Программы основанные на синтезе искусств. Анализ парциальных программ музыкального развития

«Синтез» - это программа по слушанию музыки, направленная на развитие
музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Д. Б. Кабалевский
говорил, что мы должны учить детей «видеть музыку» и «слышать живопись».
Поэтому наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки,
живописи и литературы. В программе, разработанной коллективом
профессиональных музыкантов–теоретиков, психологов, педагогов (К. В. Тарасова,
Т. Г. Рубан, М. Л. Петрова)
, реализован наиболее сложный уровень синтеза этих
трёх искусств , выявляющий внутренние, художественно-образные связи между произведениями.

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте. Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов , если их восприятие опирается
на художественное слово и изобразительное искусство.

Поэтому целью программы является:
 развитие у ребёнка-дошкольника музыкального восприятия на основе
синтеза искусств;
 формирование его художественной культуры;
приобщение к истинно прекрасному

Задачи:
 помочь ребенку войти в мир музыки;
 понять ее содержание;
 овладеть сложным музыкальным языком;
 показать ребенку внутренние связи между музыкой и другими видами
искусства.

Принципы, положенные в основу рабочей программы:
 специальный подбор музыкального репертуара, отвечающий двум ведущим
принципам: художественности и доступности;
 использование синтеза искусств;
 использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной
деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре,
дирижирования;

Особенности содержания рабочей программы

Содержание программы вводит ребёнка не только в мир музыкального
искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит
принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения
рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного
искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в
программе является музыка. Произведения изобразительного искусства и
художественной литературы помогают детям понять и пережить музыкальный образ.

В программе представлены выдающиеся произведения русских и
зарубежных композиторов от А. Вивальди до С.С. Прокофьева, входящие в золотой
фонд мировой музыкальной культуры. Впервые наряду с камерной и
симфонической музыкой в обучении используются синтетические по своей природе
жанры музыкального искусства – опера и балет.
Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не
ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах,
которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения
предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных
связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное
мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать
поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Программа разработана для детей от 4 до 7 лет.

Программа «Синтез» отличается от других тем, что в основе лежит принцип интегрированного подхода, где музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и литературы. Все же главным здесь будет являться музыка. Программа содержит, как репертуар классической музыки, так и фольклор. Также используются такие жанры, как опера и балет. Основной вид деятельности программы ‒ слушание музыки .

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Работая по программе «Синтез», у детей формируются: высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, драгоценный запас музыкальных впечатлений, начала музыкального мышления и художественной культуры в целом.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет. Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Цветные ладошки»(3-4 года)

Автор - Лыкова и.А. Москва, 2008 г.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 3-4 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.

Программа построена на следующих принципах:

    принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга-завирюха», «новогодние игрушки», «праздничная елочка», «цветы», «сосульки», «солнышко», «ручеек и кораблик», «одуванчик» и пр.)

    развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.

    принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

    принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.

    принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю.

Актуальность программы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».

Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).

Программа «Синтез»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр. 3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Методы ведения библиотек

Методы управления проектами

Общее определение метода управления проектом таково: способы определения метрик и нормативов логического программирования, обнаружения узких мест, планирование материальных, людских и вычислительных ресурсов и сроков выполнения работ по проекту. Способы предназначены для определения путей повышения эффективности работ и оценки деятельности коллектива проектантов над проектом и его реализации.

Главный принцип методов состоит в обеспечении максимального копирования человеческого поведения в библиотеке и ведения библиотеки книг и документов, собранных в библиотеке. Вводится понятие картотеки и форм карточек, определяется метод доступа к содержимому библиотеки, ее поддержания, чистки и защиты от несанкционированного доступа. В указанных руководствах подробно описаны все макро и микро действия по вводу документов в библиотеку и сопровождению их по времени.

В библиотеке находят приют описания языков и проектов, программные модули, программы общего назначения, системные программы, БЗ, БД, отчеты о работах и др. документация.

Накопление разделов данных, знаний или систем способствует сохранению отлаженных (точных) знаний и атрибутов их использования. Кроме этого библиотека снабжается средством просмотра списка всех картотек (каталогов) библиотеки.

Главная ориентация в работе со знаниями (в том числе с алгоритмическими знаниями) состоит в применении логических методов и подходов. Такая ориентация исторически родилась из проблем построения доказательств правильности программ. В решении этих проблем получены хорошие теоретические результаты, но практическое воплощение оказалось весьма трудным делом. Минуя эти проблемы можно достичь больших практических результатов после внедрения методов и средств синтеза программ автоматическими методами. После реализации методов синтеза программ отпадает необходимость в доказательстве правильности программ, но правильность алгоритмов остается. Автоматический синтез обеспечивает (гарантирует) построение правильных программ, но не правильных алгоритмов, если в задании допущена ошибка. Имеется другая сторона проблемы синтеза - проблема соответствия алгоритма и программы физической сущности решаемой задачи. И тогда возникает проблема установления правильности постановки задачи. Технически эта проблема несколько проще проблемы доказательства правильности программы. А теоретически проблема исследования правильности постановки задачи находится в начальной стадии ее формулировки.

Сущность синтеза программ состоит в следующем. Если знания не полны, то решение задачи не может быть получено. Чаще других причин существует причина отсутствия варьируемых исходных данных. Тогда строят программу по «сырому» решению и через запуск программы с вводимыми исходными данными осуществляется проверка истины для всего задания (задачи). Если истина не определяется, то выдаются условия для получения истины. Выводимые условия окончательно определяют решение задачи. Решение при этом выглядит как альтернативы совместных фактов. Каждый факт - имя и полученное значение для понятия с этим именем или имя и выражение, если знания об операциях не полны. Итак, программа реализует динамическое «вычисление» истины (или лжи) или условия, при которых задание будет истинным. Программы продолжает поиск решения задания, но с изменяющимися исходными данными.



Результаты работы программ могут использоваться далее с каким-либо назначением, например, для их анализа. Анализ результатов производится для установления соответствия между физической сущностью проблемы и программной моделью. Анализ может быть связан просто с поиском ошибок в задании.

МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ:

1. Процедурное (императивное) программирование.

2. Структурное программирование.

3. Автоматное программирование.

4. Функциональное программирование.

5. Логическое программирование.

6. Объектно-ориентированное программирование.

7. Прототипное программирование.

8. Аспектно-ориентированное программирование.

9. Модульное программирование.

Процедурное (императивное) программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 40-х годах. Теоретической моделью процедурного программирования служит алгоритмическая система под названием «машина Тьюринга».

Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих процедуру решения задачи. Основным является оператор присваивания, служащий для изменения содержимого областей памяти. Концепция памяти как хранилища значений, содержимое которого может обновляться операторами программы, является фундаментальной в императивном программировании

Выполнение программы сводится к последовательному выполнению операторов с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты. Таким образом, с точки зрения программиста имеются программа и память, причем первая последовательно обновляет содержимое последней.

Языки императивного программирования: Ада (язык общего назначения), Бейсик (начиная с версии Quick Basic и до появления Visual Basic), Си, ДРАКОН, КОБОЛ, ФОРТРАН, Модула-2, Паскаль, ПЛ/1, Рапира, REXX.

Структурное программирование - методология разработки и проектирования программного обеспечения, в основе которой лежит представление и структуризация программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом и Харланом Милзом. Технология структурного программирования и проектирования в 80-ых годах ХХ века была описана в школьных и вузовских учебниках информатики А.П.Ершова, В.А.Каймина и А.Г.Кушниренко.

Структурный подход к разработке программного обеспечения имеет два подхода:

1. Использование языков структурного программирования (языки Pascal, C, Ada, Modula, Java и т.д.).

2. Структурное проектирование программ с использованием структурированных алгоритмов, записываемых на структурном псевдокоде с использованием лексики родного (русского языка) для документирования всего комплекса программ, предложенного Харланом Миллзом (IBM,1972) и В.А.Кайминым (МИЭМ,1978-1983

В соответствии с данной методологией:

1. Структурированная программа (структурированный алгоритм) представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:

o последовательное исполнение - однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы (алгоритма)

o альтернативное исполнение - однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторых заданных условий

o цикл - многократное исполнение одной и той же операции вплоть до выполнения некоторых заданных условий (условий продолжения либо завершения цикла).

В современных языках программирования «ветвления» допускают несколько альтернативных операций, а в «циклах» - несколько условий выхода с различными условиями выхода из цикла. Структурный псевдокод в силу его гибкости допускает многоальтернативные ветвления и циклы, используемые в наиболее современных языках программирования, для которых В.А.Кайминым были предложены оригинальные процедуры верификации и анализа правильности алгоритмов, изложенные с самого начала в учебниках информатики.

2. В структурированных алгоритмах и программах базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается

3. Повторяющиеся фрагменты программы (представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде т. н. подпрограмм (процедур, функций или модулей). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы . При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.

Разработка структурированных программ ведётся пошагово, методом «сверху вниз»

Структурное проектирование программ означает, что сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы

Разработка заканчивается не тогда, когда не останется ни одной «затычки», которая не была бы удалена, а когда протестирован каждый модуль, функция и подпрограмма. Тестирование и разработку программ можно вести как «сверху-вниз» так и «снизу-вверх» от автономной к комплексной отладке.

Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста

Автоматное программирование - это парадигма программирования, при использовании которой программа или её фрагмент осмысливается как модель какого-либо формального автомата.

В зависимости от конкретной задачи в автоматном программировании могут использоваться как конечные автоматы, так и автоматы более сложной структуры

Определяющими для автоматного программирования являются следующие особенности:

1. Временно́й период выполнения программы разбивается на шаги автомата , каждый из которых представляет собой выполнение определённой (одной и той же для каждого шага) секции кода с единственной точкой входа; такая секция может быть оформлена, например, в виде отдельной функции и может быть разделена на подсекции, соответствующие отдельным состояниям или категориям состояний.

2. Передача информации между шагами автомата осуществляется только через явно обозначенное множество переменных, называемых состоянием автомата ; между шагами автомата программа (или её часть, оформленная в автоматном стиле) не может содержать неявных элементов состояния, таких как значения локальных переменных в стеке, адреса возврата из функций, значение текущего счётчика команд и т.п.; иначе говоря, состояние программы на любые два момента входа в шаг автомата могут различаться между собой только значениями переменных, составляющих состояние автомата (причём такие переменные должны быть явно обозначены в качестве таковых).

Полностью выполнение кода в автоматном стиле представляет собой цикл (возможно, неявный) шагов автомата.

Название автоматное программирование оправдывается ещё и тем, что стиль мышления (восприятия процесса исполнения) при программировании в этой технике практически точно воспроизводит стиль мышления при составлении формальных автоматов (таких как машина Тьюринга, автомат Маркова и др.).

Функциональное программирование - раздел дискретной математики и парадигм программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Противопоставляется парадигме императивного программирования, которая описывает процесс вычислений как последовательность изменения состояний (в значении, подобном таковому в теории автоматов). Функциональное программирование не предполагает изменяемость данных (в отличие от императивного, где одной из базовых концепций является переменная).

На практике отличие математической функции от понятия «функции» в императивном программировании заключается в том, что императивные функции взаимодействуют и изменяют уже определенные данные. Таким образом, в императивном программировании, при вызове одной и той же функции с одинаковыми параметрами можно получить разные данные на выходе, из-за влияния на функцию внешних факторов. А в функциональном языке при вызове функции с одними и теми же аргументами мы всегда получим одинаковый результат в обоих случаях, входные данные не могут измениться, выходные данные зависят только от них

λ-исчисления являются основой для функционального программирования, многие функциональные языки можно рассматривать как «надстройку» над ними

Наиболее известными языками функционального программирования являются:

o Haskell – чистый функциональный. Назван в честь Хаскелла Карри;

o LISP (Джон МакКарти, 1958);

o ML (Робин Милнер, 1979);

o Miranda (Дэвид Тёрнер, 1985), впоследствии дал развитие языку Haskell

o Erlang (Джой Армстронг, 1986), функциональный язык с поддержкой процессов

o Nemerle – гибридный функционально/императивный язык

Еще не полностью функциональные изначальные версии и Lisp и APL внесли особый вклад в создание и развитие функционального программирования. Более поздние версии Lisp, такие как Scheme, а так же различные варианты APL поддерживали все свойства и концепции функционального языка

Как правило, интерес к функциональным языкам программирования, особенно чисто функциональным, был сугубо научный, нежели коммерческий. Однако, таким примечательным языкам как Erlang, OCaml, Haskell, Scheme (после 1986) а так же специфическим R (статистика), Mathematica (символическая математика), J и K (финансовый анализ), и XSLT (XML) находили применение в индустрии коммерческого программирования. Такие широко распространенные декларативные языки как SQL и Lex/Yacc содержат некоторые элементы функционального программирования, они остерегаются использовать переменные. Языки работы с электронными таблицами также можно рассматривать как функциональные.

Многие нефункциональные языки, такие как C, C++ и C# могут вести себя как функциональные при использовании указателей на функцию, в соответствие с библиотекой и λ-исчислениями.

Логическое программирование - парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.

Самым известным языком логического программирования является Prolog, являющийся по своей сути универсальной машиной логического вывода, работающей в предположении замкнутости мира фактов и используемой для логического подхода к решению проблем искусственного интеллекта.

Язык Пролог, принципы и законы логического вывода, элементы математической логики, а также принципы проектирования баз знаний и экспертных систем были включены в первые школьные и вузовские учебники информатики В. А. Каймина. В этих целях интерпретаторы Пролога были реализованы на ряде отечественных школьных ЭВМ.

Первым языком логического программирования был язык Planner, в котором была заложена возможность автоматического вывода результата из данных и заданных правил перебора вариантов (совокупность которых называлась планом). Planner использовался для того, чтобы понизить требования к вычислительным ресурсам (с помощью метода backtracking) и обеспечить возможность вывода фактов, без активного использования стека. Затем был разработан язык Prolog, который не требовал плана перебора вариантов и был, в этом смысле, упрощением языка Planner.

От языка Planner также произошли логические языки программирования QA-4, Popler, Conniver и QLISP. Языки программирования Mercury, Visual Prolog, Oz и Fril произошли уже от языка Prolog. На базе языка Planner было разработано также несколько альтернативных языков логического программирования, не основанных на методе backtracking, например, Ether.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов (либо, в менее известном варианте языков с прототипированием - прототипов).

Класс - это тип, описывающий устройство объектов. Понятие «класс» подразумевает некоторое поведение и способ представления. Понятие «объект» подразумевает нечто, что обладает определённым поведением и способом представления. Говорят, что объект - это экземпляр класса. Класс можно сравнить с чертежом, согласно которому создаются объекты. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности, т. н. объекта.

Объект - сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса (например, после запуска результатов компиляции (и линковки) исходного кода на выполнение).

Прототип - это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты.

Прототипное программирование - стиль объектно-ориентированного программирования, при котором отсутствует понятие класса, а повторное использование (наследование) производится путём клонирования существующего экземпляра объекта - прототипа .

Каноническим примером прототип-ориентированного языка является язык Self. В дальнейшем этот стиль программирования начал обретать популярность и был положен в основу таких языков программирования, как JavaScript, Cecil, NewtonScript, Io, Slate, MOO, REBOL, Kevo и др

Аспектно-ориентированное программирование (АОП) - парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности, особенно сквозной функциональности, для улучшения разбиения программы на модули.

Методология аспектно-ориентированного программирования была предложена группой инженеров исследовательского центра Xerox PARC под руководством Грегора Кикзалеса (Gregor Kiczales). Ими же был разработан первый, и наиболее успешный до сих пор, контекстно-ориентированный язык программирования AspectJ.

Существующие парадигмы программирования, такие как процедурное программирование и объектно-ориентированное программирование, предоставляют некоторые способы для разделения и выделения функциональности, например, функции, объекты, классы, пакеты, но некоторую функциональность с помощью предложенных методов невозможно выделить в отдельные сущности. Такую функциональность называют сквозной, так как её реализация разбросана по различным модулям программы. Сквозная функциональность приводит к рассредоточенному и запутанному коду. Запутанным называется такой код, в котором одновременно реализована различная функциональность.

Трассировка - типичный пример сквозной функциональности. Другие примеры: контрактное программирование, в частности проверка пред- и пост-условий, обработка ошибок, реализация систем безопасности. Если рассматривать программу написанную с помощью ООП, то любая функциональность, по которой не происходила декомпозиция программы, является сквозной.

Все языки АОП предоставляют способы для выделения сквозной функциональности в отдельную сущность. Различие между ними заключается в удобстве, безопасности и области применения средств, которые они предоставляют. Наиболее популярный на данный момент язык АОП - AspectJ. Используемые в нем понятия распространились на большинство языков АОП.

Основные понятия AspectJ:

Точка выполнения (англ. JoinPoint ) - определенная точка выполнения программы;

Срез (англ. PointCut ) - набор точек выполнения программы.

Применение (англ. Advice ) - состоит из условий применения и реализации функциональности. Условия применения определяют до, после или вместо какого среза надо вставить требуемую функциональность

Аспект (англ. Aspect ) - модуль AspectJ.

Представление (англ. Introduction ) - метод изменения структуры класса путем введения новых полей и методов, а также изменения иерархии наследования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 7(8) ЛЕТ)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»

(« СИНТЕЗ ИСКУССТВ»)

О.А. Куревина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальные основы программы

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к ним.

Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Что является основополагающим в данной программе для дошкольников?

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный опыт наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык, являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей многогранности может быть отражён только через единый духовный образ, каковым является искусство.

В-третьих , по своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Следовательно, искусство близко ребёнку как форма адаптации в жизни своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребёнка весьма относительны, а вера в вымысел – защитная реакция от агрессии окружающей действительности.

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой соотношения жизни и искусства, реальности и игры, становится стержнем, на который нанизываются знания ребёнка о мире, об искусстве, о себе. Если расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом, помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других видов искусства, то обратный процесс – синтез (соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав) поможет создать у ребёнка представление об образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчленённости.

Цель и задачи программы

Целью программы «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребёнка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нём. Путь познания мира в данном контексте – от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребёнок – центр мироздания, открывающий красоту мира и искусства через своё внутреннее «я».

Задачи курса:

– формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства;

– стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность;

– развивать воображение и ассоциативное мышление.

Задачи реализуются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации программы «Путешествие в прекрасное» – на ребёнка, его непосредственную реакцию на произведение искусства.

Методические основы курса.

Основной подход, рекомендованный в обучении по программе «Синтез искусств» и реализованный в учебно-методическом комплекте курса «Путешествие в прекрасное» - личностно – ориентированный, т.е. с учётом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

При реализации курса необходимо учитывать его развивающее – обучающий характер, который и определяет ведущие методические принципы.

    Принцип деятельности. На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

    Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В свою очередь ребёнку предоставляются возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило – ребёнок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

    Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок становится художником, поэтом, артистом, и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

    Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и целеположение её действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

    Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребёнка единственным и неповторимым.

Курс «Путешествие в прекрасное» построен с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребёнка. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

Планируемые результаты освоения образовательной программы – формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, безкоторых невозможно ограниченное существование человека в окружающем нас мире.

Программа обеспечена следующими пособиями.

1. Куревина О.А., Линник О.А. Кукла Таня: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей 3–4 лет. – М.: Баласс. – 64 с.

2. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 1(4–5 лет). – М.: Баласс. – 64 с.

3. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 2(5–6 лет). – М.: Баласс. – 64 с.

4. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 3(6–7(8) лет). – М.: Баласс. – 64 с.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014. – 240 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы:

    мультимедийный проектор.

Программа «Путешествие в прекрасное» для детей в возрасте 4–7 (8) лет соответствует следующим положениям:

4–5 лет – формирование представлений о специфике восприятия различных видов искусства (32 часа);

5–6 лет – формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства. Знакомство с жанровым многообразием искусства (32 часа);

6–7 (8) лет – формирование навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности (32 часа).

В следующих таблицах представлены основные направления работы по реализации программы, основанные на идее интеграции разных видов искусства.

6–7(8) лет

В подготовительной к школе группе главная задача педагога – формирование у детей навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности.

Развитие речи

Музыка

Изобразительное искусство

Пластика, ритмика,

театральные формы

1. Основы восприятия настроения произведений искусства

Дать представление о выразительности слова в литературе.

Учить подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять слова с эпитетами

Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения.

Учить воспринимать мажорное и минорное звучание.

Раскрыть особенности живописного колорита.

Рассказать о холодных и тёплых тонах; раскрыть особенности фактуры природного материала.

Учить различать тёплые и холодные тона, находить их в картине.

Дать представление о возможностях пластики в передаче различных эмоциональных состояний.

Учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Учить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство голосового интонирования.

Дать представление о высотной соотнесённости звуков.

Учить различать звуки нижнего, среднего и верхнего регистров.

Рассказать о значении цветовой насыщенности (фактуре) картины.

Учить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине, составлять композиции из природного материала с опорой на цветовую доминанту.

Дать представление о пластике «живых картин».

Учить составлять «живые картины» на заданную тему.

2. Основы восприятия темпоритма произведений искусства.

Дать представление о ритмической организации поэтической речи.

Учить четко её передавать при исполнении.

Рассказать о ритмической организации музыки.

Учить повторять заданный ритмический рисунок и различные ритмические соотнесённости, ритмический рисунок выученных песен, музыкальных произведений, длительностей и комбинировать их

Рассказать о ритмической организации живописного и скульптурного образов.

Учить выделять ритм линий, цветовых пятен, пространственных соотношений картины, объёмных форм в скульптуре.

Дать представление о ритмической организации движения.

Учить выполнять движения различного ритмического рисунка.

Рассказать об особенностях

звуковой динамики и темпе речи.

Показать возможности темпа в создании музыкального образа.

Учить на слух определять быстрый, медленный, умеренный темпы.

Дать представление о музыкальной динамике. Учить различать F, P, mf

Дать представление о возможности передачи движения в живописи и скульптуре.

Учить определять движение в живописи, скульптуре и его характер.

Дать представление о характере и темпе движения.

Учить двигаться в заданном характере и темпе.

3. Основы композиционного строения произведений искусства

Рассказать о структуре речи.

Учить выделять фразы и предложения в устной речи.

Дать понимание музыкальной

фразы и предложения.

Учить выделять музыкальные фразы и предложения в песнях.

Дать представление о различном характере рисунка, о соотношении изображения предметов в линейной перспективе.

Учить определять расположение предметов на полотне картины.

Учить располагать природный материал на плоскости листа.

Рассказать о пространственной соотносительности окружающего мира.

Учить ориентироваться в пространстве, перестраиваться в нём.

Дать представление о структуре поэтического и прозаического произведения.

Учить определять поэтическую строфу.

Дать представление о мелодии и аккомпанементе.

Учить определять мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении.

Рассказать об особенностях строения картины по планам.

Учить определять эти планы.

Дать представление о главных и второстепенных персонажах в пластических этюдах и инсценировках.

Учить осмысленно, выполнять свою роль в пластических этюдах и инсценировках.

Рассказать о сюжетной последовательности при составлении устных рассказов.

Учить составлять небольшие рассказы по заданным сюжетным ходам.

Дать представление о композиции музыкального произведения.

Учить воспринимать композиционное построение на слух.

Дать представление о роли деталей в произведениях живописи и скульптуры.

Учить определять их.

Рассказать об элементах сценической композиции (мизансцене, явлении, сцене, действии).

Учить действовать по заданной сюжетной схеме в предполагаемых обстоятельствах.

Примерное тематическое планирование занятий по пособию «Путешествие в прекрасное», ч. 3

(6–7(8) лет)

Всоответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами дошкольного образования курс «Путешествие в прекрасное» изучается 32 часа. По тематическому планированию – 28 часов. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тема раздела

Тема занятия

Зал ожидания

Снова вместе!

На экскурсии

Зал настроения

Настроение человека в искусстве

Слово–лад–колорит

Настроение природы в искусстве

Разыграй настроение!

Зал контрастов

Высоко – низко

Громко – тихо

Быстро – медленно

Играем сказку

Зал отдыха

Зал чередований

Слово–звук–пятно

Слово–звук–пятно–жест

Линия–мелодия–движение

Пауза в искусстве

Ритм в жизни и искусстве

С Рождеством Христовым!

Зал композиций

Часть и целое

Ансамбль

Развитие

Главное и второстепенное

Зал отдыха

Зал образов

Действительность и образ

Мир народных образов

Фантазия и образ

Ассоциации

Образ-восприятие

Партитура

Театральный зал

Путешествие по театру

Знакомый зал

Повторение

Повторение

Повторение

Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

    Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием изображённых на сюжетных картинах детей и взрослых;

    Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

    Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером музыки;

    Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах художественных произведений в рисунке;

    Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального произведения;

    В совместных со взрослыми и в партнёрских детских проектах создаёт атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных произведений и собственных сказок;

    Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

    Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных произведениях;

    Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

    Самостоятельно определяет различные средства музыкальной выразительности, различает правильное и неправильное интонирование мелодии;

    Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные УУД:

    Импровизировать, передавать характер в музыкально – творческой деятельности.

    Установка на здоровый образ жизни, создание собственных движений с учётом правильного дыхания, передавать эмоции мимикой, движениями.

    П онимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.

    О смысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

    П онимание жизненного содержания народной,религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.

    И спользование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Познавательные УУД:

    Различать и анализировать настроения, чувства, характер, выраженные в музыке.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

    Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

    Понимать учебную задачу урока и осуществлять еѐ решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

    Осваивать правила работы в группе.

Коммуникативные УУД:

    Участвовать в хоровом, ансамблевом исполнении, работать в парах, группах.

    Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

    Уметь донести свою позицию до собеседника.

    Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

    Учиться согласованно работать в группе.

    Учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

    Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

    Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Программа Синтез искусств под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет является составной частью Образовательной системы Школа-2100 для дошкольной подготовки. Эта программа является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, музыкальные занятия перерастают в занятия по искусству .

Программа Синтез искусств является единственной в своем роде программой. Такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла не присутствует в существующих программах по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе Синтез искусств усложняется музыкальный материал для слушания, в широком объеме представлены различные классические произведения русских и зарубежных композиторов.




Top