Проект по изо портрет. Учебный проект портрет в изобразительном искусстве

Калюжный Евгений

Руководитель проекта:

Киреева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ СОШ №2 МО г. Горячий Ключ Краснодарского края

Данный исследовательский проект по обществознанию "Социальный портрет класса" нацелен на формирование представления о важных составляющих социальной зрелости: успеваемости и оценки социального положения. Пытаюсь подтолкнуть школьников к мыслям о развитии своих способностей.

Данный исследовательский проект на создание социального портрета класса построен на анкетировании учащихся 5 класса и всестороннем анализе его результатов.


В рамках исследовательской работы по обществознанию на тему "Социальный портрет класса" для 5 класса были разработаны и подобраны интересные вопросы для анкет социальной направленности, сформулированы позитивные установки в отношении будущего школьников.

Введение
1. Основная часть
1.1. Анализ анкетирования учеников 5-Б класса.
Заключение.

Введение

Задача проекта заключается в том, чтобы обеспечить школьнику комфортное преодоление возрастного этапа и сформировать позитивные установки в отношении своего будущего, подтолкнуть к мыслям о развитии своих способностей и талантов, а также эффективному взаимодействию детей, родителей и педагогов. Нужно использовать такие методы и подходы, которые позволят избежать негативных сценариев в жизни.

Цель исследовательского проекта сформировать представление о таких важных составляющих социальной зрелости как успеваемость, оценка своего социального положения.

  • здоровье;
  • хорошие отношения с родителями;
  • наличие близких друзей.

Отмечается, что отличительной чертой современного школьника является стремление совмещать учебу с работой.

У всех ребят высокая мотивация к обучению. Основным мотивом при этом служит получение в будущем интересной профессии .

Анализ анкетирования учеников 5-Б класса


В проекте участвовали 29 человек моего класса.
  • 9 ребят из многодетных семей.
  • 14 имеют одного брата или сестру.
  • 6 воспитываются без братьев и сестер.

Примерно поровну разделились ребята с решением заканчивать 11 или 9 классов, но что интересно, в семьях, где воспитывается 1 ребенок, процент намерения заканчивать 11 классов в 2 раза выше, чем в многодетных семьях.

Все дети - 29 человек мотивированы на получение высшего образования!

2/3 класса уже знают, кем хотят быть. Возможно, в нашем классе учатся будущие знаменитые врачи, учителя, успешные военные и дипломаты, известные актеры и футболисты.

Большинство ребят нашего класса планируют получить дальнейшее образование в крупных городах, таких как Москва или Краснодар.

Любимым предметом ребята выделили физкультуру. ИЗО, технологию, но что удивило и обрадовало, очень многим нравится математика.



Почти все дети ходят на дополнительные занятия и кружки - 95 %
70% - английский язык;
20% - спорт;
10% - детская школа искусств и др.

Английский язык изучают все. Только один ребенок из анкетируемых изучает два иностранных языка.

В вопросе «Что важнее для тебя в школе - учеба или общение с одноклассниками? » выяснилось, что 30% ребят ходят в школу за знаниями, 30% - за общением, оставшиеся 40% - за тем и другим.

«Если бы у тебя была возможность обучаться самому дома, воспользовался бы ты этой возможностью? » - мнения поделились 50% на 50 %.

Интересно то, что те, кто хочет ходить в школу, честно сказали, что ходят туда из-за общения с друзьями.

В результате анкетирования выяснилось , что у 90% ребят есть обязанности в доме: уборка, мытье посуды, покупка продуктов, вынос мусора, выгул питомца.

В свободное время примерно 60% ребят играют в компьютерные игры и смотрят фильмы, остальные 40% любят гулять, рисовать, читать, кататься на велосипеде, делать поделки.

А вот зарабатывать на карманные расходы, совмещаю работу с учебой, хочет 2/3 класса. Интересно то, что основной возраст 11-12 лет!

Жизненные приоритеты распределились следующим образом:


На первом месте - здоровье, в основном это выбор мальчиков, девочки выбирают счастливую семейную жизнь.
На втором месте преобладают хорошие отношения с родителями. На третьем месте для большинства важно наличие близких друзей.

Согласно данному анкетированию 90% детей учатся хорошо, 6 % отлично, 4% удовлетворительно оценили себя. Выяснилось то, что на отлично учатся те, у кого сформирован каллиграфический почерк, все они любят читать книги. И ни один из ребят не указал, что в свободное время сидит за компьютером. Они в свободное время они гуляют, общаются, мастерят.

Большинство ребят, а это 96%, свободно чувствуют себя в школе и классе. Могут свободно выражать и отстаивать свою точку зрения.

Основная мотивация к учебе для ребят моего класса, это получение в будущем интересной профессии, с помощью которой можно будет зарабатывать.

О своем будущем задумываются 30% детей, они знают, чем будут заниматься, и уверены в своем завтрашнем дне.
50% думают, но пока не определились, кем они будут,
20 % не строят пока планов на будущее.

Портреты

Слайдов: 13 Слов: 31 Звуков: 0 Эффектов: 2

Виктор Астафьев. Борис Валентинович Ширшов. Евгений Андреевич Пермяк. Лев Иванович Кузьмин. Бианки Виталий Валентинович. Валентина Телегина. Тумбасов Анатолий Николаевич. Трутнева Евгения Фёдоровна. Лев Иванович Давыдычев. Ирина Петровна Христолюбова. Домнин Алексей Михайлович. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Владимир Иванович Воробьёв. - Портрет.ppt

Портрет ИЗО

Слайдов: 14 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерный портрет. Урок изобразительного искусства 6 класс. Давайте вспомним, что такое портрет? Джоконда Леонардо да Винчи. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Карл Брюллов - И. Крылова. Валентин Серов – портрет Мусоргского. Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Уильям Хогарт – Девушка с креветками. Посмотрите, как с помощью цвета передаем выразительность глаза человека. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… - Портрет изо.ppt

Жанр портрет

Слайдов: 18 Слов: 458 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ человека – главная тема искусства. А. С. Пушкин. Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Из истории возникновения портрета. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. И. Н. Крамской «Мина Моисеев». - Жанр портрет.pptx

Портрет человека

Слайдов: 19 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 68

Портрет. Художественное изображение человека. Поясной портрет. Погрудный портрет. Портрет в рост. Характер портрета. Автопортрет. Групповой портрет. Семейный портрет. Дорогой человек. Античное искусство. Уголки губ. Спокойствие. Попробуйте и вы. Портрет мамы. Нарисовала подругу. Рисуем портрет. - Портрет человека.ppt

«Портрет» 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 95

Портрет в изобразительном искусстве. Академия художеств. Знаменитые портреты великих художников. Определите вид портрета. Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Владимир Лукич Боровиковский. В.Л. Боровиковский. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Валентин Серов. «Портрет Юсупова». В. Серов. Выражение лица. - «Портрет» 6 класс.ppt

Искусство портрета

Слайдов: 41 Слов: 1373 Звуков: 1 Эффектов: 41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Портрет. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). или группы людей, Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Основные принципы развития портретного жанра. История портрета. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Самый древний портрет. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. - Искусство портрета.pptx

Портрет в живописи

Слайдов: 14 Слов: 1613 Звуков: 0 Эффектов: 0

Портрет. Средний Возраст. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. О ком рассказывает портрет. Развивать воображение и образное мышление. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов. - Портрет в живописи.ppt

Виды портретов

Слайдов: 12 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 67

Виды портрета человека. Виды портрета. Парадный портрет. Камерный портрет. Социальный портрет. Психологический портрет. Портреты различаются по формату. Портреты различаются по формату (скульптурные). Пропорции изображения головы человека. Проверь себя. - Виды портретов.ppt

Разновидности портретов

Слайдов: 29 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 39

Портрет- зеркало души. Отношение к портрету. Великие умы человечества. Разновидности портрета. Виды портрета. Из истории развития портретного жанра. Древний Египет. Идеалы женственности. Фаюмские портреты. Древняя Греция. Римский скульптурный портрет. Леонардо да Винчи. Западная Европа. Россия. Портрет неизвестной крестьянки. Боровиковский Владимир Лукич. Николай Заболоцкий. Христос в пустыне. Михаил врубель. Сходство изображения с моделью. Черты. Наблюдательный глаз художника-портретиста. Подготовительный рисунок. Лица. Пастель. - Разновидности портретов.pptx

Парадный портрет

Слайдов: 19 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое «парадный портрет». Что мы хотим выяснить. Наши предположения. Гипотеза. Что означает понятие «парадный портрет». План наших действий. Что удалось выяснить. Изображение людей в картинах художников 18 века. Иван Петрович Аргунов. Картины В.Л.Боровиковского. Портрет Д.Г. Левицкого. Портрет Е.А. Нарышкиной. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Картины А.П.Антропова. Кто рисовал портреты знатных людей. Портрет был достоянием в основном придворных кругов. Портрет Екатерины второй. Картины Д.Г. Левицкого. Искусство портрета. - Парадный портрет.ppt

Фаюмский портрет

Слайдов: 20 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 84

Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море». В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. - Фаюмский портрет.ppt

Портрет автора

Слайдов: 9 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 4

Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. А. Моруа. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. Дагерротипные портреты Л. Толстого. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. Н. Ге. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. К. Сомов А. Блок 1907 г. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Иннокентий Анненский. - Портрет автора.ppt

Изображение головы человека

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 44

Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Н. Заболоцкий. Цели урока: Лицо и эмоции человека. Пропорции лица человека. Рисунок головы человека. Изображение черт лица. Изображение черт лица человека. - Изображение головы человека.ppt

Художники-портретисты

Слайдов: 15 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 14

Портрет. Цели и задачи. Что такое портрет. Портрет есть во всех видах изо искусства. Русские художники-портретисты. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Григорий Кириллович. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Тропинин Василий Андреевич. Кипренский Орест Адамович. Брюллов Карл Павлович. Репин Илья Ефимович. Крамской И.Н. Серов Валентин Александрович. Скульптурный портрет. -

Проект на тему:

Портрет слова надежда.

Выполнила ученица 8 «б» класса

БОУ СОШ №14

Пыжикова Валерия.

Г. Новочеркасск.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Толковый словарь Ожегова.

Надежда 2. - вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного
Пример: Есть надежда на выздоровление. В надежде на благоприятный исх- тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие
Пример: Сын - н. семьи.
***
од
(испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подает надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретет необходимые или ценные качества).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

1) Ожидание чего-либо благоприятного, в сочетании с уверенностью в его
осуществлении.
2) То, на что можно
надеяться, опереться, положиться; оплот.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного,
благоприятного. Есть надежда на выздоровление. В надежде на благоприятный исход
(испытывая надежду на что-н.).
Питать надежду (надеяться на что-н.). Подает
надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретет
необходимые или
ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).
2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын - н. семьи. * Вся надежда на кого (что) (разг.) помочь, выручить может только кто
(что). Опаздываю, вся надежда на такси.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

тщетная надежда

порождать надежду оправдать надежды

ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Происходит от православной формы *na-dedi̯a, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. надежа , ст.-слав. надежда ( др.-греч. ἐλπίς ); прост. русск. надёжа , белор. надзёжа , болг. наде́жда , устар. польск. nadziewać «надевать на себя». Из *na-dedi̯a от на- и děti ( деть ), от праслав. формы *dedi̯ǫ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. дѣти , дѣѭ, стар.деждѫ, русск. деть , дену, укр. дíти, дíну, болг. дя́на «кладу», сербохорв. дjе̏не̑м, дjе̏ти, словенск. dė́nem, dė́ti, чешск. ději, dít «деть», словацк. diať , польск. dzieję, dziać «делать, девать», в.-луж. dźeć «прясть, ткать», н.-луж. źaś — то же. Праслав.*dedi̯ǫ восходит к праиндоевр. *d h eh -

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Надежда - эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого события и предвосхищающее вероятность его свершения.

Надежда - психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Надежда - это состояние души, - доверие жизни и ожидание от нее только приятных сюрпризов.

Надежда - это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

Надежда - это добродетель, общая для всех религий и тесно связанная с понятием веры; утратить надежду означает пошатнуться и в вере.

Надежда - это самый оптимистичный способ понимания мира.

СОЧЕТАЕМОСТЬ.

С лово «надежда» сочетается с прилагательными.

Например:

. большая надежда

. великая надежда

. истовая надежда

. огромная надежда

. страстная надежда

. твердая надежда

И т.п.

Также слово надежда сочетается с сущ.

Например:

надежда на такси

вся надежда на сестру

надежда на пятерку

остров надежды

И т.п.

ИСКУССТВОВЕДЧИСКАЯ СТРАНИЦА.

в котором используется слово надежда:

Промелькнул за годом год,
И за цепью дней минувших
Улетел надежд блеснувших
Лучезарный хоровод…

Также это слово присутствует в стихотворении Окуджава Булата Шалвовича:

Надежда, белою рукою

сыграй мне что-нибудь такое,

чтоб краска схлынула с лица,

как будто кони от крыльца.

Сыграй мне что-нибудь такое,

чтоб ни печали, ни покоя,

ни нот, ни клавиш и ни рук...

И ещё во многих других книгах и стихотворениях присутствует это замечательное слово надежда.

НАДЕЖДЫ СБЫВАЮТСЯ!

НАДЕЖДА, КАК ЛУЧ СОЛНЦА ПРОБИВАЮЩИЙСЯ ЧЕРЕЗ ТУЧИ.

СВЕТ НАДЕЖДЫ!

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Как и положено в проекте, идею подсказали сами дети. Они стали играть с рамкой от картины: строили рожицы, пугали друг друга, изображали сценки за рамой. Я пришла к мысли, что это можно использовать в работе над темой «Портрет». Но тема оказалось столь обширной, что в рамки ни занятия, ни игры не вписывалась. Только проектная деятельность могла вместить в себя все многообразие жанров, видов и техник исполнения.

Рамка позволила остановить момент и сконцентрировать внимание ребенка на отдельных предметах, явлениях (снег за окном в рамке смотрится как картина, т.е. пейзаж; лежащие на столе фрукты и овощи через рамку превращаются в натюрморт; любимый воспитатель через рамку превращается в портрет).

Современные дети, воспитанные техногенным миром, в какой-то мере обделены вниманием и любовью, и как следствие, у них не сформировано правильное, адекватное отношение к себе. Из-за этого наблюдается плохая адаптация в коллективе, отсутствие правильной самооценки. Страх неодобрения блокирует продуктивную деятельность (именно созидание, т.е. перевод переживаний, ощущений в продукт), дети лучше вообще ничего не будут делать. Что они делают? Пассивно смотрят фильмы, бездумно играют в компьютерные игры, или шумно выплескивают эмоции и чувства в движении. Разнообразная деятельность в ходе проекта позволяет им реализовать себя, по-новому взглянуть на себя, увидеть себя с разных сторон, объяснить, почему я делаю именно так, а не иначе. В процессе деятельности в рамках данного проекта один мальчик восторженно заявил: «Вот теперь я знаю, чем занять себя дома».

Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта внимание детей будет привлечено к их внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; будут созданы оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, физрук, родители.

Цель : изучение себя через портрет.

Задачи :

  • расширить и углубить знания детей о портрете, познакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.);
  • знакомить детей с разными техниками выполнения портрета;
  • учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник;
  • обогатить чувственный багаж детей;
  • стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
  • научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику;
  • учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения;
  • учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение;
  • развивать речь через описание созданных работ.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный:

  • обозначение проблемы.выбор темы;
  • определение цели и задач проекта;
  • обсуждение с участниками;
  • составление плана работы над проектом;
  • сбор материалов.

Второй этап - практический:

  • проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта;
  • оформление и подбор нелбходимых материалов для исследований.

Третий этап - завершающий:

  • итоговое НОД "В мастерской художника";
  • проведение выставок;
  • планирование новых проектов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • расширение знаний детей о себе;
  • развитие речи;
  • умение детей классифицировать портрет по видам (живописный, графический, фотопортрет и т. д.).
  • развитие навыков изобразительной деятельности.

Итоги проекта:

1. Детинаучились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляли инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментировали с различными материалами, создавая образы.

2. Был сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства и различным его жанрам, сформировался стойкий познавательный интерес к своему внутреннему миру и красоте окружающей природы.

3. Развились творческие способности, в частности ручная умелость, были приобретены новые умения в различных техниках (пластилиновая графика, акватипия, фотографирование и др.).

4. Приобретены знания о различных портретах и техниках их исполнения.

5. Научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи эпитеты, сравнения, метафоры.

6. Сформированы навыки рационального дыхания, координации движения, осмысленной моторики.

Структура сценария педагогического проекта:
Автор проекта: Кипко Татьяна Владимировна, преподаватель художественных дисциплин.

Место работы:

Место реализации проекта: ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Тема проекта: "Портреты нашего времени"

Предметное направление: История искусств, станковая живопись

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, практико-ориентированный

Доминирующие методы в проекте : исследовательский, творческий.

Участники проекта: педагог по истории искусств, педагог по станковой живописи, студенты 15-17 лет, ямальские художники-портретисты, родители.

Сроки реализации: проект краткосрочный – три недели.

Предварительная работа: беседы со студентами о видах и жанрах искусства; изучение истории искусств по рабочей программе учебной дисциплины третьего поколения на основе ФГОС, начиная с первого года обучения на художественном факультете; рассматривание иллюстраций, открыток; просмотр видео фильмов о западно - европейском искусстве и отечественном искусстве; посещение виртуальных выставочных залов музея с картинами художников; знакомство с творчеством ведущих художников Ямала в выставочных залах «Арт-центра» и «Музейно-выставочного комплекса им. Шемановского» г. Салехарда; последовательное выполнение программных заданий учебной дисциплины «живописи» и учебной дисциплины «рисунок» в течение первого, второго, третьего и четвертого семестра.

Форма коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

Ресурсы:


  • Временн ы е: Для реализации проекта необходимо 6 лекционных часов по истории искусств(6 часов в неделю), 24 часа на выполнение «этюда головы натурщика в сложном повороте»(12 часов в неделю)

  • Информационные: проект направлен на сбор информации о конкретном объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Для реализации проекта педагоги подготовили сообщения, доклады, мультимедиа интерактивные презентации.

  • Интеллектуальные (экспертные): За подготовкой и реализацией проекта следят методисты колледжа.

  • Человеческие (кадровые): преподаватель истории искусств, преподаватель станковой живописи; два ямальских художника-портретиста.

  • Организационные («административный» ресурс): реализация проекта должна быть согласованна с педагогическим советом кафедры художественных дисциплин, с заведующей кафедры живописи; план проекта должен быть внесен в примерную рабочую учебную программу дисциплины «история искусств» и в примерную рабочую учебную программу дисциплины «живопись», по специальности среднего профессионального образования 071001 «Живопись (по видам)»

  • Материально-технические, финансовые: учебный кабинет «истории искусств», оснащенный видео и мультимедиа аппаратурой, художественная мастерская, оснащенная профессиональными мольбертами.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Живопись».

  • Оборудование учебного кабинета (художественная мастерская): посадочные места, мольберты по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; тумбы постановочные; комплект учебно-наглядных пособий; классная доска; демонстрационные стенды.

  • Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; телевизор и DVD, видео и DVD фильмы; музыкальный центр, проектор.

Целевая аудитория : 20 студентов второго курса среднего профессионального образования, художественной специальности и их родители. Предполагаемое количество участников: 44 человека

Продукт студенческой деятельности: выполненный на холсте масляной краской этюд головы натурщика (одного из родителей каждого студента) в сложном повороте и демонстрация студенческих картин на выставке «Портреты нашего времени»

Актуальность исследования.

Гармония в природе вызывает в человеке положительные эмоции. Испытывая духовное наслаждение, мы наполняемся энергией, дающей нам силы осуществлять задуманное.

Живопись является образом, пропущенным через призму души художника и запечатленным на холсте. Картины способны вдохновлять, успокаивать и радовать.

Живопись учит смотреть и видеть

Искусство пробуждает у студентов среднего профессионального образования эмоционально-творческое начало. С помощью живописи студенты учатся понимать гармонию природы. Изучение живописи формирует у ребят ценностные ориентиры. Позволяет научиться понимать, что изображено на картине и с какой целью. Высказывать свое собственное мнение. Умение анализировать произведение изобразительного искусства.

Научиться уважительно относиться к себе и окружающим людям, ценить жизнь, прочувствовать важность своего существования помогает уникальный жанр живописи – портрет.

В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


У фотографов тоже есть свои средства, но они "фиксируют", а не "создают".

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающего мира, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души.

На сегодняшний момент люди все больше испытывают нетерпение друг к другу. В обществе растет напряжение, которое стремительно продвигает нас к массовым конфликтам. Незаметно подкрадывается третья мировая война. Поскольку студенты ежедневно наблюдают поведение людей в обществе, часто встречают на своем пути недоброжелателей. Из всех СМИ на неокрепшую психику ребенка обрушиваются сведения о массовых беспорядках и убийствах в разных странах, о террористических актах, направленных на истребление человечества, считаю, существует острая необходимость обратить внимание подростков на ценность каждой человеческой жизни. Следует познакомить и приобщить подрастающее поколение к красоте лирического портрета человека. Этот процесс возможен при ознакомлении студентов с портретной живописью художников Ямало-Ненецкого автономного округа и с творчеством художников вошедших в историю отечественного искусства.

Для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки. Нужно еще и духовно-нравственное здоровье.

в жизни человека и социума значительную опасность представляет вся совокупность факторов – от геологических до социальных.
Первая группа – геофакторы. Она включает всю совокупность геологических причин, начиная со стихийных катастроф и заканчивая нехваткой или избытком воды, тепла, энергии.
Вторая группа – биофакторы, начиная с отсутствия хлеба насущного и заканчивая эпидемиями. Основные группы опасностей, скрывающиеся здесь: голод, истощение почв, эпидемии. Наконец, третья группа – социофакторы. Они включают: экономические факторы, начиная с несправедливой экономики и неправильно организованного труда; войны, в результате войн исчезали целые народы;
духовно-нравственные факторы, смена или отсутствие духовно-нравственных ценностей.
И если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно-нравственная деградация. Духовная смерть наступает только при стечении определенных социальных обстоятельств. Поэтому Древний Рим погиб, а Древний Китай нет.
Совокупность духовно-нравственных факторов является причиной абсолютной гибели человека и социума: если человек или общество поражены духовно-нравственным кризисом и не могут преодолеть его, то они гибнут, так как не могут воспроизвести себя.

Абсолютный характер носит духовная смерть в человеке и социуме в случае их духовно-нравственной деградации. При этом духовное умерщвление запускает и механизмы физического уничтожения человека и человечества.


Поэтому для благополучной жизни человеку и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и о духовно-нравственном здоровье.
Человек и общество должны быть настроены на их постоянное развитие.
Человек и социум должны целенаправленно формироваться и духовно, и нравственно.
А это предполагает соответствующее духовно-нравственное воспитание. Поэтому оно должно осуществляться столь же системно и целостно, как и другие виды воспитания. Чтобы человек трудился, его надо научить трудиться, дать трудовое воспитание. Телесное развитие человека невозможно без физического воспитания, художественное – без эстетического.
Таким образом, для успешного развития человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание и, значит, в системе российского образования должна быть создана целостная сфера духовно-нравственного воспитания.

В следствие всех выше перечисленных доводов и фактов, считаю, своевременной и актуальной работу над педагогическим проектом на тему: «Портреты нашего времени», соединяющую в себе воспитательную, познавательную, и художественно-творческую направленность. Через взаимодействие и объединение различных областей знаний происходит формирование целостного видения проблемы.

Готовность прочувствовать «родственность человеческих душ», выражать трепетное отношение к людям своей страны и населению планеты – это те глубокие нравственные и эстетические чувства, которые необходимо пробудить в каждом студенте.

Объект исследования: процесс развития художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Предмет исследования: развитие художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Педагогическая цель : Сформировать у студентов художественную культуру и развивать художественные способности, приобщать студентов к культуре своего края, пробудить в студентах их собственное творчество через освоение художественного опыта деятелей искусства реализуя поисково-творческий, информационный, практико-ориентированный проект «Портреты нашего времени».

Задачи:


  • формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности средствами искусства;

  • привить студентам чувство патриотизма, любви к родине и понимание ценности каждой человеческой жизни;

  • познакомить студентов с творчеством художников – портретистов;

  • развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения студентов в совместной деятельности;

  • совершенствовать творческие умения студентов через показ - выставку продуктов студенческой поисковой и продуктивной деятельности;

  • знать методы ведения живописных работ;

  • художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

  • в результате освоения проекта обучающийся должен уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академической живописи;

  • новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с
родителями.

Гипотеза исследования: процесс развития нравственно-эстетических чувств и художественных способностей студентов будет эффективным, если участие студентов, родителей, педагогов и ямальских художников - портретистов в проекте «Портрет нашего времени» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социально - культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга социально - культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Ожидаемый результат и социальный эффект: результаты-продукты, новые, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта: методическая разработка карт уроков, творческая интерактивная презентация творчества художника И.Н. Крамского, выставка портретов родителей, выполненных студентами для выставки «Портреты нашего времени». Результаты-эффекты, социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта «Портрет нашего времени», всеми участниками процесса. Этот проект будет способствовать развитию неравнодушного отношения к людям родной земли; умения работать в коллективе, познавательной активности, сформирует у студентов навыки продуктивной и исследовательской деятельности, самостоятельности, творчества. Результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Высокая степень достижения поставленных целей и задач соответствует количественной и качественной оценке результатов. Успешно реализованный проект гарантирует хорошее обучение студентов средне профессионального образования в колледже. Степень освоения программы проекта включает следующие уровни: ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Перспективы дальнейшего развития проекта: Возможно применение проекта в детских художественных школах, программа проекта может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной курсовой подготовке незанятого населения.

Дидактический смысл проектной деятельности: использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление и выставки конечных результатов(портретов), подведение итогов, выводы.

Принципы реализации проекта:


  • педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

  • обязательность в выполнении всех заданий в определенные программой проекта сроки;

  • взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;

  • свобода в выражении мыслей, идей.
План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием ответственных за каждое мероприятие).

  1. Тема: « Русское искусство середины и второй половины XIX века; Русское искусство последней трети XIX века »
Тема рассчитана на 4 часа.

Вид занятий : лекция.


  1. Тема: « Задачи портретной живописи. Знакомство с творчеством ямальских художников портретистов »
Тема рассчитана на 2 часа.

Вид занятий: лекция.

Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств


  1. Тема: « Этюд головы натурщика в сложном повороте »
Тема рассчитана на 24 часа.

Вид занятий: рисование с натуры.

Ответственный за мероприятие: преподаватель живописи


  1. Открытие выставки студенческих картин «Портреты нашего времени»
Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств, преподаватель живописи.
Конспекты образовательных ситуаций:

Приложение 1. Технологическая карта урока; 1.1 Презентация к уроку; 1.2 Презентация к уроку

Приложение 2. Технологическая карта урока; 2.1 Презентация к уроку

Приложение 3. Технологическая карта урока; 3.1 Презентация к уроку

Распределение деятельности участников проекта «Портреты нашего времени»


Этапы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя истории искусств

Деятельность преподавателя живописи

Деятельность

родителей



Место и способ проведения

  1. Выявление проблемы

Вживаются в

ситуацию.

Осознают и личностно

принимают

проблему.

Предлагают варианты

решения.


Формулирует

проблему.

Побуждает студентов к решению

проблемы.

Предлагает варианты

решения.


В кабинете под руководством

Преподавателя истории искусств.



  1. Планирование работы над проектом

Определяют направления деятельности по разрешению проблемы. Намечают этапы осуществления проекта

Подводит итог обсуждению. Помогает спланировать

деятельность, ее конечный продукт.



В кабинете под руководством преподавателя истории искусств, дома с родителями.

  1. Практическая деятельность по решению
проблемы

Находят и систематизируют информацию. Изучают натуру (лица своих родителей) и выполняют этюды головы на тему: «Портреты нашего времени»

Организует знакомство студентов с портретной живописью знаменитых русских художников XIX века; организует знакомство студентов с творчеством ямальских художников-портретистов

Организует занятия по живописи, курирует выполнение портретов родителей

Активно помогают своим детям в написании портрета. Один из родителей позирует своему ребенку для портрета на выставку «Портреты нашего времени»

На уроках – лекциях в кабинете истории искусств под руководством преподавателя истории искусств

На практических занятиях по станковой живописи в мастерской

руководством

преподавателя живописи, совместно с родителями.


  1. Презентация результатов деятельности
Студентов

Выставка «Портреты нашего времени»



Оформляют портреты родителей Готовятся к представлению продуктов деятельности и презентуют их.

Помогает в организации презентации результатов проекта на тему: «Портреты нашего времени»

Организует презентацию – выставку студенческих работ на тему: «Портреты нашего времени»

Поддерживают детей, отмечают значимость решения данной проблемы через презентацию продуктов их деятельности.

В выставочном зале Ямальского многопрофильного колледжа под руководством

Преподавателя живописи.


Литература:


  1. Андроникова М. Об искусстве портрета. - 1975.

  2. Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - 1980.

  3. Андроникова М. Портрет и портретное сходство // Художник. - 1974. - № 10.

  4. Аникушин М. О портретном творчестве // Художник. - 1973. - № 3.

  5. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. - М., 1986. - В. 20.

  6. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163-172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351.

  7. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. - М., 1928.

  8. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизма в искусстве) // Оригинал о портретистах / Сост., подготовка текста и коммент. Т. С. Джуровой, А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.: Совпадение, 2005. - 399 с. - ISBN 5-86402-146-6

  9. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. - М., 1969.

  10. Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета.

  11. Зингер Л. С. Путь к портрету-типу // Художник. - 1980. - В. 9.

  12. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. - М., 1928.

  13. Кисунько В. Портрет - пластический образ времени // Художник. - 1977. - № 2.

  14. Китайские трактаты о портрете. - Л., 1971.

  15. А. Лактионов. Техника портрета http://artpage.ru/advice/tehnika_portreta .

  16. Проблемы портрета. - М., 1974. - (Материалы научной конференции, 1972).

  17. Романычев А. Возможности портрета // Художник. - 1973. - В. 6.

  18. Сидоров А. А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа). - Искусство, 3. М., 1927, кн. 2-3, с. 5-15.

  19. Стасевич В. Н. Искусство портрета. - М., 1972.

  20. Тухенгольд Я. А. «О портрете», 1912 // Аполлон, 1912. № 8, с.33-52; В кн. «Проблемы и характеристики», Пг., 1915).

  21. Фриче В. Социология искусства, глава «Портретный жанр». М.-Л., 1926, с. 144-150
Ссылки:

  1. http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/

  2. http://www.artvek.ru/kramskoy.html

  3. http://www.artsait.ru/art/k/kramskoy/main.htm

  4. http://www.kramskoy.info/content/view/401/26/




Top