Проект любимая сказка курочка ряба. Проект по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба

Семейный краткосрочный проект «Курочка Ряба»

Проект «Курочка Ряба»

Вид проекта: семейный краткосрочный (три недели).

Участники проекта: воспитатель 1 младшей группы, дети 1 младшей группы и их родители.

Возраст детей: 2-3 года.

Место проведения проекта: Группа детского сада.
Проблема, на решение которой направлен проект: привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Актуальность реализации проекта: Педагоги уделяют большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Учитываются возраст детей, их желания, характер самостоятельной игровой деятельности. Чтобы помочь детям чувствовать себя в детском саду более комфортно, мы решили привлечь родителей к оформлению приемной.
С раннего возраста детей знакомят с устным народным творчеством (потешками, сказками, прибаутками). Повысить интерес малышей и показать родителям их значимость в этом процессе, помогает принцип наглядности.
Цель проекта: Организация предметно-развивающей среды с участием родителей. Своими руками они создают наглядные пособия, дидактические игры к русской народной сказке «Курочка Ряба». Выставка работ в приемной, не только обогатит предметно-развивающую среду и порадует малышей, но и поможет родителям осознать свою роль в развитии познавательных интересов ребенка.

Задачи проекта:
Для детей:
Помочь детям чувствовать себя в детском саду более комфортно.
Поддерживать интерес к русской народной сказке с помощью наглядности и дидактических игр.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Расширять представления об окружающем мире.
Для педагогов:
Способствовать использованию метода проекта в работе с родителями.
Для родителей:
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Просветительская работа по теме «Роль семьи в воспитании ребенка».
Выставка творческих работ родителей.
Итоговое мероприятие проекта: Кукольный показ по русской народной сказке «Курочка Ряба»

Подготовительный этап.
- Подбор художественной литературы для чтения и заучивания;
- подбор игр соответствующих возрасту;
- обогащение предметно - развивающей среды;
- перспективное планирование работы;
- подготовка рекомендаций для родителей (обратить внимание на роль русской народной сказки в развитии детей раннего возраста; дать рекомендации по продуктивной деятельности: изготовить картину, пано, дидактическую игру или наглядное пособие (на выбор родителей) по русской народной сказке «Курочка Ряба»);
- подборка демонстрационного материала.

Основной этап.
Работа воспитателя с родителями:
- практическая помощь в продуктивной деятельности, совет;
- консультация «Роль семьи в воспитании детей»
Работа воспитателя с детьми:
Познавательное развитие:
- Рассказ воспитателя о персонажах из сказки.
- Интегрированное занятие «Что за форма?»
- Просмотр мультфильма: «Курочка Ряба».
Речевое развитие:
- Чтение детям русской народной сказки «Курочка Ряба»
- Д/и «Какое яйцо было?»
- Рассматривание сюжетных к

Профиль: познавательный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста мало знают о домашних животных, а именно птицах. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами.

Цель проекта:

  • Расширить представления детей об окружающем мире.
  • Познакомить детей с домашними животными на примере птиц.
  • Приобщать детей к миру литературы и воспитывать интерес к чтению.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и речедвигательный аппарат.
  • Учить работать и играть в коллективе.

Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Продолжительность проект а : 2 месяца.

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный этап.

  • Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Совместно с родителями воспитанников были реализованы следующие задачи:

  • Оснащение предметно-развиавющей среды оборудованием для сюжетно-ролевых игр.
  • Проведено анкетирование родителей по теме проекта.

2.Основной этап – практическая деятельность.

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя).
  • Реализация проекта через различные виды деятельности.
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.

3. Заключительный этап.

  • Презентация проекта
  • Проведение досуга.
  • Мини-выставка продуктов детской деятельности.

Планирование и организация деятельности

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответст-венные

Образовате-льная область

Сроки прове-дения

I этап - подготовительный

Диагностика ЗУН детей.

Выявить знания, умения и навыки детей о домашних животных на примере птичьего двора.

Воспитатель

Социализация, познание , коммуникация

1-я неделя

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, оснащение предметно-развивающей среды.

Создание условий для успешной познавательной деятельности детей.

Воспитатель,

родители

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

художествен-ное творчество

1-я неделя

Анкетирование родителей. Оформление родительского уголка: размещение рекомендаций по теме проекта, консультации.

Просвещение родителей.

Воспитатель,

родители

1-я неделя

II этап - основной

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию.

Формировать познавательную активность, любознательность.

Воспитатель

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

чтение художествен-ной литературы,

художествен-ное творчество

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “В гости курочка пришла” (игрушка)

Познакомить детей с домашней птицей – курицей. Активизировать и пополнять словарный запас.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

Дидактическая игра «Сложи картинку» (картинки с изображением курочки, петушка, цыплят)

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Воспитатель,

Познание , коммуникация.

Рассматривание картины “Курочка с цыплятами”

Развивать монологическую речь, учить придумывать рассказы по картинке. Развивать мыслительную активность детей.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

Аппликация

“Цыпленок”

Развивать творчество детей, эстетический вкус, фантазию. Учить работать по схеме при помощи воспитателя.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Дидактическая игра:

«Что сначала, что потом?»

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета

Воспитатель,

Познание , коммуникация

Исследователь-ская деятельность “Питание курицы

Расширять представления детей о питании курицы. Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки.

Воспитатель,

Познание , коммуникация,

Чтение рассказа

“Умная курица”

М. Зощенко;

Воспитатель,

«Цыплята

на прогулке», «Тарелочка для курочки»

Развивать творчество детей, эстетический вкус, фантазию.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Дидактическая игра

«Сложи картинку из фигур»

Развивать наглядно-образное мышление, мыслительную деятельность, наблюдательность.

Воспитатель,

Познание ,

труд

Рисование

“Цыплёнок” (тычковой кистью)

Познакомить детней с новым методом рисования, используя тычковую кисть. Развивать эстетический вкус, творчесвто детей.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Подвижные игры:

«Наседка и цыплята», «Вышла курочка гулять»

Учить детей действовать по сигналу воспитателя, развивать дружеские взаимоотношения.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация, физическая культура

Рисование

“Яичко не простое - яичко золотое”

Развивать эстетический вкус, творчесвто детей

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Чтение сказки

«Кот, петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать, активизировать словарь.

Воспитатель,

Чтение художествен-ной литературы

Дидактическая игра

“Кто как кричит”

Учить детей подражать звукам обитателей «Птичьего двора»

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

Беседы “Бабушкин дворик”

“Кто живёт во дворе у бабушки”,

Дать представление о «жителях» бабушкина двора (лошадь, корова, куры, свиньи и др). Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

III этап - заключительный

Реализация проекта (создание мини-музея)

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

чтение художествен-ной литературы,

художествен-ное творчество

Досуг «Дружная семейка курочки Рябы»

Закрепить знания о домашних животных на примере птичьего двора.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

художествен-ное творчество, физическая культура, музыка

Презентация проекта

Воспитатель

Театрализованная игра «В гостях у курочки рябы»

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий:

Ох, как скучно нам стоять,

Не пора ли погулять?

Дети идут за воспитателем в лес.

Ведущий:

По тропиночке пойдём

Сказочку в лесу найдём.

Где же сказка? Не видать….

Надо нам её позвать.

Ведущий и дети: Ау, ау!!!

Ведущий:

Сказка, сказка, отзовись!

Сказка, сказка, появись!

Звучит музыка.

Ведущий :

Всех ребяток соберу

Сказку я вам расскажу

Про курочку Рябу

И ее цыпляток

Маленьких, жёлтых

Весёлых ребяток!

Жила-была курочка Ряба

И снесла она яичко,

Да не одно, а много

(показывает корзину с яйцами)

Скоро вылупились у наседки

Из скорлупки пушистые детки.

Появляется мама- курочка и обращается к цыпляткам.

Мама-курочка:

До чего же хороши,

Мои цыплятки-малыши.

Светит солнышко с утра

Завтракать пришла пора.

Цып цып, цып…

Дети подбегают к маме-курочке.

Песня инсценировка «Вышла курочка гулять».

Дети:

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!

Мама-курочка:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Дети:

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Дети садятся на стульчики.

Мама-курочка:

Дети - это мой дружок.

Золотистый петушок.

Как мой Петя поутру

Запоёт: кукареку!!!

Ребёнок-петушок исполняет песню Петушка:

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок
Маслена головушка,

шелкова бородушка
Что так рано встаешь,

Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: ребята, давайте поиграем с мамой-курочкой в прятки.

Дети : Давайте.

Ведущий:

Мы играем в прятки

Спрятались цыплятки.

Спрятались ребятки,

Желтые цыплятки.

Дети прячутся за заборчиком.

Мама-курочка:

Я по дворику хожу,

Деток я не нахожу.

Где мои ребятки,

Желтые цыплятки?

Я к забору подойду,

Может там детей найду.

За забором кто стоит

И тихонечко пищит?

Дети: ПИ-ПИ-ПИ!

Мама-курочка:

Вот мои ребятки

Желтые цыплятки!

Появляется кошка.

Кошка: Мяу, мяу!

Дети хором:

Брысь! Кошка уходи!

К нам во двор не заходи!

Кошка догоняет детей. Дети разбегаются и прячутся у мамы-курочки под крылышком.

Дети хором:

Брысь! Кошка уходи!

К нам во двор не заходи!

Кошка убегает.

Мама-курочка:

Молодцы мои цыплятки,

Убежали без оглядки.

С кошкою шутить нельзя!

Очень хитрая она!

Вы все постарались детки.

Получайте по конфетке! (угощает детей)

Ведущий:

Нашей сказочке конец.

Кто играл – тот молодец!

Ирина Никифорова
Проект по сказке «Курочка ряба»

Выполнила воспитатель :

Никифорова И. В.

Проект по сказке «Курочка ряба » .

Вид проекта : групповой, игровой

Участники проекта : дети, родители, воспитатели

Длительность : среднесрочный

Возраст детей :1,8 – 2.3 года

1 этап – целеполагание.

Актуальность :

Проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба » был выбран именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки . Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей , с которым знакомится ребенок. Русская народная сказка "Курочка Рябя " является одной из самых любимых сказок малышей .

2 этап – аналитический.

Формы взаимодействия с семьей :

Индивидуальные беседы с родителями о значении сказок .

Консультация для родителей на тему «Сказки для детей раннего возраста» .

Консультация для родителей на тему : «Изготовление поделок к русской народной сказке «Курочка ряба »

Создание выставки к русской народной сказке «Курочка ряба » .

Изготовление родителями сказки для театра на фланелеграфе «Курочка ряба »

Пальчиковый театр «Курочка ряба » .

Выставка книг по сказке «Курочка ряба » .

Предложить родителям сделать книгу-самоделку по сказке «Курочка ряба »

Чтение русской народной сказки «Курочка ряба » (рассматривание иллюстраций) .

Папки – передвижки на тему «Как правильно читать ребёнку сказку ? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным».

Приобщать современных родителей к чтению сказок детям .

Формы работы с детьми :

1. Подготовка материалов для организации познавательной деятельности с детьми.

Рассматривание :

предметных и сюжетных картинок

альбомов на тему : «Домашние птицы»

книг по сказке «Курочка ряба »

рассматривание и обследование героев сказки «Курочка ряба »

показ настольного театра «Курочка – Ряба » ;

показ театра игрушек;

Подбор книг :

Сказки для малышей

Р. Н. С. «Курочка ряба »

В. Берестов «Курица с цыплятами»

Е. Чарушин «Курочка »

К. Чуковский «Цыплёнок»

Песенки и потешки

Потешка

Подбор дидактических игр :

«Подбери пару»

«Чудесный мешочек» (герои сказки )

«Кто ушёл?» (герои из сказки )

«Угостим птиц»

. «Кто как кричит?»

«Собери курочку »

2. Создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок .

3. Формировать умение понимать содержание сказки , уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации .

4. Формировать интерес к чтению.

5. Составление перспективного плана реализации проекта .

5. Совместная игровая деятельность детей и воспитателей – театрализация сказки «Курочка ряба » .

3 этап – основной.

Цель : развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм.

Задачи :

1. Познакомить детей с фольклорным произведением о курочке рябе .

2. Вызвать у детей интерес к слушанию сказки «Курочка ряба » .

3. Уточнение и расширение представления детей о курице.

4. Продолжать учить детей слушать речь воспитателя.

5. Побуждать детей узнавать и называть героев из сказки .

6. Способствовать развитию речи ребёнка.

7. Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения.

8. Активизировать словарь детей за счёт слов : курочка Ряба

9. Продолжать воспитывать у детей с раннего возраста интерес к русской народной сказке с помощью наглядности.

10. Воспитывать любовь к сказкам , бережное отношение к животным.

11. Способствовать сближению детского сада и семьи.

Предполагаемый результат :

Дети :

1. Повысилась речевая активность у детей.

2. Умеют по словесному указанию взрослого находить героев из сказки .

3. Получили необходимые знания о домашней птице (курица) .

4. Проявляют бережное отношение к героям из сказки .

5. Эмоционально откликаются на игру.

6.. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта .

7. Повысился уровень развития речи, мелкой моторики.

Родители :

1. Проявят интерес к чтению художественной литературы, предложенной воспитателями.

2. Заинтересуются дидактическими играми.

3. Появится интерес к театрализованной деятельности.

Педагоги : Активизируется сотворчество педагогов в процессе проектной деятельности с детьми.

4 этап – продуктивный

План реализации проекта

Образовательная деятельность Вид деятельности Задачи

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры : «Кто живет во дворе у бабушки»

Театрализованные игры : Пальчиковый театр «Курочка ряба »

Показ театра на фланелеграфе

Настольный театр по сказке «Курочка ряба » .

Сказка на магнитах «Курочка ряба » .

Игра-имитация движений сказочных героев .

Рассматривание сюжетных картинок :

«Играем вместе» ,

Строительные игры : «Заборчик вокруг дома для дедушки и бабушки» , «Построим домик для курочки »

Трудовая деятельность : «Помочь курочке собрать зернышки » ,

«Подмести тропинку»

Проблемная (игровая) ситуация : «Поможем бабушке и дедушке» Создать атмосферу радостного настроения;

Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность самостоятельность;

Познакомить детей со строительным материалом;

Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу;

Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности;

Познавательное развитие Дидактические игры :

«Подбери пару» , «Чудесный мешочек» (герои сказки , «Кто ушёл?» (герои из сказки , «Угостим птиц» , «Кто живет во дворе у бабушки» ,. «Кто как кричит?» , «Собери курочку » .

Игры забавы : «Курочки на кормушке » .

Экспериментальная деятельность :

«Питание курицы» . Вовлечь детей в игру,

обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

Побуждать детей узнавать и называть предметы по форме, величине.

Развивать наблюдательность, внимание и память.

Создать у детей радостное настроение.

Речевое развитие Прослушивание русской народной сказки «Курочка ряба »

Беседа : «Домашние птицы» , беседа по содержанию сказки .

Свободное общение : ««Кто живет во дворе у бабушки» »

Чтение сказки : «Курочка ряба » , В. Берестов «Курица с цыплятами» ,

Е. Чарушин «Курочка » ,

К. Чуковский «Цыплёнок» , потешка «Курица-красавица у меня жила» .

Упражнения на звукоподражание :

ко-ко-ко, пи-пи-пи.

Рассматривание картины «Курочка с цыплятами »

Пальчиковые игры : «Домашние птицы» .

Словесные игры : «У кого какая мама-домашние птицы» (курица) . Познакомить детей со сказкой .

Приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки .

Побуждать детей договаривать за воспитателем слова, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать речь детей за счёт слов : курочка Ряба , большая, маленькая, цыпленок, цыплята, яйцо, дед, баба, золотое, простое, тук-тук, бил-бил, не разбил, разбилось.

Развивать речевое дыхание.

Создать радостное настроение у детей от услышанного.

Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность : рисование пальчиком «Зернышки для курочки рябы » .

Конструирование : «Домик для курочки » , «Заборчик» .

Слушание : муз. Е. Теличеевой «Курочка и цыплятки » ,

Пение : С. Железнова «Петушок»

Хороводные игры : «Каравай» .

Музыкально – ритмические движения : А. Филлипенко «Цыплята и курочка » Формировать умение рисовать пальчиком.

Побуждать детей узнавать и называть строительную деталь – кирпичик, кубик закрепить знание красного и синего цвета.

Воспитывать активное участие во время обыгрывания построек.

Развивать интерес к музыке, отвлечь детей от грустных мыслей;

Создать у детей атмосферу радостного настроения;

Физическое развитие Подвижные игры : «Курица и цыплята» ,

Утренняя гимнастика с кубиками синего цвета.

Дыхательная гимнастика :

«Подуем на перышки» .

Артикуляционные упражнения на звукоподражание (ко-ко-ко, пи-пи-пи) .

Двигательные игрушки : каталки, машины, коляски. Упражнять детей в беге и ходьбе в определённом направлении, не

наталкиваясь друг на друга.

Развивать внимание и ориентировку в пространстве.

Развивать желание детей двигаться, играть в подвижные игры.

Развивать речевое дыхание.

Развивать мелкую моторику рук.

II Этап. Продуктивный

Методические приёмы

Словесные Наглядные Игровые Практичес-

кие Метод проблемных ситуаций

Свободное общение;

чтение художественной литературы;

вопросы к детям.

Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, альбомов. Сюрпризные моменты;

игровые ситуации;

игровая деятельность детей в центрах развития. Обследова-

экспериментирование;

продуктивная деятельность. Создание проблемных ситуации в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

Выводы :

У малышей появились интерес и эмоциональная отзывчивость к русскому фольклору, начало умения рассказывать сказку «Курочка - Ряба » .

город Кокшетау

средняя школа № 8

Мини-проект
«Поэтическое достояние»
по русской народной сказке

«Курочка Ряба»

5 класс «А»

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: Литература

Руководитель : Анемгурова Л.А.

Объект: Поэтическое достояние русского народа

Предмет: Сказка как жанр фольклора

Тема: Сказка «Курочка Ряба»

Цель: Выявить, почему разбитое яйцо превратилось во вселенское горе (выявить символическую основу яйца).

Задачи:

1. Изучить мифы, сказки, народные традиции, картины художников, объекты архитектуры, связанные с образом яйца.

    Провести опрос в разных возрастных группах (знают ли сказку, помнят ли её наизусть).

    Провести поисковую работу (сбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта).

    Подготовить инсценировку одного из вариантов сказки (как результат поиска вариантов сказки «Курочка Ряба»).

Методы:

    Изучение литературных источников;

    Опрос;

    Выполнение роли собирателей-фольклористов;

    Драматизация.

    Анализ

Гипотеза:

Если разбитое яйцо в сказке превращается во вселенское горе, то , значит, яйцо является предметом не простым.

Вводное слово учителя

С первых дней дети учатся осмысленно читать научный текст. Фольклористический материал делится на части, по которым можно работать индивидуально, коллективно (микро-группой) с последующим представлением наблюдений и их обсуждением. Это развивает навыки осмысленной работы с текстом, сотрудничества.

Именно эти навыки ребята применяли, готовя проект по сказке «Курочка Ряба». Каждый понимал свою ответственность, так как от каждого из них зависел успех всей группы.

Чтобы лучше изложить материал, учащиеся занимались поиском, рисовали, готовили драматизацию, провели опрос, систематизировали материал, создали итоговые таблицы. То есть ученики провели большую поисковую работу, что и вылилось в мини-проект.

Вводное слово ученика

Прежде чем приступить к сбору материала, связанного со сказкой «Курочка Ряба», мы провели опрос среди представителей разных возрастов. 100% опрошенных назвали сказку «Курочка Ряба» в числе тех сказок, которые они слышали и знают наизусть с раннего детства.

Д
емонстрация слайда

А на вопрос, с чем ассоциируются слова «золотое яичко» мы получили самые разные ответы и представляем вам в виде следующего ассоциативного ряда.

Д емонстрация слайда «ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО»

Чудо - что-то чудесное – волшебство – Божий дар – красота – прекрасное – что-то необыкновенное – сказочное – фантастическое – непривычное –необычное – таинственное – загадочное – подарок судьбы – сокровище – родной дом – семья – жизнь родных – природа – животные – солнце – небо – земля – человек – разум в природе – умение бегать – прыгать – двигаться – то, что мы существуем – рождение – новая жизнь – дружба – честь – хорошие люди – плата за добро – любовь – коллектив – любовь к ближнему – общение – способности – умение – знания – талант – польза – выгода – богатство – хорошая жизнь – озарение – счастье – любовь – радость –добро – верность – надежда – желание жить – я.

В роли «собирателей» нам удалось сделать подборку пословиц, поговорок и загадок, связанных тематически со сказкой «Курочка Ряба».

Загадки, пословицы, поговорки.

    «Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое…» -

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает … (Курочка Ряба)

    На чём сидит курица? (на яйцах)

    Откуда вылупились цыплята? (из яиц)

    От худой курицы яйца худее.

    Яйца курицу не учат.

    Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

    Умное яйцо может учить глупую курицу.

    Одного яйца два раза не высидишь.

    Мало снести яйца – надо ещё и кудахтать.

    Яйцу камня не разбить

    В целое яйцо муха не залетит

    Умный из умного яйца вылупился

    Яйцо от курицы, а курица от яйца

    Из змеиных яиц цыплята не вылупятся

    Черепаха кладёт тысячу яиц, и никто не знает, курица кладёт одно – шуму на всю округу

    Лучше лишиться яйца, чем курицы

    Выеденного яйца не стоит

    Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало,

И неживое, а живым стало

    Из живого – мёртвое,

Из мёртвого – живое.

    Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото.

    Беленький тулупчик сшит без рубчик.

    Что на стол нельзя поставить?

    В доме еда, а дверь заперта.

    Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли,

Сварю, стану есть – не солоно.

Цель исследования:

«Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба…» Сказка эта является одной из первых в нашей жизни, с нее начинается долгое и увлекательное путешествие по сказочному миру…

«Снесла курочка яичко – не простое, а золотое…» Слова легко повторяются, запоминаются – навсегда. Это одна из немногих народных сказок, которую каждый человек знает наизусть.

Почему так? Может быть, какая-то тайна кроется в этой незатейливой сказке?.. Тогда в чем она? Ведь неспроста яичко золотое, неспроста утрата его превращается для бабы и деда во вселенское горе: «Плачет дед, плачет баба…»

С чего бы это так по яйцу убиваться?

Мотив яйца в мифологии

Яйцо – предмет не обычный, а мистический и мифологический . С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней. В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Океании, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в себе всемогущество творца. Многие столетия он таится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.

Вот миф Древней Индии: «Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд… Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стало Небом, нижняя – Землёю, а между ними, чтобы разделить Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная ».

Подобно Брахме явился и китайский Паньгу: «В то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! – ничего не увидел: вокруг был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы… и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и образовало Землю ».

В приведенных мифах повторяется мотив: яйцо является не только «домом», но и как бы основанием вселенной, потому что именно из него образуются небо и земля. А в финском мифе творения желток яйца становится солнцем, а белок – луной. Вот как поэтически описываются эти чудесные превращения в карело-финском эпосе «Калевала»:

Покатились яйца в воду,

В волны вод они упали,

На куски разбились в море

И обломками распались.

Не погибли яйца в тине

И куски во влаге моря,

Но чудесно изменились

И подверглись превращенью:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части.

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился,

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная.

А.Афанасьев приводит интересный миф о начале жизни на Земле: «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том Бог и послал своего петуха. Да оплодит он Землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди».

У народов Азии популярен мотив появления первопредков из чудесных яиц. Например, в корейских мифах так рассказывается о появлении Пака Хеккосе – основателя древнего государства Силла: «Под горой, посреди леса у колодца старейшины шести поселений увидели пар, озарявший землю подобно блеску молнии, и стоявшую на коленях и кланяющуюся белую лошадь, подле которой лежало пурпурное яйцо. Заметив старейшин, лошадь заржала и поднялась в небо. В яйце нашли отрока, тело которого испускало сияние, птицы и звери, танцуя, следовали за ним, а солнце и луна блистали чистейшим светом».

Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделенные каким-то признаком. Елена Троянская, рожденная Ледой от Зевса из яйца гиацинтового цвета, - божественной красотой, Полидевк, её брат, - необыкновенной силой и бессмертием. Кстати, нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыновья Посейдона, рожденные со сросшимися туловищами из серебряного яйца. Вероятно, потому, что рождение близнецов в древности воспринималось, как нечто особенное и необъяснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.

Славянский огненный дух Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски raroh - сокол). Родственен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может приносить богатства.

Но, пожалуй, самым страшным существом, произведенным из яйца, можно назвать василиска – чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только показав ему зеркало: он погибает от собственного отражения, также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой.

Это еще одна функция яйца: в нем таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец, не только светлое, но и тёмное.

Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения, обработанных Бусом Кресенем: « Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота.

Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орёл. Возносился Орёл к Солнцу Красному.

И порхнула за ним Алконост – зоревая птица, рассветная… Вслед за нею Стратим сльнокрылая.

А затем поднялась в небо синяя птица вещая – Гамаюн.

раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави чёрный Ворон…

…А за ним стаей чёрною, мрачным виденьем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом. Вслед Грифон и Могол – птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».

Золтое яйцо, разбитое Даждьбогом, влечет за собой потоп, а за ним – Великий Огонь, сулящий конец света:

«Из Яйца возникает Великий Огонь.

Наступает Конец Света Белого!

Поднимаются Воды Великие!

Пришло время очистить Землю!

Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идёт!

Роль в жизненном процессе Яйцо являет собой всего два вещества, которые, согретые теплом, образуют сложный живой организм…

Как видим, в мифологическом яйце все начала и концы, в нём, как в заветном сундучке, хранятся несметные сокровища и тайны бытия.

Чем объяснить такое почитание яйца, почему именно ему приписывалась столь важная роль в жизненном процессе?

1.
2, 3. Подскорлуповая оболочка
4, 13. Канатик (халазы)
5, 6, 12. Белок (разный по консистенции)
7. Желточная оболочка
8, 10, 11.

9. диск
14. Воздушная камера (пуга)
15.


Долгие наблюдения за окружающим миром, живое воображение многое подсказывали древнему человеку. Например, А.Афанасьев в своем знаменитом труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывает яйцо с поэтической метафорой солнца: «По поверью, восходящее солнце рождалось из темных недр ночи, а солнце весеннее – из грозовых туч. Золотое, солнечное яйцо несла чёрная птица-ночь или молниеносная птица-туча.

Грозовая туча представлялась восседающей на золотых яйцах, и в сверкающих молниях они видели блеск этих яиц, катаемых облачными демонами. Отсюда русское поверье, что черти на перекрестках яйца катают».

Хрупкость яйца всегда напоминала о хрупкости и недолговечности жизни, заключенной в нём. Отсюда понятно, почему в яйце могли быть спрятаны как начало, так и конец.

Наделенное всеми этими особенностями и свойствами, яйцо становилось предметом ритуальным, магическим. С ним связаны многие обряды: катание яйца в кадке с зерном для посева, разбрасывание скорлупы освященного яйца по засеянному полю, подбрасывание яйца вверх, чтобы выше рожь росла. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника по пути в потусторонний мир. А пасхальное яйцо? Оно дарит красоту. Урожай. Оберегает от дурного глаза, спасает от молнии, излечивает болезни и т. д. Оно символизирует воскресение Иисуса Христа. Белый его цвет означает чистоту и совершенство. А окрашенное в традиционно красный цвет яйцо связывается в одной из народных легенд с каплями крови Распятого.

Яйцо – символ Пасхи

«Дорого яичко ко Христову дню»

Сюрпризный момент

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.

    Давайте и мы встанем в хоровод.

«Солнышко красно,

гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!»

    Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Яйцо – это знак жизни.

Вручение сувениров

Особое отношение к яйцу как ритуальному предмету подтверждает тот факт, что яйцо стало с древних пор предметом искусства. Широко известны украинские писанки – пасхальные яйца, украшенные геометрическим или растительным орнаментом. Их дарят близким, родным, любимым с пожеланием счастья, добра, благополучия. Легкие бумажные крылышки, прикрепленные к нарядному яйцу, позволяют ему парить под крышей деревенского дома, подобно сказочной птице; россыпи ярких писанок поблескивают на божницах… подобные им находили в курганах, относящихся еще к языческим временам.

Традиция расписывать яйца продолжает возрождаться и продолжает жить и в других странах Европы.

Шедеврами ювелирного искусства можно назвать яйца фирмы Фаберже, украшенные причудливыми узорами из золота, серебра, самоцветов и таящие в себе удивительные сюрпризы. Предназначенные в подарок императорской фамилии, они покорили весь мир своей красотой, фантазией, сложностью конструкций и оригинальностью секрета.

Да и те же популярные сегодня «киндер-сюрпризы» с шоколадной скорлупой в серебряной обертке и миниатюрными игрушками в середине – в своем роде подражание древним ритуальным яйцам.

Но об этом можно написать отдельное исследование, нас же интересует яйцо Курочки Рябы.

Мотив яйца в сказках

Сказочное яйцо напоминает мифическое своей необычностью (цветом, узором). Оно похоже на большой белый купол, уходящий ввысь и огромный в окружности, оно « пестро, востро, костяно, мудрено» или «черно, пестро ибагровисто», как в русских сказках, или «блестящее да прозрачное», но чаще всего золотое или серебряное. Несет это яйцо курица или утка, иногда черепаха. А бывает, что несут волшебные яйца золотые и серебряные птицы, которых порой называют жар-птицами, что прямо указывает на связь с солнцем.

Золотое яйцо в некоторых сказках появляется случайно, вдруг: «Был старик и старуха. У них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке» (русская народная сказка « Разбитое яичко»). Иногда его появления ждут: «Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали» (украинская народная сказка «Про курочку, которая несла золотые яйца»).

Сказочное яйцо, как и мифическое, дарит жизнь сверхъестественным существам (например, в сказке о Синдбаде – яйцо огромной сказочной птицы рухх) или людям, наделенным сверхъестественными способностями или дивной красотой, силой. Из куриных яиц выходят 40 крепких сыновей деда с бабой и 41-й – Заморышек – самый ловкий, сильный и находчивый (русская сказка «Баба Яга и Заморышек»).

В сказках яйцо нередко является тайником, в котором хранится нечто особенно дорогое для его владельца: сила, жизнь, смерть, душа. Это многочисленные русские сказки о Кощее Бессмертном, чья душа спрятана в яйце.

В белорусской сказке «Трем – сын безымянный» в яйце находится краса Настасьи-девицы. В эстонской сказке «Волшебное яичко» яйцо – залог будущего счастья, но приносит оно счастье только тому, кому предназначено. Бедный юноша-пастух Пяртель, кому досталось это яичко, полюбил белую змейку, которая была заколдованной принцессой, и яйцо помогло ему снять с неё чары и стать королём.

Яйцо в сказках становится источником материального богатства. Например, в казахской сказке «Три сестры» одна из сестер кормит весь народ одним яйцом. В украинской сказке «Яйцо-райцо» из разбитого яйца выходит скот.

В украинской сказке «Ивашко - медвежье ушко» яйцо вообще может дать всё, что захочешь, стоит только сказать: «Яичко, отворись и выпади».

На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и кладезем удачи и богатства: оттуда он достаёт роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства : «…Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые…» («Медное, серебряное и золотое царства»).

Иногда яйцо является «пропуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои. Или: «Достал яичко из кармана и покатил по тропочке. А он как покатилось вперёд, только поблёскивает, так и бежит. Не остановится, а братья за ним» (финская сказка «Девять золотых сыновей»).

В сказках мы можем встретить и ещё одно назначение яйца: оно снимает заклятие, чары, возвращает человек его первоначальный облик (например, в эстонской сказке «Волшебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальныйшар» оно делает юношу королём в замке Солнца, в русской сказке « Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.

Мотив яйца в изобразительном искусстве.

Яйцо Курочки Рябы продолжает катиться по нашей матушке-земле.

Демонстрация слайдов

Мотив яйца мы находим и в изобразительном искусстве.

Фантазия художников рождает удивительные образы, связанные с яйцом. На картине худ. Г.Кичигина «Хрупкая жизнь» (1994г .) хрупкость яйца напоминает о хрупкости и недолговечности жизни.

Замысловато читается образ яйца у известнейшего художника 20 века Сальвадора Дали. Из огромного яйца, лежащего на фоне золотистого пейзажа, пытается выкарабкаться человек. Младенец, который обхватил ноги взрослого, с любопытством наблюдает за процессом рождения.

Рождение трудно, но человек все равно явится на свет. Каким он будет, что принесёт в мир?





Демонстрация слайдов

Бесконечен поток произведений, связанных с яйцом Курочки Рябы. Это деревянные скульптуры, причудливые матрешки, яркие вышивки, куклы для пальчикового театра и детские рисунки.

Мотив яйца в облике столицы Казахстана – Астане.

Астана – это административный центр Республики Казахстан и город с бурно развивающейся городской инфраструктурой, обеспечивающей комфорт жителям и гостям столицы.

Астана, словно распускающее бутоны многоцветное и многолепестковое растение, образует оазис среди бескрайних просторов Сарыарки.

Каждый день возникает новый узор в архитектурных контурах Астаны. Вот вырос каменный цветок «Байтерек» и, распустив лепестки, представил миру огромный блистающий шар – символ жизни и добра, озаряющий окрестности яркими бликами отражённых лучей Солнца.

Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно. Остаётся батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?

Согласно тюркским легендам, именно на вершине этого древа мифическая синяя птица Самрук приносила одно золотое яйцо, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рождённая Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорождённого. Батыр Ер-Тостик направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли.

Мысль о том, что новой столице просто необходим некий знаковый символ, нечто такое, что отличало бы Астану от других столиц, пришла почти одновременно с решением о переносе административного центра столицы на левобережье.

Что именно должно стать символом новой столицы? Некогда прочитанная сказка возымела действие.

Байтерек, органично сплетённый из металла, стекла и железобетона, состоялся и радует глаз. Высота этой замечательной пространственной конструкции составляет 97 метров. От влаги «ствол» защищает листовой материал весом 85 тонн. Сам золотой шар диаметром 22 метра расположен на высоте 76,9 метров. Вес купола, остеклённого специальными стеклопакетами, составляет почти 70 тонн, а площадь поверхности золотого шара равна 1,553 квадратных метра.

Именно в Байтереке наиболее органично отражены художественные традиции Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции, заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает сама жизнь. Золотое яйцо (огромный блистающий шар Байтерека) - символ жизни и добра.

Варианты сказки «Курочка Ряба».

    Работая над проектом, выполняя поисковую работу, мы выяснили, что существует множество вариантов сказки «Курочка Ряба».

ТЕКСТЫ СКАЗКИ

(Из сборника И.Афанасьева «Русские народные сказки»)

Курочка ряба

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася.Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! ! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает , в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась! » Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал.

(Концовки украинского и белорусского вариантов по книге: Аникин В.П. к мудрости ступенька. – М., 1982)

Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Побежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

Украинский вариант: «…поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

    В наше время появляются современные варианты сказки.

Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый манер»

Заключительное слово учителя

Поистине неистощим этот удивительный образ яйца – образ жизни и смерти, счастья и беды, совершенства и абсурда. А ведь всё восходит к обычному куриному яйцу – к яйцу Курочки Рябы, оказавшемуся «не простым» не только потому, что золотое…

Яйцо.

Стихия.

Бабка.

Дед.

Богатства дым

неуловим.

Всё то, что завещали

предки,

мы, люди, не всегда храним.

Хочу добра,

тепла,

и света,

и ошибаться,

и искать!

Ну, а яйцо из сказки этой

взгрустнётся –

буду вспоминать. О.И.Рудина

Литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М. Индрик, 1994.

Афанасьев А.Н Народные русские сказки: В3т. - М. Художеств. литература, 1957.

Афанасьев А.Н Древо жизни. – М. Современник, 1982.

Славянские сказки. - Нижний Новгород: Русский купец, 1991.

Семёнова М. У очага наших предков: Очаг. – 1991. - №1.

Мифы народов мира. – М., 1992. – с. 681.

Нурсултан Назарбаев В сердце Евразии. – Астана, 2005. – с.157.

Курочка Ряба:


Толкование сказки "" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Курочка Ряба:
традиционалистский анализ русской народной сказки
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут
под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи
хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились
, тын рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.

1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2.
Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3.
Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4.
Тын - деревянный сплошной забор, частокол.

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"
.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир
. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.

В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма , а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной .

В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни" .
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра
.
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")
.

Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:

Эвринома в образе голубки

Мировое Яйцо

Борей/Офион

Курочка Ряба

яйцо

мышь


Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.
Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.

Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо") . Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")
. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя") .
Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную . Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают . "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса" . Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.

Слайд 3

Актуальность.

Курочка Ряба один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Проект «Курочка Рябушечка» поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку третьего года жизни. Почему именно возникла идея создания проекта? Если спросить взрослого человека, какую сказку он помнит из детства, то многие ответят "Курочка Ряба". Русская народная сказка "Курочка Рябя" является одной из самых любимых сказок малышей.




Top