Проект по литературе "мой пушкин". Исследовательские проекты по предмету Темы проектов по литературе 6

Задачи: 1. развитие познавательной деятельности учащихся

2. формирование навыков самообразования

3. развитие исследовательских умений
4. развитие системного мышления

Результат проекта - анализ стихотворений учащихся



Анализ стихотворения

Семантический анализ

  1. В отрывке произведения А.С. Пушкина «19 октября» основным персонажем является образ Ф.Ф. Матюшкина, хорошего друга-лицеиста поэта. Это становится понятно из описания, так как Фёдор Фёдорович был моряком, его всегда «тянуло» к морской деятельности, и Александр Сергеевич пишет:

...«Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!»...

2. В этих двух восьмистишиях описывается жизнь Матюшкина. В начале Пушкин задает вопрос ему о том, где тот сейчас находится, в морях или же с друзьями. Затем поэт описывает его жизнь после выпуска из Царскосельского лицея. А в конце отрывка он сожалеет о долгой разлуке, но упоминает, что они остаются по прежнему друзьями, несмотря на дальние расстояния.


3. По моему мнению, сопутствующим образом является описание морских стихий, дополняющее отношение поэта к интересам друга.

...«Иль снова ты проходишь тропик знойный

...«Средь бурных волн мечталися тебе;

Ты простирал из-за моря нам руку»...

Пушкин рад за своего товарища, что он верно выбрал свой путь в жизни, и Александр Сергеевич восхищается этим выбором.

4. Стихотворение было написано в честь годовщины окончания Царскосельского лицея. В 1825 году А.С. Пушкин находился в ссылке, поэтому в его произведении "19 октября", соответственно, и в этом отрывке, присутствует некое одиночество и тоска по старым временам.


Анализ изобразительных средств.

  1. Поэт использует средства выразительности, такие как:

Инверсия

..."любовник беспокойный"...

..."тропик знойный"...


Анафора

"Ты простирал из-за моря нам руку.

Ты нас одних в младой душе носил..."


Эпитет

...«в блуждающей судьбе»..


Риторический вопрос

«...Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночный морей?»...

  1. Стихотворение написано в разных рифмах. Сначала в опоясывающей рифме, а потом в перекрестной для предания большей выразительности, для того чтобы произведение не казалось монотонным.
  2. Это стихотворение просвещается крепкой дружбе в Царскосельском лицее, о том, что неважно какие преграды разделяют товарищей, они всегда останутся верны друг другу. А этот отрывок повествует об одном представителей этого союза - Матюшкине.

Анализ стихотворения в контексте.

  1. У Пушкина достаточно много стихотворений на тему дружбы, на лицейскую тему. Вот некоторые из них: «Царское село», «19 октября 1825», «19 октября 1827», «19 октября 1828», Дельвигу «Мы рождены, мой брат названый...», «Дружба», Друзьям «Богами вам еще даны», Друзьям «Вчера был день разлуки шумной», «К другу стихотворцу» и другие. Во всех них мы видим трепетное отношение к своим товарищам. Своими произведениями он хочет показать, как важны ему друзья и годы учебы. Что на протяжении всей жизни ребята из лицея никогда его не предавали и оставались верными поэту.
  2. Мне кажется, что тема дружбы является одной из самых часто используемых поэтами. Вот например, А.Н. Радищев писал такие произведения как «Ода к другу моему», «Почто, мой друг, почто слеза...». Также у В.Ф. Раевского - «Друзьям в Кишинев», Ода другу («На лоне ласкательной неги...»), Послание другу («Как отшельник вдалеке...») Или у товарища Александра Сергеевича А.А. Дельвига были написаны стихотворения «Друзья», «Романс» («Друзья, друзья! я Нестор»), «К друзьям». Конечно, эти произведения разные, но их объединяет одно - все они написаны на эту тему.
  3. Что касается зарубежных авторов, то Пушкина можно сравнить с Джорджем Гордоном Байроном, поскольку они очень похожи. В свое время Александр Сергеевич увлекался его творчеством, поэтому наблюдаются некоторые общие черты, будь то манера письма, темы и др. Поэт также упоминает его в стихотворении «К морю». Многие считают, что лирика Пушкина во многом перекликается со стихотворениями и поэмами Байрона. Например, их сходство ярко выражено в произведениях «Евгений Онегин» и «Дон Жуан». Можно сделать вывод, что несмотря на то что в произведениях Александра Сергеевича и встречаются байронические мотивы, но они представлены в другом виде.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина о любви

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

1. Это стихотворение о любви А.С.Пушкина посвящено Анне Керн. Оно было написано не позже 19 июля 1825 года, во время пребывания Пушкина в ссылке, в селе Михайловское. Это стихотворение показывает, как Пушкин был проникнут к Анне, как он любил её: всем сердцем, всей душой. Он полюбил её искренне, ненарочно, с первого взгляда.
Двумя ключевыми образами этого стихотворения являются сам Пушкин и его возлюбленная Анна Керн. Они создают динамику, энергию, эмоциональное напряжение этого стихотворения.

Пушкин-Дон-Жуан-любовь-

Женщины-Анна Керн-счастье-муза-жизнь

В первом четверостишье:

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

Пушкин описывает его незабываемую встречу с Анной Керн. Аннв предстала перед ним, как "мимолетное виденье" , как "гений чистой красоты". Она была его музой, его душой. Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Виделись они недолго, и следущая встреча казалась ему невозможной. Он долго не мог забыть её, она являлась к нему во снах, он слышал её голос. И казалось ничто не сможет заставить его забыть о ней. Но шли годы, и поэт перестал испытывать те чувства, которые несколько лет назад не давали ему покоя, прошла та страсть поэта, та любовь поэта: ..И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Но всё какие-то чувства ещё остались, хоть и в глубине души..
И вот поэт находится в ссылке, в глуши, без друзей, без возлюбленной. Жизнь поэта потеряла смысл, для него словно перестало всё существовать. Он не испытывает ни радости, ни счастья, одно только отчаяние:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но судьба преподносит поэту сладкий, счастливый и радостный момент в его жизни. Как лучик солнца ворвётся в темницу, где никогда не было света. Он вновь встречает его давнюю возлюбленную. Его душа раскрывается, радуется. Можно сказать, что поэт, как заново родился. Это момент был для него неожиданным, поэтому, мне кажется, наиболее счастливым- он встретил Анну там, где никогда и не думал её встретить:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Сердце поэта вновь живёт, радуется, оно наполненно счастьем. Для Пушкина вновь стали существовать и радость, и любовь, и слёзы, и вдохновенье, и жизнь в целом, му вновь хочется жить и твриить.. И больше в этот момент, мне кажется, ему ничего было не надо..

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

2.1. В этом стихотворении Пушкин использует разные средства выразительности, с помощью которых, стихотворение становится более выразительным, насыщеным, ярким. Такие как сравнение: ..Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

3.1. Стихотворение Пушкина:

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..

Это стихотворение схоже с предыдущем, здесь Пушкин также затрагивает тему любви, что очень ему свойственно. Поэт также выражает свою любовь к женщине, к ее голосу, улыбке, ко всем её действиям.

МОУ «Гимназия» г. Сертолово

Выполнили: ученики 6 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

Октябрь 2011 г.


Настоящий проект проводится на уроках литературы и во внеурочное время. Охватывает учебные темы: «Стихи А. С. Пушкина» и «Повести Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное изучение творчества А. С. Пушкина.

Ребятам предлагаются для исследования следующие темы:

  • Актуальны ли стихи Пушкина в XXI веке?
  • Что рассказывают о Пушкине его портреты?
  • Повлияло ли творчество Пушкина на музыкальное искусство?
  • Интересны ли Вам сказки Пушкина?

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

Участники проекта:

литература

Тип проекта:

учащиеся 6 класса.

исследовательско – творческий.

Продолжительность:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Вопросы проекта:

Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.

Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству.

Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы, умение видеть проблему и наметить пути её решения.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование умения проведения исследовательской работы, краткого о изложения своих мыслей.

Необходимое оборудование:

компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.

Предполагаемый продукт проекта:

Оформление выставки, брошюр, газеты, экскурсия в Царскосельский лицей.


ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДРА

СЕРГЕЕВИЧА





Участники проекта – учащиеся 6 класса.

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:

1 группа –работала над созданием брошюр «Унылая пора, очей очарованье», «Здравствуй, гостья Зима!»;

2 группа –оформляла газету «В гостях у Пушкина»;

3 группа – подбирала материалы для выставки рисунков «Что за прелесть эти сказки!»


В проекте четыре этапа:

1. Выбор проблемы.

2. Сбор информации.

3. Разработка плана действия.

4. Осуществление плана действия.

План действий :

1. Урок по литературе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Экскурсия в Царскосельский лицей.

2. Сбор необходимой информации (для создания и оформления брошюр, газеты, выставки рисунков).

3. Анкетирование одноклассников и родителей.

4. Оформление результатов поисково-исследовательской работы.


Действие

Ответственные

Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы

Учитель литературы

Все ребята класса

Утверждение индивидуальных планов работы.

Отметка о выполнении

Установление процедуры и критериев оценки проектов.

Учитель литературы

Сбор и систематизация материалов.

Учитель литературы

Все ребята класса

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.

Все ребята класса

Учитель литературы

Оформление результатов проектной деятельности.

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

В течение всей работы

Все ребята класса

Подготовка к публичной защите проекта.

Все ребята класса

С первого дня

Все ребята класса

Презентация проекта

Учитель литературы


У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.

У тверждение индивидуальных планов работы.

У становление процедуры и критериев оценки проектов.


  • С бор и систематизация материалов.
  • П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.





Брошюры:

«Унылая пора, очей очарованье»,

«Здравствуй, гостья Зима!»

Газета «В гостях у Пушкина»

Выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Викторина «В гости к сказке»

Экскурсия в Царскосельский лицей


полученные в ходе работы над проектом:

усвоение знаний

из различных

источников информации

культурно-досуговая

деятельность

обработка полученной

информации с помощью

компьютерных программ

гражданско–

общественная

деятельность

самостоятельная

деятельность


Участие в школьной олимпиаде по литературе

Совершенствование

умений работы

в программе PowerPoint

Повышение качества знаний по литературе


ru.wikipedia.org/.../ Пушкин,_Александр_Сергеевич

pushkin .niv.ru/

www. pushkin museum.ru/

www.museum.ru/gmii/

lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml

ПРОЕКТ по литературе на тему:

«СТРАНА ВЫСОКИХ ВДОХНОВЕНИЙ»

ВЫПОЛНИЛИ УЧАЩИЕСЯ 6 «А» класса

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3


Страна высоких вдохновений

Сборник стихов поэтов 19-20 веков



Поэты 19 века:

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Поэты 20 века:

С.А.Есенин

А.А.Ахматова

Н.М.Рубцов

Н.А.Заболоцкий


ВИЗИТКА

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту ,- литература

Класс : 6 "А"

Количество учеников : 20

Время работы над проектом : 2 недели

Режим работы : внеурочная деятельность

Проект : «СТРАНА ВЫСОКИХ ВДОХНОВЕНИЙ"

Вид проекта : творческий

Продукт : защита проекта на уроке литературы

Цель : изучение стихов поэтов о природе19-20 веков

Этапы работы над проектом :

  • Выбор темы проекта
  • Обоснование цели, задачи, актуальности проекта
  • Составление плана проекта
  • Сбор информации
  • Анализ полученной информации
  • Оформление проекта

Дневник работы над проектом

Тема нашего проекта: «Страна высоких вдохновений».

Мы выбрали этот проект, потому что учимся способствовать формированию представлений о жизни и творчестве поэтов XIX–XX веков, мастеров пейзажной поэзии, о значении творчества в русской литературе.

Проектный продукт: Реферат, презентация.

Цель: Сформировать представление о творчестве поэтов; интерес к знакомству с русской поэзией, умение читать и воспринимать лирику.

План нашей работы:

1. Выбрали тему проекта.

2. Прочитали поэзии: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого.

3. Каждый проанализировал биографию и творчество поэтов.

4. Воспользовались интернет ресурсами.

5. Каждый выполнил свою основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной нами.

6. Подвели итоги, исходившие из нашей лирике.

7. Выполнили презентацию.

8. Сделали общий вывод.


ВВЕДЕНИЕ

Стихи о природе – это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и рассказ об их собственной душе. Поэты видят русскою природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства и помогают нам понимать почему они видят мир таким.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Цель исследовательской работы - знакомство с разнообразием образов родной природы в стихах поэтов 19-20 веков. Воспитание чувства любви к природе посредствам познания творчества замечательных русских поэтов.

Задачи исследовательской работы - изучить биографию и творчество русских поэтов 19-20 веков; Подобрать стихотворения о природе и иллюстрации к ним.


ГИПОТЕЗА

Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.

Многие писатели XIX – XX века обращались к теме Родины и великому образу нашей России. Доказать причастность поэтов 19 -20 веков к русской природе.

МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал исследования - произведения русской поэзии.

Предмет исследования - поэты XIX – XX века.


МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический:

Знакомство с материалами литературоведов по данной теме;

Подбор иллюстративного материала (иллюстрации, картины, фотографии), подбор познавательной литературы.

Практический:

- «погружение» в текст – исследование лирики и рассмотрение портретов поэтов XIX – XX века.

Методика обработки полученных данных:

Сбор материала по теме;

Выделение главного и второстепенного;

Создание презентации, которая сопровождается красочными иллюстрациями наглядными материалами об их творчестве;

Оформление проекта.


Актуальность проекта

Тема природы в русской поэзии актуальна и в наши дни. Русских поэтов на протяжении всех веков привлекает красота родной природы и ее величие.

Поэты - особые люди, они наиболее тонко чувствуют красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения.

Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы. Образы природы - неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы.


План сбора информации:

1. Чтение поэзии.

2. Обзор Интернет ресурсов.

План решения проблемы :

Подготовка презентации.

Определение необходимых средств:

Компьютер, произведения поэтов XIX – XX века.

Организация работы:

Деление материала по темам.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПОЭТЫ 19 века

  • Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
  • Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
  • Фет Афанасий Афанасьевич

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799-1837)

Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Пушкин был очень талантливый человек,огромное влияние на него оказала няня Арина Родионовна. Он писал о природе,о любви,о своей няне и о многом другом. В 1820 году Пушкин прославился своей поэмой «Руслан и Людмила» и стал знаменитым на всю страну.


ВЕСНА, ВЕСНА,ПОРА ЛЮБВИ… ТУЧА

ТУЧА

Весна, весна, пора любви,

Как тяжко мне твое явленье,

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови…

Как чуждо сердцу наслажденье…

Всё, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье.

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний долгий мрак ночей.

(1827 г.)

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день….

(1835 г.)


Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!........

(1829 г.)

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит….

(1825 г.)


П Т И Ч К А

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны………

(1923 г.)

Забыв и рощу и свободу…..

Забыв и рощу и свободу,

Невольный чижик надо мной

Зерно клюет и брызжет воду,

И песнью тешится живой.

(1836 г.)


Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.


« Утёс»

  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

« Небо и звёзды»

  • Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка; О! Для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! Чем ты несчастлив? – Скажут мне люди…

«Гроза»

  • Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой…

Осень

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит


Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892)

Известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.

Сборник "Лирический пантеон" был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности

Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.


Цветы

  • С полей несется голос стада,
  • В кустах малиновки звенят,
  • И с побелевших яблонь сада
  • Струится сладкий аромат.
  • Цветы глядят с тоской влюбленной,
  • Безгрешно чисты, как весна,
  • Роняя с пылью благовонной
  • Плодов румяных семена.
  • Сестра цветов, подруга розы,
  • Очами в очи мне взгляни,
  • Навей живительные грезы
  • И в сердце песню зарони.

ПОЭТЫ 20 века

  • Блок Александр Александрович (1880 – 1921)
  • Есенин Сергей Александрович
  • Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)
  • Рубцов Николай Михайлович (1936-1971)
  • Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958)

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)


Летний вечер

  • Последние лучи заката
  • Лежат на поле сжатой ржи.
  • Дремотой розовой объята
  • Трава некошеной межи.
  • Ни ветерка, ни крика птицы,
  • Над рощей - красный диск луны,
  • И замирает песня жницы
  • Среди вечерней тишины.
  • Забудь заботы и печали,
  • Умчись без цели на коне
  • В туман и в луговые дали,
  • Навстречу ночи и луне!


Черемуха

Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.

Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.

Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.


Белая береза

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.


Зеленая прическа…

Зелёная причёска, Девическая грудь, О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер? О чём звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил печальный Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звёздной Здесь слёзы лил пастух.

Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко, Сказал под звон ветвей: "Прощай, моя голубка, До новых журавлей"».


Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)

Знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Родилась в Одессе.

Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе.

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов.


Вот она, плодоносная осень!..»

Вот она, плодоносная осень! Поздновато ее привели. А пятнадцать блаженнейших весен Я подняться не смела с земли. Я так близко ее разглядела, К ней припала, ее обняла, А она в обреченное тело Силу тайную тайно лила.


ТРИ ОСЕНИ

Мне летние просто невнятны улыбки,

И тайны в зиме не найду.

Но я наблюдала почти без ошибки

Три осени в каждом году.

И первая - праздничный беспорядок

Вчерашнему лету назло,

И листья летят, словно клочья тетрадок,

И запах дымка так ладанно-сладок,

Всё влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,

Накинув сквозной убор,

Стряхнув второпях мимолетные слезы

На соседку через забор.

Но эта бывает - чуть начата повесть.

Секунда, минута - и вот

Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,

Мрачна, как воздушный налет.

Все кажутся сразу бледнее и старше,

Разграблен летний уют,

И труб золотых отдаленные марши

В пахучем тумане плывут…

И в волнах холодных его фимиама

Закрыта высокая твердь,

Но ветер рванул, распахнулось - и прямо

Всем стало понятно: кончается драма,

И это не третья осень, а смерть.


ПО ТВЕРДОМУ ГРЕБНЮ СУГРОБА

По твердому гребню сугроба

В твой белых, таинственный дом

Такие притихшие оба. В молчании нежном идем.

И слаще всех песен пропетых

Мне этот исполненный сон,

Качание веток задетых

И шпор твоих легоньких звон


ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь


Рубцов Николай Михайлович (1936-1971)

Родился в селе Емецк Архангельской области, в многодетной семье. В 1942, после смерти родителей, был направлен в Никольский детский дом на Вологодчине. Окончив семь классов, поступил в Тотемский лесотехнический техникум.

В 1955 жил в Ленинграде у брата и работал слесарем на заводе, в 1956-1958 служил на Северном флоте.

В 1962, представив свои первые стихи, успешно выдержал конкурс на поступление в Литературный институт. Первый небольшой сборник стихов Рубцова «Лирика» вышел в 1965 в Архангельске. До своей трагической гибели опубликовал ещё три сборника, названия которых отражают основную направленность его поэзии: «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970).


Улетели листья

Улетели листья с тополей -

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят,

Не кляни ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?


Первый снег

Ах, кто не любит первый снег

В замёрзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,

И на гармонь летят снежинки.

И весь в светящемся снегу,

Лось замирает на бегу

На отдалённом берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?

Легко в упряжке скачут кони,

И по дорогам меж полей,

Как стаи белых голубей,

Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег

В замёрзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!


Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним...


Утро

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...


Журавли

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий..

Вот наступит сентябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, как сигнал, журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали.

Вот летят, вот летят, возвещая нам срок увяданья

И терпения срок, как сказанье библейских страниц, –

Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И могучий полёт этих гордых прославленных птиц!

Широко на Руси машут птицам прощальные руки.

Помраченье болот и безлюдье знобящих полей –

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей!

Вот замолкли – и вновь сиротеют холмы и деревни,

Сиротеет река в берегах безотрадных своих,

Сиротеет молва заметавшихся трав и деревьев

Оттого, что – молчи – так никто уж не выразит их!


Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958)

Родился недалеко от Казани - на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы , где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864-1929) - агроном - работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)-1926) - сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая ) 1903 года в Варваринской церкви города Казани . Детство прошло в Кизической слободе вблизи Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл ). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920 -й жил в Уржуме , где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном. Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья, Где пьют насекомые сок из растенья, Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищными тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замер у входа, Раздвинув руками сухие кусты. В венце из кувшинок, в уборе осок, В сухом ожерелье растительных дудок Лежал целомудренной влаги кусок, Убежище рыб и пристанище уток. Но странно, как тихо и важно кругом! Откуда в трущобах такое величье? Зачем не беснуется полчище птичье, Но спит, убаюкано сладостным сном? Один лишь кулик на судьбу негодует И в дудку растенья бессмысленно дует. И озеро в тихом вечернем огне Лежит в глубине, неподвижно сияя, И сосны, как свечи, стоят в вышине, Смыкаясь рядами от края до края. Бездонная чаша прозрачной воды Сияла и мыслила мыслью отдельной, Так око больного в тоске беспредельной При первом сиянье вечерней звезды, Уже не сочувствуя телу больному, Горит, устремленное к небу ночному. И толпы животных и диких зверей, Просунув сквозь елки рогатые лица, К источнику правды, к купели своей Склонились воды животворной напиться.


«Я воспитан природой суровой…»

Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня. В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо в небосвод. Жизнь потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь листы, И туманные звезды светили, Заливая лучами кусты. И, внимая весеннему шуму Посреди очарованных трав, Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.


Весна в лесу

Каждый день на косороге я Пропадаю, милый друг. Вешних дней лаборатория Расположена вокруг. В каждом маленьком растеньице, Словно в колбочке живой, Влага солнечная пенится И кипит сама собой. Эти колбочки исследовав, Словно химик или врач, В длинных перьях фиолетовых По дороге ходит грач. Он штудирует внимательно По тетрадке свой урок И больших червей питательных Собирает детям впрок. А в глуши лесов таинственных, Нелюдимый, как дикарь, Песню прадедов воинственных Начинает петь глухарь. Словно идолище древнее, Обезумев от греха, Он рокочет за деревнею И колышет потроха. А на кочках под осинами, Солнца празднуя восход, С причитаньями старинными Водят зайцы хоровод. Лапки к лапкам прижимаючи, Вроде маленьких ребят, Про свои обиды заячьи Монотонно говорят. И над песнями, над плясками В эту пору каждый миг, Населяя землю сказками, Пламенеет солнца лик. И, наверно, наклоняется В наши древние леса, И невольно улыбается На лесные чудеса.


ГРОЗА

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится. Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов - первых слов на родном языке. Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада. А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы. И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.


СОЛОВЕЙ

Уже умолкала лесная капелла. Едва открывал свое горлышко чижик. В коронке листов соловьиное тело Одно, не смолкая, над миром звенело. Чем больше я гнал вас, коварные страсти, Тем меньше я мог насмехаться над вами. В твоей ли, пичужка ничтожная, власти Безмолвствовать в этом сияющем храме? Косые лучи, ударяя в поверхность Прохладных листов, улетали в пространство. Чем больше тебя я испытывал, верность, Тем меньше я верил в твое постоянство. А ты, соловей, пригвожденный к искусству, В свою Клеопатру влюбленный Антоний, Как мог ты довериться, бешеный, чувству, Как мог ты увлечься любовной погоней? Зачем, покидая вечерние рощи, Ты сердце мое разрываешь на части? Я болен тобою, а было бы проще Расстаться с тобою, уйти от напасти. Уж так, видно, мир этот создан, чтоб звери, Родители первых пустынных симфоний, Твои восклицанья услышав в пещере, Мычали и выли: «Антоний! Антоний!»


Утренняя песня

Могучий день пришел. Деревья встали прямо, Вздохнули листья. В деревянных жилах Вода закапала. Квадратное окошко Над светлою землею распахнулось, И все, кто были в башенке, сошлись Взглянуть на небо, полное сиянья. И мы стояли тоже у окна. Была жена в своем весеннем платье. И мальчик на руках ее сидел, Весь розовый и голый, и смеялся, И, полный безмятежной чистоты, Смотрел на небо, где сияло солнце. А там, внизу, деревья, звери, птицы, Большие, сильные, мохнатые, живые, Сошлись в кружок и на больших гитарах, На дудочках, на скрипках, на волынках Вдруг заиграли утреннюю песню, Встречая нас. И все кругом запело. И все кругом запело так, что козлик И тот пошел скакать вокруг амбара. И понял я в то золотое утро, Что счастье человечества - бессмертно.


ВЫВОД

Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический капитал. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они прошли сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, тюрьмы, через ошибки и заблуждения и пронесли чувство Родины.

Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого на таланты периода.


ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ИМЕЛА БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Она выражала настроения эпохи.
  • Определяла поиски новых путей в искусстве.
  • Разнообразие творческих индивидуальностей.
  • Привлекала читателя к сотворчеству.

Общий вывод

Поставленные в проекте цели и задачи были полностью рассмотрены и достигнуты.

Мы можем сделать вывод, что многие

поэты XIX - XX веков стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине.

В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?




Top