Программой может являться заглавие музыкального произведения. Программная музыка

Программная музыка , род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса - симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже - вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. м. широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид П. м. - картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма , выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив ), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном - «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм ), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков - «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч.(сочинение), т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.

Программно-изобразительная музыка

В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей роль простой служанки, даже не подозревая о том, что она - богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны.

Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого».

Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить...

Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек - композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор - в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки - выразительности - кроется её главная сила. Даже короткая песня или небольшая инструментальная пьеса по силе выразительности могут соперничать со сложной сонатой или симфонией. Причина такого необычного явления в том, что музыка, «говорящая» простым музыкальным языком, понятна и доступна всем, а музыкальный язык «сонаты» или «симфонии» требует от слушателя подготовки, музыкальной культуры. Эту подготовку - знания о музыке, её языке, её выразительных и изобразительных возможностях - призваны дать наши занятия по музыке.

Вы познакомились уже с большим количеством музыкальных произведений. Многие из них имеют названия. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставит что-то вообразить, на чём-то сосредоточиться» (Р. Шуман).

Если, к примеру, вы откроете «Детский альбом» и прочитаете название первой пьесы: «Утренняя молитва», то сразу настроитесь на определённый тон, строгий, светлый и сосредоточенный. Заголовок помогает исполнителю раскрыть характер музыки наиболее близко к авторскому замыслу, а слушателю - лучше воспринять этот замысел.

Все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.

В вокальных произведениях - песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах - всегда есть текст и программа ясна.

А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то, как лучше понять её и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает. Итак, речь сейчас пойдёт о программно-изобразительной музыке.

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн... Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Каким образом музыка «изображает» звуки природы?

Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана . В четвёртой части своей Шестой («Пасторальной») симфонии композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы (эта часть так и называется - «Гроза»). Слушая могучее crescendo усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображённые в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.

В симфонической картине «Три чуда» изображена морская буря (второе «чудо» - о тридцати трёх богатырях). Обратите внимание на авторское определение - «картинка». Оно заимствовано из изобразительного искусства - живописи. В музыке слышны грозный рокот волн, завывание и свист ветра.

Один из самых излюбленных приёмов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц. Остроумное «трио» соловья, кукушки и перепела вы услышите в «Сцене у ручья» - второй части «Пасторальной симфонии» Бетховена.

Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекликание птиц» и «Курица» Жана-Филиппа Рамо, «Кукушка» Луи-Клода Дакена, в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» Чайковского, в прологе оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова и во многих других произведениях. Итак, подражание звукам и голосам природы - самый распространённый приём изобразительности в музыке.

Другой приём существует для изображения не звуков природы, а движений людей, зверей, птиц. Обратимся снова к сказке «Петя и Волк». Рисуя в музыке Птичку, Кошку, Утку и других персонажей, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую Птичку, крадущуюся Кошку, прыгающего Волка и т. п.

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет.

Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определённом ритме и темпе, и они очень точно могут быть переданы музыкой.

Характер движений бывает различен: плавный, летящий, скользящий или, наоборот, резкий, неуклюжий... Музыка чутко откликается на это. Плавные движения отражаются в гибком мелодическом рисунке, штрихе legato, а резкие - в «колючем», угловатом рисунке мелодии, остром штрихе staccato.

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Изображая движения, походку своих героев, композитор раскрывает и их характер. Так, музыкальные портреты мальчика Пети и Дедушки «нарисованы» Прокофьевым яркими, контрастными красками: оба героя сказки изображены в движении, поэтому их музыка связана с жанром марша. Но как не похожи эти два марша.

Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю С. Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Тема Пети, лёгкая, упругая по ритму и подвижная, похожа на задорную песню, а в теме Дедушки резче проступают черты марша: она «жёсткая», резкая по ритму, динамике, более сдержанная по темпу.

Яркие примеры изобразительности такого рода вы найдёте в пьесах Мусоргского «Гном», «Балет Невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

«Рисовать» музыкальные портреты первыми научились французские композиторы XVIII века. Франсуа Куперен многим своим пьесам для клавесина давал названия. Автор писал: «Пьесы с названием являются своего рода портретами, которые в моем исполнении находили довольно похожими». Слушая пьесу «Сестра Моник», нетрудно представить её весёлый нрав.

В пьесе «Флорентинка» звучит стремительный итальянский танец тарантелла, который становится главной чертой её музыкального портрета. «Подсказками» для слушателя стали программные заголовки «Кумушка», «Таинственная» и другие.

Традицию писать музыкальные портреты продолжили в XIX веке: Шуман, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Лядов...

Ярко и афористично «написаны» женские портреты-характеры в фортепианном цикле Роберта Шумана «Карнавал». Сравним два из них: «Киарина» и «Эстрелла». Что в них общего? Прежде всего, романтический жанр вальса - танца века. Его «полётность», изящество как нельзя более точно подходят к женским образам, но при этом характер двух вальсов резко различен. Под карнавальной маской «Киарины» проступает портрет Клары Вик, жены композитора, выдающейся пианистки. Сдержанно-страстная тема вальса выражает возвышенную одухотворённость, поэтичность музыкального образа. А вот другой вальс – «Эстрелла», и перед нами «участница» карнавала, совершенно непохожая на «Киарину», - темпераментная, пылкая девушка. Музыка исполнена внешнего блеска, яркой эмоциональности.

А может ли музыка изобразить пространство? Можно ли, слушая её, мысленно видеть бескрайние равнины, просторы полей, безбрежные моря? Оказывается, можно. Например, первые части Первой симфонии П. Чайковского «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышно - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия. Она создаёт впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества.

Такое же впечатление простора, объёмности звучания помогают создать широкие интервалы, звучащие «прозрачно», «пусто». Это - квинты, октавы. Назовём первую часть Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Композитор изобразил огромное пространство Дворцовой площади, замкнутое громадами дворцов. Для этого он избрал простые и точные изобразительные приёмы: разреженную оркестровую фактуру с незаполненным средним регистром и прозрачную звучность «пустых» квинт в крайних регистрах, особенный тембровый колорит засурдиненных струнных и арфы.

Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры инструментов. Мы только что упомянули об особенности звучания оркестра в симфонии Шостаковича.

Назовём и другие произведения. Среди них - эпизод волшебного превращения лебёдушек в девушек во второй картине оперы Римского-Корсакова «Садко», пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Программных произведений в музыке существует огромное множество. Мы ещё не раз будем встречаться с ними на наших уроках.

Вопросы и задания:

  1. Что такое программная музыка?
  2. С какой целью композиторы дают названия инструментальным произведениям?
  3. В какой форме может быть выражена обобщённая программа?
  4. Перечислите все знакомые вам программные произведения.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 34 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». II часть. «Сцена у ручья» (фрагмент), mp3;
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». IV часть. «Гроза» (фрагмент), mp3;
Дакен. «Кукушка» (2 варианта исполнения: фортепиано и ансамбль), mp3;
Куперен. «Сестра Моник» (клавесин), mp3;
Куперен. «Флорентийка» (клавесин), mp3;
Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» (2 варианта исполнения: симфонический оркестр и фортепиано), mp3;
Прокофьев. Фрагменты симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Дедушки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Римский-Корсаков. «33 богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. «Превращение лебёдушек в девушек» из оперы «Садко», mp3;
Чайковский. «Утренняя молитва» из «Детского альбома» (2 варианта исполнения: симфонический оркестр и фортепиано), mp3;
Чайковский. Симфония № 1. I часть. (фрагмент), mp3;
Шостакович. Симфония № 11. I часть. (фрагмент), mp3;
Шуман. «Киарина» из цикла Карнавал (фортепиано), mp3;
Шуман. «Эстрелла» из цикла «Карнавал» (фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Верны ли утверждения?
А) Б.М.Теплов – советский композитор, который все свое творчество посвятил детям
В) Ф.Фребель – немецкий педагог, чьи рекомендации к процессу музыкального воспитания были приняты за основу в дореволюционной период
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 20-е годы XX в. в детских садах СССР праздновали День Парижской коммуны
В) В 30-е годы XX в. в журнале «Дошкольное воспитание» создается специальный отдел «Методика и научно-иссле-довательская работа»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 40-х годах XX в. невозможность привезти с собой в эвакуацию пианино привела к использованию в детских садах различных музыкальных инструментов, вызывала интерес к народным музыкальным инструментам, песенному, игровому, танцевальному, народному творчеству
В) В конце 50-х годов XX в. внимание уделялось задачам и средствам общего эстетического воспитания, однако вопросы развития музыкальности ребенка опускались
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В музыке выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются диез, бемоль и бекар
В) Ступени лада образуют гамму, то есть звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстоят друг от друга на целый тон или полутон
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Вокальные жанры делятся на сольные, ансамблевые и хоровые
В) Инструментальная музыка бывает сольная, ансамблевая и оркестровая
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Квартет – музыкальное произведение для четырех исполнителей
В) Кварта – название музыкального интервала
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Мелодия – художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада
В) Форма – определенный композиционный план музыкального произведения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Метр является системой организации ритма, создает норму отсчета музыкальных произведений
В) Основной тип созвучия – аккорд, представляющий собой созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Музыкальная интонация (даже состоящая из двух-трех звуков), в отличие от речевой, несет в себе музыкальный образ
В) В музыкальной интонации заключено основное содержание музыки. Это звуковое, материальное воплощение музыкальной идеи, замысла художника
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Музыкальная интонация более развита, чем речевая, и имеет богатейшие выразительные возможности, поскольку образуется в особой музыкально-звуковой (ладовой) системе и ритмической организации, а звуки, из которых она складывается, обладают точно фиксированной высотой
В) В.В.Медушевский разработал теорию интонации, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Музыкальные произведения, рекомендуемые дошкольными образовательными программами, должны быть небольшими по объему, время их заучивания не должно превышать 5–8 минут
В) Основные музыкальные способности (по Б.М.Теплову) связаны с восприятием и воспроизведением звуко-высотного и ритмического движения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На рубеже XIX–XX веков в России была развита сеть детских садов с длительным пребыванием детей (7, 9 или 12 ч), в зависимости от условий работы матери
В) В 20-е годы прошлого века эстетическое воспитание детей в детских садах было заменено патриотическим воспитанием, имевшим явную революционную направленность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Назначение музыкально-дидактических упражнений – научить ребенка различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений
В) В 40-50-е годы в СССР отсутствовала сеть дошкольных образовательных учреждений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Первые педагоги с музы-кальным образованием, отвечающие за постановку музыкаль-ной работы со всеми детьми детского сада, появились в опытных детских садах в 40-е годы XX века
В) Музыкальный инструмент, наиболее часто используемый детьми на музыкальных занятиях для воспроизведения несложных жанрово-определенных мелодий, – металлофон
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По В.В.Медушевскому, ведущее свойство музыкальной интонации – ее целостность
В) Тембр – это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По способу существования можно выделить классическую, популярную и народную музыку
В) По составу исполнителей и способу исполнения в музыке различаются вокальные и инструментальные жанры
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Под музыкальной деятельностью подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкального воспитания с целью их подготовки к предстоящей работе в других областях жизни
В) Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Программой может являться заглавие музыкального произведения.
В) Содержание непрограммной музыки составляют эмоции.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) С 1945 г. в программу работы детских садов был введен праздник День Победы
В) Контроль за проведением процесса музыкального воспи-тания детей осуществляют городские и районные методичес-кие центры
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Формирование музыкального восприятия ребенка происходит при помощи постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств вырази-тельности и формы
В) При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка
Подберите правильный ответ
____ – один из важнейших жанров симфонической музыки, представляющий собой музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром
_____ (с греч. – соразмерность, стройность) – закономерное чередование музыкальных звуков
_____ – способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти
_____ в музыке имеют свое название – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава
_____ всегда имеет трехдольный размер
_____ дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей являются вокальные и инструментальные музыкальные произведения, используемые как для слушания, так и для исполнения
_____ дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей» составляют вопросы целенаправленного управления процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установление взаимосвязей между ними
_____ дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей» является получение теоретических знаний и формирование профессиональных компетенций в области образовательной работы по организации процесса музыкального воспитания в дошкольном учреждении
_____ метр – метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли
_____ музыка – музыкальный фольклор, песенное и музыкально-инструментальное творчество народа
_____ музыка – это образцовые, совершенные музыкальные произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени
_____ музыка – это широко тиражируемая музыка сегодняшнего дня
_____ музыкального произведения представляет собой его определенный композиционный план
_____ представляет собой отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления, выраженное художественными средствами
_____ представляет собой совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания
_____ представляет собой сценическое действие для солистов, хора и оркестра
_____ является исторически наиболее древним типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения
_____ является мышлением в художественных образах
_____ является одним из основных свойств музыкального звука, характеризующего результат продолжительности колебания звучащего тела
_____ – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах
_____ – вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора
_____ – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, представляющее собой камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением
_____ – жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки
_____ – звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстоят друг от друга на целый тон или полутон
_____ – инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления
_____ – искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной
_____ – качество звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний в секунду
_____ – музыкальное произведение для двух инструментов или певческих голосов
_____ – музыкальное произведение для трёх инструментов или певческих голосов
_____ – наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией
_____ – область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении
_____ – порядок чередования равных по длительности долей музыки
_____ – создаваемая народом и бытующая в народных массах народная музыка
_____ – соотношение между двумя звуками определённой высоты
_____ – художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада
_____ – это исторически сложившийся род и вид произведений искусства в связи с их происхождением, назначением, способом и условиями исполнения, особенностями содержания и формы
_____ – это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности
_____ – это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью воздействия через музыку на духовный мир детей, прежде всего на их нравственные качества
_____ – это целостность изобразительности и выразительности
_____ – это язык музыки, наиболее полно выражающий чувственный мир человека
_____ – способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении
_____ – это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых
_____ - способность различать ладовые функ-ции звуков мелодии, эмоционально воспринимать музыку
_____________ – это художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека
Бубен относится к группе _____ музыкальных инструментов
В _____ годы XX века на праздниках в детском саду дети исполняли пляски «красноармейцев и колхозниц», матросский танец «Яблочко», перепляс «На привале» и т.д.; играли в игры: «Морские волки», «Летчики на аэродроме», «Разведка» и т.д.; устраивали аттракционы: «Бег с гранатой», «Кто скорее доставит донесение командиру?», «Найди па-кет», «Метание в цель» и т.д.
В детских садах в 20-е годы XX в. отмечался праздник _____
В конце 50-х подов XX в. основное внимание уделялось _____
Восприятие музыки формируется у ребенка _____
Выполнение ребенком упражнений типа «Что мы показываем», инсценировки сюжетов песен под пение педагога; исполнении танцев т.д. относится к _____
Дети начинают более дифференцирован-но воспринимать характер, форму и средства выразительно-сти музыкального произведения, давая на вопросы педагога словесные ответы ______
Дети начинают обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступле-ние, куплет, запев, часть, темп и т.д. в ______
Дети, начинают воспринимать ха-рактер и средства выразительности музыкального произве-дения даже без опоры на игровые образы и приемы обуче-ния _____
За правильную постановку музыкального вос-питания в детских садах отвечает ______, имеющий специальное дошкольное и музыкальное образование
Из представленных деятелей науки и культуры назовите детского композитора
К народным музыкальным инструментам относятся _____
Музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов - инструменталистов и/или вокалистов - получила название ______ музыки
Музыка, не включающая в себя словесного текста, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание, называется _____
Музыкальное воспитание в детском саду не предусматривает _____
На революционных праздниках 20-х годов прошлого столетия в детском саду обязательно исполняли _____
На рубеже XIX-XX вв. большое влияние на процесс музыкального вос-приятия дошкольников оказывала _____
Назовите музыкальный жанр, не связанный со сценическим искусством
Одна из специфических характеристик музыкального звука, характеризующая его колористическую (обертоновую) окраску называется _____
Первые дошкольные учреждения России применяли в основном рекомендации к процессу музыкального воспитания, раз-работанные _____
Рекомендации к процессу музыкального воспитания, раз-работанные Ф.Фребелем, характеризовались _____
С поэтическими текстами связана, как правило, _____ музыка
Симфонии, концерты для солирующего инструмента и оркестра, увертюры, сонаты и пр. относятся к _____ музыке
Созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков – _____.
Фортепиано относится к группе ______ музыкальных инструментов
Характеристиками лада являются _____
Целями изучения дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей» являются
Частушка относится к _____ жанру

«Программное обеспечение компьютера 10 класс» - Инструментарий программирования. Прикладное ПО. Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС). ОС выводит на экран приглашение в какой-то определенной форме. Интерактивный режим. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов. Подразделение.

«Программное обеспечение 8 класс» - Оперативная память. Системный диск. Системы программирования – системы для разработки программ на конкретном языке программирования. Программное обеспечение компьютера. Программное обеспечение (ПО) –все многообразие программ, используемых на современном компьютере. Дистрибутив. Установка и загрузка операционной системы.

«Программные средства» - Стандарты управления жизненным циклом, качеством и интерфейсами систем и программных средств. Методологические основы. Сопровождаемость представляется: удобством для анализа; изменяемостью; стабильностью; тестируемостью. Верификация требований - верификация требований к проекту системы; - верификация требований к функциям и характеристикам крупного комплекса программ; - верификация требований к архитектуре крупного комплекса программ; - верификация требований к функциональным компонентам крупного комплекса программ; - трассировка требований к компонентам комплекса программ; - сравнительный анализ приоритетов требований и допустимых рисков комплекса программ; обеспечение баланса требований к крупному комплексу программ с учетом доступных ресурсов.

«Разработка программного обеспечения» - Эффективность. Распределение функций. Результаты. Разделы. Описывают. Система безопасности? ХР-экстремум. Распределение ресурсов для документирования. Внешние требования. ИВЦ. Непрерывная интеграция. Описание СПП. Программная архитектура. Интервьюирование. Стандартные структуры программной архитектуры.

«Классификация программного обеспечения» - Что такое информационно - поисковая система? Программное обеспечение - неотъемлемая часть ЭВМ. 2. Классификация программного обеспечения. 2.1. Операционные системы. Что такое автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) ? Информатика. Архивы программ Где начинающему юзеру (пользователю) взять нужные программы?

«Программное обеспечение урок» - Антивирусные программы (Антивирус Касперского, DrWeb). Интегрированные среды разработки приложений (Visual Basic, Delpfi). Прикладное программное обеспечение. Логические, стратегические игры. Операционные системы Файловые менеджеры Антивирусные программы Архиваторы. Выводы. Отладчики. Тренажеры (babytype) Тесты Электронные учебники.

Л.П. Казанцева
доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории
и Волгоградского государственного института искусств и культуры

ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ В МУЗЫКЕ

Программность как одна из форм внедрения в музыку внемузыкального (чаще словесного) начала – активно проявляющее себя свойство. Давно ставший привычным (понятие программной музыки введено еще Листом), этот феномен, вместе с тем, постоянно обнаруживает свою проблематичность. Последняя обостряется тем, что подчас объявленная автором программа неточно соответствует музыке, как, например, в «Камаринской» М. Глинки, где заголовок не охватывает всё произведение, а относится лишь ко второй, хотя и главной, части пьесы.

Как ни парадоксально, программа может и вовсе «спорить» с музыкой. На одно из таких противоречий обратил внимание В.А. Цуккерман: в «Карнавале» Р. Шумана старинная тема Großvater отнюдь не стала олицетворением враждебного шумановской эстетике начала, как это задумал автор. Более того – ее горделивая наступательность нередко воспринимается слушателями как победа шумановских единомышленников . Согласиться с выдающимся ученым заставляет и интонационный анализ произведения, который не выявляет интонационной антитезы и идеологической подоплеки. От констатации публицистической символики «Карнавала» следует воздержаться еще по одной причине: тема Großvater процитирована Шуманом и в других его сочинениях – «Бабочках» и «Альбоме для юношества» («Зима II») – без какого-либо особого подтекстового смысла.

«Диссонанс» между музыкой и программой может возникнуть при неточном переводе названия, данного композитором своему опусу. С этим явлением мы сталкиваемся, например, при анализе пьесы «Fabel» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» Р. Шумана. Название пьесы, обычно переводимое как «Басня», никак не подтверждается музыкой – в ней не «действуют» аллегорические персонажи, она не содержит сатирического начала и столь важного атрибута басни, как моральное credo. Поэтому как весьма субъективное следует расценить понимание пьесы А.Г. Рубинштейном, в которой выдающийся пианист «видит “Стрекозу и муравья” (первая, спокойная тема – муравей; вторая, вертлявая – стрекоза; звуковые волнения середины – зимние бедствия стрекозы, и т.д.)…» . Драматургическое решение произведения более органично согласовано с другими значениями немецкого слова – «сказка», «фабула», «сюжет».

Наконец, даже совершенно ясные, привычные названия могут ввести в заблуждение. В пьесе «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Шумана мы не услышим обычных в таких случаях светлой грусти или моделирования процесса припоминания. Лишь подзаголовок пьесы – «4 ноября 1847 г. – День смерти Мендельсона» – и явственные в ней музыкально-интонационные приметы некоторых «Песен без слов» подскажут, что автором задумано нечто большее чем воспоминание – «музыкальное приношение» глубоко почитаемому музыканту и близкому другу.

Чтобы оценить художественное значение внемузыкального компонента, остановимся на вопросе о том, для чего, собственно, служит программа.

Как известно, основная задача программы состоит в налаживании контакта композитора со слушателем, облегчении понимания слушателем художественного замысла композитора. Однако к решению этой задачи ведут многочисленные пути. Они прокладываются разными способами связи внемузыкального компонента с музыкальным содержанием. Дифференцируем их как систему содержательно-смысловых функций программы, в основе которой лежат прямой, косвенный и скрытый виды программности.

Наиболее распространенное и ясное – прямое запечатление программы. В этом случае программа прямолинейно или параллельно соотнесена с музыкой, что мы встречаем у Берлиоза, в симфонических поэмах Листа и Р. Штрауса.

При прямом соответствии внемузыкальный компонент внедряется вглубь музыки, а следовательно, определенным образом соотносится со структурой содержания музыкального произведения. Следует заметить, что программность может проявить себя на любом уровне: тона, средства музыкальной выразительности, интонации, музыкального образа, драматургии, темы и идеи, авторского присутствия. Вероятно, что сразу несколько иерархических звеньев структуры содержания музыкального произведения окажутся «проводниками» программы.

В симфонии «Гармония мира» Хиндемита название заключает в себе главную идею произведения, связанную с личностью и космологическими воззрениями средневекового астронома Иоханнеса Кеплера, – утверждение миропорядка как смысла бытия. В свою очередь в трех частях симфонии показаны три аспекта, в которых царит миропорядок. Эти аспекты соответствут представлениям древних о трех музыках – musica instrumentalis (гармония музыкальных созвучий), musica humana (гармония человека), musica mundana (гармония макрокосмоса, небесных тел, природы). Неслучайно в произведении количество его частей (3), олицетворяющее числовую, математическую гармонию. Кульминирующее положение в симфонии отдано финалу с фугой и грандиозной пассакальей, чем ставится драматургический акцент на всеобщей гармонии существования. Наконец, неравнодушна к программе и музыкальная интонация. Вступительная фанфара заключает в себе звуки «ми–фа–ми», символизирующие, как считал Кеплер, планету Земля и расшифровывающиеся как начала латинских слов «misera–fames–misera» («нищета–голод–нищета»). В начальной музыкальной теме фанфара объединяется с отрицающим ее нисходящим каскадом кварт – символом прекрасного и гармоничного как акустическое совершенство устойчивого и прочного интервала. Тем самым программность охватила в симфонии не только тему, но и идею, образы, драматургию, интонацию.

Прямое соотнесение программного (внемузыкального) компонента и содержания музыкального произведения в свою очередь также можно дифференцировать. Выделим в этой связи программу-импульс, программу-уточнение и программу-стержень.

Программа-импульс , очерчивая тему, служит толчком для музыкального образа, драматургии, идеи музыкального произведения. Именно за такую программу – «изложенное общедоступным языком предисловие к чисто инструментальной музыке, с помощью которого композитор стремится предохранить своих слушателей от произвольного поэтического истолкования и наперед указать поэтическую идею целого, навести на ее главнейшие моменты...» – ратовал Лист .

Сущность программы-импульса красноречиво излагает Римский-Корсаков в пояснениях к «Шехеразаде». Указав названием и краткой аннотацией к партитуре на сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь», композитор замечает: «При сочинении “Шехеразады” указаниями этими я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого. Почему же в таком случае моя сюита носит имя именно Шехеразады? Потому, что с этим именем и с названием “Тысяча и одна ночь” у всякого связывается представление о Востоке и сказочных чудесах, а сверх того некоторые подробности музыкального изложения намекают на то, что это все различные рассказы какого-то одного лица, каковым и является нам Шехеразада, занимавшая ими своего грозного супруга» .

Программа-импульс – отправная точка в развертывании художественного целого как результата творческой работы композитора, независимо от того, на какой стадии творческого процесса она появилась. Иными словами, программа-толчок не обязательно предшествует созиданию опуса, но непременно организует его восприятие. Импульсы к пониманию общей концепции сочинения содержат названия «Прощальной» симфонии Гайдна, фортепианных циклов Шумана.

Программа-уточнение носит более конкретный характер. Заявляя тему, она в большой степени направлена и на музыкальные образы. Не последнюю роль в решении такой задачи играет жанрово-стилевая определенность музыкальной интонации. Уточняющи названия «Богатырской» симфонии Бородина, Девятой симфонии «Из Нового Света» Дворжака.

Программа-стержень глубоко врастает в музыкальную ткань. Органичность такой программы наиболее убедительна в развернутом сюжете, где шаг за шагом музыка и слово выстраиваются в некую коллизию. Один из способов достижения неразрывного единства музыкальной ткани и внемузыкального компонента – такое сочинение произведения, при котором словесные реплики сочетаются с музыкальными набросками. Приведем план увертюры Чайковского «Гроза» (по одноименной пьесе А. Островского). «Вступление: adagio (детство Катерины и вся жизнь до брака), (аllegro) намеки на грозу; стремление ее к истинному счастью и любви (аllegro appassionato); ее душевная борьба; внезапный переход к вечеру на берегу Волги; опять борьба, но с оттенком какого-то лихорадочного счастья; предзнаменования грозы (повторение мотива после Аdagio и его дальнейшее развитие); гроза; апогей отчаянной борьбы и смерть» . Программа-стержень соотносится практически со всеми «этажами» структуры музыкального содержания.

Косвенная программа не столь очевидна. О непрямом, косвенном характере программности приходится говорить в случаях ее метафорического воплощения в музыке. Так, в «Романтической музыке» Э. Денисова затруднительно найти черты романтичности – поэтичность, одухотворенность, мечтательность. В ней также вряд ли удастся отыскать достоверные признаки романтизма – субъективно-открытую эмоциональность, неудовлетворенность, томление по идеалу и т.д. Еще более иллюзорно воссоздание его стилевых черт, например, цитирование или другая апелляция к трепетно почитаемому Денисовым Шуберту (вдохновляющего Денисова в целом ряде произведений). Скорее всего ассоциации с романтизмом вызовет лишь утонченная лирика пьесы, хотя сама по себе лиричность, как известно, показательна не только для романтизма.

Слабая связанность косвенной программы с музыкальным содержанием нередко оборачивается ее факультативностью для музыки. Поэтому ненавязчивые (и даже необязательные) программы часто приводятся в конце пьес: Дебюсси в фортепианных прелюдиях и Кобекин в Четырех фортепианных прелюдиях поместили словесные названия в конце нотного текста, в первой редакции «Танцев давидсбюндлеров» Шумана после каждой пьесы стоит инициал – F (Флорестан), E (Эвзебий) или сразу оба (в пьесах №№ 1, 13, 15, 16). Разумеется, «запоздалое» появление названий свидетельствует о том, что автор на них не настаивает.

В ряд произведений с косвенной программой также попадают «Прелюды» Листа, программа которых возникла по окончании работы над поэмой, «Карнавал» Шумана с приписанными после завершения произведения названиями пьес, ряд фортепианных опусов Грига, получивших свои названия после их сочинения, «Камаринская» Глинки, названная так (по совету князя В. Одоевского) лишь по завершении работы над нею, поэма «Фатум» Чайковского, к которой стихотворение Батюшкова добавилось лишь перед премьерой, поэма «Смерть и просветление» Р. Штрауса с программой, стихотворно изложенной А. Риттером уже после создания музыки.

Косвенная связанность внемузыкального компонента с музыкальным содержанием в свою очередь также имеет разновидности: программа-отстранение, условная программа и антипрограмма.

Программа-отстранение не столько направлена вглубь художественных образов произведения, сколько уводит от него. Ее задача состоит в том, чтобы на основе активизации ассоциативных связей выстроить вокруг музыкального произведения широкие культурные контексты. Фортепианный цикл Шумана «Крейслериана» своим названием указывает на новеллы Э.Т.А. Гофмана. Не будучи более прочно связанным с ними, название очерчивает общий духовный контекст, романтическое мироощущение, делая темой произведения напряженную жизнь человеческой души. Не предопределяя нижние «этажи» структуры музыкального содержания, программа-отстранение ведет к идее музыкального произведения.

С условной программой мы имеем дело, например, во множестве названий вальсов и других танцев И. Штрауса, где, по меткому высказыванию А.Н. Серова, «заглавия служат только для отличия одного произведения от другого, подобно тому как один корабль называется “Дельфином”, другой – “Сиреною” и т.п.» . Условные названия довольно близки непрограммным и отличаются от них хотя и слабой, но все же связанностью с содержанием музыкального произведения (подобно тому, как названия кораблей – продолжая аналогию А.Н. Серова – все же тематически обычно связаны с водной стихией и ее покорением человеком). В вальсе «Утренние листки» («Утренние газеты»), сочиненном к балу журналистов, образы мелькают подобно перелистываемым газетным страницам; некоторую связь с музыкальными образами можно усмотреть и в вальсах «Учащенный пульс», посвященном медикам, «Звуковые волны» и «Феномены», посвященных студентам-политехникам, «Выпускной вечер», посвященном студентам-юристам, вальсах «Иллюстрации», «Сангвиники» и т.д. Весьма условным характером программности, частичной и необязательной связанностью внемузыкального компонента с музыкальным содержанием объясняется нередкое переименование пьес, не наносящее самой музыке и ее восприятию никакого ущерба . Условными программными названиями полна также джазовая музыка.

Антипрограмма сознательно провозглашает то, чего музыка на самом деле не содержит. Беспрецедентны многие экстравагантные заголовки Эрика Сати. Они поражают не только эпатирующим остроумием их автора, но и парадоксальной несвязанностью (на первый взгляд) с музыкой. Музыка фортепианного цикла «Неприятные очерки» (Пастораль, Хорал и Фуга) не содержит ничего неприятного, а цикл «В лошадиной упряжи» (два хорала и две фуги – «Молитвенная» и «Бумажная») – то есть в жестких правилах – ничего пародийного. Давая пьесам цикла «Три засушенных эмбриона» названия беспозвоночных, Сати отнюдь не подсмеивается в самой музыке над отжившим свое академизмом, как и в «Трех изысканных вальсах пресыщенного щеголя» – над утонченностью импрессионистов. В трех пьесах «Предпоследние мысли» ироничность ремарок идет вразрез с музыкой, а словесные пояснения к «Старым цехинам, старым кирасам» «грешат» и откровенными обманами. На явный обман слушателя толкают такие открыто полемизирующие с художественным текстом названия, как «Три пьесы в форме груши», предпосланное шести (!) пьесам для двух фортепиано Эрика Сати .

Как мы видим, различные оттенки комического – от иронии до сарказма – противоречат музыке, но упорно предпосылаются композитором своим новым опусам. В этом приходится видеть определенный художественный расчет. Он состоит в том, что заключенная в названии негативная оценка не навязывается музыке и тем более не декларируется ею, а сопутствует ей как возможная. Художественная концепция произведения, соединяющая взаимоисключающие варианты, «объективное» и «субъективное», обретает дискуссионность. Идея произведения становится неоднозначной, балансирующей между заданными словом и музыкой полюсами.

Скрытая программа – наиболее сложный вид соотнесения внемузыкального компонента с музыкальным содержанием, требующий от слушателя интенсивной интеллектуальной работы. Она необходима ему при соприкосновении с программой-намеком и виртуальной программой.

Программа-намек несет собою трудно расшифровываемый, а потому многозначный внемузыкальный компонент. Весьма общий намек несут собою названия, избранные Джоном Кейджем («0′00′′») и Яннисом Ксенакисом («ST–10/1-080262») . Называя свои опусы «Aus…» и «В…», их авторы – соответственно наш соотечественник Фарадж Караев и швейцарец Лукас Ланглотц – интригуют слушателя, провоцируя его на поиск многообразных смыслов. Не должно быть проигнорировано и, казалось бы, малоинформативное «К», которым назвал свою симфонию австрийский композитор Роман Хаубеншток-Рамати, и даже интригующее «…», «поименовавшее» опус для ударных и струнного ансамбля Ефрема Подгайца. Они весьма приблизительно обусловливают музыкальное содержание и тем самым задают активную позицию слушателя, призывая его размышлять о слышимом и искать доступные ему смысловые поля.

Виртуальная программа находится не на поверхности (вне собственно музыки), а в глубинных слоях музыкального опуса. Если в программе-намеке внемузыкальный компонент совершенно явствен, но область музыкального содержания связана с ним достаточно иллюзорно, то, наоборот, при виртуальной программности внемузыкальный компонент органично прорастает в музыкальное содержание, однако сам по себе он достаточно эфемерен. Возникающая без каких-либо очевидных словесных или иных внемузыкальных компонентов виртуальная программа – всегда самопорожденная музыкой, имманентная. Понятно, что трудно рассчитывать на ее распознавание слушателем без специально приложенных к тому усилий.

Виртуальная программность присуща фантазиям Моцарта, многим произведениям Ф. Шопена, «Вальсу» и «Болеро» М. Равеля, Второй симфонии А. Хачатуряна. Почвой для нее становятся внемузыкальные (литературные, драматические) признаки музыкальной интонации, музыкального образа, музыкальной драматургии. На существование виртуальной программы, по выражению А.Н. Сохора, «указывает особая, превосходящая нормы данного стиля конкретность музыкальных изображений» .

Виртуальная программа – явление противоречивое: при отсутствии полноценной программы в произведении все же порождается внемузыкальный компонент, существенный для музыкального содержания, а с ним и свойство, называемое программностью. В важности внемузыкального компонента (хотя и в неоткристаллизованном виде) при виртуальной программности убеждают нередкие жанровые трансформации, в частности, превращение инструментальных опусов в музыку синтетического балетного жанра (например, Рапсодии на тему Паганини Рахманинова – в балет «Паганини» М. Фокина, фортепианных пьес Шопена – в его же «Шопениану», Седьмой симфонии Шостаковича – в одноименный балет И. Бельского, Шестой симфонии Чайковского – в балет «Идиот» Б. Эйфмана по мотивам романа Ф. Достоевского).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Фрагмент книги: Казанцева Л.П. Музыкальное содержание в контексте культуры. – Астрахань, 2009.
2. Цуккерман В.А. О некоторых особых видах целостного анализа // Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. – М., 1970. С. 426.
3. Рубинштейн А.Г. Лекции по истории фортепианной литературы. – М., 1974. С. 70.
4. Лист Ф. Избр. статьи. – М., 1959. С. 285.
5. Римский-Корсаков Н.А . Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1982. С. 214.
6. Цит. по кн.: Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского. – М., 2003. С. 344.
7. Серов А.Н . Статьи о музыке: В 7 вып. – М., 1989. Вып. 5. С. 44.
8. Известны также следующие факты: вальс «Воспоминание о Риге», посвященный пребыванию царского двора в Риге в 1857 году, был издан как «Воспоминание о Ницце», «Трапп-полька» – как «Шествие масок», полька «Признательность» – как «Спешка», «Лондонская кадриль» – как «Фестивальная кадриль», «Конногвардейский» марш – как «Русский» марш, вальс «Петербургские дамы» – как «Венские дамы» (см.: Мейлих Е.И. Иоганн Штраус. Из истории венского вальса. – Л., 1975. С. 87).
9. Не могут не заинтриговать и не привлечь внимания слушателя эпатирующие названия «Двухголосная инвенция с тремя голосами» в пьесе Генри Коуэлла, «Четверо святых в трех актах» – в опере американского композитора Верджила Томсона в четырех (!) актах.
10. «Титул» пьесы Ксенакиса расшифровывается так: «ST – стохастическая музыка; 10 – количество инструментов, для которых предназначена пьеса; 1 – первое стохастическое произведение; 080262 – 8 февраля 1962 года – день, когда произведение было запрограммировано для ЭВМ» (Житомирский Д.В. Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. – М., 1989. С. 23).
11. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л., 1981. Т. 2. С. 199.




Top