Проект "Опера М. И

Поект заьрагивает следующие проблемы:

Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Параметры проекта

Методический паспорт проекта

Название проекта

«Опера Иван Сусанин и е значение для русской культуры»

ФИО разработчика

Сенов Илья. Полякова Алина, Яковенко Роман, Коновалова Софья уч-ся 3б класса

Название образовательного учреждения

Гимназия №24 Люберецкого района Моск.обл.

Год разработки учебного проекта

2012-2013 гг.

Опыт использования и степень распространения

1. Общешкольная игра «Цивилизация». Золотой век русской культуры» (декабрь 2012 г)

Проблемная ситуация

Ребята решили заняться этим проектом после изучения темы «Опера «Иван Сусанин» на уроках музыки. Музыка М. И. Глинки, написанная в русском стиле заинтересовала ребят. Времени на изучение этой темы (2 ч.) оказалось недостаточно, поэтому ребята разделились на группы, чтобы в деталях изучить историю создания и премьеру оперы, первых исполнителей и ее значение для русской культуры.

Проблема проекта

Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит.

Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского.

Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен.

Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры

Цель

Доказать, почему опера «Иван Сусанин» явилась отправной точкой в развитии оперы в России.

Выяснить в чём заключается особенность музыкально-интонационного изложения образов главных героев оперы. Почему М. И. Глинка «возвысил народную песню до трагизма».

Задачи – этапы – способы решения

1.Провести обзор литературы и сайтов в Интернете о жизни и творчестве М. И. Глинки, об истории создания оперы «Иван Сусанин», о премьере оперы в Петербурге.

2. Прослушать основные музыкальные фрагменты оперы в исполнении различных певцов и постановке Большого и Мариинского театров оперы и балета.

3.Исследовать музыкальный язык, интонационные особенности хоровых и сольных номеров.

4.Выбрать доступные для исполнения музыкальные фрагменты оперы и разучить их.

5. Познакомиться в драмой К. Рылеева «Иван Сусанин» и подготовить инсценировку сцены Сусанина с поляками.

6. Показать результат своего исследования и творческой работы на музыкальном конкурсе «Золотой век русской музыки» в рамках общешкольной игры «Цивилизация».

Форма организации детей

Групповая работа.

Ведущая деятельность

Поисковая; исследовательская, творческая

Сфера применения результатов

Общешкольная игра «Цивилизация», конкурс музыкальных номеров (декабрь, 2012 г.)

Родительское собрание (Январь 2013 г.)

Используемые технологии

Информационные;мультимедийные; исследование.

Форма продуктов проектной деятельности

Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция.

Способ объединения результатов на презентации

Конференция; отчёт; мероприятие.

Виды презентации

Интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение.

Класс или возраст детей

3 б класс (9-10 лет)

Количество участников

4 человек

Предметная область

Музыка, история русской музыкальной культуры, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство.

Состав участников

Общешкольный.

Характер координации

Открытый

Темы учебно-тематического плана предмета(ов)

««Новаторство Глинки. Опера «Иван Сусанин»

Время работы

Среднесрочный.

Цели обучения, развития, воспитания

Цели проекта: образовательные: исследовать основные принципы музыкального построения темы в опере М. И. Глинки, доказать какие выразительные средства придают музыке особенность неповторимого народного стиля, сравнить музыкальные интерпретации, созданные ведущими театрами в различные годы;

Развивающие: показать значение оперы «Иван Сусанин» для становления русской музыкальной культуры в 1836 г. и провести параллель с актуальностью оперы в наше время.

Воспитательные: научить работать в группе.

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

Предусмотренный программой обучения в 3 классе

Приращения в ЗУН и специфических умениях

Углубляют знания по истории русской музыки, значению творчества композитора М И. Глинки для развития русской оперы, дают возможность развитию творческих способностей, становлению певческой культуры, закрепляют умения и навыки при подаче материала в процессе открытого мероприятия, учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, а также произведения живописи, соответствующие конкретной теме.

Режим работы (организационная форма)

Внеурочный.

Техническое оснащение

Компьютер, DV D-диски с записью оперы в постановке разных театров, CD-диски «Отрывки из оперы «Иван Сусанин».

Учебно-методическое обеспечение

1. В. Н. Беляков. «Иван Сусанин. Легенды и предания русской истории». М., 1998 г.

2. Рылеев «О подвиге костромкого крестьянина»

3. Рылеев. Драма «Иван Сусанин»

4. 100 опер (энциклопедия русской музыки)

Информационное оснащение

Интернет-ресурсы

Кадровое оснащение

Классификация проекта

Исследовательский; информационный; практико-ориентированный.

Комментарий

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Руководитель проекта – учитель музыки Соломина И. И.

Над проектом работала г руппа уч-ся 3б класса –

Сеннов Илья, Полякова Алина, Яковенко Роман

МОУ Гимназия №24

Московская область, г. Люберцы

Какова тема Вашего учебного проекта?

Первая русская опера и ее значение для музыкальной культуры России

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

  • практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке
  • формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
  • раскрытие ценности русской музыкальной культуры и ее значение для развития культуры других стран
  • формирование навыков коммуникации
  • реализация индивидуальных интересов учащихся

Какие компетентности формирует Ваш проект?

  • В сфере самостоятельной деятельности
  • В сфере духовно-нравственного воспитания
  • В сфере практической деятельности

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

  • познакомить учащихся с историей своего народа, его героями и их подвигами
  • раскрыть значение творчества русского композитора М. И. Глинки и его оперы «Жизнь за царя» для русской культуры 19 века
  • сравнить постановки оперы «Иван Сусанин» в интерпретации ведущих театров
  • научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос : какое место занимает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» в русской музыке

Проблемные вопросы учебной темы:

Какие события русской истории послужили поводом для написания оперы М. И. Глинки?

Какой литературный первоисточник явился толчком для создания оперы?

Как передан в опере образ русского народа?

Кто были первые исполнители оперы и как прошла премьера?

Какие сцены и музыкальные фрагменты из оперы можно исполнить самим?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

Первая на русском

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

Когда и почему М. И. Глинке пришла мысль написать оперу о простом русском крестьянине?

Как называлась опера до премьеры?

Какие певцы были исполнителями партии Сусанина?

Как повлияла дума К. Рылеева «Иван Сусанин» На создание оперы?

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

«Музыка» 3 класс, раздел «Россия – Родина моя», тема «Защитники земли русской», раздел «В музыкальном театре» тема «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Предметные области

Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).

Возраст: младшая школа

Оформление результатов проекта

Проекты ученических групп – буклет или бюллетень

Итоговая реализация проекта – выступление на общешкольном мероприятии – игре «Цивилизация. Золотой век русской культуры»

Аннотация проекта

УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя», «В музыкальном театре» в курсе «Музыка». При прохождении данных разделов и отдельных тем учащиеся получают первичные знания об опере вообще и опере «Иван Сусанин» в частности. Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предмет музыка отводится 1 час в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать об истории создания оперы «Иван Сусанин», месте композитора М. И. Глинки в русской музыке, о подвиге костромского крестьянина, о литературных произведениях, в которых описан данный подвиг. Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание инсценировки по драме К. Рылеева, выбор и разучивание сольных и хоровых номеров их оперы М. И. Глинки, создание декораций и костюмов для исполнения. Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, музыке, изобразительному искусству

Целью УМП является разработка проекта и создание музыкального действия «Ставим Сусанина» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». При этом каждый учащийся, получив определенное задание в этом проекте, работал над ним, вживался в роль, создавал костюм, соответствующий эпохе. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 3б класса, представив хор «Славься», арии «Велик и свят наш край родной» и «Ты взойдешь. Моя заря». Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей в создании костюмов и декораций.

Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы, занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.

Время для выполнения проекта

«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 8 академических часов

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты, презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.

Ключевые слова

Драматическое действо, опера, солист, хоровая сцена, сцена из оперы, декорация, кульминация, оркестр, бас, меццо-сопрано.

Выступление на конференции «Шаг в науку»

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» имело огромное значение для развития музыкальной культуры. Это была первая опера на русском языке. До этого оперы исполнялись на итальянском, и зрители могли наслаждаться только прекрасными голосами певцов, не зная подчас содержания.

М. И. Глинку вдохновил подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Именно в Италии у композитора возникает решение написать русскую патриотическую оперу.

Во время репетиций опера имела название «Иван Сусанин». Однако за неделю до премьеры ее переименовали.

27 ноября 1836 г. В Петербурге состоялась премьера оперы с новым названием «Жизнь за царя». В опере Глинка выдвинул на первый план величавые образы Руси, ее богатырский дух и стойкость простого народа. Аристократия приняла оперу холодно. Высший свет считал, что сцена театра – не место, где артисты ходят в лаптях и распевают народные песни.

Партию Сусанина в опере исполняет бас – самый низкий мужской голос. Первым исполнителем был Осип Афанасьевич Петров. За многие годы постановки оперы лучшим исполнителем считают певца Федора Ивановича Шаляпина.

Опера «Жизнь за царя» в 4-х действиях с эпилогом.

По программе на уроках музыки мы изучали оперу «Иван Сусанин». Подвиг Сусанина никого не оставил равнодушным. Ребята начали приносить информацию и жизни Сусанина, об истории создания оперы, о ее значении. Так собралось большое количество информации. Возникла мысль самим поставить некоторые отрывки из оперы.

Мы детально изучили содержание оперы, познакомились с постановками в разных театрах России. Наметили отрывки, которые можно разучить и поставить самим. Выбрали музыкальные номера «Велик и свят наш край родной» из 1 действия, речитатив и арию «Ты взойдешь моя заря» из 4 действия и заключительный хор «Славься». Этот хор до революции 1917 года был гимном Великой российской империи.

Также проработали эскизы костюмов. В этой области проблем не было, так как в опере главное действующее лицо – русский народ. В образе поляков тоже использовали соответствующие костюмы.

Постановку своей версии отрывков из оперы мы осуществили в рамках школьной игры «Цивилизация». Проект был масштабным. 3б класс исполнял сцену из пролога и арию «Велик и свят наш край родной». 3в класс – сцену Сусанина с поляками и арию «Ты взойдешь, моя заря». 3а класс подготовил финальную сцену на Красной площади и хор «Славься».

Глинка определил новые пути развития оперного жанра в России. Опера «Иван Сусанин» положила начало развития русской оперной классики, где гениально сочетались история и эпос. Именно национальное сознание оперы «Иван Сусанин» стало определяющим моментом в дальнейшем развитии русской оперы.

Опера «Жизнь за царя» указала совершенно новый путь развития оперного искусства. Позже его следующие поколения русских музыкантов. В результате чего появился особый специфический жанр русской оперы.

Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), как и все творчество М. И. Глинки продолжается до сих пор интересовать всех деятелей русской музыкальной культуры.


Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.

Личность

Народный герой, крестьянин села Домнино в 70 верстах севернее Костромы (ныне - Сусанинского района Костромской области). Достоверных биографических данных о Сусанине практически не сохранилось. Основным источником сведений является Царская грамота от 30 ноября 1619 г. Крепостной крестьянин дворян Шестовых. По некоторым данным, служил вотчинным старостой. По официальной версии, зимой 1613 г. Иван Сусанин совершил подвиг. Царская грамота от 30 ноября 1619 г. свидетельствовала о том, что зимой 1613 г. царь Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой, жили в селе Домнино, куда для захвата юного царя направился польско-литовский отряд около 60 человек. По пути поляки встретили И. Сусанина, которому приказали показать дорогу. Сусанин повел отряд в противоположную сторону к селу Исупову, а в Домнино отправил зятя Богдана Саблина для предупреждения об опасности. Сусанин вывел отряд к Исуповскому (Чистому) болоту, за что был подвергнут пыткам и убит. Михаил Федорович Романов с матерью укрылись в костромском Ипатьевском монастыре. В награду за подвиг и спасение царя зятю Сусанина в 1619 г. была дарована половина деревни с освобождением от податей. Дочь - Антонида. Потомки Сусанина неоднократно получали новые жалованные, подтвердительные грамоты и льготные указы (1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767) с подтверждением их имущественных прав.

Героизация

Подвиг Сусанина стал предметом культа в дореволюционной России. Ему посвящены произведения живописи, графики, скульптуры, литературные и музыкальные произведения. История подвига крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, стала особенно востребована официальной пропагандой и общественным мнением в период подавления польского восстания 1830-1831 гг. С 1838 г. центральная площадь Костромы получила наименование Сусанинской. С критикой официальной версии подвига выступил известный историк, профессор Н.И. Костомаров, считавший единственным достоверным фактом во всей истории гибель Сусанина от одного из разбойничьих отрядов в Смуту. Критически отзывался об истории Сусанина С.М. Соловьев. Сусанин среди прочих исторических деятелей изображен на памятнике М.О. Микешина «Тысячелетие России» (1862) в Новгороде Великом.

Отношение в советский и постсоветский период

В советское время в Костроме был разрушен памятник Сусанину (сброшен с постамента в 1918 г., окончательно уничтожен в 1934 г.), а самого героя стали считать одним из царских слуг, подвиг которого мифологизирован. Однако с конца 1930-х гг. отношение к Сусанину изменилось - он вошел в число народных героев, наряду с Мининым и Пожарским, Александром Невским и Дмитрием Донским. В 1939 г. на сцене «Большого театра» была возобновлена постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», которая теперь именовалась «Иван Сусанин». В том же году район, где жил Сусанин и райцентр были переименованы в его честь. В советское время также получила распространение версия о том, что Сусанин был просто героем-патриотом, а его подвиг не имел отношения к спасению царя. В 1967 г. в Костроме был установлен новый памятник Сусанину с надписью: «Ивану Сусанину - патриоту Земли Русской». В 1988 г. на месте бывшей деревни Анферово был установлен памятный знак - валун с надписью: «Иван Сусанин 1613». В 1992 г. центральной площади Костромы было возвращено название Сусанинская. Интересно, что неподалеку от родного села Сусанина, в 12 верстах, в селе Молвитино родился Осип Комиссаров - человек, спасший от гибели императора Александра II. Не менее 58 человек повторили подвиг Сусанина. Наиболее известен Герой Советского Союза Матвей Кузьмин.




Top