Проект по литературе "мой пушкин". Темы исследовательских работ по литературе Темы проектов по литературе 6

Образовательный проект "Пусть слово звучит" для школьников с 6 по 11 класс


Золотухина Варвара Георгиевна
Описание работы: Данный проект разработан для детей старшего школьного возраста. Направлен на формирование интереса старших школьников к классической литературе и чтению посредством занятий актерским мастерством.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 5 лет.
Участники проекта:
- участники коллектива, школьники старшего школьного возраста;
- руководитель коллектива;
- родители.
Актуальность темы:
Чтение – один из важных факторов развития личности. С самого раннего возраста человек познает мир не только благодаря собственному опыту, но и посредством чтения. Правильно выбранные книги развивают у человека не только грамотную речь, мышление, воображение, но и активную гражданскую позицию, патриотизм, гуманность.
Проблема: В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция снижения интереса подростков к чтению классической литературы. Если они и выбирают в качестве развлечения книгу, то как правило литературу, несущую минимум художественной ценности.
Цель проекта: формирование интереса подростков к чтению классической литературы.
Задачи проекта
Коммуникативное развитие.
1. Создать сплоченный творческий коллектив.
2. Развить творческое мышление подростков.

1. Формировать навыки сценического мастерства и художественного чтения.

1. Активизировать интерес молодежи к чтению классической литературы, посредством занятий сценической речью и актерским мастерством.
2. Формировать определенные взгляды, вкусовые предпочтения в выборе литературы для чтения.
3. Популяризировать среди молодежи жанр художественное слово.
Подготовительный этап:
- Набрать участников проекта среди школьников, желающих заниматься актерским мастерством.
- Открытый урок на тему традиций театрального мастерства в России.
- Обратиться к родителям, с просьбой принять активное участие в реализации проекта «Пусть слово звучит».
Формы организации проекта:
1. Беседы.
2. Игры- тренинги.
3. Групповые занятия.
4. Индивидуальные занятия сценической речью
5. Активная практика выступлений на публике.
6.Участие в гастрольной практике.
7. Групповые походы в театр.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:
1. Опрос – беседа детей по проблеме.
2. Выявление «пробелов» в знаниях.
3. Определение целей и задач.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – практический:
1. Групповые занятия:
- Игры-тренинги
- Работа над постановками спектаклей
- Работа над постановками музыкально-поэтических композиций
2. Индивидуальные занятия:
- Специальные тренинги, направленные на развитие сценической речи
- Подбор чтецкой программы
- Анализ выбранного произведения.
- Работа над художественным чтением выбранного произведения.
3. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный:
1. Подведение итогов проведенной работы.
2. Выпуск полноценных спектаклей.




3. Регулярная сценическая практика, применение полученных навыков в массовых мероприятиях города и района.


Работа с родителями: Приглашение родителей на мероприятия, в которых принимают участие их дети, организация совместных гастрольных поездок, организация совместных культурных походов в театр.
Схема проекта
Коммуникативное развитие.
Игры-тренинги, развивающие коммуникабельность: игры на доверие - «Падения», «Ведущий-ведомый», «Мастер-глина»; игры на знакомство - «Передай свое имя другу», «Добрый вечер», «Машинка» , «Зеркало» и другие.
Игры-тренинги, развивающие творческое мышление: «Муха», «Черный ящик», «Придумываем историю с предметом», «Король», «Строим декорации» и другие.
Данные занятия должны проходить в теплой, непринужденной обстановке, сопровождаться беседами, юмором, повышением доверительных отношений внутри коллектива.


Развитие сценического мастерства
Игры-тренинги, обучающие актерскому мастерству: «Занимаем равномерно пространство», «Взрывы», «Веревочка», «Коса-бревно» и другие.
Актерские этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах», «Предметы», «Механизмы» и другие.
Тренинги, развивающие дикцию и постановку голоса: Мимическая гимнастика, дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, работа со слоговыми таблицами, скороговорками, игра «Со вьюном я хожу» и другие.
Репетиции спектаклей, литературных композиций.

Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы.
Организация самостоятельного поиска подростками чтецкой программы.
Походы на спектакли, литературные мероприятия.
Совместные беседы, дискуссии о просмотренных мероприятиях.
Участия в конкурсах, фестивалях, городских мероприятиях.
Гастрольные поездки.
Проведение поэтических дуэлей.
Ожидаемые результаты.
Дети: Участие подростков в этом проекте позволит расширить их кругозор, разовьет интерес к чтению классической литературы, повысит интерес к жанру «художественное чтение».
Родители: Повышение уровня общения с детьми, установление доверительных отношений.

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 6 класса школы распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан


Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена «Русалочка».

Астафьев Виктор Петрович


Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений В.П. Астафьева).

Гоголь Николай Васильевич


Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.
«Цветные» прилагательные в произведении Н .В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Реальность и фантастика Н.В. Гоголя.

Грин Александр Степанович


В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Лермонтов Михаил Юрьевич


Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Проблемы художественного мира поэмы М .Ю. Лермонтова «Демон»
Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова (анализ стихотворения «Сон»)

Пушкин Александр Сергеевич


Анализ произведений А.С. Пушкина «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести А .С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях А .С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести А.С. Пушкина «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»).

Чехов Антон Павлович


Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А .П. Чехова.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы


Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина

«Бажовских сказов дивные слова


Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий
Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве А.Н.Островского.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д . Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.

Темы исследовательских работ по литературе для 7 класса


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Беляев Александр Романович


Географические знания в романе А . Беляева "Остров погибших кораблей".
Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Булат Окуджава


Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

Гоголь Николай Васильевич


Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь - словесный кулинар.
Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

Жюль Верн


Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Пушкин Александр Сергеевич


Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
"Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович


Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Библейские цитаты в сказках М .Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Толстой Лев Николаевич


Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".

Тургенев Иван Сергеевич


«Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Чехов Антон Павлович


Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А .П. Чехова.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

Дополнительно интересные темы

Общие темы исследовательских работ по литературе 7 класса:
Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Воспитательный процесс в сказках Г .Х. Андерсена.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Заслуженно ли забыт писатель…
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
Какие загадки знают современные школьники?
Какие существуют литературные премии сегодня
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Литературные места Санкт-Петербурга.
Литературные сообщества в Интернете.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Образ русалки в романтической литературе XIX века.
Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
Образы растений и цветов в литературе.
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Памятники литературным героям.
Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений .
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Слова-символы в японской поэзии.
Сценарий фильма
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи .
Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
2016-2017 -> Вопросы к промежуточной аттестации (мдк 02. 03. Оказание акушерско-гинекологической помощи) Физиологическое и патологическое акушерство

МОУ «Гимназия» г. Сертолово

Выполнили: ученики 6 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

Октябрь 2011 г.


Настоящий проект проводится на уроках литературы и во внеурочное время. Охватывает учебные темы: «Стихи А. С. Пушкина» и «Повести Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное изучение творчества А. С. Пушкина.

Ребятам предлагаются для исследования следующие темы:

  • Актуальны ли стихи Пушкина в XXI веке?
  • Что рассказывают о Пушкине его портреты?
  • Повлияло ли творчество Пушкина на музыкальное искусство?
  • Интересны ли Вам сказки Пушкина?

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

Участники проекта:

литература

Тип проекта:

учащиеся 6 класса.

исследовательско – творческий.

Продолжительность:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Вопросы проекта:

Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.

Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству.

Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы, умение видеть проблему и наметить пути её решения.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование умения проведения исследовательской работы, краткого о изложения своих мыслей.

Необходимое оборудование:

компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.

Предполагаемый продукт проекта:

Оформление выставки, брошюр, газеты, экскурсия в Царскосельский лицей.


ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДРА

СЕРГЕЕВИЧА





Участники проекта – учащиеся 6 класса.

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:

1 группа –работала над созданием брошюр «Унылая пора, очей очарованье», «Здравствуй, гостья Зима!»;

2 группа –оформляла газету «В гостях у Пушкина»;

3 группа – подбирала материалы для выставки рисунков «Что за прелесть эти сказки!»


В проекте четыре этапа:

1. Выбор проблемы.

2. Сбор информации.

3. Разработка плана действия.

4. Осуществление плана действия.

План действий :

1. Урок по литературе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Экскурсия в Царскосельский лицей.

2. Сбор необходимой информации (для создания и оформления брошюр, газеты, выставки рисунков).

3. Анкетирование одноклассников и родителей.

4. Оформление результатов поисково-исследовательской работы.


Действие

Ответственные

Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы

Учитель литературы

Все ребята класса

Утверждение индивидуальных планов работы.

Отметка о выполнении

Установление процедуры и критериев оценки проектов.

Учитель литературы

Сбор и систематизация материалов.

Учитель литературы

Все ребята класса

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.

Все ребята класса

Учитель литературы

Оформление результатов проектной деятельности.

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

В течение всей работы

Все ребята класса

Подготовка к публичной защите проекта.

Все ребята класса

С первого дня

Все ребята класса

Презентация проекта

Учитель литературы


У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.

У тверждение индивидуальных планов работы.

У становление процедуры и критериев оценки проектов.


  • С бор и систематизация материалов.
  • П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.





Брошюры:

«Унылая пора, очей очарованье»,

«Здравствуй, гостья Зима!»

Газета «В гостях у Пушкина»

Выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Викторина «В гости к сказке»

Экскурсия в Царскосельский лицей


полученные в ходе работы над проектом:

усвоение знаний

из различных

источников информации

культурно-досуговая

деятельность

обработка полученной

информации с помощью

компьютерных программ

гражданско–

общественная

деятельность

самостоятельная

деятельность


Участие в школьной олимпиаде по литературе

Совершенствование

умений работы

в программе PowerPoint

Повышение качества знаний по литературе


ru.wikipedia.org/.../ Пушкин,_Александр_Сергеевич

pushkin .niv.ru/

www. pushkin museum.ru/

www.museum.ru/gmii/

lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 6 класса школы распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена «Русалочка».

Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений В.П. Астафьева).

Гоголь Николай Васильевич
Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Реальность и фантастика Н.В. Гоголя.

Грин Александр Степанович
В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Лермонтов Михаил Юрьевич
Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Проблемы художественного мира поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»
Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова (анализ стихотворения «Сон»)

Пушкин Александр Сергеевич
Анализ произведений А.С. Пушкина «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести А.С. Пушкина «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»).

Чехов Антон Павлович
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы


«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.


Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве А.Н.Островского.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.




Top