Проект картина из шерсти. Методическая разработка «Рисуем шерстью

Шерсть - невероятно теплый материал. Мало того, что он греет в прямом смысле, так и вещицы из него несут в себе всю теплоту рук и вложенной доброты.

Для картин, выкладываемых из шерсти, в основном, используется гребенная лента. Техника, в которой я работаю - « Живопись шерстью» - названа так потому, что от классической живописи ее мало что отличает: те же яркие цвета, те же плавные переходы цвета, тот же объём реального мира, присутствующий на картине, возможность передачи фактуры предмета, светотени. Необычен только материал - крашеная овечья шерсть.

Я беру шерсть непосредственно руками, не используя никаких приспособлений и, превратив ее в своих руках в нужный мне мазок, кладу на картину. Из инструментов я использую только ножницы, поскольку порой они просто незаменимы, например, чтобы создать эффект мазка кисти или ровный контур предмета. Никаких других посредников между материалом и мной нет.

Написание картины может продолжаться день, а может несколько недель, это зависит от размера и сложности работы. При повторении картины я могу использовать другие приемы, не те, что применяла в первый раз, а такие, которые соответствовали бы моему настроению. Отсюда и получается, что каждая картина уникальна, неповторима, и у каждой есть своя энергетика...

В первые я увидела живописи шерстью в интернете и, купив десяток основных цветов, я решила попробовать.

В основе этой техники лежит естественная способность шерсти сваливаться, без этого многочисленные слои из волокон цветной овечьей шерсти, которые образуют изображение, не смогли бы составить единое живописное полотно. Слой за слоем получается изображение, которое прижимается стеклом и обрамляется.

Представляю на фестиваль свои картины.

« Зимнее настроение»

« Весенний ля-мур »

« Красота бывает опасной »

Для работы мне не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только шерсть, рамка для фотографий со стеклом и желание творить. В качестве сюжета использую любые картинки, фотографии, открытки и свое воображение.

Материалы и инструменты:

  • Рамка со стеклом.
  • Шерсть разных цветов.
  • Ножницы.
  • Пинцет (для выкладывания мелких деталей переднего плана).
  • Ткань с небольшим ворсом, для подложки.

Источники :

  • www.youtube.com/watch?v=HM-52fuWVV0
  • vk.com/club59918344‎
  • www.liveinternet.ru/tags/картины+из+шерсти/‎‎

МОУ ДОД Центр детского творчества

Каменского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дыхание весны»

в технике сухого валяния шерсти

Выполнила Опейкина Мария, 14 лет

Объединение «Варенька»

МОУ ООШ с. Варваровка Каменского района Пензенской области

Выбор темы проекта

Картина «Дыхание весны» создана из шерсти в технике сухого валяния в рамках основного исследовательского проекта «Валяние шерсти. История или современность?»

Мы работаем с шерстью, поэтому нам интересно научиться разным видам валяния шерсти, в том числе и освоить «шерстяную акварель ». Посмотрели мастер-классы в Интернете по этой теме.

Просмотрели множество рисунков, фотографий цветов, нам понравилась картина с махровыми тюльпанами своей красочностью. Попробовали воспроизвести свои впечатления от картины, выложив цветы шерстью.

Цели:

· изготовить картину для оформления интерьера;

· познакомиться с историей появления валяния;

· закрепить знания и умения по изготовлению валяного изделия.

Задачи

· сформировать навыки качественного валяния в процессе изготовления картины;

· развивать творческие способности на занятиях объединения дополнительного образования через организацию проектной деятельности ;

· развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Оборудование:

· ножницы;

· игла для фильцевания тонкая № 40.

Материалы:

· гребённая лента из натуральной шерсти для сухого и мокрого валяния разных цветов;

· ткань фланелевая 25х30 см;

· деревянная рамка.

История ручного валяния

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия , в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы и оборудование для валяния

Иглы для сухого валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом.

Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Расходные материалы - шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

https://pandia.ru/text/77/515/images/image004.jpg" width="222" height="175 src=">

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити и волокно.

Картина сухим способом

Для изготовления картины нам понадобится рисунок для воспроизведения или хотя бы эскиз. Подбираем шерсть соответствующих цветов.

На куске фланели требуемого для картины размера выкладываем фон.

Отрывая от ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладываем из них фон. Пряди должны перекрывать друг друга – за счет этого получаются смешение красок и плавные переходы от цвета к цвету.

Выложив фон, раскладываем отдельные детали, приваливая их немного иголкой на губке, если требуется.

Когда картина готова, выложены все детали рисунка, накрываем её стеклом и осторожно переворачиваем, вкладываем в рамку, обрезаем выступающие края шерсти, закрепляем заднюю стенку рамки. Чтобы шерсть не выдёргивалась, заклеиваем полоской бумаги стыки рамки и задней стенки.

Выкладываем фон белой шерстью, предварительно прикрепив белую ткань на картон по размеру картины.

Главное управление образования мэрии г. Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 199»

Первые шаги в науку

Научно-исследовательская работа

«Коллекция картин, созданных в технике живописи шерстью как результат изучения жанра декоративно-прикладного искусства»

Направление: декоративно – прикладное искусство

Работу выполнила:

Киреева Мария

ученица 4 класса

Руководитель проекта:

учитель Грибовская Т. Н.

Г. Новосибирск

2016

Содержание

Введение 3

Глава 1 Специфика изобразительного жанра живописи шерстью 5

    1. История возникновения живописи шерстью 5

      Жанры живописи шерстью 6

1.3.Колорит картины 7

1.4. Основные способы живописи шерстью 8

Глава 2 Использование специфических особенностей жанра в собственных работах живописи шерстью 10

2.1. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с шерстью и инструментами 10

2.2. Создание алгоритма создания картины из шерсти 11

2.3. Создание собственной коллекции картин из шерсти 11

2.4. Живопись шерстью как средство формирования эстетического вкуса учащихся 15

Заключение 17

Словарь основных понятий 18

Список использованной литературы 19

Введение

Валяние из шерсти - один из самых распространенных видов народного искусства. Первоначально валяние из шерсти применялось только для пошива одежды, изготовления обуви (яркий пример - валенки), изготовления предметов интерьера (одеяла, покрывала и тому подобное). Со временем этот вид рукоделия постепенно приобрел дополнительное применение - декоративное.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Инструментами при создании живописных полотен, независимо от уровня цивилизации, являлись человеческие руки и вода. По мере развития роли искусства в жизни человека появилось новое направление в создании картин – уже без использования воды. Тематика картин из шерсти всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека. С глубокой древности картины из шерсти неотступно присутствуют в убранстве жилища, используются в украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила, не сделала изделия из шерсти «пережитком прошлого», а, напротив, придала им ценность, значимость и актуальность во все времена.

История валяния из шерсти берет свое начало с древних времен, когда первобытные люди одомашнили мелкий рогатый скот.

Мы живем в динамичном и прогрессивном мире. Но даже в таком потоке новой информации есть противоречивость некоторых знаний и представлений.

Пословица гласит: «Без прошлого нет будущего». В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания мы обращаем свой взор к истории, к народным традициям. По-моему мнению, именно к таким ценностям относится нестареющее художественное мышление наших предков, отображенное в народном искусстве живописи шерстью.

Для формирования эстетических чувств и духовно-нравственных качеств молодого поколения необходимо изучить первоосновы народной и древней эстетики.

Вся женская половина в нашей семье увлечена искусством выкладывания картин из шерсти. В нашем доме бережно хранят готовые картины. Некоторое время назад моя мама обучила меня этому ремеслу, и я с удовольствием занимаюсь этой работой. Я очень хочу, чтобы в нашем интерьере нашли свое место картины из шерсти. Такие вещи приносят в дом атмосферу уюта и покоя. По моему мнению, созданные своими руками картины являются отличным подарком близким людям, так как в них вложена частичка души дарящего.

Тема: Коллекция картин, созданных в технике «Живопись шерстью», как результат изучения жанра декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования : живопись шерстью как жанр декоративно-прикладного искусства

Предмет исследования: алгоритм живописи шерстью

Цель: создание коллекции картин, выложенных из шерсти

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

    Изучить историю декоративно-прикладного жанра картин из шерсти

    Установить основные техники живописи шерстью

    Составить алгоритм создания картины из шерсти

    Создать собственную коллекцию картин из шерсти.

    Выявить влияние процесса создания картин из шерсти на формирование эстетического вкуса и духовное совершенствование автора.

Гипотеза: если выявить алгоритм создания картины из шерсти, то процесс создания собственных работ будет идти более продуктивно, что в свою очередь, приведет к формированию эстетического вкуса, духовному совершенствованию и творческой активности автора.

Методы исследования:

    Анализ

    Сопоставление

    Обобщение

    Наблюдение

    Социальный опрос

Практическая значимость работы заключается в исследовании и анализе жанра декоративно-прикладного искусства-живописи шерстью, что может стать материалом для уроков трудового обучения в начальной школе.

1 глава Специфика изобразительного жанра живописи шерстью

1. 1. История возникновения живописи шерстью.

История возникновения живописи шерстью уходит далеко вглубь веков.

История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.

Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника создания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.

Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.

Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.

Постепенно мастера научились украшать изделия из войлока цветными прядями шерсти, создавая первые узоры. Основные мотивы узоров: ромбы, треугольники, зубчатые полосы, ромбические цепи, фигуры в форме бараньих рогов, s-образные фигуры и др. Постепенно появлялись узоры в виде трав, цветов, пейзажей. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.

При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

Таким образом, можно установить, что рукоделие, как вид декоративно-прикладного искусства, формировалось с эпохи первобытного строя до сегодняшнего времени.

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. В это время были выведены новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить более нежные цветные пряди. Рудольф Штайнер догадался, что и з шерсти можно не только валять, но и рисовать, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка - это как мазок кистью. Именно с этого времени умельцы стали создавать не только украшенные изделия, применяемые в домашнем обиходе, но и картины, в которых нежные цветные пряди шерсти выполняют роль акварельных мазков кисти художника. Рисунки из шерсти получаются реалистичными за счет того, что даже окрашенная шерсть не имеет диких цветов, как, например, синтетические волокна. Вы спросите, как же будет держаться такой рисунок; все очень просто, шерстяная картина накрывается стеклом, которое защитить от смещения рисунка, пыли и т.д.

1. 2. Жанры живописи шерстью

Возникнув в древности, искусство живописи на протяжении многих веков совершенствовалось. Живопись шерстью - это изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.

Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. В древнем мире изображения животных были символичны. Например, Сфинкс – олицетворение единства животного и человека. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Портрет – от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры.

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской)

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Сказочно-мифологический – жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственных жанров.

1.3. Колорит картины

Важную роль в создании картин из шерсти, как и в других видах творчества, имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов

Приведем пример наиболее сочетаемых цветов:

Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Цветовой круг представляет замкнутую ленту спектра. На концах диаметра 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Между чистыми цветами расположены промежуточные (переходные) цвета. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. Но существует способ согласования контрастных цветов.

Синий-

коричневый

Фиолето

Желтый-

Зеленый-

кремовый

Делаем вывод, что при создании картины необходимо учитывать колорит рисунка. Необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Выкладывая картины, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки.

1.4.Основные способы живописи шерстью

Живопись шерстью – это создание картины методом послойного выкладывания шерсти. Существует два способа живописи шерстью – мокрый и сухой.

Сухой способ

Шерсть слоями

выкладывается на

тканевую основу. Когда

выложен фон, можно

приступить к выкладке

рисунка, используя

различные техники:

скручивание, рубка шерсти

и т.д. Готовая

картина накрывается стеклом

и вставляется в рамку.

Мокрый способ

Выложенная слоями на

целлофановой плёнке

шерстяная картина

смачивается мыльным

раствором, активно

и аккуратно растирается

руками до создания

однородного войлочного

полотна. Готовое полотно

стирается, сушится и

вставляется в рамку.




Основные приёмы при создании картины:


Выкладывание фона картины - вытягивание прядей из гребенной ленты

Резка ножницами прядей шерсти – для создания мелких деталей картины

Скручивание жгута – для создания линий

Выкладывание пинцетом стриженых прядей- для создания тонких оттенков картины

Глава 2 Использование специфических особенностей жанра в собственных работах живописи шерстью.

2. 1. Правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования при работе с шерстью.

Работа с шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Кропотливую работу с прядями шерсти можно сравнить с работой за компьютером, значит надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и расслабить мышцы. Очень важно хорошее освещение при работе. Лучше всего оборудовать рабочее место у окна. Необходимо следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков, которые могут спровоцировать «разлетание» прядей шерсти. В темное время суток обязательно используют настольную лампу. Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус нужно держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги необходимо поставить на что-нибудь твердое.

Правила техники безопасности

1. Перед началом работы вымыть руки, чтобы не испачкать изделие.

2. Осторожно пользоваться инструментами.

3. Не брать в рот ножницы, пряди шерсти, пинцет.

4. Следить за тем, чтобы стекло, которым периодически прижимают создаваемую картину, всегда находилось в безопасном месте.

Из вышесказанного следует, что процесс создания картин из шерсти требует соблюдения комплекса мер по охране здоровья. Следует заранее оборудовать рабочее место, создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Необходимо беречь зрение и осанку. Во время работы важно делать перерывы для снятия утомления. Занятие рукоделием должно благотворно воздействовать на психологическое состояние человека.

2.2. Создание алгоритма создания картины из шерсти сухим способом

1.Определить жанр работы

2. Выбрать формат картины

3. Подготовить необходимые инструменты

4. Определить последовательность выкладывания слоёв картины. Начинать следует с выкладывания основного фона картины.

5. Выкладывая основной рисунок и мелкие детали картины, необходимо периодически прикладывать стекло к создаваемому полотну. Неудавшиеся детали можно заменять.

6. Соблюдай технику безопасности при работе с инструментами.

7. При занятии рукоделием руки должны быть чистыми

8.Окончание работы.

9. Разместить в рамке готовую картину, прижатую стеклом.

Таким образом, руководствуясь алгоритмом можно организовать последовательную работу.

2.3. Создание собственной коллекции картин, созданных в технике «Живопись шерстью».

В наши дни увлечение рукоделием переживает второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Выложенные из шерсти картины неординарны и привлекательны. Живопись шерстью предоставляет безграничные возможности для создания собственной коллекции. Автор воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Темы моих будущих картин формировались под воздействием моих интересов, предпочтений. Поводом были разные события: дни рождения близких мне людей, наблюдение за поведением птиц и животных, поездка к родственникам, объекты природы. Коллекцию составляют следующие картины:

Жанр «Анимация»

«Беззаботные синички»

Птичка-синичка по лесу летала.

С ветки на ветку, птичка порхала

И щебетала, и распевала,

А до других, было дела ей мало.

Вот бы такой мне птичкою быть,

Чтобы не чем себя не грузить,

Знаю, несбыточна эта мечта

И от того, так желанна она.

Мне захотелось в данной работе изобразить игривый и задорный характер беззаботных синичек, радующихся солнышку. Картину с таким жизнерадостным сюжетом в жанре «анимация» можно представить в виде подарка ребенку. Тона этой картины светлые и тёплые.

«Снегири»

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.


Я увидела снегирей за окошком прошлой зимой и поразилась яркой окраске этих птичек. От папы я узнала, что у этих птиц есть удивительная особенность, которую не мешало бы приобрести людям: если одна птичка из стаи снегирей попадает в ловушку, то все другие спешат ей на помощь. Мне захотелось изобразить этих маленьких героев на своей картине. А поскольку снегири гнездятся в основном в хвойных лесах, то я изобразила их на ветке сосны, припорошенной снегом.

«Тигренок»

Как мне нравятся тигрёнок, Все в полосочку котёнок, И повадки, как у кошки, Только дикий он немножко.

Тигры – удивительные создания! Несмотря на то, что они хищники, а не травоядные (я смотрела про них передачу по телевидению). Именно поэтому в моей картине он такой храбрый, с красивой шерстью.

« з айка »

Зайка Митька, хоть и мал,
Но находчив и удал.
Пошалил на грядке ловко -
Проредил с утра морковку.
Вырвал свеклу с корешками,
Брюкву разложил рядами...
Где росла вчера капуста,
Стало вмиг на грядке пусто.
Вот такой он - удалец.
Этот маленький хитрец.

Мама в детстве часто читала мне стихотворения про зайчат. По мотивам этих стихотворений и создана эта картина. В этой картине сочетание светлых и ярких тонов. Поэтому она такая жизнерадостная.

Жанр «Пейзаж»

«Маки в поле»

Не знаю краше ангельских цветов,

Которые зовутся красным маком...

Нежнее не встречала лепестков -

Блестящих, как покрытых лаком.

Их п у рпурные нежные головки

Над полем,словно маленькие флаги,

От ветра уклоняются так ловко

И грациозно, но полны отваги.

Яркие цветы всегда привлекают внимание человека и поднимают ему настроение. Мне захотелось, чтобы у моей бабушки всегда было на сердце светло и весело, и поэтому создала эту картину ей в подарок

«Ирисы»

Ирисы вновь распустились

Радугой нежных цветов.

Кажется, с неба спустились,

Из синевы облаков.

Утром в саду я встречаю

Радугу в брызгах росы.

С радостью вновь принимаю

Дивный подарок весны.

А эта картина подарена мной моей второй бабушке с пожеланиями хорошего настроения, поэтому она тоже выполнена в жизнерадостных тонах.

«Зимний пейзаж»

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Снеговик, снеговик
Жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него
И во мгле морозной
Оставляйте одного
Зимней ночью звездной.



Данные работы выполнены в технике «Живопись шерстью» сухим способом.

Каждую работу я начинала с создания основного фона картины путём вытягивания прядей шерсти из ленты и укладывания их на тканевую основу. Потом создавала рисунок на фоне, оттеняла нужными прядями. В ходе работы использовались все вышеперечисленные приёмы скручивания, стрижки и раскладывания. Готовые работы закрепили в рамки под стеклом.

2.4. Создание картин из шерсти как средство формирования эстетического вкуса учащихся

По моему мнению, живопись шерстью - несомненно полезное увлечение для современных детей. Процесс работы с шерстью имеет психологическое и физиологическое воздействие на состояние школьников.

Рукоделие прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Вырабатываются личностные качества: концентрация внимания, терпеливость, аккуратность.

По мере роста умения выкладывать из шерсти картины я заметила улучшение моторики рук, большую скоординированность движений. При изготовлении каждой последующей картины я обращаю внимание на ряд положительных моментов, характеризующий процесс рукоделия.

В первую очередь, это - радостное чувство гармонии, которое возникает при занятии любимым делом. Чувство рождается в творческом мышлении, когда образы картины начинают принимать явственные очертания, цветовую насыщенность по мере заполнения полотна. При изучении колорита я выявила, что гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Сама природа подарила нам такие цвета, нужно лишь умело применять красочные щедроты, свойства цвета, научиться распознавать оттенки. Здесь фантазия преподносит разные варианты картины, компонентные и цветовые импровизации.

Живопись шерстью открыло во мне дизайнерские способности. При желании картины можно вписать в интерьер комнат таким образом, что обстановка комнаты заиграет новыми красками, вызывая удивление гостей.

Все вышеперечисленные факторы составляют предпосылки для формирования эстетического вкуса учащихся. Эстетический вкус - это глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности; система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности. Люди, обладающие эстетическим вкусом, не следуют слепо за модой, если модные аксессуары не выражают их индивидуальные особенности. В формировании и развитии эстетического вкуса большую роль имеет рукоделие.

Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлено творчество. Мастер ощущает чувство радости, удовлетворение, гордости от созерцания выполненной работы. На основе практики создания картин развивается чувство цвета, формы и их соотношения. Эстетическое отношение к действительности проявляется в выборе цвета, фасона одежды. При оформлении интерьера собственного дома люди также руководствуются эстетическими чувствами.

Во-вторых, в процессе труда человек овладевает способом отбора различных приемов, техник, стилистических находок и открытий, которые являются частью декоративно - прикладного искусства многих поколений людей.

В-третьих, первые шаги в области рукоделия могут привести к зрелым авторским работам мастера. Эстетический вкус формируется на протяжении всей жизни человека. По моему мнению, важно как можно раньше знакомить учащихся с богатством опыта, накопленным человечеством в народном искусстве. Результаты труда всегда приносят творческое удовлетворение.

Итак, в процессе овладения живописи шерстью у детей формируется своеобразный набор ценностей: умение созерцать красоту природы, способность анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решение, умение учиться, умение планировать свою деятельность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Впоследствии они выражаются в поступках. Такое поступательное эстетическое развитие позволяет охарактеризовать учащихся как «воспитанные дети», то есть мыслящие и чувствующие, поступающие в соответствии с законами общества и природы.

Заключение

В начале работы были поставлены следующие задачи: изучить историю декоративно-прикладного жанра искусства живописи шерстью; выделить основные техники живописи шерстью; составить алгоритм создания картин из шерсти сухим способом; создать собственную коллекцию картин; выявить влияние процесса работы с шерстью на формирование эстетического вкуса и духовное совершенствование автора.

Живопись шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Рукоделие, как вид декоративно-прикладного искусства, формировалось с эпохи первобытного строя до наших дней. Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер. Живопись шерстью выполнялась двумя способами – мокрым и сухим. Основные приёмы – вытягивание, резка, скручивание, выкладывание пинцетом.

Основные жанры живописи шерстью – анималистика, портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-мифологический жанр.

Важную роль в живописи шерстью имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Создавая картину, следует прежде всего определить её основной цвет, а затем искать остальные оттенки.

Живопись шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Для сохранения зрения и осанки нужно оборудовать рабочее место: создать хорошее освещение, приготовить соответствующие инструменты. Материалы и инструменты для создания картины из шерсти: рамка, шерсть, ткань, ножницы, пинцет.

Чтобы процесс работы был нетрудоемким по организации для начинающих рукодельниц, предлагаем алгоритм создания картин в технике «Живопись шерстью» сухим способом.

Умение создавать картины из шерсти передается от старших к младшим, наша семья не является исключением.

Темы собственных картин определялись моими интересами и предпочтениями. Готовые работы были закреплены в рамки под стеклом.

В процессе создания коллекции картин я получила эстетическое удовольствие. Проведя за картинами много дней, я еще раз убедилась в необходимости развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля.

Из этого следует, что создание картин из шерсти развивает и мобилизует полезные умения и способности. Сочетание хобби, творчества и труда в деятельности является оптимальным для формирования эстетического вкуса и духовного совершенствования школьников.

Словарь основных понятий

Живопись шерстью - особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или ниток, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.

Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов, подчиненное общему тону.

Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья.

Эстетический вкус - это глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности; система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

Список использованной литературы

    "Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти"

Преображенская Вера Николаевна, Издательство: Рипол-Классик, 2012г.

    «Страна мастеров.Ру»: «Шерстяная акварель» Буянкова Е.В.

    Возрождение традиций. Уроки мастерства. Ди ван Никерк Изд.»Кристина»,2007г.

    Золотая библиотека увлечений. Изд. АСТ-Пресс Книга, 2010г.

    Рукоделие. Дженни Бредфорд, Изд. Мой мир, 2007г.

    Шаг за шагом. Изд. Хаверст, 2010г.

Любовь Сеслова
Творческий проект в подготовительной группе «Картинка из окна. Рисование шерстью»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 общеразвивающего вида» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края.

Творческий проект

в подготовительной группе

Картинка из окна

(Рисование шерстью )

2017-2018 г. г.

Актуальность

Современный мир выдвигает перед дошкольным образованием на передний план помимо охраны и укрепления физического и психического здоровья - развитие способностей и творческого потенциала детей . Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел . Изучая и осваивая различные техники рисования , ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования .

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников. Одной из таких техник является «Шерстяная акварель » .

«Шерстяная акварель » - это целиком и полностью творческий процесс . Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать , материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие.

«Теплые» картины способствуют развитию у детей творчества , пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть , флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я» , раскрыть в себе еще один родничок творчества . Работая над такими картинами , ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (щипание, вытягивание, скручивание - жгутик, а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.

Мотивацией успешности в «шерстяной акварели » является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.

Актуальность работы с шерстью в том , что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление , выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей , их художественный вкус. Знакомит детей с секретами создания работ, используя шерсть . Применяя технику работы с шерстью , можно создать целые картины творчества детей . Работы детей могут использоваться в оформлении групп , поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям и позволяет развивать творческие задатки дошкольников.

Актуальность темы определена следующей проблемой :

1. Для детей. Можно ли из шерсти рисовать картину ?

2. Для воспитателя. Обучение в детском саду требует достаточно сформированного уровня воображения : ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым предвосхищению возможных изменений посредством «шерстяной акварели » .

Цель : формирование творческих способностей , образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели » , как нового способа художественного творчества .

Задачи :

Развивающие :

1. развивать у детей творческие способности , наглядно- образное мышление, фантазию, познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;

2. развивать мелкую моторику рук;

3. развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.

Воспитательные :

1. воспитывать эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы, желание порадовать близких своей работой;

Обучающие :

1. формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть ) и инструментами (ножницы, пинцет) ;

2. обучать при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание, настригание) ;

Участники проекта :

Дети подготовительной группы , воспитатель, родители.

Ожидаемые результаты :

Умеют работать с шерстью , создавать несложные композиции;

Знают что такое «шерстяная акварель » ;

Этапы реализации проекта :

1 этап- подготовительный

Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу

Изучение литературы

Подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана)

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2 этап- основной

1. Развивать художественно- творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему НОД.

2. В ходе НОД используются следующие методы и приёмы : беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

4. На занятиях по рисованию познакомить детей с шерстью , методы ее получения, с предметами из шерсти .

3 этап- завершающий

1. Выявить уровень художественно- творческих способностей детей , выработанный в ходе НОД нетрадиционными техниками и живописными материалами.

2. Презентация проекта на различных уровнях.

Фотографии занятий;

Работы детей;

Модели занятий;

Мульдимедийная презентация.

1. Разработка проекта (сентябрь) .

Подбор художественной литературы.

Подбор пособий для работы с детьми.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта .

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

2. Внедрение проекта (сентябрь-май 2017-2018 учебный год)

Консультации для родителей по нетрадиционной технике рисования- шерстью .

Беседы, наблюдения на прогулке с детьми за изменением в природе.

Организованно-образовательная деятельность с детьми.

Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

Перспективное планирование.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Сентябрь : Что такое шерсть (знакомство с шерсть ) Изготовление картины «Школа светофора» (индивидуально к конкурсу)

Изготовление картины «Желтый аист» (индивидуально к конкурсу «IV Международный конкурс "Сказки народов России и мира глазами детей" (Сказки Китая)

Октябрь : Составление картины (индивидуально «Петрушка» , «Аленький цветочек» к конкурсу «Театральный калейдоскоп» )

Составление аппликации из шерсти «Рябина»

Ноябрь : изготовления панно «Окно времена года» (коллективная работа)

Выкладывание мини картинки «Каринка про елочку»

Декабрь : составление картины «Дружба снеговиков» (Олаф и Снеговик –почтовик к конкурсу «Снеговик Ко» индивидуально)

Выкладывание панно «Новогодняя елочка» (коллективная работа)

Январь : составление панно «Морозные узоры на окне» (коллективная работа»

Февраль : составление аппликации из шерсти «Зимний вечер»

Изготовление картин к конкурсу II Всероссийский / Международный конкурс «Зимняя карусель»

Март : составление панно «Песнь подснежников» (коллективная работа)

Изготовление подарочных открыток «Нежный цветочек»

Апрель : изготовления картины к конкурсу «Небесные просторы»

(индивидуальная работа)

Май : изготовления панно «Салют к Дню Победы» (коллективная работа)

Составление картин «Цветет черемуха»

Основными критериями оценки достигнутых результатов детей подготовительной группы являются :

самостоятельность работы;

освоение приёмов выполнения изделия в технике «шерстяная акварель » ;

осмысленность и аккуратность выполнения изделия.

По уровню освоения техники «шерстяная акварель » результаты достижений подразделяются на три уровня : сформирован - балла, на стадии формирования- 2 балла, не сформирован – 1 балл.

1. Виды изобразительного искусства (живопись, графика) и жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж) ребенок различает : 3 балла - свободно; 2 балла - испытывает трудности; 1 балл - часто затрудняется.

2. Разнообразные изобразительные средства (цвет, ритм, симметрию) ребенок : 3 балла - выбирает и использует самостоятельно; 2 балла - выбирает самостоятельно, но иногда требуется помощь взрослого; 1 балл - затрудняется выбирать, нуждается в указаниях взрослого.

3. Основными техническими приемами рисования шерстью

(вытягивание, выкладывание, сваливание, прокручивание, нарезание) ребенок : 3 балла - владеет и использует самостоятельно; 2 балла -владеет самостоятельно, но иногда требуется помощь взрослого; 1 балл - затрудняется, нуждается в указаниях взрослого.

4. Базовые формы (лепесток, нить, валик, шар) в создании композиций ребенок : 3 балла -использует самостоятельно; 2 балла - использует самостоятельно, но иногда требуется помощь взрослого; 1 балл - затрудняется, нуждается в указаниях взрослого.

5. Работа, выполненная ребенком в технике «Шерстяная акварель » , соответствует предварительному замыслу : 3 балла - почти всегда; 2 балла -иногда; 1 балл –редко.

6. Ребенок проявляет творчество , с удовольствием включается в выполнение творческих заданий

7. Ребенок способен дать адекватную оценку своей работе и работе сверстников : 3 балла - почти всегда; 2 балла -иногда; 1 балл-редко.

Используемая литература

1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М.:» Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду . Часть 2.- М.:» Издательство Скрипторий 2003», 2007.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду . Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб.: КАРО, 2008

4. Рукоделие. Н. Белова. Стильные фантазии. Картины из шерсти . 6,июль, 2012 г. 2. Фёдорова Александра,

5. Журналы :

«Лена рукоделия» №10/2015 ст. «Валяние из шерсти » Т. Анисимова

«DIANA» №1/2012 ст. «Веселая компания» Н. Гриц

6. Интернет :

http://community . livejournal. com/voilok_ru/




Top