Проекты с проблемами в хореографии. Дополнительное образование

Виктория Дякина
Педагогический проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии»

Организатор проекта : педагог дополнительного образования – Дякина В. С.

Участники проекта : воспитатели, дети – подготовительной, старшей, средней и 2 младшей группы, музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре , родители воспитанников.

Сроки реализации проекта – 9 месяцев .

Тип проекта :

По числу детей – межгрупповой , разновозрастной ;

По доминирующему методу – творческий, познавательный , социальный;

По продолжительности – долгосрочный.

Интеграция с другими образовательными областями :

Познавательное развитие , речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность.

Проблема межнационального взаимодействия приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания межнациональной толерантности у подрастающего поколения.

В этой связи в процессе профессиональной деятельности педагог призван , также, решать задачи не только обеспечения качественного художественного образования, полноценного развития личности растущих дошкольников , но главное - воспитать полноценных граждан России. Для этого необходимо осознать социокультурные изменения , которые происходят в глобальном мире.

К ним, прежде всего, относится развитие новых форм межэтнического взаимодействия, источник которых кроется в возникших социальных противоречиях, называемых многими авторами этническими парадоксами. С одной стороны, отмечается повышение уровня этнического самосознания , интереса к языку, народным традициям, культуре , с другой - огромные массы людей мигрируют по экономическим, политическим и социальным причинам, переживая состояния дезадаптации, т. е. нарушение взаимодействия человека с миром .

Цель : формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями. Знакомство детей с культурой разных народов мира для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора

Задачи :

Организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 3 до 7 лет ;

Обучить воспитанников искусству хореографии ;

Воспитать чувство прекрасного посредством танцевального вида искусства;

сформировать художественные вкусы, способности и потребности детей ;

познакомить детей с географическими и культурными особенностями различных стран и народов;

Позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Тамбовской области;

Популяризировать хореографическое искусство ;

Привлечь внимание к оценке результатов реализации данного проекта со стороны родителей, воспитателей, органов образования и культуры различных уровней ;

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций . Танец запечатлевает в себе обряды, обычаи народа, фокусирует национальный колорит, способствует сохранению исторической памяти народа.

Но народная хореография в наши дни требует к себе особого внимания не только как одна из наименее исследованных областей фольклористики : необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Народная танцевальная культура все больше привлекает внимание специалистов потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал.

Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием , познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции .

Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур , с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.

Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы волнуют и исполнителей, и зрителей. Они заставляют переживать, радоваться или грустить, развлекают, завораживают, воспитывают.

Информационный материал, содержащийся в методической литературе по народному танцу, поможет педагогу- хореографу расширить кругозор учащихся, позволит им узнать больше как о народных танцах и различных особенностях их исполнения, так и о культуре и быте разных народов.

Проект «, посредством хореографии » в ДОУ включает для изучения следующие темы

Вторая младшая Русский танец Т-ц «Неваляшки»

т-ц «А я чайничала»

Средняя Русский танец хоровод «Гжель»

т-ц «Дымковских игрушек»

т-ц «Золотая хохлома»

Старшая Украинский танец т-ц «Гопак»

Белорусский танец т-ц «Полька Янка»

Кавказский танец т-ц «Северный Кавказ»

Танцы народов Севера Корякский т-ц «Краски Севера»

Подготовительная Русский танец перепляс «Улица на улицу»

Итальянский танец т-ц «Тарантелла»

Греческий танец т-ц «Сиртаки»

Китайский танец т-ц «Загадки Китая»

Американский танец т-ц «Озорные ковбои»

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых - людей самых разных возрастов и профессий . Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.

Интерес к искусству танца неуклонно растет. В репертуаре большинства народных танцевальных коллективов можно увидеть кавказскую лезгинку и украинский гопак, русский перепляс и белорусский танец.

Танец - не только сочетание определенных движений. Это - своеобразное музыкально-пластическое выражение образного мышления создавшего его народа. Недостаточно просто выучить по записи движения. Тот, кто с увлечением занимается искусством хореографии , прежде чем выступить на сцене в качестве исполнителя, а тем более постановщика, должен знать особенности хореографии народа , чей танец он исполняет, познакомиться с его музыкальной культурой , историей костюма.

Только при условии, что постановщик знает все особенности движения и манеру исполнения, он может на основе традиционного танца создать сценическое произведение. Но, как бы ни было удачно это решение, судьба танца, его успех зависят от того, насколько верно исполнители смогут воплотить на сцене замысел постановщика. Поэтому так важно, чтобы в их лице балетмейстер имел единомышленников. Заинтересовать всех, увлечь - непосредственная задача балетмейстера. И чем глубже будут знания исполнителя, тем легче раскрыть характер танца, тем выразительнее будет его лексика.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Методы проекта :

Анализ методической, специальной и педагогической литературы по избранной теме;

Теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование выводов) ;

педагогическое наблюдение ;

Анализ продуктов деятельности детей ;

Индивидуальные и групповые исследовательские беседы.

Формы проекта :

1. Беседы.

2. Открытые занятия.

3. Семинары.

4. Мастер-классы.

5. Конкурсы.

6. Концерты.

7. Презентация проекта .

Этапы реализации проекта :

1. Изучение характерных особенностей исполнения национальных танцев.

2. Освоение техники исполнения движений танцев.

3. Создание сценического костюма.

4. Совершенствование исполнительского мастерства.

5. Презентация проекта .

Деятельность в рамках проекта

Формирование представления о культурных истоках и современном состоянии народного танца.

Знакомство с музыкальным сопровождением, формирование понимания тесной взаимосвязи музыки, танца и эмоциональной содержательной составляющей творчества.

Знакомство с традициями, бытом, обычаями, особенностями национального характера и самосознания как сущностной основой танцевального творчества народа.

Знакомство с особенностями национального костюма.

Овладение техникой народно-сценического танца.

Приобретение методической литературы для проведения открытых занятий.

Привлечение педагогического коллектива ДОУ к работе над проектом .

Участие в конкурсах и концертах.

Работа по реализации проекта .

В процессе реализации проекта дети подготовительной группы приняли участие в городском конкурсе детского хореографического творчества «Танцевальный серпантин» , который проводился в октябре 2017г. в несколько этапов : первый - отборочный тур и второй - заключительный концерт победителей. На конкурсе был представлен русский народный танец-перепляс «Улица на улицу» (видео см. в Приложении 1) . Где получили диплом победителя в номинации народный танец (Приложение 2) .

Также участники проекта приняли участие в новогоднем спектакле ДОУ с итальянским танцем «Тарантелла» .

С целью развития программы "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ" я подготовила мастер класс на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста посредством хореографии . На примере корякского народного танца»

Цель : научить корякскому танцу.

Задачи :

Разучить движения корякского танца;

- познакомить с музыкальным размером корякского танца 2|4;

Подготовить мышцы рук, ног, корпуса к занятию (ритмические упражнения) ;

Развивать координацию движений, музыкальный слух;

Вырабатывать легкость движений, осанку;

Воспитывать вежливое отношение к партнеру (ше) ;

Развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План занятия

Вводная часть занятия :

Дети под музыку заходят в музыкальный зал;

Перестраиваются в 2 колонны, затем в 2 линии;

Приветствие с педагогом , друг с другом (поклон) ;

Корякский танец его родина;

Прослушивание ритма (бубен, музыкального материала (фонограмма, обращается внимание на музыкальный размер;

Основная часть занятия :

Ритмические упражнения : на середине зала.

Игра “Найди своё место”

Изучение основных движений корякского танца :

Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись) .

Постановка детей в пары :

Основной ход;

Движение на месте;

Прыжковые движения (девочек, движение сидя на коленях (мальчики) .

Разучивание корякского танца по частям :

1 часть - основной ход;

2 часть - движение на месте;

3 часть - прыжковые движения (девочек, движение сидя на коленях (мальчики) ;

Заключительная часть занятия :

Исполнение танцевальной композиции;

Подведение итогов;

Поклон (благодарим друг друга - аплодисменты) .

Для занятия :

Фонограмма для ритмических упражнений;

Фонограмма корякского танца.

Музыкальный зал.

Скамейка

Описание занятия

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Педагог : Здравствуйте ребята!

Дети : ответы

Педагог : Поприветствуем друг друга? (Поклон)

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Север нашей необъятной России. Путешествовать будем на кораблях. Для этого нужно проверить физическую подготовку экипажа :

-«Выбегание по трапу» - ХОДЬБА ПО СКАМЕЙКЕ (руки в стороны)

- «Лазание по реям» - по скамейке в упоре стоя на коленях.

Но прежде чем наш корабль отправиться, нашей команде необходимо пройти физическую подготовку.

«ПОДГОТОВКА К ОТПЛЫТИЮ»

Комплекс общеразвивающих упражнений :

Голова, плечи, туловище, руки, ноги.

Педагог : Хорошо! Прошу всех на палубу. Занимаем свои места (дети садятся на скамейки) .

Просмотр презентации.

НЕ ЗНАЮ, МОЖЕТ КТО-ТО СКАЖЕТ :

«ПРИРОДА СЕВЕРА БЕДНА!»

НО ПУСТЬ МНЕ ТОТ РУКОЙ УКАЖЕТ,

ЧЕМ ЖЕ ОНА ОБДЕЛЕНА?

ОЗЕРА, РЕКИ, СОПКИ, ГОРЫ,

РОДНЫЕ СЕВЕРА ПРОСТОРЫ,

ПОЛНЫ ЖИВОТНЫХ, РЫБ И ПТИЦ,

И НЕ ВИДАТЬ ЗЕМЛИ ГРАНИЦ!

ВСЯ ЖИЗНЬ – ДВИЖЕНЬЕ, ПУТЬ,

И ВОТ МНЕ ВСТРЕТИЛАСЬ СТРАНА :

СНАРУЖИ – ВСЯ ИЗ ЛЬДА И КАМНЯ –

СТРОГА, ПУСТЫННА, ХОЛОДНА.

ЗАТО ВНУТРИ – БУРЛЕНЬЕ ЛАВЫ,

ТАИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОГНЯ.

СКВОЗЬ ПОРЫ ОБОЛОЧКИ СЛАБОЙ

ОН РВЕТСЯ, СЛАБЫЙ ПАР ГОНЯ.

Вы знаете какие народы живут на Севере?

Дети : ответ (Якуты, русские, чукчи, эвены, юкагиры, эскимосы, коряки)

Педагог : Молодцы! На нашей планете живет много разных народов. У каждого народа есть свой танец. Сегодня мы познакомимся с корякским танцем .

А теперь давайте немного узнаем что же это за северный народ «Коряки» , где они живут и какой образ жизни они ведут.

Прекрасен и могуч олень.

Коряк - и слаб, и кривоног,

но почему олень с колен

подняться перед ним не смог?

Секрет коряка объясним :

пусть и не дюжий он на вид, -

в открытом поединке с ним

олень, конечно, победит, -

однако не дурак коряк!

Аркан накинула рука,

всю силушку олень напряг

и крепко затянул аркан!

Административный центр - п. г. т Палана.

Общая численность - около 9 тыс. чел.

Основной язык - русский, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. - алюторский язык.

Письменность на русской основе.

Религия коряков : распространено христианство (русское православие) и традиционные верования (шаманизм) .

По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых :

тундровые коряки - кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык - собственно корякский;

береговые коряки - оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык - алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами.

Традиционные занятия коряков - оленеводство, рыболовство, морской и зверобойный промысел :

оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев;

рыбный промысел наиболее развит был у оседлых коряков, рыболовство преимущественно речное, прибрежное;

пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку) ;

собирательство особенно было распространено у оседлых коряков;

домашние промыслы : гончарство (в древности, обработка дерева, кости,

металла, камня, плетение, выделка шкур.

Яранга - переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

Яранга состоит из двух половин : чоттагина и полога.

Чоттагин - сени, это холодная часть жилища. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями.

Полог – теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением.

В ярангах двери закрываются только в пургу. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками.

Традиционная зимняя одежда : меховая рубаха-кухлянка, штаны, капор и обувь. Она двойная : нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу.

У женщин - меховой двойной комбинезон до колен : нижний из тонких шкур молодых оленей, верхний - пестрый. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги.

Украшали одежду полосками красной ткани, бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, бисером, узоры из него нашивались на халаты, обувь, кисеты.

Головных женских уборов не было, во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи.

Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

Традиционные праздники - сезонные :

весной : у оленеводов - праздник рогов - кильвей, у приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары,

по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы,

главный осенний праздник кочевых коряков - «Перегонять оленей» - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ и праздник забоя оленей у оленеводов,

особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц : тюленей, медведей, оленей, воронов, чаек,

на праздниках устраивались игры и соревнования : борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака.

Слайд 10 (особенности корякского танца)

Использование в танце народных инструментов

Сюжет танцев отображает быт и хозяйственный уклад народа

Музыкальный размер корякского танца - 2/4

Использование «озвучивания» и горлового пения в танце

Парные танцы

Солирование «шамана» с бубном

Сольные и групповые танцы мужчин – это танцы прыгающего типа, отличаются энергичными, выразительными движениями рук

Женские танцы – это своеобразные плавные движениями головы, туловища и рук

Движения и жесты – подражание животным и птицам

Начало и окончание охотничьего сезона береговые коряки отмечали

празднествами, во время которых совершали различные ритуальные действия, включавшие обрядовые пляски. По представлениям коряков, это должно было обеспечить доброе расположение к ним духов, от которых зависело благополучие людей.

На весеннем празднике «СПУСК БАЙДАРЫ» после угощения начинались пляски вокруг костра. Движения пляшущих медленны, спокойны. Каждый по-своему подражал морским животным : лахтаку, нерпе, сивучу. Медленные повороты головы в стороны, движения рук за спиной, как ластами, – исполнители пляски словно покачивались на небольшой волне. Окончание промыслового сезона отмечали праздником, посвященным духам убитых зверей.

СЛЫШИТСЯ МУЗЫКА (Высадка экипажа на берега Камчатки)

Полюбуйся, посмотри,

Север где-то впереди

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет.

Педагог : Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию танца, давайте прослушаем музыку. Для этого перестройтесь в две линии, станьте в шахматном порядке так, чтобы вы не мешали друг другу.

Педагог : Давайте прохлопаем ритм музыки вместе. Приготовьте ваши руки.

(Прохлопывают с педагогом музыкальный размер )

А теперь, мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки, опустим руки и сделаем 1 шаг назад. (Звучит музыка)

Педагог : Теперь наберемся терпения,

Перейдем к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог : Первое движение : Основной ход (пружинящий шаг) . Отработка движения под музыку.

Следующее наше движение : На месте (девочки) подражание нерпам. Поднимание и опускание плеч, ноги пружинка (мальчики) .

Соединяем все движения вместе :

Педагог : Запомнили?

Педагог : Молодцы!

Педагог : Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке :

1 часть – основной ход;

2 часть – движение на месте;

3 часть – прыжковые движения девочек, мальчики сидя на коленях;

4 часть – основной ход;

5 часть – линия, поклон.

Педагог : А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Игра по выбору педагога :

«Северный ветер и Южный ветер» (по типу «Два мороза» северный - догоняет замораживает, южный - оттаивает.,

«Белые медведи» (По типу «У медведя во бору» медведь на льдине спит дети идут):

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу.

Испугаться я могу,

В дом скорее побегу.

ПОСТРОЕНИЕ ЭКИПАЖА (Восстановление дыхания) .

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Мы в ладоши хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Руки мы поднимем выше

И легко-легко подышим.

Вот к земле подходит флот –

Наш корабль домой идет!

Педагог : Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Где живут коряки? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Попрощаемся! Сделаем поклон. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения в рамках проекта дети

будут знать :

Стили и манеры исполнения национальных танцев, танцев народов России и стран бывшего СССР;

Характерные особенности национального сценического костюма;

будут уметь :

Владеть правильной хореографической техникой при исполнении народных танцев;

Владеть навыками актерского мастерства;

Работать в коллективе, выражать доброжелательное отношение друг к другу;

Проявлять эмоциональную чуткость в коллективе.

Таким образом, участники проекта пришли к выводу , что изучение курса «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой , посредством хореографии » позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов , но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию . Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.

Список литературы :

1. Апенова Д. И. Воспитание толерантности детей школьного возраста в межнациональном общении. // Культурологический вузе : опыт, проблемы, перспективы Ульяновск : УлГПУ, 2006. – С. 15 – 18.

2. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. – М., 1958.

3. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания : Учебно-методическое пособие для клубных работников. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. – 92 с.

4. Боголюбская М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах . – М., 1982.

5. Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика) . – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.

6. Власенко Г. Я. Танцы народов Поволжья. – Самара : Изд-во Самар. ун-т, 1992. – 193 с.

7. Воронов В. В. Технология воспитания : Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. – М., Школьная Пресса, 2000. – 96 с.

8. Выготский Л. С. Психология искусства : Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1997. – 413 с. М.: Искусство, 1965.

9. Гордеева В. И. Русская народная одежда. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 55с.

10. Горина Л. В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе : опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск : УлГПУ, 2006. – С. 64 – 68.

11. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

12. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208 с.

13. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с.

14. Дальгейм А. Самодеятельный танцевальный коллектив. – Алма-Ата, 1961. – 48 с. М.:

15. Дубник И. О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве . – М., 1984.

16. Каган М. С. Мир общения : Проблема межсубъектных отношений. – М., Политиздат, 1988. – 315 с.

Руководитель-педагог

ФИО:Кинцель Елена Владимировна

E-mail (обязательно): [email protected]

Предметная область: педагог дополнительного образования

Регион: Томская область

Населенный пункт: с. Александровское

Название образовательного учреждения:МБОУДОД "ДДТ"

Актуальность

Основы детского музыкально – хореографического творчества – один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

Гипотеза

1год обучения - навыки музыкально – ритмической деятельности; - навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо держать спину и голову, свободно двигаться в танцах); - усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков; -знакомство с ритмическим строением музыки, ее размерами, частями и фразами; -изучение легких народных игровых танцев; -раскрытие творческих способностей -развитие организованности и самостоятельности; -овладение детьми базовыми понятиями, специальной терминологией предполагаемыми программой. 2год обучения. -развитие музыкальности и пластичности -усвоение приемов классической, народной и современной хореографии; -выработка сильных натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка; -развитие координации движений; -знакомство с танцами народов мира; -развитие творческих способностей; -выработка правильности и чистоты исполнения позиций и поз, движений. 3год обучения. -выработка выразительности и чистоты выполнения экзерсиса; -развитие силы, выворотности и устойчивости ног; -усвоение учащимися приемов актерского мастерства; -ускорение темпа и разнообразия ритмического рисунка; -усвоение технически сложных элементов классического, народного и современного танцев; -развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе; -изучение учащимися истории мирового балета.

Цели

Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.

Задачи

Образовательные: . формирование у детей музыкально – ритмических навыков. формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. обучение детей приемам актерского мастерства. организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях) .расширение знаний (знакомство детей с историей балета) Развивающие: . обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний) Воспитательные: . создание базы для творческого мышления детей. развитие у детей активности и самостоятельности общения. формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе

Формы и методы исследования

1. Урок (групповые занятия) 2.Коллективно – творческая игра 3.Творческий конкурс 4.Индивидуальная работа 5.концерт Индивидуальная работа ведется как со слабыми (не успевающими осваивать программный материал в положенный срок детьми, так и с детьми участвующими в сольной постановочной работе. Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.наглядные: демонстрация, показ приемов работы. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос, анкетирование, контрольный срез.

Этапы (ход исследования)

РАЗДЕЛ 1. Музыкально – ритмическая деятельность (задачи для детей 7 -9 летнего возраста) -научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий). -отличать в движении сильную долю такта, метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках и притопах; -менять движения в соответствии с 2, 3-ех частной формой и музыкальными фразами; - закрепить занятие о трех жанрах музыки (песня, танец, марш). Музыкально – ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения игрового плана и является составной частью урока 1-го года обучения. РАЗДЕЛ 2. Классический танец Занятиям по классическому танцу придается особое значение, так как классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Уже на первом году обучения, начиная с первых уроков проводятся занятия по постановке корпуса, рук, ног, головы, показываются 1,2,3 позиции ног и 4 позиции рук (подготовительная, 1,2,3,), а также изучают первые движения у палки (demi plie, вattements tendus), отрабатывается балетный шаг с носка и техника простого прыжка (sauté). В начале учебного года перед уроком классического танца выполняется партерная гимнастика. Начиная со 2 года обучения, занятия классического танца проводятся отдельным уроком два раза в неделю, урок состоит из упражнений у палки и на середине зала. На третьем году обучения в классический экзерсис вводится исполнение некоторых элементов на полупальцах. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. РАЗДЕЛ 3. Народно –сценический танец. Народный танец имеет важное значение для развития художественного вкуса и танцевальной техники у учащихся. Знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира. Уже на первом году обучения дети изучают простейшие элементы русского народного танца. Проучивают положения рук и позиции ног. Отдельным уроком народный танец проводится один раз в неделю. На втором году обучения урок по народному танцу включает в себя: -тренировочные упражнения у палки -сценические движения (исполняемые на середине зала и по диагонали) -танцевальные композиции На третьем году обучения идет варьировка и усложнение движений. Ученики из предложенных педагогом движений должны суметь самостоятельно сделать связку для перехода с одного движения к другому. Так же в учебный процесс вводятся упражнения с предметами. В программе предусмотрено изучение русского, молдавского, польского, цыганского и др. танцев. РАЗДЕЛ 4. Историко–бытовой танец Изучение историко-бытового танца проводится на втором году обучения на специальном занятии 1 раз в неделю. Занятия историко-бытовым или бальными танцем органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми: -выдержка -чувство меры -простота -скромность -внимание к окружающим -доброжелательность РЕЗДЕЛ 5. Актерское мастерство Задачи: - научить воспитанников связывать позы с движением, с музыкой (позы должны быть «говорящими»), а движения «рассказывающими». - научить законам перемещения в пространстве сцены; -ознакомить с принципами идентификации. РАЗДЕЛ 6. Творческая деятельность Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания. «Я– учитель танцев»; «Я – балетмейстер постановщик»; « Я – художник по костюмам». Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности учащихся). Процесс совместного творчества складывается из следующих этапов: 1 этап – сознательная подготовительная работа 2этап – осуществление композиционного замысла 3 этап – проверка всех композиционных решений РАЗДЕЛ 7. История хореографии (история мирового балета) Теоретический курс по истории мирового балета включает в себя 10 лекций и осваивается учащимися на 3курсе. Цель: помочь ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства.

Сроки реализации

3 года ==Выводы==В результате систематических занятий хореографией дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта. Подтверждением вышесказанного является выступление детей во многих районных мероприятиях. Дети неоднократно принимают участие на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Полезные ресурсы (источники информации)

1.Костровицкая В. "сто уроков классического танца" Москва "Просвещение" 1981 г.. 2. Базарова Н. , Мей Б. "Азбука классического танца" Ленинград "Искусство" 1983 г. 3. Бахрушин Ё. "История русского балета" Москва "Просвещение" 1974 г. 4. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г. 5. Никитин В. "Модерн - джаз танец, начало обучения" Москва 1998 г.

Проект «Я учусь танцевать»

Актуальность: проектный метод, включающий комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества. Помогает в достижении результатов, которые формируют в обучающихся интерес к хореографическому искусству, к участию в постановках.

Проектная деятельность в работе студии, является эффективной методикой, ведь занятие проектированием формирует определенные личностные качества, необходимые для занятий хореографией:

    умение работать в коллективе;

    умение анализировать результаты деятельности;

    определять особенности танцевальных жанров;

    импровизировать на заданную музыку;

    оценивать свои профессиональные качества в области танца;

    высокая личная заинтересованность.

Цель - Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи проекта:

1. Эстетические:

    развивать музыкальный вкус и кругозор;

    пробуждать интерес к хореографическому искусству;

    развивать творческие способности посредством танца;

    прививать ребёнку чувство любви к своему телу;

    формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

2. Пластические:

    развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;

    развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

    формирование навыков грациозности, изящества движений;

3. Оздоровительные:

    способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

    формировать правильную осанку;

    содействовать развитию органов дыхания;

4. Воспитательные:

    воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;

    понимать значение результатов своего творчества;

    эмоционально раскрепостить ребёнка;

    учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Ожидаемые результаты:

    Обогатить свою хореографическую лексику.

    Научиться варьировать музыкой без нарушения гармонии танца.

Тип проекта:

А) по виду:

Познавательно-исследовательский

Б) временные:

Долгосрочный (сентябрь - май)

В) по форме проведения :

Открытый

Информационный

Г) по количеству участников :

Групповой

Участники проекта.

Учащиеся студии танца «ПО Z ИТИВ» младшей возрастной категории в возрасте от 6 до 7 лет, в количестве 30 человек.

Руководитель проекта : педагог студии (Внукова Альфия Наильевна) и родители воспитанников.

Место реализации проекта: БОУ ДО г.Омска «ЦТТ«МЕЧТА», Студия танца «ПО Z ИТИВ»

Этапы проекта

1. этап - Подготовительный (Сентябрь)

    Подбор методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

    Подбор музыкально-ритмических игр по возрастным категориям.

    Подбор материалов и составление календарно- тематического планирования по теме.

    Подбор диагностического материала и проведение начальной диагностики.

    Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев-минуток, хореографических постановок, различных игр.

    Формирование групп.

2. этап- Основной (Продуктивный, с октября по апрель)

    Просмотр видео и фото материалов различных видов танцевального искусства с детьми.

    Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных композиций согласно плану.

    Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами хореографии».

    Изготовление элементов костюмов к танцам.

    Открытые занятия для родителей.

    Участие во всех культурно - досуговых мероприятиях ЦТТ.

Основной этап включает в себя под этапы, которые состоят из мини проектов:

    «Золотая осень» - разучивание танца «Мухоморы», выступление на утреннике (октябрь-ноябрь);

    « Новогодняя мастерская» - танец «Снежинок», выступление на утреннике (ноябрь – декабрь);

    « Милашки – очеровашки» - танец «…..» (январь – март);

    « Весенняя капель» - « Выпускной вальс», выпускной на C РР

(апрель - май)

3. этап - Заключительный (Май)

    Сбор фото и видео материалов по теме проекта.

    Творческий отчет по проекту.

    Диагностика

Рафикова Ирина Ришатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ"
Дата публикации: 14.04.2017
Раздел: дополнительное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Рафикова И.Р., педагог д/о

МБУ ДО «Центр внешкольной работы», г. Норильск

Уважаемые коллеги, мы на протяжении последних лет много слышим о

модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания

подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять

образовательный

Появляются

нормативные

документы,

регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые

требования.

Педагогические

технологии

дополнительного

образования

сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить

ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать

оценивать

результаты

затруднений

преодолевать их.

Технология

игрового

обучения

применяется

учащихся составляют дети младшего школьного возраста.

начальных

обучения

хореографии

характер

свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так

и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять

внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с

хореографии,

развития

пластики,

эмоционального

раскрытия,

координации

движений

удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры

невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями.

Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Игра обогащает

знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует

средство

диагностики.

отследить

физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в

игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде

позволяет

сплотить

коллектив

организм,

способный

высокого

доступные

зачастую

Соревновательность

обучающегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и

качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с

одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. В том и

состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в

обучение,

творчество,

человеческих

отношений.

Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать

актером, обрести уверенность в себе. Все это работа по формированию творческого

мышления через игровые технологии

Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.

Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех

формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология

обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-

групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся

разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание,

например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа

для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-

групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде.

Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды

просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные

принципы педагогики сотрудничества: -учение без принуждения; -право на свою

точку зрения -право на ошибку; -успешность; -сочетание индивидуального и

коллективного воспитания. Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное

благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть

создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное

уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести

себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно

начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

Информационные технологии.

В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения

материально-технического

оснащения.

Деятельность

танцевального

коллектива

предполагает

постановку

проведение

концертных

выступлений

воспитанников.

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм,

соответствующих

современным

техническим

требованиям

используются

компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет: - накапливать и

музыкальные

звуковысотность

музыкального

произведения;

производить

компоновку

музыкального

произведения;

хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и

осуществлять

Компьютер

возможность

воспитанникам:

Эффективно осуществлять поиск и переработку информации. методика работы с

Интернет

технологиями

(путешествие

Интернет,

посещение

танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации

по хореографии); методика использования обучающих видео - программ (видео-

пособие по современным танцевальным направлениям и др.).

При условии систематического использования информационных технологий

в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно

значительно повысить эффективность обучения хореографии.

Технология здоровье сберегающего обучения.

Здоровье формирующие образовательные технологии по определению Н.К.

Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,

которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных

способствующих

сохранению

укреплению,

формирование

представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа

хореографией

принимаются

различными

физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься

физическим

развитием

исправлением

(коррекцией)

физических

недостатков.

Формирование

правильной

исполнения

движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В

процессе

обучения

коллективе

формируются

необходимые

здоровому

Воспитанники

использовать

полученные

повседневной

способствует

оздоровлению

использую

здоровье

сберегающие

образовательные

технологии.

подразделяются

п од г ру п п ы:

1.организационно–педагогические

2.психолого

педагогические

технологии

3.учебно-воспитательные

технологии

4.лечебно

оздоровительные

технологии

5.физкультурно-оздоровительные технологии

Технология проблемного обучения.

повышения

эффективности

воспитательной

использовать

проблемную

методику.

Особенностью

является

реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление,

закономерность,

свойства,

неизвестный ему вопрос. Принципы проблемного обучения: -самостоятельность

учащихся; - развивающий характер обучения; - интеграция и вариативность в

применении

различных

областей

Использование

дидактических

алгоритмизированных задач. В отличие от традиционной, когда детям сообщается

«готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную

умственную

эмоциональную

деятельность.

процессе

возможно

предложить

дополнить

танцевальную

комбинацию

сочинить

полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы

обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя,

активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить

осуществлении

задуманного.

Необходимо

поощрять

творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь

старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог

доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким

включившись

творческую

хореографическую

атмосферу,

выбирают

профессию

хореографа.

Увлекаясь

хореографией,

начинают

приобретать

просматривать

различных

танцевальных

направлений, смотреть танцевальные проекты и т.д. Здесь уместно привлечь детей

аналитической

организуя

различные

правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства

Технология проектной деятельности.

Введение в образовательную деятельность метода проекта, дает возможность

преподавателю

целенаправленно

эффективно

осуществлять

эстетическое

воспитание учащихся, потому что на уроках хореографии можно дать глубокие

всесторонние

народному,

классическому,

современному

расширить

кругозор

Проектная

деятельность

хореографии,

является

эффективной

методикой,

формирует

определенные

личностные

качества

необходимые

становления

творческой личности: - умение работать в коллективе; - умение анализировать

результаты

деятельности;

определять

особенности

различных

танцевальных жанров; - приобретение навыков импровизации на заданную музыку;

оценивать

профессиональные

достижения;

самокритичным,

принимать

замечания;

заинтересованность.

Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является

средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом

воспитании

поскольку

направлен

достижение

интересов

учащихся,

посредством

познавательной

практической

деятельности.

Занимаясь проектом, ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают,

сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У

детей формируется, например, креативное мышление, которому трудно научить при

традиционной форме обучения на уроках хореографии. С одной стороны, проект

является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках

определенной

предметной

деятельности,

интеграции

образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.

Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает

педагога-

хореографа

формирование

творческой личности, что решает одну из главных задач эстетического воспитания.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического

образования, а также создавать условия, на страивающие учащихся на восприятие и

создание прекрасного. Проектная форма работы является одной из актуальных

технологий,

позволяющих

обучающимся

применить

накопленные

предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, получая опыт от практического его

использования, учатся слушать и понимать друг друга при защите проектов, что

способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных

психологических комплексов. Работа над проектом - процесс творческий, который

содействует

развитию

воображения,

фантазии,

творческого

мышления,

самостоятельности и других личностных качеств участников проекта. Работа по

методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или

гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме

процессе

проектом,

обращаются

различным

справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с

родителями, компетентными лицами данной области знаний, изучают материалы,

необходимые для выполнения проекта. Результат проекта должен быть реальным,

ощутимым. Участниками проекта собирается папка документов (портфолио), в

которых работа над проектом представлена подробно. Проекты могут оформляться

как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Оценки проекту могут

давать сами разработчики, или эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги,

родители).

процессе

творческой

деятельности

учащихся

формируются

р аз в и вают ся

о б щ е- у ч еб н ы е

ум ен и я:

р е флекси в н ы е

п о и с ко в ы е

(исследовательские);

оценочной

самостоятельности

сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой

проект. Внедрение этих инноваций в программу позволяет:

1.Повысить качество обучения

2.Расширить рамки образовательных результатов

3.Исполнение хореографических номеров сделать более качественны

4.Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка. Это

отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что

способствует достижению высоких творческих результатов.

Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области

дополнительного

образования

способствуют

гармоничному

развитию

личности учащихся, их самоопределению и самореализации.

Педагогический проект « Развитие творческих способностей средствами хореографии»

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, я выделила общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это длинный и сложный путь.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям, он интернационален.
Идея синтеза музыки и движения была реализована швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 г.г.), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Заслуга его прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Со времени К. Д. Ушинского ведущие педагоги, специалисты-хореографы вели диалог о том, что важнее – воспитание высококлассного исполнителя-мастера в хореографии или развитие творческих, интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей детей средствами хореографии, формируя тем самым высоко духовную личность. Этот диалог не потерял своей значимости и сегодня.

  • На мой взгляд, актуальной сейчас является позиция, при которой хореография на базе ДОУ – это средство к развитию и воспитанию детей . Само по себе, обучение танцам - это сложный и творческий процесс. Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей.

Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но все-таки, он является и сложным процессом строящим обучение в несколько этапов.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития школьника. Танцы легко разучиваются, занятия ими вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают грацию и изящество, воспитывают внимание, ловкость и умение ориентироваться в пространстве, а музыка танцев, отражающая мелодическое и ритмическое богатство народного творчества развивает музыкальность и слух.
Изучив литературу по возрастной психологии и танцу, я пришла к выводу, что танец может решить ряд проблем возникающих в этом возрасте (стрессы, обусловленные эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей, неприятие своего физического «я» что вызывает мышечную зажатость, неловкость, скованность, неадекватность в поведении и т.д.). Так как танец можно рассматривать как:

1. способ коммуникации (общения);

2. способ эмоционального самовыражения;

3. способ социальной адаптации;

4. способ гармонизации физической и духовной сущности.

Целью данного проекта является развитие творческих способностей детей через эффективное использование системы форм, методов, приемов хореографического обучения

Ведь, именно хореографическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

И, моя основная задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности – это значит «дать ребенку в руки ключ», принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Это означает решение следующих моих задач:

  • содействовать всестороннему развитию ребенка, стимулируя двигательную познавательную и творческую активность;
  • создавать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
  • развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
  • путем танцевальной импровизации развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению.
  • снять мышечное и психологическое торможение посредством танцевального движения;
  • развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в движении.

Гипотеза:

Система рационального сочетания всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников окажет положительное влияние на развитие у детей воображения, их творческой активности, на улучшение состояние здоровья детей, становление двигательных способностей, совершенствование психофизических качеств и формирование интереса к занятиям танцами через осознание воспитанниками своих возможностей, потребностей и способностей.

Гипотеза моего проекта основывалась на следующем: если процесс формирования у детей творческих способностей будет опираться на Рациональное сочетание всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников в основе которой лежит музыкально-ритмическая деятельность, на психолого - педагогические подходы в воспитании детей, то результатом реализации проекта будут:

  • высокая степень выраженности у детей творческих способностей, в том
    числе актерских, музыкальных, организаторских, литературных и др.
    к моменту поступления в школу;
  • высокая степень проявления навыков социального поведения;
  • возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной экспрессии для решения целого комплекса творческих задач;
  • проявление личностных инновационных качеств.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

Это для меня означало решение следующих противоречий:

  • между сложившимися малоэффективными традиционными формами работы по развитию танцевально-ритмических движений дошкольников и недостаточным уровнем (моего) профессионального мастерства педагога по внедрению новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала ребенка
  • между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
  • между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
  • между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

Успешным разрешением даннах противоречий я считаю создание условий эффективного развития творчества у дошкольников в танце.

Это:

  • осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.

Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в танце является:

  • оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.

При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Л.С Ходонович отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

Соблюдение принципа свободы;

Накопление впечатлений от восприятия искусства;

Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

Развитие основных музыкальных способностей;

Оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Методологическая основа проекта:

Проект основывается на ведущих принципах обучения и воспитания: гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся хореографической деятельности: организация предметно-развивающей среды, художественного общения и взаимодействия, совместного сопереживания

Принцип деятельности (дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны педагога, так и со стороны ребенка.);

Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал постоянно варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);

Принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);

Принцип креативности (организуется творческая деятельность, провоцируется и поощряется творческая активность детей, создаются ситуации, в которых ребенок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);

Принцип гуманности (любовь к жизни, искусству, ребенку – эти три единства, которые лежат в основе формирования личности);

Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями. И это надо всегда учитывать.);

Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);

- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческих двигательных способностей;
  • Овладение детьми новыми двигательными навыками;
  • повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
  • формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.

Проект реализуется в 3 этапа:

  • 1 Этап – Подготовительный (организационный) этап - август – сентябрь
  • 2 Этап - Основной (практический) этап - октябрь-апрель
  • 3 Этап - Заключительный (аналитический) этап – апрель- май

В данном проекте особую значимость представляет технология развития творческих способностей детей. Она реализуется в три этапа. На 1 этапе решаются задачи обогащения личного опыта ребенка через создание предметно-развивающей среды, мониторинга исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии и др.;

  • поиск, изучение и анализ эффективных форм работы по развитию творческих способностей детей;
  • выбор основных направлений работы с детьми;
  • вовлечение педагогов и специалистов в совместную деятельность по данному направлению;
  • составление перспективного планирования занятий и развлечений по хореографии;
  • создание условий для развития творческих способностей детей;
  • мониторинг исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии.

задачи 2 этапа - стимулирование самостоятельной деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера;

Реализация поставленных цели и задач, используя разнообразные формы и методы работы.

Основные направления работы:

Организация работы с детьми в структуре занятий;

  • организация работы с детьми при взаимодействии со специалистами;
  • организация нетрадиционных форм работы;
  • организация работы с родителями.

Танцевальные навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на фронтальных занятиях. Сюда я включаю различные задания:
- музыкально-ритмические упражнения;
- пляски (парные, народные, тематические);
- игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально- дидактические);
-хороводы;
- построения, перестроения;
- праздничные упражнения с предметами (шарами, лентами, цветами, мячами, флажками);
- задания на танцевальное и игровое творчество.

Все занятия по развитию творческих способностей я сопровождаю играми. Играя – ребенок учиться. Как можно больше провожу занятия в игровой, сюжетно-игровой, образно-игровой форме, где ребята отправляются в увлекательное путешествие, становятся маленькими авторами большого спектакля, которые могут проявить свою фантазию и воображение через язык движение, жестов, мимики; превращаю детей в животных, насекомых, где они учатся любить окружающий мир посредством игровых двигательных заданий, преодолевать трудности.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них общение.

Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на заданную тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и следовательно, способствующая его развитию.

Для развития танцевального игрового творчества я предлагаю творческие задания. С этой целью использую фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.

Важную роль в развитии музыкально-танцевальных способностей я отвожу применению нетрадиционных средств, таких как танцевально-игровая гимнастика, особенность которой заключается в игровом методе проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнение, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Успех в моей деятельности обеспечивают такие формы работы как праздники и развлечения, которые очень любимы и мною, и детьми. Торжественная обстановка, музыка активно влияют на развитие и эмоциональность ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности. И я с большой ответственностью подхожу к подготовке (тщательно продумываю сценарий, подбираю музыкальное сопровождение, музыкально- театрализованные сценки, танцевальный репертуар, продумываю постановки танцев).

Для самых одаренных танцующих детей организован танцевальный кружок «Непоседы». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне. Мы разучиваем танцы различных жанров: фольклорные (народные), эстрадные, стилизованные. Воспитанники с удовольствием выступают как на мероприятиях города, так и внутри детского сада.

Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования мотивируют меня к использованию инновационных методик и технологий воспитания и образования детей. Нововведения моей воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей заключается:

в использовании игрового моделирования на занятиях и вне занятия

Разнообразие и умелое руководство детскими играми позволило добиться определенных результатов:

* повысилась творческая активность детей в игре;

* дети научились самостоятельно распределять роли, действовать сообща, решать спорные вопросы;

* умеют импровизировать.

В организации совместной проектной деятельности с детьми

Использование метода проектов в моей работе с дошкольниками, дало ребенку возможность экспериментировать, развить творческие способности и коммуникативные навыки, способствовало активному повышению самооценки, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В использовании ИКТ в работе с воспитанниками

В работе по данному направлению использую ИКТ, широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: компьютер, музыкальный центр, DVD – плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. Для повышения качества педагогического процесса использую мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средствами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Перешла к разработке и накоплению медиатеки электронных образовательных ресурсов, включающих развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги). Реализуя учебно-воспитательный процесс, разрабатываю занятия с использованием информационных технологий, создаю мультимедийные презентации для занятий с помощью программы PowerPoint, использую компьютер и проектор для оформления праздников, создавая торжественную обстановку, при прослушивании музыки.

Большое значение для реализации лично-ориентированного обучения детей по данному направлению имеет работа с родителями, то есть организация содружества и сотворчества детей и взрослых по принципу: педагог – ребенок – взрослый. Совместная работа помогает мне лучше познать детей, а родителям – своего ребенка.(слайд)

Мною используются различные способы непосредственного включения родителей в образовательно-воспитательный процесс: открытые занятия, задания для выполнения совместной работы родителей и детей, семейные праздники и досуговые мероприятия («День открытых дверей», новогодние представления и т.д.). Для родителей оформляю папки-передвижки, стенды с фотографиями, достижениями детей. На родительских собраниях провожу консультации, анкетирование по определенным проблемам. Так же родители помогают мне в изготовлении атрибутов к танцам. По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования творческого развития личности.

Проблему развития творческих способностей детей решаю в сотворчестве с другими педагогами-специалистами и воспитателями, что способствует более полному раскрытию танцевально-творческих способностей у детей, формированию у них чувства прекрасного и целостного представления об окружающем мире.

Для педагогов провела такие консультации: «Музыкально-творческая игра как средство повышения двигательной и творческой активности детей», «Роль воспитателя на хореографическом занятии».

Совместно с логопедом провожу интегрированные занятия, развлечения; с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре организую праздники, досуги, концерты, различные виды занятий; с психологом проводим тесты по определению психоэмоционального состояния детей, включение в занятия эмоциональных этюдов и элементов психогимнастики.

Взаимодействие всего педагогического коллектива в хореографическом образовательном процессе создает условия для успешного развития индивидуальности ребенка через осознание им своих возможностей, способностей, интересов.

Заключительный этап :

- проведение мониторинга динамики показателей творческого и двигательного развития детей;

Участие в мероприятиях, используя накопленный двигательный опыт;

Анализ и оценка результатов проводимой работы;

Подведение итогов проекта.

на 3 этапе осуществляется формирование обобщенных знаний и умений, связанных с музыкально-хореографическим искусством; формирование творческих качеств личности, обеспечивающих ребенку способность вносить элементы новизны и оригинальности во все виды деятельности; развитие фантазии, творческого воображения, интуиции.

Результаты проекта:

Мониторинг по развитию творческих способностей детей проводится по следующим параметрам: эмоциональное реагирование и ритмичное движение в соответствии с характером музыкального произведения; импровизация под музыку разного характера, создавая выразительные, пластичные образы; подбирание музыкальной характеристики к пластическому образу; качество выполнения музыкально-ритмических движений и упражнений; составление простейших танцевальных комбинаций на основе знакомых ритмических движений и задачам, поставленным в программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Оценка уровня развития предусматривает 5-бальную систему: 5 баллов - высокий уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего уровня, 1 бал - низкий уровень. Итоги подводятся по каждому блоку отдельно, затем суммируется общее количество баллов по уровням:

Уровень

показатели

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Движение в соответствии с характером и ритмом музык

3 чел

10,7%

11 ч.

39,3%

3 ч.

10,7%

11 ч.

39,3%

8 чел.

28,6%

3 чел

10,7%

7 ч.

0

4 ч.

14,3%

Импровизация под музыку различного характера

10 ч.

35,7%

6 чел

21,4%

5 чел

17,9%

10 ч.

35,7%

13 ч.

46,4%

12 чел.

42,9%

3 чел

10,7%

Составление комбинаций из движений

4 чел

14,3%

11 ч.

39,3%

3 чел.

10,7%

10 ч.

35,7%

12 ч.

42,9%

3 чел

10,7%

11 чел.

39,3%

3 чел

10,7%

Подобрать музыкальные

характеристики к образу

11 ч.

39,3%

5 чел

17,9%

7 чел.

11 ч.

39,3%

13 ч.

46,4%

1 чел.

3,5%

13 чел.

46,4%

2 чел.

7,1%

Техника выполнения движений

1 чел

3,5%


11 ч.

39,3%

2 чел.

7,1%

13 ч.

46,4%

14 ч.

3 чел

10,7%

12 чел.

42,9%

5 чел

17,9%

Вывод: прослеживается положительная динамика развития творческих способностей детей: детей с низким уровнем развития нет, повысился коэффициент детей с высоким и выше среднего уровнем развития.

Результат:

1. Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.

2. Данный подход к обучению музыкально-ритмической и танцевальной деятельности оказался эффективным, что выразилось в достоверно высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала.

3. Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества.

Организация работы на основе учета результатов диагностики танцевально-ритмического образовательного процесса в ДОУ позволяет мне:

Повысить свое профессиональное мастерство в овладении навыками диагностики танцевально-ритмического процесса воспитания;

Осуществить на практике индивидуально-дифферинцированный подход к развитию творческих способностей детей и овладению ими основами танцевального искусства.

Вывод: гипотеза нашла свое подтверждение, так как
- прослеживается положительная динамика развития творческих способностей детей;
- повысился интерес детей к занятиям;
- возрасла заинтересованность родителей;
- повысился профессиональный уровень моего мастерства в организации и проведении образовательного процесса;
- психологическая атмосфера во взаимоотношениях с детьми стала более доброжелательной и доверительной.






Top