Происхождение фамилии мещерякова. Происхождение фамилии мещеряков

Фамилия Мещерякова связана с первоначальной территорией обитания предков человека-носителя фамилии. Мещера - древнее племя, жившее в первом тысячелетии по среднему течению реки Оки. Соответственно, человека из этого племени называли Мещеряк. В конце XV века земли Мещеры (современная Мещера, Мещерская низменность) были подарены выходцам из Казанского царства, перешедшим на службу к царю, которых тоже стали называть мещерой или касимовскими татарами. Ныне на этой территории находятся Рязанская, Тамбовская и Пензенская области. Здесь эта фамилия встречается особенно часто.

Согласно другой, менее правдоподобной версии, фамилия Мещерякова восходит к слову мещерый, которое в саратовских говорах означает неучтивый, невежливый- неуклюжий человек. Мещеряк, со временем получил фамилию Мещеряков.

Так же читайте:
Мещеряковаа

Фамилия Мещеряковаа появилась из Ядрин (Республика Чувашия). В фонде городища Ярославль - стольник Гурий Мещеряковаа (1482). Написание -..

Мещеряковадьяч

Фамилия Мещеряковадьяч возникла из Побугское (Украина). В архивах поселения Киев - печник Прохор Мещеряковадьяч (1409). Написание -..

Мещеряковакозы

Фамилия Мещеряковакозы увидела свет из Новоржев (Псковская область). В постановлениях поселения Вщиж - бурлак Феоктист Мещеряковакозы (1660)...

Раскройте тайну фамилии МЕЩЕРЯКОВ (в латинском транслите MESCHERYAKOV ) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква М фамилии МЕЩЕРЯКОВ расскажет о характере

Это люди, опережающие события. Вы очень любите планировать грядущее: сегодняшние дела и любовь тускнеют перед будущими. Однако, у Вас горячее сердце и безупречное воображение, а улыбка - просто чарующая. Поэтому, мечтая о далекой принцессе (принце), не забывайте о тех, кто окружает Вас - они реальные спутники Вашей жизни, и именно они подарят Вам счастье.

Характерные черты фамилии МЕЩЕРЯКОВ

  • единение с природой
  • непостоянство
  • отсутствие систематичности
  • болтливость
  • жизнестойкость
  • проницательность
  • страстность
  • эмоциональность
  • энергичность самовыражения
  • выносливость
  • нервозность
  • проницательность
  • заботливость
  • застенчивость
  • педантичность
  • трудолюбие
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения
  • догматичность
  • постоянное напряжение
  • самоуверенность
  • великодушие
  • интеллект
  • устремленность вперед
  • интеллигентность
  • творческие способности
  • чувство собственного достоинства

МЕЩЕРЯКОВ: число взаимодействия с миром «9»

Вибрации числа девять заставляют людей стремиться к совершенству и работать над собой на протяжении всей жизни. «Девяточники» - очень сильные и многогранные люди, порой не слишком приятные в общении: они столь же требовательны к окружающим, как и к себе, бывают резки на язык и не всегда знают меру в критике. Слова - лучшее оружие людей девятки, но не всегда оно используется наилучшим образом; часто гнев или обида заставляют «девяточника» говорить совсем не то, что он думает, и это становится причиной серьезных проблем, порой затягивающихся надолго. Недостатки людей девятки многочисленны и разнообразны, но непременно преодолимы – было бы желание. «Девяточник» может изменять свой характер, привычки и манеры, но будет жестоко наказан, если делает это не для себя самого, а лишь ради того, чтобы угодить другому.

Для людей девятки очень важно не замыкаться в себе: видеть мир, интересоваться делами окружающих, постигать науки им необходимо для саморазвития и душевного комфорта. Сколь бы трудными в общении ни казались порой «девяточники» - увлекающиеся, непостоянные, иногда забывающие о компромиссах и чувстве такта, - в их характере преобладает положительное начало, и быстро становится очевидным для всех. Впрочем, человек девятки не слишком нуждается в компании и, оставшись в одиночестве, не сокрушается о своей судьбе. У него всегда много дел, интересов и поводов для размышления, а вокруг него – людей, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви.

«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.

Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.

МЕЩЕРЯКОВ: число душевных стремлений «7»

Нередко их основным занятием становится наставническая деятельность, которой они посвящают максимум времени. Такие люди наделены необычайным чувством такта, позволяющим передавать свои знания и опыт, при этом, не навязывая другим собственную позицию и взгляд на вещи, как единственно правильный.

В жизни «семерочники» полагаются исключительно на себя, охотно предлагают помощь другим, но практически никогда не принимают ее со стороны, отчего нередко страдают. Вместе с тем, проблемы для них – не повод для отчаяния. Благодаря внутренней энергии, они в силах справиться с любой проблемой самостоятельно, не выставляя напоказ собственные слабости. Нередко малознакомые люди считают «семерочников» замкнутыми, мрачными, и даже чванливыми, в то время как для близких людей они всегда открыты, искренни и общительны.

Люди – «семерки» зачастую не любят излишнего внимания к своей персоне. Они никогда открыто не хвастаются собственными достижениями, но и не скрывают успеха. Дисгармонию в их жизнь нередко привносит желание перемен: такие люди хоть и стремятся найти источники новых впечатлений, но в то же время очень бояться сделать решительный шаг, очутившись перед необходимостью выбора. «Семерочники» могут долго сомневаться и колебаться, пытаясь предугадать вероятные «опасности». В итоге, после длительных раздумий, они нередко остаются в привычной для себя зоне комфорта.

Несмотря на то, что «семерочники» довольно общительны, они предпочитают проводить время с единомышленниками – случайных людей в их окружении почти не бывает. Развитая интуиция и проницательность позволяет им «с ходу» составить мнение о человеке и привлечь в «свой круг» именно тех, кто похож на самого «семерочника»: гордых, умных, целеустремленных людей с чувством собственного достоинства.

Люди – «семерки» никогда не теряют самоуважения, несмотря на то, каких успехов в жизни они достигли. Зачастую их материальное состояние и карьерный рост весьма солидны, но даже если все не настолько шикарно, как хотелось бы, «семерочник» из-за этого никогда не опустится на дно. Тем не менее, такие люди не состоят сплошь из достоинств: при определенных жизненных обстоятельствах они превращаются в настоящих надменных эгоистов, пренебрегая интересами и проблемами даже самых близких людей.

К выбору спутника жизни «семерки» относятся очень скрупулезно и придирчиво, нередко перевоспитывая его всю совместную жизнь. Споры в их семье – дело привычное и частое, при этом решающее слово – прерогатива «семерки».

МЕЩЕРЯКОВ: число истинных особенностей «2»

Людей, рожденных под воздействием двойки, с радостью принимают в любой компании. Двигаясь к своей цели, они точно не пойдут по головам, не пустятся в интриги и не станут нарушать правила. Им интереснее отыскать компромисс или уступить оппоненту, нежели пытаться навязать собственную точку зрения. Люди двойки с прилежанием выполняют любое дело, для них нет незначительного труда.

Двоечники – незаменимые работники: они не только беспрекословно подчиняются начальству и избегают конфликтов, но и стремятся установить неформальные отношения в коллективе. Эти люди дружелюбны и коммуникабельны, с легкостью адаптируются в новой компании и умеют поддержать беседу даже с малообщительными гостями.

Человек, находящийся под влиянием двойки, обладает яркой харизмой. Он уверен в себе, без смущения пользуется своим обаянием и может превратиться из милого фантазера в хитрого манипулятора, хотя довольно быстро раскаивается и теряет интерес к обману. Комфортнее всего двоечник чувствует себя, демонстрируя лучшие черты своего характера: заботясь о друзьях и близких, помогая нуждающимся, проявляя себя как замечательный супруг и родитель.

Эти люди не любят нарушать правила, поскольку резкость и агрессивность им совершенно не свойственны. Впрочем, слепо подчиняться они тоже не станут, поскольку у них всегда есть собственная точка зрения на происходящие события, хотя они и не спешат делиться ей с окружающими.

Рожденным под влиянием двойки не всегда удается справляться с трудностями, они нервничают, если понимают, что приложенные усилия оказались тщетными. Однако они предпочитают не копить в себе негатив, а стремиться навстречу новым мечтам и целям.

Грезя о всеобщем благополучии, люди двойки, как правило, начинают с собственной семьи. Нельзя сказать, что им все дается легко, однако эти неутомимые трудоголики умеют радоваться даже мелочам. Идеальная семья, стабильный заработок, верные друзья – вот что приносит двоечнику настоящее счастье.

Мещеряк — «житель Мещеры — так называлась территория восточнее Рязани, по этнониму народа мещера, который русские застали там в IX в.; позже Мещеру заселяли татары, на них и перешло название мещеряки, но ко времени появления фамилий мещеряк относилось уже и к русскому населению рязанского левобережья Оки, и только в северной части Тамбовской губернии и северо-западной части Пензенской губернии еще обозначало представителя местного нерусского населения» (Никонов. С.70).

Этноним мещеряк принято соотносить с названием финно-угорского племени мещера, обитавшего в Приокском регионе и подчиненного половцами, чем и объясняют «тюркский характер позднейших мещеряков» (Фасмер). Прозвище ермаковского казака Мещеряк объясняется однозначно: «с Мещеры» (Скрынников. С.188). Б.-О.Унбегаун также отождествляет фамилии Мещеряков и Мещеринов, выделяя в качестве общей для них основы «тюркизированное угро-финское племя Мещера» (Унбегаун. С.109,111).

Но есть и другое толкование происхождения этнонима, более убедительно объясняющее бытование фамилии на Урале: «Мещеряки — народность тюркской языковой группы, живущая в Башкирии и Приуралье» (Федосюк. С.150). В.Ф.Житников относит фамилию к числу образованных «от названий народностей» без каких-либо уточнений (Житников. С.35).

Запутанность и неразработанность вопроса нашла отражение в словаре Е.А.Грушко и Ю.М.Медведева: «Еще в прошлом тысячелетии на берегах Оки бытовало племя мещера. Повелением Ивана Грозного земли мещеры (что на Мещерской низменности) были пожалованы выходцам из Казанского ханства, которые перешли на службу к царю — их тоже назвали мещерой, или касимовскими татарами. К этому времени здешний край был уже достаточно заселен русскими, которые, кстати, тоже называли себя мещерой. Если к этому добавить, что в Башкирии и Приуралье живут вместе с русскими потомки тюрков мещеряки (мишари), то станет ясно: определить национальность тех, кто носит фамилии: Мещерин, Мещеринов, Мещеряков — крайне сложно» (Грушко, Медведев. С.291).

В основе фамилии могло быть и имя, восходящее все к тому же этнониму: «Мещеряк Пестриков сын Качалов, середина XVI в., Новгород» (Веселовский I). Ср. также: мещерый — сарат.«неучтивый, невежливый; неуклюжий» (Даль).

В Белослудской сл. (Верхотурский у.) жил «житничной дьячек» Захар Мещеряков, уроженец г.Тюмени, где отец его был «в съезжей избе в подьячих»; у него были сыновья Василий, Борис и Евтихий (перепись 1680 г.); ср. о нем же: «Захарко Мещеряков, писал поручную, в Верхотурье, 1679» (Тупиков).

В 1693/94 г. в Катайском остроге поселился уроженец Сарапула (сейчас в Удмуртии) крестьянин Андрей Денисович Мещеряков (перепись 1695 г.), но ко времени составления именных списков 1709 г. он «с женой и детьми бежал».

Предком Мещеряковых из прихода Калиновской сл. был один из основателей этой слободы («слободчик») в 1674 г., крестьянин Алексей Иванович Мещеряков, из четверых сыновей которого двое старших, Пимен и Даниил, несли «пушкарскую службу» (перепись 1710 г.); в переписи 1719 г. упоминаются пушкари этой слободы Иван и Пимен Алексеевичи Мещеряковы, в доме последнего жили отец и «сноха драгунская Даниловская жена Мещерякова вдова Федосья Иванова».

В 1822 г. в приходе Калиновской сл. фамилию носили крестьяне (особенно много — в самой слободе, там же отставной солдат). Фамилия встречается в Далматовском, Каменском, Камышловском, Сухоложском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Мещеряков Мещеряков

Отчество от именования отца по месту прежнего жительства: мещеряк (как сибиряк, туляк) - житель Мещеры - так называлась территория восточнее Рязани, по этнониму народа мещера, который русские застали там в IX в.; позже Мещеру заселяли татары, на них и перешло название мещеряки, но ко времени появления фамилий мещеряк относилось уже и к русскому населению рязанского левобережья Оки и только в северной части Тамбовской губернии и северо-западной части Пензенской губернии еще обозначало представителя местного нерусского населения.

Мещеряки - народность тюркской языковой группы, живущая в Башкирии и Приуралье. (Ф). Отчество от именования отца по месту прежнего жительства: мещеряк (как сибиряк, туляк) - житель Мещеры - так называлась территория восточнее Рязани, по этнониму народа мещера, который русские застали там в IX в.; позже Мещеру заселяли татары, на них и перешло название мещеряки, но ко времени появления фамилий мещеряк относилось уже и к русскому населению рязанского левобережья Оки и только в северной части Тамбовской губернии и северо-западной части Пензенской губернии еще обозначало представителя местного нерусского населения. (Н) (см. Мещерин)

(Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»))


Мещеряков

Отчество от именования отца по месту прежнего жительства: мещеряк (как сибиряк, туляк) - житель Мещеры - так называлась территория восточнее Рязани, по этнониму народа мещера, который русские застали там в IX в.; позже Мещеру заселяли татары, на них и перешло название мещеряки, но ко времени появления фамилий мещеряк относилось уже и к русскому населению рязанского левобережья Оки и только в северной части Тамбовской губернии и северо-западной части Пензенской губернии еще обозначало представителя местного нерусского населения.

(Источник: «Словарь русских фамилий». Никонов В. А., М.: Школа-Пресс, 1993.)


Смотреть что такое "Мещеряков" в других словарях:

    Михаил Григорьевич (1910 94), физик, член корреспондент РАН (1953). Осн. труды по ядерной физике, физике высоких энергий, ускорительной технике. Один из руководителей строительства первого в СССР синхроциклотрона на 680 МэВ (1949).… … Русская история

    Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

    I Мещеряков Михаил Григорьевич [р. 4(17).9.1910, с. Самбек, ныне Ростовской обл.], советский физик, член корреспондент АН СССР (1953). Член КПСС с 1940. Окончил Ленинградский университет (1936). В 1936 1947 работал в Радиевом институте АН … Большая советская энциклопедия

    Драматург 1870 х гг. {Венгеров} Мещеряков, В. авт. патриот. драм. произв. 1870 80 х гг. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    МЕЩЕРЯКОВ - Александр Иванович (16.12.1923, дер. Гуменки, ныне в Рязанской обл., 30.10.1974, Москва), де фектолог, дер психол. наук (1971). Окончил филос. ф т МГУ (1950). Науч. сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ дефектологии АПН СССР.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Николай Леонидович (25.II.1865 3.IV.1942) деятель революц. движения в России, литератор. Член корр. АН СССР (с 1939). Член Коммунистич. партии с 1901. Род. в г. Зарайске в семье агронома. Учился в Петерб. технологич. ин те, принимал участие в… … Советская историческая энциклопедия

    МЕЩЕРЯКОВ - Александр Иванович (1923 1974) российский психолог, де фектолог, д р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак та МГУ (1950) и аспирантуру… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мещеряков М. Г. - МЕЩЕРЯКÓВ Михаил Григорьевич (1910–94), физик, ч. к. РАН (1953). Осн. тр. по ядерной физике, физике высоких энергий, ускорит. технике. Один из руководителей стр ва первого в СССР синхроциклотрона на 680 МэВ (1949). Гос. пр. СССР (1951, 1953) … Биографический словарь

    Мещеряков Н. Л. - МЕЩЕРЯКÓВ Николай Леонидович (1865–1942), публицист, ч. к. АН СССР (1939). С 1918 чл. редколлегии Правды, зав. Госиздатом. В 1924–32 зам. гл. ред. БСЭ, в 1927–38 гл. ред. МСЭ. В 1924–27 секр. Крестинтерна. Тр. по истории лит… … Биографический словарь

Книги

  • Мещеряков. Заповедник сказок , Кир Булычев. От издателя:Как и всем детям, Алисе Селезнёвой рассказывали на ночь сказки о волшебниках, драконах, Бабе-яге и Спящей красавице…

Под таким заглавием скоро увидит свет новая книга А. Азаренкова (Мещерякова). Она включает 11 глав.

В первой главе будет кратко рассказано:

Кто такой народ мещёра. Кто такие мещеряки. Происхождение народа …от маджар, …от мадьяр, …от башкир, …от татар, …от русских, …от угров, …от гунн, …от половцев-куман, …от казаков-черкас. Где обитали их предки? На каком языке говорили? Древней мещёре известны руны. Мещёра сколок мадьярского племени. Местожительство мещеряков. Мещера-мещеряки на картах и в названиях. Подгруппы мещеряков.

В данном исследовании представлен весь материал, что удалось обнаружить, в доступной автору литературе, об этногенезе1 мещеряков: публикации, научные работы, рефераты, работы историков, в том числе историков казачества, личные архивы и письма читателей. Но в первую очередь это фонды Государственного Архива Российской Федерации, Государственной Исторической Библиотеки и Российской Государственной Библиотеки в Москве.

Так как сведения даются из различных источников, то и отношение к народу мещерякам у известных авторов, естественно, различное. К примеру, некоторые татарские авторы не признают определение "мещеряк", а называют, по-своему, "мишарь", но всё равно, по большому счёту, весь народ мещеряков "перетягивают" к себе… Но, надо тотчас себе заметить, что мещеряки не татары. И не русские (если мы понимаем под этим определением, прежде всего славян). Вчитайтесь в ниже опубликованные записи и сделайте свои выводы сами. А история мещеряков очень интересна и насыщена почти преестественными событиями.

Автор постарался уловить и показать всякую мелкую подробность, как говорили римляне "без гнева и пристрастия", чтоб привлечь внимание к этому, почти не исследованному предмету, и сделать его достоянием будущих специалистов-историков, либо краеведов-любителей или других заинтересовавшихся лиц, которые уже и произведут на этом основании тот или другой вывод. То есть, чтобы возможно новые исследователи доработали тему о забвенных казаках-мещеряках или дополнили мою - новыми сведениями.

В работе собраны реальные, зафиксированные события (Qui nimium probat, mihil probat)2 и дана начальная, почти не переработанная информация. Ведь только там, где факты, в нашем случае частично, составлены и освещены, мы можем дойти до некоторых исторических обобщений, можем подметить общий ход того или другого исторического процесса, можем даже на основании ряда частных суммирований сделать смелую попытку связать, - а так оно и есть, - историю мещеряков с казачеством. Дать её хронологическое изображение с той последовательностью, в какой развивались основные, действительные и вполне реальные события исторической жизни народа мещеряков. Но далее такой схемы, то есть изложения всех известных в письменных источниках фрагментов, практически без своих комментариев, автор идти не может и не идёт.

Общеизвестные, заезженные исторические факты здесь опускаются, и акцентный упор делается на материалы и свидетельные печатные документы, обхожие вниманием. К примеру: баскаки имели несколько отличное объяснение у русских исследователей и зарубежных - от советских, которые подходили с навязанных им, классовых позиций. "Сначала для сбора дани татары посылали мусульман из Хорезма, но потом заменили их [на "своих", местных], поскольку тех ненавидели"3. Баскаками стали называться атаманы, у которых имелись свои отряды, состоящие из хасал косак – к такому выводу пришли дореволюционные книжники. Само слово "баскак" перешло от половцев, а те взяли монгольское определение "таньманчи", что означило хранителя печати.

Для удобства читателей и для передачи хотя бы частично, духа того времени, через тексты, все цитаты (выдержки, отдельные слова) из документа, рассмотрению которого посвящена соответствующая страничка, выделены кавычками или реже – другим шрифтом. Мои примечания, естественно – квадратными скобками. При приведении извлечений из текстов или в правописании слов, выделенных из контекста, где это возможно, соблюдены правила старорусского языка (синтаксис книжного славянского языка), современной церковно-славянской грамматики или дореформенного (так называемого дореволюционного) русского языка.

Как хорошо написано Валентином Мантулиным ("Песенник Российского воина". США, 1970 г., Двухтомник):

"Сборник создаётся по исконно-российскому правописанию не только, что оно символизирует величие Империи и благолепие Церкви, а ещё и потому, что т. н. новая орфография противоречит духу русского языка, как грамматически и фонетически, так и в отношении художественном". Мне, к сожалению, в таком полном указанном варианте написать работу не удаётся…

Некоторые слова и предложения из выписок, на которые хотел бы обратить внимание автор, даются курсивом или жирным шрифтом. А что бы читателю воспринималось написанное без утомления, в работе использованы различные литературные жанры (или стили) от академического слога до языка статьи.

При цитировании источников XVIII – XIX вв. используются, по возможности, правила и орфография того времени. Более ранние источники4 даны, в общем, современным гражданским шрифтом и старым стилем. За исключением некоторых речевых оборотов, слов букв, - и приближено факсимильно. Сокращённые написания с титлом, поздними авторами, расшифровываются, выносные буквы вставлены в строку, и, по техническим причинам, мы увидим переносы.

Новояз, поправка или частичное исправление перепечатанного текста автором не приветствуется… Поэтому можно встретить в извлечениях к примеру: "Гильом Рубрук"; "Рубрукус" или "Вильгельм де Рубрук"; "Виллем Рубрук" – всё один человек, но имя взято из различных письменных текстов. Это Фламандский монах и путешественник. А как только не пишется касимовский хан Шах-Али - Шигалей, и кем он только не был! Так же предстоят дела с арабскими авторами и т. п. И названиями народов…

Словами Цицерона: "Ex ipso fonte bibere" – пить из самого источника, то есть обращаюсь к первоисточнику. Ведь тот, кто обращается к старинному, может открыть новое, как это не парадоксально звучит. Так и здесь. Говорится: "За что купил, за то и продаю", или как писали в старину: «якоже слышах, тако и напесах».

По возможности сохраняется специфика правописания, где слова "великий князь", "боярин", "князь", "дворяне", "посол", "сотник", "митрополит", "атаман" и т. д., по орфографии тех лет писались с большой буквы. Также с большой буквы писались и печатались тогда имена народов и племена: Мещёра, Казаки, Русские, Муромцы, Татары и т. д. Но в ещё ранних изданиях, собственные имена и собственные географические имена не выделялись написанием с большой буквы, (только в Киево-Печерских изданиях с XVII и до конца XIX века указанные слова писались с большой буквы). После малой точки, равняющейся точке с запятой в русском языке, начальное слово предложения писалось с малой буквы. Отсюда, есть иногда, путаница….

На первом этапе работы информация собиралась не для публикации, а так сказать "себе в блокнот", и ссылки на источники не было обходимости указывать. Поэтому теперь, к большому сожалению, не везде в приводимых выписках они имеются.

Известно, что предисловия обычно не пользуются большой популярностью, особенно длинные, потому заканчиваю выпиской из "Отечественных записок" (1870 г., № 1 стр. 119, 167): "…историк имеет столь же прочную почву, как естествоиспытатель: наблюдение, сравнение наблюдений, заключение по наведению, заключение по аналогии, гипотеза, проверенная фактами. Самые свидетельства получают в глазах историка гораздо более цены как предметы наблюдения, чем как свидетельства. То, что свидетель выдаёт невольно в языке, в привычках мысли, в частной жизненной опытности и жизненной обстановки, в веровании и в знании, несравненно важнее, чем то, о чём он намеренно передаёт современникам и потомству".

…Отсюда и пошли на Дону фамилии: Грековых – от греков, Татариновых – от татар, <…> Калмыковых от калмыков, Мещеряковых – от мещерских татар5…

Из "Истории Войска Донского".

Что нынешние казаки знают о мещеряках? Первое, что приходит на память, это, конечно, Матвей Мещеряк6, сподвижник Ермака. После гибели атамана именно он возглавил отряды. Во времена Степана Разина, соучаствовал тамбовский казачий атаман Мещеряков. В гражданскую войну действовал лихой корнет Мещеряков7. Или, к примеру, кавалер Военного креста Английского Короля - есаул Виктор Мещеряков, окончивший в своё время Оренбургское Казачье Училище. Кто-то прибавит сюда киношного Валерку Мещерякова из "Неуловимых мстителей". На этом, пожалуй, и всё. Лишь Оренбургские казаки, да возможно Уральцы, что-нибудь припомнят более или менее из истории своего Войска. Яикские или Уральские казаки имели, к примеру, фамилии: Мещеряков, Мещереков, Мещаряков, Мещеряк, Шацкой, Мажарцов, Тамила Касимовец, Андрей Дементьев Касимовец и другие по нашей теме8. Впрочем, в других казачьих войсках, мещеряки так же присутствовали. "Линейное сибирское казачество формировали городские сибирские казаки, мещеряки…" – сообщает Александр Алексеенко9.

Что же это за люди такие, мещеряки? И куда они подевались?

О происхождении самого народа-воинов мещеряков уверенной на все сто процентов, информации, безусловно, нет, и сведения подаются порой совершенно невероятные, но, во всяком случае, из достоверных источников от уважаемых, признанных, авторов. Да, лишь в конце печатной работы мне довелось познакомиться с Интернетом. Я думаю, и та информация здесь будет не лишней.

Доподлинно известно, что в старые времена они, мещеряки, прозывались иначе и известны под другими именами, как у русских, так и других народов. Известно также, откуда они пришли, где проживали в различное историческое время, где и как, зацепились за место, за территорию, оставляя там часть своих соплеменников, и где расселились впоследствии.

Итак, ссылаясь на архивные источники, сведения историков, лингвистов, и т.д. и т.п., можно отметить следующее: "Мещеряки или Мещера, туркофинское или, лучше сказать, отчасти отатарившееся, отчасти обрусевшее финское племя, обитавшее раньше в так называемой Мещерской области" (П. П. Семёнов Тянь-Шанский). Вот и советский этнограф, и археолог Толстов10 вторит почётному члену Петербургской Академии Наук (1873) и главе Русского географического общества: "В лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего имени, часть, которой отатарились, - другая же часть обрусела". Не было необходимости в то время скресть русского, чтобы найти татарина и особенно угро-финна. "Основой населения везде являлось финское племя" - утверждает Валишевский, ссылаясь на светила русской истории.

Свежий взгляд, не притупившийся от многократной фиксации и ссылок одних и тех же, уже устоявшихся в наше время "истин", может подчас обнаружить, что тема-то, собственно говоря, отнюдь и не изучена, что в её освящении, историками, много прежде не замечавшихся несообразностей и оставшихся вопросов. Подход к мещерякам "со стороны" казачества или т.н. гунн11, по большому счёту не рассматривался. Автор первоначально выделяет только мещёру-мещеряков и их службу князьям русским и служению государству Российскому, да наиболее достоверные версии о происхождения этого древнего, служилого народа-воинов. Но, в текстах, мне стали попадаться: мещеряки-мажары, мещеряки-татары, мещеряки-русские, и тамбовские, рязанские, пермские, уфимские, оренбургские, казанские, пензенские, темниковские, касимовские и прочие ветви мещеряков. Даже в Москве и Московской области обнаруживаются их следы в названиях. Достаточно внимательно посмотреть на карту.

Мещёрская низменность подходит практически к стенам Кремля, к Болотной площади. Она тянется низиной через Замоскворечье, а остатки Мещёрского леса представлены на территории Москвы одним из крупнейших парков Европы - Измайловским. Кроме того, Сокольники, Кузьминки, Алексеевская роща и Лосиный остров - это тоже Мещёра, самая настоящая. Если посмотреть на нее, например, из космоса - это пятиугольник, в вершинах которого расположены такие города как Москва, Владимир, Муром, Касимов, Рязань (Валентина Веткалова).

«Этнических подгрупп мишар немало, если делить по современным территорям: нижегородские, мордовские, самарские, калаткинские <ульяновские>, пензенские, саратовские, владимирские, чистопольские, буинские и другие (Дамир Исхаков "Татары (популярный очерк этнической истории и демографии")».

Что характерно, скажу словами господина Орлова, (заменив, мишарь на мещеряк), что мещеряки на известных этапах своей истории, везде, где бы они ни оказались, выступают как служилая часть народа – кажется, что этноним “мещера”, родственный с ней “маджар” отражает эту особенность истории мещеряков как народа.

Однако замечу читателю, что мишари и мещеряки не одно и то же!!!

Я разговаривал с мишарями нижегородскими, - так они даже не знают, кто такие мещеряки! И переспрашивали у меня имя народа!

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

Вся изложенная история о мещеряках рассказывается цитатами историков. Цитируется из приводимых работ, буквально (в точности, слово в слово), с сохранением орфографии и преимущественно без купюр, чтобы не подумалось читателю, что автор что-то подогнал и присочинил…

А. Н. Азаренков

Глава Вторая:

Рязанщина. Выходцы из Орды на землях мещёры. Князья Мещерские. Мещеряки в Куликовской битве. Мещёрский князь Александр Укович. Приобретение Мещеры Великим Князем Московским. Ярлык на Мещёру. Первое отчётливое упоминание в русских летописях о казаках. Великое Княжество Рязанское и казаки. Городецкие или Мещерские казаки.

Глава Третья:

Образование Казанского Царства. Потомки Чингисхана Касим да Якуб приводят чиркас-казаков на службу Василию II. Образование русского ханства под рукой Вел. Кн. Московского. Какие были казаки. Городецкие или касимовские казаки-мещеряки. О службе ямской. Мещерские казаки спасают Москву от разорения. 1480 год. Отчего закончилось "Стояние на Угре"? Городецкие (мещерские) казаки делают рейд по тылам хана Ахмата. Городца Мещерского Саин-Симеон Бекбулатович – Царь Всея Руси.

Глава Третья:

С Рязанских мест на Казанский трон. Русский хан Шигалей – Царь Казанский. Череда взятий Казани. Мещерские казаки Шигалея. Какие казаки участвовали в последнем Казанском походе - "взятии Казани". Казанские казаки: кто они? Ермак в Казани. Хронология. Хан Шигалей – командующий русским войском. После завоевания Казанского Царства великий князь Иван становится Царём.




Top