Программа для учебы игры на гитаре. Полезные программы для гитары и гитаристов! Для пользователей ПК

Самоучитель игры на гитаре

Самоучитель игры на гитаре для начинающих

Ну что ж, дорогие читатели, вот мы и подошли непосредственно к началу Вашего обучения игре на шестиструнной на гитаре.

Теперь Вы уже знаете историю гитары, ее устройство и название всех составляющих (я надеюсь). Инструмент приобретен и настроен.

Давайте только сразу договоримся о некоторых вещах.

  • Я сделал этот сайт, чтобы помочь начинающим гитаристам приобрести начальные навыки игры и, возможно, открыть что-то новое для любителей.
  • Сам я довольно сильно увлечен искусством игры на гитаре, и поверьте, в процессе обучения допускал очень много ошибок.
    Поэтому постарайтесь внимательно относиться к урокам гитары , которые я вам предлагаю. В моем курсе нет ни единого лишнего слова.
    Краткость и понятность даже ребенку - в этом есть смысл данного самоучителя игры на гитаре .
  • Всё, о чем я буду рассказывать, придумал не я. Это лишь мое понимание сущности происходящего и результат перевода непонятных текстов учебников и самоучителей, которых я прочел немалое количество.
  • Статьи я пишу сам, поэтому если вы хотите использовать мой материал у себя, то ссылка на мои уроки гитары обязательна. Так же буду поступать и я.
  • Не стоит перепрыгивать из урока в урок. Я понимаю, что желание велико, но этим вы ничего не добьетесь. Потерпите, и уже через несколько дней мы разучим первое произведение.
  • Чтобы обучение игре на гитаре проходило полноценно, Вам потребуется уделять ему по крайне мере 1-2 часа в день.
  • Не торопитесь!!! - Вот самая главная ошибка, которую я допускал. Как только разучишь часть произведения, так и хочется проиграть его со скоростью света, чтобы огонь по грифу пошел. Умоляю Вас, не попадайтесь на это, хотя, наверное, это неизбежно- такова человеческая натура;)
  • В начале занятия разминайте кисти рук, сжимая их в кулак, чтобы усилить кровоток. Перед игрой серьезных пьес уделяйте немного времени гаммам и несложным произведениям.
  • Для успешного обучения Вы можете использовать специальные гитарные программы, которые можно скачать в одноименном разделе.

Ну вот, в принципе и все. Остальное Вы узнаете в процессе чтения моего самоучителя . Некоторые уроки будут сопровождаться видео, для наилучшего понимания материала. Нажимайте ссылочку ПЕРВОГО гитарного урока и вперед!


Прогресс, кроме того, что постоянно находит все новые и новые занятия для людей, высвободившихся от необходимости производить продукты питания, позволяет нам еще и существенно продвинуться в организации процесса обучения игре на гитаре. Тут стоит сказать, что при помощи современных гаджетов и приложений можно развивать как технику так и теорию.

Давайте посмотрим на 5 приложений, некоторые из которых какие-то 50 лет назад не существовали даже как физические устройства и которые сейчас доступны буквально каждому музыканту. Надеюсь, многие из них для вас знакомы, если же нет, обязательно добавьте их в свой арсенал для занятий.

№1 Продвинутый метроном.

Сейчас просто метрономом уже никого не удивить, их встраивают в тюнеры или используют как приложение на телефоне. Некоторые изобретательные музыканты идут дальше и предлагают уже не просто метрономы, а полноценные по не очень-то кусачим ценам. Отдельно идут различные приложения для iPhone/Android, которых набралось уже с несколько десятков, если не сотен.

Просто заниматься с метрономом очень быстро может наскучить, поэтому можно использовать приложение или девайс, который может исполнять более сложные рисунки. А дальше просто попробуйте воспользоваться идеей, о :

  1. Начните с медленного темпа, метроном должен играть шестнадцатые ноты. Играйте ритмический рисунок или рифф, при этом так как постоянно звучат шестнадцатые, вам будет достаточно просто ориентироваться во времени.
  2. Переключите метроном на игру восьмыми нотами. Задача для вас должна немного усложнится, если вы играете рисунок, построенный на шестнадцатых. Но все еще будет достаточно опорных восьмых нот, так что вы будете чувствовать себя достаточно комфортно.
  3. Переключитесь на четверти. Теперь вам будет еще сложнее держать темп, но нужно просто стараться.
  4. Пробуйте с половинными нотами и затем целыми. Если метроном так не может, просто используйте четверти и темп в два или четыре раза медленнее.

С метрономом, который может играть различные доли вы можете заниматься как развитием своего внутреннего чувства ритма по предложенной схеме или придумать какие-либо свои. Например включить на одну долю триоли на другую шестнадцатые ноты и пытаться играть в таком же рисунке гамму, а затем так же переходить на четверти.

№2 Прогрмаммы для замедления музыки

№3 программы для редактирования видео/видеочаты

Сейчас в сети доступны просто какие-то безумные объемы облучающего видео. Есть, конечно, и откровенный мусор, но так же и очень много хороших видеошкол().

Теперь если вы непоняли какой-то кусок видео, его всегда можно загрузить в редактор видео и крутить по кругу, пока вам не надоест. 20 лет назад для этого пришлось бы затереть видеокассету до дыр, 50 лет назад это вообще было невозможно, так как не было ни видеошкол, ни видеомагнитафонов.

Я добавил сюда видеочаты типа скайпа только потому, что они так же связаны с видео, но по сути просто новый инструмент коммуникации с преподователем не важно где вы находитесь. То есть вы можете заниматься как у своего знакомого из соседнего подъезда, так и у Greg Howe или Frank Gambale, тут уж каков бюджет — таков сюжет.

Я считаю это одним из лучших инструментов для развития музыканта. Портативные студии массово появились в восьмидесятые, но стоили достаточно дорого. С полным переходом на цифру и увеличением мощей компьютеров, записать песню можно в домашних условиях.

С DAW можно писать свою игру во время занятий, чтобы потом обратить внимание на свои ошибки или отнести ее на рецензию к другу или преподователю. В DAW вы можете пользоваться плагинами для замедления, использовать различные , делать минусовки или демо, снимать песни и тут же при помощи записывать свои кавера.

Но самое интересное, что звукозапись становится все более мобильной. Посмотрите, что уже можно вытворять просто с Garage Band на iPad и маленьким аудио интерфейсом

5. Band-in-a-Box

В определенный момент для каждого музыканта наступает время, когда нужно учится играть песни. Это достаточно легко решается сейчас, так как почти для всех известных гитарных композиций без труда можно найти минусовку.

Если же вам мало занятий с минусовками, но при этом вы не сильны в написании собственных минусов при помощи DAW, лучшим и по сути единственным инструментов для вас становится Band-in-a-Box.

Приложение есть для платформ PC или MAC, а так же появилась версия и для iPhone .

Основная ценность Band-in-a-Box в том, что это действительно группа внутри вашего компьютера. Все что вам нужно сделать, это выбрать стиль в котором должна звучать ваша композиция и задать аккорды(этот шаг можно пропустить), вам тут же будет сгенерирована аранжировка. Приложение использует MIDI звуки вашей звуковой карты, поэтому звучание будет не очень, но никто не мешает вам затем экспортировать полученный результат в MIDI файл и загрузить его в DAW, а там уже использовать VST.

Кроме просто аранжировки, Band-in-a-Box можно использовать для создания мелодий.

Но еще более интересной мне показалась функция обучения. На просторах интернета я нашел несколько минусовок Jamiroquai, загрузил их в Band-in-a-Box и теперь для занятий я использую свой Custom стиль. Хочется думать, что когда я импровизирую мне аккомпанируют музыканты JK.

Если у вас есть что добавить в список, делитесь в комментариях.

Coach Guitar идеально подойдет тем, кто никогда не держал гитару в руках, по крайней мере правильно. Первые уроки посвящены именно этому: правильному положению инструмента и медиатора, позиции запястий и простым аккордам. После того как освоен базис, вы переходите к разучиванию композиций, каждая из которых разделена на отрезки и сопровождается видео.

В приложении много материала, который интересно изучать, но большая её часть открыта только по подписке.

Загрузить Coach Guitar для iPhone и iPad в App Store:

Fretello

Если вы сторонник классического подхода к изучению музыки, установите Fretello. Главная идея приложения - учить ноты. При этом вы не просто выполняете инструкции, но и получаете обратную связь: приложение слушает, как вы сыграли определенную ноту, и подсказывает, если были ошибки. При проигрывании помогает встроенный метроном и нотная партитура на экране.

Fretello отлично подходит для продолжающих обучение игре на гитаре.


Загрузить Fretello для iPhone и iPad в App Store: [бесплатно, есть встроенные покупки ]

Guitar Chords

Это приложение - как понятно из названия - сборник гитарных аккордов.
Удобно, когда вы учите новую песню и встречаете незнакомый аккорд: главный экран изображает гриф гитары, на котором показано расположение пальцев для правильного воспроизведения многозвучия. Здесь же можно послушать и эталонное звучание.

База приложения содержит 2 444 аккорда, однако бесплатно доступна примерно половина из них. Используя встроенные покупки, можно разблокировать все аккорды и разные типы гитар.


Загрузить Guitar Chords для iPhone и iPad в App Store: [бесплатно, есть встроенные покупки ]

TabPro

После того как вы освоили азы, обучение лучше всего пойдет на реальных песнях. В TabPro, по заверению разработчиков, более 200 000 табов. В топ-100, например, есть популярные песни Metallica, Eagles, Muse, Pink Floyd, и это только малая часть.

Методика обучения самая простая: на экране нотная партитура, вы включаете трек, смотрите, как устроена композиция, а затем повторяете.

В приложении есть несколько интересных опций: можно выбрать отрезок из песни и зациклить его на грифе, доводя до совершенства собственную игру при повторении. А если надоело играть на гитаре - выбирайте бас или ударные и совершенствуйтесь в игре на новом инструменте.


Загрузить TabPro для iPhone и iPad в App Store: [бесплатно, есть встроенные покупки ]

Master Class

Master Class - это коллекция видеоуроков, которые помогают разучивать популярные треки. На ролике видно, какие аккорды зажимать и как перебирать струны, но главная особенность приложения - в плеере. Параллельно в режиме видео можно включить виртуальный гитарный гриф: на нем будет более точно показано расположение пальцев для аккордов. Если скорость игры слишком высокая, снизьте темп: в плеере для этого специальная кнопка. Здесь же есть встроенный тюнер, чтобы настроить гитару. Несколько песен доступны бесплатно, а остальные можно приобрести с помощью встроенных покупок.

Инструкция

Установите программное обеспечение. Guitar Instructor распространяется как свободный софт, Guitar Pro - лицензионная программа, но существуют и демо-версии. Guitar Instructor занимает мало места, к тому же для ее установки достаточно запустить файл с расширением exe. Правда, в ней нет конструктора аккордов, но зато имеются аккордовые прогрессии, чего нет в Guitar Pro. Встроенные тюнер и метроном есть и в той, и в другой, как и справочники аккордов и гамм.

Откройте программу Guitar Instructor. Посмотрите на основное меню. Там вы увидите пять разделов - «Аккорды» (Chords),«Аккордовые прогрессии», «Гаммы», «Тюнер», «Метроном». Ознакомьтесь с каждым из них. В первом вы найдете более шести сотен стандартных аккордов и аккордов с измененным басом. Они представлены в виде табулатур. Научитесь их читать. Обратите внимание на то, что линеек на табулатурах не пять, как в обычной нотной записи, а шесть. Самая толстая, она же шестая, нарисована внизу. Каждая цветная точка соответствует положению пальца на той или иной струне. Выучите и латинские обозначения нот, это необходимо для чтения аккордов.

Настройте инструмент. Используйте для этого встроенный тюнер. У шестиструнной гитары первая струна строится в унисон со звуком ми первой октавы. В латинском обозначении это будет Е. Настройте остальные струны по тому же тюнеру или стандартным способом, зажимая вторую струну на пятом ладу, третью - на четвертом, остальные - снова на пятом. Они должны звучать в унисон с открытыми предыдущими. Встроенный тюнер дает стандартный строй.

Выберите в списке стандартных аккордов нужную тональность. Вы увидите список возможных вариантов заданного созвучия, и вам нужно определить позицию. Отметьте нужный вариант. Некоторые струны помечены . Он может стоять либо над шестой струной, либо сбоку от грифа. Если крестик стоит сверху, это означает, что шестую струну задевать не нужно. Значок рядом со струной свидетельствует о том, что она при взятии этого аккорда остается открытой. О каждом аккорде можно получить дополнительную информацию. Соответствующая кнопка находится внизу. Там вы узнаете вид созвучия, в каких тональностях оно используется.

Поставив палец в нужное положение, проведите правой рукой по струнам. Все звуки аккорда должны звучать четко, ясно и ровно. Не должно быть дребезжания, глухого звучания и прочих дефектов. Если они есть, скорректируйте положение левой руки. Необходимо, чтобы все струны были зажаты одинаково сильно, но рука при этом оставалась свободной.

Изучите прогрессии аккордов. Это можно сделать во втором разделе, «Chord Progressions». Здесь вы увидите . На первом этапе вам это не понадобится, но в дальнейшем, когда вы начнете подбирать песни, может очень пригодиться. Во всяком случае, не нужно будет высчитать каждый аккорд в отдельности. Последовательности созвучий строятся по определенным правилам, и этот раздел дает о них представление. Играть последовательности необходимо начинать после того, как вы научитесь уверенно брать .

Параллельно с освоением аккордов изучайте гриф. Гитара - такой инструмент, на котором каждый звук можно взять на нескольких струнах и нескольких ладах. Вы с этим уже столкнулись, изучая аккорды. Попробуйте перейти к гаммам. Раздел Scales построен по тому же принципу, что и предыдущие. Выберите гамму, затем познакомьтесь с ней более подробно. Разучите одну из наиболее популярных гамм - хотя бы ля-минор или до-мажор. Играйте ее до тех пор, пока не освоите схему построения мажора и минора и аппликатуру. Начинать играть лучше снизу вверх, затем - наоборот, используя ту же аппликатуру.

Попробуйте играть последовательности аккордов и сольные связки в нужном темпе. Эту возможность обеспечивает встроенный метроном. В окошке проставьте нужное количество ударов в минуту и нажмите на кнопку Start. В нижней части окошка появятся доли такта, а заданный ритм вы услышите. Размер устанавливается в меню "File".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Рассмотрено: Утверждено:

на методическом совете МАОУ ДОД ДООЦ ИО директора МАОУ ДОД ДООЦ на 2015 / 2016 учебный год И.Н. Волкова

на 20__/ 20__ учебный год «____» _____________ 2015 г.

на 20__/ 20__ учебный год

на 20__/ 20__ учебный год

Вокально – инструментальная студия «БЛИЦ»

программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Игра на гитаре»

(для обучающихся с 10 лет до 21 года)

Срок реализации программы: 3 года

Педагог дополнительного образования

Котов Владимир Вадимович

Карпинск

2015

Введение:

Изучение музыки способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Занятие музыкой развивает навыки самостоятельной практической деятельности, как в области музыкального творчества, так и других областях, где требуются такие качества, как терпение, усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, взаимопонимание и взаимоуважение. В настоящее время среди детей школьного возраста чрезвычайно высок интерес к инструментальной музыке, обучению игре на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных произведений. Навыки коллективного творчества развивают у учащихся умение слушать музыку, слышать другие партии в музыкальных произведениях, ритмически организовывают, расширяют, как музыкальный, так и общий кругозор. Особое место в музыкальном творчестве школьников занимает игра на гитаре. Особенность и специфичность вокально-инструментальных занятий заключается в том, что они, в рамках поставленных целей и задач, решают задачи воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается в соответствии со своими способностям, интересами и потребностями.

Назначение программы:


Данная программа рассчитана для работы с детьми по подгруппам и индивидуальным занятиям. Объединение «Игра на гитаре» посещают обучающиеся с 10 лет до 21 года. Программа рассчитана на 3 года обучения. Обучающиеся получают навыки игры на гитаре, занимаются вокалом. В процессе обучения, они творчески реализуют свои способности, полученные знания.

Актуальность и перспективность программы:

Воспитательный аспект заключается в более тонком восприятии красоты окружающего мира. Обучающие учатся быть ответственным во всех начинаниях и делах, а также быть аккуратными, трудолюбивыми, с уважением относиться к старшим, друзьям, уметь жить и адаптироваться в коллективе. Для занятий подбираются произведения известных талантливых композиторов и исполнителей российской и зарубежной эстрады. Обучающиеся вместе с педагогом определяют жанр музыки, раскладывают на партии звучания музыкальных инструментов. Подбирают мелодии на слух, перекладывая на гитару, что активизирует и развивает гармонический и мелодический слух.

В обучении используются произведения и песни различной трудности, разумно сочетая их, так как способности у всех разные. Много времени уделяется индивидуальным занятиям, для закрепления пройденного материала и развития творческой самоотдачи подростков.

Обучающий момент - приобретение навыков игры на гитаре, знакомство нотной грамотой, на основе которого реализуются многие функции образовательного процесса. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Развитие сценической речи является приоритетным моментом обучения. Все это способствует расширению кругозора, определяет образное мышление, развитие памяти, гибкости пальцев - физическое развитие, развивает самостоятельность в решении различных задач. Воспитывает активность в исполнении композиций, на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Авторская песня под аккомпонимент гитары всегда волнует и трогает человека своей лиричностью и доступностью. Ребята с большим удовольствием разучивают авторские песни патриотического содержания, что формирует у них любовь к Отечеству. Обучающиеся приносят с собой на занятия любимые песни записанные на различных носителях и начинается интересная творческая работа, подбор и переложение музыки на гитару.

Обучающиеся творческого объединения «Игра на гитаре» активно участвуют в различных мероприятиях Детского оздоровительно – образовательного центра.

В ходе систематических занятий учащиеся, развиваясь творчески, приобретают определенные навыки, которые помогают им в творческом саморазвитии и успешной социализации.

Программа основывается на следующих педагогических принципах:


1. Постепенное изучение материала от простого к сложному.

    2.Учёт возрастных особенностей.
    3.Учёт индивидуальных способностей.
    4. Дифференцированное обучение.
    5. Приоритет практической деятельности.
    6. Включение обучающихся в разнообразную деятельность.
    7. Сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

  1. Цель программы создание условий для осмысления, понимания и освоения игры на гитаре, как средства формирования музыкальной культуры исполнителя, как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи программы:

Развивающие :

    развитие образного мышления, внимания, памяти, воображения обучающихся;

    развитие их музыкальных, творческих способностей;

    развитие ритмики, музыкального слуха и голоса обучающихся;

    развитие устойчивого, глубокого интереса и любви обучающихся к музыкальному творчеству.

Воспитательные :

    формирование музыкальной культуры обучающихся, их гражданской позиции;

    воспитание музыкального вкуса;

    привитие обучающимся истинных жизненных ценностей, высоких духовных идеалов, руководствуясь которыми они могли бы направлять свои творческие устремления на благо общества.

Обучающие :

    овладение обучающимися техническими комплексами игры на гитаре;

    формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы;

    формирование у обучающихся представлений, знаний, умений и навыков исполнения на гитаре различных музыкальных произведений;

    ознакомление с основами применения компьютерных технологий в работе с музыкальным материалом;

    выявление одаренных детей и их профориентация.


Ус ловия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- решение реальных, практически значимых задач;
- мотивация (личностная, социальная);
- индивидуализация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей;
- активизация воображения;
- умение видеть красивое.

Для успешной реализации программы подготовлены специальные упражнения.

Цель упражнений - вооружить обучающихся техническими приемами, которые помогут выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.

Упражнения:
1.Работа над дикцией.
2.Работа над звукоизвлечением.

3. Техника пальцев при игре на гитаре.
4.. Упражнения для развития беглости пальцев.

На протяжении процесса обучения учащиеся должны освоить:
1. Упражнения для ежедневных занятий. Исполнение инструментальных композиций.
2. Аккомпонимент и исполнение эстрадных и бардовских песен.
3. Расположение и название баррэаккордов на гитаре.
4. Основы музыкальной грамоты.


Оценку полученных результатов проводить в ходе различных по форме занятий:

■ комбинированные;
■ посещение концертов;
■ занятия - импровизации;
■ праздники как формы коллективной работы.

Обучение по программе состоит из:

1. Теоретический части (знакомство с инструментом (гитара), музыкальные

термины).

2. Практической части. (Обучение игре на гитаре, практическое изучение тем).

1. Музыкальная грамота.

Музыкальный звукоряд. Расположение аккордов на гитаре. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон. Буквенное обозначение. Буквенное обозначение альтерации.

2. Бардовская песня. Изучение текстов и их анализ. Прослушивание известных эстрадных групп и исполнителей.

3. Работа с инструментом (гитара).

Знакомство с минором и мажором. Разучивание инструментальных композиций. Упражнения для пальцев левой и правой руки. Правильное расположение пальцев левой руки на грифе. Разучивание гамм. Упражнения для растяжки пальцев левой руки. Игра перебором. Приемы игры различным боем. Прослушивание известных бардов, подбор их песен и переложение на гитару.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: игра на гитаре, пение, вокальные и голосовые данные, артистизм.

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение личностных результатов.

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, развитие и совершенствование навыков игры на гитаре), формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту музыкального произведения).

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД.

Умение выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Регулятивные УУД.

Целеполагание.

Волевая саморегуляция.

Оценка качества и уровня усвоения материала.

Контроль в форме сличения с эталоном.

Планирование промежуточных целей с учетом результата.

ОбщеучебныеУУД.

Умение структурировать знания.

Выделение и формулирование учебной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов.

Синтез, как составление целого из частей.

Классификация объектов.

Практическая деятельность.

Программа I – го года обучения. В первый год осуществляется начальный этап.

Обучающие задачи:

1. Удовлетворения и поддержка интереса учащихся по овладению знаниями, умениями игры на гитаре, работа над вокалом.
2. Обучение навыкам игры на гитаре.
3. Формирование умений основ исполнительского искусства.
4. Обучение музыкальных терминов.
5. Включение учащихся в активную творческую деятельность.

В целях успешного обучения желательно не обременять учащихся чрезмерным объемом знаний, учитывать индивидуальные способности, изучать материал последовательно, двигаясь от самого простого к сложному, по возможности давать разнообразный тренировочный и художественный материал.

Во втором полугодии первого года обучения продолжается дальнейшее развитие и исполнительских навыков, развитие у обучающихся навыка исполнения эстрадных композиций и бардовских песен.
Они должны точно исполнять авторский текст песни, постоянно заботясь о качестве звучания гитары, атаке звука, интонации, ритмичности, динамике и т.д. Гаммы, упражнения и композиции проигрываются с применением различных динамических оттенков и ритмических рисунков. Диапазон расширяется.

На втором и третьем годах обучения основная направленность деятельности объединения - подготовка концертных номеров.
Наиболее успешное обучение учащихся требует постоянного контроля. Поэтому в конце второго полугодия первого года обучения проводится проверка знаний:
♦ устраивается итоговое занятие по пройденному материалу;

проводится отчетное концертное выступление учащихся;
♦ приглашаются родители и друзья.

Программа рассчитана на 3 года обучения.


1 год обучения:


Развитие музыкально-слуховых представлений восприимчивости к музыке. Знакомство с инструментом (гитара). Обучение игре на гитаре.


:

2 раза по 1 академическому часу. Всего в году 84 часа (в том числе индивидуальные).

Условиями отбора детей в творческое объединение «Игра на гитаре» являются: их желание заниматься гитарой и их способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься данным видом творчества, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных занятий с обучающимися, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику обучения, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия, обучающихся объединения в городских мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

первого года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Постановка пальцев

Изучение аккордов

Обучение основам техники игры на гитаре

Работа с метрономом

Упражнения на смену пальцев

Овладение основными переборами

Игра медиатором

Итого:

12

72

84

2 год обучения:

Развитие музыкально-слуховых представлений, восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на неё, на основе дальнейшего накопления музыкальных впечатлений и расширение круга музыкальных образов. Развитие ритмики, музыкальной памяти и воображения. Приобретение новых знаний. Закрепление и развитие музыкально-исполнительских навыков приобретённых в первый год обучения, совершенствование навыков публичных выступлений.
Совершенствование навыков игры на гитаре.


Занятия проводятся 2 раза в неделю :

2 раза по 2 академических часа. Всего в году 84 занятия, 168 часов (в том числе индивидуальные).

Учебно-тематический план работы творческого объединения «Игра на гитаре»

второго, третьего года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Инструктаж по технике безопасности

Изучение аккордов

Совершенствование техники игры на гитаре

Изучение техники боя

Подбор песни по слуху

Игра медиатором

Работа с репертуаром, аккомпанирование

Работа с метрономом

Отработка вокальных навыков

10.

Изучение простых и лёгких песен

11.

Упражнения на смену пальцев

12.

Работа с электрогитарой

13.

Игра медиатором

Итого:

9

159

168

Тематика программы 1, 2 и 3 года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие:

Проверка музыкальных и вокальных данных.

Ознакомление с инструментом гитара и ее части, умелое обращение и бережное хранение инструмента.

Постановка игры на инструменте: положение корпуса, рук, пальцев и ног.

Настройка.

Тема №2. Техника пальцев при игре на гитаре:

Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки пальцев рук для развития техники игры.

Специальные упражнения для развития беглости пальцев.


Тема № 3. Музыкальная грамота:

Расположение аккордов на гитаре их название.

Разучивание аккордов A m , D m , Е. Буквенное обозначение.

Разучивание аккордов баррэ.

Тема № 4. Игра перебором:

Упражнения для пальцев левой руки.

Первоначальные упражнения.

Тема №5. Звукоизвлечение на гитаре:


- Музыкальные звуки и их свойства.

Основные приемы звукоизвлечения (апойяндо, тирандо, апогандос).

Упражнения для растяжки пальцев.


Тема № 6. Изучение простых и лёгких песен:

Освоение текста и мелодии.


- Работа над дыханием.

Работа над образом.

Работа над дикцией.

Песни под гитару на память.


Тема № 7. Итоговое занятие. Анкетирование учащихся по анкете «Итоги года» :
- чему научились;
- чего достигли;
- какие возникли трудности и почему;
- что удалось;
- что не удалось и почему;
- чему бы хотели научиться в новом учебном году.

Тема № 8. Подготовка к отчётному концерту. Отчетный концерт :

Содержание работы по р еализация программы 2, 3 года обучения.


Мероприятия познавательно - воспитательного характера.

Коллективные посещения музыкальных мероприятий, концертов. Участие в мероприятиях ДООЦ, активное участие в социально – патриотических молодёжных акциях. Встречи с интересными людьми, музыкантами.

Основы музыкальной грамоты.

Теоретический курс:
Мажор и минор как отражение «света» и «тени» в музыке; лад как важнейшее средство музыкальной выразительности. Тональность: определение тональности как высотного положения лада; мажорные и минорные тональности; названия и обозначение тональностей; ключевое обозначение тональностей; диезные и бемольные тональности; эмоциональная выразительность тональностей; соответствие тональности характеру и содержанию музыкального произведения.

Практический курс:

Обучение игре на гитаре.

Последовательное изучение и практическое освоение позиций грифа гитары в связи с постепенным расширением звуко - высшего диапазона исполняемых музыкальных произведений. Изучение новых элементов и исполняемых приёмов гармонической и мелодичной техники правой руки. Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения (тирандо и апояндо).

Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев, техникой смены позиций; развитие аппликатурно - технического гитарного приёма - баре. Развитие координации движений всех звеньев исполнительского аппарата. Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга исполняемых музыкально-выразительных исполнительских средств.

Развитие музыкально-образного мышления на основе усложнения музыкально-образного содержания изучаемых музыкальных произведений, обогащения музыкальных впечатлений. Дальнейшее развитие ритмики, всех видов музыкального слуха, музыкальной памяти. Углубление и расширение знаний в области музыкального искусства. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков, приобретённых в первые годы обучения.

Развитие и усложнение практических навыков сольной и ансамблевой игры на музыкальном инструменте, необходимых для решения более сложных музыкально-исполнительских задач. Формирование начальных навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением.

Расширение практики публичных выступлений. Развитие исполнительской гитарной техники на основе качественного совершенствования ранее изученных и освоенных технических элементов и приёмов игры и их синтеза в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации более сложных музыкально-художественных задач. Изучение и практическое освоение особых способов звукоизвлечения и приёмов игры на классической гитаре: техническое легато(восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портоменто, глиссандо, арпеджиато.


Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре. Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и техники звукоизвлечения.

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа
изучаемых музыкальных произведений и использования вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств. Формирование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями на основе приобретённых знаний и умений в области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и накопленного опыта классной работы над репертуаром. Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием усложнённых гармоний, типов фактуры и тональностей.

Закрепление и дальнейшее развития навыков исполнительства на основе усложнения изучаемого материала.

Информационно-методическое обеспечение

Перечень оборудования и наглядных пособий:

    Гитара, электрогитара.

    Музыкальный центр, компьютер.

    Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

    Таблицы, схемы.

    Электроаппаратура.

    Зеркало.

    Подборка репертуара.

    Записи видео, формат CD, MP3.

    Записи выступлений, концертов.

Нормативно – правовая база:

1.1. Федерального уровня:

    Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).

    Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».

    СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

1.2.НПА регионального уровня:

    Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года;

    Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации до 2020 года;

1.3. НПА муниципального уровня:

    Профилактика првонарушений на территории ГО Карпинск на 2014-2016 г.г.;

    Муниципальная программа развития системы образования в ГО Карпинск на 2014-2020 г.г.

Используемая литература:

    Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1993г.

    Ариевич С. Практическое руководство игры на бас- гитаре. М.,1993г.

    Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля. М.,1979г.

    Браславский Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей. М., 1993 г.

    Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979г.

    Галоян Э. Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном. М.,1972г.

    Зинкевич В. Курс игры на ударных инструментах. М., 1997

    Саульский Ю. Аранжировка, (эстрадная специализация). М., 1997 г.

    Копен В. Рождение джаза. М.,1994.

10.Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1984г.

11.Мухина О. Возрастная психология. М., 2000г.

12. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре. Изд –во «Арт-сервис». М., 2012 г.




Top