Процессы управления коммуникациями в проекте. Коммуникации проекта

Роль коммуникаций в проекте. Планирование управления коммуникациями

Коммуникации – это процессы, связанные с обеспечением своевременного и соответствующего формирования, сбора, распространения, хранения и окончательного размещения проектной информации. Поскольку проекты выполняются людьми, осуществляющими различные функции, находящимися зачастую на значительном расстоянии друг от друга, вопросы информационного обмена и координации действий очень важны. В ходе коммуникаций согласуются цели, координируются действия людей, выявляются и решаются проблемы, регулируются ожидания участников проекта. Согласно Э. Верзуху, начиная с формулировки содержания работы и заканчивая управлением рисками и детальным планированием, каждый из методов управления проектами по сути представляет собой тот или иной метод коммуникации.

Схематически процесс коммуникаций может быть представлен моделью, показанной на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Модель коммуникаций

План управления коммуникациями – это документ, описывающий:

– требования и ожидания от коммуникаций для проекта;

– как и в каком виде будет происходить обмен информацией;

– когда и где будут иметь место коммуникации;

– кто несет ответственность за обеспечение каждого типа коммуникаций.

Под коммуникационными требованиями понимаются общие (суммарные) потребности участников проекта в информации. У членов проектной команды есть четыре основных типа таких требований.

Во-первых, это потребность в информации о распределении ответственности. Каждому члену команды необходимо точно знать, за какую часть проекта он отвечает, каковы его полномочия и обязанности. Основой для такой информации выступает организационная структура проекта.

Во-вторых, это потребность в координации. Выполняя работы проекта, члены команды зависят друг от друга. Координирующая информация обеспечивает высокую эффективность совместной работы членов проектной команды. В категорию координирующей информации попадает информация о внесении в проект любых изменений.

В-третьих, необходима информация о ходе реализации проекта, достигнутом прогрессе. Члены команды должны располагать информацией о текущем состоянии проекта, что позволяет вовремя выявлять проблемы и предпринимать меры по их разрешению. К такого рода информации относятся отчеты о средствах, затраченных на определенный момент времени, о соблюдении календарного плана и расписания проекта. Также важна информация о текущем статусе рисков и возникающих проблемах.

В-четвертых, члены команды нуждаются в информации о принимаемых решениях. Они должны знать о решениях, принимаемых руководством, спонсорами проекта и клиентами, если эти решения касается самого проекта, либо его экономического окружения. Примером подобной информации служат устав проекта, содержание работ, график выполнения работ, бюджет проекта.

Естественно, сами потребности людей в коммуникациях выходят за рамки перечисленных четырех пунктов. Но в рамках управления коммуникациями проекта следует учитывать только то, что "необходимо и достаточно" для успеха проекта. Избыток информации, равно как и се недостаток, негативно влияет на осуществление проекта.

Основой для обеспечения коммуникационных требований является организационная структура проекта. Также важны для выдвижения коммуникационных требований и управления коммуникациями следующие аспекты проекта:

Подразделения и специальности, вовлеченные в проект;

Логистика количества и местоположений людей, вовлеченных в проект;

Внутренние и внешние информационные потребности участников.

В процессе планирования коммуникаций определяются информация и взаимодействия, необходимые участникам проекта. Например, каким лицам какая информация нужна, когда она им понадобится, кто и каким образом должен им эту информацию предоставить. Хотя потребность в передаче информации проекта существует во всех проектах, информационные потребности и методы ее распространения могут сильно отличаться. Важным фактором достижения успеха проекта является выявление информационных потребностей участников проекта и определение подходящих средств удовлетворения этих потребностей.

В большинстве проектов основная часть планирования коммуникаций выполняется на самых ранних фазах проекта. Однако результаты данного процесса планирования регулярно пересматриваются на протяжении всего проекта и, при необходимости, изменяются, чтобы они сохраняли свою актуальность.

План управления коммуникациями является составной частью плана управления проектом или включается в него в виде вспомогательного плана. План управления коммуникациями содержит:

– требования к коммуникациям со стороны участников проекта;

– сведения о передаваемой информации, включая формат, содержание и уровень детализации;

– имя сотрудника, ответственного за передачу информации;

– имя сотрудника или группы – получателей данной информации;

– методы или технологии, используемые для передачи информации (например, служебная записка, электронная почта и (или) пресс-релизы);

– частота коммуникации (например, еженедельно);

– схема передачи по инстанциям, определяющая сроки и порядок передачи на вышестоящие уровни (цепочка) проблем, которые не могут быть решены персоналом на низшем уровне;

– метод обновления и уточнения плана управления коммуникациями по мере продвижения и развития проекта;

– глоссарий общепринятой терминологии.

В план управления коммуникациями могут также включаться принципы проведения совещаний по текущему состоянию проекта, собраний команды проекта, электронных совещаний и рассылкам электронной почты. План управления взаимодействием может быть официальным или неофициальным, подробным или обобщенным в зависимости от потребностей проекта.

План управления коммуникациями является частью общего плана управления проектом или включается в него как вспомогательный план. Шаблон разделов данного плана приведен в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Разделы плана управления коммуникациями

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Коммуникации Управление коммуникациями проекта управление взаимодействием информационными связями управленческая функция направленная на обеспечение своевременного сбора генерации распределения и сохранения необходимой проектной информации. Управление коммуникациями обеспечивает поддержку системы связи взаимодействий между участниками проекта передачу управленческой и отчетной информации направленной на обеспечение достижения целей проекта. Каждый участник проекта должен быть подготовлен к взаимодействию в рамках проекта в...

28.Коммуникационная система управления проектом.

Коммуникации

Управление коммуникациями проекта (управление взаимодействием, информационными связями) — управленческая функция, направленная на обеспечение своевременного сбора, генерации, распределения и сохранения необходимой проектной информации.

Под информацией понимают собранные, обработанные и распределенные данные. Чтобы быть полезной для принятия решений, информация должна быть предоставлена своевременно, по назначению и в удобной форме. Это решается использованием современных информационных технологий в рамках системы управления проектом.

Управление коммуникациями обеспечивает поддержку системы связи (взаимодействий) между участниками проекта, передачу управленческой и отчетной информации, направленной на обеспечение достижения целей проекта. Каждый участник проекта должен быть подготовлен к взаимодействию в рамках проекта в соответствии с его функциональными обязанностями. Функция управления информационными связями включает в себя следующие процессы:

  • планирование системы коммуникаций — определение информационных потребностей участников проекта (состав информации, сроки и способы доставки);
  • сбор и распределение информации — процессы регулярного сбора и своевременной доставки необходимой информации участникам проекта;
  • отчетность о ходе выполнения проекта — обработка фактических результатов состояния работ проекта, соотношение с плановыми и анализ тенденций, прогнозирование;
  • документирование хода работ — сбор, обработка и организация хранения документации по проекту.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6677. Гены, регулирующие синтез фибриногена 20.73 KB
Гены, регулирующие синтез фибриногена. Наряду с тромбоцитами маркером сердечно-сосудистой и цереброваскулярной патологии является повышенный уровень фибриногена. Одной из причин, приводящих к изменению концентрации фибриногена в крови, могут быть ст...
6678. Цель изучения биологии в медицинском вузе 18 KB
Цель изучения биологии в медицинском вузе Уметь интерпретировать универсальные биологические явления, основные свойства живого (наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и т. д.) в применении к человеку. Знать эволюционные свя...
6679. Диалекта материалистического понимания жизни. Уровни организации живой природы 19.73 KB
Диалекта материалистического понимания жизни. Уровни организации живой природы. Все живые организмы избирательно относятся к окружающей среде. Состав химических элементов живых систем отличаются от химических элементов земной коры. В земной коре O,S...
6680. Клеточная теория. Биология клетки 23.44 KB
Клеточная теория. Биология клетки. Конец XIX века - возникновение цитологии 1665 - англ. Роберт Гук, рассматривая срез пробки, увидел целлюлозные оболочки и ввел термин клетка. 1838 - 1839 - М. Шлейден и Т. Шванн предложили клет...
6681. Существование клеток во времени и пространстве. Клеточный цикл и его регуляция 21.53 KB
Существование клеток во времени и пространстве. Клеточный цикл и его регуляция. Универсальные химические соединения - нуклеиновые кислоты. Они состоят из 3 компонентов, связанных между собой: азоистого основания (А,Г,Ц,Т,У), 2-дезокси - Д...
6682. Размножение организмов. Гаметогенез. Закономерности ово - и сперматогенеза 22.43 KB
Размножение организмов. Формы размножения и их биологическое значение. Строение половых клеток. Гаметогенез. Закономерности ово - и сперматогенеза. Оплодотворение. Фазы и биологическая сущность. Размножение - приспособление организм...
6683. Генетика человека. Наследственно обусловленные различия людей 27.98 KB
Генетика человека. Наследственно обусловленные различия людей. Генетическая терминология. Основные нарушения кариотипа и их фенотипические проявления. Генетический мозаицизм. Структурные аномалии хромосом. Евгеник...
6684. Наследственность. Структурные уровни организации наследственного материала 22.72 KB
Наследственность. Структурные уровни организации наследственного материала. Наследственность. Структурные уровни организации наследственного материала. Регуляция экспрессии генов. Ген - единица наследственности. Наследст...
6685. Геном. Генотип. Фенотип 24.18 KB
Геном. Генотип. Фенотип. Фенотип как результат реализации генотипа в определенной среде. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках. Взаимодействие неаллельных генов. Геном - совокупность генов, харак...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Коммуникация как объект изучения. Теоретические основы управления коммуникациями в организации. Проблема коммуникативных барьеров и совершенствование практических навыков их преодоления. Сущность и основные функции речи (языка) в процессе коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Роль и значение внутренних коммуникаций в деятельности руководителя предприятия. Разновидности внутренних коммуникаций организации и их отличительные характеристики. Проблемы, связанные с данными коммуникациями и методы их разрешения руководителем.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2009

    Роль менеджера в организации, его функции в процессе управления. Принципы эффективной деятельности руководителя. Совершенствование кадровой политики предприятия, анализ работы менеджера с персоналом. Разделение труда профессиональных управляющих по видам.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    Управленческая информация в организации. Разновидности и содержание процесса делового общения. Особенности организации процессов коммуникации. Характеристика связей между людьми в процессе коммуникации, роль и оформление управленческой документации.

    реферат , добавлен 27.10.2011

    Слухи как неформальная коммуникация, процесс и причины их возникновения в организации. Способы управления слухами и стратегии борьбы с ними. Мифотехнологии как средство управления коммуникациями, их схема, классификация и эффективность применения.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2011

    Сущность понятия коммуникации, виды, элементы и этапы соответствующего процесса. Процесс управления коммуникациями в организации, его анализ и оценка на исследуемом предприятии - торговой фирме "Центр окон", направления и перспективы его оптимизации.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Коммуникации как процесс общения и передачи информации для обеспечения организационной эффективности. Управление внешними и внутренними коммуникациями. Направления коммуникационной деятельности. Анализ коммуникаций ОАО "Нефтяная компания "Лукойл".

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Методы мотивации сотрудников организации. Иерархия потребностей А. Маслоу. Формы и методы повышения эффективности деятельности менеджера в организации труда посредством коммуникации. Роль руководителя в современной туристической фирме ЗАО "ТРИО".

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

План управления коммуникациями проекта – это очень нужная бумажка, которая регламентирует то, кто, как, когда и какую информацию будет узнать о вашем проекте.

Важно понимать, что план этот нужен не везде и не всегда. С моей точки зрения, делать полноценный план коммуникаций имеет смысл при количестве участников от 15 и выше. Если участников меньше, держать все коммуникации в голове еще можно, если больше – велик риск что-то упустить.

Что нужно отразить в плане коммуникаций:

  1. Перечень всех участников проекта (как тех, кто непосредственно работает по проекту, так и тех, кто на него может как-то повлиять) с указанием имени, должности, роли и контактных данных. Когда в проекте больше 80 человек, иметь в одном месте все телефоны и мэйлы – бесценно. Для себя крайне желательно провести анализ всех участников на предмет влияния, возможности сделать вашему проекту сильно хорошо или сильно плохо, заинтересованности, стратегии взаимодействия и проч. (об этом мы еще поговорим), но в план коммуникаций это включать ни в коем случае нельзя.
  2. Основные принципы коммуникации. Если соблюдение субординации – это ценность для вас, и в проекте это важно, то план – то самое место, где это нужно написать. В основные принципы коммуникации включаются те нормы и правила поведения, которые должны соблюдать команда для эффективной работы по проекту. Например, совещания начинаются ровно в указанное время (или, наоборот, не начинаются, пока все участники не соберутся). Или «на совещаниях по телефону не разговариваем». Включайте сюда только те пункты, соблюдение которых вы можете обеспечить. Например, очень плохая идея – установить правило «нет телефону на встречах», а самому все равно хвататься за смартфон при звонке спонсора (или жены), объясняя всем с большими глазами «ну это же спонсор!».
  3. Используемые способы связи. Тут нужно перечислить, какие группы заинтересованных лиц какие каналы связи используют, а также убедиться, что они их действительно используют. Например, очень легко написать «мэйл» для заказчика (а что, он же у него есть), а потом через полгода узнать, что у него почту разбирает секретарша, и он ни одного вашего письма не видел. Типовой набор – корпоративный и мобильный номер телефона, система обмена сообщениями типа Lynс или Skype, электронная почта, системы видеоконференций, личные встречи и проч. В последнее время в планах все чаще появляются такие вещи как WhatsApp или Viber.
  4. Табличка с перечнем плановых коммуникаций, включающая группу или перечень заинтересованных лиц, ответственного, регулярность, способ связи, содержание коммуникации, требования к коммуникации. Например:
Участники Ответственный Тип Регулярность Содержание Требования Комментарий
17 Группа «Руководители всех подразделений внутри контрактного департамента» Руководитель проекта Созвон по Skype 1 раз в 2 недели, 30 минут 1. Ознакомление с ходом проекта

2. Ознакомление с перечнем планируемых контрактов по проекту в ближайший месяц

3. Обсуждение хода уже заключенных контрактов

1. За 2 дня до созвона высылается повторное приглашение-напоминание

2. По итогам руководитель проекта готовит протокол

Петров П.П., Руководитель закупок материалов по РФ, отсутствует с 1 по 5 число каждого месяца (в командировке), в случае если созвон попадает на эту дату необходимо приглашать его заместителя Авдееву А.А.
18 Все участники проекта Администратор проекта Рассылка по email Раз в месяц Презентация с информацией о ходе проекта Используется такой-то шаблон

В примере перечислена коммуникация типа «push» (мы практически «насильно» доносим информацию), но в этой же таблице можно указывать коммуникацию типа «pull» (участник сам отвечает за получение информации, например, зайти раз в неделю и посмотреть обновления списка задач на корпоративном портале).

Процесс согласования документов и решений по проекту, вовлекающий больше 1 заинтересованного лица и не отраженный в специфичных планах (план управления сроками или бюджетом, например). Например, если нужно решить только по срокам – согласуем с Заказчиком (остальных просто ставим в известность), если по деньгам – только со Спонсором, если надо выбрать «быстро и дорого» или «медленно и дешево» – собираем встречу с такими-то участниками. Часто делает тоже в виде таблички, очень похожей на предыдущую.

  1. Процесс эскалации. Как, кому и в каких случаях мы «жалуемся»?
  2. Процесс контроля и пересмотра плана. Как часто и как мы будем оценивать, работает ли наш план? Кто это будет делать? Что будем делать, если не работает? О том, как контролировать использование плана коммуникаций и отдачу от него, мы поговорим в другой раз.

Это минимальный набор пунктов, но план может расти и дополняться в зависимости от того, насколько сложна коммуникация в вашем проекте. Если в нем задействовано 5 команд из разных стран, люди постоянно ездят в командировки или есть необходимость четко регламентировать совместную работу над проектными документами – все это тоже включается в документ. Вот тут можно , в котором все эти нюансы уже учтены.

Иногда план коммуникаций «бьют» на несколько для разных групп заинтересованных лиц, чтобы его было проще согласовать, с моей точки зрения это имеет смысл при 50+ участниках проекта. Основное правило тут – степень зарегулированности плана должна быть пропорциональна рискам его неисполнения и как-то коррелировать с количеством участников и объемом проекта Именно из-за ситуаций, когда на проект из 10 человек пишется план на 15 страниц, регламентирующий, сколько раз в неделю они вместе пьют кофе, и бытует мнение, что «управление проектами – это про бессмысленные бумажки».

Также важно помнить, что в подготовка плана управления коммуникациями включает в себя описание того, как вы будете управлять ожиданиями заинтересованных лиц, но в сам план, который вы будете согласовывать, это не выносится. Управление ожиданиями – отдельная большая тема, обсудим ее отдельно.

Как всегда, ниже дежурный пример плана коммуникаций для проекта «ремонт дома», чтобы стало понятнее.

Исходим из того, что руководитель проекта я.

  1. Перечень участников – я, муж, родители, у которых мы пока живем, ЖЭК, прораб, соседи.
  2. Принципы: друг друга уважаем, матом не ругаемся, на назначенные встречи ходим вовремя. Обратите внимание, что «матом не ругаемся» распространяется только на проектную команду, кто и как ругается у прораба во время работы, когда нас там нет – нам все равно.
  3. Способы связи – я, муж, прораб – мобильный телефон, мэйл, личные встречи, родители – мобильный телефон и личные встречи, соседи – личные встречи (походы «ножками» к ним), ЖЭК – стационарный телефон и мэйл.
  4. Перечень коммуникаций:
Участники Ответственный Тип Регулярность Содержание Требования

Без хорошо отлаженного взаимодействия заинтересованных сторон все усилия по реализации проекта, тем более такого, в котором задействовано большое количество людей или даже компаний, могут оказаться тщетными.

«Меньше разговоров, больше дела!» - девиз многих деловых людей. Однако на практике зачастую оказывается, что без хорошо отлаженного взаимодействия заинтересованных сторон все усилия по реализации проекта, тем более такого, в котором задействовано большое количество людей или даже компаний, могут оказаться тщетными.

Эффективные коммуникации могут намного повысить вероятность успешного завершения любого проекта. Это касается как общения «внутри» команды, так и представления проекта руководству, будущим пользователям продукта или прессе. Положительного эффекта можно добиться еще на стадии инициации. Распространение информации о проекте, разъяснение его целей и значения позволяет на ранних стадиях выявить сторонников и противников предстоящих изменений. На практике это значительно облегчает работу менеджера проекта в будущем, при наборе команды проекта или при составлении плана коммуникаций.

При помощи этих нехитрых, но необходимых действий можно значительно сократить подготовительный этап проекта. Нередко подготовка занимает столько же времени, сколько длится весь последующий проект. Это происходит из-за несогласованности интересов сторон, недооценки значения проекта или нечеткого понимания планируемых результатов. Например, план важного для организации проекта внедрения системы электронного документооборота занимал около 60 страниц. В связи с этим у руководства ушло полтора месяца на его согласование, хотя предполагалось, что работы по проекту начнутся через неделю. Из-за возникшего отставания пришлось пересматривать график финансирования проекта, что повлекло за собой задержку еще в две недели. В результате этих проволочек вместо ожидаемых результатов в текущем году система была внедрена только на следующий год. Между тем 30-минутная общая презентация проекта для руководства могла бы ликвидировать риск серьезного отставания уже на начальном этапе работ, и проект завершился бы успешно в запланированные сроки. При помощи продуманной внешней PR-кампании проекта также можно добиться неплохих результатов еще до начала каких-либо работ. Во-первых, популяризуя информацию о проекте в СМИ, компания поддерживает имидж динамично развивающейся структуры. Во-вторых, предварительное информирование готовит клиентов и сотрудников к предстоящим изменениям. Это одновременно и форма заботы о пользователях, и способ их удержания. Например, клиенты некой страховой компании недовольны качеством обслуживания и не намерены продлевать отношения с ней. При появлении информации о том, что компания в скором времени собирается внедрить систему управления взаимоотношениями с клиентами, часть сомневающихся, возможно, удастся удержать. Так, при помощи одного лишь продуманного плана коммуникаций компания может получать реальную выгоду уже на этапе инициации и ведения проекта.

Планирование коммуникаций

Структура и форма коммуникаций обязательно должны быть определены и согласованы заинтересованными сторонами.

Конкретное содержание плана управления коммуникациями зависит от условий и ограничений каждого проекта. Он может быть официальным или неофициальным, подробным или обобщенным в зависимости от потребностей проекта.

Для начала следует определить потребности участников проекта в коммуникации и информации и подходящие средства удовлетворения этих потребностей. «Руководство к своду знаний по управлению проектами» (PMBOK) международного института управления проектами PMI рекомендует менеджеру проекта рассчитать количество потенциальных каналов коммуникации для того, чтобы оценить степень сложности коммуникаций проекта. Общее количество каналов коммуникации равно n(n-1)/2, где n - количество участников проекта. Таким образом, например, для десяти участников, число потенциальных каналов коммуникации будет равно 45. Следовательно, ключевым элементом в планировании коммуникаций проекта является определение того, кто с кем будет взаимодействовать, кто какую информацию будет получать, и наложение соответствующих ограничений.

Однако излишние ограничения могут пагубно сказаться на ходе проекта. К примеру, проект, в котором работы ведутся двумя организациями на субподряде. Обе компании обладают жесткой функциональной структурой, поэтому взаимодействие между непосредственными исполнителями - техническими экспертами - осуществляется только через руководителей от каждой организации, что очень затрудняет решение даже мелких оперативных вопросов. Любая проблема может быть решена только через эскалацию начальству с последующим обсуждением на уровне руководителей проекта от каждой компании, и лишь затем разработчики получают решение. При такой модели взаимодействия отставание по срокам неминуемо. Поэтому для повышения эффективности коммуникаций необходимо создать временную рабочую группу из технических специалистов обеих компаний, что позволит вырабатывать консолидированные решения и выносить их на утверждение управляющему комитету проекта. Темпы планирования и исполнения проекта в таком случае повышаются в семь раз!

На одном языке

В ряду важнейших задач, которые помогает решить план управления коммуникациями, стоит создание специфической терминологии проекта, используемой всеми участниками. Составление такого глоссария способно значительно упростить общение и улучшить понимание в команде.

В крупном холдинге перед инициацией масштабного проекта по созданию системы управления качеством была проведена встреча представителей управляющей компании со специалистами дочерних производственных компаний. На ней было принято решение отложить инициацию проекта на некоторое время в связи с тем, что не был четко идентифицирован заказчик. Встреча оказалась плодотворной во многом благодаря тому, что финансисты из управляющей компании и технические специалисты из дочерних предприятий могли свободно общаться, используя единую проектную терминологию. Все присутствующие одинаково понимали роль заказчика в проекте и его функций. Это стало возможным потому, что компания, применяющая в работе передовые методы управления, предварительно провела серию семинаров по управлению проектами, что позволило выработать общее для всех участников видение процесса и усвоить словарь терминов.

Также план управления коммуникациями проекта должен содержать стратегию внутренней и внешней PR-кампании проекта и формализовать общение с заказчиком.

Результат и сроки проекта

Отчетность по исполнению, ее формы, адресаты и периодичность предоставления должны быть зафиксированы в плане коммуникаций. В отчетности целесообразно предоставлять информацию о состоянии и прогрессе проекта со степенью детализации, требуемой для данного участника проекта, согласно плану управления коммуникациями. Представленная в такой форме информация позволяет прогнозировать результат проекта.

Планирование коммуникаций также помогает, например, реалистично оценить сроки исполнения проекта. Зафиксированная в плане процедура согласования документов снижает риск затягивания обсуждения и утверждения документов.

При проведении проекта по внедрению одной из подсистем OSS в крупной телекоммуникационной компании пришлось сократить сроки согласования документов до двух дней. При этом стандартная корпоративная процедура согласования занимала две недели. Если бы двухдневный срок не был оговорен в плане коммуникаций, проект общей протяженностью девять месяцев мог бы продлиться на пять месяцев дольше.

Расчет и строгое соблюдение оговоренных сроков согласования документов особенно важны в проектах, протекающих в условиях дефицита времени, где разработка проектных документов находится на так называемом «критическом пути», то есть задержки в их оформлении влияют на дату завершения исполнения проекта.

Актуализация

Непосредственно во время работы над проектом и после его завершения должен проводиться анализ накопленной информации. Эти знания полезны как в данном, так и в последующих проектах компании. Зачастую уроки, извлеченные из опыта ведения одного проекта, становятся причиной обновления правил управления рисками или общих процедур в компании. Отчет в виде «извлеченных уроков» позволяет сделать опыт и знания отдельного менеджера проекта опытом и знаниями всей компании.

Составление плана коммуникаций не является одноразовым действием. Он должен быть обновлен при появлении тех или иных замечаний сторон, в том числе и пользователей. Поддержание плана коммуникаций в актуальном состоянии, а главное, следование этому плану помогает корректировать активы организационного процесса и план управления проектом, то есть те инструменты, которые непосредственно влияют на выполнение работ проекта.

Однако даже самый блестяще составленный план коммуникаций не воплощается на практике полностью. В разделе PMBOK версии 2000 года, посвященного вопросам коммуникаций в проекте, были описаны только три процесса управления коммуникациями: планирование коммуникаций, распространение информации и отчетность по исполнению проекта.

В обновленной версии PMBOK 2004 года к ним добавился процесс управления участниками проекта (Manage Stakeholders). Сутью этого процесса является удовлетворение требований участников проекта и решение возникающих проблем. Как показывает опыт, именно на взаимодействие с различными заинтересованными сторонами руководитель проекта тратит большую часть своих сил и времени.

Если проект подвержен изменениям, могут понадобиться встречи или иные формы общения, не предусмотренные планом коммуникаций. Например, в промежутках между оговоренными в плане сроками обмена информацией может возникнуть необходимость внести какие-либо корректировки в работы либо в проекте есть заинтересованные стороны, не участвующие в регулярных обсуждениях текущего состояния дел. В этих случаях стоит поддерживать постоянный контакт с участниками проекта при помощи неформального общения, личных встреч. Это помогает постоянно получать актуальную информацию, а самое главное - обеспечивает обратную связь, то есть дает возможность представлять себе реальное положение дел, потребности участников и их уровень понимания поставленных задач.

При отставании в сроках, наличии каких-либо других серьезных угроз успешному завершению проекта возникает потребность в увеличении интенсивности коммуникаций, и предусмотренных планом возможностей может быть далеко не достаточно для дальнейшего управления работами.

Просмотры: 5 957




Top