Проект "Опера М. И

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России А.В. Достовалова

Окружная открытая конференция

исследовательских работ

кадетских корпусов ПФО

«Дерзайте, вы талантливы»

Секция: Культурное наследие

Проект- исследование по теме:

Опера «Иван Сусанин» в культурном наследии России

Выполнил

кадет 7а класса

ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова

Краснов Илья

Руководитель

учитель музыки Л.Н. Астафьева

Ишимбай, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Раздел 1…………………………………………………………………………...2

1.1. Образы защитников Отечества в различных видах искусства…………...2

1.2. Образы защитников Отечества в творчестве русских композиторов……3

1.3. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»………………………………………4

Раздел 2. Практическая часть……………………………………………………5

Выводы …………………………………………………………………………...8

Список литературы ……………………………………………………………...8

Введение

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Пролистывая героические страницы истории нашей страны, мы видим, что подвиг, доблесть и слава защитников Отечества нашли свое отражение в различных видах искусства. И все они реальные люди, которые, наверняка, родившись, не знали о том, что их образ жизни, их подвиги во Славу Отечества ярко и правдиво будут служить примером доблести, чести, истинной любви к своей земле, той любви, которая при необходимости ведет к подвигу, прославляемого веками. Все выше сказанное доказывает актуальность нашей работы – героями не рождаются, героями становятся. Кто же он – защитник Отечества? Каким отображен в произведениях искусства, в частности, в музыкальном искусстве является целью нашей работы.

Наша цель будет достигнута путем решения следующих задач: познакомиться с произведениями искусства, в которых герой – это простой человек, глубоко любящий свою землю, готовый пожертвовать собой ради своей семьи, свободы Отечества. Показать, как музыкальное искусство создают и передают образ народного героя.

Объектом нашего исследовательского проекта стал образ народного героя в музыкальном произведении, а предметом – главный герой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

При выполнении исследовательского проекта мы ознакомились с произведениями из области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, пользовались Интернет- ресурсами. На наш взгляд, исследовательский проект будет интересен широкому кругу читателей.

Раздел 1. Образ защитника Отечества в различных видах искусств

1.1. Создано очень много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре) о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство человека, которые ценой своей жизни, свои примером, величием духа были готовы встать и охранять свою родную землю.

До наших дней дошли древние былины, в которых богатыри призывают на подвиг во славу Отечества, поднимают дух народа в тяжелые для страны годы, вселяют в людей мужество. Такие герои могут объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну. Например, знаменитый богатырь Илья Муромец, в образе которого сочетается огромная физическая сила с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. В 1643 г. Илью Муромца канонизировали. Русское воинство считало и считает его свои покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца. Образ русского былинного богатыря запечатлён и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри».

В наше время былинный образ Ильи Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Отечества.

В древнем русском искусстве заступников русской земли олицетворяли князья Борис и Глеб, Александр Невский. В изобразительном искусстве образы народных героев, выдающихся полководцев отражены в творчестве художников В.Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля.

Нас очень радует, что и современное российское кино дополняет образ защитника отечества через показ фильмов, которые закладывают чувство уважения к героическому прошлому нашего народа. После просмотров таких фильмов, как «Мы из будущего» режиссера А. Малюкова, «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Матч», «Брестская крепость» А. Котта и т.д. …

1.2. Русские композиторы так же постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Александр Порфирьевич Бородин в своем небольшом по объему творчестве уделил особое внимание эпическим образам, которые наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь».

Модест Петрович Мусоргский – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», музыкальный язык которых ярко имеет национальный характер и своими особенностями близок крестьянским песням.

В творчестве Петра Ильича Чайковского нашли свое отражение вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева многогранно: кантата «Александр Невский», музыкальная драма на сюжет романа Л. Толстого «Война и мир». Среди действующих лиц оперы выделяется образ Кутузова, чья ария звучит как символ бессмертия Родины: «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва» становится в дальнейшем темой родины, озаренной немеркнущим светом, темой ликования и победы над врагом.

1.3. Михаилом Ивановичем Глинкой создана национальная опера – «Иван Сусанин», главной идеей которой стала любовь к отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа. Отечественное героико-трагическое произведение - такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

Стоит отметить, что первая написанная опера "Иван Сусанин" принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось " " - это французский стиль, где музыкальная и речитативная, общительная часть занимает одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса, Иван Сусанин остается жив.

На самом деле, в истории создания глинкинской оперы "Иван Сусанин" много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там, он говорил, что все что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского "Марьина роща", но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера "Жизнь за царя". Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу сам Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). "Жизнь за царя" состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с "Ивана Сусанина" на "Жизнь за царя". "Иван Сусанин" заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием русского искусства в мировых масштабах, так как это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до "Ивана Сусанина" было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не заложили столько актуального для русской души смысла, и не являлись такими великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка.

Раздел 2. Практическая часть.

Практическая часть нашего проекта – исследования связана с просушиванием оперы «Иван Сусанин» и определение музыкальных номеров, через которые мы видим трансформацию чувств главного героя – от простого костромского крестьянина к человеку, положившего свою жизнь на алтарь победы.

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передается основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы – идея народности, патриотизма.

За увертюрой следует хоровая интродукция – пролог. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы – любовь русского народа к своей родине.

Действие первого акта переносит нас на улицы села Домнино, где живет Иван Сусанин со своей семьей, он показан как любящий отец, который желает выдать свою дочь за муж за любимого ею человека, но осаждённая польскими врагами столица омрачает душу Сусанина «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца» - поет он. Этим самым мы видим образ простого крестьянина, для которого мысли о личном счастье не видятся без общего мира в народе, что утверждает связь героя с народом.

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В он известен как человек, который спас царя Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к где, собственно, и обитал которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Параметры проекта
Методический паспорт проекта

1.
Название проекта
«Опера Иван Сусанин и е значение для русской культуры»

2.
ФИО разработчика
Сенов Илья. Полякова Алина, Яковенко Роман, Коновалова Софья уч-ся 3б класса

3.
Название образовательного учреждения
Гимназия №24 Люберецкого района Моск.обл.

4.
Год разработки учебного проекта
2012-2013 гг.

5.
Опыт использования и степень распространения
1. Общешкольная игра «Цивилизация». Золотой век русской культуры» (декабрь 2012 г)
2. Межшкольная конференция (НОУ «Гимназия №24»), апрель 2013г

6.
Проблемная ситуация
Ребята решили заняться этим проектом после изучения темы «Опера «Иван Сусанин» на уроках музыки. Музыка М. И. Глинки, написанная в русском стиле заинтересовала ребят. Времени на изучение этой темы (2 ч.) оказалось недостаточно, поэтому ребята разделились на группы, чтобы в деталях изучить историю создания и премьеру оперы, первых исполнителей и ее значение для русской культуры.

7.
Проблема проекта
Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит.
Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского.
Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен.
Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры

8.
Цель
Доказать, почему опера «Иван Сусанин» явилась отправной точкой в развитии оперы в России.
Выяснить в чём заключается особенность музыкально-интонационного изложения образов главных героев оперы. Почему М. И. Глинка «возвысил народную песню до трагизма».

9.
Задачи – этапы – способы решения
1.Провести обзор литературы и сайтов в Интернете о жизни и творчестве М. И. Глинки, об истории создания оперы «Иван Сусанин», о премьере оперы в Петербурге.
2. Прослушать основные музыкальные фрагменты оперы в исполнении различных певцов и постановке Большого и Мариинского театров оперы и балета.
3.Исследовать музыкальный язык, интонационные особенности хоровых и сольных номеров.
4.Выбрать доступные для исполнения музыкальные фрагменты оперы и разучить их.
5. Познакомиться в драмой К. Рылеева «Иван Сусанин» и подготовить инсценировку сцены Сусанина с поляками.
6. Показать результат своего исследования и творческой работы на музыкальном конкурсе «Золотой век русской музыки» в рамках общешкольной игры «Цивилизация».

10.
Форма организации детей
Групповая работа.

11.
Ведущая деятельность
Поисковая; исследовательская, творческая

12.
Сфера применения результатов
Общешкольная игра «Цивилизация», конкурс музыкальных номеров (декабрь, 2012 г.)
Родительское собрание (Январь 2013 г.)

13.
Используемые технологии
Информационные;мультимедийные; исследование.

14.
Форма продуктов проектной деятельности
Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция.

15.
Способ объединения результатов на презентации
Конференция; отчёт; мероприятие.

16.
Виды презентации
Интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение.

17.
Класс или возраст детей
3 б класс (9-10 лет)

18.
Количество участников
4 человек

19.
Предметная область
Музыка, история русской музыкальной культуры, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство.

20.
Состав участников
Общешкольный.

21.
Характер координации
Открытый

22.
Темы учебно-тематического плана предмета(ов)
««Новаторство Глинки. Опера «Иван Сусанин»

23.
Время работы
Среднесрочный.

24.
Цели обучения, развития, воспитания
Цели проекта: образовательные: исследовать основные принципы музыкального построения темы в опере М. И. Глинки, доказать какие выразительные средства придают музыке особенность неповторимого народного стиля, сравнить музыкальные интерпретации, созданные ведущими театрами в различные годы;

Развивающие: показать значение оперы «Иван Сусанин» для становления русской музыкальной культуры в 1836 г. и провести параллель с актуальностью оперы в наше время.
воспитательные: научить работать в группе.

25.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
Предусмотренный программой обучения в 3 классе

26.
Приращения в ЗУН и специфических умениях
Углубляют знания по истории русской музыки, значению творчества композитора М И. Глинки для развития русской оперы, дают возможность развитию творческих способностей, становлению певческой культуры, закрепляют умения и навыки при подаче материала в процессе открытого мероприятия, учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, а также произведения живописи, соответствующие конкретной теме.

27.
Режим работы (организационная форма)
Внеурочный.

28.
Техническое оснащение
Компьютер, DV D-диски с записью оперы в постановке разных театров, CD-диски «Отрывки из оперы «Иван Сусанин».

29.
Учебно-методическое обеспечение
1. В. Н. Беляков. «Иван Сусанин. Легенды и предания русской истории». М., 1998 г.
2. Рылеев «О подвиге костромкого крестьянина»
3. Рылеев. Драма «Иван Сусанин»
4. 100 опер (энциклопедия русской музыки)

30.
Информационное оснащение
Интернет-ресурсы

31.
Кадровое оснащение

32.
Классификация проекта
Исследовательский; информационный; практико-ориентированный.

33.
Комментарий

Визитная карточка проекта

Руководитель проекта – учитель музыки Соломина И. И.
Над проектом работала группа уч-ся 3б класса –
Сеннов Илья, Полякова Алина, Яковенко Роман
МОУ Гимназия №24
Московская область, г. Люберцы

Какова тема Вашего учебного проекта?
Первая русская опера и ее значение для музыкальной культуры России

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке
формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
раскрытие ценности русской музыкальной культуры и ее значение для развития культуры других стран
формирование навыков коммуникации
реализация индивидуальных интересов учащихся

Какие компетентности формирует Ваш проект?
В сфере самостоятельной деятельности
В сфере духовно-нравственного воспитания
В сфере практической деятельности

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
познакомить учащихся с историей своего народа, его героями и их подвигами
раскрыть значение творчества русского композитора М. И. Глинки и его оперы «Жизнь за царя» для русской культуры 19 века
сравнить постановки оперы «Иван Сусанин» в интерпретации ведущих театров
научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?
Основополагающий вопрос: какое место занимает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» в русской музыке
Проблемные вопросы учебной темы:
Какие события русской истории послужили поводом для написания оперы М. И. Глинки?

·Какой литературный первоисточник явился толчком для создания оперы?
Как передан в опере образ русского народа?
Кто были первые исполнители оперы и как прошла премьера?
Какие сцены и музыкальные фрагменты из оперы можно исполнить самим?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?
Первая на русском

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
Когда и почему М. И. Глинке пришла мысль написать оперу о простом русском крестьянине?
Как называлась опера до премьеры?
Какие певцы были исполнителями партии Сусанина?
Как повлияла дума К. Рылеева «Иван Сусанин» На создание оперы?

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
«Музыка» 3 класс, раздел «Россия – Родина моя», тема «Защитники земли русской», раздел «В музыкальном театре» тема «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Предметные области
Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).

Возраст: младшая школа

Оформление результатов проекта
Проекты ученических групп – буклет или бюллетень
Итоговая реализация проекта – выступление на общешкольном мероприятии – игре «Цивилизация. Золотой век русской культуры»
Аннотация проекта
УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя», «В музыкальном театре» в курсе «Музыка». При прохождении данных разделов и отдельных тем учащиеся получают первичные знания об опере вообще и опере «Иван Сусанин» в частности. Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предмет музыка отводится 1 час в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать об истории создания оперы «Иван Сусанин», месте композитора М. И. Глинки в русской музыке, о подвиге костромского крестьянина, о литературных произведениях, в которых описан данный подвиг. Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание инсценировки по драме К. Рылеева, выбор и разучивание сольных и хоровых номеров их оперы М. И. Глинки, создание декораций и костюмов для исполнения. Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, музыке, изобразительному искусству
Целью УМП является разработка проекта и создание музыкального действия «Ставим Сусанина» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». При этом каждый учащийся, получив определенное задание в этом проекте, работал над ним, вживался в роль, создавал костюм, соответствующий эпохе. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 3б класса, представив хор «Славься», арии «Велик и свят наш край родной» и «Ты взойдешь. Моя заря». Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей в создании костюмов и декораций.
Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы, занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.

Время для выполнения проекта
«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 8 академических часов

Как будет оцениваться деятельность учащихся?
Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты, презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.

Ключевые слова
Драматическое действо, опера, солист, хоровая сцена, сцена из оперы, декорация, кульминация, оркестр, бас, меццо-сопрано.

Выступление на конференции «Шаг в науку»
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» имело огромное значение для развития музыкальной культуры. Это была первая опера на русском языке. До этого оперы исполнялись на итальянском, и зрители могли наслаждаться только прекрасными голосами певцов, не зная подчас содержания.

М. И. Глинку вдохновил подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Именно в Италии у композитора возникает решение написать русскую патриотическую оперу.
Во время репетиций опера имела название «Иван Сусанин». Однако за неделю до премьеры ее переименовали.

27 ноября 1836 г. В Петербурге состоялась премьера оперы с новым названием «Жизнь за царя». В опере Глинка выдвинул на первый план величавые образы Руси, ее богатырский дух и стойкость простого народа. Аристократия приняла оперу холодно. Высший свет считал, что сцена театра – не место, где артисты ходят в лаптях и распевают народные песни.
Партию Сусанина в опере исполняет бас – самый низкий мужской голос. Первым исполнителем был Осип Афанасьевич Петров. За многие годы постановки оперы лучшим исполнителем считают певца Федора Ивановича Шаляпина.

Опера «Жизнь за царя» в 4-х действиях с эпилогом.

По программе на уроках музыки мы изучали оперу «Иван Сусанин». Подвиг Сусанина никого не оставил равнодушным. Ребята начали приносить информацию и жизни Сусанина, об истории создания оперы, о ее значении. Так собралось большое количество информации. Возникла мысль самим поставить некоторые отрывки из оперы.

Мы детально изучили содержание оперы, познакомились с постановками в разных театрах России. Наметили отрывки, которые можно разучить и поставить самим. Выбрали музыкальные номера «Велик и свят наш край родной» из 1 действия, речитатив и арию «Ты взойдешь моя заря» из 4 действия и заключительный хор «Славься». Этот хор до революции 1917 года был гимном Великой российской империи.
Также проработали эскизы костюмов. В этой области проблем не было, так как в опере главное действующее лицо – русский народ. В образе поляков тоже использовали соответствующие костюмы.

Постановку своей версии отрывков из оперы мы осуществили в рамках школьной игры «Цивилизация». Проект был масштабным. 3б класс исполнял сцену из пролога и арию «Велик и свят наш край родной». 3в класс – сцену Сусанина с поляками и арию «Ты взойдешь, моя заря». 3а класс подготовил финальную сцену на Красной площади и хор «Славься».
Глинка определил новые пути развития оперного жанра в России. Опера «Иван Сусанин» положила начало развития русской оперной классики, где гениально сочетались история и эпос. Именно национальное сознание оперы «Иван Сусанин» стало определяющим моментом в дальнейшем развитии русской оперы.
Опера «Жизнь за царя» указала совершенно новый путь развития оперного искусства. Позже его следующие поколения русских музыкантов. В результате чего появился особый специфический жанр русской оперы.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), как и все творчество М. И. Глинки продолжается до сих пор интересовать всех деятелей русской музыкальной культуры.

Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.




Top