что вождь скоро отойдет в мир иной, ему начинали ежедневно давать соленое питье. Оно выводило лишнюю влагу из внутренних органов, которые филиппинцы не удаляли при бальзамировании. Как только любимый вождь умирал, наследник вдувал ему в рот табачный дым для дезинфекции. После всех этих приготовлений умершего коптили на слабом огне, собирая капающую влагу — она считалась священной. А напоследок высушивали мумию на солнце в позе эмбриона. По окончании ритуальных священнодействий высокопоставленного покойника помещали в пещеру.

Отечественные технологии

Находят мумии и в России. При раскопке курганов в урочище Пазырык были найдены сохранившиеся мумии вождей алтайских скифов. Возраст этих мумий примерно 2500 лет. Для их сохранности скифы помимо бальзамирования использовали холод — специально изготовленный сруб-могильник заполнялся льдом. Первую найденную мумию археологи назвали «Алтайская принцесса». Она была высокого роста, с европейскими чертами лица, одета в прекрасные одежды из тонкого шелка, украшена золотыми и бронзовыми ювелирными изделиями. В ее могильнике было все, что только могло понадобиться в загробной жизни — кухонная утварь, упряжки, запасы еды, даже кони.

Особняком стоят останки подвижников Киево-Печерской Лавры. Эти мощи нетленны, хотя они и не подвергались специальному бальзамированию. Предполагается, что своей сохранностью они обязаны особому сухому воздуху пещер.

В современной истории практиковалось бальзамирование умерших лидеров коммунистических государств. Первым опытом подобного рода стало бальзамирование тела Ленина. Перед учеными стояла задача не просто мумифицировать тело вождя, а сохранить облик покойного таким же, как и при жизни. Процесс бальзамирования занял 4 месяца, кроме того, еженедельно лицо и руки покойного обрабатывали специальным составом, а раз в год тело на месяц погружали в жидкость, препятствующую его высыханию и разложению. Впоследствии подобной обработке подвергались тела Георгия Димитрова, Клемента Готвальда, Хо Ши Мина, Агостиньо Нету и Чедди Джагана.

Силиконовые мумии

Самый совершенный на сегодняшний день способ мумификации изобрел в 1977 году уроженец ГДР, а ныне профессор Гейдельбергского университета Гюнтер фон Хагенс. Его метод состоит в пропитке тела биополимером (силиконом) при помощи вакуума. Сначала труп кладут в ледяной ацетон, и при диффузии вода в тканях заменяется ацетоном. Затем тело, пропитанное ацетоном, погружают в биополимер. Ацетон откачивается вакуумным способом, замещаясь в тканях силиконом. Готовая силиконовая мумия покрывается препаратом, позволяющим телу сохраняться почти вечно. Мумии Хагенса выглядят почти как произведения искусства и выставляются по всему миру на передвижных выставках «Мир тела», которые посетили более 12 млн. человек.

Мумия, Древний Египет - об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология - все это делает древнюю страну живой и интересной.

Для чего мумифицировали умерших

Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) - это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация.

Процесс создания мумии

Мумификация - это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью.

Свидетельства историка

Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице.

Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков - это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией.

Конец мумификации

Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства.

Древние Египтяне верили в жизнь после смерти, и основываясь на эти верованиях, они придумали ритуал, который помогал сохранять тела мертвых фараонов. Этот процесс был назван мумификацией, а сохраненные тела – мумиями. Вот,как сделать мумию способом Египтян.

Шаги

1 Бальзамирование тела

  1. 1 Вымойте тело. Бальзамировщики мыли тела фараонов пальмовым вином и брызгали его водой из реки Нила. Это все делалось в палатке рядом с «местом очищения».
  2. 2 Выньте внутренние органы. Все внутренние органы, кроме сердца, вынимались из тела через разрез с левой стороны живота, в то время как мозги вынимались, всунув длинный крюк через ноздри. Сердце оставалось на месте, так как оно считалось источником интеллекта и эмоций.
  3. 3 Вымойте и сохраните вынутые органы. После ритуального омовения вынутые внутренние органы упаковываются в канопы, наполненные натром, солью для сохранения и высушивания. Каждая канопа отмечается рисунком бога, который отвечал за сохранение этого органа: Амсет за печень, Хапи за легкие, Дуамутеф за желудок и Квебехсенуф за кишки.
    • Позже внутренние органы помещались снова в тело после обработки, а канопы были просто символом.
  4. 4 Обезводьте тело. Тело должно быть полностью покрыто натром и оставлено так на 40 дней, чтобы натр впитал всю влагу.
  5. 5 Снова вымойте тело. После второго омовения водой из Нила тело должно быть помазано ароматическими маслами и потом заполнено смесью из трав, соли и приправ, а также опилками и полотнами, чтобы оно выглядело живым.

2 Заворачивание тела

  1. 1 Заверните голову и шею кусками хорошего полотна.
  2. 2 Заверните каждый палец по отдельности.
  3. 3 Заверните каждую ногу и руку. Пока заворачиваются конечности, амулеты вроде Узла Исиды (анх) и отвеса (похожий на заглавную букву «А») должны быть положены на тело, чтобы защитить его во время путешествия по миру мертвых. Пока это делалось, священник читал чары, чтобы защитить от плохих духов и направлять умершего.
  4. 4 Завяжите руки и ноги вместе. Папирус с копией Книги Мертвых, должен быть положен между руками мертвого фараона.
  5. 5 Заверните куски полотна вокруг всего тела. Эти куски должны быть окрашены смолой, чтобы прилипали друг к другу.
  6. 6 Заверните тело в ткань. После того, как ткань готова, на ней рисуется картинка Осириса.
  7. 7 Заверните тело в еще одну ткань. Эта ткань привязывается к телу кусками полотна.

3 Закапывание тела

  1. 1 Положите золотую маску на лицо мумии. Она изображает, как фараон выглядел при жизни. Самая знаменитая маска, это пожалуй, маска Тутанхамона.
  2. 2 Положите разукрашенную, деревянную доску на мумию.
  3. 3 Положите тело и доску в гроб.
  4. 4 Положите гроб во второй гроб. Иногда, второй гроб клали в третий гроб.
  5. 5 Произведите похоронный обряд. Кроме прощания семьи фараона с умершим, ключевой частью похорон был ритуал открытия рта, чтобы мертвый мог есть и пить в жизни после смерти.
  6. 6 Положите гробы в каменный саркофаг вместе со всем необходимым для умершего в жизни после смерти. Египтяне считали, что мы могли забрать все с собой, поэтому они закапывали вместе с телом еду, напитки, одежду, мебель и любой другой предмет, который мог понадобиться.
    • Как только умерший попадал в мир мертвых, его судили, основываясь на проведенной жизни на земле, и если он считался хорошим, он мог провести вечность в Полях Иалу.
  • Сначала египтяне закапывали мертвых в маленьких пустынных ямах и давали природе обезводить тело. Они начали впервые использовать гробы, чтобы не давать диким животным съедать тело умершего, и позже придумали процесс сохранения тела, подражая процессам, которые происходили в пустыни.
  • Египтяне были не единственным народом, которые мумифицировали мертвых. Мумии можно найти в Мексике, Китае и других частях мира.

Знаменитые мумии

Древнеегипетская культура оставила богатое наследие. Идея мумификации – одна из самых интригующих частей этого наследия. После обнаружения мир пережил всплеск интереса к древнеегипетской тематике, а мумии стали героями романов, фильмов и даже комиксов. И по сей день засушенные тела, к которым, по слухам, опасно притрагиваться, вызывают жгучий интерес у взрослых и детей.

Современному человеку сложно понять, зачем вообще может понадобиться мумификация. Но для древних египтян этот обряд имел огромное значение. Они отнюдь не относились к телу как к бренному пристанищу духа, а старались сохранить его для жизни после смерти . Вообще, умирающим создавались все условия для комфортной загробной жизни – им сохраняли тела посредством мумификации, клали в склеп посуду, одежду, драгоценности, колесницы и разные другие предметы, необходимые в быту.

Позволить себе роскошь загробной жизни с максимальным комфортом, могли себе, впрочем, далеко не все египтяне, а лишь самые знатные и богатые люди. Прежде всего, это были фараоны, чье происхождение считалось не человеческим, а божественным. Впрочем, не только фараонам и высшей знати была доступна роскошь мумификации : в древнеегипетских гробницах находили также мумии священных животных и птиц. Так, существуют мумии кошек, соколов и даже быков.

Как было изобретено бальзамирование, сегодня неизвестно. По мнению египтян, первым мастером в этой области стал бог Анубис – проводник умерших душ и хозяин некрополя. Как именно он передал свои знания простым смертным, неизвестно. Однако египетские мастера мумификации достигли в своей профессии совершенства – мумии фараонов прекрасно сохранились до нашего времени. В музеях, где выставлены древнеегипетские мумии, можно увидеть и глиняные сосуды с благовонными смесями, которые применялись для бальзамирования. Как ни удивительно, они прекрасно сохранили свои свойства, словно были приготовлены недавно, а не тысячелетия назад.

Как проводилась мумификация?

Самые примитивные мумии, пропитанные консервирующими веществами и обернутые бинтами из ткани для лучшей сохранности, относятся, по мнению ученых, к началу династического периода в Древнем Египте. Позднее мастера достигли в бальзамировании совершенства. Изготовлением мумий занимались лишь высшие жрецы, которые владели определенными знаниями. Технология бальзамирования и составы, которые для него использовались, держались в строжайшем секрете.

Процесс бальзамирования занимал немногим больше двух месяцев. Сначала мастера удаляли из тела умершего внутренние органы (кроме сердца) специальными инструментами через небольшие надрезы. Органы старались по возможности повреждать меньше – их потом помещали в специальные сосуды канопы, наполненные бальзамами, и хранили в той же гробнице, чтобы в загробной жизни мумия могла использовать полный их комплект. Для сохранения головы в неизменном виде мозг удалялся через ноздри – использования мозга в загробной жизни не предполагалось, поскольку о его функции египтяне не имели понятия. Удалить весь мозг так не удавалось, остальное растворяли с помощью специальных снадобий.

Первоначально после этого тело заполнялось изнутри льняной тканью, пропитанной специальными бальзамами, которые предотвращали гниение. Бинтами, смоченными в таких бальзамах, тела обматывали и снаружи. Позднее технологию усовершенствовали. Все отверстия тела стали заполнять ароматической смесью на масляной основе. Через несколько дней масло сливали, а тело начинали сушить, чтобы предотвратить распад тканей и избавиться от лишней влаги. Этот процесс продолжался 40 дней.

Затем в тело заливалась специальная смесь с повышенным содержанием натрия. Эта смесь наносилась на кожу и снаружи. Наконец, к процессу подключались косметологи, которые делали мумии «макияж», подкрашивали губы и щеки. Одновременно велась работа и над прической мумии. В конце на кожу мумии наносили состав на основе смол, масел и воска, обматывали мумию пропитанными в бальзамирующих веществах полосках ткани и надевали на нее маску.

Сохранилась информация и о других способах бальзамирования. Так, иногда тела умерших не высушивались, а пропитывались в течение 70 дней в натровом щелоке. После этого тело намазывали камедью и обвивали тканью.

Сохранность мумий

До нашего времени сохранилось немало мумий древнеегипетских фараонов и другой знати. Тщательная подготовка к загробной жизни не прошла даром: в огромных гробницах были созданы оптимальные условия для сохранения мумий. Однако и не столь знатным людям в более поздние времена была доступна мумификация. Бальзамировщики предлагали заказчикам несколько способов обработки тела на выбор, и те выбирали из них самый подходящий.

Например, бальзамирование без извлечения внутренних органов стоило дешевле. Эта технология предполагала впрыскивание в тело кедрового масла, которое постепенно растворяло внутренности, пока натровый щелок высушивал тело. В результате мышцы и внутренние органы практически полностью исчезали, и от мумии оставались в буквальном смысле слова только кожа и кости.

Интересно, что до нашего времени сохранились преимущественно мумии из Верхнего Египта. В Нижнем Египте климат более влажный, и даже тщательное бальзамирование в большинстве случаев оказывалось бессильно против неумолимого времени. Кроме того, во все времена лихие люди пытались грабить египетские гробницы. В том числе доставалось и мумиям. В средние века растертые в порошок мумии продавались в каждой аптекарской лавке в качестве эффективного лекарства. Лишь в XVI веке такая торговля пошла на убыль.

Египет - загадочная и прекрасная страна, которая манит и удивляет, влюбляет и пугает одновременно. О ней составляют легенды, снимают кино, пишут песни и поэмы. Cамой величественной загадкой до наших дней остаются мумии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

Изучением подобного явления в мировой культуре занимаются многие специалисты из разных областей. Особенную ценность эти знания несут для:

  • археологов;
  • историков;
  • медиков;
  • антропологов;
  • химиков.

Все они исследуют разные стороны одного и т ого же явления (условия жизни, социальные и политические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат в основе кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны и заполнить белые пятна в вопросе, как кремировали и погребали в те времена усопших.

Как и зачем это делали в Древнем Египте

Мумификация в Древнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается на вере в то, что фараон имеет божественное происхождение и его тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело и узнать его.

А началось все с того с легенды о богине Исиде и ее возлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, а части его тела были разбросаны по всему миру. Но бог Анубис (по легенде) с помощью Исиды нашел их, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью и вдохнул в умершее тело жизнь.

Именно вера в божественность, бессмертие, высокий социальный статус и богатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям в Египте того времени. К ним принадлежали:

  • фараоны и их родные;
  • приближенные фараонов (охранники, советники и помощники);
  • жрецы.

Что касается простых людей, то долгое время существовало мнение, что у них в принципе нет души, поэтому эта процедура им и не нужна вовсе. Однако со временем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если у них на это было достаточно средств и возможностей.

Исследователи захоронений и саркофагов в Древнем Египте говорят о том, что кроме мумии самого умершего в погребении находят также тела девушек и жен (которых, согласно некоторым обрядам, могли похоронить заживо), запасы еды и питья, деньги, украшения, оружие. Это все только подтверждает религиозную основу мумифицирования, ведь душе давали то, что ей нужно для комфортного пребывания в потустороннем мире.

Кроме этого, в захоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились в те времена, считались неприкосновенными и жили при храмах и дворцах.

Мумификация: этапы и процессы

Мумификация как физическое явление — достаточно сложный и долгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей в Древнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики и климатических условий определенной территории, а также условия, необходимые для приведения трупа в нужное состояние.

Существует два вида мумификации:

  • естественный (когда человеческое тело высушивается, а не разлагается под действием определенных климатических факторов);
  • искусственная мумификация (подразумевает применение специальных средств для достижения нужного эффекта).

Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали в песке. Именно песок впитывал всю влагу из тела человека и не надавал ему возможности разложиться. А постоянные высокие температуры и ветра высушивали останки естественным путем.

Что касается второго варианта, то здесь нужно более основательно разобраться во всех процессах и нюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали в специальное помещение, где и происходил весь обряд, который длился 70 дней. Эта цифра связана с переплетением религии и астрономии в сознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится за горизонтом и ее не видно на небосводе.

Наиболее полное и достоверное описание процесса кремирования умершего можно найти в трудах Геродота. Он рассказывает обо всех этапах и методах.

Первое, что делали с телом — специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка — прототип современно скальпеля, делали надрез в паховой зоне для того, чтобы вынуть внутренности). Изымали из человека все, кроме сердца, ведь именно в нем, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой и специальными составами, маслами и благовониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах и уничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).

Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами и настоями, а потом погружали в сосуды — канопы, где эти части тела и содержались. Крышка каждого сосуда была выполнена в форме определенного божества, который и отвечал за ту или иную внутренность.

Что касается мозга, то он добывался особым методом. С помощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие в носовой части, проникали в черепную коробку и по частям извлекали содержимое. Другой вариант — с помощью того же крючка разжижали (разбалтывали) мозг, а потом тело переворачивали и через ноздри выливали его.

Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел и соды и оставляли на 40 дней для высыхания. Сода и соль забирали влагу с тела, масла имели бактерицидное действие, а соединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.

После того, как миновал отведенный срок, с тела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями на основе масел и битумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму и объем, в полость укладывали опилки, песок, соль и зашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожести с умершим человеком, ей могли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок и зубов.

Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Их пропитывали в смоле, которая была вместо клея, благовониях и маслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между шарами ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса с молитвой о воскрешении. Закончив все эти этапы, готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали ее в саркофаг (подобие современного гроба), выполненного в виде человека, который помещался в родовую усыпальницу.

Как видим, процесс мумификации в Древнем Египте был очень длинным и сложным процессом, который занимал много времени и усилий, требовал определенных знаний и умений. Наиболее известными мумиями, которые дошли до наших дней считаются останки жреца Па ДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались для того, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.

Сколько бы тайн и ужасных историй не окружали мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры и внимание ученых, путешественников и охотников за добычей.




Top