Программа по подготовке к егэ литературе. Егэ по литературе

Всем выпускникам не понаслышке знакома фраза «ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». Но не стоит отрицать, что испытание это очень ответственное и сложное, поэтому к нему нужно отнестись с полной серьезностью. В этой статье собраны самые полезные советы для подготовки к экзамену по литературе.

Специфика экзамена

Если с такими предметами, как русский язык и математика, все в целом понятно, поскольку существует огромное количество учебной литературы по ним и, конечно же, немало репетиторов, то с литературой все не так-то просто.

Во-первых, этот экзамен считается достаточно сложным, и сдают его немногие - лишь 5% выпускников. Во-вторых, многие учителя общеобразовательных школ стараются отговорить смелых учеников, которые хотят сдавать ЕГЭ по литературе, от этой затеи, поскольку боятся неудовлетворительных результатов и, главное, не желают помогать ученику в подготовке. В-третьих, иногда бывает очень сложно найти достойного репетитора по литературе (особенно если вы живете в маленьком городе). И в-четвертых, этот экзамен по своей структуре заметно отличается от всех остальных: в нем есть два фрагмента художественных произведений (эпическое/лироэпическое и лирическое), 12 заданий с кратким ответом к представленным фрагментам, четыре развернутых ответа (мини-сочинения) и большое сочинение по одной из четырех предложенных тем.

Совет №1: заранее рассчитайте, сколько страниц нужно читать в день, чтобы успеть освоить все произведения до ЕГЭ

Схема следующая: составьте список книг, которые вам нужно успеть прочесть (возможно, какие-то вы не читали, а какие-то хотите вспомнить). Затем сложите количество страниц всех этих книг. Допустим, «Герой нашего времени» (132 стр.) + «Евгений Онегин» (181 стр.) + «Гроза» (59 стр.) + «Старуха Изергиль» (68 стр.)= 440 страниц. Далее посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Предположим, 10 дней. Теперь поделите количество страниц на оставшееся время, и вы получите то количество страниц, которое нужно читать каждый день, чтобы успеть освоить все нужные произведения до дня экзамена. Например: 440 страниц: 10 дней = 44 страницы в день.

Конечно же, книг может быть гораздо больше, точно так же, как и времени до экзамена. Но с этой готовой формулой вы сможете рассчитать индивидуальное количество страниц в день.

Кодификатор - это не только документ, в котором прописаны «особые» требования и темы, но и, прежде всего, это ваш помощник в подготовке к ЕГЭ. В нем содержатся все элементы, которые нужно повторить, выучить или освоить хотя бы в общих чертах. К слову, именно в кодификаторе прописан весь список произведений, которые нужно прочитать. Самый оптимальный вариант - распечатать этот прекрасный документ и в ходе подготовки к экзамену помечать (допустим, выделять маркером) те произведения, которые вы уже прочли. Найти кодификатор можно на официальном сайте ФИПИ .

Знакомьтесь, кодификатор.

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание - большое сочинение (№ 17.1 - 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание - задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Теория без практики - мертва. Безусловно, для вас эти слова совсем не новость. Хотя бы два-три раза в неделю полностью решайте тренировочный вариант ЕГЭ по литературе. Обратите внимание, полностью - значит вместе с сочинениями, да-да! Если вы думаете, что писать сочинения нет смысла, раз их никто не проверит, вы ошибаетесь.

Во-первых, в сборниках для подготовки к экзаменам всегда есть ответы и, как правило, примерные темы сочинений в ответах тоже есть. Во-вторых, не забывайте про прекрасный сайт Решу ЕГЭ , где обязательно можно сверить свой ответ с примерным возможным. Ну, и в-третьих, не забывайте про своих учителей по литературе.

Как бы то ни было, чем больше вы будете писать - тем больше набьете свою руку.

Конечно же, прочитав книгу, на вас нахлынивает море мыслей, вы делаете какие-то выводы о героях, об авторе и в целом о прочитанном - и это замечательно! Но взгляните правде в глаза. Хоть ЕГЭ по литературе - это самый творческий из всех экзаменов, но и здесь от вас требуют уже давно принятых суждений. Для того чтобы не попасть в просак и правильно истолковать мысли и идеи автора, важно ознакомиться с анализами произведения, а еще лучше - с критикой. Вот несколько литературных критиков, статьи которых будут полезны для понимания произведения: Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.

Разумеется, учителя часто говорили вам об этом. Но все почему-то игнорируют этот совет. Сейчас вы поймете, почему же так важно делать план.

Во-первых, для того, чтобы четко наметить состав своего сочинения и не уйти в другую степь. Часто бывает так, что в ходе рассуждения ученик отходит от заявленного вопроса и начинает писать совсем о другом. Так вот план не позволит вам этого сделать, ведь прежде, чем начать писать сочинение, вы уже будете знать, о чем следующий пункт (абзац). Во-вторых, на экзамене у вас будет не так уж много времени, как кажется. Поэтому набросав план мини-сочинения, вам не придется писать его в черновик и вы сможете, следуя составленному плану, писать сразу в бланк ответов №2. Что касается большого сочинения, его все-таки стоит хотя бы сокращенно написать сначала на черновике.

По мнению многих, 3 часа 55 минут - достаточно мало для такого объемного экзамена. И это действительно так. Чтобы не оказаться в ситуации, когда время вышло, а у вас еще не сделано задание (или, не дай Бог, несколько заданий!), важно правильно распределить время.

Тестовая часть (№ 1-7, 10-14) должна занять у вас не больше 15 минут. Мини-сочинения (№ 8 и № 15) - так же, примерно по 15 минут на каждое. Мини-сочинения на сопоставление (№ 9 и № 16) - постарайтесь уложиться в 20 минут на каждое. Большое сочинение (№ 17) - на него у вас должно остаться примерно 2 часа 30 минут

Котик, который следует моим советам.

Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн . А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы - в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.

Что мы для Вас предлагаем:

1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).

2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).

Все необходимые литературные термины в формате.doc

3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)

4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).

5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!

6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.

7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)

8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)

9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.

10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда [email protected]

11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON.ru )

Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.

Понравился проект? Поддержи нас!

Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.

Share

Распечатать

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений, который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы.

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену, они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы. На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3, С2-С4, С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации.

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Екатерина Рожкова

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Рабочая программа курса по подготовке к ЕГЭ по литературе

Цель занятий по литературе на подготовительных курсах – обеспечить подготовку

выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений к успешной сдаче государственной аттестации и зачисления в высшие учебные заведения.

Подготовительный курс рассчитан на 96 академических часов.

Структура занятий на подготовительных курсах обусловлена спецификацией экзаменационной работы по литературе, поэтому настоящая программа составлена с учетом:

Рационального использования времени (на части 1,2 – не более двух академических часов, на часть 3 – два часа).

Соответствия темы каждого занятия тематическому плану;

Соответствия тренировочных заданий заданиям в экзаменационной работы: часть 1, задания В1 - В12 – базовый уровень сложности (задания с кратким ответом); часть 2, задания С1 - С4 – повышенный уровень сложности (задания с развернутым ответом ограниченного объёма); часть 3 – высокого уровня сложности (задание С5 – сочинение, т.е. связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему).

Индивидуальных особенностей слушателей.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений (задания С1 – С5 экзаменационной работы). Кроме того, важным компонентом содержания литературного образования является теоретико- и историко-литературные знания, а также знания о языке художественных произведений, что является частью экзаменационной работы (задания В1 – В12). Поэтому рабочая программа по литературе на подготовительных курсах призвана обеспечить комплексное повторение слушателями содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету: воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; выделять смысловые части художественного текста; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении; анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением; выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Контроль за самостоятельной работой проводится в виде проверки самостоятельных (домашних и аудиторных) работ, кратких ответов ограниченного объёма (С1-С4), тестов, сочинений (часть С5).




Количество часов

Тема занятия

1

4

Вводное занятие. Требования к выполнению тестов ЕГЭ: структура теста, типы заданий, формы бланков и т.д. Работа с различными типами заданий. Знакомство с основными типами пособий для подготовки..

Обобщение и повторение: основные понятия теории литературы. Литературный род. Эпос. Лирика. Драма. Жанры литературных произведений. Периодизация литературного процесса. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.


2

4

Д Литературное направление «классицизм» в русской литературе 18 века. Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».

Стихотворение Г.Р. Державина «Памятник» Анализ стихотворения.

Русская драма эпохи классицизма. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Анализ фрагментов текста. Проблемные вопросы


3

4

Романтизм. Лирика В.А. Жуковского. Элегия «Море», баллада «Светлана». Средства художественной выразительности. Образы и образное мышление как основа литературного творчества..А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4

4

Литературные направления и методы в русской литературе 1 половины 19 века. Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»: картина нравов или общественно-политическая комедия. Черты классицизма и романтизма в пьесе. Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятия герой, главный герой, система персонажей.

5

4

Романтизм и реализм. Углубление понятия «Лирика». Стихотворения А.С. Пушкина «К морю», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг…» и т.д. Поэма «Медный всадник».Лирика А.С. Пушкина.

Поэма «Медный всадник»

«Капитанская дочка»


6

4

Роман «Евгений Онегин» Повторение понятия «эпические жанры»: повесть, роман, роман в стихах и т.д.

Художественные особенности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


7

4

Творчество М.Ю. Лермонтова (лирика, «Песня про купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой и»нашего времени» Поэзия М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Дума», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...». Романтическая поэма «Мцыри»

Композиционные особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Система образов в романе. Понятие «психологизм». Роль портрета и пейзажа.


8

4

Творчество Н.В. Гоголя Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» - особенности жанра и композиции. Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя. Комедия «Ревизор».

9

4

Творчество А.Ф. Островского. Русская литература 2 половины 19 века. А.Н.Островский. Драма «Гроза». Жанр «драма», его отличие от жанра трагедии. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».Творчество И.А. Гончарова. «Календарный» роман Гончарова И.А. «Обломов».

10

4

Творчество И.А. Тургенева. Жанровые разновидности русского романа: Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети» -роман-диспут, роман-полемика.

11

4

Поэзия Н. А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.И. Фет Лирические пейзажи А.А. Фета и философская лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворения Некрасова Н. А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.а

12

4

Творчество Н.С. Лескова и М.Е. Салтыкова-Щедрина

13

4

Творчество Ф.М. Достоевского Лирические пейзажи А.А. Фета и философская лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворения Некрасова Н. А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

14

4

Творчество Л.Н. Толстого. «Война и мир». Роман-эпопея. Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.

15

4

Творчество А.П. Чехова

16

4

Поэзия начала ХХ века Серебряный век русской литературы. Русская поэзия конца 19 - начала 20 века: Основные поэтические течения. А.А. Блок, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам. С.А. Есенин, В.В. Маяковский. Б.Л. Пастернак.

17

4

Русская литература рубежа 19-20 веков. И.А. Бунин «Господин из Сан Франциско».. А.П. Чехов «Ионыч». А.М. Горький «Старуха Изергиль».

18

4

Русская драматургия рубежа 19-20 веков. Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» и драма А.М. Горького «На дне».

19

4

Творчество М.А. Шолохова. Роман «Тихий Дон»

20

4

Творчество М.А. Булгакова

21

4

Творчество Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, А.И. Солженицына

22

4

Поэзия второй половины ХХ в.

23

4

Проза второй половины ХХ в.

24

4

Обзорное повторение.

2. Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. – М., «Астрель», 2011.

3. Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. М., «Просвещение», 2006.

4. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник.Ч. 1, 2. 10 кл. М., «Дрофа», 2005.

5. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в. 10 кл. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2006.

6. Литература. Учебник под ред. Г.А. Обернихиной. М., «Академия», 2008.

7. Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М., 2007.

8. Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М., «Астрель», 2007.

9. Русская литература 19 в. Под ред. Г.Н. Ионина. Ч. 1, 2. 10 кл. М., «Мнемозина», 2011.

10. Русская литература 19 в. Под ред. Ю.И. Лыссого. Учебник-практикум. М., «Мнемозина», 2005.

11. Русская литература 20 века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Журавлёва В.П., 2 части, «Просвещение», 2012.

12. Словарь литературных терминов.

13. Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М., «Астрель», 2010, 2011, 2012.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал обязательным испытанием при поступлении на целый ряд специальностей, в том числе таких востребованных сегодня, как “Журналистика”, “Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и другие. Этот факт не мог не заставить выпускников выбрать в качестве обязательного экзамена предмет “Литература”.

Мои обучающиеся тоже не стали исключением. Оказавшись в ситуации необходимости подготовить выпускников к экзамену, я начала с того, что купила литературу, которая помогла бы мне определить с чего начать работу. Проанализировав полученные пособия, я сделала вывод, что она, как правило, состоит из следующих компонентов:

  • методических рекомендаций для учащихся по подготовке к ЕГЭ,
  • особенностей типов заданий,
  • тренировочных заданий из открытых вариантов КИМ,
  • тренировочных вариантов ЕГЭ,
  • критериев проверки и оценки выполнения заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3,
  • списка художественных текстов для обязательного чтения.

Всего этого оказывается недостаточно, чтобы ответить на вопросы: с чего начать подготовку к экзамену, как разделить материал, какая научно-учебная литература может пригодиться и на подобные. Обозначилась проблема : отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе

Востребованность предмета сегодня и ряд нерешенных вопросов в этой связи позволяют говорить об актуальности моей работы.

Настоящая методическая разработка имеет целью создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.

  1. Советы психологов выпускникам.
  2. Структура контрольных измерительных материалов.
  3. Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами.
  4. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
  5. Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений.
  6. Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
  7. Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
  8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета.

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Приложение 1
  • Часть 4

    Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)

    Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности – это вопрос, на который нужно дать краткий (ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 – С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.

    Оценка выполнения заданий С1 и С3

    Оценка выполнения заданий С2 и С4

    [www.fipi.ru

    Часть 5

    Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений

    Анализ эпического и драматического произведения

    1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
    2. Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
    3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
    4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
    5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
    6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
    7. Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.

    Анализ лирического произведения

    1. Автор, заглавие;
    2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
    3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
    4. Сюжет, композиция, проблема.
    5. Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
    6. Лирический герой;
    7. Место автора в произведении;
    8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
    9. Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
    10. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru ]

    Часть 6

    Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

    1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
    Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. 3
    2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
    Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. 3
    3. Обоснованность привлечения текста произведения.
    Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). 3
    4. Последовательность и логичность изложения.
    Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. 3
    5. Следование нормам речи.
    Максимальный балл

    [www.fipi.ru ]

    Как писать сочинение?

    Композиция сочинения:

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

    Во вступлении может:

    • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
    • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
    • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

    2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

    В основной части следует избегать:

    • Пересказа литературного произведения;
    • Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли;

    Основная часть– это проверка того, насколько верно понята тема.

    3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.

    Заключительная часть должна быть:

    • Короткой, но емкой;
    • Органически связанной с предыдущим изложением.

    В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

    В заключительной части работы обозначу наибольшие трудности, которые возникают при подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения

    Трудности Пути решения
    1. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п. 1. Сформировать внутренний план действий;

    2. Организовать рабочую зону;

    3. Понять специфику работы;

    4. Отобрать необходимую литературу;

    5. Изучить пространство Интернета в поисках полезных ссылок.

    2. Недостаток информационной базы 1. Обратиться за помощью к товарищам;

    2. Просмотреть и отобрать необходимую литературу в каталогах библиотеки;

    3. Посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ

    3. Большой объем материала 1. Разделить материал на удобные для повторения блоки;

    2. Создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами;

    3. Воспользоваться справочниками и пособиями типа “Все произведения русской литературы в кратком изложении”;

    4. Систематизировать материал с помощью читательского дневника.

    5. Отсутствие необходимой практики в написании сочинений на уроках литературы. 1.Подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения;

    2. Практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями;

    3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них.

    6. Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ. 1. Систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой;

    2. Контрольное выполнение тестов с учителем литературы.

    Не стоит забывать, что по возможности необходимо последовательное чтение и изучение литературных текстов в соответствии со школьной программой!!!

    Практическое использование работы:

    1. Психологический настрой.
    2. Разделение материала на удобные блоки.
    3. Экономия времени при поиске информации.
    4. Готовые памятки и алгоритмы анализа.
    5. Такая систематизация материала позволяет лучше подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.

    Перспективными направлениями работы являются

    – составление словаря в соответствии с блоками;
    – систематизация тем сочинений по разделам;
    – подбор образцов сочинений части С5 и ответов части С1-С4.



    
    Top