Проектная работа "моя малая родина - карачаево-черкесия". «Библиотечный урок «Моя малая родина — Карачаево-Черкесия! Социально – коммуникативное развитие

Бучнева Ольга Михайловна
Конспект занятия «Моя малая Родина - Карачаево-Черкессия!»

«Моя малая Родина - Карачаево-Черкессия »

Цель :

Формировать любовь к родному краю, аулу, поселку,городу и интерес к его прошлому и настоящему;

Познакомить с историей названия города Черкесска, воспитывать чувство гордости за своих земляков

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине , к Карачаево –Черкессии : ее обычаям, заветам, воплощенным в словестном музыкальном, декоративно – прикладном народном творчестве;

Активизировать творческое воображение детей, их желание быть причастным к национальной художественной традиции.

Предварительная работа : Беседы с детьми о культуре России, КЧР. Рассматривание предметов расписаных орнаментом. Заучивание народных пословиц и поговорок.

Ход НОД :

Воспитатель :

У каждого листочка

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя .

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть родина своя .

А там где мы родились

Где радостно живем

Края свои родные

Дети : Мы Родиной зовем !

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о нашей родной Карачаево _ Черкессии , которую считают жемчужиной Северного Кавказа, где в большой дружбе живут представители разных национальностей – черкесы, абазины, карачаевцы , ногайцы, русские и другие народности.

1. Глянул пап мне в глаза

-

Он пять пальцев показал.

Загибать стал от мизинца

И услышал я слова :

«Раз – ребята абазины,

Карачаевские – два .

Есть черкесские ребята,

И ногайские ребята

Русских также много здесь»

И загнул он палец пятый.

2. Мой край! Моя как песня Родина !

Где горы словно паруса.

Уголок большой Россиии

Край богатый и красивый

Карачаево – Черкессия моя !

3. Мы выходим из вагона

За кондуктором вослед

Чья - то девочка смущенно

Протянула мне букет.

На асфальте солнца блеск

Это что за город, мама?

Нам ответили –

Черкесск!

Воспитатель : Ребята, как называется наша Родина ?

Дети : Россия.

Воспитатель : Столица России?

Дети : Москва.

Воспитатель : А как называется наша республика?

Дети : Карачаево – Черкессия .

Воспитатель : Мы родились в КЧР , здесь все говорят на разных языках, но все любят друг друга и все здесь для нас любимое и родное.

Крепки величавы горы Кавказа

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что наш республиканский центр назывался станицей Баталпашинской, в честь турецкого хана Баталпаши, который хотел завоевать эту станицу. Но наши земляки победили этого хана, а станица так и осталась называться Баталпашинской.

Шли годы станица разрасталась, хорошела и выросла в большой красивый город Черкесск. Об этом городе поэт Н. Добронравов и великий черкесский композитор А. Дауров написали песню «Ты, мое сердце, Черкесск»

Слушание песни «Ты,мое сердце,Черкесск»

Воспитатель : А как еще называют Родину ? (ответы детей) Родину еще называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и как мать защищает нас от врагов. В народе сложено много поговорок о Родине . Кто знает поговорки?

Если дружба велика – будет Родина крепка .

- Родина мать – умей за нее постоять.

- Родина любимая , что мать родимая .

Обойди весь мир, но вернись в свой дом.

Человек без Родины , что соловей без песни.

Где родился , там и пригодился.

Одна у человека мать, одна у него и Родина .

Воспитатель : Ребята, а как называется наш поселок? (Майский) А вы любите свой поселок?

Ребенок :

Дружно как родные братья

Мы живем в краю родном

Вместе добываем счастье

На земле своей родной.

Ребенок :

Языки у нас различны

Но одна у всех нас речь

Есть у нас закон единый-

Дружбу крепко всем беречь!

Физминутка «Шире круг,шире круг…»

Воспитатель : Издавна славится Карачаево – Черкессия своими мастерами-умельцами. Они шьют, вышивают, делают посуду из дерева, серебра, чеканку и украшают национальным узором – орнаментом. Орнаментом украшают национальное платье для девушек, посуду-кувшины, вазы, чашки-пиалы. Давайте рассмотрим из каких элементов состоит орнамент.

1. Глянул пап мне в глаза

«Здесь живут пять братьев-горцев» -

Он пять пальцев показал.

Загибать стал от мизинца

И услышал я слова :

«Раз – ребята абазины,

Карачаевские – два .

Есть черкесские ребята,

И ногайские ребята

Русских также много здесь»

И загнул он палец пятый.

2. Мой край! Моя как песня Родина !

Где горы словно паруса.

Уголок большой Россиии

Край богатый и красивый

Карачаево – Черкессия моя !

3. Мы выходим из вагона

За кондуктором вослед

Чья - то девочка смущенно

Протянула мне букет.

На асфальте солнца блеск

Это что за город, мама?

Нам ответили –

Черкесск!

Крепки величавы горы Кавказа

И край наш могучий красив без прекрас

Но выше Кавказа и тверже алмаза

Великая дружба сплотившая нас.

Ребенок :

Дружно как родные братья

Мы живем в краю родном

Вместе добываем счастье

На земле своей родной.

Ребенок :

Языки у нас различны

Но одна у всех нас речь

Есть у нас закон единый-

Дружбу крепко всем беречь!

Организация: МБДОУ «Детский сад «Ручеек»

Населенный пункт: Карачаево - Черкесия, ст. Сторожевая

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.Пояснительная записка.

Программа «Моя Родина – Карачаево – Черкесия » разработана на основе федерального государственного стандарта дошкольного образования, парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханева/, учебно – методических пособий «Как научить детей любить Родину» /Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитываем маленького гражданина» /Г.А. Ковалева/, учебной программы «Познай мир», пособие по краеведению и природоведению «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов./

Цель : формирование у детей дошкольного возраста 3-7 лет базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.

Задачи.

  • Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине - Карачаево- Черкесии.
  • Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов КЧР, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, станице, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
  • Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Условия реализации поставленных задач:

Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Принципы реализации программы:

  • Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/.
  • Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств дошкольников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, городу, краю, Отечеству.
  • Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников.
  • Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие/.
  • Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.

Краткая характеристика программы.

Региональная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре ООП ДОУ. В Программе отражено содержание образования детей от 3 до 7 лет, формируемое участниками образовательного процесса с учетом климатических, национально – культурных, демографических, социально – экономических и социокультурных условий Карачаево- Черкесской Республики.

Программа «Моя Родина – Карачаево - Черкесия» предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию народов Карачаево - Черкесии, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт народа КЧР, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.

Исходя из данных теоретических оснований, рекомендуется следующее:

  • окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа;
  • необходимо широко использовать все виды фольклора /сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д./ В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В народном фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому национальный фольклор, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей;
  • большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д, очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Национальное декоративно-прикладное искусство /игрушки, росписи, костюмы и пр./ обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

1.3.Целевые ориентиры.

Достижения ребенка.

  • Ребенок проявляет интерес к малой родине.
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, республике - её истории, природе, необычным памятникам, зданиям, достопримечательностям.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
  • Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, жителей республики; стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов родителей

  • Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
  • Без удовольствия отражает впечатления о родном крае в деятельности.
  • Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного края.
  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

2.1. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Региональной программы дошкольного образования.

Вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не более 40% времени, необходимого на ее реализацию, и определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуются в режиме дня в двух основных моделях:

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность – решение образовательных задач осуществляется в виде непосредственно – образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

НОД реализуется:

- через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы)

- через интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.), выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае используется комплексно тематический подход, который отражает определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей.

Формы организации регионального компонента:

Основная форма работы – совместная деятельность;

Индивидуальные и групповые беседы;

Дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

Интегрированная деятельность;

Экскурсии, видеоуроки;

Творческие встречи;

Посещение выставок.

2.2. Блоки работы коллектива по реализации программы «Моя Родина – Карачаево – Черкесия»..

1. БЛОК – Национальный быт.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. БЛОК - Знакомство с народным фольклором /сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д./

В народном песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. В устном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности –представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. БЛОК ­- Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что это народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.

4. БЛОК - Знакомство с народным искусством .

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в сознании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимания окружающего мира- красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так порождалась сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.

5. БЛОК - Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

2.3. Проекты программы « Моя Родина – Карачаево – Черкесия»

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, включает четыре проекта. и отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре:

  1. Проект «Карачаево – Черкесия»
  • Знакомство с Карачаево – Черкесией (символика республики, столица, президенти т. д.);
  • Города Карачаево - Черкесии;
  • Народные промыслы КЧР;
  • Карачаево – Черкесия – многонациональная семья, наши герои;
  • Достопримечательности Карачаево – Черкесии;
  1. Проект «Сказание старины глубокой»
    • «Пошел котик на торжок» (знакомство с народным фольклором (сказки, песни,частушки, и тд);
    • Пришла коляда- открывай ворота (знакомство с традициями русского и карачаевского народов и обрядовыми праздниками);
    • Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с народным искусством КЧР);
    • «Гори,гори ясно» (знакомство с народными играми)
  2. Проект « Моя малая Родина»
  • Знакомство с родной станицей – Сторожевой (история станицы, достопримечательности, природа, и т. д.); Семейный альбом (знакомство с историей свей семьи);
  • Мы такие разные и одинаковые (о национальностях проживающих на территории станицы);
  • Слава и гордость земли русской (о героях станицы, о тружениках села).
  1. Проект «Полна чудес природа Карачаево - Черкесии»
  • Край гор и альпийских лугов;
  • Кто в лесу живет, что в лесу растет (знакомство с Тебердинским заповедником);
  • Я тоже хочу жить (Красная книга Карачаево - Черкесии)

Каждое направление содержит ряд тем, которые интегрированы в разделы основной общеобразовательной программы ДОУ.

2.4.Учебная рабочая программа

Младший дошкольный возраст

  • Формировать представления о себе, своей семье, родственных отношениях, о доме, в котором живем, о детском саде.
  • Информировать о том, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся. Раскрыть смысл: зачем люди трудятся.
  • Формировать представления о том, что дети живут в России, в Карачаево-Черкесии, в ст. Сторожевой; поддерживать яркие традиции и обычаи народов КЧР.
  • Формировать представления о домашней, хозяйственной и трудовой деятельности народов КЧР.
  • Объяснять, что относится к миру живой и неживой природы, что сделано руками человека; практическую ценность природы.
  • Обсуждать как устроена жизнь людей станицы, республики, страны.
  • Знакомить с транспортом на наших улицах, со спецификой зданий и их устройством.
  • Знать, кто работает в детском саду.
  • Знать о жизни станицы
  • Знать народный фольклор
  • Приобщать к народным праздникам.

Старший дошкольный возраст.

  • Формировать элементарные представления об историческом прошлом Карачаево – Черкесии.
  • Формировать представления о том, что дети живут в России, в Карачаево-Черкесии, в ст. Сторожевой; знакомить с достопримечательностями республики; с символикой страны, республики; учить её узнавать; обсуждать, какие праздники празднуются в разное время года, как к ним нужно готовиться; поддерживать яркие традиции и обычаи народов КЧР.
  • Обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг /празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник станицы./
  • Продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой /флагом, гербом России, КЧР, гимном/, давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих республику, их традиции и обычаи.
  • Воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан республики, станицы, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других.
  • Побуждать детей рассказывать о своей семье, детском саде, улице, станице, республике.
  • Вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года.
  • Закрепить представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей и занятий спортом
  • Учить находить связь между климатом и образом жизни людей, как человек приспосабливается к окружающему, воспитывать ответственность за свое поведение в природе и обществе
  • Способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям народов Карачаево - Черкесии, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями народов КЧР.

2.4 . Интеграция регионального компонента в образовательные области ООП ДОУ .

Образовательная область

Методические приёмы

Познавательное развитие

Ознакомление с природой:

Беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире Карачаево - Черкесии, с народными приметами, народный календарь;

Сбор гербариев, коллекций;

Опытническая и экспериментальная работа;

Проектная деятельность.

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):

Экскурсия: 1 и 2-я младшие группы – по помещениям и территории детского сада; средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями района; старшая и подготовительная – пешие и автобусные экскурсии по станице; мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, школу, библиотеку;

Беседы: «Моя семья», «Где живёт человек», «Моя родная улица», «Дом, в котором мы живём», «Моя станица», «Наша республика», «Природа Карачаево – Черкесии», «Сердце гор – Домбай», «Родина малая и родина большая», «Тебердинский заповедник», «Наша страна –Россия» и т.д;

Ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей республики, станицы, района, России.

Физическое развитие

Беседы о спорте, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах;

Беседы о спортсменах – чемпионах, гордости Карачаево – Черкесии;

Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики;

Широкое использование народных игр КЧР;

Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини – олимпиад.

Беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;

Экскурсии в медицинский кабинет;

Проектная деятельность;

Опыты и экспериментирование;

Создание в группах уголков здоровья.

Социально – коммуникативное развитие

Ознакомление с прошлым родного края:

Организация этнографического уголка в ДОУ;

Встречи с родителями: посиделки, дегустация национальной кухни;

Просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, рассказ об историческом прошлом Карачаево – Черкесии;

Встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание о героическом прошлом республики.

Духовность и культура:

- беседы по ознакомлению с традициями на Руси, в Карачаево - Черкесии; с духовно-нравственным укладом жизни;

Проведение детских фольклорных праздников;

Празднование всех государственных и региональных праздников.

Речевое развитие

Народный фольклор: легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки;

Народные сказки Карачаево – Черкесии;

Тематические выставки, посвященные творчеству писателей,поэтов и художников Карачаево - Черкесии;

Игры-инсценировки;

Драматизация народных сказок;

Чтение стихов поэтов КЧР;

Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый);

Оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный);

Музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов КЧР;

Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния;

Ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, балалайка, гармошка, шумовые народные инструменты;

использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных народных инструментов;

Оформление музыкального уголка;

Беседа о национальном костюме народов КЧР;

Беседы об изобразительном искусстве Карачаево – Черкесии;

Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов о КЧР;

Оформление в ДОУ художественной галереи творчества художников Карачаево – Черкесии;

Художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы.

Реализация образовательных областей программы регионального компонента в процессе детской деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

  1. Природа КЧР
  2. Народный календарь.
  3. Эксперементирование.
  4. Знакомство с бытом.
  5. Народные промыслы.
  6. Наблюдения за объектами родного края.
  7. Климатические зоны, недра КЧР.
  1. Я и моя семья.
  2. Родина.
  3. Этика.
  4. Толерантность.
  1. Беседы о здоровье, о спортсменах, о спорте.
  2. Народные игры.

1.Чтение сказок, легенд, былин,

рассказов.

2.Заучивание стихов,пословиц, поговорок, дразнилок,

считалок.

2.Слушание народной музыки.

3.Знакомство с народными инструментами.

4.Игра на народных инструментах.

5. Изобразительное искусство Карачаево – Черкесии.

6. Знакомство с народным костюмом народов Карачаево – Черкесии.

2.5. Компоненты нравственно – патриотического воспитания на примере ознакомления с малой родиной.

Информационно-содержательный

(представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально –побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

Культура народа, его традиции, народное творчество

Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

История страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках

Символика республики и страны (герб, флаг, гимн)

Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

Интерес к жизни родного края и страны

Гордость за достижения своей страны

Уважение к культуре и традициям народов, населяющих Россию, Карачаево - Черкесию; к историческому прошлому

Восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта

Любовь к родной природе, к родному языку

Уважение к человеку –труженику и желание принимать посильное участие в труде

Трудовая

Игровая

Художественно-продуктивная

Художественно- музыкальная

Коммуникативная

Поисково-экспериментальная

Конструктивная

Проектная

Двигательная

Познавательная

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме среди родителей:

Наглядная агитация: стенды, тематические выставки и экспозиции;

Беседы, консультации;

Создание совместных проектов с экологическими практикумами, экспериментами;

Вовлечение родителей в организацию развивающей среды групп и участков, сбор оборудования для опытов, литературы: обустройство уголка экспериментирования, оформление новых объектов экологической тропы.

Построение предметно – развивающей среды в группах:

Библиотека познавательной литературы;

Уголок экспериментирования в соответствии с возрастом детей;

Картотека познавательных игр.

Государственные символы РФ, Карачаево – Черкесии; фотографии с изображением достопримечательностей родной станицы, КЧР,столицы Карачаево – Черкесии; игрушки – герои русских народных сказок; детская художественная литература, и т.д.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Парциальные программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханева/. «Знакомство детей с русским народным творчеством» /Т.А. Бударина, О.А. Маркеева/
  2. Технологии: Как научить детей любить Родину» /Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитывая маленького гражданина…» /Г.А. Ковалева/
  3. Учебные пособия по краеведению «Карачаево – Черкесия – наш край родной» /С.А. Хапаев/, «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов/
  4. «Верхнекубанские казаки:быт, культура, традиции» /М.Ф. Куракеева/
  5. Брошюра «Казаки верхней Кубани и Зеленчука» /М.Ф. Куракеева/
  6. Фотоальбом «У истоков Большого Зеленчука» /С. Чотчаева, Ш – И Байрамкулов/
  7. «Литература народов Карачаево – Черкесии» /Г.М. Гогоберидзе, М. М. Кунижева/
  8. «Народные сказки балкарцев и карачаецев» /А.Алиева/
  9. «Сказки четырёх братьев» /Н. Капиева/
  10. «Легенды старого Архыза» /В. Романенко/
  11. «Сказки народов Карачаево – Черкесии» /С – Б. Лайпанова/
  12. Брошюра «Кухня народов Северного Кавказа» /Г.Молчанов, О. Морчанов/.

Тематическое занятие

«Моя малая Родина»

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, республика. Познакомить с картой и закрепить символу РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родной стране, городу,

Материалы и оборудование : иллюстрации столицы России, городов КЧР, достопримечательности города, слайды символики, использование ИКТ.

Организационный момент.

Девочки, одетые в национальные костюмы (одна – в национальный костюм, другая – русский народный), встречают гостей.

1 девочка: Есть обычай на Северном Кавказе

Он давно нам предками дан

Гостя долгожданного встречая,

Что горянка подает? Айран!

2 девочка: Хлебом, солью вас встречаем

В детский сад наш приглашаем

Всем гостям привет от нас

В добрый день, счастливый час!

Подают гостям каравай, айран. Гости занимают места.

Воспитатель: Есть своя родная земля

У ручья и журавля

И у нас с тобой есть она!

И огромная наша родня!

Воспитатель: И тропинка и лесок,

В поле каждый колосок

Речка, небо надо мной

Это все мое родное!

Основная часть. Беседа о Родине

Скажите, что такое Родина?

    Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

    Это леса, поля, реки.

    Это наш город.

    Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.

    Это место, где стоит наш детский сад.

    Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека.

Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна, в которой мы живем. Давайте вспомним пословицы о Родине.

    Жить - Родине служить.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

Как она называется наша страна? (Россия)

Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А как называется главный город нашей страны? (Москва)

Москва – столица нашей Родины.

А кто президент РФ?

(Президентом нашей страны является В.В.Путин)

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

Ребёнок : Белый цвет - мир, чистота

Синий цвет – вера, верность

Красный цвет – сила и кровь пролитая солдатами за Родину.

Давайте рассмотрим герб РФ. Кто мне опишет,что изображено на нем?

Ребёнок: На гербе РФ изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой он сжимает жезл. В его левой лапе – шар. Над головами орла – короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, в руке у него серебряное копье, которое помогло победить дракона.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

А что такое гимн?

Ребёнок: Это - торжественная песня государства, все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя.

А сейчас я хочу вас проверить, действительно ли вы запомнили наш герб и флаг.(На карточках нужно найти флаг и герб РФ)

Россия - большая страна в ней много республик. Ребята, скажите, в какой республике мы живем?

(Мы живём в Карачаево-Черкесской республике)

(показываю карту)

Посмотрите – это карта КЧР. Как вы думаете, Карачаево – Черкесская республика по сравнению с Россией большая или маленькая? (ответы детей)

Наша республика маленькая, в ней есть города, поля, леса, реки, луга.

А кто президент КЧР?

(Президент нашей республики – Рашид Темрезов)

Какие города КЧР вы знаете, назовите? (Город Курорт - Теберда, г. Усть- Джегута, г. Черкесск и г. Карачаевск)

Как называется главный город КЧР? (Черкесск)

Ребята, в нашей республике живут разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, черкесы, ногайцы, карачаевцы, абазины)

Игра с мячом «Кто ты по национальности».

Ребенок: В Карачаево-Черкесии крепнет дружба:

Народов братская семья.

Здесь каждый гость нам дорог,

И дружба дорога.

Все мы живём в мире и согласии.

Воспитатель: О том, как образовались народности Карачаево-Черкесии, мне хочется рассказать вам одну легенду:

«Давным-давно жили на земле нарты. Жили они на местах редчайшей красоты: чистой вода, полной форели; высоких гор со снежными шапками, а трава сочная и мягкая пахла так, что от запаха её – слабый набирался сил, а больной вылечивался.

Жили нарты, трудились, охотились, но в один страшный день на них напали чинты, вытоптали чудесные поля и забрали всех в плен, кто остался в живых после их набега. Один мальчик тайком наклонился и сорвал травинку с родной земли и спрятал на груди.

Прошло много лет, мальчик вырос, стал мужчиной, у него родился сын. Трудно было в плену, но каждый раз доставал он травинку, нюхал её и говорил сыну: «Вырастешь, сынок, найди нашу родную землю по запаху этой травинки». Вырос сын, умер его отец. Собрал сын нартов, достойных людей и убежали из плена. Долго добирались они до родных мест, многих потеряли, многие остановились на половине пути и обжили эти места, стали называться – кабардинцами и балкарцами. Остальные же дошли и нашли свою родину. Нашли по запаху этой травинки.

Много лет живут вместе на этой земле – русские, черкесы, карачаевцы, абазины, ногайцы – потомки древних нартов. Дружно живут по сей день и поэтому обычаи и традиции этих народов мало отличаются».

Воспитатель: . А закончить хочется прекрасными словами М.М.Пришвина: «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна –

Дети: Родина!»

Воспитатель: А наша малая Родина – это замечательная Карачаево-Черкесия.

Д/игра «Откуда вы, дети?»

Откуда вы, дети?

- Мы из Карачаево- Черкессии!

А что вы едите?

- Шашлык, хычины!

А пьёте вы что?

- Айран и нарзан!

Чем республика славится ваша?

- Дружбой народов!

Национальный танец

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа а.Эркен-Юрт »
Библиотечный урок

Педагог-библиотекарь:
Сейфединова Асият Магометовна
«Моя малая родина - Карачаево-Черкесия!»
Цель:

Расширить знания учащихся об истории возникновения
Карачаево – Черкесской республики;
довести до сознания детей понимание слова «Родина»;
прививать любовь к Родине, гордости за своё Отечество;
воспитывать чувство патриотизма к своему родному краю,
к его природе.
Оборудование:
карта России; географическая карта Карачаево – Черкесской
республики;
рисунки учащихся на тему: «Моя Карачаево – Черкесия»;
символы КЧР;
презентация с достопримечательностями КЧР.
Ход урока
I.Вступительное слово библиотекаря:
- О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески –
Все, что без памяти люблю.
А. Жигулин- Неслучайно наш урок начат четверостишием Анатолия Жигулина о родине, так как наш классный час посвящен малой родине, - родному краю. Но, нужно справедливо заметить, что наш край немыслим без общей с вами родины – России.
-Представьте себе, что над вами голубое небо, а под ногами земля, на которой родились ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, ваши мамы и папы. Это наша Родина.
- Подумайте, с чего же начинается наша Родина? - На партах у вас сердечко, одним предложением запишите «Родина - это…». Самое хорошее слово из этих слов подчеркните.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня?
- Прочитайте тему с восторгом, радостно.
- Теперь произнесите ее с нежностью. - При ее произношении у нас возникают разные чувства. Родина…
Как много значит для нас это слово! Родина-это место, в котором ты родился и живешь, это наш общий дом.
Родина-это не только горы и леса, реки и озера, животный и растительный мир, но и люди, которые знают и любят свою родную землю. Наша Родина - необъятная, могучая Россия. У каждого человека, живущего в России, есть своя малая родина. Именно о ней мы будем сегодня говорить.
12 января 1922г. была образована наша малая Родина – Карачаево – Черкесская Автономная область, а 9 декабря 1992г. – образована новая административная единица в составе России – Карачаево – Черкесская республика. У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к отчему дому.
II. Звучит песня « Карачаево – Черкесия моя»
III.Работа с картой.- А теперь, ребята, взгляните на карту нашей Родины и отыщите на ней Кавказские горы, которые протянулись от Каспийского до Черного морей.
На северо-западе гор расположена Карачаево-Черкесия. Это маленький уголок нашей огромной Родины. На востоке она граничит с известными курортами Кавказских Минеральных вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки).
На юго-востоке к ней примыкает Кабардино-Балкарская республика.
На юге граница республики проходит по Главному Кавказскому хребту и граничит с Грузией и Абхазией. А на западе она граничит с Краснодарским краем.
Протяженность нашей республики с запада на восток 160 км, а с севера на юг – 140 км. Наша республика занимает площадь в 14277 кв. км. На ней проживают около 477859 человек различной национальности.
Нашу республику называют жемчужиной Северного Кавказа. На земле мало мест, которые могли бы сравниться по своей красоте с нашим Домбаем и Тебердой.
Ведущий 1. Уголок большой России – горный край родной – так поэтично называют нашу республику. Действительно, Карачаево – Черкесия щедро одарена природой. Обилие солнца, горные цепи со снежными шапками, все это наша Карачаево-Черкесия, это наша Родина.
Ведущий 2. Горы громадные и неприступные со сверкающими на солнце вершинами и кочующими над ними белоснежными облаками – это Карачаево – Черкесия!
Ведущий 1. Горные леса, высочайшие пихты и ели, альпийские луга с цветущим разнотравьем, вкусными ягодами и грибами – первозданное царство природы. И это – Карачаево – Черкесия!
Ведущий 1. Бешено бегущие реки, бездонные озера, грохочущие водопады, кристально-чистые родники, мощные лавины – это Карачаево – Черкесия!
Ведущий 2: Люди гордые, красивые, гостеприимные с вековыми традициями предков. А как много тайн хранит наша земля! Это – Карачаево – Черкесия!
Ведущий 1. Кавказ, Кавказские горы, народы, обитающие в этих краях, всегда волновали людей своей экзотикой, неповторимой красотой. Кавказ любили, о Кавказе писали замечательные русские поэты и писатели.
IV.Чтение стихотворения В. А. Жуковского.Одеты голубым туманом,Гора вздымалась над горой,И в сонме их гигант седой,Как туча, Эльборус двуглавый…
V. Чтение стихотворения А. С. Пушкина
Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижной цепью облаков, И в их кругу колосс двуглавый, В венце блистая ледяном, Эльбрус, огромный, величавый, Белел на небе голубом.
Ведущий 2. Многовековое прошлое народов Карачаево-Черкесии – это путь преодоления трудностей, тяжелых испытаний и битв. Не однажды народы Карачаево-Черкесии изгоняли захватчиков из своих родных краев. Узы дружбы между горскими народами и России уходят в далекое прошлое.
Ведущий 2. Давно это было, при Грозном Иване,
Из края ущелий и вспененных рек
В Россию за дружбой большой постоянной,
За помощью братской пришёл человек.
Ведь камень один – это вовсе не крепость
Так старые горцы у нас говорят,
Кавказцы и русские в бурях свирепых
С тех памятных пор, словно крепость стоят.
Тяжелой и безрадостной была жизнь горского народа, который был безграмотным, не имел даже своей письменности. Прошли годы, изменилась Карачаево – Черкесия. Горские народы обрели свою письменность, появились свои поэты, писатели, учителя. Навсегда исчезли в аулах старые сакли, выросли вместо них светлые дома, школы, больницы, открылись библиотеки для детей, клубы, кинотеатры.
Нынешняя Карачаево-Черкесия – одна из многонациональных регионов России. В ней в мире и дружбе проживают представители многих национальностей и народностей. Национальный состав республики следующий:
карачаевцы – 40,6 %
русские – 31,4 %
черкесы – 11,8
абазины - 7,7 %
ногайцы – 3,3 %
этот список можно продолжать еще долго. Да, звенит на этой земле речевая многоголосица, сливаясь в сложную оркестровую симфонию общей жизни, из которой рождаются сказания, легенды, песни, танцы.
Исполнение национального танца «Девичья»
Люби Республику свою,
Отцовский край ты неустанно,
Где ветви сосен, словно няни,
Качали колыбель твою.
Люби Республику свою
За хлеб и соль, за то, что дышишь
Свободно грудью и над крышей
Встречаешь тихую зарю.
Люби Республику свою,
Храня дедовскую отвагу.
Во имя собственного блага
Не предавай соседа по огню.
Люби Республику свою
Всегда, в дни радости и горя,
Сберечь очаг свой и семью
Тебе помогут только горы.
Любить свой край – значит, знать его историю, географию и культуру.
А хорошо ли вы знаете свою республику? Эти знания мы сегодня и проверим.
- Кто является президентом Карачаево-Черкесии?
(Рашид Бориспиевич Темрезов)
- Назовите столицу республики.
(Город Черкесск)
Казачья станица Баталпашинская была основана в 1825 году. Название она получила, как ни странно, по имени побежденного врага: в 1790 году в окрестностях современного Черкесска русское войско численностью 4 тысячи человек одержало победу над 25-тысячной турецкой армией. Русскими командовал генерал-майор Иван Герман, а турецкого военачальника звали Батал-паша. Название нового поселения - знак уважения к серьезному противнику.
- Назовите государственные символы Карачаево-Черкесии. Что вы о них знаете?

Государственный флаг Карачаево-Черкесской Республики

Left0Флаг Карачаево-Черкесской республики представляет собой прямой четырехугольник в соотношении сторон: длина к высоте 2:1. Флаг Карачаево-Черкесской республики образован из трех цветов, расположенных в трех горизонтальных, равных по ширине полосах: светло-синяя - сверху, зеленая - посередине, красная - снизу. В центре зеленой полосы, во всю ее ширину, расположен светлый круг (кольцо), в котором восходящее из-за гор солнце с пятью широкими сдвоенными и шестью тоники и короткими лучами.
Цвета на флаге означают:
Светло-синий цвет -олицетворение мира, светлых и добрых побуждений и спокойствия.
Зеленый цвет - основной цвет природы, символ плодородия, богатства и созидания, цвет молодости и одновременно мудрости и сдержанности.
Красный - торжественный цвет, символ теплоты и близости между народами.
Государственный герб Карачаево-Черкесской Республики
left0Герб Карачаево-Черкесской республики имеет круглую геральдическую форму. Фон желтый, символизирует солнечную Карачево-Черкесию.
В центре композиции стилизированный силуэт Эльбруса, который означает вечность, силу и величие. Он наложен на синий круг, символизирующий вечное небо и синие воды. Диаметр круга по отношению к общему кругу равен 1:2.
С двух сторон ветки и цветы рододендрона - одного из самых специфических высокогорных растений Карачево-Черкесии. Эти цветки - символ мира, здоровья, чистоты.
Форма внизу напоминает чашу, которая символизирует гостеприимство. Чаша и малый круг немного выходят за границы большого круга, что создает большую привлекательность герба. Государственный гимн Карачаево-Черкесской Республики
Музыка: А. Даурова Слова: Ю. Созарукова Древней Родиной горжусь я! Вечен свет снегов Эльбруса И свята Кубани чистая струя! Эти степи, эти горы Мне - и корни и опора, Карачаево-Черкесия моя! Благодарен я Отчизне За все годы своей жизни Среди братских языков, родимых лиц, Ты дана самой Природой, Колыбель моих народов, Городов моих, аулов и станиц! Ты - жемчужина России! Пусть под мирным небом синим Будет доброю всегда судьба твоя! И живи в веках, родная, Зла и горечи не зная, Карачаево-Черкесия моя!
Человек рожден для счастья и достоин счастья. Счастье жить на этой земле, счастье думать и любить, радоваться и радовать других. Счастье – оно немыслимо без таких ценностей как труд, мысль, любовь и дружба. Дружба между людьми, дружба между народами. Мы гордимся дружбой в многонациональной семье народов Карачаево-Черкесии. В знак уважения и любви к своей культуре, языку, народу, в знак дружбы детей нашей дружной семьи и дарит вам свои песни и танцы наш класс.
В кавказских горах джигиты бывало,Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,Дарили друг – друг клинки и кинжалы,И лучшие бурки, и лучших коней.И я как свидетельство искренней дружбы,Вам песни свои посылаю друзья.Они и мое дорогое оружье,И конь мой, и лучшая бурка моя.
Исполнение песни «Эльбрус красавец»
Крепки величавые горы Кавказа,И край наш могучий красив без прикрас,Но выше Казбека и тверже алмазаВеликая дружба, сплотившая нас.
Ногайский танец «Тоьгерек»
За столом нашим теснымЛьются звонкие песни.Эти песни чудесны,Пусть язык не один. Песни дружбы слагаетИ черкес, и ногаец,Гордый сын Карачая, Русский и абазин.
Наша заочная экскурсия по родному краю подходит к концу. Давайте подведём итог.
Как вы думаете, что можете сделать вы – ученики для того, чтобы наш край процветал: реки и озёра были чистые, и в них водилось много рыбы, в лесах было много грибов и ягод, которые нужны не только человеку, но животным и птицам.
-Что вы можете сделать, чтобы наш аул и города были чистыми и красивыми?
-Чтобы школа и наш класс были уютными, и каждый день мы с желанием приходили сюда? (…, украсить класс…) .Да, красива наша республика, и мы гордимся своей Родиной! Народный поэт КЧР Назир Хубиев написал стихотворение, полное любви к родине, которое отразит и нашу любовь к ней.
Без тебя – я бескрылый орел,
Без тебя – я ущелье безводное,
Без тебя – я давно бы умолк,
Без тебя – я растенье бесплодное.
Без тебя – я потухший очаг,
Без тебя я, что сакля пустая,
Без тебя – я давно бы зачах,
А короче – ничто без тебя я.




Top